Названия самолетов. Классификация самолетов, их виды и типы

Наименования

Давайте взглянем на перечень наименований основных иностранных производителей самолетов по алфавиту. В списке представлены как ныне существующие компании, так и упраздненные:

  • Aérospatiale (Франция).
  • Airbus (ЕС).
  • Boeing (США).
  • British Aerospace (Великобритания).
  • British Aircraft (Великобритания).
  • Heinkel (Германия).
  • Junkers (Германия).
  • McDonnell Douglas (США).
  • Messerschmitt (Германия).

Названия самолетов по алфавиту, выпускавшихся в СССР и странах постсоветского пространства, приведены ниже:

  • Ан (Антонов).
  • И (Поликарпов).
  • Ил (Илюшин).
  • Ла (Лавочкин).
  • ЛаГГ (Лавочкин, Горбунов, Гудков).
  • Ли (Лисунов).
  • МиГ (Микоян и Гуревич).
  • По (Поликарпов).
  • Су (Сухой).
  • Ту (Туполев).
  • Як (Яковлев).

Как классифицируют самолеты?

Прежде всего, узнаем, какие бывают самолеты. Названия летательной техники могут рассказать о многом, но классификация поведает нам ещё больше. Как же классифицируются самолеты? Делают это по следующим параметрам:

  • по назначению;
  • скорости;
  • числу двигателей;
  • типу двигателей;
  • типу шасси;
  • массе;
  • числу крыльев;
  • размеру фюзеляжа;
  • типу управления;
  • форме взлета.

На некоторых из вышеперечисленных моментов мы сейчас остановимся подробнее.

Классификация по назначению

Она считается самой распространенной. По этому показателю все самолеты деялся на два крупных вида: военные и гражданские. Кроме того, у каждой из перечисленных групп существует собственное подразделение на более мелкие категории.

В соответствии с конкретной функциональной принадлежностью военные самолеты классифицируются по следующим профильным категориям: бомбардировщики, самолеты-перехватчики, авиационные истребители, штурмовики, военно-транспортные суда, истребители-бомбардировщики, а также разведчики.

В гражданской авиации аппараты для полетов разделяют на следующие категории: пассажирские, сельскохозяйственного назначения, транспортные, почтовые, экспериментальные и т. д.

Бомбардировщики

В задачи бомбардировщика входит поражение целей, находящихся на земле. Делают они это с помощью бомб и ракет.

Теперь давайте выясним названия военных самолетов. Среди бомбардировщиков можно выделить такие модели отечественного производства: Су-24, Ту-160, Су-34. В годы ВОВ особой известностью пользовался отечественный бомбардировщик Пе-2. Но самым первым можно назвать знаменитого «Илью Муромца» – творение великого конструктора Игоря Сикорского. Этот аппарат взлетел впервые в воздух ещё в 1913 году. В эпоху Первой мировой войны его переоборудовали под бомбардировщик. Самолеты «Илья Муромец» также использовались во время Гражданской войны.

Среди иностранных аппаратов можно выделить современные американские стратегические бомбардировщики Northrop B-2 Spirit, XB-70 Valkyrie, Rockwell B-1 Lancer, B-2, B-52 Stratofortress, самолеты производства США 30-х годов Boeing B-17 и Martin B-10, германские бомбардировщики эпохи Второй мировой войны Junkers Ju 86 и Heinkel He 111.

Функциональность воздушных кораблей

Используя данный классификатор, все летные средства можно разделить на две отдельных категории. К первой категории относятся военные авиалайнеры, а ко второй – борта, имеющие гражданское предназначение. Помимо этого, существует третья группа, которой редко уделяется достойное внимание. К этой группе относятся все экспериментальные летные средства. В каждой категории можно выделить несколько главных групп, к которым относятся все самолеты, имеющие одинаковую функциональность и назначение. Для начала предлагаем рассмотреть основные типы самолетов, что используются в гражданской авиации.

Гражданская авиация

Для того чтобы лучше понимать особенности данной группы, необходимо уделить внимание типам и подвидам летательных средств, относящихся к этой категории. Эксперты в сфере авиации выделяют четыре основных варианта гражданских летных средств:

  1. Пассажирские воздушные корабли.
  2. Самолеты для перевозки грузов.
  3. Учебные самолеты.
  4. Летные средства, имеющие специальное назначение.

типы самолетов

  1. Самолеты, способные преодолеть дистанцию до двух тысяч километров.
  2. Лайнеры, способные летать на расстояние до четырех тысяч километров.

Магистральные модели, способные преодолеть расстояние более десяти тысяч километров. Все воздушные судна, использующиеся в гражданской авиации, можно разделить на несколько отдельных категорий в зависимости от вместимости транспортных средств. Тяжелые транспортные средства могут вместить более ста пассажиров. Средние модели позволяют перевести до пятидесяти пассажиров одновременно. Легкие самолеты предназначены для перевозок около двадцати пассажиров.

Созданием магистральных моделей летных средств занимаются такие и «Аэробус». Эти компании являются самыми крупными корпорациями, чья продукция используется большинством авиаперевозчиков. Лидером среди тяжелых самолетов является «Аэробус А380». До выхода данной модели, одним из самых крупных лайнеров считался «Боинг 747», четырехсотой серии. Семьсот сорок седьмая модель Боинга является одним из первых летных средств, получивших широкий фюзеляж. Эта вариация гражданского судна используется многими мировыми лидерами в сфере гражданской авиации.

Военные самолеты

Силовые структуры используют отдельную разновидность воздушных судов, чья конструкция значительно отличается от конструкции гражданских бортов. Все лайнеры, имеющие военное предназначение, можно разделить на две отдельных группы: автономные и пилотируемые модели. В военной сфере часто используются стандартные летные средства, предназначенные для транспортировки личного состава. Отечественные силовые структуры применяют для этой цели такие самолеты как «Ан-12» и «Ил-76». Американские военные применяют для данной цели «Боинг 97» и «Дуглас-15». В военной сфере часто используется вспомогательная техника в виде самолетов для связи и санитарных лайнеров.

Среди конструкций, имеющих военное предназначение, необходимо выделить бомбардировщики. Такие самолеты создаются с целью поражения наземных целей. Данные летные средства используются многими мировыми странами во время военных действий. Среди отечественных бомбардировщиков необходимо выделить «Ту-160», «Су-24» и бомбардировщик «Илья Муромец». Зарубежные спецслужбы используют «XB-70», более известный как «Валькирия» и «Northrop В-2».

Отдельную категорию представляют истребители, созданные с целью обороны. Эти летные конструкции используются для сопровождения или уничтожения летательных средств, вторгнувшихся в воздушное пространство чужой страны. Существует несколько отдельных типов самолетов данной группы. Это могут быть штурмовики, модели противовоздушной обороны и лайнеры сопровождения. Такое название самолетов как «Миг» известно многим жителям России. Американская армия использует для данной цели истребитель «Боинг Ф-22».

Помимо этого, существуют универсальные модели, совмещающие в себе функции бомбардировщика и истребителя. Данный вид техники может использоваться для различных задач. Такие самолеты могут использоваться для разрушений объектов врага, практически в одиночку. Первый лайнер, представляющий данную группу, был разработан в Германии. Отечественные военные структуры используют для этой задачи «Су-17» и «Миг 27».

Последним типом военных самолетов являются лайнеры, предназначенные для разведки. Такие авиалайнеры применяются для изучения вражеских позиций. Как правило, в данную категорию входят исключительно беспилотные летные средства. Среди недостатков таких конструкция необходимо подчеркнуть слабую защиту. Одним из главных представителей этой категории является «Reaper», созданный английскими инженерами.

название самолетов

Истребители

Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.

Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны — ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.

названия военных самолетов

Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.

Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.

Технический персонал

Основной обязанностью бортпроводников считается контроль безопасности пассажиров, выполнение действий, установленных специальным регламентом. В случае возникновения нестандартной ситуации эти люди отвечают за проведение эвакуации пассажиров. Также бортпроводники обязаны создавать комфортные условия лицам, находящимся на борту судна.

Гражданское воздушное судно

Обслуживающий персонал находится в подчинении у старшего бортпроводника, который свои действия координирует с командиром.

Воздушное судно всегда управляется людьми — летным составом или дистанционным способом. В любое мгновение полета человек может контролировать процесс его работы.

Пассажирские самолеты

Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров.

Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году.

Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3, совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2.

Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации — Boeing и Airbus.

28 августа 2020 г., AEX.RU – В России небольшие авиакомпании — эксплуатанты легкомоторных воздушных судов — могут получить право на перевозку грузов и людей. Соответствующие поправки подготовил Минтранс. Проект приказа, вносящий в Федеральные авиационные правила (ФАП) понятие транспортно-связных работ, обсуждается в рамках «регуляторной гильотины», рассказали «Известиям» в ведомстве. Сегодня перевозки грузов и пассажиров относятся к коммерческой сфере деятельности. Для их выполнения компания должна пройти дорогостоящие процедуры сертификации, которые большая часть небольших эксплуатантов не может себе позволить. Поправки Минтранса относят перевозку грузов и пассажиров к авиаработам, пройти сертификацию для которых существенно проще. Они дополнят перечень, в который уже входят авиахимработы, воздушные съемки, лесоавиационные и строительно-монтажные работы. К транспортно-связным работам министерство предлагает относить, в частности, «транспортирование грузов заказчика авиаработы» и «транспортирование персонала заказчика авиаработы». 21 августа документ был одобрен большинством голосов делового сообщества на заседании рабочей группы по реализации регуляторной гильотины, рассказали источники, знакомые с ходом обсуждения документа. Для окончательного одобрения требуются голоса представителей госструктур, после чего документ будет направлен в Минюст. Инициатива позволит авиакомпаниям, эксплуатирующим легкие воздушные суда, выполнять перевозку грузов. В мае Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просила о такой возможности министра промышленности и торговли Дениса Мантурова (письмо есть у «Известий»). В пик пандемии COVID-19 члены ассоциации столкнулись с отменой рейсов крупных авиакомпаний, выполняющих регулярные перевозки в города Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, куда затруднительно или невозможно доставить товар по земле. Ассоциация в письме просила Дениса Мантурова поддержать межфракционный законопроект об изменениях в Воздушный кодекс, который в случае принятия разрешил бы выполнение коммерческих воздушных перевозок на легких воздушных судах без сертификата эксплуатанта при условии членства перевозчика в профильной саморегулируемой организации (СРО). Против введения саморегулирования ранее публично выступал первый замминистра транспорта — глава Росавиации Александр Нерадько, который считает, что это снизит безопасность полетов. В Минтрансе сказали «Известиям», что ФАП разрабатывается в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» и строго соответствует положениям Воздушного кодекса РФ. Работа над проектом продолжается, комментировать подробности положений документа преждевременно, добавили в министерстве. Там не уточнили, является ли проект приказа уступкой компаниям интернет-торговли. В Минюсте сказали, что акт Минтранса на госрегистрацию в министерство не поступал. С критикой проекта приказа выступают в Ассоциации малых авиационных предприятий, последовательно продвигающей введение саморегулирования в отрасли. В объединении говорят, что новая редакция ФАП-249 разрешает «транспортирование» грузов и пассажиров, имеющих любые формы трудовых отношений с заказчиком рейса. При этом никаких обязательств по страхованию ответственности не возникает, так как это авиаработы, а не коммерческая воздушная перевозка. «С формальной точки зрения Воздушный кодекс РФ относит любые перевозки пассажиров и грузов за плату к коммерческим, а не к авиаработам. Это следует из целого ряда статей — 13, 61, 100, 133, 134. Минтранс же в своем проекте приказа производит подмену понятия «воздушная перевозка» понятием «транспортирование», тем самым нарушает требования Воздушного кодекса и злоупотребляет своими полномочиями устанавливать перечни авиаработ», — говорится в заявлении ассоциации.

«Боинг»

Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании — Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787.

классификация самолетов их виды типы названия

Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747, произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной. Он был выпущен в 2010 году. Сегодня на рынке пассажирской авиации наибольшую массовость обрел Boeing 777, выпускаемый с 1994 года. Самая новая модель корпорации на данный момент – Boeing 787 2009 года создания.

В Италии[ | ]

Итальянский учебно-тренировочный самолёт MB-339CD Шведский Saab JAS 39 Gripen
В Италии также как и во Франции не существует единой системы классификации. Каждая фирма применяет собственное обозначение новой модели, как правило, после полного названия компании следует определённое сочетание букв (сокращённое название фирмы, традиционная марка продукции), типовой номер и модификация, обозначаемая буквой: Ghibli — лёгкий тактический турбореактивный штурмовик, C-27J Spartan — итальяно-американский военно-транспортный самолёт, Piaggio P.180 Avanti — итальянский административный самолёт, Аэрмакки MB-339 (Aermacchi MB-339) — итальянский учебно-тренировочный самолёт и лёгкий штурмовик.

«Аэробус»

Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB.

Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах. На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления. Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире. Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB. Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обоходя своего соперника по экономичности.

Какие существуют типы воздушных судов?

Воздушное судно – это транспортное средство для передвижения людей и транспортировки грузов по воздуху. Пассажирский самолет, пожалуй, самый популярный представитель воздушных судов, но существуют и другие. Вертолеты, дирижабли и воздушные шары – все это примеры разного типа воздушных судов.

Как уже говорилось, пассажирский самолет это первое что приходит на ум при упоминании словосочетания «воздушное судно». Воздушные суда этого типа оснащаются крыльями и двигателями, как реактивными, так и внутреннего сгорания с установленными на них пропеллерами. В зависимости от назначения, внешний вид этих судов может довольно сильно отличаться друг от друга. Данный тип воздушных судов включает в себя и самолеты на реактивной тяге, и гидропланы.

Для эксплуатации большинства самолетов необходимо наличие взлётно-посадочной полосы. Исключением являются гидропланы. Воздушные суда этого типа не имеют шасси, и могут взлетать и приземляться, используя водные поверхности. Одна из разновидностей гидроплана, также известная под названием «гидросамолет», оснащается поплавковыми устройствами, которые крепятся на дно фюзеляжа и не допускают его касания водной глади. Еще один тип, часто называемый «летающая лодка», имеет поплавки на своих крыльях, а все что ниже их погружается в воду.

Очень часто классический самолет с двигателем внутреннего сгорания и самолет на реактивной тяге относят к разному типу воздушных судов. Самолет на реактивной тяге – это все тот же классический самолет, только с другим типом двигателя. В своей работе такие двигатели требуют особое топливо, сильно отличающееся от того, которое используют другие виды самолетов. Реактивные самолеты наиболее предпочтительны для полетов на большой высоте, с высокой скоростью и на дальние расстояния.

Планеры – это маленькие крылатые воздушные суда, созданные по принципу самолетов, но с существенными отличиями. Крылья планера длиннее и тоньше крыльев самолета. Кабина пилота обычно настолько мала, что ему приходится сидеть в полусогнутом положении. Встречаются кабины и для двух пилотов, но ещё большего количества людей воздушные суда этого типа вмещать не могут.

Чаще всего планеры используются в спортивных состязаниях и для отдыха. Люди используют их для аэропланирования или, как еще говорят, для плавания в небе. Некоторые из них оснащаются двигателем, другие нет. Как правило, двигатель используется в них для возможности увеличения времени полета.

Вертолет – воздушное судно, чей полет обеспечивается расположенными сверху него лопастями. В отличие от крылатых воздушных судов, для взлета и приземления вертолету не требуется взлётно-посадочной полосы или слишком просторной местности. Это все благодаря его способности взлетать и приземляться вертикально. Еще одним преимуществом вертолетов является то, что они могут зависать в воздухе. Но у него есть и недостатки, этот тип воздушных судов не может осуществлять слишком дальние полеты.

Воздушный корабль – это судно, которое легче воздуха. Дирижабль является ярким представителем воздушного корабля, в основу которого заложена жёсткая конструкция. Встречаются дирижабли и с полужёсткой конструкцией, формы и внешний вид которых зависят от уровня давления газа внутри них. Суда этого типа перемещаются по воздуху благодаря закаченному в них газу, молекулярный вес которого легче воздуха. Как правило, такие суда управляются при помощи двигателя и руля направления.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.

самолеты аэрофлота названия

Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Летный состав экипажа

Командир, второй пилот, бортинженер обычно являются членами летного состава экипажа. Командир отвечает за безопасность воздушного судна и лиц, присутствующих на его борту. Он держит под контролем все работы, проводимые на борту судна, имея для этого всего необходимые полномочия.

Второй пилот является помощником командира, он наделен правом выполнять его обязанности.

Бортинженер непосредственно следит за состоянием механизмов и оборудования, без слаженной работы которых воздушное судно не сможет функционировать должным образом.

Авиалайнеры других стран мира

Кроме указанных выше существуют достойные внимания модели и других производителей пассажирских самолетов.

Британский авиалайнер De Havilland Comet, выпущенный в 1949 году, является первым в мировой истории реактивным авиалайнером. Широкую известность приобрел французско-британский авиалайнер Concorde, разработанный в 1969 году. Он вошел в историю благодаря тому, что является второй удачной попыткой (после Ту-144) создания сверхзвукового пассажирского летательного аппарата. Причем до сих пор эти два авиалайнера в данном плане уникальны, так как пока больше никто не смог выпустить пригодный для массовой эксплуатации пассажирский самолет, способный перемещаться быстрее звука.

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

самолеты виды и названия

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность — 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность — 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов «Буран», но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная

Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха. Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе — МиГ-31.

Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.

Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.

И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, — транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный «Русланом», — Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации — перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.

Подразделение по скорости

Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

какие бывают самолеты названия

На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

Другие виды классификации

По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.

По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.

По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.

По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.

По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.

Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.

По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.

По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.

Многообразие

Мы узнали, что представляет собой классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрели. Как видим, представлено очень большое количество моделей, выполняющих различные функции, имеющих очень разные технические характеристики. Мир авиации действительно многогранен, и в одном обзоре не получится описать абсолютно все его стороны.

названия самолетов по алфавиту

Тем не менее общее представление мы по данному вопросу дать можем, описав наиболее известные вошедшие в историю самолеты. Виды и названия, несмотря на свою многочисленность, все-таки реально систематизировать определенным образом, чтобы внести ясность в суть этой темы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: