Bombardier Global Express, 5000 и 6000: непрерывное совершенствование

В начале девяностых годов канадский концерн объявил о начале проекта по созданию крупного и высокоскоростного бизнес-лайнера. Дебютный полет состоялся в 1996 году.

В 1998 году получен сертификат канадской авиационной администрации и пройдена американская сертификация. Через год осуществлена первая продажа коммерческому заказчику.

Лайнер имеет большую вместимость и специализируется сверхпротяженных полетах.

Bombardier Global Express принадлежит семейству деловых и корпоративных «джетов». Ближайшие конкуренты Boeing 737 BBJ и Airbus A319CJ. Новый авиалайнер предназначен для быстрого перемещения в любую точку мира. Без дозаправки, самолет Global Express может совершить полет из Нью-Йорка в Австралию или в любом другом направлении.

Технические параметры

Лайнер проектировался с помощью компьютерных технологий, использовалась практика построения корпоративных самолетов.

Фюзеляжная схема круглого профиля, стреловидное крыло низко расположено, отличное хвостовое оперение имеет форму буквы Т.

В хвостовой части расположены моторы: двухконтурные реактивные двигатели (2 единицы). Благодаря заднему расположению силовых установок, аэродинамические показатели крыла чистые, а в салоне снижен шумовой показатель и практически отсутствует вибрация.

К техническому оснащению Global Express предъявлялись повышенные требования, которые призваны были повысить скоростные характеристики для преодоления большой дальности.

На самолетах установлены новейшие реактивные двигатели BR710A2-20 от фирмы Rolls-Royce, современные бортовые установки и системы управления.

Крыло удлинено, имеет суперкритический профиль, на оконечностях его установлены винглеты.

Жидкокристаллические мониторы установлены в кабине пилотов. Они многофункциональные, имеют индикаторы Honeywell Primus 200XP. Также на лобовом стекле имеется прицельный посадочный индикатор, имеется система предотвращения столкновений. Общее оснащение почти приравнено к магистральному самолету.

Большое внимание разработчики уделили также интерьерному оборудованию салона. Он разделен на три зоны (отсека). Вариантов отделки и убранства, а также оснащения салона, существует несколько.

Наряду с канадскими создателями, в производстве «джета» принимали участие японские и британские специалисты.

Демография операторов и примеры использования

По данным AMSTAT на 2020 год, в мире эксплуатируется 188 самолетов Global 5000. Около половины воздушных судов из N-регистра базируются в США. Компании General Electric, Cisco Systems и GEO Group, а также FAA, Stryker, Cisneros Communications, Williams-Sonoma, Pepsi и American International Group являются корпоративными операторами этих бизнес-джетов в США. Многие другие самолеты находятся в частной собственности состоятельных лиц. Более двух дюжин этих частных лиц, наряду с некоторыми чартерными операторами, эксплуатируют самолеты, зарегистрированные на острове Мэн. Эти воздушные суда спрятаны за подставными организациями, чтобы скрыть имена их настоящих владельцев. Еще 16 самолетов зарегистрированы на Бермудских островах.

Эксплуатанты ВС, включая NetJets U.S. и NetJets Europe с восемью самолетами, а также VistaJet с четырьмя воздушными судами в США и двумя в Европе, в основном работают с новыми моделями, отличающимися увеличенным запасом топлива и панелью приборов Vision. Компании Avcon в Вене и Qatar Executive в Дохе эксплуатируют по пять самолетов, в распоряжении Luftwaffe четыре самолета, а International Jet Management из Вены выполняет полеты на трех ВС. Этот самолет также популярен среди китайских бизнесменов — в частности, десять бизнес-джетов базируются в Гонконге, по одному — в Пекине и Тайбэе. Эти машины разбросаны и по всей Европе: шесть находятся в Швейцарии, по одному в Дании, Франции и Италии, а также в Люксембурге, Польше, России и Швеции (Saab Group). Примечательно, что только пять ВС базируются в Канаде, по два ВС вылетают из Ливии и Турции, а в Южной Америке нет ни одного Global 5000.

Варианты использования вполне предсказуемы, учитывая исторические тренды. Налет бизнес-джетов чартерных операторов составляет 1000 и более часов в год. Налет корпоративных самолетов варьируется от 450 до 600 часов в год. Самолеты частных лиц проводят в воздухе от 200 до 300 часов в год. Для оригинальной модели с топливными баками вместимостью 16 208 кг дальность полета, заявленная Bombardier, составляла 8 997 км с крейсерской скоростью 0,82M. Для моделей, доработанных по сервисному бюллетеню 700-1A11-11-008, дальность полета составляет от 10 000 до 10 180 км в зависимости от коммерческой загрузки. По заявлениям операторов, самолеты со стандартным баком могут находиться в воздухе до 9,5 ч, что равносильно дальности полета 8 520 км. Модели с топливными баками увеличенной емкости могут находиться в воздухе до 10,5 ч, то есть дальность полета возрастает до 9 260 км.

Существуют три основных причины различий между дальностью полета, заявленной Bombardier, и теми цифрами, которые приводят операторы. Во-первых, ни один из операторов не фиксирует такого же низкого эксплуатационного веса, как заявляет Bombardier. Средняя эксплуатационная масса бизнес-джетов составляет 23 360 кг против 23 055–23 070 кг, заявленных в спецификации. Во-вторых, большинство операторов увеличивают крейсерскую скорость с 0,82М до 0,85М в целях экономии времени. И в-третьих, операторы заинтересованы в сохранении большого резерва топлива, поскольку самолет может столкнуться с задержками в аэропорту прибытия, изменениями маршрута полета или отказом в посадке.

Однако для большинства операторов характеристики максимальной дальности полета не представляют особых проблем. В среднем их самолеты находятся в воздухе от 2 до 2,5 ч. Лишь несколько организаций летают на большие расстояния. Например, один из пилотов NetJets сказал, что средняя дальность полета на его рейсах составляет от 3 890 до 6 300 км. Ему приходилось выполнять беспосадочный перелет из Тель-Авива в Нью-Йорк, но это был исключительный рейс.

Варианты компоновок салона

Большинство самолетов имеют стандартную компоновку салона Preferred. Перед входной дверью расположен шкаф с авионикой и оборудованием за креслом второго пилота, передний туалет по правому борту с окном и вакуумным санузлом и раздельная кухня с левой и правой стороны. Перед входной дверью с левой стороны расположен отсек для хранения плотной акустической шторы, которой накрывают дверь во время полета, а также шкаф для верхней одежды экипажа, розетки и места для хранения прочих принадлежностей. Главный пассажирский салон длиной 82,6 м разделен на три секции, включая переднюю секцию с четырьмя креслами, конференц-группу по левому борту и тумбу с правой стороны в середине салона, кормовую часть с двумя креслами, обращенными друг к другу, по левому и правому борту, и трехместный диван. Некоторые самолеты оснащаются тремя индивидуальными креслами в средней части салона и/или трехместным 80-дюймовым диваном в кормовой части.

Сплошная перегородка отделяет кормовую секцию от средней части салона. Самолеты серии Signature в компании NetJets оснащены туалетом для экипажа, расположенным за креслом второго пилота, одним креслом для отдыха и компактной кухней по левому борту в передней части самолета. В пассажирском салоне расположена клубная секция с четырьмя креслами, четырехместная конференц-группа и тумба в средней части салона.

Со всей экипировкой и тремя членами экипажа вес этих самолетов составляет 23 500–23 590 кг. Но даже при такой массе бизнес-джет по-прежнему может взять на борт до восьми человек, с полным запасом топлива. Практически все самолеты Global 5000 оборудованы туалетом в хвостовой части с двумя окнами по левому борту, вакуумным санузлом и отсеком для хранения различных принадлежностей с левой стороны. Доступ пассажиров к хвостовому багажному отсеку осуществляется через заднюю дверь в хвостовом туалете.

Лучшие черты

В списке излюбленных особенностей операторов непревзойденные взлетно-посадочные характеристики самолетов Global 5000 опережают комфортабельность салона. В сравнении с бизнес-джетами Falcon 900LX и Gulfstream G450 самолет Bombardier на самом деле обладает более низкими скоростями взлета и посадки; кроме того, ему необходима более короткая ВПП при перелетах сопоставимой дальности.

Например, при дальности полета 1 850 км для взлета самолету понадобится 823 м и 670 м для посадки. Потребная дистанция взлета при полете на 5 560 км составляет 1 160 м в стандартных условиях. По словам операторов, на относительно коротких маршрутах самолет поднимается на крейсерскую высоту FL430–450, при дальних перелетах высота полета составляет FL410–430. В обычные дни при крейсерской скорости 0,85 М, что эквивалентно 903 км/ч, операторы планируют расход топлива в первый час полета 2 267 кг, во второй час — 1 814 кг и по 1 360 кг на каждый дополнительный час для ближне- и среднемагистральных перелетов. При полетах на дальних маршрутах расход топлива к концу рейса падает до 998–1 133 кг/ч.

Пилоты, летающие на возрастных самолетах, оснащенных авионикой Honeywell Primus 2000XP, говорят, что эти системы достаточно надежны, несмотря на их возраст. Своей приборной панели они ставят хорошие оценки, но не отличные. Для сравнения: пилоты, которые летают на самолетах с панелью приборов Rockwell Collins Vision, ставят своим комплектам авионики наивысшие отметки. Но некоторые пилоты, перешедшие с авионики Primus 2000XP на Vision, отмечают сложности с адаптацией к сенсорному графическому интерфейсу с большим количеством вкладок в меню. Некоторые пилоты похвалили самолет за мощное тормозное усилие, обеспечиваемое долговечными карбоновыми тормозными дисками.

Обслуживающий персонал отмечает, что комплект пневматиков рассчитан на 200–215 посадок, при этом карбоновые тормозные диски не показывают никаких признаков износа на протяжении долгих лет эксплуатации. Пилоты также ценят плавное замедление самолета после посадки, обеспечиваемое системой автоматического торможения. Эта функция наряду со скоростью захода на посадку от 198 до 213 км/ч снимает напряжение во время посадки на короткие ВПП.

Практически все операторы хвалят самолет за плавность полета, впечатляюще низкий уровень шума и вместительный салон. Его общий объем, не считая кабины пилотов, составляет 57,8 м3. Обладая самым просторным салоном в своем классе, самолеты Global 5000 оснащаются креслами шириной 51 см в клубной секции и креслами шириной 46 см в конференц-секции. Салон хорошо освещается 10 иллюминаторами с каждой стороны кабины. Более поздние модели оснащаются 14 иллюминаторами по правому борту, включая окошки в носовом и кормовом туалетах.

По правому борту находится одинарный аварийный выход Type II, в средней части салона. Техническая и послепродажная поддержка компании Bombardier в целом получает положительные отзывы от операторов. Конечно, пока уровень поддержки Bombardier не дотягивает до того, что предоставляется компаниями Embraer и Gulfstream, но операторы говорят, что длительные задержки с поставками запчастей возникают нечасто. «Семь лет назад я бы оценил поддержку на тройку или даже двойку, поскольку мы страдали из-за нее. Из-за этого наше руководство не доверяло этому самолету, — говорит один из пилотов компании из списка Fortune 100. — Но теперь уровень поддержки значительно вырос».

Выявленные минусы

На вершине списка самых неприятных особенностей самолета находится откидное кресло в кабине пилотов. Операторы говорят, что у этого кресла нелепая конструкция, из-за которой его трудно опустить, развернуть и зафиксировать в нужном положении. Вдобавок ко всему возникают трудности с его уборкой на место. Более новые модели оснащены улучшенными откидными креслами, однако, как говорят операторы, есть еще большие возможности для дальнейших улучшений.

Следующей неудачной особенностью бизнес-джета является длительность процедуры подготовки к полету из-за необходимости проведения около двух дюжин встроенных компьютерных тестов. «Похоже на то, как будто вы пытаетесь разбудить ворчливого старика», — говорит пилот одного из долевых операторов, который летал на самолетах Global 5000 и 6000 с последними серийными номерами. Он говорит, что сначала включается питание от аккумуляторов, потом нужно подождать от 3 до 5 мин для прохождения всех встроенных проверок электрической системы постоянного тока. Потом он запускает ВСУ и ждет еще от 5 до 10 мин для прохождения проверок электросистемы переменного тока. В конце всего этого бортпроводник включает систему управления энергоснабжением пассажирского салона (CMS) и ждет 5–10 мин, пока не закончатся все встроенные проверки системы CMS. Торопиться с этим не стоит, потому что в этом случае придется отключить энергоснабжение и повторить всю процедуру запуска снова.

Другой корпоративный пилот сказал, что необходимо огромное терпение, чтобы дождаться окончания всех встроенных проверок, — на них уходит гораздо больше времени, чем в Gulfstream IV, которые также эксплуатируются в парке этой компании. Как отмечают операторы, во время перелетов длительностью от 9,5 до 10,5 ч необходимо отдельное кресло для отдыха членов экипажа или спальное место для бортпроводника. Откидное кресло не подходит, поскольку оно обращено вперед по направлению движения и у бортпроводника могут возникнуть трудности с покиданием кокпита в случае необходимости оказания экстренной помощи пассажирам при возникновении непредвиденных проблем, таких как экстренная эвакуация на ВПП. Это одна из главных причин, по которой компания NetJets выделила в тамбуре отдельное кресло для отдыха третьего члена экипажа.

Пилоты также отмечают трудности, связанные с величиной размаха крыла (28,6 м) и его угла стреловидности (35°). Во время посадки не рекомендуется корректировать положение самолета (вверх/вниз) рулем направления для коррекции бокового сноса из-за риска касания законцовками крыла поверхности земли или ВПП. В условиях бокового ветра лучше всего сажать Global 5000 с креном, произвести коррекцию после касания ВПП и выровнять нос воздушного судна по осевой линии ВПП. Во время бокового сноса важно контролировать коррекцию по крену, чтобы удерживать самолет вдоль осевой линии.

При маневрировании в небольших аэропортах общего назначения с узкими рулежками и компактными стоянками необходимо помнить о размерах колесной базы воздушного судна, а также о размерах крыла. Пилоты говорят, что удержать шасси на рулежной дорожке и не задеть что-нибудь крылом — не так-то просто. Радиус поворота самолета от основной стойки шасси до внешней законцовки крыла составляет 19,5 м.

Некоторые представители обслуживающего персонала отмечают, что программа Smart Parts компании Bombardier нуждается в улучшениях. Они жалуются, что иногда комплектующие, возвращающиеся после ремонта, имеют более длительный срок службы и более высокий налет по сравнению с исходными деталями, снятыми с их самолета. Кроме того, некоторые неисправные комплектующие, отправленные на ремонт в Bombardier, могут вернуться в эксплуатацию с пометкой в ремонтной документации «Никаких отказов не обнаружено».

Несколько операторов также сетовали на низкий срок службы элементов интерьера воздушного судна, таких как защелки, петли и направляющие для ящиков. Еще они отметили, что основной электрический насос третьей гидравлической системы подвержен износу и что у них возникали проблемы с клапанами системы отбора воздуха наряду с ошибками компьютера системы управления отбором воздуха.

Модификации Bombardier Global Express

Базовая версия Global Express имеет длину самолета 30,3 метра. Высота полета может достигать более 15 километров. Рассчитан на исключительно дальние расстояния и может перевозить от 8 до 19 человек.

Самолет Global 5000 – вариация модели Global Express. Имеет укороченный на 83 сантиметра фюзеляж. Немного уменьшена и дальность полета. Запас топлива сокращен, взлетная масса снижена. Global 5000 перевозит 19 пассажиров. Первый полет машины состоялся в 2003 году. В этом же году лайнер демонстрировался на авиасалоне в Париже. 9500 километров этот бизнес-самолет может путешествовать без дозаправки. Скорость следования достигает 850 км/час.

Global 6000 – это усовершенствованный вариант Global Express. В 2012 году был продан первый экземпляр этой модели. Крейсерская скорость и дальность увеличены. Самолет отлично оснащен технически, салон удобный и соответствует требованиям максимального комфорта.

Роскошная обстановка и специально разработанная система управления самолетом, призвана увеличить количество заказов лайнера. Пилотская кабина имеет инновационное программное обеспечение, ЖК-мониторы, систему видения последнего поколения.

Конструкция воздушного судна Global 6000 обновлена, на борту не слишком ощущается турбулентность. Имеется система MultiScan, определяются погодные показатели, система связи пилота и диспетчера DATALINK.

Полет «безбумажный», вся навигационная система и бортжурнал ведется в электронном формате.

Модель Bombardier Global 6000 снабжена автоматической системой оповещения о необходимости технического обслуживания, выявления и устранения неисправностей.

Улучшенный бизнес-джет получил сертификационные разрешения во многих странах мира.

Еще на этапе выкатки и презентации канадцы заключили несколько договоров на поставки лайнера.

Bombardier Global 6000

√ это самый роскошный бизнес-джет, построенный компанией Bombardier Aerospace. Он является усовершенствованной версией воздушных судов семейства Global и призван заменить сразу двух своих предшественников в линейке продуктов Bombardier: бизнес-джеты моделей Global XRS и Global 5000.

Bombardier Global 6000 относится к классу супер-больших бизнес-джетов. У него просторный пассажирский салон и пилотская кабина; обновленная конструкция крыла обеспечивает увеличение скорости и нейтрализацию воздействия турбулентности. Инновационная система Vision Flight Deck, разработанная Bombardier специально для этой модели самолета, обеспечивает принципиально новый подход к управлению полетом.

Пилотская кабина оснащена системой авионики Rockwell Collins Pro Line Fusion, которая включает четыре 15-дюймовых ЖК-монитора, усовершенствованную систему видения третьего поколения(EVS), Head-Up дисплей, систему искусственного зрения (SVS). Также установлена автоматическая система технического обслуживания и диагностики, инструментарий для оперативного выявления и ликвидации неисправностей.

В целом электронная система Bombardier Global 6000 полностью ориентирована на выполнение ╚безбумажного полета╩: она обладает обширной базой данных, как заложенной изначально, так и формируемой за счет вновь поступающей информации, достаточной для того, чтобы полностью заменить многокилограммовые справочные материалы. В нее входит система MultiScan √ определение погодных условий за бортом, система связи пилота с диспетчером DATALINK, аэронавигационные системы пространственного и вертикального ориентирования и ряд других устройств навигации и связи.

Запуск самолета Bombardier Global 6000 в производство состоялся в первой половине 2012 года.

В июне 2011 года самолет получил от Транспортного ведомства Канады сертификат на систему бортовой электроники, используемую в этом самолете.

В августе 2011 года Bombardier подписал с компанией ViaSat контракт на поставку бортового терминала коммуникационного оборудования для обеспечения высокоскоростного интернет-соединения.

В феврале 2012 года сертификат летной годности был получен от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), Федерального управление гражданской авиации США (FAA) и Объединенной европейской авиационной администрации (JAA). Помимо этого Bombardier Global 6000 был сертифицирован в Австралии и в ряде других стран.

В марте 2011 года один из крупнейших чартерных операторов NetJets разместил заказ стоимостью 2,8 миллиардов долларов на 120 самолетов от Bombardier, 30 из которых √ Global 6000. Салон заказанных самолетов должен быть укомплектован в расчете на перевозку до 13 пассажиров. Поставка бизнес-джетов заказчику будет завершена в конце 2012 года.

В марте 2012 года первый Global 6000 был передан компании-заказчику Wideworld Services. Это был первый самолет, оснащенный электронной системой Vision Flight Deck.

Австралийский оператор деловой авиации AVWest в марте 2012 года разместил заказ на поставку пяти самолетов Global 6000; общая стоимость контракта составила 292.5 миллионов долларов.

В июне 2012 года Bombardier получил крупный заказ на 507 миллионов долларов от покупателя, пожелавшего остаться неизвестным: для него будет построено три бизнес-джета Global 6000 и пять Global 8000.
ЛТХ:

МодификацияGlobal 6000
Размах крыла, м28.70
Длина самолета, м30.30
Высота самолета, м7.80
Площадь крыла,м294.80
Масса, кг
пустого самолета23691
максимальная взлетная45132
топлива20434
Тип двигателя2 ТРДД BMW Rolls-Royce BR710A2-20
Тяга, кН2 х 65.6
Максимальная крейсерская скорость, км/ч934
Нормальная крейсерская скорость, км/ч902
Практическая дальность, км11472
Практический потолок, м15545
Экипаж, чел2-3
Полезная нагрузканормально — 13 пассажиров
Доп. информация :
Фотографии:Global 6000 (c) J P Gosselin
Global 6000 (с) Eugeni Reguill
Global 6000 (с) Peter Schwerdfeger
Пассажирский салон Global 6000 (c) Bombardier.com
Кабина пилотов Global 6000 (c) Jon Ostrower

Схемы:

Пассажирский салон Global 6000
Список источников:
Jets.ru. Bombardier Global 6000 √ роскошный бизнес-джет Businessaircraft.Bombardier.com. Global 6000 Comluxaviation.com. Bombardier Global 6000 9H-CIO

Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )

Летные характеристики Bombardier Global 6000

  • Экипаж – 2 пилота
  • Пассажироемкость – 13 человек
  • Размах крыла – 28,7 метра
  • Длина машины – 30,30 метра
  • Высота самолета – 7,80 метра
  • Объем крыла – 94,8 квадратных метров
  • Вес порожнего – 23692 килограмма
  • Вес взлетный наибольший – 45132 килограмма
  • Силовая установка – 2*BR710A2-20 от фирмы BMW Rolls-Royce
  • Скорость парения – от 902, до 934 км/час
  • Дальность полета – 11500 километров
  • Потолок, высота полета – 15600 метров

Интерьер салона

Лайнер Глобал 6000 в самом комфортном и свободном исполнении принимает на борт 8 человек. Перелет на беспрецедентной высоте более 15000 метров способен длиться более 13 часов.

Внушительные внутренние размеры, система зонирования позволяет выполнить любой заказ под индивидуального владельца. Многие машины имеют разделение на три салона, спальни и гостиные, кухни и конференц-залы. На борту есть мультимедиа-развлечения, высокоскоростной интернет.

Дорогое удовольствие

В мире возрастает спрос на бизнес-джеты и модели Global Express не исключение. Они имеют привлекательный увеличенный салон.

Приобрести такой лайнер под силу только очень обеспеченной компании или индивидуальному владельцу. Состояние должно быть не менее 1 миллиарда долларов, чтобы не только приобрести, но и содержать такую машину.

Флагманский авиалайнер для деловых людей может выполнять взлет и садиться на малых аэродромах, расположенных вблизи от бизнес-площадок и штаб-квартир корпораций – владельцев самолета.

Описание

Для полетов на супербольшие дистанции с высокой скоростью предпочтительнее арендовать Bombardier Global Express XRS. Компания Bombardier Aerospace разработала улучшенную модель сверхмагистрального лайнера на смену практичного Global Express. Суперкритические крылья с инновационным наклоном в 35° и Т-образная форма хвоста дают преимущество Global Express XRS при взлете с укороченных полос аэропортов. Двигатели BMW RollsRoyce BR-710s с FADEC гарантируют безопасное скоростное перемещение между любыми точками планеты, в том числе и безостановочные межконтинентальные перелеты. Заказать Bombardier Global Express XRS можно для комфортного дальнемагистрального перелета, рассчитанного на максимальное число пассажиров до 19 человек. Салон лайнера оборудован специально для длительных перелетов, оснащен необходимыми средствами связи и эргономичной мебелью, способной к трансформации.
Bombardier Global Express — большой сверхдальнемагистральный административный самолёт, производимый компанией Bombardier Aerospace на заводе компании в г. Торонто. В настоящее время выпускаются три варианта модели: Global Express, Global 5000 и Global 6000. Global Express имеет военные модификации Raytheon Sentinel и E-11A. Global Express может без дозаправки преодолевать межконтинентальные расстояния на таких маршрутах, как Нью-Йорк — Токио, и связывать любые два города на планете с одной дозаправкой. Конкурентами Global Express являются Airbus A319ACJ, Boeing Business Jet и Gulfstream G500/G550. Среди комплектующих самолета есть детали российского производства (шасси).

На базе модели Global XRS были разработаны такие самолеты, как Global 6000.

  • описание и технические характеристики модели Бомбардье Глобал Express XRS
  • страна и компания-производитель
  • размеры, число мест, летные данные и фото самолета

Для аренды и заказа частного самолета Глобах Экспресс Global Express XRS по всему миру обращайтесь в нашу компанию JETVIP.ru

Для полетов на супербольшие дистанции с высокой скоростью предпочтительнее арендовать Bombardier Global Express XRS.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: