Сверхлегкий вертолет МИКРОН — официальный сайт

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2020 года вертолет Ми-8 произвел вынужденную посадку в районе села Байкит (Эвенкийский район Красноярского края). По словам собеседника ТАСС в экстренных службах, на борту летательного аппарата были 26 пассажиров (вахтовиков-нефтяников) и три члена экипажа, в результате аварийной посадки вертолет опрокинулся, шесть человек пострадали.

ТАСС рассказывает об этом семействе вертолетов.

Ми-8 (при разработке — В-8) — семейство многоцелевых вертолетов советского, позднее российского производства. Один из самых массовых вертолетов мира. Выпускаются в пассажирском, транспортном и других вариантах. Серийно строятся на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах, ныне входящих в холдинг «Вертолеты России». Всего с 1965 года было выпущено более 12 тыс. экземпляров разных модификаций (около 8 тыс. экземпляров в Казани и свыше 4 тыс. — в Улан-Удэ), в разное время они поставлялись в более 100 стран мира.

История

Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне — ОКБ Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.

Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от «модернизируемой» машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 года к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ.

Летно-технические характеристики

Конструктивно Ми-8 — вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями (ТВ2-117, ТВ3-117 и другие варианты двигателей разработки опытного завода №177, ныне АО «Климов», Санкт-Петербург) и неубирающимся трехопорным шасси.

— Максимальная скорость — 250 км/ ч, крейсерская — 230 км/ч;

— максимальная дальность полета с основными топливными баками — 610 км;

— практический потолок — 6 тыс. м;

— максимальная взлетная масса — 13 тыс. кг;

— полезная нагрузка на внешней подвеске — до 4 тыс. кг, в транспортной кабине — до 4 тыс. кг;

— пассажировместимость — до 26 человек;

— экипаж — 3 человека.

Вертолет «Микрон» (1 видео)

Впервые он был представлен как опытный образец широкой публике на HeliRussia 2020, где вызвал огромный интерес как простых посетителей , так и профессионалов. И вот теперь он, уже прошедший все летные испытания, выставлен как модель, готовая к серийному производству сразу в нескольких комплектациях, включая вариант БПЛА (беспилотного летающего аппарата). Несмотря на свои размеры, Микрон — полноценный вертолет, способный нести серьезную для своей мощности нагрузку, и пригодный для эксплуатации в разных погодных условиях. Модель полностью складная, компактная настолько, что его можно перевозить в багажнике большого автомобиля или в небольшом прицепе, раскладывается он в течении нескольких минут и так же легко складывается даже одним человеком. Соосная схема винта делает данный летательный аппарат очень устойчивым в воздухе. Диаметр винта чуть более четырех метров и колесные трехточечные шасси дают возможность посадки и взлета практически в любых условиях. Все это позволяет применять миниатюрный вертолет не только для небольших любительских полетов, но и в рабочих целях, таких как мониторинг пожаров, поисковые работы, доставка небольших грузов в труднодоступные места. Грузоподъемность вертолета — до 130 кг, высота полета около 3000. Как и все вертолеты, он способен к висению в воздухе и обладает высокой маневренностью. Сейчас Микрон оборудован двигателем Rotax 503, работающем на автомобильном бензине АИ-92, но вероятно, что в скором времени появятся и гибридные варианты двигателя. Узнать больше подробностей о вертолете удалось из разговора с представителем компании Gyroplane, деманстрирующим модель на выставочном стенде. Корр.: — Это вертолет, который нами визуально сначала был принят за автожир, по габаритам и дизайну он очень интересен. Что это такое? Представитель компании: — Вы видите, у него два ротора. Это вертолет с полноценной соосной схемой. Корр.: — Да, мы даже заметили, что у него нет этого самого винта сзади, который отличает автожиры, поэтому стало интересно. П.к. :- Это самый настоящий, полноценный, без всяческих изъянов вертолет, просто очень маленький, и по весу, и по размеру. Вес 115 кг. Корр.:- Сверхлегкая авиация. П.к.: — Да. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Пока по нашему законодательству не требует регистрации, не требует сертификации типа, но даже, хотя пока это весьма сложно, нет прямого указания на наличие пилотского удостоверения. Корр.: — Это является еще одним плюсом этой модели? П.к.:- Это не совсем плюс, скорей непонятка, а непонятки не всегда бывают плюсами… Лучше снижать неопределенность. Но пока мы констатируем как факт, что это возможно. Корр.: — То есть формально человек, который освоит пилотирование на нем, имеет право на нем летать, даже не получая каких-то документов? Как на скутерах ездить. П.к.: — Очень-очень формально — да. Но если человек немножко заботится о своей жизни, о своем здоровье, то он, бесспорно, сначала получит какие-то элементарные знания о пилотировании вертолетов малых масс. Например, 10 часов 22го Робинсона. Корр.: — Не то что сел, 2 часа отлетал и… П.к.: — Иначе ничего не получится. Причем соосная схема винта сама по себе более устойчива, более проста в управлении, притом что данная конкретная реализация очень хорошо себя ведет, очень устойчива в полете, но тем не менее человек должен понимать, что это маленькие массы и маленькие массы в воздухе. Человек живет на земле, поэтому для нас воздух — агрессивная среда. И надо к ней адаптироваться. Корр.: — А вот как-то сказывается на поведении аппарата в воздухе, на ощущении пилота то, что не то что полностью открытая кабина, просто сиденье и педали? П.к.: — Не больше чем это сказывается на мотоциклисте, который едет с той же скоростью, а крейсерская скорость 90 км/ч. Максимальная — 120 км/ч. Одели шлем и вперед. Ну и костюмчик, чтобы не промокнуть. Корр.: — А дальность полета? П.к.: — у этого конкретного — час. На крейсерской скорости расход 19 л в час. Соответственно, бак минимальный 20 л. Возможно и больший бак установить. Корр.: — А он сейчас уже в продаже или еще не сертифицирован? П.к.: — Этот образец не будет сертифицирован. На сегодняшний день полностью готовы к сборке все его последующие младшие братья, закончены летные испытания, сейчас убирают все детские болезни, и вперед. Но этот мальчик уже продан. Корр.: — И когда ориентировочно он выйдет из стадии детских болезней? Поступит в открытую продажу? П.к.: — Он уже в открытой продаже, мы принимаем предзаказы, более того, у нас этих предзаказов уже на год вперед. Поэтому когда люди подходят, начинаем разговаривать с ними о второй половине 2020 года. Корр.: — А дело в габаритах и упрощенной документации или в стоимости он тоже выигрывает? П.к.: — Если вы приходите ко мне, показываете пилотское удостоверение, я угощаю вас кофе и делаю все, чтобы он стал стоить вам 2,5 млн. Но оптимум где-то около 3,5 млн. Вот на нем сейчас стоит один двигатель, а опционально может появиться другой. Другие приборы можно поставить. Приборная панель тут минимально достаточная. Но кто-то захочет жидкокристаллическую… Корр.: — Получается, он совершенно открыт для модификации? П.к.: — Конечно. Если вы посмотрите внимательно, — это конструктор. И юридически мы не продадим вам вертолет. Мы продаем его как кит-набор. А дальше вы купите у нас услугу по сборке этого вертолета, если заботитесь о своей безопасности. И есть некоторые аналогичные нюансы. Корр.: — А для тех, кто не может показать пилотское, удостоверение, но может показать летную книжку с подтвержденным налетом, условия те же самые? П.к.: — Могут быть текущие пилоты самые разные — и опытные, и начинающие. Как я сказал, для меня важно понимание человеком всех нюансов пребывания в воздухе… Наличие пилотского удостоверения — условие попадания в эти 2,5 млн. это участие в некой инсайдовской программе. Мы будем просить всех участников, чтобы они нам описывали каждый свой час полета, весь свой опыт с «Микроном», таким образом мы будем продолжать работать над вертолетом, над новыми его вариациями. Корр.: — То есть вести, по сути, полноценный полетный дневник. Продолжать рабочие испытания в разных условиях. П.к.:- Да, и постоянно быть с нами на связи. То есть что-то не нравится, что-то зашумело… Корр.: — Или что-то показалось неудобным. П.к.: — Да, в том числе и это. Мы хотим, чтоб вертолет наш удовлетворял все потребности покупателей в рамках возможного. Вот так!

Модификации

Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и другие). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2020 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.

27 июня 2020 года холдинг «Вертолеты России» сообщил о подписании с Минобороны РФ контракта на поставку десяти многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН в 2020-2021 годах. Эта модификация получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, обновленный состав вооружения и новый состав пилотажно-навигационного оборудования.

Сколько же стоят в России новые вертолеты и б/у

Что касается цен на вертолеты, которые предназначены для частных лиц, они могут существенно отличаться, даже в 10 раз. К слову, на фотоснимках подобные машины выглядят практически идентично.

Отличие в ценовой политике определяют технические параметры:

  • тип двигателя;
  • мощность;
  • грузоподъемность;
  • число посадочных мест;
  • ряд иных показателей.

Главным фактором, влияющим на цену, выступает двигатель. Востребованные гражданские модели оборудованы моторами таких типов:

  1. Поршневые. Эти двигатели характеризуются несложной конструкцией, из-за чего сравнительно недорогие в промышленности. Функционируют они на авиабензине 100LL, хотя вполне могут переносить и топливо АИ-95 для автомобилей.
  2. Газотурбинные. Это более дорогие двигатели, обеспечивающие высокую мощность и оборудованные на машинах со значительной грузоподъемностью. Довольно неприхотливы, неплохо переносят использование в сложных условиях. Функционируют на авиакеросине.

Примечание. Что касается самых тяжелых машин, то они могут быть оборудованы сразу двумя моторами, что их делает дороже.

Не менее значимыми факторами выступает количество сидячих мест и грузоподъемность. Модели попросторнее окажутся более дорогостоящими, нежели образцы для 1 или 2 человек.

  • скорость набираемой высоты;
  • крейсерская и предельная скорость;
  • максимальная высота передвижения;
  • дистанция полета, производимого на одной заправке;
  • диаметр винта;
  • другие параметры.

Катастрофы, боевая эксплуатация и потери

За время эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого типа произошло несколько сотен инцидентов, приведших к гибели людей.

Машины этого типа стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России. До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 46 единиц Ми-8 разных модификаций, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) — 17 единиц, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) — 27 единиц. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по «принуждению к миру» Грузии в 2008 году боевых потерь Ми-8 не было. Один Ми-8АМТШ был потерян 24 ноября 2020 года в ходе операции ВС РФ в Сирии, еще одна машина этой модификации была сбита в сирийской провинции Идлиб 1 августа 2020 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: