Российская военно-транспортная авиация готова отказаться от украинских машин


История создания и текущий статус проекта

Большие территории, сочетающиеся с природными условиями и историческим опытом, заставили руководство СССР уделять больше внимания грузовой авиации, благодаря чему страна получила развитую транспортную воздушную сеть. Поэтому конструкторы авиастроительных бюро сконцентрировались на создании соответствующих самолетов, которые смогли бы обеспечить быструю перевозку в любую точку. С тех пор было построено несколько тысяч грузовых авиалайнеров, среди которых выделялись Ан-12 и Ил-76.

История создания

Последние до сих пор используются и выполняют поставленные задачи, но их ресурс уже выработан, а конструктивные особенности предполагают наличие определенных трудностей при перевозках. Создание новых модификаций не избавляет от проблем и только дает отсрочку выводу самолетов из эксплуатации.

Решение этой ситуации еще в 1990 годах предложили в АНТК имени Туполева, имеющем огромный опыт строительства грузового транспорта. Проанализировав положение дел и тенденции в развитии авиации, они разработали программу под названием «Грузовые самолеты России». Она подразумевает замену устаревшего парка на авиалайнеры нового поколения, при проектировании которых применяются современные технологии с продвинутым оборудованием.

Текущий статус проекта

Программа также должна дать следующую выгоду:

  • создание специализированных модификации для самолетов;
  • расширение технической оснащенности авиации;
  • укрепление уровня безопасности при перелетах;
  • двукратное сокращение расхода топлива;
  • уменьшение затрат на перевозки на 50%;
  • рост конкурентоспособности на всех рынках;
  • положительное влияние на экологию.

Также разработанная программа включает создание среднеразмерного транспортника Ту-330, внутреннего Ту-136 и регионального Ту-230. Самым продвинутым из них стал первый.

Проект самолета Ту-330 изначально подразумевал выпуск широкофюзеляжного транспортника средних размеров с наличием двух двигателей на базе имеющихся Ту-204 и Ту-214. Постановление о его создании правительство издало в 1994 году, после чего конструкторами была разработана необходимая документация. Ее передали на казанский авиационный завод. Сходство нового самолета с Ту-204 составляет 75%, что сократит сроки разработки опытных образцов и значительно облегчит запуск серийного производства.

Самолет Ту-330

Ту-330 позиционируют как массовый транспортник, который сможет заменить полностью Ан-12 и частично Ил-76ТД. Если сравнивать его с Ан-70 или FLA, то проект имеет ряд преимуществ:

  • минимальные технические риски при создании опытного образца;
  • ускоренный темп выпуска и проработки ошибок;
  • сокращение сроков старта серийного производства в два-три раза;
  • легкая адаптация к российской эксплуатации с системой УВД;
  • унификация оборудования и кабины с новой пассажирской авиацией;
  • простота использования и обучения летчиков для работы на самолете.

Машина должна стать универсальной. Базовая версия для осуществления грузовых перевозок будет расширена с помощью модификаций в ближайшее время после запуска серийного производства. Ту-330 может использоваться для выполнения задач в сельском хозяйстве и некоторых специализированных миссий Министерства обороны, в том числе научных.

Специалисты рассматривали вариант использования сразу двух самолетов. Ту-330 предлагалось дополнить Ан-70, их соотношение должно было составить 4 к 1. Но после проведения анализа стало ясно, что предпочтительнее ввести в эксплуатацию только Ту-330, отказавшись от украинского транспортника, отстающего от российской модели по всем параметрам.

Несмотря на активную разработку и наличие готовой технической документации, в 2000 годах проект был временно заморожен. Причиной тому послужило сложно финансовое положение в стране. Но в августе 2019 года Ту-330 стал участником конкурса по созданию среднего транспортного самолета для замены Ан-12, где у него есть шансы на победу. Результаты проведения должны быть объявлены осенью.

Как известно, 2/3 территории России не имеет транспортных коммуникаций для обеспечения отдаленных регионов. Обеспечение труднодоступных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в которых сосредоточены основные природные ресурсы страны, в значительной степени зависит от наличия в России современной транспортной авиации.

В СССР, в силу специфических географических, природных и исторических условий, уделялось большое внимание развитию грузового воздушного транспорта, вследствие чего сложилась развитая система грузовых перевозок, в основном ориентированная на обеспечение отдельных областей страны. Одновременно большое значение придавалось оснащению вооруженных сил современными транспортными и десантно-транспортными самолетами различного назначения, что позволило значительно повысить мобильность различных родов войск и, прежде всего, воздушно-десантных соединений армии, в советский период выполнявших роль основной мобильной силы при проведении различных операций военно-политического характера. Всего с конца 50-х годов в СССР было построено 1162 самолета АН-12, около 1000 самолетов Ил-76 и порядка 2000 грузовых самолетов других типов. Эти машины, обладая универсальными возможностями, до сих пор широко применяются в интересах различных отраслей народного хозяйства страны, а также в вооруженных силах России, в странах СНГ и в некоторых зарубежных странах, куда они экспортировались. Таким образом, к настоящему времени сложилась ситуация, когда парк грузовых самолетов России представлен в основном самолетами разработки 50-х-70-х годов — машинами морально и технически устаревшими (Ан-26, Ан-74, Ан-12 и Ил-76), большая часть которых заканчивает эксплуатацию из-за выработки ресурса, а другая часть — это в основном малоэффективные неэкономичные самолеты, по своему техническому уровню не соответствующие современным требованиям.

Использование грузовых модификаций современных магистральных пассажирских самолетов как отечественного, так и западного производства решает проблему лишь частично, так как данные машины по своим конструктивным особенностям практически мало приспособлены для перевозки крупногабаритной техники, а также ее десантирования в случае использования самолетов в вооруженных силах.

Для АНТК им.А.Н.Туполева тематика создания грузовых самолетов для нужд армии и народного хозяйства красной нитью проходит через весь более чем семидесятипятилетний период существования . Особенностью создания грузовых самолетов в АНТК было использование в качестве базовой конструкции пассажирских или военных самолетов, разработанных в ОКБ. В некоторых случаях одновременно закладывались два близких по конструкции самолета, но разного назначения (бомбардировщик -военно-транспортный или грузовой самолет, пассажирский — военно-транспортный или грузовой самолет). В 30-е годы на базе серийных тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 для ГВФ были созданы их грузовые модификации — самолеты Г-1 и Г-2, в 50-е годы несколько сотен серийных дальних бомбардировщиков Ту-4 были переоборудованы в транспортно-десантные самолеты Ту-4ТД, в 1950 году в ОКБ создается опытный военно-транспортный самолет Ту-75 — первый в СССР самолет подобного назначения, предназначенный для перевозки крупногабаритной колесной и гусеничной техники, оснащенный задним трапом-люком и мощными средствами загрузки. Во второй половине 50-х годов в ОКБ на базе магистральных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-114 ведутся опытные работы по созданию их военно-транспортных и грузовых модификаций -самолетов Ту-107, Ту-115 и Ту-114Т. В 70-е годы разрабатываются проекты грузовых модификаций магистральных самолетов Ту-134 и Ту-154, последний был выпущен небольшой серией и с успехом эксплуатировался в ГВФ. В последние годы линия на создание грузовых модификаций магистральных самолетов АНТК продолжается: практически все новые разработки магистральных машин с маркой «Ту» имеют грузовые или конвертируемые варианты.

Учитывая положения дел с грузовыми самолетами в стране и анализируя свой опыт и огромный опыт других ОКБ страны в области создания грузовых самолетов различного назначения, АНТК им.А.Н.Туполева в середине 90-х годов разработало Программу «Грузовые самолеты России», предусматривавшую замену морально устаревших отечественных грузовых самолетов различных типов транспортными самолетами нового поколения, спроектированных с учетом новейших достижений авиационной науки и техники. Реализация этой программы должна обеспечить:

  • уменьшение расхода топлива более чем в два раза;
  • снижение себестоимости грузоперевозок на 40-50%;
  • общее повышение технического уровня самолетов;
  • повышение безопасности полетов;
  • повышение конкуретноспособности на внутреннем и внешнем рынках авиационных услуг;
  • значительное улучшение экологических показателей;
  • широкое применение авиационных средств для решения специальных задач (создание на основе базового варианта семейства специализированных самолетов различного назначения).

Подготовленная программа предусматривает оптимизацию типоразмерного ряда грузовых транспортных самолетов за счет ввода в эксплуатацию нового среднего транспортного (СТС) Ту-330, регионального транспортного самолета Ту-230, конвертируемого в условиях эксплуатации самолета для местных авиалиний Ту-130 (в дальнейшем замененным на проект Ту-136), разработки АНТК, внедрение которых позволит решить наиболее эффективно весь комплекс задач, авиационной транспортной системы страны, а также решить многие задачи стоящие перед авиацией специального назначения, в том числе и перед авиацией специального назначения, входящую в систему МО РФ.

На сегодняшний день наиболее «продвинутым» проектом АНТК по Программе является самолет Ту-330. Высокоэкономичный широкофюзеляжный транспортный самолет Ту-330 создается на базе научно-технического и производственного задела по серийным туполевским среднемагистральным пассажирским самолетам последнего поколения Ту-204 и Ту-214. В обеспечении работ по самолету Ту-330 принято Постановление Правительства РФ No. 369 от 23.04.94 г. К настоящему времени разработанная на АНТК конструкторская документация по Ту-330 передана на Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова, где уже освоено серийное производство самолета Ту-214. Уровень унификации Ту-330 с базовой модификацией самолета Ту-204 достигает 75%, что должно обеспечить значительное сокращение сроков серийного освоения и сертификации Ту-330.

Средний транспортный самолет Ту-330 предлагается заказчикам в качестве массового грузового самолета на замену парка устаревших морально и физически самолетов АН-12, а также в определенной степени самолетов Ил-76ТД. Широкая унификация с базовым Ту-204 позволяет обеспечить по сравнению с другими альтернативными проектами СТС (украинский Ан-70 и европейский FLA), следующие основные преимущества:

  • достижение минимального технического риска при реализации проекта;
  • снижение в два-три раза сроков создания, доводки, затрат на опытное и серийное производство;
  • гармоничная адаптация к условиям эксплуатации систем УВД в сложившейся структуре грузовых перевозок в РФ;
  • унификация кабины экипажа и состава авионики с современными магистральными пассажирскими самолетами, с возможностью дальнейшего развития архитектуры и состава пилотажно-навигационного комплекса и других систем специального оборудования;
  • сравнительно простое решение введения самолета в эксплуатацию, за счет одинаковой структуры и состава летного и технического экипажей, использования единого комплекта КПА, ЗИП и СНО с современными отечественными магистральными самолетами.

При конструктивно-компоновочной проработке вариантов и модификаций базового транспортного варианта самолета Ту-330 в АНТК был тщательно рассмотрен широкий спектр возможных задач, которые способен решать самолет при его использовании в интересах народного хозяйства страны, а также в системе МО РФ. Рассматривалась возможность взаимного «мирного» существования ВТС типа Ан-70 и Ту-330, при этом каждому типу отводилась своя область применения в смешанном парке ВТА в оптимальном соотношении Ту-330 к Ан-70 как 4:1. Анализ показал, что для массовых авиаперевозок предпочтительней Ту-330, обладающий более высокими ЛТХ, лучшей экономичностью и производительностью, а также большей адаптивностью к системе УВД (более высокие скорость и высота крейсерского полета, чем у Ан-70).

По оценкам специалистов, потребность в Ту-330 для собственных российских перевозок в системе гражданского воздушного флота оценивается в 100-120 машин, для перевозок на международных авиалиниях — 25-30 машин, для поставок для дальнего зарубежья -40 машин и для ближнего — 15-25 машин. Итого в сумме порядка 180-215 машин. Суммарная потребность Ту-330 для нужд МО РФ оценивается в 150-200 машин, плюс 70-80 машин для военных ведомств других государств.

На основании анализа рынка и потребностей гражданских и силовых ведомств предполагается строить самолет Ту-330 в следующих вариантах и модификациях:

  • базовая грузовая модификация Ту-330 для гражданского воздушного флота;
  • поисково-спасательного самолета Ту-330ПС для проведения поисково-спасательных операций на суше и на море, патрулирования в ближней и дальней морской зоне, для разведки рыбных косяков и ледовой обстановки, аэрофотосъемки и экологического мониторинга;
  • самолета для тушения лесных пожаров Ту-330П;
  • самолета дальней инструментальной разведки Ту-330РЛ;
  • в варианте ретранслятора Ту-330Р;
  • в варианте танкера для перевозки СПГ с силовой установкой, приспособленной к работе на СПГ;
  • для ВТА предлагается вариант базового грузового самолета с современным комплексом связи, применяющимся в ВВС, и комплексом оборудования для загрузки, выгрузки и размещения стандартной колесной, гусеничной боевой техники и личного состава — Ту-330ВТ;
  • санитарно-эвакуационный самолет Ту-330СЭ;
  • самолет-заправщик Ту-330ТЗ;
  • специальный административный самолет (салон + два легковых автомобиля).

Самолет Ту-330 выполнен по схеме высокоплана со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Крыло и элементы хвостового оперения соответствуют примененным на Ту-204 с сохранением высоких аэродинамических качеств последнего. Фюзеляж спроектирован новый с учетом целевого назначения самолета, грузовая кабина герметизирована. В задней части фюзеляжа расположен грузовой люк с посадочным трапом-рампой. Два ТРДД типа ПС-90А (взлетная тяга каждого 16140 кгс) установлены на пилонах под крылом. Схема высокоплана позволяет переходить сравнительно легко в ходе дальнейших модернизаций самолета к двигателям больших размерностей (большая тяга при большей двухконтурности). По желанию заказчика АНТК проработало возможность замены двигателей ПС-90А на НК-93, а также на двигатели известных западных и «Пратт и Уитни», близких по своим характеристикам к отечественным, последнее должно существенно расширить экспортные возможности самолета. В хвостовой части фюзеляжа установлена ВСУ типа ТА 12-60. Шасси самолета состоит из шести основных полностью автономных стоек с двумя тормозными колесами на каждой стойке. Передняя стойка с двумя колесами. Шасси обеспечивает эксплуатацию самолета с бетонированных и грунтовых ВПП. К числу новых конструктивных решений, использованных в конструкции Ту-330, следует отнести модернизированную электродистанционную систему управления самолетом с центральными ручками вместо традиционных штурвалов, плоские стекла фонаря кабины экипажа и отказ от боковых створок грузового люка. Большая герметизированная грузовая кабина (объем 330 куб.м) оснащена встроенным комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные работы без использования наземных средств, а также десантирование людей, грузов и техники, в том числе и парашютное.
ЛТХ:

МодификацияТу-330
Размах крыла, м43.50
Длина самолета,м42.00
Высота самолета,м14.00
Площадь крыла,м2195.50
пустого
максимальная взлетная103500
Тип двигателя2 ТРДД ПС-90А
Тяга, кгс
нефорсированная2 х 16140
форсированная2 х 17500
Максимальная крейсерская скорость, км/ч850
Крейсерская скорость, км/ч800
Практическая дальность, км3000
Практический потолок, м11000
Экипаж, чел3
Полезная нагрузка:35000 кг груза
Доп. информация :
Фотографии:Ту-330
Ту-330
Ту-330
Список источников:
ОАО «Туполев». Ту-330 Вестник авиации и космонавтики. Ту-330 Авиационный справочник на Avia.ru. Ту — 330 Многоцелевой транспортный самолет для маршрутов средней и большой протяженности

Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )

Характеристики Ту-330

Самолет Ту-330 будет управляться экипажем из трех человек. Как другие средние транспортники, он получит умеренные габариты. Его высота составит 14 м при длине 42 м. Размах крыла не будет превышать 43,5 м, площадь ограничится 195,5 м². Вес самолета равен 57 или 62 т, а его максимальная взлетная масса должна составить 103,5 или 112 т, в зависимости от вида используемых двигателей. Коммерческая нагрузка при этом будет не больше 35 т.

На самолет планируется установить два двигателя ПС-90А или НК-93. Каждый из них имеет свои характеристики, что сказывается на технических особенностях Ту-330. В первом случае крейсерская скорость составит 850 км/ч, во втором – 830 км/ч. Тяга каждого двигателя ПС-90А будет равна 17500 кгс, у НК-93 она достигнет 20000 кгс.

Дальность полета при нагрузке в 20 т должна составлять 5700 или 7000 км. При повышении веса груза в полтора раза допустимое расстояние сократится до 3000 и 4200 км соответственно. При любых двигателях самолет сможет подниматься на высоту до 11000 м. Информация о расходе топлива не предоставляется, но она должна заметно сократиться, что подразумевается программой «Грузовые самолеты России».

А Вы ждете появления Ту-330?

ДаНет

Основные технические характеристики провода АС 330/43

Все характеристики провода, необходимые для заказа и расчета, мы представили в виде таблицы.

Наименование характеристикиЕд. изм.Значение
ГОСТГОСТ 839-80
Код ОКП провода АС 330/4335 1151
Диапазон температур эксплуатации°Сот -60 до +90
Максимальная разрывная нагрузкадаН10378,4
Расчетная масса проводакг/км1255
Вес одного метра проводакг/м1,255
Наружный диаметрмм25,2
Площадь сечения провода по элементаммм2375,60
Площадь сечения алюминиевой частимм2332,50
Площадь сечения стальной частимм243,10
Допустимый токА710
Срок службы, не менеелет45
Механическое напряжение для наибольшей нагрузкидаН/мм212,6
Механическое напряжение при среднегодовой температуредаН/мм28,4
Коэффициент температурного линейного расширения1/°С * 10-619,8
Модуль упругости EдаН/мм27700
Электрическое сопротивление 1 км провода постоянному токуОм0,0869

Мнение эксперта
Главный редактор LinijaOpory

Александр Новиков — основной автор и вдохновитель нашего сайта. Автор схем и чертежей.

Перед проведением расчетов мы рекомендуем вам дополнительно запросить характеристики провода на заводе-изготовителе!

Описание конструкции

По проекту, Ту-330 представляет собой высокоплан с крылом и хвостовым оперением, выполненными по стреловидному типу. Благодаря унификации с Ту-204, которая позволит использовать в конструкции те же самые компоненты, самолет получит высочайшие аэродинамические свойства. Шасси состоит из шести стоек, на каждой из которых имеется по два тормозных колеса. Машина может приземляться или взлетать, используя неподготовленные ВПП, покрытые грунтом вместо асфальта.

Новый фюзеляж создан с поправкой на особенности будущей эксплуатации, поэтому он стал заметно шире. Объем грузового отсека составляет 330 м³, что позволит загружать внутрь крупную технику. Важной особенностью станет наличие в нем герметизации.

Грузовой люк и трап будут установлены в хвосте. В задней части самолета монтировано специальное транспортное оборудование, которое поможет проводить погрузочно-разгрузочные работы без привлечения наземных служб. Также там установлены вспомогательные элементы для проведения десантирования людей, грузов и военной техники.

Два двигателя ПС-90А или НК-93 планируется установить под крыльями на специальный пилон. Позднее их можно будет беспрепятственно заменить на более мощные. Например, производства Rolls-Royce или P&W, которые актуальны при продаже самолета на зарубежном рынке.

В конце фюзеляжа имеется вспомогательная силовая установка ТА-12-60. Важной особенностью модели стала продвинутая электродистанционная система управления, которая подразумевает замену классических штурвалов на специальные ручки.

Конструктивные особенности АС 330/43

В представленной ниже таблице отражены особенности конструкции провода.

Наименование характеристикиЕд. изм.Значение
Диаметр одной стальной проволокимм2,80
Количество стальных проволок в проводешт7
Число повивов стальных проволокшт1
Диаметр одной алюминиевой проволокимм2,80
Количество алюминиевых проволок в проводешт54
Число повивов алюминиевых проволокшт3
Отношение сечения алюминиевой части провода к сечению стального сердечника7,71

Разработка

Реализация проекта Ту-330 велась КБ им. Туполева с начала 1990-х годов. К началу 2000-х были частично выполнены и переданы в опытное производство материалы рабочего проекта. Организация производства самолёта предполагалась на Казанском авиастроительном заводе (сегодня — производственный филиал ПАО «Туполев»).

Проект Ту-330 в нише средних транспортных самолётов конкурировал с проектом советской разработки киевского КБ имени Антонова Ан-70 и проектом разработки московского КБ имени Ильюшина Ил-214/МТС (ныне Ил-276). В силу сложного экономического положения российской авиастроительной отрасли и проигрыша в лоббистской борьбе за ограниченные финансовые ресурсы, работы по Ту-330 на рубеже 1990-х — 2000-х годов были остановлены.

В августе 2020 года источник в авиастроительной отрасли сообщил, что проект Ту-330 участвует в конкурсе по созданию среднего военно-транспортного самолёта на замену Ан-12[1].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: