Авиакатастрофа в Иркутске: погибли 122 человека, выжили 70, еще 12 пропали

Понедельник, 10 июля, объявлен в России днем траура. На всей территории страны будут приспущены государственные флаги, отменены развлекательные мероприятия. Соответствующий указ «Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в городе Иркутске» президент страны Владимир Путин подписал в середине дня в воскресенье.

А рано утром в воскресенье, в 07:44 по местному времени, в аэропорту Иркутска совершил посадку самолет А-310 авиа (S7), следовавший рейсом номер 778 из московского аэропорта Домодедово. Самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе аэропорта в расчетной точке, пилот сообщил диспетчеру, что посадка совершена. Но затем самолет развернуло, авиалайнер «выкатился» с ВПП и, ударившись о бетонные заграждения, на большой скорости врезался боком в постройки гаражно-строительного кооператива, расположенного рядом с аэропортом. Затем те, кто находился на земле, увидели, как практически полностью разрушившийся фюзеляж самолета и развороченные сильным ударом гаражные боксы охватило пламя. По информации некоторых СМИ, на борту авиалайнера оставалось еще около полтонны топлива.

Впечатления

По словам одного из очевидцев, которому удалось снять первые кадры после катастрофы на мобильный телефон, при аварии были слышны два сильных взрыва. Еще один очевидец катастрофы — Маргарита Светлова, которая находилась в разбившемся самолете. Она рассказала телекомпании НТВ следующее: «Мы стали садиться, сели нормально, всё было гладко. Начали останавливаться, потом снова разгоняться, я думала — взлетаем. Полоса закончилась, нас стало трясти. Мы крылом зацепились, врезались в забор. Было страшно. Начался пожар. Люди стали кричать. Я на минуту сознание потеряла. Потом отстегнула ремень и побежала. Выскочила одна из самых первых. Какой-то мужчина подбежал, открыл дверь, выпрыгнул сам, за ним еще три человека. Трап не надулся. Я тоже выпрыгнула, мне повезло». Также находившийся на борту аэробуса Дмитрий Говорухин рассказал, что когда начался пожар, едкий дым заполнил салон, и люди, которые были возле эвакуационных выходов, спрыгнули на землю по каким-то доскам. Другая свидетельница катастрофы — Татьяна Попова — наблюдала за крушением самолета с балкона собственного дома. «Я услышала дикий гул, потом удар самолета о землю, и поняла, что беда. Сначала горела кабина, потом постепенно загорелся весь самолет. «Пожарки» подъехали, «скорая»…», — рассказала она.

Спасатели на обломках А-310 в Иркутске, кадр НТВ.

Lenta.ru

Переговоры экипажа в кабине

До падения — 5 минут

Бортинженер: Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле номер 2. Второй двигатель выключил.

Командир: Илья, сирену выключи…

Штурман: Курс обратный посадочный…!!!!

Диспетчер: 656-й! Посадку разрешаю! Снижайтесь до 900.

Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?

Командир: Пожар второго двигателя! И правого…

Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!…

Второй пилот: Выпускаем шасси!…

Командир: Шасси не выпускается ни х… Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!

Бортинженер: Да нету же давления!

Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!

Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?

Штурман: 400 метров.

Командир: Ребята, не управляется! Самолет не управляется!

Диспетчер: Ниже глиссады идете! (Сработала аварийная сирена.) Работайте с посадкой!

Конец записи.

То, что мы умеем…

Пожарным и спасателям достаточно быстро удалось сбить пламя, и началась спасательная операция, которая длилась практически весь день. На место катастрофы прибыли полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин и глава МЧС России Сергей Шойгу, комиссию по расследованию катастрофы возглавил глава Минтранса РФ Игорь Левитин, а во главе областного штаба по ликвидации последствий катастрофы встал и.о. губернатора Иркутской области Юрий Параничев. На место катастрофы своего авиалайнера прибыл также генеральный директор авиаСибирь» Владислав Филев, в Иркутск вылетели и представители Европейского авиастроительного концерна Airbus, построившего А-310.
В течение всего дня в шесть больниц Иркутска продолжали поступать извлеченные из под обломков самолета и развалин гаражных боксов пассажиры рейса 778. Многие из них с сильными ожогами и переломами были госпитализированы в тяжелом состоянии. Около десятка пассажиров, самостоятельно выбравшись из самолета, разошлись по домам. Некоторые из них затем позвонили в оперативный штаб и сообщили о себе, что значительно облегчило МЧС составление списков пострадавших.

Точное число летевших этим рейсом пассажиров не известно до сих пор. По данным пресс-службы аэропорта Домодедово, на борту находились 202 человека: 193 пассажира и девять членов экипажа. Однако по уточненным данным авиа, рейс обслуживали восемь членов экипажа, а значит, на борту лайнера был 201 человек, и среди них 14 детей моложе 12 лет. А ближе к вечеру воскресенья МЧС РФ обнародовало свои данные. Спасатели выяснили, что рейсом 778 летели трое незарегистрированных пассажиров, которые были взяты на борт «вне списка», и всего на борту аэробуса, по данным МЧС, находились 204 человека.

Список пассажиров разбившегося в Иркутске авиалайнера А-310, опубликованный на сайте авиа (S7)

Список пассажиров разбившегося в Иркутске авиалайнера А-310, опубликованный Управлением МЧС по Иркутской области

По последним данным МЧС РФ, опубликованным около семи часов вечера (мск) в воскресенье, когда было объявлено, что живых под обломками самолета уже не осталось и спасательная фаза ликвидации последствий катастрофы завершена, среди погибших значились 122 человека (121 тело было обнаружено на месте крушения лайнера, один пассажир скончался в больнице). Еще 70 человек пострадали, 12 числятся пропавшими без вести. По данным оперативного штаба, 56 пострадавших госпитализированы в больницы Иркутска, среди них трое членов экипажа, двое пассажиров, не вошедшие в списки, и шестеро детей, один из которых находится в коме. В основном уцелеть в катастрофе удалось тем, кто находился в хвостовой части самолета.

Среди пассажиров рейса номер 778 были 12 иностранных граждан. В их числе три гражданина Германии, три гражданина Китая, два гражданина Польши, два гражданина Азербайджана и два гражданина Белоруссии. Из них в больницах Иркутска находятся семь пассажиров: оба гражданина Польши, один гражданин Белоруссии (второй гражданин Белоруссии уже был отпущен домой), два гражданина Германии и один гражданин Азербайджана.

На борту самолета А-310 находился начальник Управления ФСБ по Иркутской области генерал-майор Сергей Коряков. Сотрудники ведомства пока не могут установить, выжил ли Сергей Коряков в результате катастрофы. Имя главы УФСБ Иркутской области не значится в списках тех, кто был госпитализирован в местные больницы с места авиакатастрофы.

В списках выживших не значится также и редактор газеты «Комсомольская правда-Байкал» Татьяна Инешина, которая, по данным телекомпании АС-Байкал, также находилась на борту А-310. На рейс она была зарегистрирована по фамилии мужа — Шестопалова.

Известно, что одной из жертв катастрофы стала 30-летняя дочь известного писателя Валентина Распутина — Мария. Об этом информагентству РИА Новости сообщил брат погибшей.

Работавшие на месте крушения лайнера спасатели доставляли тела погибших в областной центр судебно-медицинской экспертизы. Там в 04:00 по московскому времени предполагается начать процедуру опознания с участием родственников. В этот центр отправляют и фрагменты тел, для опознания которых потребуется специальная экспертиза.

Телефоны «горячей линии» для родственников и близких пассажиров рейса 778 Москва — Иркутск, организованная авиа

8

(495) 777-9999

(3952) 21-11-29

Телефоны «горячей линии» в оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы

(3952) 26-61-59, 26-61-60.

«Горячая линия» в аэропорту Домодедово

(495) 504-02-99

Круглосуточная телефонная линия по оказанию психологической помощи пострадавшим в катастрофе и родственникам погибших.

(495) 626-37-07

Авиакомпания предоставила родственникам погибших и пострадавшим три ежедневных рейса из Москву в Иркутск по регулярному расписанию (вылеты по расписанию в 21.15, 21.45 и 23.25 в воскресенье и понедельник). По вопросам получения билетов на эти рейсы нужно обращаться по телефонам Оперативного штаба в «Домодедово»: (495) 543-99-44, 641-10-54

.

Расследование и окончательные причины катастрофы

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Расследование длилось 2 года 5 месяцев. Объём материалов уголовного дела составил 55 томов. За это время проверялись более 10 версий причины катастрофы. Проведено 339 судебных экспертиз, 205 судебно-медицинских; медико-криминалистическая; химико-трассологическая; 3 комплексные лётно-технические; 4 комиссионные психологические экспертизы в отношении погибших пилотов; 128 генетических экспертиз для идентификации личностей погибших.

После окончания официального расследования МАК было объявлено, что причиной катастрофы явилось непроизвольное переведение командиром воздушного судна рычага управления левым двигателем в положение значительной прямой тяги (60 %) при управлении реверсом правого двигателя. Реверс левого двигателя был неисправен и отключен, о чём КВС видимо забыл, когда убирал реверс правого двигателя и перевел рычаги управления обоими двигателями вместе, одновременно убрав реверс правого двигателя и переведя в практически взлётный режим левый двигатель. Автоматика самолета распознала эти действия как попытку взлета и прекратила автоматическое торможение переведя самолет во взлётный режим. Из-за этого значительно снизилась эффективность торможения и самолет выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Экипаж до момента катастрофы не понял что произошло, действовал несогласованно и ошибочно. По регламенту лётной эксплуатации второй пилот должен следить за режимом работы двигателей, что выполнено не было.

9 декабря 2008 года Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ приняло решение о прекращении уголовного дела по факту катастрофы пассажирского самолета А310 в аэропорту Иркутска на основании п. 2 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Согласно заключению повторной комплексной лётно-технической судебной экспертизы, непосредственной причиной авиационной катастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. Катастрофа вызвана не действиями экипажа или наземных служб — она обусловлена непредвиденной реакцией программного обеспечения самолета на возникшую при посадке ситуацию.

Следствие возобновлено в феврале 2009 года из-за необходимости «провести дополнительные экспертизы по ранее неисследованным вопросам». 1 марта 2010 года Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ вновь объявила о прекращении уголовного дела по факту катастрофы. По заключению повторной комплексной лётно-технической судебной экспертизы, непосредственной причиной авиационной катастрофы стало «столкновение аэробуса с наземным препятствием вследствие увеличения режима прямой тяги левого двигателя, происшедшего в результате непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного судна».

Память

Рядом с местом, где произошла катастрофа, был установлен мемориал, каждый год 9 июля ранним утром сюда приходят люди с цветами. Вот уже несколько лет люди, потерявшие во время катастрофы близких, хотят поставить мемориальную доску с именами погибших. Пока этого не произошло, одна из жительниц Иркутска положила рядом с памятником фотографию — на ней молодая женщина и две девочки. Под фото надпись: «Галина (42 года), Олечка (16 лет) и Женечка (6 лет) Забелины. Летели из Москвы к любимой мамочке и бабушке в гости. Приземлись и снова взлетели?! Навсегда».1

Версии произошедшего

По предварительной версии, причиной катастрофы являлась техническая неисправность аэробуса.

Данные, имеющиеся на настоящее время в распоряжении комиссии, свидетельствуют о том, что после приземления у самолета, после включения реверса, произошел отказ системы торможения с последующим выходом из строя других механизмов системы. Это привело к тому, что самолет после приземления стал практически неуправляем.

Однако в авиа опровергли эту информацию. Там заявили, что 12 июля 2005 года аэробус прошёл техническое обслуживание по форме C-check, а перед вылетом в Иркутск самолёт прошёл технический осмотр. Самолёт начал выполнять рейсы в июне 1987 года и к моменту катастрофы произвел около 10 000 полётов, проведя в воздухе примерно 52 000 часов.

Другая версия — «Человеческий фактор» и то, что посадочная полоса была мокрая от дождя. Из-за этого пилоты самолёта могли не справиться с управлением.

Полевое расследование показало, что командир лайнера Сергей Шибанов выполнил посадку безукоризненно, несмотря на сложные метеоусловия и усталость экипажа после долгого перелёта из Москвы. Исправно сработали все устройства, участвующие в торможении. Сброшен же с полосы самолёт был левым двигателем, внезапно перешедшим во взлётный режим в момент включения реверса правого двигателя. Причина такого поведения двигателя пока не ясна. Специалисты подозревают, что она может быть в блоке управления левым двигателем.

Основная версия в ходе расследования МАК — неправильные действия экипажа.

Подвиг Виктории Зильберштейн

Среди шестерых бортпроводников в составе экипажа разбившегося аэробуса была 22-летняя Виктория Владимировна Зильберштейн. После схода самолёта с ВПП, удара о гаражи и начала пожара Виктория Зильберштейн сумела выбраться из-под завала кресел и багажа, добраться до аварийного люка над крылом и открыть его. Благодаря действиям бортпроводницы через спасательный люк сумели выбраться 20 человек, последней через этот выход покинула самолёт сама Виктория. Во время катастрофы Виктория Зильберштейн получила сотрясение мозга и после катастрофы находилась на лечении в больнице им. Склифосовского, откуда была выписана и допущена к лётной работе В декабре 2006 года Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ, вручил Виктории Зильберштейн медаль «Спешите делать добро». Также Виктория Зильберштейн была награждена медалью «За отвагу», знаком отличия Иркутской области, региональной наградой «За смелые и решительные действия при спасении людей в экстремальных условиях» и премией Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР) «Человек Года» в номинации «Мужество».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: