Як-18Т Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Схема двухместного учебного и спортивного самолета с тандемным расположением кресел появилась еще в начале XX века и на многие годы стала стандартной. Однако практика летного обучения показала, что, если курсанта и инструктора посадить рядом бок о бок, можно значительно сократить время обучения. В 1965 г. по инициативе молодых конструкторов ОКБ сформировалась бригада легкомоторной авиации. После того как был сделан пилотажный самолет Як-18ПМ, бригада в 1966 г. разработала проект нового многоцелевого четырехместного самолета Як-18Т.
Современность
В настоящее время Як-18Т широко применяется в учебных заведениях гражданской авиации в качестве самолёта первоначального обучения. В связи с устареванием и износом парка этих самолётов в 2006 году Правительством РФ было принято решение о возобновлении серийного производства модернизированного Як-18Т (серия 36). Модернизация предусматривает замену авионики самолёта на современную, соответствующую новым стандартам, а также ряд конструктивных изменений, включая использование другого воздушного винта и увеличение ёмкости топливных баков. Согласно государственному заказу, в 2007—2008 годах должно быть выпущено 60 самолётов Як-18Т серии 36. В середине 2007 года первые новые самолёты стали поступать в учебные заведения.
Самолет Як-18Т — видео
В качестве прототипа решено было использовать хорошо зарекомендовавший себя самолет Як-18ПМ. Основные агрегаты для него предполагалось взять с Як-18ПМ, построив только новый фюзеляж и разместив в консолях крыла топливные баки. В результате был изготовлен совершенно новый цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок с четырехместной кабиной и дверями автомобильного типа. Центроплан крыла выполнен заодно с фюзеляжем, под ним разместили большой посадочный щиток. Конструкция крыла осталась такой же, как на Як-18ПМ. В кабине было установлено спаренное штурвальное управление и новое пилотажно-навигационное оборудование. Первоначально на самолет был установлен двигатель М-14П мощностью в 300 л.с., а затем в процессе серийного выпуска его заменили на М-14П мощностью в 360 л.с. В 1967 г. ОКБ А.С. Яковлева впервые показало свои самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет Як-18Т оказался в списке «приглашенных» вместе с Як-18ПМ и Як-40. Самолет, не сделавший ни одного полета, сборку которого закончили только накануне отлета во Францию. Покраску самолета пришлось делать ночью. К утру белоснежный Як-18Т без единого опознавательного знака погрузили в Ан-22 и отправили на салон.
В августе налетной станции ОКБ начались заводские испытания, которые проводил летчик-испытатель Ю.В. Петров. Ровно месяц испытания шли на бетонной полосе ЛИИ, а затем на грунтовой полосе аэродрома Тушино. После выполнения 73 полетов самолет передали на госиспытания. По результатам испытаний к самолету предъявили ряд претензий. Особенно это касалось чрезмерной эффективности управления элеронами и рулем высоты, а также неподходящей формой лобового стекла. Чрезмерная эффективность управления была сразу понятна, ведь эти агрегаты были сняты с пилотажного самолета. Элероны «подрезали», а горизонтальное оперение заменили на оперение Як-18А. Круглое лобовое стекло заменили на прямоугольное. После доработок в июне 1971 г. самолет вновь предъявили на повторные испытания. После успешного завершения испытаний самолет запустили в серию на Смоленском авиазаводе. Самолет продолжали испытывать и на юге страны при температуре выше 40°, и на севере. Там преимущество больших дверей обернулось серьезным недостатком, пока пилоты занимали свои места, весь теплый воздух успевал выйти наружу.
В начале 1990-х гг. организовалась Федерация любителей авиации (ФЛА), которую возглавил летчик-испытатель и космонавт И. Волк. С 28 июля по 15 сентября 1990 г. шесть самолетов Як-18Т и один Ан-2 совершили трансконтинентальный перелет по маршруту Москва — Сиэтл — Москва. Было пройдено около 32 000 км. Следующим экзаменом послужил перелет до Австралии. В 1991 г. семь Як-18Т и один Ан-2 затри месяца покрыли расстояние в 47 000 км, посетив многие страны Азии. 250 часов в воздухе, 107 посадок, 400—490 км в день — все это перенесли самолеты и экипажи. И при этом ни одного летного происшествия. В 1976 г. был создан специализированный санитарный самолет Як-18ТС. На нем убрали правый пост управления и поместили там носилки, которые помещались в кабину через багажный люк по направляющим. В 1992 г. на Смоленском авиазаводе возобновилось серийное производство Як-18Т.
Модификации
- Як-18СТ
— санитарный вариант, имел возможность перевозки 1 больного на носилках и сопровождающего. Закрылки были расположены по всему размаху крыла, органы управления правого лётчика были демонтированы. В 1976 году переоборудован 1 экземпляр. - СМ-94
— модернизированный вариант разработанный российской авиастроительной компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе с 1997 года. - СМ-2000
— 6-местный многоцелевой самолёт с турбовинтовым двигателем глубокая модернизация Як-18Т компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе.
Проекты
- Як-18Т (грузовой)
— не реализованный проект для перевозки почты и небольших грузов - Як-18Т (лесопатрульный)
— нереализованный проект. Предполагался монтаж дополнительного топливного бака в багажном отсеке, была предусмотрена возможность установки лыжного и поплавкового шасси.
Использование в экспериментах
- Носитель экспериментальных летающих моделей
— в 1990 году в ОКБ Яковлева переоборудована одна машина (Як-18Т СССР-44442). Самолёт оснащался подвесной системой под фюзеляжем. Предназначался для транспортировки и сброса летающей модели в горизонтальном полёте на высотах от 1000 до 4000 метров и скоростях 170-180 км/ч. - Стенд для испытания двигателя
— стенд наземных испытаний двигателя для многоцелевого самолёта Молния-1 разрабатываемого НПО Молния. Переоборудован Як-18Т СССР-44310 в 1992 году. - Летающая лаборатория
— летающая лаборатория использовалась в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова для отработки элементов системы связи, навигации и системы управления воздушным движением. Переоборудован Як-18Т RF-051, самолёт был показан на МАКС-2005.[2]
Потери самолётов
Аварии и катастрофы
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/на борту | Краткое описание |
04.10.1976 | 44368 | Оренбургская область, Бугурусланский район, н. п. Лобовка | 4/4 | Выполнял учебный полёт. На заключительном этапе был допущен срыв в штопор на высоте 300—350 метров, предположительно, при выполнении горки или выходе из пикирования. Самолёт зарылся в землю мотором на глубину 60 см (удар о землю произошёл на небольшом свободном участке между домом и двумя деревянными сараями) и загорелся. Ошибка в технике пилотирования[3]. |
24.07.1977 | 44392 | Казахская ССР, Актюбинская область, близ села Каратаусай, Мартукский район | 3/3 | Выполнял учебный полёт. Самолёт потерпел катастрофу на поле кукурузы совхоза «Красный Пахарь» в центре пилотажной зоны № 8, в 1,5 км севернее села Каратаусай Мартукского района. По показаниям очевидцев пилот-инструктор допускал в полётах элементы воздушного хулиганства[4]. |
29.08.1979 | 44385 | Казахская ССР, Актюбинская область, близ а/д Хлебодаровка | 2/2 | Учебный полёт. Столкнулся в воздухе с другим учебным Як-18Т. главной причиной лётного происшествия является недоученность курсантов в ведении осмотрительности в полёте.[5] |
23.09.1981 | 44470 | Украинская ССР, Кировоградская область, г. Новомиргород | 4/4 | Учебный полёт. В 19:13, на конечном этапе полёта самолёт свалился на левое крыло, столкнулся с землёй в черте г. Новомиргород на пустыре, примыкающем к изгибу реки Большая Высь и разрушился. Наиболее вероятной причиной катастрофы явилось возникновение аварийной ситуации в полёте в результате частичного разрушения кронштейна среднего узла подвески левого элерона, что привело к потере поперечной устойчивости и управляемости самолёта.[6] |
24.06.1983 | 44461 | Саратовская область, Краснокутский район, близ н. п. Чкалово | 2/2 | Учебный полёт. Через 3 минуты 50 секунд после взлёта экипаж доложил о наборе высоты 800 м и начале выполнения задания. В 10:22:55 на вызов руководителя полётов экипаж не ответил. Самолёт обнаружен полностью разрушенным на ячменном поле в 5 км юго-юго-восточнее н. п. Чкалово Краснокутского района. Вероятной причиной авиационного происшествия явилось попадание постороннего предмета в органы управления руля высоты[7]. |
18.08.2001 | СА-02189 | Новосибирская область | 1/1 | В тренировочном полёте на малой высоте, сделав полубочку, по нисходящей дуге столкнулся с землёй[8]. |
20.08.2011 | RA-0272G | Ленинградская область | 4/4 | Прошёл со снижением над посёлком и в нижней точке, сорвавшись, упал плашмя[9]. |
22.07.2012 | RA-0551G | Липецкая область | 0/4 | При посадке опрокинулся[10]. |
05.08.2012 | Московская область | 0/4 | При посадке опрокинулся. | |
01.09.2012 | RA-44422 | Архангельская область | 4/4 | Выполняя запрещённый при пассажирах пилотаж, потерял скорость на развороте после горки[11]. |
07.11.2012 | RA-44302 | Рязанская область | 2/2 | Отказ двигателя. Столкновение с землёй при аварийной посадке. |
06.01.2013 | RA-1594G (ЕЭВС В-18Т) | Самарская область | 0/1 | Потеря пилотом пространственной ориентировки, столкновение со льдом. Пилот прав не имел, разрешения на полёт не было[12][13]. |
13.07.2014 | Рязанская область | 4/4 | Загорелся в воздухе и упал[14]. | |
06.09.2014 | RA-44334 | Липецкая область | 4/4 | Упал с высоты 50 метров[15]. |
27.04.2019 | RA-2843G | Хабаровский край | 2/2 | Разбился во время тренировочного полёта[16]. |
Примечания
- (рус.) ЯК-18Т на сайте ОКБ им. Яковлева.
- Сергей Комиссаров.
Учебно-тренировочный Як-18Т в роли самолёта носителя (рус.) // Крылья Родины. — М., 2020. — № 3-4. — С. 116-120. - Катастрофа Як-18Т Бугурусланского ЛУ ГА в н. п. Лобовка (борт СССР-44368), 04 октября 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР…
- Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе села Каратаусай (борт СССР-44392), 24 июня 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в…
- Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе а/д Хлебодаровка (борт СССР-44385), 29 августа 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастро…
- Катастрофа Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА в Новомиргороде (борт СССР-44470), 23 сентября 1981 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в С…
- Катастрофа Як-18Т Краснокутского ЛУ ГА в районе Чкалово (борт СССР-44461), 24 июня 1983 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…
- Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта Як-18Т № СА-02189
- Крушение самолёта ЯК-18 в Ленобласти стало «уголовным» (ФОТО)
- Самолёт Як-18 аварийно приземлился под Липецком
- Окончательный отчёт на сайте МАК Архивированная копия (неопр.)
. Дата обращения 4 мая 2020. Архивировано 20 апреля 2017 года. - Видеозапись происшествия
- Окончательный отчёт на сайте МАК
- В Рязанской области разбился легкомоторный самолёт
- Окончательный отчёт на сайте МАК
- ТРАГЕДИЯ (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2020. Архивировано 30 апреля 2020 года.