Bombardier Challenger 605: внимание к деталям


Challenger 604

— пассажирский самолет повышенной комфортности, разработанный канадской фирмой Bombardier Business Aircraft (филиал корпорации Bombardier Canadair), предназначенный для использования на авиалиниях средней и большой протяженности. Первый полет модели Challenger 604 с двигателями CF-34-3A был в сентябре 1994 года, с более совершенными двигателями CF-34-3B самолет поднялся в воздух 17 марта 1995 года. Самолет получил сертификат летной годности Министерства транспорта Канады в сентябре 1994 года. Первые поставки новых самолетов начались в январе 1996 года.

История самолета Challenger 604 берет свое начало в 80-х годах. А если сказать точнее, то в 1978 г. совершил свой первый полет его прототип — пассажирский среднемагистральный самолет бизнес-класса Canadair CL600 Challenger, который известен под названием Challenger 600. Самолет, выпущенный канадской компанией Bombardier Business Aircraft, получился практически идеально сбалансированным, однако его было сложно модифицировать под иные задачи, поскольку изменение одного параметра вело к резкому ухудшению всех характеристик.

После выпуска нескольких версий Challenger, в процессе разработки которых был увеличен запас топлива и поставлена усовершенствованная авионика с современным пилотажно-навигационным комплексом Соlliпs Рго Line 4, появился бизнес-джет CL604. Случилось это в 1994 г., через год началось серийное производство лайнера, а уже в 2003 Challenger 604 стал взлетать и с российских полос.

Благодаря сочетанию комфортабельности и универсальности использования Bombardier Challenger 604 уже 10 лет удерживает позиции лидера среди бизнес-джетов большого класса. Самолет имеет сертификаты эксплуатации в 45 странах мира. Машина может совершать перелеты с максимальной скоростью 870 км/ч, перевозя на дальность до 7,5 тыс. км от девяти до шестнадцати пассажиров. На самолете используются самые современные достижения авионики. Система Precision Plus автоматически рассчитывает оптимальные значения скорости и тяги для двигателей, а система Safe Flight Auto Power обеспечивает исключительную плавность изменения скорости. Благодаря этим и многим другим достоинствам Challenger 604 зарекомендовал себя как очень надежное, экономичное и исключительно комфортное воздушное судно.

На сегодняшний день Challenger 604 представляет собой самолет, которых в мире единицы. Он имеет межконтинентальную дальность полета, которая сочетается с рекордно высоким показателем крейсерской скорости для своего класса, а также отличается внушительными размерами пассажирского салона. Важным преимуществом самолета является то, что он оснащен системой подогрева питания, содержит в себе отдельный туалетный отсек, в стандартном варианте оборудован средствами коммуникации во время полета. Лайнер Challenger 604 включает в себя большой багажный отсек с отличной герметизацией, доступ к которому имеется на протяжении всего полета.

Благодаря этому самолет идеально подходит дальних полетов с большим количеством пересадок, ведь в таких случаях багаж все время пополняется, и свободное пространство, большие размеры салона и комфорт играют чрезвычайно важную роль. Интерьер салона уникален и неповторим, он обставлен современной удобной мебелью, оснащен системой кондиционирования, DVD- и стереосистемами, что придется по вкусу даже самому требовательному пассажиру. Благодаря расширенной конфигурации пассажирского салона самолет увеличился на 0,5 метров по сравнению с <�младшим братом> Challenger 601, за счет чего количество илюминаторов увеличилось на два окна.

Если говорить более подробно о технических характеристиках Challenger 604, то по сравнению со своими предшественниками CL600 и CL601 самолет не претерпел больших изменений, кроме, пожалуй, увеличения дальности полета. За счет установки топливных баков большей емкости, нежели в Challenger 601, максимальная дальность полета Challenger 604 увеличилась до 7458 км.

Бортовое оборудование в кабине инженеры выполнили на основе БРЭО Collins Pro Line 4, а двигатели установили марки 2 x General Electric модификации CF-34-3Bs.

Салон с повышенной комфортностью этого воздушного судна имеет следующие габариты: 8,66 м в длину, 2,5 м в ширину и 1,86 м в высоту. Количество пассажиров в салоне может варьироваться от 10 до 18 человек, экипаж составляет 3 человека. Кабина и салон самолета оборудованы современными системами кондиционирования. Интерьер салона устроен так, чтобы удовлетворить требования самых взыскательных клиентов. Просторный VIP-салон оборудован мягкими креслами, диваном, столиками, создающими идеальную среду для работы и отдыха. На борту имеются устройства связи, современные AUDIO/VIDEO системы. Кроме того, во время полета пассажиры могут беспрепятственно пройти в багажное отделение за необходимыми вещами. Кроме того, в самолёте установлена специальная шумовая система, разработанная компанией Ultra Electronics, которая подавляет вибрации, что ещё более повышает комфортабельность перелёта.

К концу 1997 года было произведено 57 самолетов.
ЛТХ:

МодификацияCL-604
Размах крыла, м19.61
Длина самолета, м20.85
Высота самолета, м6.30
Площадь крыла,м245.71
Масса, кг
пустого самолета12079
максимальная взлетная21863
топлива9072
Тип двигателя2 ТРДД General Electric CF34-3B
Тяга, кН2 х 38.84 (41 APR)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч882
Нормальная крейсерская скорость, км/ч850
Экономичная скорость, км/ч787
Практическая дальность, км7550
Скороподъемность, м/мин520
Практический потолок, м11430
Экипаж, чел2
Полезная нагрузка:5 пассажиров VIP-класса или 19 пассажиров в кабине повышенной вместимости
Доп. информация :
Чертеж «Bombardier Challenger 604» Фотографии:Challenger 604 (с) Michael Durning
Challenger 604 (c) Tobias Meier
Challenger 604 (c) Propfreak
Challenger 604 (c) Bartlomiej Wojcik
Challenger 604 (c) Graham Wasey
Пассажирский салон Challenger 604
Кабина пилотов Challenger 604

Схемы:

Challenger 604
Пассажирский салон Challenger 604
Список источников:
Ccaii.net. Самолёт Challenger 604 Business-jet.ru. Информация о самолете Challenger 604 Jets.ru. Challenger 604 Airiners.net : Bombardier Challenger 604

Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )

Bombardier Challenger 600

Самолёты — Пассажирские и транспортные самолёты — Bombardier

Перечень всех типов и модификаций

·
Все фотографии воздушных судов этого типа

Подразделы

  • Модификация Challenger 604
  • Модификация Challenger 605

Таблица воздушных судов Bombardier Challenger 600

60922016HB-JWA 23.08.2019Swiss Air Ambulance
C-FUCIBombardier
Challenger 60455802004P4-PKZ 21.12.2017Аруба, частныеPrime Aviation
G-OPRM 13.08.2015ПрочиеZenith Aviation Ltd
14.09.2012Oryx Jet Ltd
P4-CHV 18.09.2007Advent Flight A.V.V.
XA-IGE 31.07.2007ПрочиеServicios Aereos Premier S.A.
08.11.2004Aerolineas Ejecutivas
C-FADGBombardier
Challenger 60557862008N304HE 01.05.2017Dpl One LLC
C-FLMY 27.01.2017Skyservice Business Aviation
C-FMLK 30.07.2009Chartright Air
14.04.2009
C-FWQL
Challenger 60456492006T7-EAA 01.04.2016ПрочиеJet Airlines
UP-CL6001 07.02.2016АлматыЧастные (Казахстан)
P4-BTA 05.02.2007Challenger Alliance A.V.V/Excellent Glide, Almaty Seeria Alliance Ltd БТА Банк
N649JA 19.04.2006США, частныеJetcoast 60420 LLC
BombardierBombardier Aerospace Corp
Challenger 60455962004N605AM 15.05.2015Aviation Consultants Inc
RA-67222 06.04.2009Череповец
OY-SGM 14.09.2005Execujet Scandinavia
C-FCSD
Challenger 60456162005D-ANTR 25.03.2015Германия, частныеMHS Aviation
LX-MDA 26.10.2011ПрочиеLuxaviation
VP-CFD 16.12.2005TAG Aviation
C-FEXHBombardier
Challenger 60558082009XB-NWD 31.10.2014Мексика. частные
XC-LNS 09.10.2013BonoBras
N1220S 29.04.2013Aviation Enterprises Inc
22.04.2013Bombardier Aerospace Corp
OE-IPZ 03.03.2010Zepter International
C-FYUHBombardier
Challenger 60557842008A7-CEB 01.07.2009
C-FVOZ
Challenger 60557099H-AFQComlux Aviation
592424.10.2012RA-67238Bombardier CL-600-2B16 Challenger 605
Challenger 6045552VP-COPЧастныеOwner Close Air
Challenger 605597012.20149H-VFAVistaJetHomebase VHHH (HKG), Hong Kong Intl
Challenger 60557627.05.2008P4-SATАлматыComlux KZ
Challenger 60456492007T7-EAAАлматыJet Airlines
Challenger 6045641T7-DYNЧастные (Россия)
51931996VP-CLZBombardier 601-3R Challenger
Challenger 605S5-ADA
Challenger 60557452008OE-INP
Challenger 6045435OE-INJTransair
Challenger 6045348D-AFADFAI Aviation Group
Challenger 6055683D-ABEYЧастныеImperialJet Europe GMBH
Challenger 604551128.10.2016C-GLPPЧастные (Канада)
Challenger 6055886P4-AIM
Challenger 6055748VP-BGM
564210.2006OH-WIIJetflite
Challenger 605574517.12.2007M-BASHМеждународный аэропорт ЖеневаЧастные
Challenger 605586428.10.2011TC-AAAАэропорт Стамбул имени Сабихи ГёкченЧастные (Турция)
Challenger 6045580G-OPRMЧастные
56132005RA-67228Bombardier 604 Challenger. Ak Bars Aero. Предыдущая регистрация HB-JEM.
Challenger 60509H-VFO
Challenger 605594025.11.2013EI-TATБугульма
Challenger 60557572008S5-ADFПрочиеElitAvia
Challenger 605573921.11.2007A6-AAG

Простой вид списка воздушных судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и модификаций

·
Все фотографии воздушных судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа (модификации)

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж:
    2 пилота
  • Пассажировместимость:
    до 19 человек (в зависимости от конфигурации)
  • Длина:
    20,85 м
  • Размах крыла:
    19,61 м
  • Высота:
    6,30 м
  • Масса пустого:
    9 292 кг
  • Максимальная взлётная масса:
    19 550 кг
  • Полезная нагрузка:
    1 814 кг
  • Двигатели:
    2× General Electric CF34-3A turbofans с тягой по 40,7 кН каждый

Лётные характеристики

  • Крейсерская скорость:
    851 км/ч
  • Максимальная скорость:
    882 км/ч
  • Максимальная дальность:
    6236
  • Практический потолок:
    12500 м

Bombardier Challenger 605: внимание к деталям

Фред ДЖОРДЖ Загляните в салон нового Challenger 605 и вы без труда поймете, почему Challenger вот уж 10 лет самая продаваемая модель в классе бизнес-джетов с большой дальностью. Если вы периодически проводите в самолете более девяти часов, удобство салона скорее всего займет верхнюю строку в списке ваших приоритетов. Ширина салона — один из факторов, обусловливающих комфортное путешествие, а салоны 600-й серии Challenger всегда были самыми широкими в своем классе. Challenger 605, пятая итерация знакомого дизайна, благодаря оптимальному планированию интерьера предлагает еще больше жизненного пространства. Сам интерьер воплощает с десяток пожеланий потенциальных владельцев, выявленных в ходе маркетинговых исследований. Например, иллюминаторы существенно больше и размещены на 6,5 см выше, что улучшает обзор из салона. Система управления освещением и другими параметрами салона, основанная на локальной сети Ethernet, стала более простой и надежной. Среди приятных моментов — модернизированная бортовая кухня, видеомониторы с большей диагональю, светодиодная подсветка, более устойчивые выдвижные столики, хорошо продуманный интерьер туалетных комнат. Уровень шума (шумовых помех, затрудняющих восприятие речи) не превышает 55 дБ при скорости 0,77M, система контроля уровня шума и вибрации оптимальна. Типичным побочным эффектом подобных усовершенствований обычно становится увеличение веса планера, а следовательно, уменьшение полезной нагрузки при полных баках. Однако эксплуатанты Challenger заявили производителю, что не готовы жертвовать ни дальностью, ни нагрузкой. Поэтому инженерам Bombardier пришлось всерьез заняться проблемой излишнего веса Challenger 605, и их усилия сэкономили самолету более 90 кг, несмотря на увеличенные иллюминаторы и тяжелую плисовую обивку интерьера. Таким образом, владельцы самолета смогут на выбор оборудовать борт дополнительными опциями, перевозить лишнего пассажира или добавить топливо, когда дальность критична. Опрос Bombardier также выявил пожелания пилотов относительно оборудования кабины экипажа. Многие из полученных предложений нашли свое воплощение на Challenger 605. Приборная доска включает четыре широкоформатных ЖК-дисплея пилотажно-навигационного комплекса Rockwell Collins Pro Line 21. Дисплеи занимают в два раза меньше места, чем шесть электронно-лучевых мониторов на Challenger 604, обладая при этом более высоким разрешением, большими возможностями по отображению графической информации, меньшим энергопотреблением и увеличенным ресурсом. В составе базовой конфигурации сертифицированы электронная система предоставления полетной информации (Electronic Flight Bag, EFB) и дисплей системы управления параметрами пассажирского салона. С точки зрения соотношения цены и возможностей самолет Challenger 605 остается в числе лидеров в классе бизнес-джетов с большим салоном. На представленном графике Challenger 605 сравнивается с другими типами в своем классе, и на первый взгляд в чем-то он уступает конкурентам, а в чем-то выигрывает. Но если исходить из того, что его стоимость на 24% ниже, то преимущества выглядят довольно убедительно. Цена 28 млн долл. — самая низкая в классе на самолет, способный перевезти пять пассажиров на расстояние 7400 км. Заполните все кресла — дальность все равно останется около 7200 км. Разгонитесь до 0,80M, и вы долетите от Нью-Йорка до Токио всего за 15 ч с остановкой в Анкоридже, чтобы заправиться топливом и размять ноги. За то же время вы долетите из Нью-Йорка в Дели с остановкой в Ле-Бурже. Однако редкий эксплуатант будет использовать эти возможности. Поэтому настоящим преимуществом Challenger 605 являются надежность и запас прочности, свойственный, скорее, коммерческим лайнерам. Он обеспечивает эксплуатантам столь необходимую гибкость в перевозках: самолет может перевезти 8 пасс. со скоростью 870 км/ч между двумя любыми пунктами в континентальной части США, может летать с небольшого аэродрома, поскольку потребная длина ВПП для разбега и пробега даже меньше, чем у Hawker 800XP. Challenger 605 — эволюция предыдущей, 604-й модели, однако несколько усовершенствований заметно отличают его от предшественника. На них мы и остановимся. Пассажирский салон Пожелания эксплуатантов предыдущих моделей Challenger побудили Bombardier изменить подход к оборудованию салона. Совместно с компанией C&D Aerospace, давнишним партнером производителя по оборудованию салонов, была разработана и запущена в производство большая часть компонентов интерьера самолета. Их главным преимуществом является быстрый монтаж и демонтаж. Такой подход радикально отличается от Challenger 604, салон которого оснащался индивидуально, что часто приводило к необходимости переделок. Теперь стандартизированные технологии применяются как на линии финальной сборки, так и при отделке интерьера. Однако это не означает, что интерьеры «штампуются» неотличимыми друг от друга. Bombardier предлагает заказчикам длинный список стандартных заводских опций, при этом выбор отделочных материалов достаточно широк. Надо сказать, что большинство производителей приняли подобную практику. Покупателям Challenger 605 предлагаются на выбор три варианта конфигурации салона, в каждой из которых в передней части фюзеляжа находится кухня, затем располагается секция с четырьмя креслами, размещенными друг против друга, далее — трехместный диван по правому борту в задней части основного салона и в самом конце — туалетная комната. Изменение, сразу бросающееся в глаза, — это более яркое освещение, естественное и искусственное, за счет которого салон кажется просторнее. Измененный контур стен действительно увеличивает пространство почти на 3 см, до 240 см. Кроме того, все выступающие углы скруглены и изменена конструкция крепления откидных столов, что также способствует расширению рабочего пространства. Отделка салона безупречна. Детали из ценных пород дерева сияют блестящим покрытием, кнопки на индивидуальных панелях освещения и вызова бортпроводника подсвечены, на переднюю и заднюю перегородки установлены 18-дюймовые (как опция — 21-дюймовые) мониторы, а каждое кресло оснащено аудиоблоком с гнездом для наушников и переключателем каналов. Стандартное оборудование включает систему спутниковой связи Iridium, проигрыватель CD/DVD с модулем для воспроизведения формата mp3. Дополнительные опции: индивидуальные 10,4-дюймовые мониторы в каждом кресле, XM-радиоприемник, система Inmarsat, доступ в Интернет посредством Swift64 или Wi-Fi LAN. Для подсветки салона, индивидуального освещения и освещения бортовой кухни используются долговечные светодиоды. В отличие от капризных флуоресцентных ламп типичный срок безотказной службы светодиодов составляет 5-10 тыс. ч, к тому же они потребляют меньше электроэнергии. Бортовая кухня претерпела существенные изменения, причем в разработке нового дизайна участвовали руководители действующих кабинных экипажей. Именно они настояли на том, чтобы рабочая поверхность была в форме подковы. Два закрытых шкафа и два ряда полок обеспечивают достаточный объем для хранения и быстрый доступ ко всему необходимому для обслуживания пассажиров. Стандартное оборудование кухни включает кофеварку, высокотемпературную печь, отсек для хранения льда. Микроволновая печь и другие виды кухонного оборудования устанавливаются по требованию владельца самолета. Bombardier также предлагает обогрев пола кухни, что особенно приветствуется кабинными экипажами судов, базирующихся в местах с холодным климатом. Управление освещением и температурой воздуха в салоне, а также аудио- и видеосистемами осуществляется через сенсорный дисплей одноканальной отказоустойчивой системы Collins CES 5000, размещенный на стенке одного из шкафов. Контрольные консоли также установлены в кабине экипажа, на кухне и рядом с креслом «главного пассажира». Структура и системы На Challenger 605 распространяется сертификат типа, выданный FAA на предыдущую модель в мае 1995 г. согласно Части 25 FAR. Дополнительно сертифицированы изменения в комплексе авионики, программа по снижению веса и внешние модификации фюзеляжа. Модель 604 была изначально сертифицирована с взлетным весом 21590 кг, однако позже этот параметр был увеличен на 273 кг, и взлетный вес всех Challenger 605 уже составляет 21863 кг. Планер представляет собой фюзеляж обычной схемы алюминиевой монококовой конструкции с несущей обшивкой. Стальные сплавы, титан и композиционные материалы используются там, где они представляют существенные преимущества по прочности, весу, износостойкости или жаростойкости. Внешне отличить Challenger 605 от 604 можно только по одному признаку: у первого обвод хвостовой части фюзеляжа конусообразной формы. Во всем остальном они практически одинаковы. Площадь крыла — 48,3 м 2; его обшивка, передний и задний лонжероны, нервюры и стрингеры изготовлены из алюминиевых сплавов. Как и у всех моделей серии 600, у Challenger 605 сверхкритический профиль крыла, предложенный Ричардом Уиткомбом. Стреловидное крыло имеет относительное удлинение 8,5 и оснащено законцовками, которые улучшают аэродинамические характеристики самолета. Пассажиры поднимаются на борт по трапу, в который превращается, открываясь, дверь (91 х 178 см) в передней части фюзеляжа. Трап с подсвеченными ступеньками снабжен перилами и дополнительной ступенькой, которая ложится на перрон. Панель разгерметизации позволяет полностью уравнять давление в салоне с внешним атмосферным давлением перед открытием двери. Дверь удерживается газовыми стойками и механическими пружинами, поэтому ее относительно легко открыть как изнутри, так и снаружи; на всякий случай установлена и электрическая система открывания двери. Запасных выходов два: по правому борту, над крылом, расположена дверь размерами 50,8 х 91,5 см, а по левому, в задней части фюзеляжа, — дверь багажного отсека. Системы самолета практически аналогичны системам коммерческих лайнеров, в том числе региональных самолетов Bombardier.

Варианты

CL-600

Базовая модель семейства. Самолёт выпускался до 1983 года. Построено 83 экземпляра.

CL-601-1A

Усовершенствованная версия CL-600. На крыльях появились винглеты, установлены более мощные двигатели General Electric CF-34.

CL-604

Bombardier Challenger 604 в Шереметьево
Серьёзно модернизированная версия. Вариант с более мощными двигателями, дополнительными топливными баками, усовершенствованы крылья и хвост самолёта. В кабине пилотов была установлена новая система авионики Pro Line 4™ компании Rockwell Collins Aerospace и изменено расположение многих панелей управления. [2] На самолете установлены новые шасси для взлёта и посадки с увеличенной массой [3].

CL-605

Введён в эксплуатацию в начале 2006 года. Самолёт отличается от предыдущего варианта модернизацией конструкции и авионики. Конструктивные улучшения включали бо́

льшие размеры окон пассажирской кабины и округлый хвостовой конус. Основная аккумуляторная батарея была перенесена в носовой отсек. В кабине пилотов была установлена новая система авионики Pro Line 21™ компании Rockwell Collins Aerospace и изменено расположение некоторых панелей управления.

CL-610

CL-610 Challenger E

должен был иметь удлинённый фюзеляж, который бы позволил вместить до 24 пассажиров. Проект приостановили в 1981 году .

C-143А

Под этим наименованием самолёт CL-604 состоит на вооружении Береговой охраны США (US Coast Guard).

CL-650

Введён в эксплуатацию в 2020 году. Самолёт получил новую авионику, обновленный салон и более мощные двигатели. В доработанную систему авионики Rockwell Collins Pro Line 21™ добавили мультирежимный погодный радар и систему синтетического обзора, а также коллиматорный индикатор Head-Up Display для облегчения выполнения захода на посадку в сложных метеоусловиях. [4] На 5% была увеличена взлетная тяга двигателей General Electric CF34-3B.

Bombardier CRJ

Также на базе семейства бизнес-джетов CL-600 разработано семейство региональных пассажирских самолётов Bombardier CRJ Официальное название CRJ-100LR (CL-600-2B19) и CL-600-2B16.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: