Ан-178, Ми-8 и DART-450: «триумф» украинской авиации на Фарнборо-2016 (9 фото)


Наверное, этот факт может показаться странным, но военная транспортная авиация в мире до сегодняшнего дня использует самолеты, которым исполнилось по 40-50 лет. По этой причине, очевидно, что необходимость появления новых машин стоит максимально остро.

Проект украинского авиагиганта «Антонов» — средний транспортный самолет Ан-178 –который начал разрабатываться в 2010-х годах, редкий экземпляр. У машины немного конкурентов, разработки есть, но большинство из них пока еще не запущены в серию. Несмотря на существующие минусы и недоработки, спрос на Ан-178 очень высок по всему миру.

История создания

К сожалению, для всей авиационной промышленности бывшего Советского Союза характерен длительный простой в сфере авиастроения почти до наступления 2010-х годов. Но предприятие АНТК им.Антонова даже в период недостатка финансирования готовило интересные проекты и разработки. Возможно, ключевым секретом успеха украинцев можно считать приверженность типичным советским качествам в технике: ориентированность на простоту в сборке, использование проверенных схем и узлов, а также общая дешевизна производства.

АН-178

В 2010 году были проведены испытания проекта Ан-158 – региональной версии пассажирского лайнера для местных авиалиний. Самолет был создан на базе Ан-148 – предыдущей машины для перевозки пассажиров. Именно тогда разработчикам стало понятно, что оба проекта: Ан-148 и Ан-158, можно назвать успешными и качественными.

На основе Ан-148 и было принято решение строить средний транспортный самолет, который мог бы использоваться и для военных, и для гражданских целей. Конструкторов подталкивал тот факт, что используемые во многих странах самолеты Ан-12 уже давно выработали свой срок (самая новая машина появилась еще в 1972 году). Да и ниша транспортной авиации средней категории на сегодня занята крайне слабо. Именно ее и планировалось завоевать с помощью Ан-178.

О старте работ объявили в 2010 году, а первый фюзеляж собрали уже в 2014 году.

7 мая 2020 года был совершен первый полет, а в декабре того же года начали испытывать новые двигатели для самолета. Три месяца проводила голосование по выбору названия для будущего проекта Ан-178. В конкурсе победили варианты: «Амет Хан Султан», «Степан Бандера» и «Кiборг». Но руководство не отдало предпочтение ни одному выбору, считая, что победившие названия несут слишком очевидный политический подтекст.

Изначально интерес к новому проекту самолета был серьезный. Руководители предприятия оценивают всю нишу средних транспортников в мире до 800 единиц. Но на сегодняшний день поставки еще не начались, так как из-за тяжелой политической ситуации, потребовалось экстренно менять детали, поставляемые Россией. У самой Украины возникли ожидаемые сложности с разворачиванием собственной сборки важных узлов или переориентацией на продукцию из других стран.

Детали Ан-178 производятся в 14 странах на 200 заводах. И около трети узлов собирались в России: шасси, элементы ВСУ, гидравлика, большая часть авионики и детали двигателей. Но украинская сторона отказалась от кооперации с РФ, отчего нанесла урон собственному производству.Впрочем, это не единственная проблема нового самолета Ан-178, собиравшегося в спешке и имеющего ряд существенных конструкторских недоработок, которые, хочется верить, будут оперативно исправлены перед запуском серийной сборки.

Заказы и рынки сбыта

По мнению украинских авиационных специалистов, рынок сбыта самолёта Ан-178 может составить около 800 самолётов в течение 10-12 лет[17]. Средняя цена одного самолёта составляет $40 млн. По словам представителя Дмитрия Кивы, по состоянию на май 2020 года предварительный пакет заказов на этот самолёт составлял около 100 единиц. В покупке заинтересованы Саудовская Аравия и страны Персидского залива[18].

По состоянию на август 2020 года совокупный портфель твёрдых заказов на Ан-178 состоял из 11 самолётов[19].

Заказы

Заключённые соглашения о поставках
ПокупательТипЗаказаноОпционПримечаниеПоставлено
Иракская компанияАн-17810Твёрдый контракт.[19] Покупка через ГК «УкрОборонПром». Поставка в течение 2016—2017 годов.0[20]
Beijing A-Star Aerospace Technology Co.Ан-17820Предусмотрена закупка двух Ан-178 у Украины и последующее совместное производство с Китаем[21]0[22]
Airspace Industry Corporation of ChinaАн-178250Меморандум[23]0
Тaqnia AeronauticsАн-178300Меморандум[24]0[25]
Silk Way AirlinesАн-178100Твёрдый контракт[19]0
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Конструкция

Ан-178 стал обладателем классической схемы для транспортного самолета. У него высокое расположение крыла, оперением киля выбрана Т-образная схема. У машины трехопорное шасси, с традиционным расположением стоек в задней части и одной – в носу. Передняя стойка получила два колеса, а задние шасси – по две стойки с каждой стороны и по одному колесу на каждой.

Достаточно серьезные изменения претерпел фюзеляж самолета.

Он приобрел некоторые особенности: например, стал шире и выше, чем у Ан-148, закрывается полностью герметично и все так же изготавливается полностью из металла. Композитные материалы частично применяются лишь в строении крыла, подкрылков и хвостового оперения.

Зато Ан-178 получил возможность перевозить до 99 солдат, 3 поддона (форма П-7 с грузом) или 2 стандартных морских контейнера (М-2). Серьезный шаг «Антоновцы» смогли сделать в компьютеризации системы управления. Теперь вычислительные мощности исключают некоторые ошибки в пилотировании, которые раньше приводили к авариям и катастрофам.

АН-178 схема

Кабина Ан-178 осталась прежней по размерам (относительно своего прототипа), но в ней отражены современные веяния: так, перед командиром и вторым пилотом установили дисплеи, которые заменили прежние аналоговые датчики.

Изменения также коснулись и двигателей, которых теперь стало два, вместо четырех, устанавливаемых на предшественнике Ан-12.

Но выбор оказался очевидным, потому что с двумя силовыми установками удалось существенно повысить экономичность перелета, скорость, а также показатель максимальной высоты. Турбовентиляторные двигатели Д-436-148ФМ установлены на пилонах под крылом.

Но у Ан-178 наблюдаются некоторые «детские» болезни, которые касаются плохо отлаженной авионики и неочевидных конструкторских решений. Если многие ошибки обычно исправляются в процессе эксплуатации лайнеров (Ан-178 в этом вопросе далеко не первопроходец), то в отношении проигрышной центровки самолета, вероятно, ничего изменить не получится.

А фюзеляж сконструирован таким образом, что требуется устанавливать дополнительный балласт, когда самолет вылетает без нагрузки. Для этого за кабиной пилотов размещаются 15 плит общим весом 1,32 тонны.

О достоинствах и недостатках авиаконструкции

Как известно, любая продукция, даже если она впервые выпущена, имеет свои как положительные стороны, так и отрицательные. То же самое можно сказать и о самолетах, ведь они являются итоговым продуктом деятельности как людей, так и специального оборудования. Касаемо плюсов данной модели авиалайнеров, нужно отметить:

  • Воздушное судно заняло почетное место в категории новая усовершенствованная модель, соответствующая всем предъявленным требованиям;
  • По своим летно-техническим характеристикам превзошел своих известных предшественников, например:
  • как представитель ближнемагистральных авиасуден (среднего размера) обладает улучшенными параметрами грузоподъемности начиная от 18 и заканчивая 20 тоннами, без труда преодолевает расстояние более чем 5 тыс. км, а набирать высоту до 10.1 тыс. м;
  • использованные двигатели-турбовентиляторы позволили самолету развить высокие показатели крейсерской скорости (в пределах 825-870 км/час);
  • наличие усовершенствованной системы управления при разработке, которой использованы новейшие компьютерные системы, исключающие появление любых даже самых минимальных ошибок в процессе пилотирования.

Не обошлось и без отрицательных моментов. В первую очередь существенным недостатком стала нарушенная центровка всего корпуса (ошибка, допущенная на этапе разработки). Как следствие, чтобы механическим путем устранить этот момент на борт перед полетом требуется загружать балласт, вес которого не должен быть меньше показатели в 1.3–1.4 тонны. Причем он обязан быть в виде специальных плит, закрепленных непосредственно за кабиной, в которой находятся пилоты.

В связи с напряженными отношениями Украины и России, возник вопрос о том, будет ли первая, продолжать закупку определенных комплектующих.

Как показала статистика в 2020 году большого спроса на данный самолет не было выявлено и сделаны лишь 2 авиамашины. Эксперты говорят, что по этим показателям давать полноценную и объективную оценку происходящему не представляется возможным. Что и может оказывать влияние, так это обнаруженные мелкие неполадки в бортовой системе и автоматике. Существенное влияние имеют ошибки серьезного характера, связанные с конструкцией, что стало поводом для их массового устранения.

Летно-технические характеристики Ан-178 в сравнении с конкурентами

В момент старта работ, общие задачи для проекта выглядели следующим образом:

  • «Антоновцы» должны были оставить у Ан-178 способность взлетать и садиться на аэродромы с разным покрытием, в том числе и грунтовым (как у Ан-12, которые планировалось выводить из эксплуатации);
  • транспортный самолет должен был принимать на борт больше груза.

В итоге, Ан-178 по многим показателям превзошел своего предшественника. К примеру, новый транспортник получил больший запас хода (на 1000 км), стал более экономичный и может лететь на 225 км/ч быстрее на крейсерской скорости. Правда, одна из главных задач не была решена, и грузоподъемность сократилась с 21 тонны на Ан-12, до 18 тонн на Ан-178.

Антонов 178

Конкурентами Ан-178 называют российский Ил-214 (который также пока не вошел в серию) и бразильский проект EmbraerKC-390, в производство которого включился американский гигант – концерн Boeing.

Ан-178, УкраинаИл-214, РоссияEmbraer KC-390, Бразилия (США)
Длина, м32,9537,733,43
Размах крыла, м28,8432,3533,94
Высота, м10,1412,5111,43
Двигатели2хТРВД по 7010 кгс Д-436-148ФМ2хТРВД по 14000 кгс ПС-90А-762х ТРВД по 139,5 kHIAEV2500-E5
Скорость, км/ч870870870
Дальность пустого/с максимальной нагрузкой, км5500/10007300/20006130/1834
Масса максимальная на взлете, т686881
Грузоподъемность, т182023-26
Потолок, км121210,97

Серьезный «вклад» в два проекта (российский и украинский) внес распад Советского Союза, а потом дальнейшие сложности в отношениях новообразовавшихся стран. Возможно, по этой причине ни Ан-178, ни Ил-214, которые уже готовы к массовому запуску производства, так и не увидели свет.

АН-178 взлёт

К сожалению, такой, безусловно, важный фактор, но второстепенный с точки зрения конструкторов и сборщиков, послужил тому, что проект конкурентов Embraer KC-390, вероятно, начнет занимать нишу средних транспортных перевозок раньше. Бразильский самолет уже поступает в ВВС своей страны. Точно заключен контракт на поставку 26 самолетов, первые из которых начнут приниматься на вооружение уже в конце 2018 года. А Ан-178 и Ил-214, так и остаются пока собранными в количестве нескольких штук для проведения испытаний.

Международная кооперация

По данным , «в производственной кооперации по программе Ан-178 задействовано порядка 200 компаний из 14 стран».

Около трети комплектующих самолёта Ан-178 — российского производства, в том числе стойки шасси, вспомогательная силовая установка, почти вся авионика, гидравлика, управление и многое другое, заимствованное у семейства самолётов Ан-148/158[26].

Компания планирует полностью отказаться от российских комплектующих в будущем. Для этого осваивается производство новых комплектующих и деталей на предприятиях, входящих в структуру «Укроборонпрома»[27]. 18 июля 2020 года Пётр Порошенко заявил, что Россия «исключена из списка стран, производящих остальные детали для нашего Ан-178».[28].

Производство и заказы самолета Ан-178

Самолет Ан-178 планируется комплектовать всеми узлами и деталями силами исключительно украинских предприятий. На сегодняшний день полным ходом идет переориентация производства в рамках заводов страны.

Серьезным конкурентным преимуществом проекта Ан-178 называется невысокая стоимость.

Она оценивается в 40 миллионов долларов за единицу. Это сопоставимо с аналогичным российским проектом Ил-214 (35-40 млн.) и намного меньше бразильского конкурента EmbraerKC-390 (85 млн.).

Известно, что большой интерес к украинскому проекту проявила индийская сторона, которая первоначально занималась совместной разработкой российского транспортного самолета МТС Ил-214, но потом разорвала соглашения. Интерес Индии оценивается в 60 машин, но прямых контрактов пока нет.

АН-178 посадка

Предварительные соглашения «Антонов» имеет с китайской стороной (с дальнейшим переориентированием сборки самолета на территорию Китая), Ираком, Саудовской Аравией и Азербайджаном. Упоминаются договоренности о производстве 36 транспортников для всех стран.

Первым делом — перевозки

По словам Александра Лося, на первом месте в структуре доходов ГП «Антонов» находятся грузовые авиаперевозки. Парк из семи Ан-124, одного Ан-225, и одного Ан-22 обеспечивают «около 80%» прибыли, отметил президент ГП.

Поэтому правительство Украины намерено создать государственную авиа – отметил Лось.

Помимо авиаперевозок, существенную долю доходов ГП «Антонов» составляет прибыль от поддержания лётной готовности самолётов. На этом фоне производство новых образцов прямо зависит от доходов ГП «Антонов».

«Строительство самолетов на сегодняшний день находится на дотации от первых двух видов нашей деятельности. То есть коммерческая составляющая у нас на сегодняшний день – это авиаперевозки и оказание услуг по поддержанию летной годности», — подчеркнул Александр Лось.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: