Небольшой экскурс в историю создания самолета
Известная швейцарская фирма Pilatus Aircraft of Switzerland (PAS) существует с 1939 года. PAS объявила о начале работы над новым проектом на ежегодной встрече Национальной ассоциации бизнес-авиации (NBAA) в октябре 1989 года. К концу мая 1991 были подготовлены два экспериментальных прототипа лайнера. Один из них совершил первый полет в том же месяце.
Еще в 1991 году была намечена национальная сертификация новинки авиапрома, но ее пришлось отложить из-за изменений в конструкции крыла. 30 марта 1994 года он был принят швейцарскими специалистами, а 15 июля того же года одобрен в Федеральном авиационном управлении США.
История модификаций:
- PC-12/41-47 серийный вариант образца 1994 (на фото).
- PC-12 / 47E или по некоторым версиям PC-12 NG (Next Generation) ьыл одобрен в 2008 году. Обновил авионику и оснащен двигателем PT6A-67P.
- PC-12M Spectre в ВВС США имеет также название Eagle и маркировку U-28A. Используется как средство метеоконтроля и разведки.
представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. О создании этого самолета было объявлено на выставке Национальной ассоциации служебной авиации (NBAA) в 1989 г.
Первый полет опытного экземпляра Р.01 состоялся 31 мая 1991г.; второго самолета — в середине 1992г. C самого начала самолет планировался для дальних перелетов на высокой скорости. Компания Pilatus утверждает, что его скорость на 185 км/час больше, чем у самолета Cessna Caravan, а дальность полета больше, чем у модели Beech King Air (обе эти модели являются потенциальными соперниками швейцарского самолета).
Самолет PC-12F — многофункциональная грузовая модель, в связи с чем была выбрана Т-образная конфигурация хвостового оперения. Фюзеляж снабжен большим открывающимся вверх грузовым люком. Объем кабины составляет 9,34 куб.м. В модели РС-12Р может быть установлено до девяти пассажирских кресел. Самолет для перевозки особо важных персон, вмещающий шесть человек, может иметь планировку комби — для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза.
Разрабатывалась военная модель для перевозки десанта и парашютистов. Кабина пилота оборудована системой пилотажных приборов с электронно-лучевой индикацией (EFIS) фирмы Bendix-King с необязательным метеорадиолокатором; вмещает двух человек, но планируется получение сертификата для полетов с одним пилотом. Потенциальный спрос оценивается более чем в 800 самолетов РС-12 (к началу 1993г. было сделано 30 заказов).
ЛТХ:
Модификация | PC-12 |
Размах крыла, м | 13.78 |
Длина самолета,м | 13.96 |
Высота самолета,м | 4.14 |
Площадь крыла,м2 | 26.00 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | 2386 |
максимальная взлетная | 4000 |
Тип двигателя | 1 ТВД Pratt Whitney РТ6А-67В |
Мощность, л.с. | 1 х 1780 |
Максимальная скорость, км/ч | 525 |
Крейсерская скорость, км/ч | 497 |
Практическая дальность, км | 2965 |
Практический потолок, м | 7620 |
Экипаж, чел | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 9 пассажиров или 1150 кг груза |
Доп. информация : |
Фотографии: | PC-12 (c) Reinhard Zinabold |
PC-12 (c) Raymond McFadyen | |
PC-12 (c) Jonathan Morgan | |
Пассажирский салон PC-12 (c) europeanaircraftsales.com | |
Кабина пилотов PC-12 (c) europeanaircraftsales.com |
Схемы:
PC-12 |
Варианты пассажирского салона |
Список источников: |
Pilatus Aircraft. PC-12 Aerospace Technology. Pilatus PC-12 |
Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )
Особенности модели
Самолет PC-12 имеет всего один турбовинтовой двигатель PT6 (PT6A-67B). Им может управлять один пилот, но для некоторых перевозчиков была предоставлена возможность использовать второго пилота.
В стандартной комплектации лайнер представлен:
- в восьмиместном варианте для региональных линий;
- в пассажирском VIP-варианте с четырьмя пассажирскими сиденьями;
- грузовой Combi-версии.
Более современные варианты, такие как PC-12M, оснащены более мощными электрогенераторами и эффективно эксплуатируются в специальных службах: «скорой помощи», летной инспекции, метеонаблюдениях и т. д.
Был разработан и вариант PC-12 Spectre, который находится на вооружении ВВС США.
Благодаря небольшим формам и легкой конструкции самолету не требуется для разгона большая ВПП. Ему достаточно чуть более 1 километра взлетной дорожки. Авиаперевозчики многих стран использовали это преимущество. По статистике, более 11.5 тысячи аэропортов мира могут принимать сегодня эти бизнес-джеты. Со временем для силовой установки самолета начали использовать более мощные двигатели, что повлияло на технические характеристики Пилатус PC-12.
Салон РС-12
Применение PC-12
До недавнего времени эти машины служили в основном для корпоративных транспортных перевозок и использовались лишь определенными компаниями. После изменений в законодательстве Австралии, Бразилии, Канады и Соединенных Штатов Америки конструкции с одним двигателем были допущены к региональным пассажирским перевозкам в этих странах.
Рынок использования PC-12 с этого момента начал набирать обороты. К примеру, американская компания PlaneSense с этой целью использует сегодня парк из 34 таких самолетов. Всего же в мире было продано более 1 тысячи моделей в различных модификациях.
Технические характеристики самолета PC-12:
- Экипаж: один или два пилота.
- Вместимость: 6-8 пассажиров.
- Полезная нагрузка: 1500 кг.
- Длина: 14.40 м.
- Размах крыла: 16.23 м.
- Высота: 4.26 м (14 футов).
- Площадь крыла: 25.81 кв. м.
- Вес пустого судна: 2.761 кг.
- Масса груза: 4700 кг.
- Макс. взлетная масса: 4 740 кг.
- Крейсерская скорость: 500 км / ч.·
- Потолок высоты: 9.150 м.
- Макс. дальность полета: 4.149 км.
- Расход топлива: 1222 кг.
Pilatus PC-6 Turbo Porter: новая полярная звезда
Обновление парка воздушных судов для авиа — одно из приоритетных направлений работы и развития компании. Авиакомпания стремится идти в ногу со временем в соответствии со своими главными ценностями: качество, безопасность, уважение к пассажирам. В скором времени в семействе воздушного парка «Полярных авиалиний» появится новый самолет швейцарского производства Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter. Покупка нового воздушного судна — дело непростое, но вместе с тем и радостное. Пополнение парка современным и эффективным самолетом дает возможность авиа расширить маршрутную сеть и предложить пассажирам новые возможности. Стоит отметить, что данное воздушное судно первое в Российской Федерации. С 2011 года авиа усиленно начала поиск самолета для замены Ан-2 и Ан-3. Так как в 2009 году производственное объединение «Полет» (г. Омск) прекратило производство и выпуск воздушных судов Ан-3, которым компания планировала заменить самолет Ан-2. «Резкое прекращение производства самолетов Ан-3 заставило нас искать альтернативу. При выборе воздушного судна для обеспечения внутренних авиаперевозок рассматриваются все его возможности и области применения, а также типоразмерность. Самолет должен перевозить не только пассажиров и груз, но и применяться на авиационных работах. После огромной проделанной работы по мониторингу рынка легких самолетов был выбран Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter, как самолет серийно-выпускающийся» — отмечает генеральный директор авиа Андрей Корякин. В начале 2013 года авиакомпания заключила договор со швейцарской компанией-производителем Pilatus Aircraft Ltd. на проведение сертификации данного самолета в Межгосударственном авиационном комитете для получения разрешительных документов на совершение полетов на территории России и СНГ. 12 декабря 2013 года самолет полностью прошел процесс сертификации, и в данное время может всецело эксплуатироваться. В январе 2014 года группа из 8 инженеров и авиатехников авиа прошли переподготовку и получили сертификаты на самостоятельное техническое обслуживание воздушного судна Pilatus РС-6. В группу вошли ведущий инженер ТО Павел Кашин, Инженер ОТК Семен Семенов, инженер ЛАиД Алексей Евсеев, авиатехники ЛАиД Роман Абадаев, Артем Копцев, инженер АиРЭО Сергей Егоров, авиатехники АиРЭО Алексей Серенко и Василий Яковлев. А уже в феврале в город Штанс (Швейцария) вылетела группа пилотов авиакомпании, возглавляемая командиром авиаэскадрильи Ан-2, Ан-3, Л-410 Дмитрием Маркеловым. В составе группы были также заместитель командира Андрей Кривошеев, Андрей Цыплев, Сергей Веселов, Анатолий Азизов, Владимир Яковлев, Владимир Михайлов. Летную подготовку пилоты прошли в учебном центре непосредственно производителя Pilatus Aircraft Ltd. «Наша группа пилотов в период с 3 по 19 февраля вначале прошла теоретическую подготовку, по завершению которой мы получили сертификаты. Помимо этого двое наших пилотов прошли летную подготовку, дающая допуск к инструкторской работе на воздушном судне РС-6. Касательно вопроса сложности освоения техники, то для нас это не составило особого труда. В нашей авиакомпании трудятся опытные и высококвалифицированные пилоты, поэтому пройти подготовку на новый тип самолета не представляло трудностей. Машина довольно проста в управлении, при этом обладает мощным потенциалом — способна работать в экстремальных климатических условиях. Важной особенностью самолета является то, что данное воздушное судно позволяет совершать взлет и посадку на коротких ограниченных площадках. На самолете установлено новое навигационное оборудование Garmin 950» — рассказывает заместитель командира авиаэскадрильи Андрей Кривошеев. По словам Андрея Корякина, прибытие самолета ожидается в июне 2014 года. До этого момента будет проходить подготовка разрешительных документов по внесению новых условий эксплуатации. По предварительным данным, место базирования Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter станет Среднеколымский улус, где он начнет с июля совершать рейсы по 8 наслегам района, а также в с. Андрюшкино и с. Колымское Нижнеколымского района. «При успешном опыте эксплуатации Pilatus PC-6 авиакомпанией запланировано приобретение двух таких самолета в 2020 году, в 2020 году еще двух» — добавил генеральный директор авиакомпании. Популярный в узких кругах «вездеходный» самолет-долгожитель Pilatus PC-6B TurboPorter постоянно модернизируется и отвечает всем современным требованиям. Большим преимуществом самолета является и то, что он способен выдерживать температурные перепады до -47, а с последующим проведением работ в условиях эксплуатации — до -55. Он был спроектирован для эксплуатации на коротких неподготовленных грунтовых взлетно-посадочных площадках, что идеально соответствует требованиям «Полярных авиалиний». Характеристики самолета идеально вписываются для доставки грузов в неосвоенные труднодоступные районы. Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter («перевозчик»)
— одномоторный самолет общего назначения короткого взлета и посадки. Разработан и производиться швейцарской фирмой Pilatus Aircraft Ltd. Отличная тяговооруженность, мощная механизация крыла, прочное шасси с хвостовым колесом и реверс тяги обеспечили ему выдающиеся характеристики. Так, с загрузкой в 1000 кг взлетный разбег составляет всего 195 метров, посадочный пробег — всего 130 метров. Возможность торможения винтом в воздухе позволяет выполнять посадки на коротких стесненными препятствиями полосы. Эти свойства прекрасно использовались для доставки грузов в труднодоступные местности. Самолет также используется в санитарной авиации, для поисково-спасательных операций, для работ на высокогорных аэродромах. Самолету принадлежит мировой рекорд посадки на высокогорный аэродром — ледник Дхаулагири в Непале, расположенный на высоте 5750 метров над уровнем моря.
Летно-технические характеристики
Длина: 10.95 м Максимальное количество пассажиров: до 10 Загрузка: 1000 кг Макс. Взлетный вес: 2800 кг Макс. Посадочный вес: 2660 кг Двигатель: Pratt & Whitney PT6A-27 Крейсерская скорость: 232 км/ч Дальность полета: 1611 км