Самолет Макдоннел Дуглас ДС-10
McDonnell Douglas DC-10 — широкофюзеляжный, турбореактивный, среднемагистральный самолет. По аэродинамической схеме представляет из себя турбовентиляторный низкоплан с двумя двигателями под крылом и одним — сзади над фюзеляжем, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Самолет разработан по заказу авиакомпании American Airlines. На февраль 2010 в эксплуатации находятся 168 машин типа DC-10, все они эксплуатируется только в грузовом или военно-транспортном варианте. Всего было выпущено 446 единиц авиалайнеров.
По состоянию на 15 марта 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 33 самолета McDonnell Douglas DC-10. Воздушное судно пытались угнать 9 раз, при этом погиб 1 человек. Всего в этих происшествиях погибло 1432 человека. За большое количество громких инцидентов, произошедших по техническим причинам, самолет имел плохую репутацию и получил неофициальное прозвище «Death Cruiser 10» — «Смертельный крейсер 10».
Летно-технические характеристики самолета McDonnell Douglas DC-10
Летно-технические характеристики самолета McDonnell Douglas DC-10
Количество пассажиров: до 380 человек
Двигатели: Pratt & Whitney JT9D-20 49,000 lb (22,25 т) или Pratt & Whitney JT9D-59A 53,000 lb (24,1 т);
Максимальный взлетный вес: 259 450 кг
Максимальная дальность полета: 11 685 км
Крейсерская скорость на высоте 10 000 метров: 908 км/час
Размах крыла: 50,4 м
Максимальная длина: 55,5 м
Максимальная высота: 17,7 м
24 февраля 2014 года совершен последний пассажирский рейс самолета McDonnell Douglas DC-10 из Бирмингема в Дакку авиакомпании Biman Bangladesh Airlines из Бангладеш.
21 декабря 1992 около аэропорта Фару при заходе на посадку потерпел крушение McDonnell Douglas DC-10-30CF авиакомпании Martinair. Авиалайнер совершал рейс по маршруту Амстердам-Фару. При заходе на посадку при сильном ветре и в считанных метрах от взлетной полосы на высоте нескольких метров резко задрал нос, потерял скорость и рухнул на землю, при этом полностью разрушившись. Из 340 человек, находившихся на борту самолета, погибло 56, выжило 284.
28 ноября 1979 года в Антарктиде произошла катастрофа DC-10. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30 авиакомпании Air New Zealand выполнял экскурсионный рейс по маршруту Окленд-Крайстчерч-Окленд, но через 5 часов и 32 минуты после взлета врезался в склон горы Эребус и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 257 человек. Катастрофа рейса 901 до сих пор является самой крупной авиакатастрофой в истории Новой Зеландии.
25 мая 1979 года на окраине Чикаго произошла крупная авиационная катастрофа. Авиалайнер DC-10 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс по маршруту Чикаго-Лос-Анджелес, но при разгоне по полосе лишился левого двигателя и через минуту после взлета рухнул на землю в 1,5 километрах от аэропорта Чикаго. Погибли все находившиеся на его борту 271 человек и еще 2 человека на земле. Это одна из самых смертоносных авиакатастроф на территории США.
3 марта 1974 года возле Парижа произошла крушение самолета McDonnell Douglas DC-10. Катастрофа под Парижем, также известная как Авиакатастрофа в Эрменонвиле, является одной из крупнейших авиационных катастроф в мировой истории. Лайнер DC-10-10 авиакомпании Turkish Airlines выполнял рейс TK 981 по маршруту Стамбул-Париж-Лондон, а на его борту находились 12 членов экипажа и 334 пассажира. Все находившиеся на его борту 346 человек погибли.
В августе 1971 года первый среднемагистральный DC-10-10 начал свою службу в American Airlines. В это же время полным ходом шли работы над дальнемагистральным DC-10-30, который снабжался более мощными двигателями, дополнительными топливными баками и усиленными шасси. Больше всего DC-10 было построено именно в модификации DC-10-30, включая транспортный вариант, в то же время авиакомпании Northwest Airlines и Japan Airlines заказали самолет в модификации DC-10-40 с двигателями Pratt & Whitney JT9D.
20 августа 1970 года авиалайнер McDonnell Douglas DC-10 выполнил первый полет. В начале он задумывался как двухмоторный, но вскоре ему был добавлен третий двигатель. Это было сделано, чтобы он мог отвечать требованиям American Airlines, которая хотела использовать его на уже существующих взлетных площадках. Кроме этого, американские правила на ту эпоху запрещали полеты над Атлантическим океаном одно- и двухдвигательных самолетов.
Аварии и катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-10
Аварии и катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-10
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
12.06.1972 | N103AA | Уинсор | 0/67 | Декомпрессия на эшелоне из-за разрушения двери заднего грузового отсека. |
03.11.1973 | N60NA | Альбукерке | 1/128 | КВС и бортинженер экспериментировали с системой автоматического управления тягой, чтобы отметить ее ответы на различные установки приборов, что и привело к превышению оборотов двигателя и к его разрыву. Обломки задели фюзеляж, пробив иллюминатор, что вызвало взрывную декомпрессию; один пассажир был выброшен в отверстие. Самолет успешно приземлился. |
17.12.1973 | EC-CBN | Бостон | 0/168 | Жесткая посадка из-за ошибок экипажа. |
03.03.1974 | TC-JAV | Эрменонвиль | 346/346 | Декомпрессия на эшелоне, разрушение люка грузового отсека. |
12.11.1975 | N1032F | Нью-Йорк | 0/139 | При взлете в двигатель №3 попали птицы, взлет прерван. |
02.01.1976 | N1031F | Стамбул | 0/373 | Пожар двигателя №1, грубая посадка. |
01.03.1978 | N68045 | Лос-Анджелес | 2/200 | Взлет прерван на критической скорости, выкатился за пределы ВПП. |
25.05.1979 | N110AA | Чикаго | 2+271/271 | При взлете оторвался двигатель №1. Лайнер, потерявший управление, разбился. |
31.10.1979 | N903WA | Мехико | 1+72/88 | При посадке в тумане приземлился на закрытую ВПП и зацепил строительную технику. |
28.11.1979 | ZK-NZP | Эребус | 257/257 | Сбился с курса, врезался в гору. Единственная крупная авиакатастрофа в Антарктиде. |
03.02.1981 | AP-AXE | Карачи | 0/0 | Сгорел на стоянке из-за ошибки техника, приведшей к пожару в грузовом отсеке. |
23.01.1982 | N113WA | Бостон | 2/212 | При посадке выкатился за пределы ВПП, оказался на отмели. |
13.09.1982 | EC-DEG | Малага | 50/394 | При взлете лопнула шина шасси, выкатился с ВПП и сгорел. |
23.12.1983 | HL7339 | Анкоридж | 0/3 | Грузовой рейс. Столкнулся с другим самолетом на ВПП, экипаж DC-10 перепутал полосу. |
10.08.1986 | N184AT | Чикаго | 0/0 | Сгорел на стоянке. |
10.01.1987 | 5N-ANR | Илорин | 0/9 | Тренировочный полет. При посадке выкатился за пределы ВПП. |
17.09.1987 | 82-0190 | Шривпорт | 1/3 | Военный самолет. Взрыв топливного бака при заправке. |
21.05.1988 | N136AA | Даллас | 0/254 | Взлет был прерван на критической скорости. |
19.07.1989 | N1819U | Су-Сити | 111/296 | Повреждение гидросистем из-за усталостного разрушения двигателя №2. |
27.07.1989 | HL7328 | Триполи | 4+75/199 | Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. |
19.09.1989 | N54629 | Тенере | 170/170 | Взорван террористами. |
21.12.1992 | PH-MBN | Фару | 56/340 | Посадка с превышением скорости при сильном боковом ветре. |
14.04.1993 | N139AA | Даллас | 0/202 | Грубая посадка, КВС не учел бокового ветра. |
26.11.1993 | YV-135C | Буэнос-Айрес | 0/123 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
13.06.1996 | PK-GIE | Фукуока | 3/275 | Взлет был прерван из-за отказа двигателя. |
05.09.1996 | N68055 | Ньюбург | 0/5 | Грузовой рейс. Аварийная посадка из-за пожара на борту. |
21.12.1999 | F-GTDI | Гватемала | 2+16/314 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
30.04.2000 | N800WR | Кампала | 0/7 | Грузовой рейс. При посадке выкатился за пределы ВПП в озеро Виктория. |
31.01.2001 | JA8546 | Суруга | 0/250 | Едва избежал столкновения с Boeing 747-400 той же авиакомпании. |
18.12.2003 | N364FE | Мемфис | 0/7 | Грузовой рейс. При посадке экипаж не учел боковой ветер. |
28.04.2004 | N189AX | Богота | 0/3 | Грузовой рейс. Грубая посадка, шасси попало в выбоину на ВПП. |
01.07.2005 | S2-ADN | Читтагонг | 0/216 | При посадке съехал с ВПП. |
04.06.2006 | N68047 | Манагуа | 0/3 | Грузовой рейс. При посадке выкатился за пределы ВПП. |
28.07.2006 | N391FE | Мемфис | 0/3 | Грузовой рейс. При посадке произошло разрушение левой основной стойки шасси, после чего загорелся двигатель. |
08.05.2009 | N139WA | Балтимор | 0/180 | Военный чартерный рейс. Грубая посадка, списан |
28.10.2016 | N370FE | Форт-Лодердейл | 0/2 | Грузовой рейс. При посадке сломалась левая стойка шасси. Сошел с полосы и загорелся. Пожар быстро потушен. |
McDonnell Douglas — история бренда
МакДоннел Дуглас (англ. McDonnell Douglas Corporation) — авиастроительная компания, базировавшаяся в Сент-Луисе, штат Миссури. Во второй половине XX века эта корпорация являлась крупным производителем военных самолетов и одним из крупнейших производителей коммерческих авиалайнеров. В 1997 МакДоннел Дуглас и Боинг объединились в единую компанию под названием «Boeing Company» — крупнейшую мировую аэрокосмическую корпорацию.
МакДоннел Дуглас была основана в 1967 году в результате слияния авиастроительных компаний МакДоннел (McDonnell Company) и Дуглас Эйркрафт Компани (Douglas Aircraft Company).
Дуглас Эйркрафт была основана в 1920 году инженером Дональдом В. Дугласом. Компания произвела на свет большое количество хорошо зарекомендовавших себя самолётов, включая легендарный ДС-3 (DC-3), который появился на воздушных трассах в 1935 году и впервые сделал пассажирские авиаперевозки рентабельными. Перед началом Второй Мировой войны мировой парк коммерческих авиалайнеров на 80% состоял из ДС-3. В 1953 к коммерческим полетам приступил ДС-7 (DC-7), это был один из первых авиалайнеров, способный совершать беспосадочные перелёты по всей территории США, и только ДС-7 мог в то время долететь с Восточного побережья США до Западного, двигаясь навстречу преобладающим ветрам. В конце 1950-х — начале 1960-х Дуглас не выдержал конкуренции со стороны Боинг, и к 1966 году компания стала убыточной.
Авиакомпания МакДоннел, основанная в 1939 году инженером Джеймсом МакДоннелом, во время Второй Мировой войны стала одним из ведущих поставщиков боевых самолётов для американской армии. Именно эта компания дала жизнь таким известным образцам авиационной техники, как один из первых реактивных истребителей F2H Banshee (1947), реактивный истребитель F-101 Вуду (1954), и феноменально успешный F-4 Фантом II (1958). МакДоннел также построил капсулы Меркури (Mercury) и Джемини (Gemini), в которых размещались первые американские астронавты во время полётов в космос в начале 1960-х годов.
После слияния двух компаний в 1967 году образовался военно-промышленный гигант, который снабжал боевыми самолётами армии всего мира. МакДоннел Дуглас разработал и стал выпускать знаменитый F-15 — истребитель, ставший основным боевым самолётом ВВС США.
В 1970 компания представила авиалайнер ДС-10. МакДоннел Дуглас была также основным разработчиком американской космической станции Скайлэб (Skylab), которая была запущена на орбиту в 1973. В 1984 компания купила Хьюз Хеликоптерс (Hughes Helicopters), производившую боевые вертолёты Апач (Apache).
В 1980-е годы доля коммерческих самолетов в общем обороте компании составляла лишь четвёртую часть. С окончанием Холодной войны и уменьшением объёмов военных заказов для МакДоннел Дуглас наступили тяжелые времена. С 1990 по 1994 годы обороты компании упали на 25%. Это заставило её в спешном порядке обратиться к рынку коммерческих самолетов. На этот момент линейку таких машин составляли:
широкофюзеляжный трёхмоторный МД-11, способный перевозить до 410 пассажиров на большие расстояния; МД-80 — небольшой самолёт, предназначенный для местных линий, вступивший в строй в 1980 году, и МД-90, среднемагистральный лайнер, выпуск которого начался в 1995. Кроме того, в 1995 компания начала принимать заказы на МД-95 — небольшой двухмоторный самолет, предназначенный для обслуживания линий короткой и средней протяжённости, который стал выпускаеться компанией Боинг как Боинг-717.
В 1996 году МакДоннел Дуглас объявила, что у компании нет средств на продолжение работ над широкофюзеляжным авиалайнером следующего поколения, что резко сократило возможности компании на перенасыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. Следующим сокрушительным ударом для компании было решение Министерства обороны исключить МакДоннел Дуглас из списка компаний, принимающих участие в конкурсе на проект истребителя следующего поколения для американских ВВС, который обещал принести миллиарды долларов прибыли. В таком состоянии, без ясных перспектив на будущее, компания начала переговоры с Боинг. В конце 1996 года обе компании объявили о своем слиянии — крупнейшем в истории авиастроительной индустрии. Эта сделка была одобрена федеральными властями в 1997. Источник: wikipedia.org
Примечания[править | править код]
- «Макдоннелл-Дуглас» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 324. — ISBN 5-85270-086-X.
- Testimony of Dr. Gordon Adams, Director, Defense Budget Project. / Department of Defense Authorization for Appropriations for Fiscal Year 1991 : Hearings on S. 2884. — May 4, 1990 — Pt. 6 — P. 466—1483 p.
- Statement of Willis J. Willoughby, Jr., OASN (RDA), Director for Product Integrity, U.S. Navy. / Department of Defense Authorization for Appropriations for Fiscal Year 1991 : Hearings on S. 2884. — April 2, 1990 — Pt. 6 — P. 205—1483 p.