3.1. История развития беспилотной авиации в армии СССР и России (по материалам )
Ту-143 «Рейс» − советский беспилотный разведывательный аппарат (БПЛА). Его предназначение заключалось в ведении тактической разведки путем видео- и фоторазведки выбранных земных площадок и слежении за радиационной обстановкой по маршруту следования. Самолет входит в состав авиационного комплекса ВР-3.
История Ту-143
Начало проектирования беспилотного разведчика «Рейс» стартовало 30.08.1968, когда появилось постановление СМ СССР № 670-241 о разработке комплекса, в состав которого входил бы беспилотный летательный аппарат Ту-143.
Предлагались два варианта оборудования самолета. Первый включал в себя аппаратуру для фотосъемки и должен быть построен до 1970 г., второй – аппаратуру радиационной и телевизионной разведки – к 1972 г.
Работы над созданием разведывательного беспилотного комплекса «Рейс» возглавил главный конструктор ОКБ им. Туполева Г.М. Гофбауэр, а позже его место занял Л.Т. Куликов.
Постройка Ту-143 не заняла много времени. Первый полет БПЛА Ту-143 был успешно выполнен уже в конце 1970 г. Программа госиспытаний комплекса «Рейс» началась в 1972 г. и успешно завершилась в 1976 г., далее его передали в состав вооружения Советской Армии. Серийно производить беспилотник начали еще во время госиспытаний. Первую опытную партию в размере 10 штук Ту-143 выпустили в 1973 г. на Кумертауском машиностроительном заводе (Башкирия). Чуть позже запустили полномасштабное производство разведывательных комплексов «Рейс». До окончания производственной серии советская промышленность выпустила 950 БПЛА Ту-143.
Новый авиационный разведывательный комплекс быстро освоили военные и дали ему высокую оценку в плане осуществления тактической разведки. Его получили на свое вооружение не только сухопутные войска, но и другие части ВВС СССР. Проводя совместные испытания с пилотируемыми разведывательными летательными аппаратами, у самолета выявили ряд преимуществ. Так, он мог с большой точностью проникнуть на указанный участок разведки благодаря оснащению хорошим навигационным оборудованием. На Ту-143 устанавливалась аэрофотоаппаратура, снимки которой позволяли распознать наземные объекты величиной от 20 см при высоте полета 500 м и скорости аппарата 950 км/ч. В условиях горной местности самолет был практически неуязвимым для средств ПВО противника, поэтому его активно экспортировали в страны с горным рельефом: Чехословакию, Румынию и Сирию.
Серийный выпуск производился в двух версиях комплектации сменной носовой части: первая − с аппаратурой фоторазведки и вторая – телевизионной разведки. Кроме того, Ту-143 мог быть оснащен оборудованием радиационной разведки.
Предназначение Ту-143
Предназначение комплекса «Рейс» заключалось в ведении тактической разведки в околофронтовой зоне с глубиной проникновения в тыл противника – 60-70 км. Беспилотник Ту-143 выполнял фотографирование и телевизионную разведку отдельных маршрутов и площадных целей, а также мог осуществлять наблюдение за радиационной обстановкой в ходе полета.
БПЛА Ту-143 мог проводить разведку на низких высотах в условиях небольшой облачности. Подготовку и пуск летательного аппарата можно было проводить в скрытном режиме и с неподготовленных с инженерной точки зрения позиций. В процессе применения разведывательный комплекс «Рейс» выполнял следующие функции:
подготовка и запуск разведывательного БПЛА Ту-143 с помощью самоходной пусковой установки в условиях скорости ветра ниже 15 м/с;
автоматизированное управление во время полета Ту-143 на заданной высоте;
программирование направления полета, моментов выключения и включения бортового разведывательного оборудования;
фотографирование, телевизионная разведка и сбор информации о радиационной обстановке;
доставка разведывательной информации в определенную точку, а также части информации через радиолинии на командные наземные пункты.
История создания и производства
30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР № 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика «143». Комплекс создавался на базе только что разработанного БПЛА ВР-2 «Стриж», в виде его облегчённой и уменьшенной версии. Работами по комплексам «Рейс» и «Рейс-Д» в ОКБ Туполева руководил Главный конструктор Г. М. Гофбауэр, а после его смерти Главный конструктор Л. Т. Куликов.
В декабре 1970 года состоялся первый успешный полёт. В 1972 году начались совместные государственные испытания, которые закончились с успешными результатами в 1976 году, после чего комплекс «Рейс» был принят на вооружение. Производство комплекса началось с изготовления опытной партии в количестве 10 единиц в 1973 году на вертолётном заводе г. Кумертау, выпуск этого БПЛА прекращён в 1989 году.
Применение комплекса отрабатывалось в 4-м Центре боевого применения ВВС.[4].
Всего разведывательных БПЛА типа Ту-143 было выпущено 950 штук.[5]
Сохранившиеся экземпляры
Модификация
Бортовой номер
Местонахождение
Изображение
Ту-143
424
Государственный музей авиации (Киев)
Ту-143
Музей оружия и военной техники Спадщанского леса
Ту-143
н/д
г. Хмельницкий, возле входа в в/ч А 3808
Ту-143
235
Военно-исторический музей воздушных сил Вооружённых Сил Украины
Ту-143
н/д
Технический музей имени Г. К. Сахарова
Ту-143
8219
Музей авиации, Чехия, г. Прага
Как отправить заявление?
Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:
Самостоятельно или через курьерскую службу
Почтовое отправление
Портал Госуслуг
Портала учёта БВС
По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.
ВНИМАНИЕ! Временные изменения в способах подачи заявления о постановке БВС на учёт! Все заявления предоставляются только почтовым отправлением, либо самостоятельно или через курьерскую службу:
Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».
Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.
Бланк заявления
Заявления о постановке БВС на учёт:
Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).
Рекомендательные требования к фото БВС.
Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.
Ответственность
Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.
Наказание
Федеральный закон от 26.07.2019 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточающий наказание за нарушение правил использования воздушного пространства.
Наказание за нарушение правил использования воздушного пространства (КоАП РФ Статья 11.4.):
Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Полномочия правоохранительных органов
2 декабря 2020 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. Согласно закону право временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, а также пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий смогут органы: МВД, ФСИН, Росгвардия, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО. Тем не менее действия этих служб должны быть тщательно проработаны и регламентированы, где будут уточнены: порядок принятия решения о пресечении противоправного использования БВС, а также перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения. В связи с чем 5 декабря 2020 года в Государственной Думе состоялся круглый стол по обсуждению полномочий силовых структур на пресечение незаконного использования беспилотников методами радиоэлектронного или даже физического воздействия стрелковым оружием, где были обозначены ряд проблем с которыми придётся столкнуться в процессе формирования такого регламента.
Примечания
↑ 12 Повітряні Сили України
↑ 123 Воздушные мишени — вторая жизнь зенитных ракет Архивировано 25 октября 2011 года.
↑ 12345 ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143
4-й ордена Ленина Краснознамённый Центр боевого применения и переучивания лётного состава (ВВС) имени В. П. Чкалова. Историческая справка (недоступная ссылка — история ). mil.ru. Проверено 13 декабря 2009. Архивировано 11 сентября 2007 года.
России обещано беспилотное будущее // «Известия» от 1 февраля 2008.
Ильин Владимир Евгеньевич. Многоцелевые истребители зарубежных стран. М., 2000, с. 22
Минобороны впервые обнародовало фото украинских беспилотных самолётов-разведчиков. Фоторепортаж. Цензор.Нет.
Под Шахтерском бойцами Моторолы подбит и захвачен советский беспилотник ВСУ ТУ-143 Рейс (фото/видео)
Ополчение ДНР сбило беспилотник украинской армии Ту-143 (ВИДЕО) » Svopi.ru — Независимый информационный портал России и Белоруссии
Украина: отмахнуться не удастся | Еженедельник «Военно-промышленный курьер». vpk-news.ru. Проверено 26 мая 2016.
The Military Balance 2020,p.190
UNROCA (United Nations Register of Conventional Arms). www.unroca.org. Проверено 26 мая 2020.
Боевое применение
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.
Афганская война (1979—1989)
Ливанская война (1982).
В 1985 году сирийский БПЛА комплекса ВР-3 «Рейс» был сбит над Ливаном израильским истребителем F-16[6]
Вооружённый конфликт на востоке Украины.
В апреле 2014 года Вооружённые силы Украины расконсервировали беспилотники и провели их испытания[7]. 1 августа 2014 года в районе города Шахтёрска один из украинских БПЛА был, по одной версии, сбит сторонниками Донецкой Народной Республики, по другой — совершил посадку в незапланированной точке[8][9].
Украина Украина — на вооружении по состоянию на 2013 год[10]
Россия Россия — некоторое количество Ту-143 в войсках на 2016 год[11] и некоторое количество воздушных мишеней М-143, по состоянию на 2011 год[2]
Белоруссия Белоруссия — в 2009 году закуплено 50 единиц у Украины[12]
Состоял на вооружении
СССР СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
Чехословакия Чехословакия — две эскадрильи приняты на вооружение в 1984 году[3] Словакия Словакия
Чехия Чехия — сняты с вооружения в 1995 году
Ирак Ирак — приняты на вооружение в 1982 году[3]
Сирия Сирия — приняты на вооружение в 1982 году[3]
Болгария Болгария
Румыния Румыния — приняты на вооружение в 1982 году[3]
Порядок учёта БВС
Цитата: «Пункт 8 Правил. Для постановки беспилотного воздушного судна на учёт владелец беспилотного воздушного судна представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт с приложением фотографии этого беспилотного воздушного судна, содержащее следующие сведения:
а) Информация о беспилотном воздушном судне и его технических характеристиках:
Тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем)
Серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии)
Количество установленных на беспилотном воздушном судне двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания)
Максимальная взлётная масса беспилотного воздушного судна
б) Информация об изготовителе беспилотного воздушного судна:
Наименование (для юридического лица)
Фамилия, Имя, Отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно)
в) Сведения о владельце беспилотного воздушного судна:
Номер телефона (телефакса), адрес электронной почты;
Полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес (для юридического лица)
Фамилия, Имя, Отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя)
Фамилия, Имя, Отчество, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)».
Сроки подачи заявления для постановки БВС на учёт
Цитата: «Пункт 12 Правил. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в следующие сроки:
в случае приобретения беспилотного воздушного судна на территории Российской Федерации — в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;
в случае ввоза беспилотного воздушного судна в Российскую Федерацию — в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;
в случае самостоятельного изготовления беспилотного воздушного судна — до начала его использования для выполнения полётов в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации, а также за её пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию».