Многоцелевой вертолет немецкого спецназа


Многоцелевой вертолет Н145М – особенности конструкции

Военный вертолет H145M создан на базе последней версии гражданской машины EC145. Свой первый полет она совершила в 1999 г., а в 2002 г. пошла в серию. Выдающиеся летные характеристики модели получили особую оценку гражданских пилотов спасателей.

Военная версия многоцелевого вертолета Н145М оснащена двумя двигателями Turbomeca Arriel 2E с автономной двухканальной цифровой системой управления FADEC. Две газовые турбины мощностью по 771 л.с. позволяют развивать скорость до 268 км/час.

Особенностью вертолета является его низкая акустическая заметность. Тихая работа двигателей в сочетании с тактической темно-серой лакировкой обеспечивают машине незаметность в условиях плохой видимости и ночью.

Модель имеет современную кабину пилотов с большим остеклением. Грузовая кабина оборудована двумя широкими боковыми сдвижными дверьми и двухстворчатой дверью в кормовой части машины. Две направляющие на полу обеспечивают надежное крепления оборудования. Общая компоновка позволяет с одной стороны быстро переоборудовать вертолет под различные варианты целевого применения, а с другой осуществлять быструю посадку/высадку личного состава. В целях безопасности хвостовой ротор окаймляет специальная облицовка.

Вертолет оснащен четырехосным автопилотом. Система управления обеспечивает возможность полета по приборам днем и ночью. Стандартно вертолет управляется двумя пилотами и может транспортировать дополнительно до девяти военнослужащих с оружием.

Основная модель вертолета H145M без съемного военного оборудования получила допуск к эксплуатации 8 мая 2020 г. в соответствии с действующими правилами Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Военное оборудование и вооружение

В силу высоких летных качеств и упомянутых низких акустических характеристикам многоцелевой вертолет H145M очень хорошо подходит для скрытной транспортировки групп СпН к месту назначения и последующего их десантирования через боковые двери. Малый диаметр несущего винта (11 м) является еще одним преимуществом для полетов в городских условиях.

Поэтому в дальнейшем, в интересах окончательного лицензирования вертолета в полной комплектации продолжилось испытание машины с дополнительным военным и специальным оборудованием. Тесты выполнялись как производителем в Донаувёрт, так и специалистами 61 военно-технической службы бундесвера (WTD 61) в Манхинге. По их результатам 29 октября 2020 г. Главное авиационное управление бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr, LufABw) сертифицировало многоцелевой вертолет H145M в качестве легкого вспомогательного вертолета сил специальных операций (Light Utility Helicopter Special Operations Forces, LUH SOF).

В этом варианте машина получила: баллистическую защиту, комплект сменного оборудования для проведения операций над морем, подъемник для эвакуации пострадавшего, устройство спуска по канату, средства РЭБ, а также многофункциональную и гибкую систему вооружения. К этому добавляются устройства безопасности, облегчающие коммандос приведение себя в боевую готовность уже во время полета у открытых дверей или на салазках шасси.

В состав оборудования РЭБ вошли: станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и комплекс обнаружения пусков ракет с автоматом сброса дипольных и тепловых отражателей.

В целом, в зависимости от миссии, вооружение вертолета может включать системы классов «воздух-воздух», «воздух-земля» и воздух-поверхность», устанавливаемые на внешних пилонах. Однако, командование сил СпН бундесвера в настоящее время отмечает недостатки большинства из них, применительно к выполнению специальных задач. Вопрос окончательной комплектации многоцелевого вертолета в модификации LUH SOF остается открытым. Вместе с тем, известно об активном тестировании в 64 эскадре люфтваффе пулемета MG6 (Dillon Aero M134D Gatling 7.62×51 мм) со скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту.

F9+F91 Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М / слайдер

В интересах оптимизации компоновки грузовой кабины и оптимального размещения в ней коммандос и их вооружения сиденья позади обоих пилотов были удалены. Для обслуживания дополнительного военного оборудования и вооружения в состав экипажа Н145М LUH SOF помимо двух пилотов предусматривается включать так называемого тактического оператора (Tactical Operator).

В итоге, как сообщается, в максимальной комплектации теперь на борту может перевозиться до четырех военнослужащих СпН бундесвера. Сам же вертолет в этом состоянии при весе 3,7 т остается пригодным для стратегической переброски без необходимости временной разборки в грузовом отсеке нового военно-транспортный самолет А400М ВВС Германии.

Тактико-технические характеристики Н145М LUH SOF

ПроизводительAIRBUS HELICOPTERS DEUTSCHLAND GmbH
МодельH145M LUH SOF
Общая длина, м13,64
Длина фюзеляжа, м6,17
Высота, м4,00
Ширина колеи, м2,40
Ширина кабины, м1,73
Диаметр главного ротора, м11,00
Диаметр хвостового винта, м1,15
Двигатели2 x Turbomeca Arriel 2E
Мощность, л.с.2х771
Макс. скорость полета, км/час.268
Макс. дальность полета, км663
Макс. высота полета, м6095
Масса пустого, кг2315
Макс. влетный вес, кг3700
Экипаж, чел.2+9

Вертолёт Eurocopter EC-145

Eurocopter EC 145 относится к наболее популярным вертолетам среднего класса. У этого вертолета обновленная радиоэлектроника, оптимизированный профиль винта, увеличенная кабина и просторный салон. Возможно использование вертолета Eurocopter EC 145 в городских условиях, так как у него низкий уровень шума.

Вертолет Eurocopter EC 145 имеет различные комплектации, что позволяет использовать его для ряда задач — спасательных, поисковых, правоохранительных и медицинских мероприятий, пассажирских перевозок, в том числе — VIP.

Общие характеристики
Производитель / странаEUROCOPTER, Франция
Количество пассажиров6 — 9
Макс. дальность полета, км680
Макс. крейсерская скорость, км/ч246
Макс. высота полета, м5 240
Макс. взлетная масса, кг3 585
Полезная нагрузка, кг1 793
Габариты
Длина (с вращающимся винтом), м13,03
Высота, м3,96
Ширина (по шасси), м2,40
Внутренние размеры
Длина салона, м2,65
Высота салона, м1,22
Ширина салона, м1,46
Дополнительные опции
СПУ 2x ACU 6100 (пилот 2-й пилот) и REU 6100 (Becker)
Аудиопанель NAT AA95
Транспондер GTX 330 (режим S)
Дальномерное оборудование DMS-44A (CHELTON / WULFSBERG)
Приёмник сигналов маркёрного радиомаяка KR 21 (Honeywell)
GPS / NAV / COM system GNS 430w, copilot/2nd system (VOR/ILS interfaced to MEGHAS / FCDS, GPS stand alone)
GPS / NAV / COM system GNS 430w, pilot (interfaced with MEGHAS / FCDS)
Система контроля параметров полета MEGHAS
Пакет авионики B1 – проводка
Радиовысотомер KRA 405 B (Honeywell)
Сенсорный пакет для системы MEGHAS
Автопилот
АРМ Artex 406
Система предотвращения столкновения в воздухе
Трекер
Мультифункциональный дисплей GMX 200
Аудио интерфейс для пассажиров
Метеорадар
Носовой обтекатель метеорадара
Система проецирования показаний метеорадара
Набор для промывки двигателей
Тонированные блистеры над головами пилотов
Расходомер топлива
Сжигатели стружки
Metro (STC) / Кондиционер
Стробоскопы — белые
2-й портативный огнетушитель
Гарнитура BOSE с функцией шумоподавления, с Bluetooth ( 8 шт)
Гарнитура BOSE с функцией шумоподавления (2 шт)
Набор «Повышенный комфорт»
Кресло повышенной комфортности пилота, взамен стандартного
Кресло повышенной комфортности второго пилота, взамен стандартного
Кресла повышенной комфортности пассажиров, взамен стандартных (8 шт)
Отделка кожей кресло пилота
Отделка кожей кресло второго пилота
Отделка кожей кресел пассажиров
Чехлы на педали
Ковровое покрытие пола
Держатели для гарнитуры в салоне

В нашей компании вы можете купить вертолет Eurocopter EC-145. Получить консультацию и узнать стоимость вертолета вы можете у менеджеров нашей компании по телефону.

Ввод в строй

С целью сокращения сроков введения в эксплуатацию многоцелевых вертолетов Н145М и подготовки специалистов 64 вертолетной эскадры на начальном этапе эксплуатации компания АНD взяла на себя вопросы технической поддержки и обслуживания, ремонта и поставки запасных частей, а также обеспечения готовности вертолетов к полетам.

Для этого производитель на аэродроме в Лаупхайм развернул собственный склад запасных частей, а также организовал работу гражданского персонала Airbus совместно с военнослужащими. Предусматривается, что постепенно, в период до 2021 г., по мере накопления военнослужащими ВВС опыта эксплуатации, ремонта и подготовки Н145М к полетам, сотрудники AHD будут полностью заменены на технический персонал люфтваффе.

В преддверии прибытия новой техники прошла необходимая адаптация инфраструктуры аэродрома. В частности, к декабрю 2020 г. Airbus поставил первое оборудование наземной службы поддержки и контроля, ремонтный инструмент и другие материалы. Его подготовка к использованию проводилась военнослужащими технической группы 64 вертолетной эскадры. Кроме того, в составе эскадры сформировали 4 летную эскадрилью, для которой построили отдельное новое здание.

Подготовка авиационных техников

Техническая и логистическая подготовка военнослужащих организуется согласно директивам EASA. Для военного технического персонала организованы и проводятся дополнительные учебные курсы. Подготовка проходит на базе гражданских и военных учебных заведений, учитывает предварительные знания обучаемых и имеет модульную структуру.

Курс начинается с летно-технической подготовки категории А (CAT A). На ней базируется подготовка категорий B1.3 (конструкции самолета, двигатели, механические и электрические системы) и B2 (авионика и электронные системы). В заключении непосредственно на вертолете H145M проводится специальная подготовка по системам его вооружений.

Профессиональная подготовка авиационного техника завершается практической стажировкой по месту службы в составе технической группы 64 вертолетной эскадры. Итогом полного курса подготовки военнослужащего становится получение лицензии на обслуживание военной авиационной техники (Military Aircraft Maintenance Licence, MAML) категорий A, B1.3 или В2 и, в соответствующих случаях, права подготовки вертолетов и других летательных аппаратов к полетов.

Eurocopter ЕС 145

О вертолете

ЕС 145 в отличие от ЕС 135 сохранил классическую одновинтовую схему. Несмотря на имевшиеся первоначально планы оснастить ЕС 145 рулевым винтом – фенестроном, конструкторы Еврокоптера, после ряда экспериментов и анализа опыта разработки и эксплуатации AS 365, отказались от этой идеи, посчитав классический винт достаточно безопасным для вертолета взлетной массой свыше 3,5 тонны.

Первоначально модернизация именовалась по преемственности – ВК 117С2, но в дальнейшем получила новое обозначение – ЕС 145 в полном соответствии с новыми традициями Eurocopter.

ЕС 145 в отличие от ЕС 135 сохранил классическую одновинтовую схему. Несмотря на имевшиеся первоначально планы оснастить ЕС 145 рулевым винтом – фенестроном, конструкторы Еврокоптера, после ряда экспериментов и анализа опыта разработки и эксплуатации AS365, отказались от этой идеи, посчитав классический винт достаточно безопасным для вертолета взлетной массой свыше 3,5 тонны. Размеры и конструкция лопастей рулевого винта обеспечивают сохранение жесткости и прочности при встрече с ветками деревьев и прочими типовыми помехами при действии вблизи земли. Поднятый на высоту, обеспечившую клиренс нижних концов лопастей в 2 м, рулевой винт безопасен для пассажиров и наземного персонала.

Максимальная взлетная масса в процессе модернизации заметно возросла и достигла 3585 кг или 3650 кг в случае работы с грузом на внешней подвеске. Максимальная грузоподъемность увеличилась с 1590 кг (ВК 117) до 1790 кг (ЕС 145). Диаметры винтов остались такими же, как на ВК 117: несущего – 11 м, рулевого – 1,96 м, поэтому общие характерные габариты вертолета удалось сохранить прежними. Только общая высота выросла на 10 см за счет увеличения клиренса шасси.

При разработке вертолета ЕС 145 конструкторы обратили основное внимание на увеличение грузоподъемности и вместимости вертолета, улучшение его летно-технических и эксплуатационных характеристик. Фюзеляж стал почти полностью новым. При сохранении общей компоновки он получил значительно более обтекаемые формы. Спереди была установлена носовая часть от вертолета ЕС 135. Она не только снизила вредное сопротивление, но и значительно улучшила обзор и удобства пилота. Задняя часть фюзеляжа и створки грузового люка также получили более обтекаемые формы. Длина фюзеляжа при этом возросла на 20 см.

В июне 2001 года консорциум «Еврокоптер» впервые демонстрировал вертолет ЕС 145 на аэрошоу в Париже и собрал первые экспортные заказы на машину. Вслед за французскими государственными службами новую машину стали приобретать заказчики из других стран. Первыми стали немцы. Поставки вертолетов ЕС 145 заказчикам начались в апреле 2002 года. Всего в течение этого года сборочный цех в Донауворте построил 15 машин. Еще 25 аппаратов немецкие вертолетостроители сдали в 2003 году. В 2004 году пресс-служба консорциума уведомила о завершении сборки пятидесятого ЕС 145.

Таким образом, проведенная в 1997-2000 годах глубокая модернизация старого доброго ВК 117 увенчалась успехом. Его заменил на сборочной линии качественно новый ЕС 145. И хотя заказы на вертолет по-прежнему носили штучный характер, они были стабильны и имели обнадеживающий характер. Революцию на рынке вертолетов ЕС 145 совершили американцы.

После того как ЕС 145 в феврале 2002 года прошел сертификацию в США и участвовал в крупнейшей американской вертолетной выставке Heli-Expo 2002, на него посыпались заказы и из Нового Света. В сентябре 2003 года первый ЕС 145 поступил за океан. Главным американским заказчиком на ЕС 145 (UH-72A) стали Вооруженные силы. Впервые со времен Первой мировой войны США приняли на вооружение летательный аппарат иностранной конструкции. Произошло это в результате серии неудач, постигших американцев в разработке программ легких военных вертолетов.

Принятие на вооружение иностранной разработки считается в настоящее время одним из самых больших «реверансов» США в сторону европейских союзников. В то же время «европейскими» оказались только первые девять UH-72A, собранных на американском отделении консорциума «ЕАДС Норт Америка» из поставленных из Германии деталей в 2006-2007 годах. Начиная с сентября 2007 года все последующие «Лакоты» уже собираются на (American Eurocopter) в Коламбусе (Columbus), штат Миссисипи, целиком из изготовленных в Америке деталей. Параллельно с «Лакотами» завод в Коламбусе строит и ЕС 145 для гражданских заказчиков. В результате американских заказов ежегодный портфель вертолетов этого типа резко вырос. В соответствии с официальными отчетами консорциума число заказов в 2006 году составило 80, а в 2007-м – 87 машин (в 2004 и 2005 годах они составляли 13 и 20 ЕС 145). Соответственно растет и ежегодный выпуск. В 2005 году консорциум выпустил 19 ЕС145, в 2006-м. – 25, а в отчете за прошедший 2007 год правление Еврокоптера сообщило о 34 построенных ЕС 145 и UH-72A. К 2009 году планируется довести выпуск вертолетов этих типов до пяти в месяц.

Таким образом, как мы видим, проведенная в 1997-2000 годах глубокая модернизация позволила вдохнуть новую жизнь в ВК-117. Новая базовая модель ЕС 145 стала для консорциума «прорывной» на вертолетном рынке. При этом резервы модернизации винтокрылой машины далеко не исчерпаны.

Эксплуатантами накоплен опыт использования ЕС 145. В целом он положителен. Один из ЕС 145 даже осуществил в 2003 году посадку на пик Монблан (высота 4810 м). Однако со стороны как европейских, так и американских заказчиков поступили пожелания увеличить высотные показатели вертолета, а также летно-технические характеристики при эксплуатации в жарком климате.

Представители консорциума Eurocopter недавно выступили с заявлением о возможности замены силовой установки EC 145. Вместо 738-сильных Turbomeca Arriel 1E2, возможно, будут установлены два Turbomeca Arriel 2E2 мощностью по 940 л.с. каждый. Двигатели оснащены системой автоматического контроля работы силовой установки FADEC, ранее на ЕС 145 не применявшейся. Такая силовая установка уже используется на ЕС 155, более крупном вертолете, строящемся серийно на фирме Eurocopter. Не исключается возможность использования в силовой установке ЕС 145 и двигателей Pratt&Whitney Canada. С 2005 года на опытном ЕС 145 в Донауворте испытывается новый пятилопастной несущий винт так называемой прогрессивной технологии (Advanced Technology Rotor), рассчитанный на создание подъемной силы в четыре тонны.

Очередная модернизация ЕН 145 (ВК 117С2), возможно, будет сопровождаться очередными изменениями в конструкции: установкой новых несущего и рулевого винтов, усилением трансмиссии и, может быть, опять увеличением объемов кабины. В таком случае модернизированный ЕС 145 еще больше оторвется от своего предшественника BK117 и перейдет более тяжелый четырехтонный класс, а его место в линейке машин Eurocopter займет «младший брат» ЕС 135.

Характеристики

Экипаж1-2 пилота
Пассажировместимостьдо 9 пассажиров
Длина13,03 м
Длина фюзеляжа10,19 м
Диаметр несущего винта11,0 м
Диаметр рулевого винта1,96 м
Максимальная ширина фюзеляжа1,84 м
Высота3,96 м (с хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом95,03 м2
Колея шасси2,4 м
Масса пустого1 792 кг
Максимальная взлётная масса3 585 кг
Масса груза на внешней подвеске1 500 кг
Масса топлива во внутренних баках694 кг (максимальная)
Объём топливных баков867,5 л
Силовая установка2 х турбовальных Turbomeca Arriel 1E2
Мощность двигателей2 х 738 л.с. (2 х 550 кВт (взлётная))
Габариты грузовой кабины
Длина3,42 м
Ширина1,4 м
Высота1,22 м
Площадь4,72 м2
Полезный объём6,8 м3
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость278 км/ч
Крейсерская скорость256 км/ч
Практическая дальность705 км (при 239 км/ч)
Продолжительность полёта3 часа 55 мин.
Практический потолок5 485 м
Статический потолок5 485 м
Статический потолок при максимальной взлётной массе
с использованием эффекта земли2 925 м
без использования эффекта земли370 м
Скороподъёмность16,3 м/с
Нагрузка на диск37,7 кг/м2
Тяговооружённость205 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: