Вертолет Bell 407: легкий, универсальный, надежный

Вертолет Bell 407 — настоящий универсал. Винтокрылая машина нашла свое место и в военной, и в гражданской авиации. Легкое воздушное судно применяют для частных полетов, пассажирских перевозок, в специальных операциях. В чем секрет успеха и популярности Bell 407?

Улучшенный рейнджер

Вертолет Bell 407 разработан на базе культовой винтокрылой машины Bell 206 LongRanger. Еще в 2008 году компания Bell Helicopter объявила о прекращении производства «рейнджеров» в связи с потребностью рынка в более современных воздушных судах. Перед этим производитель пообещал удовлетворить все заявки на LongRanger. По состоянию на 2016 год выпуск культового вертолета продолжается, так как предварительных заказов оказалось очень много.

Тем не менее в начале 90-х годов XX века компания Bell начала разработку новых вертолетов, которыми планировала заменить Bell 206. В 1994 году пилоты подняли в воздух первый образец Bell 407. Воздушное судно сохранило лучшие характеристики LongRanger, а также получило дополнительные технические и эксплуатационные возможности.

Фюзеляж у Bell 407 на 18 см шире, чем у Bell 206. Это увеличивает вместительность кабины без снижения скорости, маневренности и управляемости воздушного судна. Усовершенствования также коснулись несущего винта. В отличие от двухлопастного ротора LongRanger, Bell 407 оснащен винтом с четырьмя лопастями. Это повысило управляемость и стабильность вертолета в воздухе, а также снизило уровень вибрации в кабине.

Вместительность кабины Bell 407 увеличена по сравнению с Bell 206

Главное отличие Bell 407 от предшественника — использование мощного газотурбинного двигателя Rolls-Royce M250. Новая силовая установка увеличила грузоподъемность винтокрылого судна, повысила допустимую высоту полета и улучшила эксплуатационные характеристики в условиях экстремально высоких и низких температур.

Вертолет Белл 47

В 1941 году конструктор Артур М. Янг приступил к разработке опытного легкого вертолета «модель 30». Построив три экземпляра, первый из которых вышел на испытания 26 июня 1943 года, он счел принятые конструктивные решения достаточно успешными для внедрения на серийной машине Белл 47.

В отличие от машин Сикорского, задумывавшихся в первую очередь как военные, руководство позиционировало свою машину как гражданскую. Прототип Белл 47 впервые поднялся в воздух 8 декабря 1945 года. В марте следующего года машина получила гражданский сертификат, открывший ей путь на рынок летательных аппаратов. Неприхотливая и простая в эксплуатации «стрекоза» привлекла внимание военных. Уже в 1947 году ВВС США заказали 28 двухместных вертолетов Белл 47А, получивших военное обозначение YR-13 (с 1948 года – YH-13). Машины, оборудованные поршневым двигателем «Франклин» 0-335-1 мощностью 175 л. с, использовались для испытаний на предмет возможности применения их в качестве учебных. Десять из них передали флоту, где они обозначались HTL-1. Морякам вертолеты понравились, и они приобрели еще 12 машин HTL-2 и девять HTL-3 (варианты гражданских моделей Белл 47D и 47Е).

В 1948 году такими вертолетами обзавелась и армейская авиация, заказавшая 65 машин H-1 3B. Все армейские варианты Белл 47 получили название «Сиу». Часть Н-1 ЗВ переоборудовали в санитарный вариант Н-1 ЗС. Поскольку в небольшой кабине вертолета поместить носилки с раненым не представлялось возможным, две пары носилок в специальных обтекателях разместили снаружи – по бокам кабины. Такая конфигурация была опробована в Корее и признана вполне удачной. Армия США приобрела еще 87 санитарных Н-13D, базировавшихся на гражданской модели Белл 47D. За ними последовала крупная партия – свыше 400 единиц – трехместных разведывательных ОН-13Е.

Читать: Ледоколы и патрульные суда — стражи Арктики

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Вариант Белл 47G вместо мотора «Франклин» получил 6-цилиндровый оппозитный двигатель «Лайкоминг» 0-435, мощность которого в зависимости от модификации составляла 210-280 л. с. Эти вертолеты поставлялись армейской авиации в трехместном варианте OH-13G (265 единиц). Модификация Белл 47G-2, оборудованная двигателем VO-435 (250 л. с), эксплуатировалась армейской авиацией под обозначением OH-13H. Было приобретено более 450 таких вертолетов, которые успели повоевать на начальном этапе войны во Вьетнаме (до 1966 года). Кроме того, этот вариант эксплуатировался и ВВС США под обозначением UH-1 3H. Для морской авиации поставлялись учебные модификации TH-13L и TH-13M. Армейская авиация закупила и 411 учебных TH-13T с 270-сильным мотором и оборудованием для «слепых» полетов.

Характерными чертами большинства модификаций Белл 47 стали шарообразная кабина, прозванная «мыльным пузырем», а также ферменная хвостовая балка. На этом фоне выделялся вариант Белл 47J «Рейнджер» с классической закрытой четырехместной кабиной и обшитой хвостовой балкой. Два таких вертолета под обозначением UH-13J в 1957 году приобрели ВВС США. Они использовались для перевозки высокопоставленных лиц, в том числе и президента США Дуайта Эйзенхауэра. ВМС использовали несколько модификаций Белл 47J – UH-13P для службы на ледоколах, учебные TH-13N. В Береговой охране служили поисково-спасательные UH-13Q (28 единиц).

Читать: Винтовка М16

ПРОИЗВОДСТВО ЗА РУБЕЖОМ

Крупнейшим зарубежным производителем вертолетов Белл 47 стала итальянская , выпускавшая машины модификаций АВ 47G и АВ 47J. Они широко экспортировались, поставляясь как гражданским, так и военным потребителям. В частности, 50 вертолетов AB 47G-3B1 приобрела армейская авиация Великобритании, где машины получили обозначение «Сиу» АН.1. В дальнейшем британская изготовила 250 вертолетов «Сиу» АН.1, а еще 15 машин поставила Королевским ВВС в качестве учебных («Сиу» НТ.2). Японская выпускала Белл 47G с 1952 года, а в 1962 году начала выпуск собственной модификации КН-4 с удлиненной четырехместной кабиной.

«СИУ СКАУТ»

В большинстве случаев военные Белл 47 не несли никакого оружия, лишь иногда получая пулемет, – вертолету элементарно не хватало грузоподъемности. Но в 1963 году появился экспериментальный вертолет Белл 207 «Сиу Скаут» с закрытой двухместной кабиной с тандемным расположением членов экипажа и установленной под носовой частью фюзеляжа подвижной турелью ТАТ-101 с парой 7,62-мм пулеметов. Эта машина послужила своего рода «демонстратором технологий» в процессе создания полноценного боевого вертолета АН-1 «Хью Кобра».

Читать: Многоцелевой вертолет Сикорский SH-3 «Си Кинг»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛЛ 47G-3B1 «СИУ» АН.1

  • Тип: легкий многоцелевой вертолет
  • Экипаж, чел.: 1
  • Вместимость, чел.: 3
  • Двигатель: «Лайкоминг» TVO-435-A1А максимальной мощностью 260 л. с.
  • Размеры: длина, м: 9,63 высота, м: 2,95 диаметр несущего винта, м: 11,3
  • Вес: пустого вертолета, кг: 858 взлетный, кг: 1340
  • Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 169 дальность полета, км: 440 практический потолок, м: 4900

Возможно вам будет интересно:

  • Легкий многоцелевой вертолет Белл 407
  • Вертолет Белл АН-1 Кобра
  • Вертолет Хиллер OH-23 «Рейвен»
  • Вертолет АГУСТА А-109
  • Вертолет «Алуэтт» 2
  • Вертолет Хьюз OH-6A «Кейюз»

Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен

Технические и пользовательские характеристики Bell 407

Bell 407 относится к классу легких универсальных вертолетов. Он отличается высокой крейсерской и максимальной скоростью, маневренностью, высокой грузоподъемностью, надежностью. Bell 407 принимает на борт до семи человек: одного пилота и шесть пассажиров.

Современные модификации Bell 407 оснащаются двигателем Rolls-Royce M250-C47/B8 мощностью 862 л. с. Вес силовой установки составляет всего 62 кг. Rolls-Royce M250-C47/B8 обеспечивает большую грузоподъемность, сохраняя при этом маневренность и легкость.

  • Длина: 12,74 м.
  • Диаметр несущего винта: 10,67 м.
  • Высота: 3,56 м.
  • Масса пустого вертолета: 1221 кг.
  • Максимальный взлетный вес: 2722 кг.
  • Крейсерская скорость Bell 407: 246 км/ч.
  • Максимальная скорость: 259 км/ч.
  • Дальность полета: 624 км.

Простота управления и безопасность эксплуатации — визитная карточка Bell 407. Приборная доска оборудована комплексом Garmin G1000H, который позволяет мгновенно получать основные параметры полета. В комплект авионики входит панель Garmin Helicopter Synthetic Vision Technology, с помощью которой пилот может ориентироваться в ситуации при любых погодных условиях. По желанию панель управления можно оснастить автопилотом, дополнительным альтиметром и другими приборами.

Панель управления Bell 407

Bell 407

— лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный американской фирмой Bell Helicopter Textron, в качестве базового образца использовался вертолёт Bell 206L-4 LongRanger. Прототип совершил первый полёт 21 апреля 1994 года. Первый полёт предсерийного вертолёта состоялся 29 июня 1995 года (C-GFOS). В 1996 году вертолёт был сертифицирован FAA и TCCA. Первые вертолёты были заказаны фирмой Petroleum Helicopters. До 1999 года было построено более 300 вертолётов. 15 июня 2010 года был поставлен 1000-й вертолёт.

На Bell 407 установлен четырёхлопастной несущий винт, разработанный для OH-58D (Model 406). Лопасти и втулка сделаны из композитного материала без назначенного ресурса и обеспечивают лучшие по сравнению с предыдущими моделями характеристики и комфортабельность полёта. В конструкции пилона несущего винта используются виброизолирующие средства, такие же средства внедрены в конструкцию полозкового шасси для устранения земного резонанса. По сравнению с Bell 206, фюзеляж 407-го на 18 сантиметров шире, что увеличивает объём кабины. Площадь остекления увеличена на 35 %.

На вертолёте установлен турбовальный двигатель Rolls-Royce/Allison 250-C47 взлётной мощностью 813 л. с. (606 кВт) и максимальной продолжительной 700 л. с. (522 кВт). Двигатель оснащен одноканальной электронной системой управления типа FADEC. Стандартный запас топлива 477 л; по желанию заказчика в заднем багажном отсеке может размещаться дополнительный бак ёмкостью 75 л. Двигатель обеспечивает больший максимальный взлётный вес и улучшение характеристик при высоких температурах и на больших высотах. Планер 407-го в целом похож по внешнему виду на Long Ranger, но отличается от него хвостовой балкой, изготовленной и углеродного волокна. В стандартной конфигурации вертолёт имеет места для двух членов экипажа и пяти пассажиров.

В 1995 году Bell проводил испытания рулевого винта, заключённого в кольцо, однако от этой идеи впоследствии отказались. Также инженеры Bell изучали возможность установки двух двигателей на Bell 407, но вместо этого было принято решение разработать совершенно новый двухдвигательный вертолёт, который получил название Bell 427. В качестве силовой установки он получил два двигателя PW206D производства Pratt & Whitney Canada.

Большую известность вертолёту Bell 407 принёс рекордный кругосветный перелет, маршрут которого проходил через оба полюса Земли. С двумя членами экипажа машина взлетела из аэропорта г. Форт-Уорт (штат Техас) 5 декабря 2006 года и вернулась обратно 23 марта 2007 года. За 189 дней было преодолено свыше 57 900 км, совершено несколько десятков посадок, в том числе на Южном и Северном полюсах. Чистое полётное время составило 300 ч.
ЛТХ:

МодификацияBell 407
Диаметр главного винта, м10.67
Диаметр хвостового винта, м1.65
Длина,м12.74
Высота ,м3.60
Ширина, м2.29
Масса, кг
пустого снаряженного1203
нормальаня взлетная2268
максимальная взлетная2381
Внутренние топливо, л484+ 72
Тип двигателя1 ГТД Rolls-Royce (Allison) 250C-47B
Мощность, кВт
номинальная1 х 606
полетная1 х 523
Максимальная скорость, км/ч259
Крейсерская скорость, км/ч213
Практическая дальность, км611
Продолжительность полета, ч3.42
Скороподъемность, м/мин408
Практический потолок, м6100
Статический потолок, м3720
Экипаж, чел1-2
Полезная нагрузка:до 6 пассажиров или 1137 кг груза на подвески
Доп. информация :
Фотографии:Bell 407 (c) Carlos Alberto Rubio Herrera
Bell 407 (c) Jonathan Morgan
Bell 407 (c) Luis Portillo
Пассажирский салон Bell 407 (c) Bell Helicopter
Кабина пилота Bell 407 (c) myhelicopter.ru

Схемы:

Bell 407
Список источников:
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Bell Model 407 Myhelicopter.ru. Bell 407 R.Simpson. Airlife’s Helicopter and Rotorcraft

Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )

Где используются вертолеты Bell 407

Как отмечалось выше, Bell 407 — многоцелевой универсальный вертолет. Он широко используется для частных и деловых полетов, а также в коммерческих пассажирских перевозках. Стандартный интерьер и отделка салона в сочетании с технологией уменьшения вибрации обеспечивают пассажирам повышенный комфорт.

По желанию можно приобрести вертолет с отделкой салона бизнес-класса или эксклюзивной отделкой.

Bell 407 нашел применение в энергетическом секторе. Участники отрасли используют воздушные суда для монтажа и инспекции опор и линий электропередачи, транспортировки персонала и оборудования на морские буровые платформы. Маневренность и отличная управляемость вертолета позволяют применять его в сложных погодных условиях.

Нельзя обойти вниманием применение Bell 407 в качестве медицинского транспорта. Вертолет используется как для перевозки и эвакуации пациентов, так и для оказания экстренной медицинской помощи. Медицинская модификация Bell 407 имеет широкие двери кабины, которые позволяют легко занести в салон лежачего пациента. Кабина оснащена медицинским оборудованием, включая аппарат искусственной вентиляции легких с системой подачи кислорода, дефибриллятор, кардиомонитор, инфузоматы.

Bell 407 используют для эвакуации пациента

Bell 407 востребован полицейскими, спасательными и другими специальными службами. Винтокрылая машина успешно применяется в крупных городах, в горной местности. Высокая грузоподъемность позволяет использовать Bell 407 для тушения пожаров, распыления удобрений в сельском хозяйстве.

Военные модификации Bell 407 стоят на службе армий США, Австрии, Ирака, Сальвадора, ОАЭ, Ямайки и других стран. Американские военные используют модификацию Bell ARH-70 Arapaho. Это воздушное судно оборудуется авиапушками и ракетными установками и решает тактические задачи в боевой обстановке и разведке.

Bell ARH-70 Arapaho армии США

Модификации Bell 407

Базовая модификация Bell 407, выпуск которой начался в 90-е годы, была фактически усовершенствованным вертолетом Bell 206. Как отмечалось выше, отличия заключались в более вместительном салоне, комплектации мощным и легким двигателем и новым винтом. Позднее вертолет укомплектовали авионикой Garmin G 1000H. Модификация получила обозначение Bell 407GX.

Последняя модификация вертолета — Bell 407GXP. Она имеет усовершенствованную систему управления, авионику производства Garmin и улучшенный обзор из кабины. В модификации GXP используется система Quiet Cruise, которая снижает вибрацию и уровень шума в салоне. Модификация отличается более высокой максимальной взлетной массой. Именно на базе 407GXP создаются вертолеты для пассажироперевозок, спецслужб, медиков и частных лиц.

Существует несколько военных модификаций вертолета. Кроме упомянутой выше ARH-70 Arapaho, внимания заслуживают:

  • Беспилотный вертолет Northrop Grumman MQ-8C. ВМФ США используют опытные образцы для воздушной разведки и огневой поддержки в боевых условиях. По результатам испытаний планируется серийное производство беспилотников.
  • Bell LOH — разведывательный вертолет. Его используют для наблюдательных полетов.
  • Bell 407AH и Bell 407GT. Первый используется для поддержки полицейских операций, а второй применяется военными для транспортировки групп быстрого реагирования и огневой поддержки.

Беспилотная версия Bell 407 стоит на вооружении ВМФ США

Bell 407 — легкий универсальный вертолет. Он характеризуется безопасностью, высокой скоростью и грузоподъемностью. В различных модификациях воздушное судно хорошо подходит для частных и деловых перевозок, в качестве транспортного средства специальных и медицинских служб. Дополнительную информацию о Bell 407 можно получить в по телефону: 8-495-104-58-90.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: