Самые загадочные авиакатастрофы и исчезновения в истории авиации


Фото: wikipedia.org

Тревожные сообщения о пропавших с радара самолетах, как правило, предвещают дальнейшие поиски обломков и подтверждение факта авиакатастрофы. Но бывает и так, что лайнеры исчезают бесследно, а пассажиры спустя 2 месяца поисков оказываются живы.

Утром у греческого острова Карпатос потерпел крушение самолет авиакомпании Egypt Air, направлявшийся из Парижа в Каир. На данный момент уже обнаружены обломки лайнера, но первые сообщения, предвещавшие беду, как это часто бывает, начинались со слов «исчез с радаров». Самолет, не вышедший на связь или исчезнувший с радаров, – тревожный знак, в большинстве случаев предвещающий дальнейшие поисковые операции и подтверждение информации о крушении. Но не всегда все идет по описанному выше сценарию. Не так уж редки случаи, когда исчезнувший самолет так и не удается обнаружить, а полное отсутствие следов катастрофы способно разубедить в том, что она действительно произошла. Бывает, что не вышедшее на связь воздушное судно найти все-таки находят, но причины крушения остаются загадкой.

Перед исчезновением египетский самолет A320 выполнил несколько резких маневров Авиакатастрофы

Перед исчезновением египетский самолет A320 выполнил несколько резких маневров

337

Один из последних примеров загадочного исчезновения – случай с малайзийским «боингом». 8 марта 2014 года самолет Malaysia Airlines, направлявшийся в Пекин, исчез с радаров через 40 минут после вылета из Куала-Лумпура. Через несколько часов неудачных попыток связаться с «боингом» в управлении воздушного движения Куала-Лумпура объявили код «бедствие». Первая спасательная операция велась в Южно-Китайском море, затем переместилась в Малаккский пролив и в Индийский океан, но не увенчалась успехом и была завершена в апреле того же года. В августе поисковая операция была возобновлена, но обнаружить следы крушения опять не удалось. В 2015-2016 годах у берегов Реюньона были обнаружены фрагменты самолета. Тем не менее место крушения так и не было установлено, так же как и его причины.

17 июня 2014 года с радаров пропал еще один самолет Малайзийских авиалиний. Обломки самолета достаточно быстро обнаружили недалеко от российско-украинской границы, а вот расследование причин заняло некоторое время, и итоговый отчет был опубликован лишь в октябре 2015 года. Но споры о том, кто виноват в трагедии, не прекратились и после публикации результатов расследования.

Тем не менее на фоне более ранних происшествий инцидент со сбитым на Востоке Украины «боингом», не выглядит таким уж загадочным.

Истории известны случаи, когда воздушные суда просто бесследно исчезали. Так, например, случилось 5 декабря 1945 года, когда в районе Бермудского треугольника исчезли сразу пять американских военных самолетов. Они, как и сидевшие за штурвалом пилоты, так и не были обнаружены.

Расследование

Для расследования причин катастрофы распоряжением премьер-министра Сооронбая Жээнбекова создана правительственная комиссия[1]. В этот же день к работе приступила комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в которой также примут участие представители США и Турции[20].

Вечером 16 января 2020 года на месте крушения был найден один из бортовых самописцев[21], второй самописец был найден на следующий день[22].

20 января началась расшифровка самописцев[23]. 24 января глава комиссии по расследованию авиакатастрофы Леонид Каширский заявил о том, что по предварительным данным упавший самолёт был полностью исправен[24], окончательный отчёт расследования будет опубликован не раньше, чем через 4 месяца.

2 февраля комиссия по расследованию авиакатастрофы завершила работу на месте катастрофы, расследование продолжается[25].

24 марта МАК опубликовал предварительный отчёт расследования.

Трагическая романтика

Пассажирские самолеты загадочные трагедии не обходили стороной. Когда 8 ноября 1957 году лайнер компании PanAm с интригующим названием «Романтика в небесах» отправился из аэропорта Калифорнии в рейc под, казалось бы, счастливым номером 7, никто не предполагал, что в аэропорту гавайского Гонолулу он так и не приземлится. В последний раз самолет вышел на связь, преодолев половину пути.

Фото: en.wikipedia.org

После того как связь с лайнером была потеряна, на поиски направили специальный самолет. Несколько дней поисков в районе предполагаемого крушения не дали никаких результатов. И тела нескольких пассажиров обнаружили лишь 14 ноября. Токсикологическая экспертиза показала высокий уровень содержания моноксида углерода, это дало основания полагать, что причиной гибели пассажиров стало отравление угарным газом, а причина крушения так и не была установлена.

Самолет, летевший из Парижа в Каир, упал в море недалеко от Греции Новость

Годы падений

Череда событий, произошедших за 10 лет до крушения роскошного лайнера PanAm, ознаменовала крайне неудачный период в истории авиакомпании British South American Airways (BSAA), созданной бывшими военными пилотами. В конце 1940-х самолеты BSAA пропадали чуть ли не каждый год. Так, в 1948 году, совершая перелет из Лиссабона на Бермудские острова, над Атлантикой исчез лайнер Star Tiger. Самолет сел на дозаправку в Санта-Марии на Азорских островах, а позже, несмотря на сильный ветер и дождь, продолжил свой путь на Бермуды. После 13 часов полета связь со Star Tiger была потеряна. Останки самолета так и не были найдены, а его исчезновение пополнило копилку легенд о мистических случаях в районе Бермудского треугольника.

Год спустя другой самолет BSAA Star Ariel вылетел с Бермудских островов по направлению к Кингстону (Ямайка). Погодные условия характеризовали как отличные, но спустя час полета Star Ariel отправил свое последнее сообщение и больше не выходил на связь. Вскоре начавшиеся поиски оказались безуспешными, несмотря на то что зона предполагаемого падения несколько раз расширялась. Спустя 6 дней после исчезновения лайнер перестали искать, так и не обнаружив ничего, что могло бы свидетельствовать о крушении.

Фото: en.wikipedia.org

Но самый незаурядный инцидент произошел с самолетом BSAA в августе 1947 года. Тогда самолет Star Dust, совершавший перелет из Буэнос-Айреса в столицу Чили, как и в двух других случаях, просто бесследно исчез. Поиски также не увенчались успехом, а широкий диапазон версий исчезновения включал в себя происки конкурентов или иностранных спецслужб и даже похищение инопланетянами. Никто не ожидал, что по прошествии 50 лет два аргентинских альпиниста обнаружат части авиационного мотора на горе Тупунгато в 80 км от Сантьяго. В 2000 году аргентинской армией были найдены другие обломки самолетов и останки нескольких пассажиров.

После возобновившегося расследования было установлено, что, вероятнее всего, причиной крушения стала ошибка пилотов, которая привела к столкновению с горой. В результате самолет врезался в стену из снега и льда, которая, обрушившись на лайнер, скрыла его на ближайшие полвека.

Расследования авиакатастроф

Закадровый голос: эти истории основаны на реальных событиях, на основании официальных расследований и свидетельских показаний, на заключениях экспертов.

Бойня над Средиземным морем случилась 27 июня 1980 года. Самолет авиа в закатных лучах солнца летит над Средиземным морем на высоте 8 700 метров. Экипаж ведет самолет DС-9 по маршруту Болонья – Палермо. Экипаж опытный, полет короткий, занимает около полутора часов. На полпути один из пилотов обнаруживает проблему: исчезают показания навигационных маяков, по которым летчики ведут самолет. Об этом по радио сообщает диспетчерам в Риме. Те указывают пилотам направление, по которому нужно продолжать полет. Пилоты разворачивают самолет и меняют курс. Затем самолет попадает в зону турбулентности. Такое случается почти в каждом полете. Поскольку при этом в самолете возникают вибрации, сравнимые с тряской автомобиля на покрытой ямами дороге, пилоты, чтобы не тревожить пассажиров, как правило, просят разрешения на смену эшелона. Так произошло и в нашем случае. Диспетчеры в Риме дали разрешение на снижение высоты полета. Пилоты выполнили этот маневр. Навигационные маяки вновь начинают работать. Пилоты сообщают диспетчерам, что на связь снова выйдут уже перед снижением самолета.

Через несколько секунд рейс 870 авиа разваливается на куски и исчезает с экранов радаров.

Самолет с оторванным хвостом стремительно падает в воды Средиземного моря. Диспетчеры просто не могут поверить собственным глазам, ведь им пришлось наблюдать чрезвычайно редкое явление.

К утру поисково-спасательные службы исследуют участок моря, где произошла катастрофа. Родственникам пассажиров сообщается только, что самолет пропал, судьба его неизвестна.

Вскоре спасатели сообщают печальную новость: следы выживших обнаружить не удалось, 81 пассажир и все члены экипажа погибли. Эта новость взбудоражила мир: чтобы столь современный самолет мгновенно рухнул в море – это просто необъяснимо.

АндреаПургатори – репортер одной из самых уважаемых в Италии ежедневных газет, рассказывает, что в ту ночь он получил странный телефонный звонок от авиадиспетчера в Риме. Он сказал, что долго говорить по телефону не может, но журналист не должен верить никаким официальным сообщениям о катастрофе. На самом деле борт был сбит ракетой. Скорее всего, пассажирский авиалайнер попал под перекрестный огонь в бою между самолетами НАТО и Ливии.

В 80-е годы прошлого века Средиземное море считалось горячей точкой. Оно разделяло Италию и Ливию, страну, объявленную Западом вне закона. Ею тогда правил полковник Муамар Каддафи, всемирный изгой, которого можно было сравнить только с Саддамом Хусейном или Усамой бен Ладеном. Пургатори был уверен, что ему сообщили новость планетарного масштаба. Но понадобилось более 30 лет для того, чтобы истина была обнаружена.

Два дня спустя Пургатори на первой полосе своей газеты публикует материал о том, что самолет был сбит ракетой. Это вызвало шок во всем мире. Якобы французские истребители, взлетевшие с аэродрома на Корсике, вступили в бой с ливийскими истребителями, которые прятались за DС-9. То есть пассажирский лайнер оказался не в то время и не в том месте.

Правительство Италии игнорирует это сообщение. Представители ВВС страны на пресс-конференции заявляют, что высказанная Пургатори теория просто смешна.

Тем временем спасатели обнаруживают 38 тел погибших в авиакатастрофе. Но большая часть обломков самолета остается на дне моря. У следователей пока очень мало информации. Они рассчитывают на показания диспетчеров. Но у тех нет никаких предположений. Они не обнаружили никаких признаков беспокойства у членов экипажа. Это признак непредсказуемой ситуации. Ведь если проблемы нарастают постепенно, пилоты об этом сообщают диспетчерам. На этот раз ничего подобного не случилось. Присутствовали на месте катастрофы другие самолеты? Радары гражданских диспетчеров настроены на обнаружение пассажирских лайнеров, более мелкие самолеты они могут просто не увидеть. Так что доказательств поражения самолета ракетой нет. Как, впрочем, и других версий.

Следователи изучают другие происшествия, случившиеся с самолетами того же типа. За прошедшие 10 лет внештатные ситуации с DС-9 случались неоднократно, но во всех случаях пилотам удавалось посадить самолеты на землю.

Все плавучие предметы и обломки были найдены на месте крушения. По их концентрации можно судить, когда развалился самолет: в воздухе или после удара об воду. Если это происходит в воздухе – площадь разброса обломков гораздо больше. Никаких следов постороннего самолета обнаружить не удается. Версия с ракетой становится все более вероятной.

Итальянские следователи обращаются за помощью к известному американскому эксперту Джону Макидаллу. В США действует правило: местные эксперты помогают в расследовании всех авиакатастроф с самолетами, произведенными в Америке. Изучая показания радаров, Макидалл обнаруживает следы неидентифицированных объектов. Так, к западу от пассажирского лайнера можно было наблюдать три таких объекта. Отсюда пугающий вывод: там находился более скоростной самолет. Он мог заходить со стороны солнца – распространенная практика среди пилотов-истребителей. Эксперт делает вывод о высокой вероятности нахождения неподалеку от DС-9 истребителя.

А три недели спустя открываются новые обстоятельства: в горах на юге Италии обнаруживают обломки ливийского истребителя. Пургатори приходит к выводу: случился воздушный бой, кто в кого стрелял – сказать трудно, однако французы преследовали ливийский самолет вплоть до гор в Италии, где тот и разбился.

Но пока в руках следователей только косвенные доказательства ракетного удара. Тут в теле одного из пассажиров упавшего самолета обнаруживают осколок. Откуда он? Итальянцы отправляют осколок в Вашингтон, Макидаллу удается его идентифицировать: это часть обшивки отсека правого двигателя. Он проник в салон самолета извне.

Пургатори торжествует: я был абсолютно прав!

Осколки проверяют на наличие остатков взрывчатых веществ. Обнаруживают следы тротила. Но ведь такая взрывчатка может быть использована как в ракете, так и в бомбе.

Через пять недель происходит новая трагедия: неофашистские террористы взрывают вокзал в Болонье, погибает 85 человек.

Комиссия Министерства транспорта Италии работает два года. Она делает заявление: причина крушения – попадание в самолет ракеты или взрыв на его борту бомбы. Родственники погибших недовольны неопределенностью подобного заключения. Они пишут письмо президенту Италии, в котором требуют провести новое расследование. Их просьбу удовлетворяют. Пять лет спустя начинается новое расследование. На месте катастрофы обнаруживают речевой регистратор, на котором записаны последние слова пилотов погибшего самолета. Капитан говорит второму пилоту: смотри… Дальше запись обрывается. Может быть, он увидел ракету?

Поисковики обнаруживают сотни обломков, теперь можно восстановить примерно 50 % корпуса самолета. Обломки собирают в ангаре под Римом. На одном из обломков отверстия, края которого загнуты внутрь. Значит, это след попадания ракеты!

На следователей оказывают огромное давление: скажите точно, что произошло на самом деле. И они принимают рискованное решение: в 1989 году публикуется отчет, в котором говорится о том, что самолет был сбит ракетой.

А еще через год дело разваливается: два следователя в связи с недостаточностью улик отзывают свое заключение.

Правительство назначает новое, третье по счету расследование. В комиссию приглашаются зарубежные специалисты. В их числе – Фрэнк Тейлор. Это эксперт, обладающий уникальной квалификацией, он принимал участие более чем в 20 расследованиях о катастрофах, связанных с бомбами на борту самолетов, в том числе и катастрофу над Локерби в Шотландии в 1988 году. Тогда от взрыва бомбы, заложенной в самолете ливийскими террористами, погибло 270 человек.

Тейлор, изучив заключение предыдущей комиссии, поражается: как можно делать выводы на основе столь неполной информации. Он требует проведения новых поисковых операций (весьма дорогостоящих) для сбора обломков. В этом экспертам помогает разработанная Тейлором специальная компьютерная программа. На разлет обломков влияет инерция полета самолета и направление ветра. Полет проходил на высоте 7,2 километра. Ветер дул с запада, его скорость достигала 185 км/ч. Так был определен сектор поисков, где было обнаружено еще 40 % обломков самолета. Теперь можно выяснить, как падал лайнер: он врезался в воду на большой скорости под крутым углом. Это объясняет, как обломки из задней части салона оказались в передней части фюзеляжа, а также почему отверстия в некоторых обломках были вогнуты внутрь корпуса.

Изучая показания радаров, Тейлор приходит к выводу о том, что неопознанные объекты – не другие самолеты, а обломки DС-9. Отсюда вывод: никакой ракеты не было. А отверстие в задней части корпуса – явное свидетельство взрыва бомбы. Она была заложена в туалете. Вероятно, бомба была небольшого размера, чтобы ее можно было спрятать за раковиной умывальника.

Тейлор проводит эксперимент: на полигоне взрывают туалетную кабину DС-9. Полученные таким образом повреждения практически идентичны тем, которые обнаружены на обломках самолета. Взрыв произошел рядом с пилоном подвески правого двигателя, что привело к его отрыву. Спустя 10 секунд самолет рухнул в море.

Спустя четыре года с начала работы комиссия готовит отчет: существуют неопровержимые доказательства того, что причиной катастрофы стал взрыв бомбы на борту самолета.

Но версия с ракетой породила к тому времени в Италии несколько тяжб. И судебная система Италии попросту игнорирует выводы комиссии Тейлора. В 2013 году верховный суд Италии выносит решение: причиной взрыва стала ракета. Правительство Италии должно выплатить родственникам погибших порядка 100 миллионов евро.

Фрэнк Тейлор говорит: если вы хотите узнать правду об авиакатастрофе – худшего места для этого, чем Италия, просто не существует. Искать в этой стране истину бесполезно. Она там никого не интересует.

Теплый вечер 16 июля 1999 года. США, аэродром в округе Эссекс, всего в часе езды от Бруклина. Его часто используют для полетов на своих самолетах состоятельные люди. Джон Кеннеди младший готовится к полету на своем самолете. Это очаровательный мужчина, вероятный кандидат в президенты США, владелец собственного журнала «Джордж». И самое главное – он единственный сын легендарного президента Джона Фитцджеральда Кеннеди, настоящий принц.

Кеннеди стоит возле самолета на костылях. Он недавно сломал лодыжку, летая на дельтаплане, Кеннеди обожает экстремальные виды спорта. Он получил права на управление самолетом уже больше года назад, но после перелома это его первый самостоятельный полет. Появляется Лорен Бессетт, сестра жены Джона Кэролин. Где Кэролин? Не знаю, наверное, стоит в пробке, по пятницам всегда так.

На взлетном поле появляется Кэролин. Это настоящая богиня красоты. Они женаты с Джоном больше трех лет, но в последнее время говорят о сложностях в их семейной жизни. Предполагают, что пару ждет развод.

Кеннеди летят на свадьбу к друзьям в штат Массачусетс. Лорен они должны высадить по пути, на одном из близлежащих островов.

Женщины размещаются в салоне самолета, Кеннеди завершает осмотр крылатой машины.ПайперСаратога – легкий одномоторный самолет с шестиместной кабиной. Кеннеди садится в кресло пилота, заводит двигатель.

Самолет пускается в путь. Кеннеди как большинство любителей летает, используя визуальные ориентиры. Он не имеет разрешения для полетов при помощи приборов. Сначала самолет двигается вдоль побережья, потом перелетает через пролив и устремляется к острову, где должна сойти Лорен. Полет должен продлиться не долго, однако в расчетное время самолет не приземляется в месте назначения. Через пять часов начинаются поиски. Утром к ним подключается армия. К пропавшему самолету привлечено внимание общественности и прессы. Поговаривают о проклятии семейства Кеннеди.

Через некоторое время со дна океана поднимают обломки самолета и три тела.

ИзВашингтона прибывает опытный следователь ДжеффГазетти, который берет под свое руководство расследование случившегося. Рассматриваются различные версии, вплоть до минирования самолета. ФБР представляет следователям данные о том, что Кеннеди угрожали похищением три раза. Его любили далеко не все.

Расположив обломки самолета в ангаре, Газетти и его коллеги рассматривают самые различные версии. Когда самолет распался на части – до падения в воду или после? Об этом говорит расположение обломков, найденных на дне моря. Поскольку крылья, хвост и нос находились неподалеку друг от друга – можно с уверенностью утверждать, что самолет распался уже в воде. Значит, версию о взрыве на борту можно отбросить.

Изучается версия отказа двигателя. Однако характер повреждений найденного под водой пропеллера говорит о том, что двигатель работал некоторое время даже после падения в океан.

Отказ систем управления закрылками и элеронами самолета – тоже не подтверждается. Ни один трос, связывающий штурвал с элементами управления, не был порван до падения самолета. Так что с воздушным судном все было в полном порядке.

Эксперты переходят к изучению личности пилота. Гипс с лодыжки Кеннеди был снят всего за сутки до рокового полета. Но врачи утверждают, что его лодыжка уже пришла в полный порядок, и ее состояние не должно было препятствовать нормальному управлению самолетом.

Психологическое состояние Кеннеди идеальным не было. У него наметились проблемы в семейной жизни, имелись и сложности с журналом. Мог ли стресс привести к катастрофе?

Эксперты проверяют летные качества Кеннеди. Он налетал порядка 310 часов. Вроде бы набрал необходимый опыт. Настораживает то, что за годы обучения летному искусству Кеннеди сменил множество инструкторов, что никому на пользу пойти не может. Его характеризовали как человека вечно занятого, постоянно опаздывающего.Кроме того, из 310 летных часов Кеннеди самостоятельно налетал около 75. Все остальное – с инструктором. То есть навыки самостоятельного пилотирования у него были невелики. Особенно, если говорить об использовании приборов.

А что было с погодой в тот роковой день? Прогноз был неплохой, но Кэролин задержалась, вылет был отложен на два часа. К тому времени стемнело, погода ухудшилась. Сообщали о дымке и тумане, особенно на небольшой высоте, на которой летел Кеннеди. Мог ли пилот получить сводку погоды? Эксперты изучают найденный приемник погибшего самолета. Настройка частоты на нем не соответствует станции, транслирующей метеосводки. А характер обломков самолета вызывает удивление: верхняя часть фюзеляжа получила повреждения при ударе об воду, а нижняя – нет. То есть самолет летел в перевернутом состоянии.

Эксперты приходят к выводу: перед нами классический пример потери пилотом чувства пространственной ориентации. Иногда наше внутреннее ухо дает неверную информацию о положении тела в пространстве. Было уже темно, видимость из-за тумана была плохой, над морем не было видно огней. Кеннеди попытался настроить приемник на нужную для прослушивания метеосводки волну и потерял ориентацию. Будучи неопытным пилотом, он поверил своим внутренним ощущениям, а не показаниям приборов. Самолет перевернулся, пошел вниз и упал в море. К сожалению, так погиб уже не один пилот.

Уроки выживания в Андах

История с самолетом, погребенным под лавиной снега, повторилась уже в 1972 году. Тогда лайнер Fairchild FH-227D уругвайских ВВС, перевозивший команду по регби Old Cristians, также направлялся в Сантьяго. На пути к пункту назначения самолет, несмотря на неблагоприятные погодные условия, получил разрешение на снижение. Позже решение авиадиспетчера назовут фатальной ошибкой. При снижении самолет зацепил хвостом вершину пика и упал у подножия Анд. Власти Аргентины, Уругвая и Чили незамедлительно начали поиски пропавшего самолета. Но так как цвет фюзеляжа сливался со снежным покровом, найти лайнер так и не удалось. По истечении недели поиски прекратились, а в самолете тем временем оставались выжившие пассажиры.

Фото: wikipedia.org

За 2 следующих месяца непогибшие пассажиры пережили холод, отсутствие еды и сошедшую на место падения лайнера лавину. 3 раза выжившие отправлялись в поход, чтобы позвать на помощь. Третья попытка оказалась успешной, и 16 пассажиров были спасены, а катастрофа FH-227D вошла в историю как «чудо в Андах».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: