Рысачок проиграл. Какие самолёты будут летать на местных авиалиниях России?


Авиация России

В Самаре на РКЦ «Прогресс» планируется возобновить работы над созданием лёгкого турбовинтового самолёта «Рысачок». Об этом сообщает информационный портал ВолгаНьюс.рф со ссылкой на временно исполняющего обязанности гендиректора предприятия Дмитрия Баранова.

«Создание лёгкого самолёта «Рысачок» — высокотехнологичный проект. Подобные диверсификационные работы, по-моему, уместно размещать на крупных промышленных предприятиях. Несколько лет назад на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2013 «Рысачком» интересовались многие участники, в том числе представители иностранных фирм. В ближайшее время мы попытаемся завершить сертификацию самолёта и будем предлагать его заказчику», — рассказал Д.Баранов изданию.

По мнению руководителя «Прогресса», процедура получения необходимых сертификатов оценивается в сотни миллионов рублей и занимает длительное время, поэтому «предприятию нежелательно вкладывать собственные средства», а необходима государственная финансовая поддержка.

«Рысачок» — лёгкий многоцелевой самолёт с двумя турбовинтовыми двигателями М601F производства Walter (Чехия) мощностью по 750 л.с. Самолёт рассчитан на перевозку до 10 пассажиров или полутора тонн груза. Дальность полёта — до 2 тыс. км. Максимальная высота полёта — 5 тыс. м. Диапазон крейсерских скоростей — от 250 до 400 км в час. Экипаж — два человека. Самолёт может взлетать с грунтовых площадок длиной 500 м с прочностью грунта не менее 5,5 кг/кв.см.

В 2007 году министерство транспорта России провело конкурс на создание двухмоторного самолёта для учебных заведений гражданской авиации. Победителем конкурса стала , которой на разработку самолёта было выделено 740 млн руб. Производство ВС было решено организовать на площадке самарского ракетостроительного предприятия ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (сейчас носит название АО «Ракетно-космический «).

Первый полёт самолёт выполнил в Самаре 3 декабря 2010 года. 2 июня 2011 года были завершены предварительные лётные испытания, и самолёт был передан для дальнейшего прохождения сертификационных лётных испытаний в ЛИИ им. Громова.

В 2011 и 2013 годах «Рысачок» демонстрировался на МАКС, причём участвовал в лётной программе МАКС-2011.

В 2015-2016 г.г. из-за реорганизации «Роскосмоса» и секвестирования его бюджета, РКЦ «Прогресс» приостановил разработку самолёта «Рысачок», а сертификационные лётные испытания были прекращены. На завершение работ по сертификации самолёта необходимо около 300 млн руб.

Известно, что НКФ «Техноавиа» также вела разработку увеличенной версии самолёта на 19 кресел. Самолёты типа «Рысачок» в 9-и и 19-местном исполнении очень востребованы в России — первые могли бы заменить ветеранов Ан-2 на внутрирегиональных маршрутах, а 19-местный — самолёты Bombardier DHC 6–400 Twin Otter.

  • 15.03.2017 2016-й год установил печальный «рекорд» по количеству авиационных происшествий
  • 10.01.2019 США не смогут остановить запуск МС-21 в серийное производство
  • 07.01.2019 Авиация России: итоги 2020, планы на 2019
  • 10.12.2018 Самолёты дальней авиации ВКС России совершили перелёт в Венесуэлу

(8 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Теги по теме: Рысачок

«Рысачок» и рыночная экономика

Первоначально предполагалось, что новым массовым самолётом для местных авиалиний должен стать самолёт «Рысачок», который разрабатывался на «ЦКБ-Прогресс» в Самаре. Однако в конечном счёте на закрытом совещании в Министерстве промышленности было принято решение не в его пользу. Победителем конкурса стал австрийско-российский проект Diamond Aircraft. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе: действительно, довольно странным является выбор в пользу иностранного проекта, если существует российский самолёт, который уже летает.

«Не стоит искать в данном решении политический подтекст, — считает Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт», — у конкурса были чёткие требования, и самолёт «Рысачок» не подошел под них». По мнению эксперта, в первую очередь это было связано с тем, что австрийско-российский проект имеет более совершенную конструкцию планера с широким применением композиционных материалов, а значит, он более лёгок и рентабелен. К тому же, говорить о том, что рысачок — полностью российская разработка, нельзя. На нём установлены иностранные двигатели, авионика также заграничная.

«В сущности, выбор был сделан в пользу проекта самолёта, который более всего соответствует реалиям рыночной экономики, который сможет продаваться за рубеж и вернуть в казну если не все 7 миллиардов, то хотя бы часть из них. В отношении «Рысачка» этого ожидать было бессмысленно», — считает Пантелеев. Однако хоронить проект «Рысачок» не стоит. Представители предприятия в данный момент ведут переговоры с российскими ведомствами и министерством обороны, которые могут быть заинтересованы в этой машине.

Научно-исследовательские работы по проекту Diamond Aircraft планируется завершить в 2014 году, а 2020 — опытно-конструкторские. Серийное производство самолёта должно начаться в 2020 году. При этом предполагается, что все двигатели, которые будут устанавливаться на самолётах Diamond, будут производиться на территории России.

Статья по теме

Загадка МС-21. Станет ли новый самолёт лайнером русской мечты?

Россия не впервые обращается к иностранному опыту в создании пассажирских самолётов. Так, первым массовым пассажирским самолётом в СССР был Ли-2, который являлся копией американского DC-3, и только после войны советская авиационная промышленность достигла уровня, который позволил производить свои собственные самолёты Ил-12, Ил-14 и Ил-18 и Ан-2.

Реанимация кукурузника

Ещё одной больной темой, связанной с авиацией общего назначения, является ремоторизация Ан-2. Эта машина — один из самых массовых самолётов за всю историю авиации. Созданный в конструкторском бюро им. Антонова в украинской ССР в 1947 году, он используется до сих пор, и более того — продолжает производиться в Китае, являясь единственным самолётом в мире, который выпускается более 60 лет. Всего было построено более 18 тысяч Ан-2, которые использовались в 26 странах мира. Продолжают эти машины летать и в России.

Причина такой популярности самолёта заключается в удачно сконструированном планере, который является долговечным и надёжным: многие самолёты продолжают летать уже более 40 лет, а налёт некоторых машин достигает 20 тысяч часов. Кроме того, создать такой самолёт сегодня будет невозможно из-за более жёстких современных норм прочности.

В то же время, машина, созданная в первой половине XX века, к веку XXI не могла не устареть. В первую очередь это касается двигателей, которые имеют меньший ресурс, чем сам самолёт. К тому же, современные турбовинтовые двигатели более экономичны, чем поршневые. По различным подсчётам, сегодня в России летает 1580 Ан-2, и для того, чтобы заменить их новыми самолётами, потребуется не менее 10 лет. В то же время, замена двигателя на Ан-2 делает его более конкурентоспособным, стоит дешевле, чем новый самолёт, и отнимает не более месяца.

Статья по теме

Сургутянин и его 8-летний сын cлетали в Крым на самодельном самолете

Идеи о ремоторизации и обновления авионики машины витали в воздухе несколько лет, но только к 2012 году начались конкретные шаги в этом направлении. В России ремоторизацией занимается научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина (Новосибирск) совместно с американской компанией Honeywell, двигателями которой и будет оснащаться самолёт. «», в свою очередь, также разработала свой проект ремоторизированного Ан-2 с двигателем МС-14, который разрабатывается на запорожском заводе МОТОР-СИЧ.

Вскоре возникли трудности, связанные с тем, что предприятие-разработчик самолёта, ГП «Антонов» прекратило сотрудничество с российской стороной по программе ремоторизации, заявив свои исключительные права на такие работы. В то же время, по словам представителей новосибирского завода, до сих пор украинское предприятие не предоставило никаких документов, которые подтверждали бы эти права. Российская сторона считает, что в СССР по документам разработчиком самолёта являлось министерство авиационной промышленности, и его российский правопреемник имеет юридическое право решать, кто будет заниматься ремоторизацией самолёта.

Однако трудности, связанные с прекращением сотрудничества с «Антоновым», не находятся только в юридической плоскости. Так, в одном из интервью 2013 года президент-генеральный конструктор ГП «Антонов» говорил: «Сибиряки к нам приехали, я с ними встретился, объяснил, что по правилам нужно провести. Ведь просто взять и заменить двигатель не получится. Надо ещё будет провести цикл испытаний, так как есть некоторые вопросы, например центровки, устойчивости, управляемости, — все их надо решать. Они выслушали, ушли — и молчок. Видимо, не понимают, как это всё сделать. А ведь хотят быть разработчиками (смеётся). Да, в общем-то, пожалуйста, делайте, у нас нет особых амбиций… Хотя, с другой стороны, «Ан-2″ — первый самолёт Олега Константиновича Антонова. И я, как его ученик, не должен позволить, чтобы его первенца «Ан-2″ обозвали каким-то другим именем».

Впрочем, по последним сведениям, новосибирскому предприятию удалось решить все технические трудности, и оно готово приступить к замене двигателей «кукурузников». На встрече с Владимиром Путиным в начале августа этого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в 2014 году в Новосибирске будет выпущено 20 ремоторизированных «кукурузников», а в 2015-м — 60.

Ремоторизация Ан-2 в СибНИА. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Чешско-российский завод

Стоит отметить, что у России существуют и другие варианты оснащения местных авиалиний самолётами. Им является, например, самолёт Lel — L-410, который производится в Чехии с 1969 года. Предприятие, на котором строятся эти машины, было выкуплено Уральско-Металлургической компанией (УГМК), в 2013 году. Первые четыре самолёта были поставлены в Минобороны РФ в феврале–апреле 2011 года, а в 2012 году был заключён контракт на поставку ещё 4 машин. При этом соглашение содержит опцион на покупку ещё 4 самолётов. Помимо этого, в г. Арсеньев Приморского края планируется организация агрегатной сборки канадских самолетов DHC-6. В данный момент этот вопрос обсуждается с губернатором Приморья Владимиром Миклушевским.

Чешско-российский самолёт L-410. Фото: Commons.wikimedia.org / Original uploader was Mottld at en.wikipedia

Количество самолётов, необходимых для местных авиалиний, определить довольно трудно. Нужно понимать, что самолёты для местных авиалиний сильно отличаются от авиалайнеров, и спрос на них напрямую зависит от экономической ситуации в стране. По разным оценкам, потребность отрасли в таких машинах составляет от 200 до 1500 самолётов до 2025 года. Согласно программе Diamond Aircraft, к 2019 году на территории России планируется выпускать до 60 самолётов в год, сертифицированных по типу EASA, Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: