Mitsubishi SpaceJet | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Mitsubishi Aircraft Corporation. |
Производитель | Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi Aircraft Corporation[d] |
Первый полёт | 11 ноября 2020 года |
Начало эксплуатации | середина 2021 года (ориентировочно) |
Статус | сертификация |
Эксплуатанты | All Nippon Airways, Japan Airlines и Trans States Airlines |
Единиц произведено | 7 MRJ 90, 1 MRJ 70 |
Медиафайлы на Викискладе |
Mitsubishi SpaceJet
, до ребрендинга 2020 года известный так же как
Mitsubishi Regional Jet (MRJ)
— региональный турбовентиляторный самолёт, разработанный японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компанией Mitsubishi Heavy Industries. В разработке самолёта также принимала участие компания Subaru Corporation. MRJ станет первым пассажирским самолётом, разработанным и производимым в Японии после NAMC YS-11, производство которого было завершено в 1974 году.
Технические характеристики
Источник: Официальный сайт проекта MRJ[4]’
MRJ 70 | MRJ 70 ER | MRJ 70 LR | MRJ 90 | MRJ 90ER | MRJ 90LR | |
Размеры | ||||||
Длина (м) | 33.4 | 33.4 | 33.4 | 35.8 | 35.8 | 35.8 |
Размах крыльев (м) | 29.2 | 29.2 | 29.2 | 29.2 | 29,2 | 29,2 |
Высота (м) | 10.4 | 10.4 | 10.4 | 10.4 | 10.4 | 10.4 |
Вес | ||||||
Макс. взлётный вес (кг) | 36 850 | 38 995 | 40 200 | 39 600 | 40 995 | 42 800 |
Вес пустого (кг) | 21 700 | 21 700 | 21 700 | 22 600 | 22 600 | 22 600 |
Лётные данные | ||||||
Дальность полёта с макс. загрузкой (км) | 1 530 | 2 730 | 3 380 | 1 670 | 2 400 | 3 310 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 830 | 830 | 830 | 830 | 830 | 830 |
Максимальная скорость (км/ч) | 905 | 905 | 905 | 905 | 905 | 905 |
Длина разбега (м) | 1 450 | 1 620 | 1 720 | 1 490 | 1 600 | 1 740 |
Длина пробега (м) | 1 430 | 1 430 | 1 430 | 1 480 | 1 480 | 1 480 |
Двигатели | PW1217G, 2 x 6800 кгс | PW1217G, 2 x 6800 кгс | PW1217G, 2 x 6800 кгс | PW1217G, 2 x 7700 кгс | PW1217G, 2 x 7700 кгс | PW1217G, 2 x 7700 кгс |
Пассажирский салон | ||||||
Кол-во кресел (эконом) | 76 | 76 | 76 | 88 | 88 | 88[1] |
Ширина салона (м) | 2.76 | 2.76 | 2.76 | 2.76 | 2.76 | 2.76 |
Заказчики
Дата заключения соглашения | Покупатель | Сроки поставок | Тип | ||||
MRJ70 | MRJ90 | Опцион | |||||
27 марта 2008 года | All Nippon Airways[5] | 2018 | 15 | 10 | |||
2 октября 2009 года | Trans States Airlines[6] | 2018 | 50 | 50 | |||
11 июля 2012 года | SkyWest Airlines[7] | 2018 | 100 | 100 | |||
14 июля 2014 года | Eastern Air Lines[8] | 2018 | 20 | 20 | |||
14 июля 2014 года | Air Mandalay[9] | 2018 | 6 | 4 | |||
28 января 2020 года | Japan Airlines[10] | 2021 | 32 | ||||
16 февраля 2020 года | AeroLease Aviation[11] | 2018 | 10 | 10 | |||
11 июля 2020 года | Rockton[12] | 2020 | 10 | 10 | |||
Всего | 0 | 243 | 204 |
MRJ — двухмоторный региональный самолет, вмещающий 70-90 кресел, разрабатываемый японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компании Mitsubishi Heavy Industries. В создании самолёта также принимают участие подразделение компании Toyota — Fuji Heavy Industries и Subaru Corporation, которая является производителем аэрокосмической техники. Двумя основными вариантами самолёта должны стать MRJ 70 (вместимостью 76 кресел) и MRJ 90 (удлинённый фюзеляж вместимостью 88 пассажиров). Оба варианта также будут иметь версии с увеличенной дальностью полёта MRJ 70/90ER и MRJ 70/90LR. Сегодня компания называет основным приоритетом модификацию MRJ90, которая, как ожидается, в скором времени получит сертификат типа. Затем, примерно через год после первой поставки, также будет запущена версия MRJ70 (от 65 до 75 мест). Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65.
Примечательно и то, что среди своих конкурентов японские разработчики не упоминают SuperJet 100. А между тем, программы в начале нулевых стартовали параллельно и MRJ какое-то время казалось был на шаг впереди. Однако SuperJet уже 7 лет летает в авиакомпаниях, а число выпущенных машин приближается к 200. Первый полет MRJ состоялся лишь в ноябре 2020 года. И сейчас поставки серийных машин планируется начать только к середине 2020 года. Таким образом, стартовав одновременно, программа MRJ отстала от SSJ на десятилетие. Японские разработчики, при всей технологической развитости страны, явно испытывают недостаток опыта в разработке и производстве граждански самолетов. Ведь MRJ станет первым авиалайнером, спроектированным и выпущенным в Японии с момента NAMC YS-111960-х годов. От этого и процесс идет очень медленно, со множеством постоянных доработок. Особенно непросто идет процесс сертификации. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг японских инженеров и не исключает успешного доведения самолета до серийного производства.
Исследовательская программа по MRJ финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт был представлен в 2007 году. Заказы на MRJ стали поступать с марта 2008 года. Первый полёт планировался на 2011 год, но в итоге самолет взлетел 11 ноября 2015 года, а уже 24 декабря 2020 года Mitsubishi объявила об однолетней задержке начала поставок самолета до середины 2020 года. Задержка объяснялась недостаточной прочностью крыла. Большая часть летных испытаний MRJ90 проходит в Мозес-Лейк (США, штат Вашингтон). Статические прочностные испытания были завершены 1 ноября 2020 года и подтвердили, что планер может выдерживать в 150% максимальной нагрузки.
В январе 2020 года была объявлена еще одна двухлетняя задержка, в результате чего первая поставка перенесена на 2020 год. В марте того же года программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 летных часов. Как заявлялось, задержки вызваны сложностями в оформлении документации для сертификации. В результате стоимость разработки MRJ увеличилась до 3,17 млрд. долларов. Первоначально Mitsubishi планировала использовать пять прототипов самолетов для летных испытаний и два прототипа для наземных испытаний, однако потребуется ещё один или два дополнительных экземпляра для завершения всех испытаний. В апреле 2018 года было зарегистрировано 1900 часов полета. В мае 2020 года налет составил 2000 часов.
На авиасалоне в Ле-Бурже-2017 впервые был продемонстрирован летный экземпляр MRJ90. Стартовым заказчиком MRJ является авиакомпания ANA (All Nippon Airways). Mitsubishi прогнозирует, что в течение следующих 20 лет потребуется 5 000 региональных самолетов на 70-100 мест. Компания ожидает, что около 40% всех заказов будет поступать из США, значительная часть — Европа и Великобритания. Однако, судя по новостям этого года о поглощении главных конкурентов японцев мировой дуополией (Bombardier европейским Aibus, а Embraer американским Boeing), и в свете моды на протекционистскую политику, инициированную США, эти прогнозы могут быть существенно скорректированы.
Разработчик утверждает, что комбинация двигателя PW1200G и аэродинамического дизайна являются одним из преимуществ этого самолета: «Новая технология PurePower Geared TurbofanTM, усовершенствованная аэродинамика, крыло большего удлинения существенно снижают операционные затраты, потребление топлива снижается примерно на 20%. В архитектуре турбовентиляторного двигателя (Geared Turbofan Engine) использовано на 60% меньше лопаток турбины, чем у обычных турбовентиляторных двигателей, что существенно сокращает время обслуживания и стоимость. Новые двигатели и усовершенствованная аэродинамика помогают MRJ достичь 40-процентного снижения шумового воздействия по сравнению с аналогичными самолетами».
В конструкции самолета используются алюминий и 10-15% — композитные материалы: горизонтальное оперение самолёта и вертикальное хвостовое оперение. Как утверждают разработчики, самолет обладает самым широким салоном в своем классе. Однако справочная информация нам сообщает, что ширина салона составляет 2,76 метра. Здесь следует заметить, что ширина салона SuperJet 100 — 3,24 метра, и он де-факто является самым широком в своем классе. Однако, справедливости ради, японский производитель предполагает размещать по 4 пассажирских кресла в ряд (у SSJ100 – 5 кресел), что позволит установить чуть более широкие (примерно на 5 мм) и комфортные кресла. В пассажирском салоне тестового самолета, представленного на авиасалоне, вместо кресел установлено оборудование для проведения лётных испытаний.
Специально для серийного производства MRJ в аэропорту Комаки в Нагое (Япония), построено новое здание завода, который рассчитан на серийное производство 10 самолетов в месяц.
Фото автора
Примечания
- ↑ 123
[rusnovosti.ru/posts/395175 Rusnovosti.ru. — Первый японский пассажирский лайнер MRJ совершил пробный полёт] - [www.nikkei.com/article/DGXNASDD2204H_S3A820C1EB2000/ 国産小型旅客機「MRJ」、3度目の納入延期 三菱航空機、17年夏前に] (22 August 2013). Проверено 22 августа 2013.
- [www.seattletimes.com/business/boeing-aerospace/japans-mrj-airliner-delayed-by-another-year/ MRJ airliner delay won’t disrupt jobs here, says local partner], The Seattle Times (24 декабря 2015). Проверено 16 июля 2020.
- [www.mrj-japan.com/main_e.html Официальный сайт проекта MRJ]
- [www.ana.co.jp/eng/aboutana/corporate/ir/pdf/lse/lse_080327-1.pdf ANA Selects Mitsubishi Regional Jet — firm order for 15 aircraft with 10 options] (англ.)
- [www.flightglobal.com/news/articles/trans-states-firms-up-order-for-up-to-100-mrjs-352605/ Trans States firms up order for up to 100 MRJs] // flightglobal.com (англ.)
- [www.bloomberg.com/news/2012-07-11/mitsubishi-wins-regional-jet-order-from-skywest.html Mitsubishi Wins SkyWest Jet Sale In Blow To Bombardier] // bloomberg.com (англ.)
- [www.flightglobal.com/news/articles/farnborough-eastern-air-lines-signs-for-20-mrj90s-401449/ FARNBOROUGH: Eastern Air Lines signs for 20 MRJ90s] (14 июля 2014). Проверено 16 июля 2020.
- [www.japantimes.co.jp/news/2014/07/16/business/corporate-business/myanmar-airline-to-buy-six-jets-from-mitsubishi-aircraft/ Myanmar airline to buy six jets from Mitsubishi Aircraft], The Japan Times (14 июля 2014). Проверено 16 июля 2020.
- [www.bloomberg.com/news/articles/2014-08-27/japan-airlines-said-to-plan-order-of-32-mitsubishi-regional-jets JAL Said to Plan Order for 32 Mitsubishi Regional Jets], Bloomberg (14 июля 2014). Проверено 16 июля 2020.
- [www.flythemrj.com/news/date/news_160216.html Aerolease Aviation signs LOI with Mitsubishi Aircraft for purchase of up to 20 MRJ] // Mitsubishi Aircraft Corporation (англ.)
- [www.flythemrj.com/news/date/news_160711.html Rockton signs LOI with Mitsubishi Aircraft for purchase of up to 20 MRJ] // Mitsubishi Aircraft Corporation (англ.)
Отмененные заказы[править | править код]
Дата заключения соглашения | Покупатель | Сроки поставок | Тип | ||||
MRJ70 | MRJ90 | Опцион | |||||
2 октября 2009 года | Trans States Airlines[15] | заказ отменен[16] | 5 | 50 | 50 | ||
14 июля 2014 года | Air Mandalay[17] | заказ отменен[18] | 1 | 6 | 4 | ||
Всего | 6 | 56 | 54 |
Отрывок, характеризующий Mitsubishi Regional Jet
Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо. «Нет, не будет этого счастья, думал Ростов, а что бы стоило! Не будет! Мне всегда, и в картах, и на войне, во всем несчастье». Аустерлиц и Долохов ярко, но быстро сменяясь, мелькали в его воображении. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» думал он, напрягая слух и зрение, оглядываясь налево и опять направо и прислушиваясь к малейшим оттенкам звуков гона. Он взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что то. «Нет, это не может быть!» подумал Ростов, тяжело вздыхая, как вздыхает человек при совершении того, что было долго ожидаемо им. Совершилось величайшее счастье – и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования. Ростов не верил своим глазам и сомнение это продолжалось более секунды. Волк бежал вперед и перепрыгнул тяжело рытвину, которая была на его дороге. Это был старый зверь, с седою спиной и с наеденным красноватым брюхом. Он бежал не торопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов не дыша оглянулся на собак. Они лежали, стояли, не видя волка и ничего не понимая. Старый Карай, завернув голову и оскалив желтые зубы, сердито отыскивая блоху, щелкал ими на задних ляжках. – Улюлюлю! – шопотом, оттопыривая губы, проговорил Ростов. Собаки, дрогнув железками, вскочили, насторожив уши. Карай почесал свою ляжку и встал, насторожив уши и слегка мотнул хвостом, на котором висели войлоки шерсти. – Пускать – не пускать? – говорил сам себе Николай в то время как волк подвигался к нему, отделяясь от леса. Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? Э! всё равно, вперед!… видно, – как будто сказал он сам себе, и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком. – Улюлю!… – не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины в поперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя чернопегая, широкозадая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе… вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать, как она это всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги. – Улюлюлюлю! – кричал Николай. Красный Любим выскочил из за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи (ляжки задних ног), но в ту ж секунду испуганно перескочил на другую сторону. Волк присел, щелкнул зубами и опять поднялся и поскакал вперед, провожаемый на аршин расстояния всеми собаками, не приближавшимися к нему. – Уйдет! Нет, это невозможно! – думал Николай, продолжая кричать охрипнувшим голосом. – Карай! Улюлю!… – кричал он, отыскивая глазами старого кобеля, единственную свою надежду. Карай из всех своих старых сил, вытянувшись сколько мог, глядя на волка, тяжело скакал в сторону от зверя, наперерез ему. Но по быстроте скока волка и медленности скока собаки было видно, что расчет Карая был ошибочен. Николай уже не далеко впереди себя видел тот лес, до которого добежав, волк уйдет наверное. Впереди показались собаки и охотник, скакавший почти на встречу. Еще была надежда. Незнакомый Николаю, муругий молодой, длинный кобель чужой своры стремительно подлетел спереди к волку и почти опрокинул его. Волк быстро, как нельзя было ожидать от него, приподнялся и бросился к муругому кобелю, щелкнул зубами – и окровавленный, с распоротым боком кобель, пронзительно завизжав, ткнулся головой в землю.