5.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

Фут (ft) и метр (m) — оба эти понятия находятся, как говорится, «на слуху». И почти каждому про них известно, что ими измеряют длину. А вот, дальше, обычно, возникает ступор: если про единицу измерения с названием метр в нашей стране граждане ещё могут что-то рассказать (хотя бы, что в нём 100 сантиметров), то про фут, не каждый сможет ответить, сколько это в «наших» метрах/сантиметрах. Особо рассеянные, даже говорят, что это, наверное, граммов 450…

Так, что же это такое? И чем они отличаются?

Фут (обозначается, как ft)

Что это? Для среднестатистического гражданина, вполне достаточно знать: это единица служащая для определения длины в английской системе измерения, которая активно используется в США (а также в ряде других, как правило, англоязычных странах) и то, что в одной такой единице, около тридцати сантиметров «по-нашему». Всё!

С таким багажом знаний можно смело читать и смотреть американские детективы, в которых, например, любят очень часто писать про рост героев в футах и дюймах (кстати, дюйм приблизительно равняется двум с половиной сантиметрам). Можно даже щегольнуть своими познаниями перед знакомым моряком, пожелав ему попутного ветра и «больше двух метров под килем». Главное, чтобы он потом не спросил, почему именно столько?

Для тех, кто любит точность, надо конкретизировать. Foot (ft) это английское название, в дословном переводе — «ступня». С 1958 года один ft это не примерно «чуть больше тридцати сантиметров», а именно 30,48 см и при этом он равняется 12 дюймам.

Кто определяет параметры полета

Всеми вопросами по координации действий пассажирских воздушных судов занимается международная организация по делам гражданской авиации. Она была основана еще в годы Второй мировой войны. Штаб-квартира ИКАО (от англ. International Civil Aviation Organization) находится в Канаде. Основная цель ее деятельности – разработка положений по повышению безопасности и эффективности пассажирских и грузовых полетов по всему миру.

Эта организация определяет высоту полета самолета над землей. Чтобы избежать столкновений в воздухе, в мире приняты следующие правила:

  • при движении авиалайнера в восточных направлениях он занимает нечетные величины – 9 или 11 километров над землей;
  • в обратном направлении, на запад, самолеты берут высоты 10 или 12 километров.

Современные авиалайнеры имеют значительные размеры, поэтому их критическое сближение чревато попаданием в чужие воздушные потоки, турбулентностью, потерей управления или столкновением.

Диапазон высот и скоростей каждого рейса определяют диспетчеры, и зависит он от многих факторов:

  • средняя скорость ветра и его порывов у поверхности земли;
  • продолжительность полета самолета;
  • общая длина маршрута;
  • характеристики воздушного судна;
  • направление движения лайнера;
  • условия погоды в воздухе и на аэродромах.

Весь полет проходит на связи и в согласовании с диспетчерами, которые «ведут» лайнер от начала и до конца рейса.

Интересные факты о рекордах в авиации

Известно, что средняя скорость движения самолета составляет 860 км/ч. А на какую максимальную скорость удавалось разогнать воздушную машину? Рекорд принадлежит американцам – в 1976 году они на сверхзвуковом самолете-разведчике преодолели отметку в 3529 км/ч.

А вот рекорд высоты полета поставил советский летчик Александр Федотов. На самолете МиГ-25 в 1977 году он сумел подняться до 37650 метров над уровнем моря. До сих пор эта высота считается максимальной, и превзойти ее никто не смог.

Самолет Ан-225 «Мрия», спроектированный для нужд советской космонавтики, установил сразу несколько непревзойденных мировых рекордов, и стал крылатым символом достижений Советского Союза. Ему принадлежат следующие рекорды:

  • максимальный вес поднятого на борт груза коммерческого типа – 247 тонн;
  • самый тяжелый транспортируемый моногруз – 187 тонн;
  • наибольшая грузоподъемность – 253 тонны.

Самый впечатляющий рекорд был поставлен в 2012 году, когда воздушный гигант поднял на высоту 10500 метров целую галерею из 500 картин. В авторах необычной галереи числились 120 художников, и эта высота стала наибольшей для мировой художественной выставки.

Рекорды дальности полета принадлежат знаменитым американским Боингам. Рекордсменом стал Boeing 747, принадлежащий австралийской авиакомпании. В 1989 году он совершил беспосадочный перелет из Лондона в Сидней, преодолев 18000 километров за более чем 20 часов. Машины этой марки выполняют наибольшее количество пассажирских и транспортных рейсов по всему миру.

Метр

Это – намного более известная в нашей стране единица измерения длины. В отличие от фута, её ещё со школьных лет знает подавляющее большинство наших граждан. Другим отличием является то, что метр входит в Международную систему единиц, а фут нет.

С научной точки зрения, один метр равняется расстоянию, которое свет преодолевает в вакууме за время равное единице (секунде), разделённой на 299 792 458. Для среднестатистического гражданина эта информация, вероятно, покажется избыточной, но для любознательных, она будет интересной.

Где в России встречаются футы

Не смотря на то, что метрическая система измерения у нас в стране распространена абсолютно везде, есть случаи, когда приходится при измерениях опираться на английскую меру длины. Вот некоторые из них, где есть зависимость размера от неё:

  • Один из самых распространённых примеров, это размер футбольных ворот. В этом вопросе родоначальники футбола (англичане) установили стандарт: их высота должна быть равна восьми футам, а ширина – 24 футам. Сейчас такой размер ворот используется абсолютно везде.
  • Английская система измерения широко применяется в авиации. Как, например, эшелон для воздушных судов измеряется практически во всем мире в футах, а номера эшелонов кратны сотням футов. Если авиадиспетчер даёт указание командиру воздушного судна: «Ваш эшелон номер 100», то это означает, что самолёту необходимо занять высоту 10 000 футов.
  • При морских контейнерных перевозках. Самыми распространёнными контейнерами такого типа являются двадцати и сорока футовые. Это будет нелишним знать начинающим бизнесменам, которые занимаются поставкой товаров, так как, несмотря на двукратное отличие по названию, в первый войдёт 11 «европалет», а во второй уже 25.
  • Длина морских судов также измеряется в футах. Поэтому желающим приобрести или заказать себе, например, яхту, можно посоветовать заранее перевести её габариты в привычные метры, чтобы представлять себе, какого она размера. Так, самая большая в мире на сегодняшний день яхта Dilbar (кстати, принадлежит она российскому олигарху) имеет длину 156 метров.

В каких условиях проходит полет

Оптимальные высоты для пассажирской авиации давно рассчитаны и находятся в диапазоне от 9 до 12 километров. Для сравнения, высота величайшей вершины мира горы Эверест 8848 метров. Эти цифры обусловлены состоянием атмосферы: на таких высотах она достаточно разрежена и сопротивление воздуху минимальное. Так высоко не поднимаются птицы, а значит, нет вероятности столкновения с ними.

Вопреки расхожему мнению, птицы очень редко становятся причиной нарушений в двигателях воздушного средства, гораздо чаще в столкновениях они становятся жертвами от удара в корпус.

Планку высоты в 12 километров гражданские суда никогда не пересекают. Выше этой отметки атмосфера становится еще более разреженной, что грозит быстрой потерей высоты из-за острой нехватки кислорода для сгорания топлива.

Высота положения самолета над землей измеряется высотомером – прибором, который высчитывает величину в зависимости от атмосферного давления, и, по сути, является барометроманероидом. В России высота измеряется в единицах СИ – метрах, в некоторых других странах вычисляют величину в футах.

На какой высоте летают самолеты

Набирают высоту пассажирские самолеты очень медленно, в это время двигатели работают на полную мощность и расход топлива максимален. Одновременно плавный подъем позволяет пассажирам легче перенести перепад давления, от которого закладывает уши. Чтобы облегчить состояние, рекомендуется несколько раз зевнуть, тогда неприятные симптомы быстро проходят.

Температура за бортом на высоте 10000 метров держится на отметке -50 °С. Такие условия способствуют эффективному охлаждению двигателей.

Правило быстрого перевода

Его активно используют лётчики. Люди, которые по роду своей деятельности должны уметь быстро анализировать поступающую информацию и принимать решения. У них на борту самолёта есть специальные таблицы соответствия определённого количества метров футам и наоборот. Но в среде лётчиков есть и профессиональное неформальное правило, которое гласит, что для быстрого перевода одной единицы в другую, нужно:

  • футы умножить на три и отнять ноль – получим метры;
  • метры разделить на три и добавить ноль – получим футы.

Такой простой и быстрый расчёт даёт приемлемую погрешность результата.

На вертолёте Ми-8 выполнялся полёт по санзаданию в горной местности. Экипаж вертолёта доложил диспетчеру МДП: «Следую над водохранилищем на триста метров истинной». Диспетчер сообщил экипажу значение минимального давления, приведенного к уровню моря, и запросил экипаж, на какой безопасной высоте по этому давлению будет выполняться полёт. На вполне резонный вопрос диспетчера, командир ВС крайне раздраженно ответил: «Да Вы что там с ума посходили что ли. Всегда летали на истинных высотах и будем летать». Диспетчер не смог настоять на выполнении экипажем вполне законного требования и по результатам расшифровки понёс наказание (выговор). К командиру вертолёта претензий не было предъявлено.

К сожалению, это не единичный пример. Экипажи ВС, выполняющие полёты по ПВП в докладах органам ОВД зачастую используют фразеологию: «Следую на сто метров истинной»

, или при полётах в горной местности:
«Следую на триста метров истинной».
Это странно, так как выполняются обычные полёты по ПВП, а не полёты по выполнению определённого вида авиационных работ.

Кроме того, такие доклады экипажей являются нарушением ФАПП в ВП РФ, где в разделе V п.19 указано, что высота (эшелон) полета определяется и выдерживается экипажем по барометрическому высотомеру с учетом поправок в соответствии с установленной методикой расчета.

В этом же разделе в п. 21 указано, что в заявках на полет, в указаниях органов ОВД (управления полетами) экипажам и докладах экипажей органам ОВД (управления полетами) указывается (сообщается) высота (эшелон) полета, определяемая (выдерживаемая) в соответствии с требованиями настоящего пункта.

Подобные доклады экипажей противоречат и ФАП Осуществление радиосвязи в ВП РФ (раздел 5.6.3.), где приведены примеры радиообмена о выполнении полётов на истинной высоте, только при производстве авиационных работ. При выполнении полётов по ПВП в докладах экипажей должны быть определены барометрические

высоты, по
барометрическим
высотомерам, на которых должно быть установлено минимальное давление, приведенное к уровню моря (QNH).

Экипажи ВС ссылаются на ФАПП в ВП РФ (раздел IV п.16), где указано, что полёты на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, а также по ППП с использованием средств огибания рельефа местности могут выполняться на минимальной допустимой высоте полета, устанавливаемой соответствующими актами видов авиации.

Примечание: В ГА РФ нормативно-правовыми документами не определены полёты с огибанием рельефа местности (т.к. воздушные суда ГА не оснащены средствами огибания рельефа местности).

Вольное толкование данного пункта ФАПП неверно по двум причинам:

— радиовысотомер, как устройство для определения истинной высоты над пролетаемой местностью (на которое ссылаются пилоты), не является средством, которое можно использовать для полётов с огибанием рельефа местности (так как это специальное оборудование, устанавливаемое на военных самолётах и вертолётах, состоит из комплекса, включающее радиолокатор, допплеровский измеритель, счётно-решающее устройство и специальный автопилот);

— в одном районе все воздушные суда должны выполнять полёты, выдерживая высоты от одного уровня отсчёта и недопустимо, чтобы в одном районе выполнялись полёты, как на истинных высотах, так и на рассчитанных высотах по минимальному давлению, приведенному к уровню моря. Именно поэтому в ФАПП в разделе XIX (Полёты в районах авиационных работ

) п. 116 абсолютно конкретно указано:
Высоты (эшелоны) полета, занятые воздушными судами, выполняющими авиационные работы в установленном районе, должны быть свободны от других воздушных судов.
Рекомендация диспетчерскому персоналу:

При обслуживании воздушного движения и взаимодействии с экипажами воздушных судов, выполняющих полёты по ПВП ниже нижнего (безопасного) эшелона, в случае доклада пилотов о выдерживании истинной высоты (100 или 300 м), диспетчер, сообщив экипажу значение QNH, вправе потребовать от экипажа доклада о высоте полёта по барометрическим высотомерам, где установлено минимальное давление, приведенное к уровню моря.

И здесь ничего не надо выдумывать, а надо выполнять требование п. 3.23. ФАП ПиВП!

Оно гласит:

3.23. Для полета по маршруту вне аэродрома (аэроузла) на высотах ниже нижнего эшелона летный экипаж воздушного судна значение QNH получает от органа ОВД.

Теперь есть смысл вернуться, к примеру, и подвести краткий итог.

Проблема существует и наказанием диспетчерского персонала не решается. Необходимо поставить вопрос перед инспектирующими органами Росавиации о недопустимости нарушения экипажами ВС нормативно-правовых документов, регламентирующих выполнение полётов по ПВП.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: