Су-80. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы. 

Су-80 или С-80 – это проект российского многоцелевого самолета, который разрабатывался в ОКБ им. Сухого на рубеже столетий. По замыслу конструкторов, он должен был заменить на региональных и местных авиалиниях такие устаревшие машины, как Як-40, Ан-24 и Ан-26. Самолет Су-80 планировали выпускать на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАППО), однако ресурсы и производственные мощности понадобились для реализации другого проекта – пассажирского самолета «Сухой Суперджет». Поэтому программа Су-80 была тихо закрыта в середине «нулевых». Всего было построено три — по другим данным, четыре — самолета Су-80.

Специалисты ОКБ им. Сухого работали над двумя варианта самолета: грузопассажирской версией – Су-80ГП и модификацией для перевозки пассажиров – Су-80П. Самолет способен принимать на борт до 30 пассажиров или 3,3 тонны грузов, дальность его полета составляет 1,3 тыс. км. Позднее планировалось создать еще несколько модификаций машины: патрульную, медицинскую, самолет для геологов и рыбаков.

Главной особенностью Су-80 – и основным его достоинством по замыслу конструкторов – была конвертируемость самолета, то есть возможность быстрого переоборудования грузовой модификации в пассажирскую.

Свой первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года. Затем несколько лет продолжались заводские испытания машины, но даже до сертификации дело не дошло. Считается, что стоимость одного Су-80 в 2006 году составляла от 230 до 280 млн рублей.

Правда, в 2012 году после призыва премьер-министра Медведева уделять больше внимания развитию региональной авиации, руководство ОКБ им. Сухого заявило, что вполне возможно реанимировать проект Су-80. Но какого-то дальнейшего продолжения это не имело…

Краткая история создания самолета Су-80

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

Су-80

С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

АН-124 «РУСЛАН» — уникальный грузовой исполин

Стратегический военно-транспортный самолет (СССР)

С появлением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» начался новый этап соперничества между СССР и США в создании машин-гигантов. В США работали над проектом С-5 «Гэлэкси», который должен был превзойти в грузоподъемности все предыдущие машины.

Транспортный самолет Ан-124

В 1966 году ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление об ответных мерах, которым предусматривалось строительство транспортных самолетов грузоподъемностью 100-120 т. Работы были поручены ОКБ имени О. К. Антонова. В ОКБ начали разрабатывать новую машину Ан-124 с грузоподъемностью 120 т.

В самолете впервые применили крыло сверхкритического профиля, позволявшее значительно увеличить подъемную силу. Самолет получил два грузовых люка — спереди и сзади, благодаря чему боевая техника могла проезжать буквально «сквозь него». Фюзеляж сделали двухпалубным. Над багажным отсеком располагалась кабина пилотов, оснащенная самым современным бортовым оборудованием. В результате грузоподъемность самолета была больше, чем у американца, на 25%.

Транспортный самолет Ан-124

Для изготовления машины на Киевском авиазаводе потребовалось построить специальный цеховой корпус высотой пролета около 100 м. Шасси для самолета делали в Куйбышеве, двигатели — в Запорожье, гидравлику — в Москве и Харькове. В Ташкенте изготавливали крыло и крупные части фюзеляжа, которые перевозились в Киев на самолете Ан-22. К производству подключили свыше 100 заводов.

В 1982 году состоялся первый испытательный полет. Испытания продолжались до 1985 года. Почти сразу после их завершения самолет за один полет установил 21 мировой рекорд. Первоначально производство самолета планировалось размещать в Киеве, но затем оно было перенесено в Ульяновск. К 2004 год выпустили 56 «Русланов».

Транспортный самолет Ан-124

Особенности самолета типа Су-80

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

Су-80

Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

АН-70 — новый украинский «Грузовик»

Стратегический военно-транспортный самолет (Украина)

Ан-70 создан авиаторами уже независимой Украины. Он впервые поднялся в небо 16 декабря 1994 года. Программа его испытаний предусматривала 250 полетов в течение двух лет. Однако год спустя машина столкнулась в небе с самолетом сопровождения, весь экипаж Ан-70 погиб. На создание следующей машины ушел еще год.

Транспортный самолет Ан-70

В декабре 1996 года из сборочного цеха ОКБ имени О. К. Антонова вышел второй опытный экземпляр, который совершил полет спустя четыре месяца. Первый этап его испытаний продолжался до января 2001 года. В его конце самолет отправился из Киева в Якутск, сделав запланированную посадку в Омске. Когда машина взлетала, отказал один из двигателей, самолет пришлось сажать «на брюхо» на заснеженную взлетную полосу. В результате серьезные повреждения получил фюзеляж машины. Восстанавливали ее на омском с использованием деталей и агрегатов, привезенных из Киева. Авария испортила репутацию Ан-70, который первоначально планировался к широкой поставке на экспорт. Тем не менее в 2011 году Украина объявила о возобновлении проекта.

Первая из двух выпущенных серийных машин была продана министерству обороны Российской Федерации. Вскоре командующий ВДВ генерал-лейтенант В. А. Шаманов рассказал о намерении приобрести для десантных войск 60 таких машин. С 2014 года строительство Ан-70 планируется осуществлять и в России.

Транспортный самолет Ан-70

Транспортный самолет Ан-70

Особенности конструкции Су-80

Самолет Су-80 выполнен по схеме двухбалочного высокоплана, который отличается своей экономичностью, за что получил мировое признание на авиационном рынке.

Крылья самолета разработаны по кессонному типу с одним лонжероном. За счет продуманной работы конструкторов удалось достичь отличной аэродинамики даже на больших скоростях. Крылья оснащены закрылками, которые поделены на три секции. Большинство деталей крыла машины выполнено из композиционных материалов. В средине кессона крыла размещены топливные баки. Кроме этого, в крыло вмонтированы опоры шасси, и, что самое главное, на них размещены двигатели турбовентиляторного типа. Все погрузки производятся через хвостовую рампу, даже посадка пассажиров.

Су-80 кабина

Все оперение аппарата выполнено по стандартной схеме, рули высоты на крыльях и руль на хвосте имеют триммеры и компенсаторы. Что касается шасси машины, то оно состоит из трех опор, которые убираются в корпус самолета. Передняя стойка самолета Су-80 управляемая, но не имеет тормозных систем, в отличие от двух задних опор. Кроме того, задние опоры оснащены дополнительными амортизационными системами, которые смягчают удар при посадке. Машина оснащена бескамерными колесами. Данный тип колесных систем позволяет продлить срок их службы.

Что касается силовой установки, тот тут следует отметить, что первую модель планировалось оснастить двигателем отечественного производства типа ТВД-1500. Но разработка данного двигателя затянулась на долгое время. Именно по этой причине силовая установка самолета Су-80 состоит из двигателей типа СТ7-9В, которые производит иностранная компания. При взлете эти двигателя выдают мощность в 1750 лошадиных сил каждый. Выбор именно такого двигателя был правильным решением, поскольку он отличается своей надежностью и высокой экономичностью, что немаловажно в наше время. На данный момент двигатели данного типа изготовляются на территории России, на совместном предприятии в Рыбинске.

Су-80

Данный вид двигателя отвечает всем стандартам качества и приспособлен к работе на отечественном топливе и масле. Силовая установка оснащена системой автоматической подачи топлива и анализа состояния всех топливных устройств. Все двигатели самолета СУ-80 оснащены винтами, которые имеют по четыре лопасти. Они изготовлены по реверсивному типу, а также предусмотрена система, которая обеспечивает флюгирование при аварийных ситуациях. Система синхрофазирования обеспечивает снижение шумовых явлений при полете на крейсерской скорости.

Оборудование навигации самолета было специально разработано для модели Су-80 по специальному заказу на предприятии «Электроавтоматика». Данное оборудование имеет возможность поддерживать связь со спутником, что сильно упрощает работу пилотов. Отечественное оборудование имеет высокое качество, но по желанию заказчика машину можно оснастить более совершенными навигационными устройствами иностранного изготовления.

Кроме стандартных машин типа Су-80, на сегодняшний день изготовители готовы предложить новые модификации данного самолета, которые предназначены для выполнения более конкретных задач. Новыми машинами поколения Су-80 могут быть такие специальные машины, как медицинская, десантная, патрульная (с оборудованием типа «Стриж»), учебная, а также множество других модификаций.

Су-80

Су-80 (С-80) — самолёт для региональных и местных авиалиний разработки опытно-конструкторского бюро имени Сухого. Разрабатывался Су-80П (пассажирский вариант) и Су-80ГП (грузопассажирский вариант).

У самолёта герметичный салон. Он предназначается для транспортировки тридцати пассажиров или до 3300 килограмм груза на дистанцию до 1300 километров. Одной из характеристик самолёта является конвертируемость, то есть способность быстрого переоборудования из грузового вариатан в пассажирский и обратно. Присутствие грузовой рампы дает возможность транспортировать стандартные авиационные контейнеры и автомобильную технику.

Взлетно-посадочные данные и шасси с пневматикой низкого давления дают возможность использовать самолёт на маленьких аэродромах, включая грунтовые, ледовые и заснеженные. Самолёт снабжен двумя турбовинтовыми моторами фирмы Дженерал Электрик СТ7-9В мощностью по 1870 лошадиных сил. Была запланирована сертификация по стандартам летной пригодности АП-25. Она не была завершена ввиду фактического завершения программы.

Су-80 выставка

Был предназначен для замены Ан-26, Ан-24, Як-40.

Самолёт являет собой двухбалочный высокоплан аэродинамической нормальной схемы с прямым крылом с развитой механизацией и большого удлинения. Хвостовое П-образное оперение образовано стабилизатором и двумя килями на балках, которые замыкают силовую схему.

Фюзеляж самолёта — это самостоятельный модуль с узлами крепежа крыла, передней опоры шасси и поддерживающего пилона. В балках размещены двигатели, отсеки самолётных систем и оборудования .и В фюзеляже размещены кабина экипажа, отсек радиолокатора, грузопассажирская кабина и отсек БРЭО. Трёхопорное шасси, убирается в полёте, снабжено носовым колесом. Высадка – посадка — пассажиров и выгрузка — загрузка грузов производится через трап — рампу, расположенную в хвосте фюзеляжа.

Перспективные проекты

Самолёт в перспективе прорабатывался под различные варианты для разных заказчиков:

  • — грузопассажирский опытный легкий самолет изделие С80ГП;
  • — геологоразведочный самолет изделие С80ГР;
  • — медицинский самолет изделие С80М;
  • — пассажирский легкий самолет изделие С80П;
  • — патрульно-транспортный самолет изделие С80ПТ;
  • — рыбопоисковый самолет изделие С80Р;
  • — транспортно-десантный легкий самолет изделие С80ТД.

Су-80 схема салона

Су-80 схема салона


Летно-технические характеристики

По габаритам самолет стандартен для класса средних пассажирских авиалайнеров, к которым относится Ил-86, взятый за основу. Длина Ил-80 составляет 59,5 м, высота – 15,8 м. Площадь крыла равняется 320 м² при его размахе 48 м. Экипаж состоит из пяти человек, максимальное число пассажиров не уточняется.

Масса самолета без нагрузки засекречена, но известен нормальный взлетный вес. Он ограничен на отметке 280 т. Тяга четырех двигателей НК-86 составляет 52000 кгс, на каждый из них приходится по 13000 кгс. Максимальная скорость равна 970 км/ч, крейсерская – 850 км/ч. Самолет может подниматься на высоту до 11000 м. Дальность полета ограничивается 3600 км, чего достаточно для обеспечения управления войсками в условиях безопасности.

Вооружение на борту отсутствует. Если есть риск атаки со стороны вражеской авиации или наземных войск, то самолету оказывается поддержка истребителей и штурмовиков. Также повысить уровень безопасности может одновременный взлет других экземпляров Ил-80, чтобы скрыть, в каком именно находится руководство страны.

Операторы

На 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 30 самолётов этого типа, из них 23 эксплуатируются.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Гражданские

  • Россия — ЗАО «ЮТэйр» Ан-74 (4 самолёта Ан-74ТК-100, один Ан-74-200, один Ан-74)
  • ООО «ПМА ШАР ИНК ЛТД» Ан-74 (6 самолетов и несколько на хранении)
  • Россия — Джет-2000 — 1 Ан-74Д [11]
  • Украина — Авиалинии Антонова — 1 Ан-74Т [12]

Военные

  • Египет — 3 Ан-74TK-200A, по состоянию на 2016 год[13][14][15]
  • Иран ВВС Ирана — 11 Ан-74TK-200, по состоянию на 2016 год[16][17]
  • ВВС Корпуса Стражей Исламской революции — 12 Ан-74T-200, по состоянию на 2013 год[16]
  • Казахстан — 1 Ан-74TК-200, 1 Ан-74Т-200А (гражданский) по состоянию на 2020 год (МВД Казахстана, КНБ Казахстана)[18]
  • Лаос — 1 Ан-74, по состоянию на 2020 год[19]
  • Судан — 4 Ан-74TК-200 и 2 Ан-74ТK-300, по состоянию на 2016 год[20]
  • Туркмения — 2 Ан-74ТК-200 по состоянию на 2020 год (МО Туркменистана)[21][22]
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: