Трудная судьба ожидала проект Ту-334. Это чувствовалось еще на этапе разработки. Многолетние финансовые затруднения сделали свое дело. Самолет, предназначавшийся для ближне – и среднедальнего следования, до настоящего времени не вышел в серийное производство.
Проектирование лайнера началось на излете восьмидесятых — требовалась замена устаревшему Ту-134. Дебютный вылет совершен в 1999 году 8 февраля. Два прототипа участвовали в летных испытаниях, выставках. В 2003 году наряду с сертификацией, получено разрешение на полеты в разных странах.
Элементы новой машины были унифицированными, адаптированными к конструкционным деталям Ту-204. Это предполагало некоторую экономию денежных средств. Были уменьшены габариты лайнера и облегчена его масса. Передовые технологии применялись при разработке всех частей самолета, для снижения эксплуатационных затрат и улучшения полетных характеристик.
Ту-334 является не устаревшей моделью, а одним из перспективных направлений, поддерживающих отечественного производителя. Это отмечается на самом высоком уровне. Планируется все-таки начать производство машин этого модельного ряда, пусть лишь для военной авиации. Разработка модели Ту-330 также осталась нереализованной, среднемагистральный авиалайнер существует только в проекте.
Технические параметры
Ту-334 – это низкоплан турбореактивный, со стреловидным крылом, имеющим сверхкритический профиль и хвостовым оперением в форме буквы Т.
Ближнемагистральный (3150 километров) самолет рассчитан на вместимость 102 человек. Соответствует международным нормативам по шумовым и навигационным показателям, а также по другим характеристикам.
Конструкция планера выполнена с применением актуальных сплавов и композитов. В частности, органика крыла и хвостового участка.
Дистанционная система управления с помощью электрических сигналов сопровождается рулевым оснащением, а также автопилотированием; имеется аварийное механическое зарезервирование.
По аналогии с Ту-204, сконструирована так называемая «темная кабина» пилотов, где соблюдена эргономика помещения для экипажа и салона. Длина самолета уменьшена опять-таки по отношению к 204 модели, но имеет одинаковый диаметр фюзеляжа.
Имеется шасси с тремя опорами. Тормозная система имеет электродистанционное автоматическое переключение. Может применяться в форсированном режиме торможения воздушного судна, если взлет прервался.
Благодаря навигационному оборудованию, пилотажному комплексу, можно вручную или автоматически:
- ввести исходные полетные данные,
- в автоматическом режиме выбрать план полета,
- автоматически вести машину по заданному маршруту, а также в области аэродрома,
- регулировать продольное и боковое движение лайнера, а также заходить на посадку, в директорном режиме и другое.
На авиалайнере имеются два отсека для груза.
Силовая установка представлена двумя заднерасположенными двигателями, имеющими топливную экономичность. Это ТРДД Д-436Т-1, на других самолетах этого семейства ТРДД Д-436Т-2.
Летные и инженерные характеристики Ту-334
- Длина самолета – 31,26 метра
- Высота – 9,38 метра
- Размах крыла – 29,77 метра
- Экипаж – 3 пилота
- Пассажироемкость – 102 человека в туристическом варианте
- Снаряженная масса – 28900 килограммов
- Взлетный вес – 47900 килограммов
- Моторы – 2 силовые турбореактивные установки Д-436Т-1
- Тяга – 2*7500 кгс
- ВСУ – 1*ТА18-100
- Скорость парения – 820 км/час
- Дальность перелета, расстояние – 4100 километров
- Высота – 11100 метров
- Разбег перед взлетом – 1900 метров
Модификационный ряд
Когда разрабатывался проект, предполагалось, что на основе базовой машины Ту-334 -100 будут созданы некоторые дополнительные модели. Линейка самолетов, пока не получившая должного внимания, включает проекты самолетов для грузового применения и пассажирских перевозок:
- Базовая модель Ту-334-100. Вместимость 102 человека, а максимальная дальность 3150 километров.
- Ту-334-120 – это машина, адаптированная под двигатели иностранного производства BR710-48.
- Самолет Ту-334-100Д имеет фюзеляж удлиненного образца, большее крыло, по сравнению с базовым вариантом. Увеличено полетное расстояние до 4 тысяч километров, силовые установки Д-436Т2.
- Ту-334-120Д – вариант вышеуказанной модели, с моторами от БМВ и Роллс-Ройса BR715-56.
- Ту-334-200 – это лайнер, где фюзеляж удлинен, двигатели Д-436Т2, увеличена дальность и пассажировместимость.
- Ту-334-220 – самолет, аналогичный вышеуказанному, но с импортными силовыми установками BR715-56.
- Грузовые модификации представлены моделями Ту-334-100С и Ту-334-220С.
- Ту-334СМ – серьезно модернизированная машина с обновленным электрооборудованием, находится на стадии проектирования. Планируется установка новых моторов, сокращение экипажа до двух пилотов.
Также, в планах выпуск учебно-тренировочной машины для подготовки пилотного состава военно-воздушных сил и военно-морского флота.
В первом полете, который продолжался 31 минуту, самолет пилотировал экипаж летчиков-испытателей АНТК им.А.Н. Туполева в составе: командира корабля А.Солдатенкова, второго пилота С. Борисова, Е.Кузьмина, Е.Кудрявцева и А.Филиппского. Экипаж высоко оценил устойчивость и управляемость машины, отметил ее высокие взлетно-посадочные характеристики.
Первый полет Ту-334 ознаменовал окончание десятилетнего этапа работы АНТК по созданию перспективного ближнемагистрального самолета для замены известного Ту-134. Проектирование Ту-334 началось в 1988 году. Закладывая проект нового «ближнемагистральника», АНТК пошло по пути широкой унификации многих элементов конструкции Ту-334 с конструкцией среднемагистрального Ту-204, что должно было дать существенную экономию средств и времени. Подобный подход себя оправдывал и вытекал из опыта АНТК, создавшего в конце 50-х — начале 60-х годов удачный ближнемагистральный реактивный лайнер Ту-124, имевший большую степень преемственности по аэродинамической, конструктивной схеме и оборудованию со среднемагистральным самолетом Ту-104. Первоначально предложенная компоновка Ту-334 практически полностью соответствовала схеме Ту-204, но размеры и массы его были значительно меньше. Проект предусматривал высокую степень унификации по агрегатам и системам со своим среднемагистральным прародителем. В туристском варианте машина рассчитывалась на перевозку 100 пассажиров при шаге кресел 810 мм на дальность 2000 км. В салонном варианте — на 22 пассажира, дальность должна была достигать 6000 км. Силовая установка должна была включать два двигателя с высокой степенью двухконтурности типа СВД (речь шла о проекте ТВВД с многолопастной винтовой установкой в кольцевом канале, со статической тягой 8000-9000 кгс, с крейсерской тягой на высоте 11000 м и при М=0,78 — 1600 кгс при удельном расходе топлива на этом режиме 0,51 кг/кгс час). Фюзеляж по диаметру должен был соответствовать диаметру Ту-204, но значительно короче. Подобный подход позволял разместить пассажиров с высокой степенью комфорта, присущим более крупным магистральным самолетам. Подпольное пространство фюзеляжа занималось емким грузоотсеком, рассчитанным на перевозку стандартных контейнеров. Все это расширяло диапазон применения будущего Ту-334 и, в определенной степени, приближало проект к туполевским проектам магистральных самолетов начала-середины 70-х годов. Согласно проектных данных Ту-334 в первоначальном варианте должен был иметь следующие основные данные: размах крыла — 29,2 м, длина самолета — 28,6 м, высота самолета — 11,1 м, взлетная масса — 39000 кг, максимальная коммерческая нагрузка — 11500 кг, крейсерская скорость полета — 800-830 км/ч, дальность полета (95 пассажиров) — 2300 км, потребная длина ВПП — класс В, топливная эффективность — 17-17,5 г /пасс км.
В дальнейшем, с появлением вариантов использования реальных винто-вентиляторных двигателей типа Д-227 (без кольцевого канала), с взлетной тягой 8000-9000 кгс, исходный проект переработали под размещение двигателей в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании находились две модификации Ту-334: первая с ТРДД типа Д-436Т (взлетная тяга 7500 кгс, крейсерская тяга на высоте 11000 м и при М=0,75 — 1300 кгс, при удельном расходе топлива 0,63 кг/кгс час) и вторая с винтовентиля-торными двигателями с толкающими многолопастными винтами.
Вариант с ТВВД предполагал создание самолета с четырьмя возможными компоновками пассажирского салона: в туристском варианте на 126 мест (шаг кресел 810 мм), в экономическом варианте — на 137 мест (шаг кресел 750 мм), в смешанном — на 116 (1-ый класс — шаг кресел 1020 мм — 8 мест, туристский — 108 мест) и в смешанном варианте на 104 места (1-ый класс — 8 мест, с шагом кресел 960 мм — 12 мест и туристский — 84 места). Вариант с двигателями Д-436Т предусматривал три основные компоновки: туристский вариант — на 102 места, смешанный -на 92 места (1-ый класс на 8 мест, туристский — на 84 места) и смешанный
— на 86 мест (1-ый класс — на 8 мест, с шагом кресел 960 мм — 12 мест, туристский — 66 мест). Оба варианта самолета имели следующие основные проектные данные: пассажирских самолетов ближнемагистрального класса схеме моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом умеренной стреловидности, с двигателями, размещенными в задней части фюзеляжа на пилонах, и стабилизатором на вершине киля. Шасси трехопорное с носовой стойкой. К особенностям шасси можно отнести использование электродистанционной тормозной системы с автоматическим переключением ее на форсированный режим остановки самолета при прерванном взлете.
Для Ту-334 было спроектировано крыло с высокими аэродинамическими характеристиками и совершенной конструкции. Основу конструктивной схемы крыла определяет кессон-бак, состоящий из центроплана и двух отъемных консолей с вертикальными аэродинамическими законцовками, уменьшающими индуктивное сопротивление. Съемных панелей на крыле нет, что повышает устойчивость конструкции к внешним нагрузкам и упрощает технологию производства агрегата. Доступ в кессон осуществляется через люки-лазы в нижних панелях крыла. В обшивке крыла и внутреннем силовом наборе применены катаные и прессованные детали длиной до 13 метров. Органы управления и механизации крыла — сотовой конструкции из композиционных материалов. Органы хвостового оперения имеют аналогичную конструкцию.
Фюзеляж самолета технологически разделен на носовую, среднюю и хвостовую части. Агрегаты и секции фюзеляжа представляют собой законченные агрегаты с установленным каркасом пола и частично смонтированными деталями интерьера.
Бортовая система кондиционирования воздуха (СКВ) спроектирована и изготовлена с использованием передовых технологий ведущих западных фирм, а также с учетом эксплуатации отечественных пассажирских самолетов в различных условиях. По своей производительности, малошумности и надежности она находится на самом современном уровне. Двухклассная компоновка салонов вызвала необходимость устройства передней и задней двери по левому борту. Предполагается в будущем оборудовать самолет выпускаемыми дверьми-трапами. При создании самолета использовались современные подходы в проектировании и дизайне пассажирской кабины и кабины пилотов. Благодаря современной и эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглащающих конструкций, а также широкому центральному проходу и большому шагу кресел, пассажирский салон Ту-334 является одним из самых удобных среди самолетов этого класса. Кабина экипажа, аналогичная кабине экипажа самолета Ту-204, позволяет обеспечить комфортные условия работы пилотов. Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм. Принцип компоновки пассажирской кабины и служебных модулей (туалетов, кухонь и гардеробов) позволяет использовать Ту-334 в различных альтернативных вариантах, соответствующих пожеланиям конкретных заказчиков. Багаж и грузы размещены в двух грузовых отсеках: переднем и заднем (10 и 6,2 куб.м). Для ручной клади предусмотрены емкие верхние багажные полки. Кабина экипажа, аналогичная кабине Ту-204, позволяет обеспечить комфортные условия работы экипажа, состоящего из двух — трех человек (третий — бортинженер). Кабина спроектирована с использованием экранов электронного отображения и автоматической системы управления полетом. Состояние основных пилотаж-но-навигационных и самолетных систем отображается на цветных дисплеях. Штатная навигационная система, установленная на борту, обеспечивает автоматическую навигацию, согласованную с программой оптимальной траектории во время посадки по категории I1IA ИКАО. Система внешней связи обеспечивает возможность установления точной постоянной связи с центром управления полетами на УКВ и KB частотах.
Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-436Т1, разработанными на украинском ЗМКБ «Прогресс». Данные двигатели обладают высокими техническими характеристиками, высокой экономичностью и полностью соответствуют действующим и будущим (с учетом новейших изменений) нормам ИКАО по внешним шумам и эмиссии.
За 1999 год первый Ту-334 «001» выполнил 43 полета по программе заводских доводочных и заводских сертификационных испытаний, из них 3 сертификационных; 19 тренировочных и демонстрационных полетов, в том числе на выставках МАКС-99, Дубаи-2000 и в Тегеране. В ходе полетов самолет выходил на режимы полета со скоростями, соответствующими М=0,76, и совершал полеты на высотах до 10500 м. В ходе полетов были достигнуты заданные эксплуатационные перегрузки и маневренные характеристики самолета. Планер второй машины «002» проходит в ЦАГИ цикл статических испытаний.
Последующие машины опытной партии производятся на предприятиях России и Украины: Ту-334 «005» строится силами РСК «МиГ», который определен головным производителем Ту-334, самолет предназначен для сертификационных летных испытаний, начало летных испытаний машины намечено на второй квартал 2001 года; Ту-334 «003» собирается на Украине КиГАЗ «АВИАНТ» — также предназначен для летных испытаний, к работам по машине подключилось РСК «МиГ», ожидается, что самолет будет готов в IV квартале 2000 года и начнет летать по программе испытаний; Ту-334 «004» изготовлен на КиГАЗ «АВИ-АНТ» и передан в АНТК и предназначен для ресурсных испытаний на стенде АНТК. Такой широкий фронт работ по опытной партии должен обеспечить, при условии нормального финансирования работ по проекту, получение сертификата на Ту-334 в 2001-2002 году, с одновременным развертыванием серии и началом эксплуатации.
К настоящему времени определена система кооперации по производству серийных Ту-334. Совместными решениями к производству базового серийного типа Ту-334-100 (102-местный самолет с крылом площадью 83,2 м2 и дальностью полета 3150 км) подключены АНТК им. А.Н. Туполева, РСК «МиГ» — головное, АВИАНТ (Киев) и СП «АВИАСТАР» (Ульяновск) — производство агрегатов, а в перспективе к полномасштабному производству одной из модификаций Ту-334.
Уверенность создателей Ту-334 в коммерческом успехе своего проекта основана не только на богатом опыте проектирования и создания магистральных самолетов в АНТК, но и на прогнозируемой потребности рынка в современных ближнемагистральных самолетах (в ближайшее время предстоит массовый выход из эксплуатации летающих в настоящее время устаревших машин данного класса). Многообещающие перспективы самолета на рынках СНГ, потенциальная емкость которых оценивается в более чем 600 единиц на период до 2010 года, подтверждены подписанными договорами о намерениях с различными авиакомпаниями. К самолету проявляли и проявляют интерес ряд зарубежных стран, в частности КНР, Иран, Германия и др.
Программа «Ту-334» предполагает создание семейства самолетов различного назначения на основе базовой конструкции Ту-334 -100. Семейство должно будет включать пассажирские и грузовые самолеты различной размерности, с различными типами двигателей и с переменным составом оборудования. В АНТК на протяжении 90-х годов прорабатывались следующие основные варианты самолета Ту-334:
- Ту-334-100 — основной вариант с двигателями Д-436Т1, с пассажировместимостью 102 человека, дальностью полета 3150 км, с крылом площадью 83,2 кв.м;
- Ту-334-120 — модификация Ту-334-100, под западные двигатели типа BR710-48;
- Ту-334-100Д — вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2, увеличенной дальностью полета, превышающей 4000 км;
- Ту-334-120Д — вариант Ту-334-100Д — с западными двигателями BR715-56;
- Ту-334-200 — вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенной площади, с двигателями Д-436Т2, пассажировместимостью, увеличенной до 126 человек, и дальностью полета, превышающей 4000 км;
- Ту-334-220 — вариант Ту-334-200 с западными двигателями типа BR715-56;
- Ту-334-100С, Ту-334-220С — грузовые варианты соответствующих пассажирских модификаций.
Помимо указанных вариантов, в перспективе возможно создание на базе Ту-334 учебно-тренировочного самолета для учебных подразделений, строевых частей ВВС и авиации ВМФ по типу выпуска соответствующих вариантов, как это было в 70 — 80-е годы выполнено на базе Ту-134А (самолеты Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, эксплуатирующиеся в ВВС до настоящего времени, проблема замены которых рано или поздно встанет перед командованием ВВС).
Следует отметить, что Ту-334, даже в своем первом базовом варианте — Ту-334-100, находится на уровне западных аналогов, а по некоторым параметрам даже несколько превосходит их. Эта тенденция должна сохраниться по мере развития типа в его последующих модификациях. Все это подтверждает высокий конкурентоспособный потенциал нового туполевского самолета на внутренних и международных рынках. Ниже приводится сравнительная таблица основных технико-экономических характеристик Ту-334-100 и его западных аналогов.
О нынешнем состоянии дел по Ту-334 и о перспективах программы можно судить по выступлениям на проведенной 30 мая 2000 года в помещении делового центра АНТК им.А.Н.Туполева презентации Ту-334 с двигателями BR715 для потенциального заказчика — ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии».
Данное мероприятие отличалось широким представительством. В нем приняли участие: советник президента РФ Е.Шапошников, зам. директора «Росавиакосмоса» Ю.Бардин, Ген. директор ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» В.Окулов, Ген. директор АНТК им.А.Н.Туполева В.Александров, Гл. конструктор Ту-334 И.Калыгин, Первый зам. ген. директора РСК «МиГ» А.Герасин, а также представители МО РФ, АВИАНТ и компании Rolls-Royce Deutshland.
Выступивший первым Ю.Бардин подчеркнул, что проект Ту-334 является приоритетным для России на 2000 год. Самолет, предназначенный для замены парка Ту-134, предлагается запустить в производство на четырех (Киев), РСК «МиГ» (Москва), «АВИАСТАР» (Ульяновск) и в Таганроге. Ю.Бардин подчеркнул, что стоимость самолета, составляющая 17 млн. USD, значительно ниже зарубежных аналогов. Ту-334-100 сможет использовать 65%, а перспективный Ту-334-200 — 90% аэропортов России, в отличие от последних модификаций В-737, способных использовать лишь 45%. «Россавиакосмос» рассчитывает, что Ту-334 станет самым массовым самолетом в своем классе в XXI веке. Отмечалась ведущая роль РСК «МиГ» в возрождении проекта Ту-334, финансовые вливания которого позволили активизировать работы по программе Ту-334.
Выступавший Гл.конструктор Ту-334 отметил, что ТЗ на самолет было сформулировано более 10 лет назад, ЛТХ Ту-334 соответствуют новым требованиям потенциальных заказчиков. Так, по старому ТЗ дальность полета со 100 пассажирами должна была составлять 2000 км. Сегодня требуется более 3500 км. Фактически с отечественными двигателями и необходимым АНЗ дальность полета составляет 3200 км, а с двигателями типа BR715 — 4000 км. Американский В-717 может конкурировать только с Ту-334-100. Последующая модификация Ту-334-200 фактически является среднемагист-ральным самолетом. Для повышения эффективности предусмотрено создание целого семейства самолетов на базе Ту-334. Модификации будут отличаться не только грузоподъемностью, длиной фюзеляжа, но и площадью крыла. Так Ту-334-100 и -120 будут иметь грузоподъемность 12 т и крыло площадью 83 кв.м, а Ту-334-100Д, -120Д, Ту-334-200 и -220 — грузоподъемность 15 т и крыло площадью 100 кв.м., при сохранении основных аэродинамических характеристик исходного крыла. По расчетам ОКБ, топливная эффективность нового самолета незначительно выше, чем у В737 и европейского А-319, и значительно превосходит соответствующий параметр В717. За счет низкой стоимости, прямые эксплуатационные расходы Ту-334 значительно ниже всех вышеназванных самолетов. Уровни шума отвечают перспективным нормам ICAO. И.Калыгин отметил незначительность уровня шума в полете в кабине экипажа и в салоне 1-го класса. Особое внимание было уделено комфорту пассажиров и его одной из важнейших компонент — совершенству СКВ. Так хладопроизводительность СКВ на Ту-334 составляет 260 ккал/ час куб.м, что превышает аналогичный показатель у среднемагистрального Ту-204 (228,2 ккал/час куб м). С учетом эксплуатации отечественных самолетов предыдущего поколения удельный объем багажных полок доведен до 53 л/пасс. Специально для «Аэрофлота» разработана модификация самолета, максимально удовлетворяющая требованиям заказчика. Компоновка салона — 74 места (12 мест — бизнес-класс, 62 — экономический). Проектом предусмотрена установка раздвижных кресел. В переднем грузовом отсеке предусмотрена установка 6 контейнеров типа LD-3 (в модификации -200 — 8 контейнеров). Задний грузовой отсек загружается «в навал». Буфетно-кухонное оборудование соответствует европейскому стандарту ATLAS. Полностью пересмотрено пилотажно-навигационное оборудование базового самолета. В настоящее время оно соответствует АП-25 и требованиям Евроконтроля и ICAO. Кабина экипажа не меняется и соответствует кабине серийных Ту-204. Новую кабину с установкой ЖК-дисплеев предполагается создать в течение ближайших двух лет, «Росавиакосмос» предлагает перевод ПНК Ту-334 на комплекс, аналогичный установленному на Бе-200. Модификация, предлагаемая для «Аэрофлота», оснащается германскими двигателями BR715. Эти двигатели эксплуатируются на западных пассажирских самолетах типа «Gulfstream U», «Global Express» и В717. Данную модификацию предполагается оснастить западной ВСУ типа RE220. Рассматривается вопрос по внедрению этой ВСУ и модификаций Ту-334 с отечественными двигателями типа Д-436Т1 (Т2) при соответствующей доработке воздушного стартера Д-436. Эксплуатационные качества машины характеризуются назначенным ресурсом 60 тыс. л.ч., с возможностью доведения до 90 тыс.л.ч., и 60 тыс. полетов. Ресурс двигателя Д-436Т определен в 20 тыс.л.ч. Удельная трудоемкость ТО составляет 4,5 чел час/л.ч. Стоимость Ту-334 с отечественными двигателями составляет 17 млн USD, а с западными — 20 млн USD. По словам И.Калыгина, к настоящему времени подписано 226 протоколов о намерениях с авиакомпаниями России, СНГ, Словакии. Из этого числа есть 10 заявок на самолет с двигателями BR715. И.Калыгин подтвердил сроки сертификации Ту-334 с отечественными двигателями (3-4 квартал 2002 года), ввод в эксплуатацию — 4 квартал 2002 года; решение организационных вопросов и выпуск документации по Ту-334 с импортными двигателями должны быть завершены в 2001 году.
Выступивший германский представитель М.Блок рассказал об опыте эксплуатации и особенностях двигателей BR700-U серии. В настоящее время выпущено более 1000 двигателей данной серии. Двигатель получил сертификацию в 1992 году и в настоящее время эксплуатируется на 106 пассажирских самолетах, близких к Ту-334 классов.
Завершающее слово было предоставлено Ген.директору ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» В.Окулову. Положительно оценив проект Ту-334, он отметил, что авиакомпания ощущает дефицит ближнемагистральных самолетов. В настоящее время он составляет 14 машин. Это приводит к тому, что на ряде маршрутов приходиться эксплуатировать самолеты переразмеренных классов. Так на линиях на Варшаву и Ереван «Аэрофлот» должен ставить самолеты Ту-154, где более уместен был бы самолет типа Ту-334.
Все вышеизложенное подтверждает целесообразность дальнейших работ по программе Ту-334, как по приоритетной программе отечественного авиапрома, скорейшего и успешного завершения испытаний, развертывания полномасштабной серии этих машин и начала эксплуатации Ту-334 в отечественных и зарубежных авиакомпаниях.
ЛТХ:
Модификация | Ту-334-100 |
Размах крыла, м | 29.77 |
Длина самолета,м | 31.26 |
Высота самолета,м | 9.38 |
Площадь крыла,м2 | 83.23 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | 38360 |
максимальная взлетная | 47900 |
Внутреннее топливо, кг | 10100 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Д-436Т-1 ( ТРДД Д-436Т-2 ) |
Тяга, кН | 2 х 73.6 (83.4) |
Крейсерская скорость, км/ч | 820 |
Практическая дальность, км | 3150 |
Практический потолок, м | 11100 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 102 пассажира или 11000 кг груза или 6 контейнеров типа LD-3 |
Доп. информация : |
Список источников: |
Авиация и космонавтика. Владимир Ригмант. В полете новый российский лайнер Крылья Родины. Лев Берне. «Стоместник» выходит на старт ОАО «Туполев». Ту-334 Крылья Родины. Дмитрий Гринюк. Первый Ту-334 выходит на испытания Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира Авиационный справочник на Avia.ru. Ту — 334 — 100 Ближнемагистральный пассажирский самолет |
Уголок неба. 2004 (Страница: Дата модификации: )
Салон самолета
Для обеспечения конкурентоспособности отечественного авиалайнера, в том числе и на международных авиалиниях, использовались исключительно современные представления о компоновке и оснащении салона.
В целях комфортного пребывания на борту, имеется инновационная, бесшумная, добротная система кондиционирования воздуха.
Имеется две двери: спереди и сзади (для двухклассных экземпляров). В самолете исключительно удобная и актуальная внутренняя отделка. Широкий проход, увеличенный шаг кресел, хорошее шумопоглощение – вот некоторые показатели, дающие представление об убранстве. Следует отметить, что материалы внутренней отделки использованы негорючие.
Кресла располагаются по системе 3/3, а внутренняя отделка, компоновка выполняются индивидуально под каждого коммерческого заказчика.
Чем Ту-334 лучше предыдущих отечественных лайнеров:
- пониженный шумовой фон в салоне
- можно выполнить любую компоновку пассажирского отделения
- комфортабельность, соответствующая мировым аналогам
- дизайн салона, увеличение объема полок
- топливная эффективность
- санузлы водо-вакуумные
- можно установить мультимедиа
- небольшое время подготавливания к вылету
- международные стандарты соблюдены
- система оповещения о внештатных ситуациях
Интересные факты
Интересно чем же отличается Ту-334 от советских пассажирских лайнеров? Ниже приведены следующие возможности этого самолёта:
- Возможность менять варианты компоновки пассажирского салона.
- Повышенный внутренний комфорт.
- Пассажиры практически не замечают шума двигателей.
- Улучшенный дизайн салона и возможность просмотра видеофильмов и слушать музыку.
- Полки для ручной клади с большим объёмом.
- оснащён современными водо-вакуумнными туалетами.
- Требуемое время для полной подготовки самолёта к рейсу значительно снижено.
- Пассажирский лайнер оборудован системами предупреждения аварийных ситуаций.
- Воздушное судно гарантированно соответствует международным нормам ИКАО.
Ту-334
Новости и перспективы
Некоторые источники отмечают, что Ту-334 может явиться дублирующим вариантом самолетов серии Сухой Суперджет. При установке на 334-100 импортных моторов PW1900G, можно увеличить тягу, дополнительно поставить кресла, улучшить летно-технические характеристики. Довольно дорогостоящее мероприятие поможет хоть как-то реализовать потенциал застоявшейся машины.
В 2020 году власти Украины запретили поставку двигателей Д-436 для российских самолетов Ту-334, Ан-148/158/178.
Запрос на отличный самолет вроде бы и есть. Он компактный, предусмотрена установка выдвижной двери-трапа. Для конструкторского сопровождения имеется и , а необходимость этого сопровождения еще раз показала недавняя катастрофа Ан-148 под Москвой. Когда же Специальный летный отряд «Россия» получит Ту-334? На этот вопрос нет ответа, так как в министерских кругах активно лоббируется конкурент «Суперджет». Непонятная ситуация, когда полностью отечественный продукт не может конкурировать с машиной, на 80% состоящей из импортных комплектующих.
Разработчики и поборники многострадального самолета надеются на то, что производство авиалайнера будет продолжено, если будет соответствующее решение Правительства и Президента РФ.
Создатели проекта уверены в успешности своего проекта, ведь имеется многолетний опыт создания самолетов, прервавшийся на рубеже двадцать первого века. Однако этот опыт еще будет востребован. Рынок перевозок довольно многообразный, расширяющийся и востребованный. К данным машинам проявляется интерес определенного количества государств, а также отечественных фрахтовщиков.
Примечания
- ↑ 12
[lenta.ru/news/2016/05/26/tu334/ В России продолжат проектирование Ту-334] - [aviadocs.net/MAK/AC/Tu-334-100/NCT231_Tu_334_100.pdf СТ231-Ту-334-100], первоначальный вариант карты данных и сертификат типа.
- [web.archive.org/web/20071122060822/www.tupolev.ru/images/pictures/Tupolev-2005.pdf Пресс-релиз ОАО «Туполев»], 2005 г.
- [www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=53456 Ту-334: десять лет успешных испытаний]
- [web.archive.org/web/20071115210337/www.tupolev.ru/images/pictures/news/217.pdf Об организации серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334 и его модификаций на федеральном государственном унитарном предприятии «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова»], постановление Правительства РФ № 217 от 15 апреля 2005 года.
- [web.archive.org/web/20120708213920/www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/03-buleten_doc_files-fl-1092.pdf Сводный отчет о результатах контрольного мероприятия «Комплексная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год, а также состояния и перспектив развития гражданской авиации Российской Федерации»], Счетная палата РФ.
- [www.rg.ru/2013/12/26/pokolenie.html "…Ту-334 проходил испытания в ЛИИ и действительно показал себя с лучшей стороны. Однако объективно это самолет ушедшей советской эпохи авиастроения. Если бы он вошел в состав авиакомпаний в 1990-е годы, он бы, вполне возможно, занял достойную нишу в отечественном авиапарке. Но его время, увы, ушло…»]
- [f[faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/Reports/Object/2228234 Создание четырёх самолетов Ан-148-100/Ту-334СУС]li>
- [w[www.business-gazeta.ru/article/62759/ Управделами президента РФ вдруг вспомнило о Ту-334]li>
- [w[www.business-gazeta.ru/article/56361/ Персона. Президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев]li>
- [w[www.business-gazeta.ru/article/64588/ Москвичи реанимируют на КАПО Ту-334]li>
- [n[newsomsk.ru/news/32236-zimoy_iz_omska_nachnut_letat_dve_nove_aviakompanii/ Новый Омск — Зимой из Омска начнут летать две новые авиакомпании]li>
- [w[www.rbcdaily.ru/2004/06/24/industry/562949979067177 «Туполев» понял, как продавать самолеты]24.06.2004
- [w[www.business-gazeta.ru/text/64264/ Медведев поручил подумать о новом региональном самолете]08.08.2012
- Ригмант В. Г., Черёмухин Г. А., Гордон Е. И.
. — ООО «ИИГ Полигон-Пресс», 2010. — С. 62. — 384 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-98734-018-9. - [n[nashavlast.ru/article_description/106/1048.html Наша Власть: дела и лица]li>
- [w[www.arms-expo.ru/050053050051124052052048055.html Ту-334, пассажирский самолёт]ИА «Оружие России». Проверено 3 сентября 2013.
- [w[www.airwar.ru/enc/craft/tu334.html Туполев Ту-334]li>
- [w[www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1173884&print=true Ъ-Казань — Предполетная подготовка]li>
- [w[www.novayagazeta.ru/economy/51039.html Новая газета — Суперпылесос]li>
- [r[russianplanes.net/reginfo/859 russianplanes]li>