Fokker 50 от Carenado. Что-то большее?


F50 — более успешная версия Friendship

Fokker 50 — один из представителей семейства гражданских авиалайнеров. Начало его создания было положено в 1983 году, тогда же и были опубликованы первые проекторские наработки. Модель стала продолжателем успешного F27 Friendship, который на тот момент эксплуатировался уже в течение 25 лет. Ожидалось, что это будет всего лишь модификация этого лайнера, но отличия оказались значительными. Поэтому первоначальный вариант наименования проекта (F27-050) был пересмотрен. Самолет получил собственный семейный номер. А производство Friendship на этом было прекращено.

При разработке своих самолетов компания делала упор на надежность и безопасность. Зачастую это увеличивало стоимость проектов. Все модели показали прекрасную износоустойчивость. Новый Fokker 50-ой модели получил турбовинтовой двигатель, что позволило обрести большую топливную эффективность. Конструкция винтов способствовала снижению шума во время полета.

Свой первый полет Fokker 50-ой модели осуществил 28.12.1985 года. Серийный выпуск начался с 1987 года и продолжался вплоть до 1996 года, когда произошло банкротство компании. За это время было произведено больше двух сотен Fokker 50. Фото различных вариаций представлено ниже в статье. Всего было выпущено 220 экземпляров.

Fokker 50: характеристики в базовом исполнении

fokker 50 фото

Базовая версия самолета получила в свое оснащение цифровую вариацию авионического комплекта EDZ-806, произведенного в США . 4 дисплея содержат все необходимые полетные данные. Имеются датчики оповещения о поломках различных системных узлов. Установлена аппаратура, диагностирующая оборудование. Диаметр винтов, имеющих 6 лопастей, составляет 3,66 м.

Габариты (в метрах):
длина25,24
размах крыльев29,0
площадь крыла70,0
высота8,31
максимальная ширина фюзеляжа2,7
Габариты пассажирского отсека (в метрах):
длина15,96
ширина (max)2,5
высота (max)1,96
Количество мест (в чел.):
экипаж2
пассажиры (в зависимости от модификации)до 58
Весовые характеристики (в тоннах):
масса пустого12,52
взлетная19,95
без топлива18,3
Нагрузки (в тоннах):
грузоподъемность5,67

Fokker 50 и 60 Fokker 50 представлял собой модернизированный вариант самолета F27 Friendship Mk 500. Его разработка была анонсирована в ноябре 1983 года, а 27 декабря 1985 года первая машина уже поднялась в воздух. Самолет предлагался в ДальшеMore>>> пассажирском, грузовом и комбинированном грузо-пассажирском вариантах. В процессе разработки были построены два опытных самолета, сертификат типа был получен в мае 1987 года, а первые поставки осуществлены в августе того же года. До того как «Fokker» обанкротилась в марте 1996 года, самолеты данного семейства предлагались на коммерческом рынке в трех базовых модификациях. Первая — F50 Series 100, с двумя ТВД PW125B| и вместимостью 46-58 мест в четырехдверном (F50-100) и трехдверном (F50-120) подвариантах; вторая — F50 Series 300 (другое обозначение F50 High Performance) для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья с двумя ТВД PW127B мощностью по 2750 л.с. (2050 кВт) и четырехдверный (F50-300) и трехдверный (F50-320) подварианты; третья — F50 Utility, на базе F50-1120, с усиленным полом и большой грузовой дверью. В середине 1990-х планировала запустить в серию четвертую модификацию F50 Series-400 с удлиненным на 2,4 м фюзеляжем и вместимостью 68 мест, с выпуском четырехдверного F50-400 и трехдверного F50-420 подвариантов, но реализовать эти планы помешало банкротство компании. Базовая модификация F50-100 в целом внешне была схожа с F27, но отличалась улучшенной аэродинамикой, перепроектированной кабиной с цифровой авионикой и электронными пилотажными индикаторами, а также более широким использованием композиционных материалов в конструкции планера. Самолет оснащался двигателями с большей топливной эффективностью и шестилопастными, а не четырехлопастными, как ранее, малошумными воздушными винтами. Базовая модификация также предлагалась в военном варианте под обозначением Troopship Mk 2 — с удлиненной на 0,9 м носовой частью фюзеляжа для установки на правом борту грузовой двери и увеличения полезной нагрузки до 5000 кг (54 человека или 50 военнослужащих с вооружением, или десантников, или 24 носилочных раненых и несколько сидячих раненых и медперсонал, или груз) при дальности полета не менее 2595 км. Первый заказчик на Troopship Mk 2 появился в начале 1994 года — сингапурские ВВС заказали четыре машины, с опционом еще на три, для замены своих устаревших Shorts SC.7 Skyvan. F50 предлагался в тех же вариантах РЭБ, что и его предшественник F27, но только один из этих вариантов нашел покупателя: один F50 Black Crow Mk 2 был куплен неназванным заказчиком. Kingbird Mk 2 предлагался в варианте самолета ДРЛОиУ, имел продолжительность полета 8 часов и боевой радиус 555 км, а бортовое специализированное оборудование включало РЛС с фазированной антенной решеткой и комплекс РЭБ; имелся также подвариант Kingbird Mk-2E, предлагавшийся с 1992 года и отличавшийся наличием РЛС Ericsson FSR-890 Erieye с установленной на фюзеляже антенной и тактической системой Teledyne ASN-150(V)8. Самолет Sentinel Mk 2 предназначался для решения задачи патрулирования границ и ведения наблюдения и разведки. Он мог оснащаться РЛС бокового обзора Motorola APS-135(V), РЛС с синтезированной апертурой луча APS-134(V)7 и размещенной в подвесном контейнере оптико-электронной системой Itek Eagle Eye. F50 Maritime Mk 2 являлся существенно доработанной модификацией Maritime, с экипажем из 2-3 человек, командой операторов спецоборудования 2-4 человека, а также широким набором специальной аппаратуры, включая ИК-системы и поисковую РЛС Texas Instruments APS-134, антенна которой располагалась в подфюзеляжном обтекателе. F50 Maritime Enforcer Mk 2 представлял собой существенно доработанный вариант F27MPA Maritime Enforcer, созданный на базе планера и силовой установки F50. В целом Maritime Enforcer Mk 2 был схож с F27MPA Maritime Enforcer, но отличался улучшенной аэродинамикой, модернизированной пилотской кабиной и силовой установкой с двумя ТВД PW125B. Авионика — усовершенствованный вариант того же комплекса, что применялся на F50 Maritime Mk 2. Масса вооружения была увеличена до 3930 кг — оно могло подвешиваться на двух подфюзеляжных и шести подкрыльевых узлах и включать до восьми торпед и/или глубинных бомб или 2-4 ПКР AGM-84 Harpoon, или AM39 Exocet, или комбинацию торпед и ПКР. Обычно на самолет подвешивали четыре торпеды или две ПКР. Единственным заказчиком данной модификации стал Сингапур, купивший четыре самолета. F60 Utility был создан на базе F50 и отличался удлиненным на 1,62 м фюзеляжем, что позволило установить на левом борту большую по размерам грузовую дверь, обеспечившую погрузку крупногабаритных грузов (в стандартном варианте самолет мог брать 55 десантников или 2725 кг груза). Голландские ВВС заказали четыре такие машины. Позже два F60 были модифицированы для решения задач морского патрулирования, а в 2010 году все четыре самолета были проданы Перу. Последний F50 был поставлен заказчику в мае 1997 года, общий объем выпуска моделей семейств F50 и F60 составил 212 самолетов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Fokker 50-100

Тип: самолет для местных авиалиний с экипажем из 2-3 человек Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PW125B мощностью по 2500 л.с. (1864 кВт) Летные характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 522 км/ч; практический потолок 7620 м; дальность полета при стандартной макс, взлетной массе с нагрузкой 50 пассажиров 1249 км Масса: пустого 12 650 кг; стандартная максимальная взлетная 18 990 кг Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 25,25 м; высота 8,317 м; площадь крыла 70,00 м2 Полезная нагрузка: см. по тексту

Различные модификации Fokker 50

  • 50-100 — версия базовой модели самолета, оснащенная двигателем PW125B и предусматривающая 4-дверный салон.
  • 50-120 — вариация, имеющая в наличии 3 таких двери.
  • 50-300 — такая версия должна была использоваться в высокогорных районах или имеющих жаркий климат. Был установлен двигатель PW127B.
  • 50-320 — от 300-ой версии отличалась количеством дверей в салоне.
  • 50-400 — вариация только планировалась, но так и не была запущена в производство. Предполагалось, что она будет рассчитана на 68 посадочных мест. Также должна была иметь значительно увеличенный фюзеляж.

fokker 50 характеристики

Тип двигателя2 ТВД Pratt Whitney Canada PW125B (PW127B)
Мощность2 х 2500 (2750) л. с.
Крейсерская скорость550 км/ч
Дальность полета1120 км
Взлетный потолок9,8 км
Диаметр шестилопастных воздушных винтов3,66 м
Шумовые уровни (EPN дБ):
взлетный81
сбоку от ВПП85
посадочный96

Прекрасные технические данные, высокая степень надежности и безопасности — все это характеристики Fokker 50. Схема салона базовой модификации представлена в статье.

  • Ширина салона — 2,5 м.
  • Количество мест зависит от модификации.

Потери самолетов

За время эксплуатации было потеряно 11 самолетов типа Fokker 50.

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
15.09.959M-MGHТавау34/53При заходе на посадку, из-за ошибок экипажа и служб УВД, коснулся поверхности за 500 метров до торца ВПП и разбился при попытке ухода на второй круг.
05.11.02LX-LGBблиз Нидеранвена20/22Разбился при заходе на посадку из-за грубых ошибок экипажа.
17.01.03PH-FZEМелилья0/19Совершил грубую посадку и получил повреждения из-за ошибок экипажа.
17.01.03ST-ARAАдар-Йейл0/45На пробеге, избегая столкновения со стаей птиц, экипаж свернул с ВПП, самолёт получил серьезные повреждения.
10.02.04EP-LCAШарджа43/46При подлёте к ВПП включился реверс на обоих двигателях, самолёт потерял высоту и разбился.
10.05.11OO-VLEРоттердам0/0Поврежден при техобслуживании в аэропорту — сложились основные стойки шасси.
10.11.115Y-VVKГурель0/н.д.При посадке выкатился за пределы ВПП и получил повреждения.
15.11.125Y-CANАвейль0/57При посадке выкатился за пределы ВПП и потерял левое полукрыло.
04.03.139Q-CBDГома6/9Плохие погодные условия.
20.04.145Y-VVJГурель0/3При посадке выкатился за пределы ВПП и частично разрушился.
02.07.145Y-CETНайроби4/4Грузовой самолёт упал,сразу после взлёта,на здание в районе аэропорта.Экипаж погиб.[1]
06.08.145Y-BYEМогадишо0/24Самолёт выполнял экскурсионный полёт. После приземления выкатился с ВВП, врезался в бетонное ограждение и получил значительное повреждение.[2]

Источники

  1. Грузовой самолет при взлете рухнул на здание в Кении.
  2. ASN

Fokker в наши дни

Несмотря на то что выпуск данной модели прекратился более 20 лет назад, крест на использовании самолетов ставить не стоит. Они до сих пор служат человеку, перевозя грузы и пассажиров.

За все время существования модели произошло 12 аварий и поломок. Все случаи были подробно исследованы. В ходе проверок и аналитической деятельности практически во всех подобных случаях установлена вина экипажа или обслуживающего самолет персонала. Технических неполадок найдено не было. Лайнеры показали высокую долю износоустойчивости, надежность и безопасность.

Большинство экземпляров эксплуатируется теперь частными лицами или мелкими авиакомпаниями на внутренних рейсах малой протяженностью. Зачастую происходит переоборудование полностью под перевозку грузов.

В России рассматривалось использование данных самолетов как достойная замена «Ан-24». Препятствием является отсутствие сертификации.

В странах СНГ широко используются на многих линиях. Например, на данный момент замечены в компании AirAstana на маршруте Астана-Павлодар-Астана.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: