Правда или вымысел? Разбираем самые необычные самолеты


Катастрофы самолетов семейства Airbus A320. Хронология

26 июня 1988 г. разбился пассажирский самолет Airbus A320-111 авиакомпании Air France (регистрационный номер F-GFKC), выполнявший демонстрационный полет над аэропортом Базель-Мюлуз-Фрайбург (Франция). Из-за неполадок высотомера и ошибки пилотов, машина при полете на низкой высоте задела верхушки деревьев и упала в лес. Погибли три пассажира из 136 находившихся на борту.

14 февраля 1990 г. при заходе на посадку в аэропорту Бангалора (Индия) разбился лайнер Airbus A320-231 авиакомпании Indian Airlines (регистрационный номер VT-EPN), выполнявший рейс 605 из Бомбея (ныне Мумбаи). Пилоты не заметили, что самолет снижается слишком быстро, пока тот не задел стойками шасси бетонное ограждение гольф-клуба рядом с аэропортом. Лайнер упал рядом со взлетно-посадочной полосой. Погибли 92 человека из 146 находившихся на борту.

20 января 1992 г. пассажирский лайнер Airbus A320-111 (регистрационный номер F-GGED) французской авиакомпании Air Inter, следовавший рейсом 148 по маршруту Лион — Страсбург, врезался в гору Сент-Одиль в 19,5 км от аэропорта Страсбурга. Погибли 87 из 96 человек на борту. По итогам расследования выяснилось, что катастрофа произошла из-за целого ряда факторов, в том числе сложности бортовой системы управления и неблагоприятных погодных условий.

14 сентября 1993 г. в варшавском международном аэропорту Окенче (ныне — им. Фредерика Шопена) выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы пассажирский самолет A320-211 (регистрационный номер D-AIPN) немецкой авиакомпании Lufthansa, выполнявший рейс 2904 из Франкфурта-на-Майне. В условиях сильного ветра и ливня экипаж лайнера приземлил машину всего 770 м от конца взлетно-посадочной полосы, воздушное судно не успело затормозить, врезалось в ограждения и загорелось. Погибли один пассажир и капитан-наставник, остальные 68 человек на борту получили травмы.

22 марта 1998 г. пассажирский авиалайнер Airbus A320-214 (регистрационный номер RP-C3222) филиппинской компании Philippine Air Lines, выполнявший внутренний рейс номер 137 из Манилы в Баколод, при посадке не смог выполнить штатное торможение. Причиной стала ошибка пилота, отключившего реверс у одного из двигателей. Самолет выехал за пределы ВПП и врезался в деревянные жилые дома за пределами аэропорта. Никто из 130 человек на борту самолета не погиб, однако жертвами стали три человека на земле.

23 августа 2000 г. пассажирский самолет A320-212 (регистрационный номер A40-EK) бахрейнской авиакомпании Gulf Air, выполнявший рейс 072 из Каира в Манаму (Бахрейн), упал в воды Персидского залива близ международного аэропорта Бахрейна на о. Мухаррак. Катастрофа произошла при уходе на второй круг после неудачного захода на посадку, вызванного ошибкой пилота. Погибли все пассажиры и члены экипажа — 143 человека.

3 мая 2006 г. потерпел катастрофу пассажирский авиалайнер Airbus A320-211 (регистрационный номер ЕК-32009) армянской ). Самолет совершал рейс 967 из Еревана в Сочи. При посадке в аэропорту назначения в сложных метеоусловиях экипаж получил команду об уходе на второй круг. Выполняя разворот, экипаж отключил автопилот, после чего самолет перешел в режим набора высоты, потерял скорость и упал в Черное море. Погибли все 113 человек на борту.

17 июля 2007 г. при заходе на посадку в аэропорту Сан- Паулу разбился Airbus A320-233 (регистрационный номер PR-MBK) бразильской авиакомпании TAM Airlines, следовавший внутренним рейсом 3054 из Порту- Алегри. После приземления самолет не смог затормозить на скользкой полосе, вылетел за ее пределы, врезался в ангар с авиационным топливом и сгорел. Погибли все 187 человек на борту и еще 12 человек на земле. Причиной катастрофы стало то, что тяга одного из двигателей оказалась во время посадки во взлетном режиме. Комиссия не смогла установить, было это ошибкой пилота или технической неисправностью.

30 мая 2008 г. пассажирский самолет Airbus А320-233 (регистрационный номер EI-TAF) сальвадорской компании TACA International Airlines, следовавший рейсом 390 из Сан-Сальвадора в Тегусигальпу (Гондурас) при посадке в аэропорту назначения выкатился со взлетно-посадочной полосы на улицу города и получил значительные повреждения. Погибли три человека на борту и два — в автомобиле на земле. В числе погибших пассажиров самолета был никарагуанский экономист Гарри Браутигэм (Harry Brautigam), президент Центральноамериканского банка экономической интеграции (BCIE), умерший от инфаркта.

27 ноября 2008 г. пассажирский самолет Airbus A320-232 (регистрационный номер D-AXLA) авиакомпании XL Airways Germany, выполнявший технический полет номер 888T в районе французского аэропорта Перпиньян-Ривальт, упал в море близ населенного пункта Кане-ан-Русийон. Погибли все семь человек на борту. Расследование показало, что катастрофа произошла из-за попадания воды в датчики угла атаки при техническом обслуживании. Выход датчиков из строя привел к потере экипажем контроля над воздушным судном.

28 июля 2010 г. пассажирский лайнер Airbus A321-231 (регистрационный номер AP-BJB) пакистанской авиакомпании Airblue, выполнявший внутренний рейс 202 по маршруту Карачи — Исламабад, разбился на севере Исламабада в условиях сильного тумана и муссонного дождя. Погибли все 152 человека, находившиеся на борту. Причиной крушения стали погодные условия и несогласованные действия экипажа.

28 декабря 2014 г. 28 декабря 2014 г. пассажирский самолет Airbus A320-216 (регистрационный номер PK-AXC) авиакомпании Indonesia AirAsia, следовавший рейсом QZ8501 из Сурабая (Индонезия) в Сингапур, пропал с радаров, находясь над Яванским морем в районе между островами Калимантан (Борнео) и Белитунг (Индонезия). На борту находились 155 пассажиров и семь членов экипажа. 3 января 2015 г. в ходе поисковой операции на дне моря были обнаружены обломки лайнера, в период с января по март в зоне крушения найдены 106 тел погибших.

24 марта 2020 г. пассажирский самолет Airbus A320-211 (регистрационный номер D-AIPX) немецкой авиакомпании Germanwings, выполнявший регулярный рейс 4U 9525 / GWI18G по маршруту Барселона (Испания) — Дюссельдорф (Германия), врезался в горный склон и полностью разрушился в Альпах Верхнего Прованса (Франция). На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа, все они погибли. Крушение стало результатом умышленных действий второго пилота лайнера, Андреаса Лубица (Andreas Lubitz).

Военно-транспортный самолет Embraer KC-390 готовится к испытаниям

Бразильская авиастроительная компания Embraer продолжает работы по проекту военно-транспортного самолета KC-390. Эта машина предназначается для поставок в военно-воздушные силы Бразилии и других государств, желающих приобрести новую технику. Несмотря на то, что проект KC-390 достаточно далек от завершения, уже имеются предварительные планы на продажу шести десятков военно-транспортных самолетов этого типа.

21 октября на заводе компании Embraer в г. Гавиан-Пейшоту состоялась церемония выкатки первого летного прототипа самолета KC-390. Самолет, которому предстоит участвовать в летных испытаниях, получил регистрационный номер PT-ZNF и окрашен в «фирменные» серо-зеленые цвета ВВС Бразилии. Проект KC-390 имеет большое значение для вооруженных сил Бразилии, из-за чего на церемонии выкатки присутствовали представители командования военно-воздушных сил и руководства министерства обороны. В ходе церемонии прозвучали несколько речей, в которых отмечалось значение нового самолета, а также высказывались большие надежды в его отношении.

Согласно плану испытаний первого прототипа KC-390, вскоре после выкатки должны были начаться тесты различного бортового оборудования и силовой установки. Затем самолет должен пройти различные наземные испытания, после чего специалисты компании Embraer смогут начать подготовку к первому полету. Если в ходе наземных испытаний не будут выявлены какие-либо серьезные недостатки, способные сказаться на сроках проведения работ, первый полет самолета KC-390 состоится уже в конце этого года. Прочие планы Минобороны Бразилии и компаний, занятых в проекте, выглядят не менее оптимистично. Первые серийные транспортники новой модели предполагается передать бразильским ВВС до конца 2020 года.

Создание военно-транспортного самолета Embraer KC-390 стартовало в 2006 году. Целью нового проекта было создание транспортного самолета с грузоподъемностью на уровне 20-25 тонн и воздушного танкера на его базе. По своим характеристикам KC-390 должен был походить на американский самолет C-130 Hercules. Эта особенность, в частности, могла позволить бразильским авиастроителям закрепиться на международном рынке военно-транспортных самолетов.

Весной 2008 года стартовали активные работы по новому проекту. Разработку самолета KC-390 подстегнул контракт министерства обороны Бразилии, в соответствии с которым компания Embraer и другие занятые в проекте смежные предприятия должны были завершить создание проекта, построить два самолета-прототипа и провести их испытания. На проведение этих работ Embraer получила 1,5 миллиарда долларов США. Бразильская компания Embraer является головным подрядчиком по проекту. Помимо нее в разработке нового самолета-транспортника участвовали компании Boeing (США), ENAER (Чили), FAdeA (Аргентина), OGMA (Португалия) и Aero Vodochody (Чехия).

Военно-транспортный самолет Embraer KC-390 имеет максимальную взлетную массу 81 т и способен перевозить до 23 т груза. По имеющимся данным, самолет-заправщик на базе KC-390 сможет перевозить около 37 тонн авиационного топлива. Общая длина самолета достигает 33,9 метра, размах крыла – 35 м, высота – 10,26 м.

Новый самолет построен по схеме «высокоплан» со стреловидным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями на пилонах под крылом. Для обеспечения приемлемой компоновки и аэродинамики самолет оснащен Т-образным хвостовым оперением с высокорасположенным стреловидным стабилизатором. Характерной особенностью планера самолета KC-390 является штанга для дозаправки топливом в полете, помещенная в передней части фюзеляжа, слева от кабины пилотов.

Для размещения полезной нагрузки весом до 23 тонн самолет KC-390 оснащается грузовой кабиной длиной 12,7 м (18,5 м с учетом пространства над хвостовой рампой), шириной 3,45 м и высотой 2,9 м. Для погрузки и разгрузки самолет имеет хвостовую рампу. Ее передняя нижняя створка опускается на землю, задняя верхняя – поднимается к потолку грузовой кабины. В модификации самолета-заправщика в грузовой кабине должна помещаться емкость для перевозимого топлива.

Габариты грузовой кабины и грузоподъемность самолета позволят ему перевозить различную полезную нагрузку. Так, в кабине можно разместить до 80 пассажиров, 64 десантника с вооружением, 74 раненых и 2 сопровождающих, 2-3 автомобиля HMMWV или подобных либо 1 бронетранспортер с приемлемыми габаритами и массой.

В качестве силовой установки на самолете Embraer KC-390 используются два турбовентиляторных двигателя International Aero Engines V2500-E5 с тягой по 12 тыс кг. С такими двигателями самолет сможет развивать скорость до 850 км/ч, совершать перелеты длиной более 4800 км (с полезной нагрузкой 13,3 т) или 2590 км (с максимальной нагрузкой). Перегоночная дальность самолета-транспортника должна превышать 6000 км. Практический потолок определен на уровне 10,9 км.

Предполагается, что в будущем военно-транспортный самолет KC-390 сможет заменить используемые в настоящее время C-130, ресурс которых подходит к концу. Кроме того, самолет-заправщик, созданный на базе транспортника, будет использоваться в ВВС Бразилии и других стран вместо старых KC-130. На данный момент самолеты нового типа планируют приобрести несколько стран. В общей сложности они могут заказать до 60 KC-390.

В 2010 году военно-воздушные силы Бразилии объявили о намерении заказать 28 самолетов нового типа. Поставка этой техники позволит не только серьезно обновить парк военно-транспортных самолетов в войсках, но и усилить его в количественном отношении. В апреле 2014 года министерство обороны Бразилии и компания Embraer подписали контракт на поставку 28 серийных самолетов.

Помимо авиастроителей из Бразилии в проекте KC-390 участвуют компании из нескольких других стран, так же заинтересованных в покупке подобной техники. Аргентина намерена приобрести 6 таких самолетов, Колумбия – 12, Португалия – 6, Чехия – 2 и Чили – 6. В общей сложности зарубежные заказчики намерены купить 32 самолета. Интерес к проекту KC-390 проявляют некоторые другие государства, однако они пока знакомятся с предлагаемой техникой и не готовы огласить даже примерные планы относительно ее покупки.

Базовой версией самолета KC-390 является модификация, предназначенная для перевозки различных грузов и десанта. В ближайшем будущем завершится создание летающего танкера, способного производить дозаправку самолетов в полете. В отдаленной перспективе может появиться третья модификация самолета. Это будет транспортный самолет, предназначенный для гражданских авиакомпаний.

Проект военно-транспортного самолета KC-390 является важной вехой в истории как бразильского, так и латиноамериканского авиастроения. В настоящее время и в обозримом будущем этот самолет будет самым крупным летательным аппаратом, строящимся в странах Южной Америки. Однако куда более важным является тот факт, что предлагаемый KC-390 действительно имеет достаточно высокий коммерческий потенциал и может поставляться не только в страны, участвовавшие в его разработке.

В некоторой мере помочь проекту KC-390 может состояние международного рынка средних военно-транспортных самолетов. Крупнейшие производители техники этого класса, Россия и США, в последние годы не представляют новые разработки в этой области, а модернизируют существующие самолеты. В такой ситуации появление нового военно-транспортного самолета может заинтересовать потенциальных заказчиков. Намерения стран, участвующих в проекте KC-390, с определенной оговоркой подтверждают это.

По разным оценкам, в ближайшее десятилетие военно-воздушным силам мира потребуется около 650-700 военно-транспортных самолетов среднего класса общей стоимостью порядка 45-50 миллиардов долларов. Компания Embraer планирует, что ее самолет KC-390 сможет отвоевать не менее 10% этого рынка. Таким образом, успешное завершение испытаний и начало серийного производства нового самолета-транспортника будут иметь положительные последствия для всего бразильского авиастроения.

Тем не менее, самолет Embraer KC-390 не сможет быстро и просто занять свое место на рынке. Успеху бразильской разработки может помешать главный конкурент в лице самолета Lockheed Martin C-130J Hercules. В ближайшем будущем строительство этих самолетов продолжится. У американских авиастроителей имеются твердые заказы и опционы на несколько сотен таких машин. Таким образом, бразильской компании Embraer придется постараться, чтобы реализовать весь потенциал своей новой разработки.

Как видим, военно-транспортный самолет Embraer KC-390 и его модификации имеют определенные перспективы и могут представлять интерес для широкого круга потенциальных заказчиков. Тем не менее, пока рано говорить о его будущем и новых заказах со стороны стран, не участвовавших в разработке. 21 октября состоялась выкатка первого самолета-прототипа, которому только предстоит приступить к испытаниям. Доводку самолета и развертывание серийного производства планируется завершить к концу 2020 года. К этому времени проект дойдет до той стадии, когда можно будет обсуждать его реальные перспективы. Пока же самолет KC-390 выглядит интересной разработкой, которая может иметь большое будущее, но при этом способна не оправдать ожидания потенциальных заказчиков

По материалам сайтов: https://embraer.com/ https://lenta.ru/ https://vpk-news.ru/ https://bmpd.livejournal.com/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: