Стартовый образец отечественного вертолета Ми-171 представляет собой модификацию восьмой серии, принят на вооружение в 2009 году. Летательная машина имеет несколько модификаций, считается многофункциональным аппаратом, способным выполнять не только боевые задачи, но и функционировать в качестве спасательного или пассажирского судна. Рассмотрим особенности этой модификации, а также ее характеристики.
Планировка и создание
Вертолет Ми-171 производит авиационный комбинат, находящийся в Улан-Удэ. Модификация выпущена на основе универсальной модели под индексом 17. Летательный аппарат обладает современными тактико-техническими характеристиками в своем классе, а также повышенной автономностью и безопасностью.
Конструкторы учли не только современные веяния в авиационном строительстве, но и взяли все лучшее от предшествующих разработок. Такое решение дало возможность получить оптимизированную в техническом плане машину с электронной начинкой и отличными эргономическими свойствами. Реализовать задумку в полной мере позволило тесное сотрудничество инженеров и операторов техники, а также внедрение электронных и цифровых узлов.
Создание Ми-171
Ми-8 постепенно совершенствовался в Казани с 1977 года, и кардинальные изменения коснулись почти всех деталей и узлов машины. Серийный выпуск Ми-171 начался в 1991 году, и на сегодня выпущено более ста этих вертолетов различного назначения. Сертификат типа в РФ он получил в 1997 году, а по американским стандартам в 1999 году в Китае.
Будучи модификацией вертолета Ми-8АМ, направленной на экспорт, Ми-171 внешне практически идентична с ним. Кардинально изменилась только носовая часть, которая теперь имеет более обтекаемые формы. Создавался в городе Улан-Удэ под прямым руководством конструкторского бюро Миля. Учитывая пожелания заказчика, на вертолет была установлена силовая установка, превосходящая по мощности предшественницу – два двигателя по 2 000 л. с. Ми-171 может подниматься выше и нести более тяжелые грузы. Были значительно улучшены летные характеристики, а полеты стали доступны в более сложных метеорологических условиях, чем раньше.
Главным внешним отличием стала более современная конструкция планера самолета. По правому борту установили дополнительную дверь, а основную значительно увеличили в размерах. Теперь все 16 (а в модификации Ми-171А2 даже 37) человек десанта с полной экипировкой могут покинуть машину всего за 15 секунд.
Читайте Ка-226 — многоцелевой современный вертолет
Новшества
Ми-171 – вертолет, который проектировался на базе линеек Ми-17 и Ми-8. При этом машина получила множество дополнений. Существенной модернизации подверглась несущая платформа. Аппарат дополнил рулевой винт Х-образной конфигурации, а также стабилизирующая система от перекоса. Дополнительным преимуществом является внедрение современных композитных материалов.
Улучшения конструкционного плана положительно сказались на эксплуатационных параметрах. Повысилась управляемость и тяговая мощь винта. Дальность полета новой модели повысилась до 800 километров в автономном режиме. Для сравнения: предыдущая базовая версия могла преодолеть лишь 650 км пути без дополнительного обеспечения.
Параметры технического плана
Ми-171 относится к летательным винтокрылым аппаратам среднего класса. Он рассчитан на многоцелевое использование, совмещает в себе практичность, хорошую эргономику и функциональность. Ниже представлены основные технические характеристики этого вертолета:
- Максимальный снаряженный вес – 13 тонн.
- Масса с грузом на внешней подвеске – 13,5 т.
- Возможности грузового отсека по вместимости – 4 тонны.
- Грузоподъемность подвески – 5 т.
- Салон по длине – 6,3 метра.
- Ширина кабины составляет 2340 миллиметров.
- Высота машины – 1800 мм.
- Полезный объем салона – 23 кубических метра.
- Пассажировместимость – до 26 человек.
- Состав экипажа – 1-3 пилота.
- Диапазон климатических условий по температуре – от -50 до +50 °С.
- Крейсерская скорость – 230 километров в час.
- Полетный запас – 650-800 километров в автономном режиме.
Кроме того, авиационное оборудование вертолета Ми-171 включает в себя парный двигатель типа ГТД ТВЗ-117 (ВК-2500), который имеет мощность порядка 2 тысяч лошадиных сил. При этом рабочий потолок аппарата по высоте составляет 5 километров.
Особенности
Среди особенностей конструкции многоцелевого отечественного вертолета Ми-171, схема которого приведена ниже, можно отметить усовершенствованную несущую платформу и обновленную трансмиссию. В результате аппарат стал более надежным и практичным.
Кроме того, машину стало проще обслуживать и эксплуатировать. Существенную роль в этом аспекте сыграла установка пилотажно-навигационного комплекса, который улучшил комфортность и авионику вертолета. Дополнительным преимуществом является сокращение стоимости полета из расчета потраченных вложений в час. Также стоит отметить повышение комфортности кабины и улучшение параметров технического плана.
Ми-171: руководство по технической эксплуатации
Летательный аппарат этого класса предназначен для выполнения разнообразных задач. Вертолет может использоваться при высоких показателях температуры воздуха, а также в условиях высокогорной местности. Кроме того, обновленный винтокрылый агрегат может эксплуатироваться практически при любой метеорологической обстановке.
Стабильная навигация в совокупности с новейшим радиоэлектронным оборудованием позволяет проводить полеты не только над сушей, но и над водной поверхностью. Отличную обзорность обеспечивает панорамное остекление кабины и грамотное расположение дополнительного оборудования. Управлять машиной может один или пара пилотов, контрольный узел управления которых совмещен.
Ми-8АМТШ-В
Кроме версии Ми-8АМТШ-В с новыми газотурбинными двигателями «Климов», был выпущен Ми-8АМТШ-ВА для полетов в сложных метеоусловиях Арктики и Крайнего Севера, в том числе и во время полярной ночи. Этой машине не страшна плохая видимость и очень низкие температуры. Модификация Ми-171А1 была создана на экспорт, имеет все необходимые сертификаты США и очень активно сейчас используется в Бразилии . Имеет более безопасную топливную систему, стальные капоты, улучшенную противопожарную защиту и двухкамерные бустеры с отдельными гидросистемами.
Модификации
Ниже представлены модели вертолета системы Ми-171.
- 8-АМТШ – военно-транспортное средство. Аппарат рассчитан на транспортировку десантного состава в количестве 16 человек. Кроме того, машина может перевозить до 12 раненых бойцов на носилках, а также 2-3 человека медицинского персонала. Грузоподъемность аппарата составляет 4000 кг в грузовом отсеке и столько же — на внешней подвеске. Основное предназначение: поисковые, военные, спасательные операции и тушение пожаров.
- Ми-8 АМТШ-В – образец, созданный для военно-транспортной эксплуатации, имеет усовершенствованную вспомогательную установку и обновленную авионику.
- 8 АМТШ-ВА. Эта модификация ориентирована на работу в регионах Крайнего Севера и прочих областей с суровым климатом.
- Ми-171А1. Данный экземпляр представляет собой модернизированную версию серии 8АМТ. Она обладает топливной системой без расходного резервуара, а также наличием огнеупорных стальных капотов и специальными бустерами с двумя камерами, имеющими повышенную защиту от возгорания.
- Вариация 171 А2 обладает более современным силовым агрегатом, лучшими тактико-техническими характеристиками, уменьшенной стоимостью обслуживания, большей дальностью полета без дозаправки.
Ми-171Ш
Главной задачей изначально было уничтожение бронированных целей на суше и воде. Огонь Ми-171Ш может производить как по недвижимым объектам, так и по движущимся. На вертолет устанавливаются ракеты, пушки, система активной защиты. Может вести воздушный бой, высаживать десант и перевозить военное оборудование. Улучшенные летные характеристики позволяют выполнять задачи при более сильном боковом и порывистом ветре. Вместо грузовых створок добавили рампу на электрогидравлическом приводе. На корпус наложена броня в виде плит, которые легко могут быть сняты при ненадобности. Так же за безопасность отвечает система экранирования выхлопа ЭВУ и автоматическая система сброса отражателей, протектирование и пенополиуретановая защита топливных баков, предупреждающая утечку и взрыв при попадании снарядов в резервуары с топливом. Возможна установка дополнительных топливных баков внутри грузового отсека или снаружи.
В бою Ми-171 может создавать радиопомехи для противника на заданных частотах. Во время ночных вылетов используется инфракрасная и ночная системы видения. Из вооружения могут быть подвешены высокоточные комплексы управляемых ракет «Игла-В» и «Штурм-В», поражающие танки с динамической защитой, укрепленные наземные пункты и воздушные цели. Сверхзвуковая ракета «Атака» из комплекса «Штурм-В» может иметь кумулятивную, осколочную или фугасную боевую часть, в зависимости от цели. Кроме управляемого оружия могут устанавливаться блоки неуправляемых ракет С-8 и пушки ГШ-23Л. В носу и корме устанавливают пулеметы ПКТ на 7.62 мм. Десантура может использовать свое оружие через шкворневые установки в проеме двери во время полета.
Читайте Вертолет Ка-226
Экипаж состоит из двух человек. Во время боя командир экипажа, сидящий слева, производит нацеливание и запуск неконтролируемых ракет, а так же отвечает за огонь из пушек. Второй пилот в это время находится на подхвате с управлением машины, а так же занимается системой «Штурм», которая обнаруживает противника и делает наводку оружия. Может выступать в качестве пулеметного стрелка из носовой части вертолета.
Перспективы
Рассматриваемый аппарат Ми-171, книги по обустройству которого наполнены исчерпывающей информацией о технических данных, длительное время проходил испытания в специальных летных лабораториях. Некоторые образцы выпущены в стандартном варианте. Другие модели получили новые лопасти основного и дополнительно пропеллера, а также другие элементы.
В планах конструкторов имеется несколько проектов, которые направлены на применение в транспортной, военной, поисковой, медицинской и пассажирской сфере. С учетом особенностей разрабатываемых машин они получают соответствующее оснащение. Основная база, скорее всего, останется прежней. Главный акцент будет делаться на опциональном оснащении и расширении комплектации с учетом предназначения определенной модели.
Возможности обновленной модификации позволяют расширить отрасли его использования не только в промышленном плане, но и в качестве бизнес-модели. Параметры и характеристики винтокрылого летательного аппарата дают возможность транспортировки нефтяных продуктов в удаленные регионы. Завод в Улан-Удэ практикует не только поставки на внутренний рынок, но и рассматривает перспективы развития экспортно-импортных отношений со странами СНГ и зарубежными государствами.
Ми-171А2
Венцом линейки на сейчас является Ми-171А2, в котором задействовали самые последние разработки ОКБ Миля и учли все минусы прошлых модификаций. Более ста усовершенствований обеспечивают высокий уровень безопасности и широкие возможности для эксплуатации. Новые двигатели ВК-2500ПС-03 могут выдавать мощность до 2 700 л. с. и развивать скорость машины до 280 км/ч. В экстренных ситуациях возможен запуск установки на высотах до шести километров. Переработана втулка несущего механизма, рулевой винт и автомат перекоса. Некоторые детали выполнены из композиционных материалов.
Новый комплекс бортового оборудования КБУ-17 был разработан Ульяновским КБ приборостроения совместно с ведущими российскими и зарубежными фирмами в этой отрасли. В кабине нет ни одного аналогового прибора – все реализовано через ЖК-индикаторы. Комплекс выводит подробную информацию обо всех узлах вертолета в реальном времени, транслирует пространство вне кабины в теле и тепловизионном каналах, решает задачи предупреждения критических режимов пилотирования и опасных ситуаций.
Читайте Вертолёт «Афалина»: особенности и технические характеристики
Ми-171А2 успешно прошел испытания в 2014 году, и на середину 2016 года уже имеется пять опытных экземпляров. В зависимости от сферы использования разработчики будут вносить изменения в каждый из них. Это могут быть поисково-спасательные, пассажирские, транспортные, противопожарные, медико-эвакуационные версии. На вертолет уже положили глаз представители нефтегазовой отрасли России из-за его многоцелевой платформы. VIP-модель даст заказчикам не только комфорт, но и быстро доставит к самым отдаленным скважинам.
Интересные факты
Что касается катастроф с данным вертолетом, то они имели место. Среди самых резонансных событий отмечают следующие случаи:
- 19 декабря 2009 года – авария под Воркутой. Судно совершило экстренную посадку в тундре. Воздушный корабль принадлежал авиационной . На борту находилось 25 человек, учитывая членов экипажа. Один пассажир впоследствии скончался от травм, несовместимых с жизнью, другой получил тяжкие увечья.
- Вскоре после этого вертолёт Ми-171 военных сил Азербайджана упал в море рядом с городом Баку. Погибли трое членов экипажа.
- В июле 2014 года случилась катастрофа во Вьетнаме (г. Ханой). На борту судна находился 21 парашютист. В результате аварии погибло 16 человек.
- В китайской провинции Сычуань пострадало пять человек после аварии вертолета Ми-171, который разбился 22 июля 2014 года.
- Рядом с белградским аэропортом (Сербия) потерпел аварию летательный аппарат рассматриваемой марки, который транспортировал больного ребенка. Также на борту были медработники и члены экипажа. Предположительно, причиной катастрофы стали плохие погодные условия. Случилось это в марте 2020 года.
- 19.10.2016 года произошла еще одна авария. Военный вертолет МИ-171, конструкция которого является вполне надежной, но несовершенной, упал в Ферганской области. Погибли девять человек (члены экипажа и военные десантники). Авария произошла из-за неблагоприятных погодных условий.