Самые распространенные летающие радары – самолеты ДРЛОиУ

С появлением средств доставки ядерного оружия противников СССР, появилась срочная потребность сделать радиолокационную защиту от нападения. Радиолокация позволяет задолго до нападения обнаружить вражеские средства доставки.

Дело в том, что наземные средства обнаружения не давали такой дальности и точности, как воздушные, потому что самолет мог поднять радиолокатор на огромную высоту, недоступную наземным локаторам. Кроме того, в 50-е годы стали доступны для строительства самолёты, способные летать на громадные расстояния и поднимающие прежде недоступные грузы. Результаты радиоразведки экипаж тоже докладывал по радио, таким образом, дабы получали информацию о нападении задолго до подлёта средств носителей, и оставалось время для ответных действий. Кроме того, мобильность летающей техники позволяла перемещать её в нужное место в недоступные прежде сроки. Таким образом, оставались защищёнными самые удалённые рубежи страны, причём с круглосуточным дежурством. С учётом практической необходимости выявились тактико-технические требования к такому самолёту:

  • Потолок высоты — 8000–12000 м.
  • Дальность полёта — порядка 10000 км.
  • Грузоподъёмность — 5–7 т.
  • Дальность локационного обнаружения – 300 км.
  • Дальность связи — 2000 км.

Ту-126

Из какого самолёта лучше переделать

Когда конструктора определили необходимый состав радиоэлектронной аппаратуры, её объём и вес, выяснилось, что имеющийся бомбардировщик Ту-95 маловат для этой задачи.

Поэтому срочно стали искать замену на прототип. Сначала был определён для этой цели самолёт Ту-116, но и он оказался маловат. Наконец, остановились на пассажирском Ту-114. С большим фюзеляжем и мощностью двигателей самолёт был рассчитан на дальние пассажирские перевозки, и вполне мог разместить и перевозить оборудование на самолёт Ту 126.

В произведениях искусства

Машины Ту-114 попали в кадры более чем 10 кинофильмов. Ту-114, стоявший на пьедестале около аэропорта Домодедово показан в ряде сцен кинофильма «Экипаж», снятого в 1979 году. В 2006 году эта машина была уничтожена новым собственником аэропорта.

Несколько машин Ту-114, стоящих на летном поле, показаны в фильме «Приключения желтого чемоданчика» (1970 год).

В начальных кадрах фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» показан Ту-114, стоящий на дорожке аэродрома Домодедово. В кадрах перелета главного героя показан салон Ту-114, несмотря на то, что по сценарию Женя Лукашин летит на Ту-134.

История проектирования и испытаний гражданского прототипа

Как пассажирский самолёт, Ту-114 имел несколько вариантов внутренней планировки:

  • для беспосадочных трансконтинентальных пассажирских перевозок;
  • как правительственный самолёт;
  • как машина для обслуживания средних расстояний с большими пассажиропотоками.

Все эти варианты предусматривали большие сроки службы, усиления конструкций и требовали тщательных испытаний.

Однако из-за многочисленных выявленных недостатков, требовались доработки и, как следствие, перенос сроков готовности. В результате самолёт закончил испытания на два года позже запланированного. В том числе до окончания всех испытаний на нём слетала правительственная делегация в Вашингтон и в Пекин. После этих полётов испытания продолжились для более сложных полётных условий, больших углов атаки потоков воздуха и температур севера.

Для размещения аппаратуры и её охлаждения, ремонта в условиях полёта необходимы специальные проходы. Для Ту-126 была создана реальная специальная РЛС «Лиана». Для установки вращающейся антенны, в верхней части фюзеляжа находился выступающий пилон на «ножке», внутри которой находился вал, вращающий антенну. Антенна вращалась со скоростью 10 оборотов в минуту, и находилась на 2 метра выше фюзеляжа. Это привело к трудности стабилизации самолёта и изменений в системе управления.

Самолет Ту-126

Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев

Несомненно, для авианосца базирующиеся на нем летательные аппараты являются и оружием, и «органами чувств» для изучения обстановки на сотни миль вокруг и «руками» для переброски самых разных грузов: от топлива и боеприпасов, до личного состава и провизии. Причем если кто-то скажет, что самые важные из самолетов и вертолетов на борту — ударные, то он глубоко ошибается. Даже без единого истребителя в строю современные авианосцы могут защитить себя от ракет и торпед, а если надо, так попросту убегут от противника благодаря мощнейшим силовым установкам и мореходности, практически недоступной для любых других кораблей. А вот если плавучий аэродром не знает, где враг и куда бежать — он на войне обречен.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Именно своими самолетами дальней радиолокационной разведки и целеуказания (ДРЛОиУ) сильны американские «суперкэрриэры». Да, на первый взгляд «Хоукай» не выглядит, как представляющий хоть малейшую угрозу: маленький турбовинтовой тихоходный самолетик с большим «зонтиком» сверху. Но в этом диске находится радар AN/APS-145, способный отслеживать до двух тысяч целей в радиусе порядка 550 километров (точное значение не раскрывается). Таким образом, учитывая боевой радиус самой распространенной модификации E-2C Hawkeye (около 350 километров при патрулировании в течение 3−4 часов), запустив всего пару подобных самолетов, авианосец видит любое судно и каждую единицу техники в воздухе и на земле на расстоянии порядка тысячи километров.

Россия и Китай в качестве ДРЛОиУ на авианосцах используют вертолеты, но их радиус действия, время патрулирования и возможности бортового оборудования сильно ограничены по сравнению с грузоподъемным и выносливым турбовинтовым самолетом. И проблема не в том, что промышленность не может предложить аналог, их просто запускать нет возможности. Американские авианосцы имеют на борту катапульты, разгоняющие авиацию до взлетных скоростей, а на российских и китайских кораблях их нет и поставить некуда. «Своим ходом» турбовинтовой самолет необходимой массы на палубе разогнаться и взлететь не сможет.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Однако, следующее поколение авианосцев, которые разрабатываются в Поднебесной (Type 003), уже будет иметь заветный ускоритель для истребителей. Поэтому китайская оборонная промышленность не сидит сложа руки. В августе 2020 появилось сразу два свидетельства того, что для будущих плавучих аэродромов активно разрабатывается самолет ДРЛОиУ. Во‑первых, на спутниковых снимках пользователи соцсетей разглядели то, что очень похоже на первый летный прототип самолета Xi’an KJ-600. А во-вторых, совсем недавно китайские споттеры смогли сфотографировать его в полете.

Оружие

Как выглядит «дрифт» на авианосце: 100 000 тонн на вираже

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Разумеется, никаких официальных подтверждений, что это именно KJ-600 нет и наверняка сказать, действительно ли он совершил первый полет нельзя. Но о том, что в Китае ведется разработка данного самолета известно давно и даже были опубликованы снимки его макета. Очертания совпадают, потребность у страны в подобной технике острая, так что вывод напрашивается сам собой: почти наверняка произошло одно из самых важных событий для баланса сил на море в будущем — перспективные китайские авианосцы получили «глаза и уши».

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Бесспорно, эти «органы чувств» еще в зачаточном состоянии. Инженерам и конструкторам предстоит очень много работы по доводке техники. Да и непонятно, что у Китая с военными радарами — одно дело самолет поднять в воздух (сложно, но можно), а совсем другое — аккумулировать весь мировой опыт в разработке мощных компактных РЛС и «родить» что-то конкурентоспособное и обладающее запасом для модернизации в будущем. Время покажет, насколько быстро этот проект будет развиваться, но даже если функционал окажется ограничен, китайские авианосцы станут настоящими флагманами флота и Поднебесная окончательно опередит Россию в деле технологического развития своего флота.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Первый авианосец Китай построил на основе купленного у Украины корпуса недостроенного советского «Варяга» (изначально — «Рига»), который с грехом пополам два года добирался до нового порта приписки. В 2012 году его ввели в строй под именем «Ляонин», и с тех пор Поднебесная активно тренирует экипажи, разрабатывает самолеты и отрабатывает применение палубной авиации. Почти сразу начались работы по созданию на основе конструкции бывшего «Варяга» собственного проекта. Его ввели в строй флота совсем недавно — в декабре 2020 года под названием «Шаньдун» (изначально упоминался как Type 001A, но позднее получил код 002).

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

В ближайшие годы военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) получат еще два подобных корабля (Type 003). В отличие от «Ляонина» и «Шаньдуна», они будут иметь полностью оригинальную конструкцию и ряд технологических новшеств, которые приблизят китайские авианосцы по возможностям к американским. Среди прочего, радикальные изменения в дизайне включают в себя паровые катапульты и более мощную силовую установку. Насколько известно, по финансовым причинам больше Китай закладывать корабли этого класса пока не собирается.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Уроки эксплуатации и следующие доработки

Однако, в отличие от прототипа комфорт полётов на Ту-126 значительно уступал Ту-114. Место для отдыха операторов было выбрано очень шумное. Заснуть было практически невозможно. Полёт на Север люди вынуждены были проводить по большей части в морском спасательном костюме МСК-3. Он позволял в случае аварийной посадки выжить в ледяной воде, но в полёте был очень неудобен. Но это не всё. Хотя в жилых отсеках стояла защита от электромагнитного излучения, часть его отражалась от различных частей самолёта, и приводила к облысению и другим медицинским последствиям.

Кроме того, в конце 60-х изменилось (ожидаемо) поведение лётчиков НАТО. Они стали летать низко над землёй, и для высокоподнятого локатора стали не видны. Пришлось пилотам Ту-126 переучиваться с высоких полётов за дальними целями на низколетящие ближние цели на высоте ниже 600 м. Это потребовалось для подсветки локатором низколетящих целей. Однако в результате снизилась дальность обнаружения, и соответственно, дальность полётов, потому что на низкой высоте больше сопротивление воздуха и, естественно, больше расход топлива.

Дополнительные испытания понадобились в связи с установкой на машину противообледенительной установки. Это потребовалось из-за длительных полётов на малых высотах. В таких условиях погода труднопредсказуема. Однако, за все годы эксплуатации не было ни одной катастрофы. Хотя аварии случались, в основном из-за человеческого фактора.

Самолет «Туполев» Ту-126 «Мосс»

Созданный на базе советского авиалайнера Ту-114Д, Ту-126 «Мосс» оптимизирован для задач раннего предупреждения и управления и впервые идентифицирован в 1969 г. Оперативная служба самолета продолжалась с 1971 г. до начала 1990-х гг.; над фюзеляжный дисковидный обтекатель имел диаметр 11 м, много крупнее, чем у американского Е-3 «Сентри». В передней половине обтекателя размещен радар «Флэт Джэк», а задняя половина закрывает антенну системы «свой-чужой», и также может быть заполнена аппаратурой передачи данных; антенны пассивных и активных систем радиоэлектронной борьбы размещаются под 4 обтекателями в задней части фюзеляжа — по бортам и снизу. Установка дисковидного обтекателя потребовала проведения многих аэродинамических усовершенствований, наиболее заметным из которых является большой подфюзеляжный гребень, улучшающий продольную устойчивость.

Оперативная эффективность Ту-126, вероятно, невелика; эта точка зрения подтверждается тем фактом, что в строю осталось лишь около десяти машин, а русские работают над созданием самолета раннего предупреждения на базе «Ильюшин» Ил-76. Но, в любом случае, считают, что «Мосс» обладает мощным оборудованием для создания помех на больших дальностях.

Считают, что задача «Мосса» — расширить возможности наземных радаров СССР, заполняя разрывы в зонах, ими охватываемых, и действовать в тесном контакте с перехватчиками, чтобы парировать угрозу прорыва ударных самолетов противника на малой высоте.

Тактико-технические характеристики Ту-126 «Мосс»

  • Тип: самолет ДРЛО;
  • Силовая установка: 4 турбовинтовых двигателя HK-I2MB мощностью на валу, л.с. (кВт): 4×14 795 (4×11033);
  • Максимальная скорость, км/ч: 740 на большой высоте;
  • Практический потолок, м: 10 000;
  • Длительность полета, час: более 20;
  • Вес, кг: пустой самолет 90 720; максимальный взлетный 165 550;
  • Размеры, м: размах 51,2; длина 57,3 (с приемником топлива); высота 11,58; площадь крыла, м2: 311,2.

Предыдущая статья:Самолет «Боинг» Е-ЗА «Сентри»

Следующая статья:Самолет «Ильюшин» А-50 «Мэйнстэй»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: