Вертолет КА-62 – самая долгожданная новинка российского авиастроения

Фото: «Вертолеты России»

На МАКС-2019 впервые в летной программе авиасалона принял участие новейший многоцелевой вертолет Ка-62. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания перспективной машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.

История создания

Первые идеи по разработке вертолёта КА-62 (точнее, Камов-62) приходятся ещё на середину 1980-х годов. В 1990 году проект был заморожен. Это было начало экономически и политически сложного периода для нашей страны. Чтобы превратиться в законченную модель КА-62 понадобилось гораздо больше времени, чем можно предположить. В 90-х годах прошлого века многочисленные презентации макета вертолёта в целях найти инвесторов или организовать совместное предприятие заканчивались неудачами. Возобновились работы только в 2011 году. Первый тестовый полёт состоялся 28 апреля 2020 года в Приморском крае. Воздушное судно справилось с испытаниями на «отлично». Лётное тестирование заключалось в отрыве от земли, зависании и рыскании. Это позволило проверить функционирование всех бортовых систем и надёжность электроснабжения.

Напомним, что ранее планировалось полностью запустить КА-62 в эксплуатацию в 2013 году, затем в 2020. Однако модель в ходе испытаний требовала ряда доработок. Это связано с необходимостью соблюсти все международные нормы надёжности, качества и техобслуживания. Сегодня интерес к КА-62 проявляют многие зарубежные покупатели. Это не только Европа, но и страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Российское Министерство обороны также рассчитывает принять этот вертолёт на вооружение.

Возможное военное применение Ка-62

А можно ли использовать Ка-62 в качестве военного вертолета? Министерство обороны РФ в этом не сомневается и проявляет к новой машине повышенный интерес. Ка-62 соответствует двум важнейшим требованиям, которые были заявлены военными еще в период создания полностью боевого Ка-60:

  • максимальная скорость выше 300 км/ч;
  • возможность транспортировки самолетом Ил-76.

Правда, военных, скорее всего, не устроит большое количество иностранных комплектующих, использованных в конструкции вертолета. Однако и эта проблема вполне решаема. В настоящее время (осень 2017 года) ведутся переговоры о локализации производства французских двигателей и элементов трансмиссии в России. В крайнем случае – если не договорятся – их можно заменить существующими российскими аналогами.

Перспектива

Ка-62 разработан на производственных мощностях ОАО «Камов», конструкторского бюро и холдинга «Вертолёты России». Это первый в линейке производителя гражданский вертолёт, выполненный по одновинтовой схеме. Рулевой винт заключён в кольцевой канал, имеющий вертикальное оперение.

Читайте Лучший в своём классе многоцелевой вертолёт Ми-38

На более чем 20-летнюю разработку машины было потрачено свыше 3 млрд руб. Сумма достаточно приличная, поэтому рыночная стоимость вертолёта также не будет низкой: предположительно около 10 млн. $. Известно, что выпуск новинки в значительной степени будет ориентирован на международный рынок.

За серийный выпуск модели КА-62 будет отвечать Арсеньевская авиационная . Военная версия ожидается спустя год после запуска полноценного производства. В силу высокой технологичности и широкого применения инновационных решений вертолёт КА-62 пройдёт сертификацию только в 2020 году. Пока же эту модель ждут дальнейшие тесты и испытания, которые позволят улучшить качество и надёжность летательного аппарата, исключив возможные риски и создав действительно легендарный и неповторимый вертолёт во всём мировом авиастроении.

Преимущества вертолета

Преимущество модели КА-62 – её универсальность. Вертолёт может быть использован для комфортной перевозки людей, транспортировки грузов, выполнять разведывательно-спасательные операции, контролировать границы и определённую территорию, обслуживать нефте- и газопроводы. Вертолёт создавался с учётом обязательной эксплуатации в Арктике. В связи с чем минимальная температура воздуха для полётов составляет –50°С (максимальная +45°С). Его системы приспособлены для сложных погодных условий, включая обледенение и обильный снегопад. Как только температура за бортом становится ниже отметки в –35°С, включается обогрев важнейших узлов трансмиссии и двигателей.

Конструкция

Конструкция фюзеляжа имеет 4 отделения. Это кабина экипажа, грузопассажирская секция, хвостовая балка и канал для рулевого винта. Широкие грузовые двери расположены по обоим бортам фюзеляжа и открываются наружу по направлению к хвосту. Устройство шасси и амортизационные кресла способствуют хорошей травмобезопасности и защите от вибраций. К важным особенностям вертолёта относится возможность полёта и посадки с одним работающим двигателем.

В корпусе КА-62 более 50% – композитные материалы. Ввиду чего взлётный вес вертолёта всего 6,5 т – идеальная и более лёгкая замена гражданскому Ми-8. Кстати, в отличие от него детище ОАО «Камов» имеет меньшую вместимость и грузоподъёмность: максимум 15 человек и 2500 кг. Тот же Ми-8 может перевезти 24-30 пассажиров и почти 4 тонны груза. Однако, как утверждает производитель, снижение этих характеристик было запланировано изначально, а причина проста – почти 80% лётного времени Ми-8 эксплуатируются с нагрузкой в 60%, что как раз равно заявленным характеристикам новинки.

Читайте Основные модификации Ми 171

Силовая установка

Санкции последних лет не повлияли на сотрудничество по выпуску КА-62. Двигателями новой машины являются французские силовые установки Ardiden 3G мощностью 1680 л. с. Хотя ранее конструкторы планировали устанавливать в качестве двигателей КА-62 отечественные турбо-вальные двигатели РД-600. Почему выбор пал именно на зарубежные варианты? Всё дело в системе FADEC, которой оснащаются Ardiden 3G. Она позволяет облегчить жизнь пилота, снизив нагрузку на него, и обеспечить лучшую топливную экономичность. Двигатели Ardiden 3G не требуют размещения вспомогательной силовой установки, экономя значительное пространство в задней части фюзеляжа.

Трансмиссия и ударопрочная топливная система КА-62 поставляются из-за рубежа, а, точнее, из Австрии (). Остальные детали и узлы российского происхождения, в том числе и стеклянная кабина, разработанная г. Санкт-Петербург. Особенно стоит отметить, пятилопастный несущий винт, значительно снижающий шум и вибрацию.

Описание конструкции и ее особенности

Ка-62 имеет нехарактерную для машин камовского КБ схему с одним несущим винтом. Есть и рулевой винт, расположенный в специальном канале, который находится в киле вертолета. Силовая установка Ка-62 состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ardiden 3G со взлетной мощностью 1776 л. с. каждый. Машина оснащена трехопорным убирающимся шасси.

Особенностью вертолета является широкое использование композитных материалов в его конструкции. Они составляют примерно 50% от его общей массы. В частности из КМ полностью состоит обшивка фюзеляжа. В его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится грузопассажирский салон, силовая установка с трансмиссией размещается над ним. Отдельно следует отметить форму фюзеляжа Ка-62 с отличными аэродинамическими характеристиками.

В задней части машины расположена хвостовая балка с рулевым винтом и оперением.

Кабина пилотов имеет значительную площадь остекления, что обеспечивает летчикам хороший обзор.

Большую часть объема фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина. Она имеет широкий дверной проем весьма удобный при проведении погрузочно-разгрузочных работ и раздвижную дверь.

На конце хвостовой балки расположен неуправляемый стабилизатор с концевыми шайбами. Рулевой винт размещен в специальном канале, над ним установлен вертикальный киль.

Вертолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовой опорой. Все опоры снабжены специальными амортизаторами, которые гасят часть удара при аварийной посадке. На них могут быть установлены баллонеты для посадки на воду.

Несущий винт вертолета имеет четыре лопасти, которые изготовлены из композитных материалов. Есть антиобледенительная система.

Силовая установка Ка-62 расположена за валом несущего винта и закрыта обтекателем, она состоит из двух ГТД Turbomeca Ardiden 3G с индивидуальной цифровой системой управления.

Под полом грузопассажирской кабины находятся четыре мягких топливных бака с общим объемом 1100 литров.

В состав трансмиссии входит двухступенчатый главный редуктор и одноступенчатый хвостовой редуктор. Гидросистема вертолета состоит из двух автономных подсистем, одна из которых отвечает за уборку и выпуск шасси, а другая – обеспечивает функционирование рулевых приводов.

Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом с открытой архитектурой. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические экраны, на которые выводятся данные о работе систем вертолета и полетная информация.

Технические характеристики

Камов-62 отличает достаточно высокая крейсерская скорость – 290 км/ч (хотя есть, например, итальянский AW-139 с показателем в 306 км/ч). Благодаря этому вертолёт можно эффективно эксплуатировать в ситуациях, когда необходима экстренная медицинская помощь. Максимальная скорость воздушного судна составляет 310 км/ч. Наиболее топливно-экономичная скорость – 240 км/ч. Полностью заправленные мягкие баки в количестве 4 шт. дают возможность четырёхчасового полёта (точнее 4,2 ч). Ёмкость топливной системы 1100 л, а самое дальнее расстояние, которое вертолёт способен осуществить без дозаправки, не превышает 720 км. Экипаж состоит как из одного пилота, так и из двух лётчиков. По желанию заказчика место командира можно расположить слева или справа.

  • Длина — 13500
  • Высота — 4870
  • Экипаж — 1-2 человека
  • Количество пассажиров — 12-15 человек
  • Мощность двигателя взлетный режим — 2 × 1776 л.с.
  • продолжительный режим — 2 х 1545 л.с
  • черезвычайный режим — 2 х 1940 л.с

Читайте Вертолет Ми-171а2: новое слово в российском вертолётостроении

Для разных целей и разных рынков

Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.

Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.

Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялся в небо, вертолет проходил испытания и доработки.

Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент здесь построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах – выпуск корпоративной модификации, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: