Впечатляющие ливреи самолетов: настоящее красочное путешествие

После появления в небе летательных аппаратов, а самое главное, после их применения в воздушных битвах, ВВС всех стран поняли, что от покраски самолета многое зависит. В первую очередь в бою одной из главных задач пилота было не только уничтожить или захватить противника, но и не навредить союзнику. Для этого ВВС разных стран начали наносить на самолеты камуфляж и знаки отличия. Последние наносились на крылья и фюзеляж. У каждой страны, полка и дивизии они были абсолютно разными, что позволяло отличить врага от союзника. Но практически на всех самолетах присутствовал камуфляж.

Самолет зеленого цвета 2

В основном это были два цвета – синий и зеленый. Они же сохранились и до сих пор, поменялись только оттенки и вариации. Синим цветом самолет окрашивался снизу, чтобы с земли он был малозаметным, а зеленым ему красили верхнюю часть – малая заметность с воздуха. В зависимости от полков, рода занятий (истребитель, бомбардировщик и т.д.) и времени оттенки и краски сменяли друг друга.

Самолет зеленого цвета 545334

Советский Союз

В начале Второй мировой войны основными для истребителей СССР были зеленый и коричневый цвета. Использовали много оттенков и наносили в основном не цельным рисунком, а пятнами.

Самолет зеленого цвета 3

В середине 1943 года в авиационные части красной армии поступили самолеты с новой окраской, заменившей зелено-черный цвет. Новый камуфляж регламентировался «Схемой маскирующей окраски самолета». Новая окраска истребителей состояла из двух цветов: темно-серого и серо-голубого. Самолеты Пе-2, У-2, Ил-2, Як-6 и УТ-2 окрашивались в светло-коричневый, зеленый и темно-серый.

Самые яркие самолеты

Сегодня предлагаю поговорить о ярких и необычных ливреях гражданских самолетов.

Как-то один из известных авиационных обозревателей сравнил авиакомпании с женщинами – и тем и другим постоянно приходится думать о внешнем виде, менять с течением времени «фасад», не отставать от модных тенденций. Как оказалось, оригинальная ливрея может служить и отличным маркетинговым приемом!

Известный факт. В 1992 г. японская авиакомпания All Nippon Airways, готовясь к празднованию своего 40-летия и перевозке 500-миллионного пассажира, объявила конкурс на лучший вариант покраски, и из 20 тыс. присланных изображений лучшим был признан рисунок 12-летней японской школьницы, превратившей самолет в кашалота. На один из 570-местных Boeing 747-400 палитрой в двенадцать разных оттенков был нанесен ее рисунок, на что ушло около 1800 л красок. Самолет получил персональное название Marine Jumbo. В 1993 г. он начал полеты, причем от пассажиров с детьми не было отбоя. Кроме того, компания продала на миллионы долларов сувениров Marine Jumbo.

не правда ли, очень симпатичный кашалот получился из боинга? :)

Конкурент ANA – Japan Airlines – в ответ провела несколько акций, в результате которых на фюзеляжах ее самолетов появлялись герои диснеевских мультиков и покемоны.

Ответ All Nippon Airways (ANA) не заставил себя долго ждать… :) Pokemon jets!

Однако в начале XXI века пальму первенства в «красочных» идеях перехватила Air New Zealand.

Когда режиссер Питер Джексон снимал в Новой Зеландии фильмы трилогии «Властелин Колец», туристические власти страны здраво рассудили, что глупо было бы упустить такой шанс для дополнительного пиара, и стали рекламировать страну как Средиземье. К акции привлекли Air New Zealand: машины авиакомпании Boeing-747 и Boeing-767 украсили изображениями главных героев на фоне кадров из фильма. Так на фюзеляжах появились актеры Элайджа Вуд (Фродо) и Шон Астин (Сэм), Вигго Мортенсен (Арагорн) в паре с Лив Тайлер (Арвен) и Орландо Блумом (Леголас). Рисунки на некоторых из лайнеров, «разместивших» не себе персонажей, по площади занимали до 800 кв. м!

Даже несмотря на то, что сегодня во многих современных аэропортах пассажиры пользуются телетрапами и не видят фюзеляжа самолета, рисунки произвели фурор в слоях самой широкой общественности: «летающие афиши» «Властелина колец» сразу же привлекли внимание самых разнообразных изданий, и фотографии машин можно было наблюдать во многих СМИ.

У немецкого перевозчика – низкобюджетного Germanwings – лайнеры A-319 раскрашены в виде медведя – символа столицы Германии. Так компания отметила свой приход в Берлин в июне 2005 года, когда Schonefeld стал третьим базовым аэропортом перевозчика.

о многих аэропортах мира самолеты довольно долго стоят в очереди на вылет – так что у необычной раскраски лайнера всегда есть шанс развлечь пассажиров соседних самолетов.

Среди выдающихся образчиков бортового рекламного искусства стоит отметить покрашенный в 1996 г. словно банка Pepsi сверхзвуковой Conсorde авиакомпании Air France. Pepsi Cola как раз проводила ребрендинг газировки, розлитой в новые синие банки.

все таки жаль, что эра конкордов и Ту-144 закончилась!

винтовые попугаи авиакомпании NOK. клювастые! :)

будете на острове Самуи, в Тайланде, понаблюдайте на досуге за посадкой этих птичек. споттинг там отличный, уловистый!

(с) автор снимка — Степанов Слава

не отстают от общего тренда и американцы.

Лайнеры американской авиакомпании Frontier отличаются огромной коллекцией животных, птиц и земноводных, изображенных на килях ее самолетов. Фотографии, снятые на обычной 35-миллиметровой фотопленке затем увеличивают на компьютере в миллионы раз.

Готовое изображение состоит примерно из сорока сегментов, каждый из которых переносится на специальную самоклеющуюся пленку и помещается на киль. Акция под лозунгом Spirit of the West должна была не столько пробудить у пассажиров гордость за животный мир Запада США, сколько привлечь их на маршруты Frontier.

Большая поверхность авиалайнера может быть использована для привлечения внимания к специальной перевозке…

Lufthansa продвигает конкретные маршруты

Чартерная компания решила, что праздничное настроение у людей может очень даже помочь бизнесу.

Окраска самолетов Siem Reap Airways (Камбоджа) навевает мысли о пляжном отдыхе.

Австралийская компания Qantas и специальная раскраска Yananyi Dreaming.

Стратегия авиакомпании Ryanair — зарабатывать на всем. В том числе и на рекламе.

В преддверии Олимпийских игр в Афинах капсула с олимпийским огнем облетела весь мир на специально раскрашенном Boeing 747.

Малазийская авиакомпания радует ярчайшими расцветками своих бортов

а еще можно нарисовать монстра на хвосте самолета

или на борту. почему нет?

очень патриотичный американский борт-орел!

швейцарцы двигаются в ногу со временем. веселая раскраска!

летающий автомобиль — снова реклама, на этот раз прокатной конторы

российский Аэрофлот подготовил этот борт специально для олимпиады в Пекине

братья-украинцы не забывают о своих корнях

а на Кубани любят семечки :)

архитектура на борту

Ну и конечно, было бы нечестно показывать только чужие фотографии, найденные на просторах интернета. В видоискатель моего фотоаппарата, к сожалению, нечасто попадаются борта особо яркой окраски. Поэтому улов небольшой.

Вот этот борт прилетел в Алматы с Кубком Мира

а этот борт украинской авиакомпании Wind Rose прилетает к нам, порой, по маршруту Аэросвита. Довелось и мне полетать на нем.

парочка европейских лоукостеров в аэропорту Неаполя

ну и под занавес, самолет абсолютно без окраски. Мышь Белая! :)

Огромное спасибо авторам фотографий (все копирайты указаны на снимках). Были использованы фото- и текстовые материалы с этих ресурсов: транспортный блог, Gofly блог. Большинство снимков с фотоплатформ a.net и JP.

Япония

Японская военная авиация с началом тихоокеанской войны не имела каких-либо цветов. Как правило, это был цвет натурального дюраля. Но во время войны с Китаем некоторые самолеты («Кавасаки Ки 32» и «Мицубиси Ки 21») окрашивались в особый камуфляж – сверху неровные полосы коричневого и оливково-зеленого цветов, снизу светло-серым цветом.

Самолет зеленого цвета япония

Когда Япония вступила во Вторую мировую войну, практически все самолеты начали красить пятнами или полосками оливково-зеленого оттенка. Таким образом обеспечивалась скрытность самолета на подстилающей поверхности.

Воздушные машины флота также изначально красились в светло-серый цвет, но спустя некоторое время начали применять камуфляжную темно-зеленую окраску. Самолет был зеленого цвета.

British Airways

British Airways plc — крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик Великобритании, одна из крупнейших в Европе. Основные пересадочные узлы — Хитроу и Гатвик. Работает с 1974 года. На фото самолет Boeing 737-200.

мв

Германия

До 1940 года немецкие двухмоторные истребители Bf 110, как и бомбардировщики RLM 70/71/65, красились в черно-зеленый цвет. Но во время французской кампании, в 1940 году, верх самолета перекрашивался в серо-зеленый, а фюзеляж и бока – в светло-голубой оттенок. RLM 70, RLM 02 и Bf 110 получили бледно-зеленый окрас. Оливково-зеленый начали широко использовать в 1941 году. Ярким примером такого окраса считается RLM 80.

Самолет зеленого цвета 3434

В конце лета 43-го года были предложены новые типы окраски для RLM 81 и RLM 82 (оливково-коричневый и темно-зеленый), но начавшийся промышленный кризис помешал быстрому внедрению данных красок.

TUIfly

TUIfly — немецкая авиакомпания, выполняющая чартерные и регулярные пассажирские рейсы. Относится к туристическому концерну TUI AG. Авиакомпания основана в 1972 году.

TUIfly базируется в немецком городе Лангенхаген. Самолет Haribo livery, в честь немецкой компании, производящей сладости.

Air Malta

Air Malta — мальтийская авиакомпания. Базируется на Мальте, в муниципалитете Лука, в Международном аэропорту Мальты. Осуществляет рейсы по 39 направлениям в Европу и Северную Африку. Авиакомпания Air Malta была учреждена в 1973 году и осуществляет рейсы с апреля 1974 года.

На каком самолете хотели бы полететь вы? Отвечайте в комментариях!

Зачем, как и в какие цвета красят самолеты

Мы продолжаем серию «летних» материалов. Однажды SeaNews публиковал видео о том, как красят морское судно. Сегодня мы расскажем, почему самолет сменил серый цвет на ливрею и сколько краски уходит на Boeing.

Началось все одновременно с развитием гражданской авиации в XX веке. Правда, у первых авиакомпаний вся раскраска (она же цветографическая схема) самолета заключалась в нанесении названия и бортового номера.

Зачем вообще красить самолеты

Если фюзеляж и другие внешние элементы самолета сделаны полностью из красивого блестящего (после полировки) алюминия, то и не нужно вовсе, считали лет шестьдесят назад. Некрашеные самолеты — отдельная глава в истории авиационных ливрей. Большинство самолетов примерно до начала 60-х годов прошлого века так и выглядели: полированный металл, кое-какие надписи, немного цветных полос и регулярная полировка, чтобы блестело! В авиакомпаниях говорили, что краска, нанесенная на самолет, кое-чего да весит, а зачем нам лишняя масса?

И правда. По данным Boeing на начало 2000-х, краска, нанесенная ровным слоем на весь корпус Boeing 767-300, весила около 136 кг, в то время как если оставить корпус некрашеным и изобразить на нем только логотип, название и кое-какие небольшие элементы, масса краски составит только около 92 кг. В 2020 году в случае с Boeing 787 Dreamliner для окраски корпуса требовалось уже 360-450 кг краски. Однако если самолет покрасить не полностью, то стоимость обслуживания авиалайнера увеличивается более чем на 130 тыс. долларов в год в сравнении с полностью покрашенным вариантом (снова данные Boeing по состоянию на начало 2000-х).

American Airlines была одной из последних крупных авиакомпаний, предпочитавших полированный металл полной окраске своих воздушных судов. После банкротства в начале этого десятилетия она, знаменуя свое возрождение, сменила ливрею и стала красить свои самолеты почти целиком в серый цвет, назвав одной из причин распространение альтернативных материалов, из которых сегодня изготавливаются самолеты: на смену алюминию все чаще приходят композитные материалы, а они не блестят, как их ни полируй.

Зачем, как и в какие цвета красят самолеты

Итак, самолеты лучше красить. Помимо приведенных выше соображений, есть и другие доводы в пользу этого варианта: краска защищает корпус самолета от вредного воздействия окружающей среды, повышает гладкость поверхности, тем самым снижая трение о воздух, и если она светлая, то несколько уменьшает нагрев за счет отражения солнечного света.

Не менее важная причина (а то так все самолеты и летали бы белыми) заключается в том, что, как уже говорилось, раскраска помогает идентифицировать борт. Причем такая идентификация может пригодиться в самых разных случаях. Например, в аэропорту, когда сотрудникам аэропортовых служб, диспетчерам, экипажам и прочим заинтересованным сторонам нужно определить местоположение каждого конкретного авиалайнера.

Главным же адресатом раскраски является сегодня пассажир, а с помощью цветовой схемы, логотипа и других элементов ливреи авиакомпания продвигает свои корпоративные ценности и свой образ. И не только свой: частью в схемы раскраски многих авиакомпаний, являющихся национальными перевозчиками, включены элементы флага, а также герба страны и другие национальные символы. Это можно увидеть на примерах «Аэрофлота», British Airways, El Al и многих других.

В конце 1940-х, когда гражданская авиация начала развиваться небывалыми темпами, авиалайнеры выглядели почти одинаково — примерно так, как этот Boeing 377 Stratocruiser авиакомпании American Overseas Airlines, совершавший коммерческие перелеты из США в Европу и сфотографированный в 1949-м или 1950-м.

В какие цвета красить

Изначально самолеты красили во что-нибудь светлое, с цветной полосой посередине вдоль корпуса, чтобы образ был динамичнее и иллюминаторы не портили вид, потом еще крупно название авиакомпании и какой-нибудь логотип. Так самолеты выглядели примерно до середины 1960-х. По крайней мере, те из них, которые вообще красили.

Первый серьезный удар по господству голого металла и неброской ливреи нанесла в середине 1960-х авиакомпания из США Braniff International. Это она, желая выделиться на ставшем высоко конкурентным рынке гражданских авиаперевозок в Америке, призвала на помощь рекламное агентство Jack Tinker and Partners, в котором аккаунт-менеджером Braniff стала Мэри Уэллс. Она придумала революционную кампанию «Нет невзрачным самолетам» (The End of Plain Planes), сделав ставку на дизайн.

В чем-то схожий подход к окраске самолетов распространился в 70-е годы с появлением концепции «Европейский белый» (Eurowhite). В ее рамках самолеты тоже полностью окрашивали в один цвет, но не в веселый лавандовый или шоколадный, а в простой белый. Причины были экономические: белые самолеты легче цветных, они лучше всего отражают свет и, следовательно, меньше нагреваются на солнце, плюс так авиакомпаниям проще передавать друг другу самолеты во временное или постоянное пользование — всего-то и нужно поменять надпись и логотип. К тому же на белой краске лучше всего видны трещины, сколы, следы утечки жидкостей и прочие дефекты, позволяющие быстрее устранить неисправности.

Сегодня самолеты большинства авиакомпаний выглядят именно так: белый фюзеляж с окрашенным брюхом (но не всегда), разноцветный с логотипом киль и название ближе к носу. Скукота! Зато практично и позволяет хоть немного, но сэкономить, что в условиях высочайшей конкуренции на рынке авиаперевозок, роста стоимости топлива и расходов на безопасность приобретает решающее значение.

Зачем, как и в какие цвета красят самолеты

К счастью, не все авиакомпании принимают такой подход, и сегодня все чаще встречаются яркие и интересно раскрашенный авиаланейры. Причем речь может идти как о стандартной цветной ливрее, как у российских S7 Airlines или «России», так и о специальных версиях, посвященных тому или иному событию (например, всемирной выставке или крупному спортивному состязанию), о рекламных раскрасках, продвигающих новый фильм, парк развлечений или любой другой товар или услугу (хотя бы и новую модель смартфона) и так далее.

Как красят самолеты

В несколько этапов. В наиболее распространенном случае, когда с самолета смывают старую краску и наносят новую, действуют так: самолет помещают в ангар, где с него счищают старую краску. Это можно делать одним из двух способов (или обоими): с помощью пескоструйной обработки или специального жидкого состава — смывки. Последний справляется с очисткой самолета за 24 часа, разъедая старую краску.

Затем на очищенную и обезжиренную поверхность наносится грунт в один или несколько слоев (каждый сохнет примерно по шесть часов). Затем приходит время наносить краску — сначала базовый цвет ливреи, затем другие, используемые меньше, и наконец, с помощью трафаретов, логотипы, надписи и прочие фигурные элементы.

Далее с помощью красящего пистолета и даже кисточки исправляют мелкие дефекты и проверяют толщину и равномерность покрытия — она должна составлять 0,2–0,3 мм. После этого, если все в порядке, сверху краска покрывается лаком. В зависимости от сложности ливреи (читай: количества и размера цветов, элементов, слоев) и принятых авиакомпанией процедур покраска может занять от 3 до 10 дней.

Более зрелищным процесс покраски оказывается на видео. В интернете можно найти множество роликов, посвященных этому. Вот один из них.

В норме такая процедура проводится раз в несколько лет (5-8 лет, но можно и чаще), чтобы самолет выглядел свежим и краска сохраняла защитные свойства, и, как правило, оказывается приурочен к очередному раунду техобслуживания.

Объем краски и стоимость работ, как нетрудно догадаться, зависят от размера самолета и сложности цветографической схемы. Так, по данным Boeing, на стандартный Boeing-747 уходит примерно 450 литров краски, на 767-й — около 340 литров, а окраска одного борта обходится в сумму от 50 до 200 тысяч долларов.

(По материалам журнала «Вокруг света»)

«Аэрофлот»

Авиа — неофициальный национальный перевозчик России. Компания работает аж с 1923 года. Хаб авиакомпании расположен в Шереметьево. У «Аэрофлота» несколько дочерних авиакомпаний: лоукостер «Победа», «Россия», «Аврора». Является полноправным членом авиационного альянса SkyTeam.

Авиа начала свою деятельность (как авиаперевозчик «Пулково») еще в 1992 году. Как а/к «Россия» — в 2006 году.

«Россия» в 2020 году заняла третье место в списке крупнейших авиакомпаний страны по показателю перевозки пассажиров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: