В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
Canadair Regional Jet | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Bombardier |
Производитель | Bombardier |
Первый полёт | 10 мая 1991 года |
Начало эксплуатации | 1991 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | SkyWest Airlines (318 на IV.2015) ExpressJet Airlines (136 на XI.2014) Endeavor Air (116 на II.2015) Mesa Airlines (77 на V.2015) Air Wisconsin (71 на XI.2014) |
Годы производства | 1991 — н. в. |
Единиц произведено | 1899 (31 марта 2020 года) [1] |
Медиафайлы на Викискладе |
Mitsubishi Canadair Regional Jet
(CRJ) — семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полёт самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Среди других отличительных особенностей модели — шайбы (законцовки) Уиткомба. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полёта.
Разработка[ | ]
После успеха серии CRJ100/200 Bombardier начала производство увеличенных вариантов, призванных конкурировать с более вместительными региональными самолётами Embraer E-Jet, Fokker F70/100 и BAe 146/Avro RJ.
CRJ700[ | ]
CRJ701ER авиакомпании Lufthansa
Проектные работы по CRJ700
были начаты Bombardier в 1995 году на базе версии CRJ200, официально программа была запущена в январе 1997 года[2]. Первый полёт состоялся 27 мая 1999 года[2]. Сертификат типа FAA обозначает CRJ700 как
CL-600-2C10
[3]. Первый коммерческий рейс CRJ700 был выполнен авиакомпанией Brit Air в 2001 году[2].
CRJ700 имеет удлинённый и слегка расширенный фюзеляж, новое крыло с предкрылками, и опущенную ниже, по сравнению с CRJ200, линию пола. CRJ700 комплектуются двигателями CF34-8C1 производства General Electric. Максимальная скорость составляет 895 км/ч. В зависимости от загрузки CRJ700 может иметь дальность до 3620 км; новая версия ВС с двигателями CF34-8C5 будет иметь дальность до 4660 км.
CRJ700 авиакомпании United Express
CRJ700 выпускается в трёх сериях: серия 700
, с вместительностью салона до 68 мест;
серия 701
, с вместительностью салона до 70 мест;
серия 702
, с вместительностью салона до 78 мест. CRJ700 также имеет три модификации по запасу топлива и полной массе: стандартная, ER и LR. Варианты ER и LR имеют увеличенный запас топлива и взлётный вес, что позволяет повысить дальность. Также создана административно-деловая модификация самолёта, имеющая торговое название
Challenger 870
.
В 2008 году на смену CRJ700 пришёл CRJ700 NextGen, унифицированный с модификациями CRJ900 NextGen и CRJ1000 NextGen. В январе 2011 года SkyWest Airlines заказала четыре CRJ700 NextGen[4].
CRJ900[ | ]
Bombardier CRJ900LR авиакомпании Lufthansa CityLine
CRJ900
является удлинённым вариантом CRJ700 на 76—90 пассажиров. Самолёт оборудован двигателями GE CF34-8C5 тягой 59,4 кН и предкрылками. Максимальная взлётная масса составляет 38,3 тонны. Модификация является дальнейшим развитием серии CRJ200. Система кондиционирования имеет регулировку целевого значения температуры. Салон оснащён системой рециркуляции, сокращающей время прогрева и охлаждения. Двигатели оснащены электронным блоком FADEC. Пол салона понижен на 5 см, что улучшает обзор из иллюминаторов. ВСУ Honeywell RE220 подаёт гораздо больше воздуха на кондиционеры и имеет более высокие пределы по запуску и работе на эшелоне. Увеличен размах крыла, увеличены высота и размах хвостового оперения. В обычных условиях CRJ900 может занимать эшелон на 2000-3000 м выше и поддерживать скорость 830—925 км/ч, что значительно выше, чем у предшественника. Сертификат типа FAA обозначает CRJ900 как
CL-600-2D24
.
CRJ1000[ | ]
CRJ1000 авиакомпании Air Nostrum
19 февраля 2007 года Bombardier объявила о начале разработки варианта CRJ1000
, ранее обозначавшегося как CRJ900X — удлинённой модификации CRJ900 на 100 пассажиров. Bombardier заявило, что технические и экономические показатели новой модели в расчёте на одного пассажира выше, чем у Embraer E-190.
Кратко о CRJ-900
CRJ-900 – это узкофюзеляжный самолет. Он представляет собой увеличенную и модернизированную версию самолета CRJ-200. Изменения коснулись практически всех элементов самолета. Конструкция планера осталась такой же, как и на самолете-прототипе. Это по-прежнему низкоплан со стреловидным крылом и двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, установленными в хвостовой части. Однако, инженерами компании Bombardier были внесены существенные изменения в конструкцию самолета:
- Была повышена экологичность самолета.
- В кабину была добавлена рециркуляция воздуха, которая помогает при охлаждении или нагревании.
- Была изменена система управления двигателем. На новом самолете двигатели управляются электронной системой FADEC, взамен устаревших топливных и тросовых органов управления.
- Пол был занижен на 5 см, по сравнению с CRJ-200. Благодаря этому визуально высота размещения иллюминаторов увеличилась. Теперь они находятся ближе к уровню глаз пассажиров.
- Была заменена ВСУ. Новая вспомогательная силовая установка от General Electric является более производительной. Она обладает большей предельной высотой запуска и нагнетает большее количество воздуха для использования.
- Была изменена конструкция хвостового оперения.
- Двигатели были заменены с CF-34B1 на CF-34-8C5 от General Electric. Новые двигатели обладают большей высотностью, меньшими показателями шумности. Самое главное – новые двигатели имеют большую мощность и топливную эффективность, чем предыдущие модели.
В результате всех сделанных улучшений получился новый самолет, который способен летать на высоте на 2.5-3 км выше, чем его предшественник. Следовательно, топливная эффективность нового самолета увеличивается.
Технические характеристики[ | ]
Модификация | CRJ700 | CRJ705 | CRJ900 | CRJ1000 |
Экипаж | Два пилота | |||
Пассажировместимость | 78 (1 класс, макс.) 70 (1 класс) 66 (2 класса) | 74 (1 класс) 75 (2 класса) | 90 (1 класс, макс.) 88 (1 класс) 79 (2 класса) | 104 (1 класс, макс.) 100 (1 класс) 93 (2 класса) |
Длина | 32,51 м | 36,40 м | 39,13 м | |
Размах крыла | 23,24 м | 24,85 м | 26,18 м | |
Высота | 7,57 м | 7,51 м | 7,50 м | |
Площадь крыла | 70,61 м² | 77,4 м² | ||
Диаметр фюзеляжа | 2,7 м | |||
Ширина салона | 2,57 м | |||
Высота салона | 1,89 м | |||
Вес пустого | 19 731 кг | 21433 кг | 23 179 кг | |
Снаряжённый вес | 28 259 кг LR : 28 801 кг | 31 751 кг LR : 32 024 кг | 35 154 кг | |
Максимальная взлётная масса | 32 999 кг ER : 34 019 кг LR : 34 926 кг | 36 504 кг ER : 37 421 кг LR : 38 330 кг | EuroLite : 38 995 кг 40 824 кг ER : 41 640 кг | |
Полезная нагрузка | 8 527 кг LR : 9 070 кг | 10 319 кг LR : 10 591 кг | 11 975 кг | |
Объём багажного отсека | 15,5 м³ | 16,8 м³ | 19,4 м³ | |
Разбег при макс. МВМ (Норм. условия) | 1564 м ER : 1676 м LR : 1851 м | 1778 м ER : 1861 м LR : 1944 м | EuroLite : 1822 м 1996 м ER : 2079 м | |
Практический потолок | 12 497 м | |||
Крейсерская скорость | 829 км/ч | 829 км/ч | 850 км/ч | 827 км/ч |
Макс. крейсерская скорость | 876 км/ч | 885 км/ч | 881 км/ч | 870 км/ч |
Макс. дальность | 2656 км ER : 3208 км LR : 3708 км | 3184 км ER : 3635 км LR : 3702 км | 2500 км ER : 2950 км LR : 3385 км | EuroLite : 1683 км 2491 км ER : 2843 км |
Макс. запас топлива | 8887 кг | 8822 кг | ||
Двигатели (2x) | GE CF34-8C5B1 | GE CF34-8C5 | GE CF34-8C5A1 | |
Взлётная тяга (2x) | 56,4 кН | 58,4 кН | 59,4 кН | 60,6 кН |
Тяга с системой APR (2x) | 61,3 кН | 63,4 кН | 64,5 кН | 64,5 кН |
Источники: CRJ700,[6][7][8] CRJ705,[9][10] CRJ900,[11][12][13] CRJ1000[14][15][16][17] Примечание: самолёты CRJ900 авиакомпании Delta Connection вмещают 76 пассажиров и четырёх членов экипажа в 2-классной компоновке.[18]
Аварии и катастрофы
За всю историю было потеряно 16 машин типа CRJ-100/200/700.[3]
Дата | Бортовой номер | Место аварии/катастрофы | Жертвы | Описание происшествия |
26.07.93 | C-FCRJ | Канзас | 3/3 | Испытательный полёт, разбился из-за неверных действий экипажа. |
16.12.97 | C-FSKI | Фредериктон | 0/42 | Не смог уйти на второй круг. |
22.06.03 | F-GRJS | около Бреста | 1/24 | Разбился при снижении из-за порыва ветра. |
14.10.04 | N8396A | Джефферсон | 2/2 | Технический рейс, разбился при снижении из-за ошибок пилотов. |
21.11.04 | B-3072 | Баотоу | 2+53/53 | Разбился при наборе высоты, не была выполнена противообледенительная обработка. |
27.08.06 | N431CA | Лексингтон | 49/50 | Взлёт с короткой полосы из-за ошибки экипажа. |
13.02.07 | N168CK | Внуково | 0/3 | При взлёте потерял устойчивость и перевернулся на ВПП. Недостатки в РЛЭ, экипаж не включил противобледенительную систему крыла. |
20.05.07 | C-FRIL | Торонто | 0/40 | При посадке подломилась носовая стойка шасси. |
14.02.08 | EW-101PJ | Ереван | 0/12 | При взлёте рухнул на ВПП, перевернулся и загорелся. Не была проведена противообледенительная обработка. |
07.07.08 | N706EV | Батон-Руж | 0/0 | Во время чистки компрессора левого двигателя последний вышел на максимальный режим, самолет пришел в движение и столкнулся с двумя CRJ200, которые также находились в ангаре. |
28.02.09 | N830AS | Флорида | 0/2 | При запуске питания в ангаре начался пожар[4]. Списан. |
12.11.09 | 5Y-JLD | Кигали | 1/13 | При движении к терминалу врезался в здание. |
14.07.12 | N865AS | Сент-Джордж | 1/1 | Врезался в здание при попытке угона. |
01.09.12 | 521 | Казань | 0/43 | Треснуло лобовое стекло при взлёте Bombardier CRJ-200 авиакомпании АК БАРС АЭРО, совершавший рейс Казань -Санкт-Петербург. |
04.04.11 | 4L-GAE | Киншаса | 32/33 | Разбился при посадке в ливень. Выполнял рейс миссии ООН. |
24.01.12 | N8524A | Провиденс | 0/н.д. | Получил повреждения на стоянке. Списан. |
29.01.13 | UP-CJ006 | Алматинская область | 21/21 | Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. Экипаж по не до конца установленной причине перевёл самолёт в пикирование. |
20.07.14 | 5A-LAL | Триполи | 0/0 | Уничтожен выстрелом из РПГ во время боев в аэропорту. |
11.10.15 | ЮВТ 301 | Казань | 0/29 | Неполадки реверса правого двигателя. Самолет Bombardier CRJ-200 авиакомпании ЮВТ АЭРО, выполнявший рейс Бугульма –Москва, совершил аварийную посадку в международном аэропорту Казани. |
01.12.15 | ЮВТ 535 | Казань | 0/18 | Треснуло лобовое стекло при взлёте Bombardier CRJ-200 авиакомпании ЮВТ АЭРО, совершавший рейс Казань -Волгоград. |
08.01.16 | SE-DUX | около Аккаяуре | 2/2 | Самолет направлялся из Осло в Тромсе и послал сигнал бедствия в шведском воздушном пространстве в 0:20 по местному времени. Причины катастрофы неизвестны, расследование продолжается. |
08.08.17 | ЮВТ 301 | Казань | 0/45 | Отказ системы закрытия закрылок. Самолет Bombardier CRJ-200 авиакомпании ЮВТ АЭРО, выполнявший рейс Бугульма –Москва, совершил аварийную посадку в международном аэропорту Казани. |
Где лучше сидеть в самолете
В авиалайнере Bombardier CRJ 1000 есть несколько мест повышенного комфорта с расширенным пространством для ног. Они считаются лучшими для перелета. Если вы желаете занять удобное кресло в салоне самолета данной модели, рекомендуем бронировать билеты на 1, 17 или 18 ряд.
Особенности посадочных мест в CRJ 1000:
- На первом ряду салона впереди кресел нет других посадочных мест, установлена перегородка, за которой находится выход из самолета и технические помещения. На этих местах увеличенное пространство для ног. К преимуществам также относят хороший выбор блюд и напитков, так как именно с этой части салона бортпроводники начинают раздачу бортового питания. Есть один недостаток мест на 1 ряду – раскладные столики оборудованы в подлокотники сидений, что делает их неподвижными.
- Кресла на 17 и 18 ряду находятся рядом с аварийными люками. Здесь также имеется увеличенный шаг пространства между сиденьями, что позволяет путешественнику принять удобное положение тела во время перелета. Но есть и некоторые недостатки. Например, по правилам перевозчиков, пассажирам нельзя ставить на пол возле сидений личные вещи (ручную кладь). Запрещено занимать кресла у аварийного выхода пассажирам с детьми и домашними питомцами, беременным женщинам, несовершеннолетним детям, пенсионерам и людям с ограниченными возможностями.
- Места на 16 ряду также находятся рядом с аварийными люками и имеют расширенное пространство для ног. Однако для перелета они не очень удобны, так как по правилам безопасности посадочные места оснащены заблокированным механизмом, не позволяющим раскладывать спинку кресла во время перелета.
- Особо неудобными в салоне Bombardier CRJ 1000 считаются кресла на последнем 26 ряду. Они имеют ряд недостатков: ограничение опускания спинки, близкое расположение к туалету. К тому же, в хвостовой части салона более отчетливо слышен шум мотора лайнера. Из-за регулярных очередей в туалет и часто хлопающей двери вряд ли удастся провести перелет в спокойной обстановке.
Каждая авиакомпания компонует пассажирский салон на свое усмотрение. Например, в самолете Bombardier CRJ 1000 французской авиакомпании Air France есть специально оборудованные места для пассажиров с детьми. Они находятся в 21-25 рядах, по 2 кресла в ряд в шахматном порядке (21 ряд – А, С; 22 ряд – D, F; 23 ряд – А, С; 24 ряд – D, F; 25 ряд – А, С). Авиалайнеры других перевозчиков также могут быть оснащены специальными креслами для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Планируя перелет на самолете CRJ 1000, заранее изучите схему салона с конкретной компоновкой посадочных мест, созданной выбранной авиакомпанией. О том, как бесплатно выбрать удобное кресло в салоне авиалайнера, можно прочитать тут.
Статьи о других самолетах со схемами салона:
Обзор и схема пассажирского самолета Bombardier CRJ-700
Описание и схема салона пассажирского авиалайнера Airbus A380
Сухой Суперджет 100 – характеристики и лучшие места в самолете
Airbus А320 – обзор, компоновка салона, где лучше сидеть
Заказы и поставки
Модель | Заказано | Поставлено | Невыполненные заказы |
CRJ100 | 226 | 226 | 0 |
CRJ200 | 709 | 709 | 0 |
CRJ440 | 86 | 86 | 0 |
CRJ700 | 336 | 328 | 8 |
CRJ705 | 16 | 16 | 0 |
CRJ900 | 444 | 420 | 24 |
CRJ1000 | 68 | 58 | 10 |
Challenger 800 | 33 | 33 | 0 |
ИТОГО: | 1918 | 1876 | 42 |
Источник: Program Status Report — CRJ Series aircraft on December 31, 2017[1]