Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось

После окончания Второй мировой войны самолетов стали производить гораздо меньше, однако одно из изобретений, освоенных перед самым ее началом, обрело вторую жизнь. В 1939 году немецкий авиаконструктор Ханс-Иоахим фон Охайн установил на самолете He-178 реактивный двигатель, запатентованный задолго до него французским изобретателем Рене Лореном. Самолет пронесся с недостижимой для поршневых двигателей скоростью 746 км/ч. Однако новый двигатель был очень капризен, неэкономичен и требовал много времени и средств на устранение этих недостатков.

Хейнкелъ He-178

Программу испытаний He-178 свернули, поскольку лишних средств и времени у немцев не было, так как Германия стояла на пороге новой войны. То же самое произошло и в СССР, где под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева в 1941-1942 годах был построен и испытан истребитель-перехватчик БИ-1. И все же под конец войны немецкая промышленность сумела освоить серийный выпуск реактивных двигателей под маркой Jumo-004 и начать их установку на истребитель «Мессершмитт Me.262».

В 1944 году этот самолет начал активно использоваться в военных операциях. К счастью для союзников, в Германии до конца войны не успели ни наладить массовое производство Jumo-004, ни организовать должное обучение летчиков.

Выдающийся «Микоян—Гуревич»

В первые же послевоенные годы поршневые самолеты были стремительно вытеснены машинами с реактивными двигателями. В Советском Союзе созданием реактивных истребителей занималось конструкторское бюро инженеров А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Их самолеты по фамилиям руководителей получили обозначение МиГ. В 1948 г. появился первый серийный советский истребитель с реактивным двигателем МиГ-15. Для своего времени он являлся выдающимся самолетом. Начавшаяся в 1950 г. война в Корее заставила весь мир заговорить о МиГ-15. Этой машине довелось стать самым массовым реактивным истребителем в истории авиации.

Як-15

Кому выгодно использовать самолеты легкой авиации

О приобретении или аренде малого воздушного судна следует задуматься тем, кто по роду деятельности вынужден совершать частные перелеты. Деловая авиация позволит снизить затраты на трансфер за счет отказов от услуг авиакомпаний. Кроме этого, услуги авиаперевозчиков не способствуют комфорту пассажиров: долгие ожидания, задержки и отмены рейсов, необходимость планирования путешествий в соответствии с расписанием полетов и т. д.

В этом случае даже маленький многоцелевой самолет дает его владельцу максимальную свободу передвижения. Ведь он сам вправе решать, в какое время и по какому маршруту состоится полет на легком самолете.

Первые пассажирские реактивные самолеты

Тем временем Британия приступила к разработке пассажирского самолета с реактивным двигателем, которому заранее было дано название «Комета». В 1949 году первая такая машина поднялась в воздух, однако перелететь через Атлантический океан, как это планировалось, не смогла. Ее использовали на линии между Лондоном и Йоханнесбургом. В 1956 году они были запрещены из-за участившихся аварий. К тому времени авиалайнер, оснащенный двумя реактивными двигателями собственного производства, появился в СССР. Ту-104 был тогда единственным в мире пассажирским самолетом с таким мотором. Когда в 1958 году к нему присоединился заокеанский «Боинг 707», переход от поршневого к реактивному двигателю можно было считать состоявшимся.

Поделиться ссылкой

Средние и среднемагистральные самолеты

Этот класс бизнес-джетов характеризуется увеличением дальности беспосадочного перелета (до 5700 км), скорости полета (до 850 км/ч) и, конечно, уровня комфорта для пассажиров (большинство моделей позволяет пассажиру встать в полный рост). На сегодняшний день самолеты данной группы самые востребованные. Стоимость самолетов этой категории начинается от 12 млн долларов.

Наиболее популярными ВС в средней категории являются:

  • Citation XLS+, Cessna Aircraft (входит в холдинг Textron Aviation) / США — в этом самолете будет комфортно всем пассажирам: высота салона позволяет человеку встать в полный рост, а двигатели XLS+ отличаются небольшой шумностью. Широкое использование в конструкции композитных материалов и современной аппаратуры увеличило дальность полета и экономичность эксплуатации;

Бизнес-джет средней категории Citation XLS

  • Citation Sovereign+, Cessna Aircraft (входит в холдинг Textron Aviation) / США— отличительной особенностью этого самолета является современная цифровая авионика, а также использование длинного крыла с небольшой стреловидностью. Таким образом, самолет может взлетать с коротких взлетно-посадочных полос небольших аэродромов. Бизнес-джет предназначен не только для среднемагистральных линий, но и для полетов на большие расстояния;

Бизнес-джет средней категории Sovereign , Cessna Aircraft

  • Citation Latitude, Cessna Aircraft (входит в холдинг Textron Aviation) / США— самый современный бизнес-джет Cessna. К преимуществам модели можно отнести высокую дальность полета и возможность работы на коротких полосах. Особое внимание уделено комфорту пассажиров: самолет имеет самый широкий для всех аппаратов подобного класса фюзеляж, ровный пол, а полноростовой салон оборудован системой регулирования давления и кондиционирования;

Бизнес-джет средней категории Latitude, Cessna Aircraft

  • G150, Gulfstream Aerospace / США— высокоскоростной (самолет неоднократно бил рекорды на различных маршрутах) бизнес-джет от компании Gulfstream обладает экономичными двигателями и способен взлетать со сравнительно коротких полос;

Бизнес-джет средней категории G150

  • Legacy 450, Embraer / Бразилия— достоинством этого аппарата является его невысокая стоимость, что ничуть не отражается на технических характеристиках и роскошной отделке самолета. Это отличительная черта почти всех бразильских бизнес-джетов. К тому же, по отзывам пилотов, самолет оснащен простой и понятной системой управления.

Если будущий владелец бизнес-джета готов переплачивать за дополнительный комфорт, то можно рассмотреть ВС категорией повыше.

Cреднемагистральные ВС:

  • Challenger 300, Bombardier Aerospace / Канада— этот самолет отличается высокой крейсерской скоростью (является рекордсменом в своем классе) и экономичностью. Превосходная отделка салона приятно удивит пассажиров, а система управления вибрацией гарантирует повышение комфортности полетов;

Среднемагистральный бизнес-джет Challenger 300, Bombardier Aerospace Канада)

  • Challenger 350, Bombardier Aerospace / Канада — среди достоинств этой модели — современные турбовентиляторные двигатели с пониженным расходом топлива, высокая дальность полета, уменьшенная длина пробега и разгона. Самолет может работать с аэродромами, обычно не принимающими борта подобного класса;

Среднемагистральный бизнес-джет Challenger 350, Bombardier Aerospace Канада)

  • Legacy 500, Embraer / Бразилия — это судно практически близнец Legacy 450, имеющий все те же плюсы: небольшую цену и отличную систему управления. К достоинствам именно этой модели можно отнести еще большую дальность полета (почти на 1500 км), ведь для некоторых маршрутов отказ от промежуточной заправки немаловажен, особенно это касается самолетов бизнес-авиации;

  • G280, Gulfstream Aerospace / США — один и лучших бизнес-джетов среднего класса. Главным достоинством самолета стал высокий уровень комфорта: дорогая отделка салона, тщательно спланированный интерьер, просторная кухня. Для деловых поездок иногда важен и размер багажного отделения (вместительный в данном случае), которым обладает воздушное судно.

Короткая биография «Ягдфербанд 744 (J744)»

В марте 1945 года штаб нового соединения разместился на аэродроме Мюнхен-Рием, откуда и приступил к перехватам армад бомбардировщиков союзников, которые совершали дневные налеты на Германию. За месяц с небольшим за этой новоявленной элитной авиачастью числилось уже 45 сбитых самолетов союзнической авиации. Однако продолжалось это недолго. 3 мая 1945 года она была разгромлена союзниками в Зальцбурге.

истребитель мессершмитт 262

Сам Адольф Галлан также не отказывался от штурвала самолета. Он принимал участие во многих операциях по перехвату налетов бомбардировщиков союзников. 25 апреля во время одной из них он был сбит американским истребителем прикрытия «Рипаблик Р-47». Летчик получил ранения в оба колена и не смог нормально посадить свой истребитель на изрытое воронками поле.

Су-57: будущее боевой авиации

Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.

Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.

Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».

Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.

Победители реактивных «Мессершмиттов-262»: Восточный фронт

Помимо западноевропейского театра военных действий, появлялись «Мессершмитты-262» и на Восточном фронте. Правда, сведения об этом достаточно скупы. Тем не менее в списке победителей «Мессершмитта-262» присутствуют фамилии и советских асов. Официально зарегистрированные сбитые реактивные «мессеры» на своем счету имеют Иван Кожедуб, Лев Сивко, Иван Кузнецов, Яков Околепов и Александр Долгунов. Предположительно в этот список должны быть включены еще две фамилии: Гарри Мерквиладзе, летчик 152-го гвардейского авиаполка и Владимир Егорович из 402-го истребительного авиаполка.

реактивный мессершмитт 262

Однако подтверждения об их победах в архивах не обнаружено.

Четвертое поколение истребителей

  • Машины этого поколения изготовлялись с 1975 по 2010 год. Особенности поколения:
  • Статическая неустойчивость.
  • Турбореактивные двигатели с низкой степенью двухконтурности системы.
  • Авионика нового типа.
  • Вооружение управляемого типа.

Основные представители поколения: Сааб Дж-39, Су-27, «Еврофайтер Тайфун», МиГ-29, Ф-15 Игл, и «Ф-16 Файтинг».

Советские образцы

Первый советский реактивный самолет сошел с конвейера в 1941 году. Его выпустили в рекордные сроки. 20 дней ушло на проектирование и еще месяц на производство. Сопло реактивного самолета выполняло функцию защиты его частей от излишнего нагрева.

Первый советский образец представлял собой деревянный планер, к которому были прикреплены жидкостно-реактивные двигатели. Когда началась Великая Отечественная война, все наработки были переброшены на Урал. Там начались экспериментальные вылеты и испытания. По замыслу конструкторов, самолет должен был развивать скорость до 900 километров в час. Однако, как только первый его испытатель Григорий Бахчиванджи приблизился к отметке в 800 километров в час, воздушное судно рухнуло. Летчик-испытатель погиб.

Окончательно доработать советскую модель реактивного самолета удалось только в 1945 году. Зато массовый выпуск начали сразу двух моделей — Як-15 и МиГ-9.

В сравнении технических характеристик двух машин принимал участие сам Иосиф Сталин. В результате было принято решение использовать Як-15, как учебное воздушное судно, а МиГ-9 поступил в распоряжение ВВС. За три года было выпущено более 600 МиГов. Однако вскоре самолет был снят с производства.

Основных причин было две. Разрабатывали его откровенно наспех, постоянно вносили изменения. К тому же сами пилоты относились к нему с подозрением. Чтобы освоить машину, требовалось много усилий, а ошибок в пилотаже допускать было категорически нельзя.

В результате в 1948 году на смену пришел усовершенствованный МиГ-15. Советский реактивный самолет летит со скоростью более 860 километров в час.

Большие и дальнемагистральные самолеты

ВС данного класса предназначены для перевозки пассажиров на большие (до 9000 км) и сверхдальние расстояния. Полеты на таких самолетах осуществляются, как правило, группами до 19 пассажиров. Естественно, что в таких случаях предъявляются повышенные требования к бизнес-джету для обеспечения максимального комфорта пассажиров. Стоимость самолетов этой категории начинается от 30 млн долларов.

Большие самолеты:

  • Falcon 900 LX, Dassault Aviation / Франция — к достоинствам судна относят высокую крейсерскую скорость и небольшой расход топлива, позволяющий производить трансконтинентальные перелеты. Также плюсами этого бизнес-джета являются просторный салон, который поделен на две зоны, что очень удобно при длительных перелетах;

Бизнес-джет Falcon 900 LX, Dassault Aviation Франция)

  • Falcon 2000 LXS, Dassault Aviation / Франция — создан на базе 2000LX. При этом он имеет отличную крейсерскую скорость и совершенную авионику, по экономичности равен турбовинтовым самолетам, хотя превосходит их в скорости. Самый экономичный самолет в классе средних бизнес-джетов, отличается не только наиболее высокой топливной эффективностью (около 800 кг/час) , но и самыми низкими эксплуатационными расходами (около 3300-3500 долларов/час). Ценовой диапазон больших самолетов составляет порядка 30-40 млн долларов.Еще один плюс самолета — большой запас прочности, что важно для бизнес-авиации, которая может использоваться в более экстремальных условиях, чем обычные самолеты. Также такой самолет может совершать взлет с площадок, где другие модели не могут разгоняться до необходимой скорости;

Большие самолеты. Модель Falcon2000LXS-Dassault-Aviation

  • Challenger 605, Bombardier Aerospace / Канада — развитие самолетов Bombardier Challenger 600. От отлично себя зарекомендовавших предшественников отличается усовершенствованной авионикой и оборудованием кабины пилотов. Это все позволило поднять безопасность перелетов на новый уровень. Для пассажиров немаловажен комфортный шумоизолированный салон и окна большой площади, позволяющие наблюдать за всеми подробностями полета;

'Бизнес-джет из категории

  • G450, Gulfstream Aerospace / США — одна из последних моделей компании Гольфстрим. Самолет обладает приличной скоростью, при этом имеет невероятно высокую дальность для своего класса. Также достоинствами бизнес-джета являются усовершенствованная кабина пилотов, система управления самолетом и суперсовременная отделка;

Бизнес-джет G450, Gulfstream Aerospace США) / Фото: Gulfstream Aerospace

  • Legacy 600, Embraer / Бразилия — этот самолет имеет разумную стоимость при достойном качестве и отличной авионике. Низкий для продукции Embraer уровень шума, прекрасная отделка салона, современная навигационная система —несомненные достоинства этой модели;

Бизнес-джет Legacy 600, Embraer Бразилия) / Фото: Embraer

  • Legacy 650, Embraer / Бразилия — собрат бизнес-джета Legacy 600, но с увеличенной дальностью полета (для административных самолетов во многих случаях это важно). Достоинства те же: приемлемая цена, малая шумность, отличный салон. Аппарат, как и Legacy 600, может работать на высокогорных аэродромах.

Дальнемагистральные ВС:

  • Falcon 7X, Dassault Aviation / Франция— фактически первый в мире бизнес-джет с крылом, более характерным для скоростных военных самолетов. Плюсы — экономичность на больших скоростях и увеличенная дальность полета (более 11 тысяч без дозаправки). Поэтому данный самолет является одним из наиболее востребованных для дипломатов и работников государственных служб;

Бизнес-джет Falcon 7X, Dassault Aviation (Франция) / Фото: Dassault Aviation

  • Global 6000, Bombardier Aerospace / Канада — самый скоростной и комфортный самолет класса средних бизнес-джетов. Благодаря расположенным на концах крыльев дополнительным топливным бакам, борт имеет увеличенную дальность полета. От других самолетов линейки Global Express отличается улучшенной планировкой пассажирского салона и специальной отделкой;

'Бизнес -джет класса

  • G650, Gulfstream Aerospace / США — безусловный фаворит, так как способен с высочайшим уровнем комфорта (ведь речь идет о самолете стоимостью свыше 65 млн долларов!) и скоростью свыше 900 км/ч перевезти до 18 пассажиров на расстояние свыше 12 000 км. Такие характеристики позволяют совершать беспосадочные перелеты из Москвы в Австралию или Южную Америку. Помимо этого, до завершения испытаний и ввода в эксплуатацию бизнес-джета Cessna Citation X+, а соответственно и получения звания самого быстрого сертифицированного гражданского ВС (максимальная скорость — 1156 км/ч), именно G650 был не только самым дальним, но и самым быстрым. Самолет отличает экономичный расход топлива на крейсерском режиме, просторный салон и вместительное багажное отделение. Он очень легок в управлении, что повышает безопасность перелетов.

Бизнес-джет G650

Первый серийный образец

реактивный пассажирский самолет

Несмотря на неудачу с первым образцом, именно немецким авиаконструкторам удалось раньше всех запустить реактивные самолеты в серийное производство.

На поток был поставлен выпуск модели Me-262. Первый пробный полет этот самолет совершил в 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, когда Германия уже вторглась на территорию Советского Союза. Эта новинка могла существенно повлиять на окончательный исход войны. На вооружение немецкой армии это боевое воздушное судно поступило уже в 1944-м.

Причем выпускался самолет в различных модификациях — и как разведчик, и как штурмовик, и как бомбардировщик, и как истребитель. Всего до конца войны было произведено полторы тысячи таких самолетов.

Эти реактивные военные самолеты отличались завидными техническими характеристиками, по меркам того времени. На них были установлены два турбореактивных двигателя, в наличии имелся 8-ступенчатый осевой компрессор. В отличие от предыдущей модели эта, широко известная как «Мессершмитт», потребляла не так много топлива, имела хорошие летно-технические показатели.

Скорость реактивного самолета достигала 870 километров в час, дальность полета составляла более тысячи километров, максимальная высота — свыше 12 тысяч метров, скорость набора высоты — 50 метров в секунду. Масса пустого воздушного судна была менее 4 тонн, полностью снаряженного достигала 6 тысяч килограммов.

На вооружении «Мессершмиттов» стояли 30-миллиметровые пушки (их было не менее четырех), общая масса ракет и бомб, которые мог перевозить самолет, около полутора тысяч килограммов.

В ходе Второй мировой войны «Мессершмитты» уничтожили 150 самолетов. Потери немецкой авиации составили около 100 воздушных судов. Эксперты отмечают, что количество потерь могло бы быть намного меньше, если бы пилоты были лучше подготовлены к работе на принципиально новом летательном аппарате. К тому же имелись проблемы с двигателем, который быстро изнашивался и был ненадежен.

Ежедневный заряд боевого настроения!WARHEAD.SU

Четырнадцатого сентября 2020 года министр военно-воздушных сил США Барбара Барретт на конференции, организованной Ассоциацией ВВС, объявила о новом обозначении, которое ВВС будут использовать для своей техники. Теперь если самолёт, ракета или даже спутник были полностью разработаны в виртуальном пространстве и для их производства использовались новейшие технологии дополненной реальности, они получат приставку «e» перед названием. А всё вместе это будет гордо называться «е-серия».

Boeing еT-7A Red Hawk — перспективный учебный самолёт первый получит букву е в обозначение

По мнению руководства ВВС, такое решение заставит фирмы всё больше и больше использовать компьютерные технологии для проектирования и даже проводить испытания новых образцов в виртуальной реальности. Например, в идеальном будущем, прежде чем приступить к реальным полётам, истребитель должен будет пройти полный раунд испытаний в виртуальной симуляции.

В дальнейшем — уже из кулуарных источников — поступила информация, что Boeing eT-7A далеко не единственный и не самый интересный самолёт, уже включённый в «е-серию».

Е-серия и шестое поколение: самолёты виртуального будущего

Получит ли букву «е» F-35 и станет ли он гордым eF-35, пока не ясно. А вот бомбардировщик В-21 на «е» рассчитывать может. Как теперь его название будет выглядеть для русскоязычных — думайте сами.

Много гадать, что это за таинственные летательные аппараты, не пришлось — благо некоторые прямо изображены на картинке, анонсирующей «Е-серию». Точно известно, что и конвертоплан V-280 Valor, и ударно-разведывательный 360 Invictus (если попадут на вооружение в ВВС — а такие планы есть) получат приставку «e» — ведь они спроектированы в Bell полностью электронно, а строят их с применением дополненной реальности.

Ещё одним кандидатом на букву «е», конечно же, является перспективный истребитель шестого поколения NGAD (Next Generation Air Dominance). Его вариант от Boeing тоже изображён на анонсе «е-серии».

Вот только новости на этом не закончились. На той же конференции было сделано ещё одно громкое заявление.

ВВС США уже построили и подняли в воздух полноразмерный демонстратор технологий шестого поколения. Эту информацию мгновенно подхватили многочисленные профильные СМИ, быстро видоизменив её до: «ВВС США построили прототип истребителя шестого поколения!». Но нет, это не так.

Демонстратор технологий — это и близко не прототип.

У многих передовых авиационных программ имелись такие демонстраторы: это и Have Blue для F-117, и частично Tacit Blue для В-2. Многие подобные летавшие машины засекречены по сей день.

Northrop Тacit Blue абсолютно не похож на В-2, но многие технологии для стелс-бомбардировщика отрабатывались именно на этом необычном самолёте

На ту же тему

Поколением выше. Что такое шестое поколение в авиации и с чем его едят?

Судя по всему, для шестого поколения построили именно такой демонстратор, на котором будут отрабатываться какие-то важные технические решения. Он может как совершенно не походить на будущий настоящий истребитель, так и быть его маленькой копией.

Впрочем, сам факт, что работы зашли так далеко, крайне интересен — ведь раньше считалось, что создание шестого поколения идёт слишком медленно, вплоть до того, что до сих пор не очень ясно, в чём же будет «фишка» этого поколения (кроме опциональной пилотируемости). Но уже заявлено, что решение о постройке настоящего прототипа шестого поколения могут принять в 2020 году.

Наблюдать за дальнейшим развитием как самой «е-серии», так и шестого поколения будет крайне интересно. Главное, чтобы плохая карма названия не перешла на все эти новые проекты. Ведь в истории военной техники уже была одна «е-серия», «передовая и перспективная». Что стало с ней и с государством, её придумавшим, уточнять, думаю, не стоит…

Технические характеристики британского самолета

Британский самолет Global Meteor обладал завидными техническими характеристиками. Скорость реактивного самолета достигала почти 850 тысяч километров в час. Размах крыла больше 13 метров, взлетная масса около 6 с половиной тысяч килограммов. Взлетал самолет на высоту почти 13 с половиной километров, дальность полета при этом составляла более двух тысяч километров.

На вооружении британского самолета находились четыре 30-миллиметровые пушки, которые обладали высокой эффективностью.

Первое поколение реактивных истребителей

Сюда входят летательные боевые аппараты, изготовленные с 1940 по 1950 год. Основные характеристики самолетов поколения:

  • Прямое крыло.
  • Дозвуковые скорости полета.
  • Двигатель турбореактивного типа.

Представители поколения: «Локхид Ф-80», Me.262, «Де Хэвиленд».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: