Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории


История создания

Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.

МиГ 21 и МиГ 35

От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.

После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.

Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.

ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.

В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.

МиГ 21 кабина

Легендарный истребитель МиГ-21. Часть 1

На вооружении ВВС СССР появи­лись два самолета — истребитель-перехватчик Су-9 и фронтовой истребитель МиГ-21.

Англичане вооружились перехват­чиком Lightning, французы — мно­гоцелевым истребителем Mirage III, а шведы взяли на вооружение истребитель J-35 Draken.

Больше всех в деле перевооруже­ния преуспели американцы. У воен­но-воздушных сил США появилось аж шесть(!) новых боевых самолетов: перехватчики F-104 Starfighter и F-106 Delta Dart, истребитель-бомбарди­ровщик F-105 Thunderchief, истреби­тель F4H Phantom, бомбардировщики A3J Vigilante и В-58 Hustler.

Создание всех самолетов проходи­ло на фоне набирающей обороты ра­кетно-космической гонки, что нало­жило определенный отпечаток на их внешний облик, технические характе­ристики и вооружение. В большинс­тве первых модификаций этих машин пилотам отводилась второстепенная роль — роль оператора вооружения, ракетного или бомбового. Летчику было необходимо в нужный момент нажать на боевую кнопку или, в более сложном случае, сначала наложить на цель прицельную марку, а потом нажать на кнопку. Некоторые специ­алисты вообще считали эти машины последними пилотируемыми самоле­тами, после которых начнется эра самонаводящихся ракет.

Но время распорядилось по-свое­му. Перенасыщенные автоматикой “самолеты с кнопками” довольно быс­тро, всего за каких-то два десятиле­тия, исчезли со сцены, вместе с лож­ными воззрениями о кончине пилоти­руемой авиации.

Из дюжины первых 2-х маховых самолетов испытание временем выдер­жали только три машины: МиГ-21, F-4 Phantom и Mirage III. Но самое неве­роятное то, что эти, без всякого пре­увеличения, выдающиеся истребители находятся на вооружении некоторых стран и до настоящего времени. По прошествии более 55 лет! Технический прогресс изменил их внутреннее со­держание, оборудование и двигатели, но их внешний облик по-прежнему уз­наваем и даже любим.

За свою долгую боевую службу они достаточно часто встречали друг друга в бою, особенно над странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Воздушные бои показали при­мерное равенство трех соперников, что послужило залогом популярности этих боевых машин у летчиков разных стран мира.

История создания и применения французского самолета Mirage III уже рассматривалась на страницах журнала «Наука и техника», а на этот раз вашему внима­нию представлен материал о выдаю­щемся истребителе МиГ-21.

Самолет начал создаваться летом 1953 года. Сначала вышло постановле­ние Совета Министров СССР, в соот­ветствии с которым КБ А.М.Микояна приступило к работе над самолетом с большой сверхзвуковой скоростью полета. К решению этой же задачи приступили КБ Яковлева и Сухого.

Перед конструкторами стояла за­дача создания сверхзвукового фрон­тового истребителя со значительными экономическими и эксплуатационно­тактическими преимуществами. Он должен был иметь небольшой расход топлива на один самолетовылет и воз­можность базирования на полевых укатанных грунтовых аэродромах.

Опираясь на результаты теорети­ческих и практических исследований, проводимых специалистами ЦАГИ, инженеры КБ А. М. Микояна остано­вились на двух вариантах самолета, имевших сигарообразный фюзеляж, близкий по форме к телу вращения и отличавшихся только геометрией крыла. Одно крыло тонкое стреловид­ное, а другое треугольное — малого удлинения.

Первым самолетом, проектировав­шемся в соответствии с заданием, стал Е-1 (позже получивший обозначение Е-2). К началу 1955 года постройка Е-2 была завершена, и 14 февраля самолет под управлением летчика-испытателя Г. К. Мосолова впервые поднялся в воздух.

Истребитель имел небольшой взлетный вес — 5334 кг. Встроенное вооружение — две 30-мм пушки НР-30. Максимальная скорость самолета со­ставляла 1920 км/ч, а потолок — 19000 м.

16 июля в воздух поднялся альтер­нативный вариант самолета с треу­гольным крылом — Е-4. Характерис­тики Е-4 оказались ниже расчетных: скорость — 1296 км/ч, а практический потолок — 16 400 м.

Работы над совершенствованием эк­спериментальных Е-2 и Е-4 не прекра­щались. 17 февраля 1955 года Г.А.Седов поднял в воздух Е-2А, а 5 сентября 1956 года новый улучшенный вариант Е-4.

9 января 1956 года летчик-испы­татель В. А. Нефедов совершил пер­вый полет на Е-5, который являлся дальнейшим развитием машины Е-4. Испытания показали, что летные ка­чества машины улучшились. Самолет достиг скорости 1970 км/ч и мог летать на высоте 17 650 м. Именно эта машина первой получила обозначение МиГ-21. Началась доводка самолета до возмож­ности его серийного производства. При этом программу Е-2А со стреловидным крылом закрыли.

Испытания самолета проходили на протяжении 1956 и 1957 годов. В ходе испытаний на машину установили новый двигатель Р-11Ф-300 и перепро­ектировали воздухозаборник. В таком виде самолет получил индекс Е-6.

Первый опытный истребитель Е-6-1 поступил на заводские испыта­ния в мае 1958 года, а 20 мая летчик- испытатель В. А Нефедов совершил на нем ознакомительный полет.

Второй опытный истребитель Е-6-2 поступил на заводские испыта­ния в сентябре 1958 года. 15 сентября он совершил первый полет. Всего за вре­мя проведения заводских испытаний оба образца Е-6 выполнили 61 полет. При этом была достигнута скорость 2100 км/ч, динамический потолок со­ставил 20700 м, статический потолок — 14 500 м, дальность полета с подвесным баком превысила 1800 км. Самолет по­казал хорошую устойчивость и управ­ляемость во всем диапазоне высот и скоростей.

Не дожидаясь решения государс­твенной комиссии, на Московский и Горьковский авиазаводы стала пос­тупать техническая документация на новый истребитель, и они приступили к подготовке серийного производства самолета.

МиГ-21 представлял собой легкий одноместный однодвигательный днев­ной и ночной истребитель, обладающий высокими летными характеристиками. Самолет строился по среднепланной схеме с треугольным крылом и стрело­видным цельноповоротным управляе­мым стабилизатором.

Конструкция МиГ-21 цельноме­таллическая, была выполнена с при­менением алюминиевых и магниевых сплавов. В местах и узлах с силовыми напряжениями использовалась сталь.

Летные испытания показали, что самолет допускал выполнение фигур сложного пилотажа, как-то: петли, перевороты, бочки, полупетли и т. п. во всем диапазоне скоростей, при­чем поведение самолета, а также его устойчивость и управляемость при выполнении фигур считались впол­не удовлетворительными. МиГ нор­мально выходил из штопора, обладал эффективными рулями управления и хорошей устойчивостью.

По своим взлетно-посадочным ха­рактеристикам самолет МиГ-21 мог эксплуатироваться с небольших аэ­родромов, а также с грунтовых полос, что значительно расширяло диапазон его боевого применения. Устойчивая работа двигателя на всех высотах и скоростях, надежное включение фор­сажа и достаточная энерговооружен­ность придавали ему хорошие боевые качества.

МиГ-21СМ на учебном аэродроме Харьковского университета ВВС

Хороший обзор из кабины, автома­тическое регулирование системы пита­ния и температуры воздуха в кабине, а также компактное расположение при­боров создавали достаточное удобство для работы летчика.

Первые серийные машины получи­ли обозначение МиГ-21Ф (или изделие 72). Они были выпущены Московским авиазаводом в количестве 30 экземп­ляров в 1959 году, еще 69 машин вышло из цехов Горьковского авиазавода в 1960 году. МиГ-21Ф эксплуатировался только в ВВС СССР и не поставлялся в другие страны.

Следующей серийной машиной се­мейства МиГ-21 стала модификация Ф-13 (изделие 74). От исходной модели самолет отличался системой вооруже­ния. МиГ-21Ф-13 мог нести две управ­ляемые ракеты К-13 (Р-ЗС), именно эта особенность и получила отражение в обозначении модификации. Для со­хранения веса с самолета сняли левую пушку. Самолет выпускался серийно с 1960 года параллельно на Московском и Горьковском заводах. За время се­рийного производства (1960-1962 гг.) выпустили около 600 машин.

МиГ-21Ф-13 стал первым истреби­телем семейства “21”, поставлявшимся за границу. Первой страной, получив­шей новые самолеты, стала Польша, затем МиГ-21Ф-13 поступили в Чехос­ловакию, Китай и ГДР. Приступив к выпуску новых модификаций самоле­та, СССР передал лицензию на производство Ф-13 Чехословакии и Китаю, которые в свою очередь экспортиро­вали их в другие страны мира. В Китае этот самолет стал основой для разра­ботки собственных истребителей.

По отзывам летчиков, которые ле­тали на многих модификациях МиГ-21, Ф-13 являлся самым приятным в уп­равлении самолетом из этого семейства МиГов. Легкий в управлении, устойчи­вый на всех режимах, с отличным об­зором из кабины пилота, самолет оста­вил очень приятные воспоминания в памяти летчиков, которым довелось на нем полетать.

Трудности, возникавшие при пере­учивании летчиков строевых частей на первые советские сверхзвуковые истребители МиГ-19 (а у этого само­лета отсутствовала двухместная учеб­ная модификация), заставили ОКБ А. И. Микояна сразу после запуска в серию МиГ-21Ф-13 приступить к раз­работке двухместного варианта само­лета. На учебном самолете переделали носовую часть и увеличили запас топ­лива до 1950 кг.

Первый опытный двухместный Е- 6У-1 предъявили на заводские испы­тания осенью 1960 года, а 17 октября летчик-испытатель Остапенко впервые поднял самолет в воздух.

С марта 1962 года авиационные за­воды в Тбилиси и Горьком приступили к выпуску “спарок” — МиГ-21У (изде­лие 66).

По отзывам летчиков МиГ-21У счи­тается наиболее простым в управле­нии самолетом из всех “спарок”. Лег­кий, с хорошим обзором из всех кабин, он пользовался любовью у летчиков и курсантов. Авторам пришлось убе­диться, что при составлении плано­вых таблиц полетов на пилотаж всегда планировали именно МиГ-21У. Единс­твенным серьезным недостатком ма­шины оставалась система катапуль­тирования СК, которая не позволяла покидать самолет на самых опасных этапах полета — взлете и посадке, и на высотах менее 200 метров, а именно в этом диапазоне происходило около 75% всех летных происшествий. В ходе серийного производства конструкция самолета постоянно совершенствова­лась, вносились изменения, касающие­ся вертикального хвостового оперения и системы тормозного парашюта.

Все это, а также начало использо­вания на МиГ-21ПФС системы сдува пограничного слоя (СПС) заставило КБ выпустить новый учебно-трени­ровочный самолет МиГ-21УС (изделие 68) с двигателем Р-11Ф2С-300, а также с новыми катапультируемыми креслами КМ-1. На всех УС устанавливался киль увеличенной площади, такой же, как и на МиГ-21ПФМ. Кроме этого на само­лете увеличили запас топлива до 2450 л. С 1966 года самолет запустили в се­рию на заводе в Тбилиси.

На МиГ-21УС летчики чувствова­ли себя увереннее на взлете и посадке, но установка кресла КМ-1 с большим заголовником ухудшила обзор инс­труктора из второй кабины. Особенно неуютно инструктор чувствовал себя на взлете и посадке, когда требова­лось особенно четко контролировать действия обучаемого. Пришлось при­думывать нетрадиционные способы улучшения обзора. Самым удачным оказался вариант с использованием перископа, который представлял со­бой систему зеркал с дистанционным управлением. Перископ закреплялся прямо на стекле фонаря инструктора. Испытания показали достаточно серь­езное улучшение обзора, и с 1971 года в серийное производство внедрили учебно-боевой МиГ-21УМ (изделие 69) с перископом. На самолете устанав­ливался автопилот АП-155 и прицел АСП-ПФД. На гаргроте у основания киля МиГ-21УМ появилась ножевая антенна радиостанции Р-832, которая стала главной внешней отличительной особенностью МиГ-21УМ от “спарок” других модификаций.

Все двухместные МиГ-21 с боль­шим успехом использовались в стро­евых частях. Но основная нагрузка на эти самолеты ложилась в летных учи­лищах. Как правило, за учебный год их налет достигал 300 и более часов. Учитывая то, что “спарки” за смену могли выполнять по 6, а иногда и по 7 (вместе с разведкой погоды) вылетов, на их обслуживание всегда ставили наиболее опытных техников. Чрезвы­чайно редко обслуживание доверяли так называемым “двухгодичникам”, — студентам после окончания военной кафедры, которые не отличались же­ланием работать на технике и толь­ко ждали окончания срока службы, и скорейшего возвращения домой. В качестве поощрения техников, обслу­живающих учебно-боевые самолеты, часто использовались такие стимулы как недельный отдых в черноморских профилакториях ВВС, который предо­ставлялся после 300 часов налета.

Одной из задач, которую помогали решать МиГ-21УС и УМ — подготовка летчиков морской авиации на само­леты Як-38 с вертикальным взлетом и посадкой. Программа обучения пило­тов на этот самолет предусматривала полеты с инструктором на МиГ-21УС или УМ с использованием системы СПС, самостоятельные полеты на

МиГ-21ПФМ, и только после этого пилоты выходили на освоение Як-38. Первоначально переподготовка прово­дилась в Саках, но позже переучивание проводилось на Севере и Дальнем Вос­токе. Переучивание проводили летчи­ки, имевшие большой опыт полетов на МиГ-21 и освоившие Як-38. Такая сис­тема сохранялась на протяжении всего времени эксплуатации в авиации фло­та самолетов Як-38.

Учебно-боевые МиГ-21У, УС, УМ более 20 лет эксплуатировались в час­тях истребительской авиации ВВС СССР, летных училищах, а также во всех странах Варшавского Договора.

Поставлялись они и в большинство стран, где эксплуатировались боевые варианты “двадцать первого”.

Продолжение следует

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Авиация авиастроение ВВС МиГ-21 СССР

Предыдущая статья Крылья для женщин: США меняют подход к разработке боевых самолетов

Следующая статья Пикирующий бомбардировщик и разведчик Петляков Пе-2 2М-82

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Модификации МиГ 21

МиГ 21 на протяжении всех лет существования постоянно дорабатывался, МиГ 21Ф 13 сменил перехватчик МиГ 21П. Установив на машину новый радиолокационный прицел и повысив запас топлива, выпустили серию с индексом МиГ 21ПФ, а затем истребитель с усовершенствованным оборудованием и вооружением, с иным фонарём кабины получил обозначение МиГ 21ПФМ.

Постепенно обозначился отход от концепции лёгкого истребителя – вес машины возрастал, усложнялось оборудование и вооружение. Второе поколение семейства 21-х в 1964 году оборудовали новой радиолокационной станцией «Сапфир-21» и пушкой ГШ-23Л, машину обозначили как МиГ 21С. Для ВВС Советского Союза самолёт оснастили новой силовой установкой Р-13-300 и она получила название МиГ 21СМ.

МиГ 21

Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ 21 бис и стал единственным в этом поколении. На нём стояла усовершенствованная РЛС «Сапфир-21М», доработанное прицельное оборудование, а вооружение усилили новой ракетой Р-13М. Для ВВС машины оснастили оборудованием для захода на посадку вслепую – системой «Полёт-ОИ», а самолёты противовоздушной обороны получили комплект аппаратуры наведения «Лазурь-М».

Технические характеристики МиГ 21 бис в 1972 году улучшены за счёт установки на машину нового двигателя Р-25-300. Лётные параметры истребителя стали сопоставимы с американским F 16, уступая ему в авионике и боевой нагрузке.

Миг 21

Модернизированный в 1993 году МиГ 21 93 разработан для размещения современного ракетного вооружения, новой электрической системы управления и бортовой мощной РЛС «Копьё». Эти машины шли на экспорт и замену старых МиГ 21, которые имелись во многих странах за рубежом.

Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения этого легендарного самолёта.

Миг 21

Описание конструкции

По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).

На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.

На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.

МиГ 21 компоновочная схема

МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки.

В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.

Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.

Миг 21

Модель самолёта МиГ-21 из потолочки

Добрый день или вечер, уважаемые авиамоделисты! Здравствуйте! Сегодня я решил поделиться с вами темой про авиамодель самолёта МиГ -21.

Всем привет!

Таким обращением к авиамоделистам, начинает свой рассказ о постройке модели самолёта МиГ-21, автор. Я вместе с вами хочу посмотреть на процесс постройки этой модели, прежде чем начинать создание своей версии этой модели

В заготовку основной, несущей платформы, на которой будет монтироваться вся модель, вклеивается карбоновая трубочка.

Примеряется и вклеивается деревянный брусочек для установки мотора.

Сделано посадочное место для сервомашинки, управления элеронами.

Вырезаются канавки для вклеивания трубочек, в которых вращается ось стабилизатора.

Примеряются заготовки верхней обшивки фюзеляжа.

Вклеивается киль.

Обшивка фюзеляжа в хвостовой части, приклеивается с двух сторон киля.

Монтируется продольный выступ на верхней части фюзеляжа и вклеивается на место.
Подготавливается место для установки кабины. Временно, она делается из куска утеплителя «Пеноплекса и вклеивается на место.
Изготавливаются мелкие детали и вклеиваются на место.
Изготавливается и монтируется носовой конус на фюзеляже.
Вклеивается нижний предохранительный киль.

Окраска модели делается по своему желанию.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что свою модель самолёта Миг-21 я сумею построить. На этом я прощаюсь с вами. До скорой встречи. Ваш Валерьян Самоделкин. Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Характеристики МиГ 21 (общие для всех модификаций)

Маневренный самолёт МиГ 21, характеристики которого приведены ниже, выпущен в огромном количестве – 11496 единиц и принят на вооружение многими странами мира. Массовое производство значительно снизило цены на этот истребитель, например, боевая машина пехоты была дороже, чем МиГ 21МФ.

  • Размах крыла – 7,15 м
  • Площадь крыла – 22,95 м
  • Длина самолёта – 14,10 м
  • Двигатель – ТРДДФ Р-25-300
  • Тяга на форсаже – 6850 кгс
  • Тяга максимальная без форсажа – 4100 кгс
  • Вес пустого самолёта – 5460 кг
  • Максимальный взлётный вес – 10100 кг
  • Запас топлива – 2750 кг
  • Наибольшая скорость на высоте – 2230 км/ч
  • Скорость у земли – 1300 км/ч
  • Скорость крейсерского полёта – 1000 км/ч
  • Наивысшая скороподъёмность – 235 м/с
  • Практический потолок – 19000 м
  • Дальность полёта с ПТБ – 1470 км
  • Дальность полёта без ПТБ – 1225 км
  • Максимальная перегрузка – 8,5 g
  • Экипаж – 1 чел
  • Стрелковое вооружение – 23-мм пушка ГШ-23Л
  • Точки подвески – 5
  • УР «воздух-воздух» – Р-3С, Р-3Р, Р-13М, Р-13М1, Р-60, Р-60М
  • УР «воздух-поверхность» – Х 66
  • Неуправляемые ракеты – калибр 57 и 240 мм
  • Бомбы – общим весом до 1000 кг

Модификации

От версии к версии конструкторы, опираясь на достигнутые результаты, опыт летчиков, полученный во время воздушных сражений во Вьетнаме, улучшали тактико-технические характеристики истребителей.

в полёте

Изменениям подвергались конструкция носовой части фюзеляжа, фонаря, габариты гаргрота, радиоэлектроника, боевой арсенал, силовые установки.

Первое поколение

Первое поколение представлено истребителями МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13.

ВерсияМиГ-21Ф (изделие 72)МиГ-21Ф-13 (изделие 74)
Годы выпуска1959–19601960–1965
ДвигательФюзеляжный турбореактивный Р-11Ф-300Фюзеляжный турбореактивный Р-11Ф-300
Характеристики двигателя(1х3880/5740 кгс)(1х3880/5740 кгс)
Оборудование: оптический прицел, радиодальномерАСП-СДН, СРД-5АСП-5НД, СРД-5М «Квант», в разведывательных целях доукомплектовывался камерой для фотосъемки АФА-39
Вооружение2 пушки HP-30 (30 мм, количество боеприпасов на 1 установку — 60), 16 НАР* С-5М или С-5К калибром 57 мм, НАР АРС-240 (240 мм) либо 2 бомбы 50–500 кг.1 пушка на 30 боезарядов, ТГС К-13, блоки с ракетами С-5М (по 16 или 32 шт.), два пусковых устройства ПУ-12-40 для стрельбы ракетами С-24, бомбы либо зажигательный бак ЗБ-360
Мах показатели скорости на высоте2125 км/ч2499 км/ч
потолок19000 м19000 м

*НАР – неуправляемая авиационная ракета

Второе поколение

Это поколение представлено целым рядом превосходных боевых машин.

МиГ-21П (1960) – первый из МиГов, оборудованный радиолокатором, приборами командного наведения «Лазурь». Пушки демонтировали, как покажет история – напрасно. Внешний подвес – ракеты К-13. Взамен допускалось применение неуправляемых бомб или блоков НУРС.

миг 21п

МиГ-21ПФ (1961) (изделие 76), модернизированная версия перехватчика, была задумана как легкий всепогодный ЛА. Силовая установка представлена одним двигателем, значительно усиленным по сравнению с предшествующими моделями.

Вооружение – ракеты С-5М либо С-5К и авиабомбы калибра от 50 до 500 кг на внешнем подвесе. На самолетах МиГ предусматривалось применение ракет НУР типа С-24, применяемых авиацией для уничтожения вражеской техники и живой силы.

МиГ-21ПФС (изделие 94) (1963) – серийный боевой самолет с усовершенствованными взлетно-посадочными показателями. Благодаря модернизированной конструкции появилась возможность эксплуатации самолетов с грунтовых аэродромов, которые по инструкции должны были соответствовать довольно строгим требованиям.

Усовершенствованная разработка позволила уменьшить пробег и снизить посадочную скорость.

Была предусмотрена возможность установки ускорителей для уменьшения дистанции разбега.

миг 21пфс

МиГ-21Р (1965) – версия, предназначенная для проведения авиаразведки. Под фюзеляжем в сменных емкостях размещали техническое оснащение для дневной, ночной и радиотехнической авиаразведки: камеры для аэрофотосъемки, радиотехнические и ночные приборы, станции постановки помех, перехвата и передачи переговоров в УКВ-диапазоне. Применялись устройства для радиоэлектронной борьбы.

Третье поколение

История создания истребителей третьего поколения связана с применением нового радиолокационного прицела «Сапфир-21», получившего производственный номер РП-22С. По своим техническим параметрам прибор намного превзошел более ранние модели.

«Сапфир-21» позволял выявлять цели типа «бомбардировщик» на расстоянии 30 км. Дальность сопровождения целей была увеличена на 5 км, теперь она составляла 15 км.

миг21 рп

Результатом такого технического прорыва стало повышение вероятности поражения ракетой маневрирующей цели и возможность применения ракет с полуактивной головкой самонаведения.

Цели подсвечивались, ракеты автоматически выполняли маневры. Тактика ведения боя на истребителе претерпела значительные изменения.

Представители 3-го поколения:

МиГ-21С (1965) – машина с увеличенным топливным запасом и улучшенными пилотажными свойствами благодаря новой системе автопилотирования АП-155, позволяющей выводить ЛА в горизонтальную позицию из любого пространственного положения, стабилизировать курс, автоматически уводить с опасной высоты.

МиГ-21СН (1965) – фронтовой истребитель, носитель атомной бомбы.

МиГ-21СМ (1968) – ЛА с улучшенными взлетными характеристиками, усовершенствованная версия МиГ-21С. Отличается от последнего моделью двигателя, обладавшего большей мощностью.

Опыт, полученный во Вьетнаме, показал необходимость оснащения боевого ЛА авиапушками. Поэтому вооружение истребителя дополнили двухствольной ГШ-23Л с боекомплектом в 200 патронов.

МиГ-21СМТ – истребитель-перехватчик, доработанная версия МиГ-21СМ. Отличительные качества: увеличенный топливный запас, двигатель Р13Ф-300 с режимом дополнительного форсирования тяги (например, увеличивалась тяга на форсаже при Н=0, М=1,0 на 1900 кгс).

миг 21смт

Устанавливалось ракетно-пушечное вооружение: двухствольная ГШ-23Л для уничтожения наземных и воздушных объектов, самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» К-13 для атаки целей на больших дистанциях либо ракеты малой дальности Р-60, Р-60М, тактическая атомная авиабомба РН25.

Интересные факты

В 1966 году иракский лётчик Мунир Редфа пошёл на сговор с израильтянами и согласился угнать МиГ 21. Случай представился 15 августа 1966 года в половине восьмого утра, взлетев Мунир набрал высоту, а затем резко снизился и прижавшись к земле, промчался над Ираком и службы ПВО его не засекли. Над Израилем перебежчика ждал «Мираж» и сопроводил на аэродром посадки.

Миг 21

Неизвестно, как сложилась бы шестидневная арабско-израильская война, если бы не были раскрыты тайны новейшего советского истребителя и другой военной техники, поставляемой Советским Союзом в арабские страны. Эта операция носила медицинское название «Пеницеллин».

Недавний случай с поставками МиГ 21 в Хорватию с Украины. На модернизированные советские самолёты поставили старые запчасти. Украина получила за ремонт семи МиГ 21 и продажу ещё пяти 13 миллионов евро, но, как оказалось, пять самолётов не подлежат эксплуатации из-за некачественного ремонта.

После взлёта с аэродрома в провинции Хама в Сирии сбит МиГ 21 сирийских ВВС. По одним источникам пилот катапультировался и расстрелян в воздухе боевиками во время спуска на парашюте. Сирийские же источники утверждают, что самолёт упал по техническим причинам и лётчик благополучно приземлился. Во всяком случае, это первая потеря сирийских ВВС в этом году.

По данным 2004 года, индийские МиГ 21 «Бизон» сокрушили со счётом 9:1 американских асов на F 15 и F 16 в показательных боях. Наш славный ветеран МиГ 21 претерпев множество модификаций не только выигрывал показательные бои, но и принимал участие во множестве локальных войн и конфликтов, где зарекомендовал себя достойным бойцом.

Миг 21

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.

Советский истребитель превосходил своего противника по многим показателям: он имел лучшую маневренность на виражах, обладал отличной тяговооруженностью, был более управляем. Хотя, советский радиолокатор и ракетное вооружение было откровенно слабее, чем у американцев. Но, несмотря на это, первый раунд борьбы все-таки выиграли вьетнамские пилоты на МиГах.

Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.

За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.

Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.

В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.

Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.

Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.

Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: