Туполев ту-116. фото и видео. характеристика и история.

Конструкторским бюро Туполева был разработан пассажирский самолет повышенного комфорта под названием Ту-116 на базе бомбардировщика типа Ту-95. Вышеупомянутый бомбардировщик был переоборудован под пассажирский для дальних рейсов. Данная машина была изготовлена в двух экземплярах в достаточно краткие строки. Кроме того, Ту-116 изготовляли на случай неуспеха проекта Ту-114, который разрабатывали на то время.

Самолет Ту-116 имел возможность перевозки 20 пассажиров. На борту машины была кухня, помещение для отдыха экипажа и туалет. Данная машина была окрашена в цвета гражданской авиации. Кабина пилотов имела полностью герметическую структуру.

Ту-116

Данная машина создавалась как самолет для перевозки высшего командования в любую точку мира. Для этого пассажирский салон аппарата был изготовлен более комфортно, чем стандартные аппараты подобного класса. В первую очередь планировались полеты на Кубу, но в конечном итоге данную машину широко не применяли. На сегодняшний день самолет Ту-116 остался в единственном экземпляре в музее в городе Ульяновске.

Краткая история создания самолета Ту-116

Впервые данная машина произвела отрыв от взлетной полосы в мае 1957 года. Первоначально исходная модель существовала как тяжелый бомбардировщик. Заводские испытания данного лайнера были начаты осенью 57 года. При этих тестах аппарат осуществил продолжительный перелет на расстояние в 8,6 тысяч километров от города Чкалова до Иркутска и обратно. Самое главное, что самолет не дозаправлялся и не садился. После полета в баках машины осталось топливо, которого должно было хватить на 3 тысячи километров полета. Средняя скорость полета в данном тесте составила порядка 800 км/ч.

Ту-116 сзади

Во время испытаний подобные тестовые перелеты осуществлялись неоднократно. Самым продолжительным считается полет с тремя дозаправками, в результате которого самолет пролетел чуть больше 34 тысяч километров. Данные аппараты использовали в основном вместе с бомбардировочным полком ВВС. Эксплуатация машины была закончена в 89 году, после чего ее передали в музей.

Особенности конструкции самолета Ту-116

При проектировании и создании самолет должен был перевозить грузы массой в 400 килограммов и пассажиров до 24 человек. На борту присутствовал достаточно большой обслуживающий экипаж, среди которого были повара и бортпроводники. Самолет имел два пассажирских салона. В первом были установлены комфортные диваны для 8 человек, а второй был предназначен для членов правительства и имел только 3-4 места. Кроме всех пассажиров и экипажа, на борту самолета располагались также охранники, число которых могло составлять до 12 человек.

При создании машины с исходного самолета было снято все вооружение. За счет этого увеличилось внутреннее пространство, где было установлен гардероб и туалетная комната. Поскольку это пассажирская машина, то в бортах аппарата были проделаны иллюминаторы. В тамбуре возле кабины пилотов находился входной люк, который можно было использовать для эвакуации при аварийных ситуациях. Кроме того, в хвостовой части самолета был расположен отсек, в котором разместили осветительные бомбы и парашют аварийного снижения. Эти системы используются в аварийных или непредвиденных ситуациях.

Ту-116 кабина

На самолете Ту-116 были установлены дополнительные масляные баки. Это было сделано по той причине, что первоначальная модель самолета отличалась большим расходом смазочных жидкостей. На то время самолет Ту-116 был оснащен самыми новыми бортовыми системами, которые обеспечивали наилучший и комфортный полет машины. На данном аппарате была установлена радиостанция типа «Гелий» и радиостанция типа 1-РБС. Кроме того, в кабине пилотов были два радиокомпаса и радиовысотомер модели РВ-17. Самолет имел систему слепой посадки под названием «Материк» и систему радиолокатора «Рубидий-ММ». Для комфортного полета в пассажирском салоне была установлена новая радиола «Мир». В случае аварийной ситуации над водными объектами самолет имеет возможность приводнения. Для данной ситуации на самолете размещались спасательные плоты и лотки типа ЛАС-5. Топливная система самолета могла вместить в себя 77,8 тонн топлива и обеспечивала дальность полета в 11,1 тысячи километров. Топливные баки имели мягкую структуру, и их на борту было 66 штук.

Что касается летных характеристик, то данная модель самолета практически ни чем не уступала самолету Ту-95. Недостатком нового аппарата было отсутствие системы флюгирования винтов, что проводило к проблемам с управлением. В дальнейшем данный самолет был оснащен доработанными двигателями. Еще одной особенностью было то, что управлять самолетом Ту-116 могли только высококвалифицированные пилоты. Главной проблемой, которая не пустила данный самолет в серийное производство, стало создание пассажирского самолета Ту-114, который был значительно лучше.

Ту-116 характеристики:

МодификацияТу-116
Размах крыла, м54.10
Длина самолета, м46.17
Высота самолета, м15.50
Площадь крыла, м2311.10
Масса, кг
пустого самолета93500
максимальная взлетная182000
Топливо, л77800
Тип двигателя4 ТВД Кузнецов НК-12МВ
Мощность, л.с.4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч900
Крейсерская скорость, км/ч800
Перегоночная дальность, км11190
Практическая дальность, км10750
Практический потолок, м12000
Экипаж, чел7-8
Полезная нагрузка:24 пассажира и 400 кг багажа, максимально до 60 пассажиров

История

Техническое задание на разработку рабочего проекта переоборудования двух серийных бомбардировщиков Ту-95 в пассажирский вариант было выдано ОКБ-156 практически одновременно с выходом Постановления СМ СССР (от 12.08.1955 г.) на проектирование и постройку на базе Ту-95 межконтинентального пассажирский авиалайнера Ту-95П (проект «114»), с установлением срока предъявления его на совместные заводские и государственные испытания во втором квартале 1957 г. Согласно техническому заданию: высококомфортабельный пассажирский лайнер (проект «116») предназначался для выполнения межконтинентальных полётов высших государственных руководителей СССР с сопровождающими и охраной; должен перевозить 400 кг багажа и до 24 пассажиров, включая обслуживающий персонал: бортпроводник, повар и штурман-информирующий пассажиров о ходе полёта; в случае необходимости − 10÷12 человек вооружённой охраны. Потребность в таком самолёте возникла в связи с «потеплением» отношений между СССР и США (использование Ил-14 не соответствовало статусу СССР). Разработка проекта «116» велась на случай срыва сроков доводки лайнера «проект 114»… С учётом относительной простоты переделки, первоначальный срок предъявления самолёта «116» на испытания был установлен — сентябрь 1956 г., однако 28 марта 1956 г., ввиду перегруженности ОКБ-156 выполнением срочных заданий по боевым самолётам, СМ СССР был вынужден перенести установленный срок.[АиВ 1996-05(16)]

В апреле 1956 г. рабочий проект «116» предъявлен заказчику и был утверждён в октябре 1956 г. В отличие от серийного бомбардировщика Ту-95, самолёт «116» имел следующие конструктивно-компоновочные особенности: демонтировано всё оборонительное и бомбардировочное вооружение; грузовой отсек (за центропланом) и объём фюзеляжа за ним — переоборудованы в пассажирскую гермокабину общим объёмом 70,5 м³, достаточным для размещения: 20÷24 пассажиров в двух пассажирских салонах, с комфортабельным отделением для главы делегации; туалетной комнаты; гардероба; служебной комнаты; в бортовых панелях пассажирской гермокабины выполнены круглые иллюминаторы. В первом пассажирском салоне располагались 6÷8 человек, во втором — до трёх «главных пассажиров». Интерьер пассажирских салонов соответствовал статусу руководителей государства, установлены диваны и диван-кровати, предусмотрена установка радиолы «Мир» и системы пневмопочты для связи с экипажем. В конце пассажирской кабины (в хвостовом гермоднище-гермошпангоуте, выполнена входная дверь, за которой оборудован тамбур с входным трапом — опускающимся вниз, через люк (он же аварийный) в нижней части фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа расположен отсек с посадочными осветительными авиабомбами и парашют аварийного снижения.

Лётный экипаж располагался в носовой гермокабине (как на Ту-95), в составе: два пилота, штурман-навигатор, штурман-оператор, бортинженер, борттехник и бортрадист, предусмотрено место для штурмана-лоцмана — для полётов по зарубежным трассам. За передней гермокабиной установлен контейнер с резервным запасом рабочих жидкостей (первые Ту-95М имели повышенные расходы масла в силовой установке и гидросистемах). Установлено самое современное, по тому времени, бортовое связное и радионавигационное оборудование: радиостанция коротковолнового диапазона «Гелий» с приёмником РПС; радиостанция 1-РСБ-70М с приёмником УС-8; три комплекта радиостанции РСИУ-4П; два автоматических радиокомпаса АРК-5; радиовысотомеры РВ-17 и РВ-2; оборудование слепой посадки СП-50 «Материк»; сохранён панорамный радиолокатор «Рубидий-ММ». В случае аварийной посадки на воду на борту имелись спасательные лодки ЛАС-5 и два плота СП-12. Запас топлива (общий объём 77800 л, размещён в 66 мягких баках), обеспечивал максимальную техническую дальность полёта 11190 км. [АиВ 1996-05(16,17)]

В 1957 г. два серийных бомбардировщика: Ту-95 зав. № 6800402 и Ту-95М зав. № 7800409 были переоборудованы в соответствии с рабочим проектом «119» в пассажирские самолёты для межконтинентальных перевозок высоких правительственных делегаций, под обозначением Ту-116. Один самолёт предназначался для Н. С. Хрущёва, второй для Н. А. Булганина. Самолёты после переделки получили №№ 7801 и 7802 соответственно и гражданские регистрационные номера Аэрофлота: СССР-76462 и СССР-76463.

23 апреля 1957 г. первый Ту-116 (борт № 7801) выполнил первый полёт и проходил заводские испытания по 4 октября 1957 г.

3 июня 1957 г. выпущен второй Ту-116 (борт № 7802) — передан на госиспытания в феврале 1958 г.

2 марта 1958 г. Ту-116 (борт № 7802) выполнил первый полёт с заводского аэродрома.

8 марта 1958 г. Ту-116 (борт № 7802) перелетел на аэродром Чкаловский в распоряжение ГК НИИ ВВС. Госипытания провёл экипаж в составе лётчиков-испытателей В. К. Бобрикова и В. С. Кипелкина, штурманов-испытателей Н. С. Зацепы и В. С. Паспортникова, бортрадиста В. С. Попова. В испытательных полётах участвовал лётчик-испытатель ОКБ-156 И. К. Ведерников, впоследствии поднимавший в воздух многие модификации Ту-95/Ту-142. В ходе испытаний Ту-116 № 7802 выполнил беспосадочный полёт по маршруту Чкаловский — Иркутск — Чкаловский протяжённостью 8600 км со средней скоростью 800 км/ч (остаток топлива в баках после посадки позволял пролететь ещё около 3000 км). Последующие полёты выполнены по маршрутам: Чкаловский — Воздвиженка (Дальний Восток) — Чкаловский; Чкаловский — Диксон — мыс Тайгонос — Украинка (Дальний Восток); Чкаловский — Петропавловск-Камчатский — Ташкент; Ташкент — Душанбе — Фрунзе (ныне Бишкек) — Диксон — Великие Луки — Чкаловский; Чкаловский — Ленинград (ныне СПб) — Таллин — Рига — Вильнюс — Минск — Киев — Тбилиси — Ереван — Баку — Ашхабад — Ростов-на-Дону — Чкаловский.

28 июля 1958 г. Ту-116 (борт 7802) выполнил полёт с тремя промежуточными посадками, суммарная дальность маршрута составила 34 000 км. Одновременно на Ту-116 № 7801 экипаж во главе с лётчиком-испытателем Н. Н. Харитоновым совершил беспосадочный перелёт по маршруту: Москва — озеро Байкал — Москва, со средней скоростью 740 км/ч. В ходе испытаний на Ту-116 № 7802 заменили военные опознавательные знаки на символику Аэрофлота, с присвоением гражданского регистрационного номера СССР-76463.

Оба самолёта Ту-116 успешно прошли Госиспытания с присвоением обозначения Ту-114Д, по лётным характеристикам они практически не уступали Ту-95, но в парк правительственного отряда передан не были, в связи с признанной недостаточной надёжностью силовой установки (на ТВД НК-12М отсутствовала система всережимного автоматического флюгирования воздушных винтов), и были переданы в строевые части ВВС ДА, эксплуатирующие бомбардировщики Ту-95 (1023-й ТБАП на аэр. Чаган и 409-й ТБАП на аэр. Узин).

В ноябре 1957 г. проводились доводочные испытания первого опытного авиалайнера Ту-114, обладающего значительно более высоким уровнем комфорта для выполнения правительственных перевозок, на который установили более надёжные ТВД НК-12МВ.

В строевых частях ВВС, самолёты Ту-116 эксплуатировались в течение почти 30 лет (до начала 1990-х гг.), выполняли специальные перевозки инженерно-технического состава на оперативные аэродромы, различных делегаций, комиссий, военачальников, ответственных работников МАП. По состоянию на 1996 г. Ту-116 № 7801 был частично утилизирован, его отдельные части находились в Узине. Второй Ту-116 после списания в 1996 г. является экспонатом ульяновского музея гражданской авиации. [3 с.2] [4 с.15][5 с.44][6 с.6][7 с.47][АК 1995-10(35,36)][АиВ 1996-05(16,17)]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: