Bombardier Dash 8 Q400: вместительный региональный авиалайнер

Описание

Bombardier Q400 — это, без преувеличения, самый современный в мире турбовинтовой двухмоторный самолет. Он поступил в эксплуатацию в 2000 году. К этому времени летательными аппаратами данной модели перевезено около 400 миллионов пассажиров по всему миру. Кстати, воздушное судно обладает одним из самых высоких в истории авиации уровней надежности.

Фото Bombardier Q400 впечатляет изяществом линий и гармоничными пропорциями машины. Салон удобный, с каждой стороны установлены по два ряда эргономичных кресел с подголовниками. Фирменными чертами Dash-8-400 являются экономичность, низкая экологическая нагрузка на окружающую среду и высокий акустический комфорт пассажиров.

Фото Bombardier Q400

Продукция

На сегодняшний день ассортимент Бомбардье не ограничивается одними лишь самолетами: здесь собирают и железнодорожный транспорт. Производитель достиг значительных успехов в своем сегменте: он является мощнейшим разработчиком рельсовой техники в мире и занимает четвертое место среди авиаконцернов. Обойти его в последнем рейтинге смогли лишь такие гиганты этого бизнеса, как Boeing, Airbus и Embraer.

Согласно исследованиям, проведенным за период 2008-2009, годовые доходы предприятия составляют довольно приличную сумму – приблизительно 19.7 миллиарда долларов США, что на 12.6% больше по сравнению с 2007. Штат сотрудников в указанный период насчитывал практически 60 тысяч работников.

Двигатели

Имея почти в два раза больше лошадиных сил, чем у обычных турбовинтовых силовых установок, PW150A мощностью 3781 кВт является самым современным коммерческим двигателем с турбовинтовой системой, доступным сегодня. Он позволяет удерживать крейсерскую скорость на уровне 667 км/час, что на 100-160 км/час больше, чем у существующих конкурентов.

Благодаря цифровому электронному контролю с полным управлением (FADEC), централизованной диагностике, низкому расходу топлива и выбросам мотор позволяет самолетам Q400 нести значительно более низкие эксплуатационные расходы. Самолет Bombardier Q400 оснащен шестилопастными, полностью композитными пропеллерами Dowty, которые обеспечивают большую тягу и создают меньше шума, чем пропеллеры, вращающиеся с более высокими оборотами.

Преимущества композитного пропеллера:

  • высокая устойчивость к усталости материалов;
  • низкий вес при сохранении высокой прочности;
  • отсутствие коррозии;
  • устойчивость к повреждениям, легко ремонтируется;
  • быстрая замена лопастей по системе On-hub;
  • система сбора данных NVS.

Заказы и поставки

МодельЗаказаноПоставленоНевыполненные заказы
Q1002992990
Q2001051050
Q3002672670
Q40061457143
Итого1285124243

Источник: Program Status Report — Q-Series aircraft on December 31, 2017[1]

Авионика

В кабине самолета Bombardier Q400 имеется усовершенствованный комплект авионики от Thales. С меньшим весом и меньшим количеством деталей 5-экранная кабинка с жидкокристаллическим дисплеем предлагает пилотам более высокую ситуационную осведомленность и гибкость, чем старые авиационные технологии.

В комплект авионики Dash-8 также входит централизованная диагностическая система, которая помогает пилотам и механикам быстро решать проблемы. Модульная конструкция упрощает замену поврежденных элементов и позволяет подключать дополнительные устройства.

Комплекс оборудования включает:

  • пятиэкранную приборную панель Thales V810 с высококонтрастными мониторами EFIS/EICAS;
  • один или два комплекта авионики UNS-1E FMS;
  • систему предупреждения о воздушном движении и предотвращения столкновений (TCAS) v7.1;
  • приборные модули VNAV, RNP AR, SBAS/WAAS LPV, MicroQAR, HGS, ACARS, EGPWS, ADS-B Out, EFB Class 2.

Салон самолета Bombardier Q400

Примечания

  1. 1 2
    Program Status Report — Q-Series aircraft
  2. Bombardier Q200 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
  3. Bombardier Q300 specifications, Retrieved: April 6, 2008.
  4. Bombardier Q400 specifications Архивная копия от 14 января 2006 на Wayback Machine, Retrieved: April 6, 2008.
  5. Aurora Fleet Details and History.
  6. Yakutia Airlines Fleet Details and History.
  7. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Air-Baltic&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current
  8. Jazz Air Fleet Details and History.
  9. Air Canada Express Fleet Details and History.
  10. Air Creebec Fleet Details and History.
  11. Air Inuit Fleet Details and History.
  12. Porter Airlines Fleet Details and History.
  13. WestJet Encore Fleet Details and History.
  14. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Arik-Air&manufacturer=De-Havilland-Canada&type=DHC-8_Dash-8&fleetStatus=current
  15. https://www.planespotters.net/production-list/search?fleet=Ethiopian-Airlines&manufacturer=De-Havilland-Canada&subtype=DHC-8-400&fleetStatus=current
  16. Qazaq Air Fleet Details and History.
  17. SATA — Air Acores Fleet Details and History.
  18. Eastern Australia Airlines Fleet Details and History.
  19. QantasLink Fleet Details and History.
  20. Sunstate Airlines Fleet Details and History.
  21. Skippers Aviation Fleet Details and History.
  22. Skytrans Airlines Fleet Details and History.
  23. Surveillance Australia Fleet Details and History.
  24. Jetstar Airways Fleet Details and History.
  25. Air New Zealand Link Fleet Details and History.
  26. Air Nelson Fleet Details and History.
  27. Luxair Fleet Details and History.
  28. Austrian Airlines Fleet Details and History.
  29. Widerøe Fleet Details and History.
  30. Cemair Fleet Details and History.
  31. South African Express Airways Fleet Details and History.
  32. SpiceJet Fleet Details and History.
  33. Flugfelag Islands — Air Iceland Fleet Details and History.
  34. LOT — Polish Airlines Fleet Details and History.
  35. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results
  36. Угон самолета вскрыл уязвимость американских аэропортов // НГ, 11 августа 2018
  37. [1]

Система шумоподавления

Безусловно, гордостью канадских авиационных инженеров является разработанная ими высокоэффективная система активного подавления вибраций и шума ANVS (Active Noise and Vibration Suppression), издаваемого турбовинтовыми двигателями. В результате уровень акустического комфорта в салоне Bombardier Q400 сопоставим с таковым в реактивных самолетах. По этой причине серию и назвали «Q» (Quiet), что переводится как «тихий».

Конструкторы потратили несколько лет на разработку данной системы. За основу взяты технологии поглощения вибрационных колебаний, используемых на подводных лодках. Исследования показали, что больше всего шума создается в результате вибрации фюзеляжа самолета, возникающей вследствие импульсов давления, посылаемых пропеллерами на внешнюю поверхность летательного аппарата. Решение кроется в том, чтобы встроить в корпус специальные устройства, которые начинают испускать вибрации в противофазе для противодействия начальным колебаниям. Расчет значений противодействия определяется бортовым компьютером на основе данных многочисленных датчиков в реальном времени. То есть изменение характеристик работы двигателей мгновенно приводит к изменениям параметров системы противодействия. В результате акустический фон в салоне остается комфортным на всем протяжении полета, в том числе при взлетах и посадках.

Возможно, система не идеальна. Пассажиры иногда жалуются на периодически возникающий шум в салоне либо вибрацию пола. Но в любом случае это лучший комплекс шумоподавления для винтовых самолетов, существующий на сегодняшний день.

Bombardier Dash-8 Q400: характеристики

Bombardier

Как уже было сказано ранее, De Havilland Aircraft была подвержена слиянию. Этот процесс затронул и ее канадский филиал. После изменения она собственно и получила данное наименование.

Изначально штаб-квартира концерна находилась в городе Валькуре, провинция Квебек. Во время открытия предприятие имело совсем иную специализацию – оно занималось выпуском снегоходов. Идея включения в их род действия еще и авиастроения пришла гораздо позже, лишь в середине 80-х годов прошлого столетия.

Характеристики Bombardier Dash-8 Q400

Модель обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина – 32,8 м;
  • высота – 8,4 м;
  • ширина – 2,69 м;
  • размах крыла – 28,4 м;
  • масса (снаряженная) – 17,1 т;
  • максимальная пассажировместимость – 70-90 человек;
  • экипаж – 2 человека;
  • скорость крейсерская – 556-667 км/час;
  • высота полета – до 8229 м.

Потери самолётов

Всего по состоянию на 1 ноября 2020 года было потеряно 20 самолётов типа DHC-8. В катастрофах погибло 127 человек[35].

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
15.04.1988N819PHСиэтл0/40Грубая посадка с горящим двигателем.
21.11.1990HS-SKIСамуй38/38Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа.
06.06.1993D-BEATПариж4/23Не смог изменить курс посадки.
09.06.1995ZK-NEYПалмерстон-Норт4/21Экипаж отвлекло от пилотирования решение проблем с шасси.
14.06.2001LN-WISБотсфьорд0/27Грубая посадка.
07.12.2002B-3567Сиань0/н.д.При запуске двигателей врезался в терминал.
01.05.2005LN-WIKХаммерфест0/30
20.04.2007C6-BFNГовернорс-Харборruen0/48
12.08.2007HL5256Пусан0/74
09.09.2007LN-RDKОльборг0/73При приземлении подломилась правая стойка шасси, сломалась часть правого крыла.
12.09.2007LN-RDSПаланга0/52При заходе на посадку в аэропорту Паланга не выпустились передняя и правая стойки шасси. При аварийной посадке в Вильнюсе передняя и правая стойки шасси не встали на замок и подломились.
12.02.2009N200WQБуффало1+49/49Врезался в здание при заходе на посадку, ошибка экипажа. Из-за усталости капитан и второй пилот не отреагировали на предупреждение компьютера и совершили ряд критических ошибок, которые привели к сваливанию и потере управления.
19.11.2009N355PHКолокани0/9Аварийная посадка: самолёт потерял стойку шасси и правое полукрыло.
04.03.2011TF-JMBНук0/34
13.10.2011P2-MCJМаданг28/32Резкая потеря высоты, в связи с ураганом.
10.06.2012V2-LGHАнтигуа0/0Уничтожен пожаром.
05.10.2013N356PHАканди4/6Разбился во время морской операции против наркоторговцев в районе границы Колумбии с Панамой. Предположительно, борт ВВС США.
29.01.2014OY-GRIИлулиссат0/15При посадке разрушилась левая основная стойка шасси, самолёт выкатился за пределы ВПП.
30.09.2015LX-LGHСаарбрюккен0/20Самолёт при подъёме упал на взлётно-посадочную полосу с убранным шасси и остановился около 360 м до конца ВПП.
17.09.2016YL-BAIРига0/н.д.При посадке не вышло переднее шасси.
23.02.2017G-JECPАмстердам0/н.д.Грубая посадка с полувыпущенными шасси.
10.01.2018SP-EQGВаршава0/н.д.При посадке не вышло переднее шасси.
12.03.2018S2-AGUКатманду49/71Разбился при посадке.
10.08.2018N449QXСиэтл1/1Был угнан из аэропорта Сиэтла 29-летним механиком авиакомпании Horizon Air Ричардом Расселом из суицидальных побуждений. Самолёт рухнул на остров Кетрон[36][37].

Модификации

Серия Q-400 включает следующие модификации:

  • DHC-8-400. Первая модификация, производимая с 1999 года. Максимальная вместимость – 68 человек.
  • DHC-8-401. Модель того же года, отличается чуть большей вместимостью – 70 пассажиров.
  • DHC-8-402 (1999), 78 человек.
  • Q-400. Улучшенная пассажирская версия вместимостью 70-78 человек, введенная в эксплуатацию в 2000 году. Максимальная рабочая высота составляет 7600 м для стандартной версии, хотя предлагается модификация с раскрывающимися кислородными масками, что увеличивает рабочую высоту до 8200 м. Все борта включают систему ANVS.
  • Q400 NextGen. Версия с обновленными кабинами, освещением, иллюминаторами, шасси, а также увеличенной экономичностью. Вариант Extra Capacity вмещает до 86 пассажиров. В 2020 году Bombardier начал предлагать Q400 NextGen в варианте с высокой плотностью – до 90 человек.
  • Q400-МР. Пожарный танкер. Может транспортировать 10 000 литров воды или пенного раствора.
  • DHC-8 MPA-D8. Морское патрульное воздушное судно.
  • DHC-8-402PF. Грузовое судно грузоподъемностью 9 т.
  • Q400CC. Комбинированное грузопассажирское судно включает 50 сидений и отсек на 3720 кг полезной нагрузки. Выпускается с 2015 года.

Региональные авиалайнеры стали для «de Havilland Canada» новой сферой деятельности, но компания взяла весьма успешный старт — и сегодня ее самолет Dash 8 остается в производстве в нескольких вариантах.

В 1970-е годы специалисты «de Havilland Canada» изучали возможность вывода на рынок авиалайнера, который по своей вместимости мог бы заполнить гигантскую нишу между DHC-6 Twin Otter, который в типовом варианте мог брать 20 пассажиров, и самолетом Dash 7. К 1979 году идеи в компании оформились в проект Dash-X, информация о котором была обнародована в том же году на Парижском авиасалоне. 2 апреля 1980 года заказ на две новые машины, названные DHC-8

, или
Dash 8
. Первый из четырех летных прототипов поднялся в воздух 20 июня 1983 года, а к середине 1987 года портфель заказов достиг 137 машин. На 1988 год он вырос до 150 самолетов.

Dash 8 представлял собой высокоплан с герметизированной кабиной и хорошими взлетно-посадочными характеристиками. В качестве силовой установки были выбраны два турбовинтовых двигателя. Базовым вариантом стала компоновка на 36 мест, но со временем появились модификации Dash 8 с другой компоновкой.

В целом Dash 8 имеет типичную для своего класса компоновку. Он оптимизирован для скорости полета до 500 км/час, крыло классической компоновки имеет относительную толщину профиля в районе центроплана 18%, а внешние секции консолей крыла суживаются к их концевой части.

Крыло — двухлонжеронное, выполнено из легких сплавов, исключая переднюю кромку крыла и законцовки, выполненные из композиционных материалов. Обтекатель в районе стыка крыла с фюзеляжем — композитный, на основе кевлара. Сразу за двигателями, с внешней стороны попарно расположены посадочные фонари, а внешняя часть передней кромки крыла оборудована пневматическим противообледенительным устройством. В ходе летных испытаний была выявлена необходимость установки на передней кромке крыла устройства для предотвращения сваливания.

По значительной части задней кромки крыла были расположены щелевые закрылки, обеспечивавшие существенный прирост подъемной силы при взлете. Внешнюю часть задней кромки крыла занимали классические элероны, оснащенные триммерами. В крейсерском полете управление по крену обеспечивалось только за счет работы элеронами. На крыле были установлены большие внешние интерцепторы, оснащенные гидроприводом. При скоростях полета в диапазоне 259-380 км/час внешние интерцепторы дополняли работу элеронов для управления по крену. При скоростях полета менее 259 км/час для управления по крену задействовались все четыре имевшихся интерцептора. По обе стороны от мотогондолы установили гасители подъемной силы.

Как на Dash 7 и Buffalo, на Dash 8 было применено Т-образное хвостовое оперение. Руль направления — двухсекционный, обеспечивающий эффективное управление на скоростях полета меньше 145 км/час. Передняя секция руля направления оснащена гидроприводом, работа второй секции обеспечивалась при помощи шарнирного соединения. Горизонтальное хвостовое оперение включало неподвижный стабилизатор и рули высоты с ручным управлением, оснащенные массовыми и роговыми компенсаторами, а также триммерами и пружинными сервокомпенсаторами. Передняя кромка стабилизатора имеет резиновые противообледенители.

Самолет получил и новое шасси. Причем изначально предполагалось, что основные опоры шасси, имевшие короткие стойки, будут убираться в расположенные с боков фюзеляжа ниши, но впоследствии Dash 8 получил основные опоры шасси с колеей 7,87 м, которые убирались в гондолы двигателей назад по полету (это повысило безопасность посадки в сложных метеоусловиях). Выпуск шасси поручили «Dowty» (Канада); все опоры — двухколесные, оснащены тормозными и противоскользящими устройствами.

Рассмотрев изначально вариант установки двигателей GE СТ7, разработчики Dash 8 в конечном итоге остановили свой выбор на «национальном продукте» — двигателе Pratt & Whitney Canada PW120A мощностью 1800 л. с. Двигатели приводят во вращение четырехлопастные воздушные винты марки «HamStan», имеющие диаметр 3,96 м. Лопасти винта выполнены из композиционного материала.

Фюзеляж самолета имеет сечение почти круглой формы, максимальный диаметр — 2,69 м.

В целом конструкция фюзеляжа типична для машин данного класса, хотя носовая его часть имеет отличия, свойственные именно Dash 8: удлиненной конусообразной формы, скошенный вниз так, что его верхняя часть имела практически общую линию с лобовым остеклением кабины пилотов.

Впереди по левому борту расположена пассажирская дверь, оборудованная встроенным трапом, а грузовая дверь располагалась также по левому борту, но за крылом. Пассажирский салон имел длину 9,2 м, в нем были установлены девять рядов кресел по схеме 2+2. Рядом с каждым рядом кресел имелся иллюминатор. Задний грузовой отсек имел объем 8,5 м3 и мог вмещать запасной двигатель или же до 907 кг груза (багажа). Самолет оснащался туалетом и небольшим буфетом-кухней. Кроме того, передвижная задняя перегородка обеспечивала возможность проведения комбинированных грузопассажирских рейсов, а также использования Dash 8 в полностью грузовом варианте — в этом случае самолет мог перевозить груз массой 4268 кг.

Нормальный запас топлива — 3160 л, топливо размещалось в интегральных топливных баках, расположенных во внешних от мотогондол секциях крыла. Для дальних полетов самолет мог оснащаться дополнительными топливными баками.

В 1990 году была обнародована улучшенная модификация Series 100А, с новым интерьером и двигателями PW120A. Но к тому времени руководство «Boeing» объявило о намерении продать DHC, а в январе 1992 года компанию приобрела канадская «Bombardier Inc.». После этого заказчикам были представлены новые модели, включая Series 100В с двигателями PW121, улучшившими взлетно-посадочные характеристики машины.
ЛТХ:

МодификацияDHC-8 Series 100
Размах крыла, м25.91
Длина самолета,м22.25
Высота самолета,м7.49
Площадь крыла,м254.35
Масса, кг
пустого самолета9979
максимальная взлетная15649
Внутренне топливо, кг2576 + 2071
Тип двигателя2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A
Мощность, кВт2 х 1491
Крейсерская скорость, км/ч497
Практическая дальность, км2205
Дальность действия, км1019
Практический потолок, м7620
Экипаж, чел2
Полезная нагрузка:39 пассажиров или 4241 кг груза
Доп. информация :
Фотографии:DHC-8-100 (c) Andy Vanderheyden
DHC-8-102 (c) Pierre Lacombe
DHC-8-102 (c) Clint Cottrell Jr.
Пассажирский салон DHC-8-102 (c) Josh Akbar
Кабина пилотов DHC-8-102 (c) Jason Knutson

Схемы:

DHC-8-100
Список источников:
de Agostini. Мировая Авиация. Bombardier Серия Q : Канадский регионал Airliners.net : De Havilland Canada DHC-8 Flug Revue Online. Datafiles : De Havilland Canada Dash 8

Уголок неба. 2014 (Страница: Дата модификации: )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: