Три крупнейшие авиакатастрофы в новейшей истории России произошли в Иркутске


Три крупнейшие авиакатастрофы в новейшей истории России произошли в Иркутске

Иркутск зачастую называют городом падающих самолетов. Три самые страшные катастрофы пришлись на 1994, 2001 и 2006 годы, когда погибли 125, 144 и 124 человека соответственно. Крушения самолетов авиа, «Сибирь» и «Владавиа» входят в число крупнейших в новейшей истории России. Хронологию трагических событий представляет ИА IrkutskMedia.

Июльские авиакатастрофы в Иркутске Create your own infographics

Аэропорт «Иркутск» расположен в черте города и самолеты взлетают и садятся над жилыми домами. В последние три года активно обсуждается реконструкция аэровокзала и его вынос за черту города. Не последнюю роль в этом обсуждении играет финансовый вопрос: реконструкция аэропорта обойдется дешевле, чем строительство нового комплекса. В апреле 2020 года аэропорт «Иркутск» перешел в собственность области. После этого региональные власти начали переговоры с Ростехом, Роснефтью и еще рядом крупных компаний об инвестициях в реконструкцию аэропорта. Новый губернатор Иркутской области Сергей Левченко не отказывается от планов по реконструкции авиаузла, однако настаивает на том, что аэропорт должен быть вынесен за черту города.

3 января 1994 года пассажирский самолет Ту-154М — регистрационный номер RA-85656 — российской авиа, выполнявший регулярный рейс по маршруту Иркутск — Москва, потерпел крушение через 12 минут после взлета. Как передавал ТАСС, из-за пожара во втором двигателе отказали гидросистемы, лайнер потерял управление и на скорости порядка 500 км/ч врезался в строения молочной фермы в поселке Мамоны в 11 км от ВПП аэропорта Иркутск. Погибли все 125 человек, в том числе шестеро детей на борту и один человек на земле. Причиной пожара и катастрофы стало разрушение стартера двигателя из-за попадания под заслонку постороннего предмета, предположительно, осколка кожуха газосборника. Сигнализация «Опасные обороты стартера» сработала еще на земле, но экипаж посчитал сигнал ложным и принял ошибочное решение взлетать.

26 июля 1999 года грузовой самолет Ил-76ТД авиа выполнял взлет с иркутского аэропорта в сторону Байкала, не смог набрать высоту, врезался в служебные постройки, проехал несколько сот метров и загорелся. Благодаря оперативным действиям спасательных служб аэропорта членов экипажа удалось извлечь из горящей кабины до распространения пожара в передней части самолета. Авария произошла рядом с историко-мемориальным кладбищем жертв массовых политических репрессий.

— Самолет упал в районе мемориала. Кроме того что он был перегружен, так еще и полностью заправлен топливом на взлете. Это создало нам большие сложности. Тушение очень долго проводилось, — вспоминает врио начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы Иркутской области Игорь Уткин.

Расследованием аварии занималась комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Наиболее вероятной причиной крушения была перегрузка самолета, однако полностью это доказать не удалось, так как значительная часть груза сгорела, а остальное намокло при тушении пожара.

4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиа. Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту самолета находились 144 пассажира и члена экипажа. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.

Ту-154

На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера. На месте катастрофы работали более 200 спасателей, 50 единиц техники.

— Самолет упал в поле. На месте работали пожарные машины, пролили все, что осталось от самолета. Эвакуировать было некого. В разборе обломков наша экстренная служба не участвовала, — рассказал Игорь Уткин.

Была создана государственная комиссия, которая занималась расследованием катастрофы. В декабре 2001 года стала известна причина — ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 144 человека.

9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиа (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, которая располагался в 280-ти метрах от «взлетки».

В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа на площади около 200 кв. метров. На борту А-310 находились 203 человека. На место трагедии в экстренном порядке выехали сотрудники МЧС, скорой помощи, милиции. Благодаря мерам, принятым личным составом пожарной охраны аэропорта и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, удалось защитить от огня заднюю часть фюзеляжа, эвакуировать 79 человек, не допустить загорания 13-ти тонн топлива в баках самолета. Личным составом было спасено 15 человек.

— Было очень много тел погибших. Работы велись в районе двух суток. Сама спасательная операция длилась первые 30 минут. Кто-то самостоятельно эвакуировался, кто-то — с помощью первых подразделений пожарной охраны. Сначала прибыла пожарная охрана аэропорта, которая постоянно там находится и обеспечивает безопасность взлета и посадки самолетов. В каждом аэропорту есть такая служба. На первоначальном этапе тушения было тяжело. Самолет находился не на посадочной полосе. Это была пересеченная местность, забор, гаражи. Были сложности в организации эвакуации и тушения. После этого мы доставали тела, разбирали обломки, проверяли гаражи. Много прогаров было, пассажирская палуба прогорела, совместилась с грузовой, до самой земли были прогары. На той авиакатастрофе работали опытные сотрудники, имеющие высокие офицерские звания, они потушили не один пожар и были задействованы в различных специфических операциях, — вспоминает Игорь Уткин.

Для проведения работ на месте авиакатастрофы привлекались 199 человек личного состава и 16 единиц техники ГУ МЧС по Иркутской области, 68 спасателей и 11 единиц техники Аварийно-спасательной службы региона, 35 курсантов и пять офицеров ВСИ МВД России, 15 бригад скорой помощи (60 человек), две бригады медицины катастроф (восемь человек).

На место авиакатастрофы прибыл министр транспорта РФ Игорь Левитин и полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин. Игорь Левитин возглавил правительственную комиссию по расследованию катастрофы.

В числе 124-х погибших также были дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков. Патриарх Всея Руси Алексий Второй выразил соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Патриарх сообщил, что поручил Иркутскому архиепискому «проявить заботу и пасторское попечение о тех, кто нуждается в моральной и духовной поддержке в эти дни», сообщало «РИА Новости». 10 июля было объявлено днем траура в России.

В связи с авиакатастрофой было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц». Рассматривались все версии произошедшего, в том числе версия о неисправности оборудования и так называемый человеческий фактор. Прокуратурой Иркутской была создана оперативно-следственная бригада. На месте происшествия находились прокурор Иркутской области Анатолий Мерзляков, зампрокурора Максим Ершов и транспортный прокурор Александр Чубыкин. Генпрокурору РФ Юрию Чайке регулярно докладывали о ходе расследования, писало «РИА Новости».

Уголовное дело

Гражданская ответственность ОАО «Авиа (S7) перед третьими лицами, а также самолет А310, были застрахованы в ОСАО «Ингосстрах». Лимит гражданской ответственности авиакомпании перед третьими лицами, пассажирами, за груз, багаж (в соответствии со статьями 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ) составляет 300 млн долларов. Самолет также был застрахован «Ингосстрахом» (добровольное имущественное страхование «каско» воздушного судна), передавало «Интерфакс».

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.

«После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован», — говорится в сообщении МАК.

При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателя экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя, говорится в документе.

В июле 2007 года прокуратура Иркутской области завершила основной объем следственных действий по делу об авиакатастрофе.

«Основной объем следственных действий к настоящему времени выполнен, собраны доказательства, проведены осмотры, допрошены необходимые лица», — цитировало «РИА Новости» представителя прокуратуры.

По делу была назначена летно-техническая экспертиза, которая должна была дать ответы, кто виноват и в чьих действиях были нарушения. В связи с этим срок следствия по делу был продлен до 9 октября 2007 года.

В итоге в соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге, также передавало «РИА Новости».

9 июля 2020 года память жертв авиакатастрофы почтили в аэропорту Иркутска. Руководители ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» и авиа прибыли к мемориалу, установленному на месте катастрофы – со стороны улицы Можайского. Они возложили корзину с цветами, состоялась минута молчания. С самого утра цветы к мемориалу несли родственники погибших.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Со дня крушения лайнера Airbus A310 в Иркутске прошло девять лет

Разгильдяйство назовут человеческим фактором

Обычно перед специальной комиссией, расследующей причину беды, стоит непомерно тяжелая задача — найти стрелочника или бездушную железяку, погубившую машину и людей. Впрочем, со стопроцентной уверенностью причину вряд ли кто назовет. Заново составленный, насколько это возможно, из чудовищно искореженных пазлов самолет, восстановленные по миллиметрам записи разрушенных черных ящиков, архивы переговоров диспетчеров, свидетельства очевидцев все равно не дадут максимально полную картину. Поэтому обычно специалисты называют версии происшествия по степени вероятности. В небе над Иркутском пассажирскому лайнеру смертный приговор, согласно выводам комиссии, подписал крошечный кусок воздушного радиатора, отколовшийся от корпуса вследствие перепада температур. Стартер второго двигателя пошел вразнос, и у летчиков едва хватило времени отвести борт от жилых кварталов.

Возможно, задолго до падения, еще на земле кто-то из техников просмотрел неполадку, не просчитал ее, технарь чином повыше продлил моторесурс двигателю. Возможно, заводской ОТК не разглядел брачок в изделии. Все возможно.

Причиной гибели гигантского «Руслана», возможно, стало некачественное топливо, замерзшее в трубках. Махине не хватило мощи взмыть в небо. Небесный тяжеловоз мог разбежаться и взлететь в другую сторону от Иркутска, тогда жертв было бы меньше. Однако грузовой борт, набитый новенькими истребителями, получил добро на взлет над городскими кварталами…

Перегруженный китайскими шмотками ИЛ-76 в июле 99-го подвел утренний редкий воздух.Бывшие соотечественники сдуру запустили ракету в пассажирский самолет, пролетающий над Черным морем. Военные незалежной Украины долго отрицали свою причастность к крушению, пока их не ткнули носом в фрагменты фюзеляжа, продырявленные снарядом. В небе над Швейцарией два лайнера лоб в лоб свел уснувший диспетчер.Можно обобщить, что основной причиной иркутских авиакатастроф, да и не только их, стало обычное разгильдяйство, которое, как и преступность, не имеет национальности и границ. Правда, эксперты с некоторых пор стали применять удобоваримый и устраивающий абсолютное большинство термин «человеческий фактор». Понимаете, виноват не Петров, Иванов или Сидоров, а человеческий фактор. Попробуй осуди его.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: