Всепогодный истребитель McDonnell Douglas F-15 «Eagle»


F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-15 «Игл» - американский истребитель четвертого поколения

Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.

Истребитель F-15 — видео

Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.

На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.

F-15 «Игл» - американский истребитель четвертого поколения

Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.

F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.

F-15 «Игл» - американский истребитель четвертого поколения

Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии. Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.

F-15 «Игл» - американский истребитель четвертого поколения

Непобедимый F-15. Как сирийцы подрезали «Орлам» крылья

'Непобедимый F-15. Как сирийцы подрезали

— Все равно невероятно…

— Даже 100 подтвержденных воздушных побед не могут служить объективным критерием технического превосходства. Среди «жертв» F-15, в лучшем случае, всего девять фронтовых истребителей четвертого поколения. Остальная уничтоженная авиатехника – различные модификации МиГ-21, МиГ-23, Су-22, «Мираж» F.1 — т.е. устаревших самолетов 2-3 поколений, к настоящему времени практически полностью снятых с вооружения во всех странах мира.

— Всего девять сбитых истребителей четвертого поколения. Что это были за самолеты?

— Экспортные модификации МиГ-29, стоявшие на вооружении Ирака и СРЮ (прим. Союзная Республика Югославия)

. Все победы были одержаны пилотами F-15 при подавляющем количественном превосходстве и с использованием внешних средств целеуказания – против одиночных, отчаянно смелых МиГов, рискнувших подняться в воздух, действовала хорошо отлаженная система из нескольких боевых групп («приманка», «засада», группа прикрытия). Вся эта компания получала точные данные о воздушной обстановке с самолетов ДРЛО E-3 «Сентри», а барражирующие на малой высоте EF-111 «Рейвен» и EC-130 «Компас Колл» буквально разрывали эфир шквалами радиоэлектронных помех – не выиграть в таких условиях было бы просто стыдно.

— Постой, вот ты все время говоришь про «устаревшие» МиГ-23. Этот истребитель поднялся в воздух в 1967 году – всего на 5 лет раньше F-15! А к моменту их первой «встречи» в небе Ливана (1980 год), в бой против F-15 пошли новейшие модификации «двадцать третьего» — МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ. Новейший советский истребитель с изменяемой геометрией крыла.

— Не спорю, в 1970-е годы «кубок конструкторов» достался американцам. В то время, когда у нас разрабатывался МиГ-23, в США были созданы машины совсем другого порядка – тяжелый палубный перехватчик F-14 «Томкэт» и самолет для завоевания превосходства в воздухе F-15 «Игл». Третьего поколения истребителей у американцев не было, второе («Фантом») сразу сменилось четвертым («Томкэт», «Игл», и позже, «Файтинг Фалькон»).

— Чем отличалось «четвертое поколение» от всех предыдущих разработок?

— В конструкции этих истребителей был в полной мере учтен опыт предыдущих конфликтов. Воздушные схватки в небе Вьетнама ясно показали ошибочность всех гипотез ведения современного воздушного боя: 20-тонный «универсальный» истребитель-бомбардировщик «Фантом» оказался неуклюжим истребителем и неважным бомбардировщиком, а пилоты легкого 8-тонного МиГ-21 быстро осознали, что две ракеты «воздух-воздух» — недопустимо мало в современных условиях.

— Потребовался компромисс между маневренностью и ракетным вооружением?

— Именно. Было решено одновременно «прокачивать» оба важных направления. Сверхвысокая маневренность была достигнута, в первую очередь, за счет радикального увеличения тяговооруженности истребителя — сказался несомненный прогресс в авиационном двигателестроении.

— А как же компоновка и аэродинамика?

— Если говорить конкретно об «Орле», то в меньшей степени. F-15, в отличие от отечественного Су-27, имел классическую аэродинамическую схему, безо всяких «интегральных решений» и «статических неустойчивостей». Неслучайно его так часто сравнивают с МиГ-25.

— «Орел» был скопирован с нашего МиГа?

— Вряд ли. F-15 поднялся в воздух в 1972 году. Беленко угнал МиГ в Японию в 1976.

— Но ведь янки и раньше были знакомы с обликом МиГ-25. Наверняка были какие-нибудь заимствования…

— А то! Американские спецы до сих пор полагают, что МиГ-25 «срисовали» с палубного бомбардировщика А-5 «Виджилент» (1956 год). У них действительно было много общего: два крыла, например. Чего смеешься? Они и вправду весьма похожи: ковшеобразные воздухозаборники, двухкилевое хвостовое оперение. Облик самолета определяется общими для всех законами аэродинамики, оттого в авиации часто встречаются похожие черты. (прим. двухкилевое хвостовое оперение оказалось не лучшим решением для базирования на авианосце, в серию «Виджиленты» пошли уже с одним складным килем)

— Про сверхманевренность ясно. А что произошло с бортовой радиоэлектроникой?

— Изменения были колоссальные. С появлением новых ракет класса «воздух-воздух» истребители четвертого поколения получили возможность уверенно вести воздушные бои вне зоны прямой видимости – обмены ракетными ударами на дальностях в десятки километров с коррекцией по данным радара. Наконец, совершенная эргономика рабочего места пилота и богатые комплекты подвесных элементов, способных быстро «подстраивать» характеристики самолета под текущую ситуацию – в результате получились крутые истребители с идеальным соотношением их стоимости и боевых возможностей.

— Хм, интересно…

— Потому F-15 и F-16 эксплуатируются больше 30 лет, и какой-либо адекватной замены им не видно – американская программа по созданию истребителя «пятого поколения» не более чем дорогой неудавшийся эксперимент. Слишком малы достигнутые результаты, по сравнению с затратами на создание «Рэпторов» и «Лайтнингов».

F-15 в прицеле МиГа

— Давай вернемся к МиГ-23 … Неужели советский самолет «третьего поколения» так сильно уступал «Орлам»?

— Страшно уступал. Просто корыто на фоне спортивной яхты. Другое дело, все это имело мало отношения к реальным воздушным схваткам.

— Шутишь?! Счет 104:0

— «Орлов» сбивали. Просто сказочникам с канала CNN запрещено показывать обломки американской техники. Нет поражений? Так не бывает. Рассуди логически – ты можешь назвать хоть одного полководца, кто бы никогда не терпел неудач и не проиграл ни одной битвы? Суворов? Ага, то-то он через Альпы от французов удирал. А истребитель F-15 — это не Суворов. Как я уже сказал, преимущество F-15 над устаревшими советскими самолетами было совсем не так очевидно в реальном бою. А бои были реальными — смертельные воздушные схватки в небе над Бейрутом и Дамаском.

— Не очевидно? Скороподъемность F-15C более 250 м/с, а скороподъемность МиГ-23МЛ всего лишь 200 м/с! Тяговооруженность «Орла» больше единицы, у нашей машины – всего около 0,8…

— Это все глупости из бумажных буклетов. Твои цифры не имеют никакого отношения к действительности.

— В смысле? Ты сомневаешься, что современные истребители могут набирать высоту с такой бешеной скоростью?

— Отчего же, могут. Иногда, даже вдвое быстрей.

— Только не говори, что МиГ-23 способен за секунду подняться на полкилометра. Этого не может даже сверхманевренный Су-35!

— В бумажных таблицах указаны максимальные значения устоявшейся скороподъемности у поверхности земли. Но если разогнать «двадцать третий» до 2000 км/ч и плавно взять ручку на себя, он свечой уйдет в стратосферу. Вспомни невероятный МиГ-25, после горизонтального разгона до трех скоростей звука его «забрасывало» ввысь на 37 километров!

— Кажется, я начинаю понимать … многое зависит от скорости истребителя и его положения в пространстве в самом начале боя.

— Именно. Школьный урок физики – сумма кинетической и потенциальной энергий тела неизменна, скорость преобразуется в высоту, высота в скорость. И горе F-15, если в этот момент его накопленная энергия будет меньше, чем у МиГа – никакая тяговооруженость «Орла» уже не спасет. (прим. необходимо также учесть затраты на преодоление сопротивления воздуха и выделение тепловой энергии)

Этому «Орлу» осталось лететь меньше секунды. Кадры кинопулемета МиГ-21

— Невероятно. Выходит, что все разговоры по поводу превосходства «Рафаля», F-15 или «Еврофайтер Тайфун» — просто бессмысленная болтовня? Все истребители четвертого поколения имеют примерно одинаковые летные характеристики…

— Получается что так. Минимальные отличия в «табличных» ЛТХ элементарно нивелируются пилотажным мастерством летчика. Человек – мера всех вещей.

— Тогда непонятно, в чем заключается смысл создания новых самолетов? Летали бы на МиГ-23, и не задумывались по поводу создания «пятого поколения».

— Скажем так, при кардинальном улучшении характеристик самолета, повышается вероятность его нахождения в более выгодном положении во время воздушного боя. Отклоняемый вектор тяги, развитая механизация крыла, статически неустойчивая компоновка – все это в той или иной степени влияет на успешный результат схватки. Пятое поколение не трожь, это отдельная длинная тема с неясным финалом. Упор делается на то, чтобы вообще избежать ответного огня (уменьшить дальность обнаружения радиолокационными и тепловыми средствами противника).

— Хорошо, убедил. МиГ-23 с подготовленным пилотом мог смело идти в бой против F-15.

— Да, шансы были не самые плохие.

F-16 в прицеле МиГа

— Но как вам вообще удавалось дожить до ближнего боя? Советские управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-23 очевидно уступали ракетам AIM-7F «Спэрроу», стоящим на вооружении Израиля — дальность пуска 23 километра вместо 33 километров у ракеты американского производства.

— МиГ-23 был отнюдь не так плох на больших дистанциях. Радары РП-23 и AN/APG-63 обладали примерно одинаковой дальностью обнаружения воздушных целей — порядка 100 километров, обе радиолокационные станции имели возможность обнаружения целей на фоне земли, единственное различие – сектор обзора AN/APG-63 был несколько шире (до 60° в каждой плоскости). Упомянутые тобой управляемые ракеты Р-23, действительно, имели немало недостатков, главным из которых было длительное время подготовки к стрельбе. Сирийские летчики не раз привозили отличные кадры с израильскими самолетами, которых они долго держали в прицеле, однако сбить попросту не успевали. Но с появлением новых ракет средней дальности Р-24 превосходство израильтян в воздухе основательно пошатнулось.

— Тем не менее, превосходство все же было…

— Чисто организационные моменты, лучшая организация боя, использование радиопомех и самолетов ДРЛО. Но в техническом плане особого превосходства у Хэль Хаавир не наблюдалось. Исход большинства схваток решался в ближнем бою, где основную роль играли авиационные пушки и ракеты малой дальности Р-60. Именно эти малышки принесли нам большинство побед. (прим. Хэль Хаавир – ВВС Израиля)

— Странно, твои слова идут вразрез с результатами американских учений на Аляске в 2006 году. Моделировались схватки между F-15 и F-22, в результате лишь в трех случаях из ста противостояние перешло в фазу ближнего боя. В остальных случаях «Рэпторы» расстреливали F-15 с предельных дистанций и, оставшись необнаруженными, бесследно растворялись в небе.

— Американцы моделировали бои один на один – весьма редкое и специфическое сочетание событий. В реальности, каждый групповой воздушный бой неминуемо переходит в «собачью свалку». Сближение противников происходит в среднем на скорости около 1 км/с – за короткое время пилоты успевают выпустить всего одну-две ракеты, после чего они вынуждены столкнуться с противником лицом к лицу.

— Когда был сбит первый «Орел»?

— По российским данным 13 мая 1981 года израильский F-15 был сбит над Ливаном огнем ЗРК «Квадрат». На следующий день советский расчет перехватил еще одного «Орла».

— А каковы результаты воздушных схваток?

— «Орла» снова ощипали в июле того же года – 29.07.1981 пара израильских F-15 попала под удар сирийского МиГ-25. Один самолет был сбит, второй поврежден (по некоторым данным он так и не дотянул до авиабазы и разбился в пустыне).

— Т.е. израильтяне понесли ощутимые потери еще до начала Ливанской войны?

— Так точно. Война 1982 года вообще превратилась в лютую бойню – только за первую неделю активных боевых действий ВВС Сирии уничтожили в воздушных боях 42 израильских самолета, в том числе, как минимум, пять F-15 и шесть F-16 первых модификаций. Еще 27 самолетов были сбиты огнем сирийских ЗРК с советскими расчетами.

9 июня 1982 г. F-15 под управлением капитана Ронена Шапира был поражен ракетой Р-60, выпущенной с истребителя МиГ-21. «Орлу» удалось дотянуть до аэродрома с отстреленным крылом

— Хэль Хаавир признал эти потери?

— Разумеется, нет. Представители ВВС Израиля упорно настаивают на версии уничтожения над долиной Бекаа 102 сирийских самолетов взамен потери единственного истребителя-бомбардировщика «Кфир». Это звучит еще смешнее, чем 104 воздушные победы F-15 без единого поражения.

Интересно, как ВВС Израиля объяснят этот снимок

— Но есть какие-либо веские основания сомневаться в данных Хэль Хаавир?

— Качество израильской пропаганды вызывает сомнения даже у их ближайших союзников – посетивший Израиль сразу после окончания боевых действий президент Вашингтонского центра международной безопасности Джордж Чорба, негодовал, что ему отказались предоставить сколько-нибудь конкретную информацию о применении в боевых действиях «новых образцов американского оружия».

— Другими словами, официальные израильские данные…

— Наглейшая ложь. Два года спустя американская палубная авиация попыталась сунуться в долину Бекаа, но в первый же день потеряла два штурмовика (А-6 «Интрудер» и А-7 «Корсар»). После провала воздушной операции янки предпочитали «обрабатывать» позиции сирийских ЗРК из 406 мм орудий линкора «Нью-Джерси». А самолеты ВВС Израиля ну совершенно несбиваемы, это я знаю точно, я там был (смеется)

Очередное веское доказательство неуязвимости израильских самолетов из Военного музея Египта

— Ну а кроме cирийцев, кто еще сумел «подрезать крылья» F-15?

— Предсталяешь, сам же F-15. 22 ноября 1995 года японские F-15J случайно «порешили» друг друга во время учебного воздушного боя. Капитан Татсуми сумел благополучно катапультироваться. Ясное дело, этот случай, как и многие другие, не вошел в «официальную статистику» боевого применения F-15.

— Забавно. А как «Орлы» показали себя в Ираке и Югославии?

— В Ираке официально (!) было потеряно два истребителя-бомбардировщика F-15E «Страйк Игл». Увы, это F-15 с индексом «Е» — всего лишь одна из многочисленных модификаций F-15, потому ее можно не включать в официальную статистику (вот шулеры!). А сколько «Орлов» сбили неофициально – пойди сейчас докажи, территория Ирака находится под американской оккупацией. Все обломки давно вывезены или закопаны глубоко в песок. (прим. F-15E «Страйк Игл» — двухместная ударная машина на базе учебной спарки F-15D; «Страйк Игл» сохранил все лучшие свойства истребителя, но при этом получил возможность поднимать 10 тонн бомб и прицельно высыпать их на голову противнику)

— Слышал, два года назад еще один непобедимый «Страйк Игл» грохнулся в Ливии, кадры со сбитым самолетом обошли весь мир.

— Ты про тот, что упал в пригороде Бенгази 22 марта 2011 года? Сторонники полковника Каддафи «сняли» его из обычного ПЗРК. По поводу Югославии – там все достаточно неопределенно. F-15 не раз бились насмерть с сербскими МиГ-29, потери имелись с обеих сторон. МиГ-29 – чрезвычайно опасный противник, этот фактор нельзя не принимать в расчет. Существует известное видео, снятое в окрестностях авиабазы Авиано (Италия) – вернувшись с боевого задания над территорией Сербии, один из «Орлов» как-то странно ведет себя в полете, а за сзади ним тянется белесый шлейф дыма. Сколько таких «подранков» вернулось на авиабазы НАТО? – пожалуй, немало, если учесть тот факт, что после очередной «победоносной кампании» в ВВС США начинаются массовые «списания» авиатехники, разумеется, по различным небоевым причинам … давай что ли тост.

— Давай.

— На горе стоял козел. По небу летел орел, увидел козла, схватил его и полетел дальше. На земле стоял охотник, увидел орла и выстрелил. Орел камнем упал на траву, а козел полетел дальше! Так выпьем за то, чтобы у нас орлов сбивали, а козлы не летали.

Это когда-то было грозным F-15E

Тактико-технические характеристики F-15

— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500

Стоимость F-15

— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)

Экипаж F-15

— 1 человек

Размеры F-15

— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла

Вес F-15

— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг

Двигатели F-15

— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.

Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229

Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229

Скорость F-15

— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)

Дальность полета F-15

— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)

Практический потолок F-15

— 20000 м

— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9)[51] — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)

Авионика

— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.

Вооружение F-15

— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8

Первенец четвёртого поколения (F-15 Eagle)

Самолет Макдоннелл-Дуглас F-15 «Eagle» «Игл», безусловно, занимает достойное место в одном ряду с наиболее известными и «долговечными» американскими истребителями, такими как Норт Американ Р-51 «Мустанг», Норт Америкэн F-86 «Сейбр», Макдоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» 2. А было все так.

Американцы столкнулись в конце 1950-х годов с трудностями в области финансирования своих военных программ. Стоимость их чрезмерно возросла, и начали усиленно искать пути сокращения роста оборонного бюджета. Одним из таких направлений явилась унификация вооружения. При поддержке министра обороны США Р. Макнамары развернулись работы по созданию «единого» боевого самолета Дженерал Дайнэмикс F-111, предназначенного для использования в ВВС и ВМС в качестве истребителя, бомбардировщика, штурмовика, разведчика, то есть самолета «на все случаи жизни». Однако в результате появилась тяжелая машина, неспособная из-за чрезмерной взлетной массы использоваться на авианосцах и уступающая в воздушном бою другим, более легким и маневренным американским и зарубежным истребителям. Так вместо универсального боевого самолета появилась машина F-111, способная эффективно выполнять лишь задачи бомбардировщика.

Неудача с F-111, моральное старение «Фантома» и успехи советских истребителей заставили ВВС США ускорить работы по созданию самолетов завоевания господства в воздухе нового поколения, способных успешно бороться как с МиГ-21, так и с МиГ-23 и МиГ-25.

Работы проводились в США с начала 1960-х годов. Их осуществлял майор ВВС Д. Боуд в сотрудничестве с математиком Т. Кристи, обеспечившим компьютерное моделирование. В марте 1966 г. ВВС США выдали фирмам Боинг, Локхид и Норт Америкэн контракты общей суммой 815 млн. долларов на проведение работ по формированию облика усовершенствованного истребителя, получившего обозначение FX. Одновременно исследования осуществлялись самими военными. Согласно предварительным требованиям, новый самолет должен был обладать малой длиной разбега (взлетная дистанция — 450— 600 м) и скоростью, соответствующей М = 3. Как и F-4, а также F-111, для FX планировалось два двигателя. Однако экипаж предполагалось уменьшить до одного человека.

Безусловно, на облик FX значительное влияние оказал МиГ-21, рассматривавшийся как один из основных противников.

Как и МиГ-21, FX предполагалось оптимизировать для решения задач воздушного боя. Способности же наносить удары по наземным целям уделялось второстепенное внимание. Высказывалась мысль, что самолет завоевания превосходства в воздухе должен иметь упрощенное вооружение и оборудование: пушки, ракеты с тепловыми головками самонаведения, оптический прицел и простой радиодальномер, что и соответствовало оснащению МиГ-21 Ф. Однако в ходе дальнейших проработок все же было решено сохранить на борту PJIC и ракеты средней дальности с полуактивной радиолокационной системой наведения, обеспечивающие самолету возможность всепогодного применения.

Довольно скоро стало ясно, что создать высокоманевренный самолет, превосходящий по скорости МиГ-25, в рамках ограничений по массе конструкции и стоимости, просто невозможно. Тогда было решено сосредоточить основные усилия на достижении маневренности — решающего фактора в ближнем воздушном бою. Такое «снижение планки» вызвало очередную волну критики в Конгрессе: законодатели обеспокоились отставанием от «Фоксбэта» (обозначение в ВВС США для МиГ-25). Однако военные разъяснили, что FX должен использоваться премуществен-но на малых и средних высотах, где будет достигнуто искомое превосходство.

В мае 1968 г. министерство обороны запросило у фирм Дженерал Электрик, Аллисон и Пратт-Уитни предложения по двигателю для нового самолета. В условиях было оговорено, что этот двигатель должен быть двухконтурным, иметь форсажную камеру и развивать максимальную тягу порядка 11 300 кгс. В его конструкции предполагалось применить технические усовершенствования, достигнутые в ходе разработки двигателя для стратегического бомбардировщика AMSA (В-1А). В августе того же года фирмам Дженерал Электрик и Пратт-Уитни были выданы контракты на разработку двигателей на конкурсной основе. Сроки установили достаточно жесткие. Двигатели предполагалось создать за 18 месяцев. Отношение максимальной тяги к весу ТРДДФ должно было составить 8, что значительно превышало параметры ранее созданных двигателей для истребителей.

В 1969 г. самолет FX был переименован в F-15. В том же году фирмам Макдоннелл-Дуглас, Норт Америкэн и отделению Рипаблик фирмы Фэрчайлд-Хиллер выдали контракты на подготовку предложений по проекту истребителя. Согласно уточненным требованиям, F-15 должен был иметь взлетную массу 19 т (при выборе конфигурации с неподвижным крылом) и 20,2 т (при крыле с изменяемой стреловидностью), максимальное число М = 2,5 (у земли М = 1,2), радиус действия в конфигурации истребителя завоевания господства в воздухе 480 км, в конфигурации перехватчика — 230 км (очевидно, имелся в виду рубеж перехвата на сверхзвуковой скорости — М=2,3), перегоночную дальность — 4800 км.

Как видим, для того чтобы превзойти своего основного соперника, МиГ-21, по основным тактико-техническим характеристикам, американцам потребовалось создать почти втрое более тяжелый самолет.

Проекты самолета F-15, предложенные различными фирмами, существенно отличались друг от друга. Так, например, фирма Норт Америкэн, создавшая ранее наиболее удачные американские истребители завоевания превосходства в воздухе Р-51 «Мустанг» и F-86 «Сейбр», а также сверхзвуковые истребители-бомбардировщики F-100 «Супер Сейбр» и опытный F-107, использовала в своем проекте новую концепцию интегрального крыла, плавно сопрягаемого с фюзеляжем. Форма крыла в плане характеризовалась кривизной по передней кромке со скруглением концевых частей и наплывами в корневой части (крыло близкой формы было использовано на самолете Т-10, созданном в ОКБ П. С. Сухого в 1977 г.). Двигатели с под-фюзеляжными воздухозаборниками, подобными воздухозаборникам бомбардировщиков ХВ-70 «Валькирия», предполагалось разместить под центральной частью самолета.

Фирма Фэрчайлд-Хиллер выбрала стреловидную форму крыла и разместила двигатели в крыльевых гондолах. Макдоннелл-Дуглас, имевшая опыт разработки основного истребителя ВВС США 1960-х годов F-4 «Фантом» 2, первоначально исследовала концепцию самолета с крылом изменяемой геометрии, позже была выбрана конфигурация с неподвижным крылом, обеспечивающая снижение массы. Внешне машина этой фирмы напоминала МиГ-25.

Выбор был сделан в пользу машины фирмы Макдоннелл-Дуглас, с которой в декабре 1969 г. подписан контракт на создание самолета F-15. В 1970 г. для него определили двигатель Пратт-Уитни F100.

26 июня 1972 г. новый самолет торжественно выкатили из ворот сборочного цеха завода фирмы Макдоннелл-Дуглас в Сент-Луисе. В июле F-15, не совершивший еще ни одного полета, был расстыкован и в разобранном виде перевезен на боргу большегрузного военно-транспортного самолета Локхид С-5А «Гэллакси» на авиабазу Эдварде в пустынном районе Калифорнии. Там 27 июля 1972 г. летчик-испытатель Ирвинг Барроуз впервые поднял «Игл» («Орел»), такое имя получил истребитель, в воздух.

Поставки первых серийных самолетов F-15A (одноместный истребитель) и F-15B (двухместный учебно-боевой самолет) начались в 1974 г. К 1979 г. было выпущено 365 F-15A и 59 F-15B. 23 F-15A и 2 F-15B были поставлены Израилю, еще 187 самолетов под обозначением F-15J и F-15DJ выпущены в Японии по американской лицензии (часть машин собрана японцами из ахмериканских деталей, а часть — построена самостоятельно).

F-15 несколько опередил появление аналогичных машин в других странах. Так, советский истребитель четвертого поколения МиГ-31 совершил первый полет в 1975 г. (на три года позже F-15), а его серийный выпуск начат в 1979 г. (через пять лет после начала производства американской машины). Еще позже созданы МиГ-29, Су-27 и «Мираж» 2000.

Это вовсе не значит, что «Игл» стал полноправным хозяином неба, не имеющим противников. Модернизированные МиГ-23, например, при использовании соответствующей тактики, могли с ним бороться. Однако появление «Орла» существенно повысило боевой потенциал американских ВВС, сразу отодвинув на второй план казавшиеся до недавнего времени современными истребители МиГ-21 бис, МиГ-23М, «Мираж» F1 и ТА-37 «Вигген».

F-15, созданный под руководством Д. Граффа (общее управление программой), Б. Литтла (организация летных испытаний) и Д. Малверна (аэродинамика), выполнен по норхмальной схеме с высоко-расположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, цельноповорогным дифференциально отклоняемым стабилизатором и двумя двигателями Пратт-Уитни F100-PW-100. Крыло с удлинением 3 и конической круткой оптимизировано для обеспечения высокой маневренности на околозвуковой скорости. Механизация состоит из простых закрылков (в отличие от других истребителей четвертого поколения на F-15 предкрылки отсутствуют). Применены отклоняемые боковые многоскачковые регулируемые воздухозаборники с внешним сжатием. Система управления — гидромеханическая с двухканальной электродистанционной системой повышения устойчивости.

Самолет оснащен РЛС Хьюз AN/APG-63 (максимальная дальность обнаружения целей в верхней полусфере — 130 км, углы сканирования ± 60° по азимуту и ± 10 * по углу места, способна обнаруживать и сопровождать низколетящие цели), инерци-альной навигационной системой Литтон AN/ASN-109, индикатором на лобовом стекле, терминалом радионавигационной системы Такан. Вооружение состоит из шестиствольной пушки М61А-1 «Вулкан» (20 мм, 960 патронов, скорострельность 6000 выстр./мин), четырех УР AIM-9 «Сайдуиндер» с ИК системой самонаведения и 4 УР AIM-7 «Спэрроу» с радиолокационным полуактивньгм наведением (во многих справочниках указывается возможность использования на самолете бомбового вооружения, однако в качестве ударного самолета истребители F-15A и F-15C не применяются).

Внешне F-15 производит впечатление довольно грубо сделанной машины и, по признанию самих американцев, уступает в этом отношении изящному F-16 и советскому Су-27. Впрочем, недостаточная тщательность отделки поверхности планера не мешает F-15 быть самым скоростным в ВВС США истребителем (по максимальной скорости он уступает лишь советским МиГ-25 и МиГ-31).

Основным отличием F-15A от истребителей третьего поколения стала высокая тяговооруженность (нормальная взлетная — 1,13 (по этому показателю F-15A до сегодняшнего дня уступает лишь Су-27), боевая — 1,41, здесь F-15A и до настоящего времени нет равных), а также малая удельная нагрузка на крыло (333 кг/м2, для сравнения — у F-4E «Фантом» 2 — 383 кг/м2), что делало его самым маневренным сверхзвуковым истребителем середины 1970-х годов. В сочетании со скоростью, соответствующей М = 2,5, и мощной РЛС это придавало F-15A уникальные боевые возможности, позволяя первым обнаруживать фронтовые истребители противника, применять по ним оружие средней дальности на дистанции, превышающей визуальную видимость, смело вступать в ближний бой. Обладая превосходством в маневренности и длительности ведения боя (благодаря большому запасу топлива во внутренних топливных баках), уверенно поражать цели пушками и ракетами «Сайдуиндер».

Однако F-15A не был лишен недостатков. По оценкам ряда авиационных специалистов, самолет иолучился слишком сложным для решения своей боевой задачи в условиях фронта, когда нужно бороться не только с противником в воздухе, но и преодолевать плотный огонь войсковых средств ПВО. Кроме того, летные испытания на боевых режимах на малой высоте вначале были отложены, а потом и вовсе «забыты». Вряд ли F-15 может вести маневренный бой на малых высотах при высоких скоростных напорах из-за слабости конструкции отклоняемых воздухозаборников.

Все это, а также потребность в увеличении емкости внутренних топливных баков привело к созданию в 1979 г. самолетов F-15C (одноместный истребитель) и F-15D (двухместный учебно-боевой). Новые модификации «Игла» имели дополнительные внутренние крыльевые топливные баки (общая масса топлива возросла на 907 кг), а также возможность установки конформных топливных баков «Фэст Пэк». Баки этого типа отличаются от ПТБ традиционной конструкции тем, что плавно повторяют обводы обшивки самолета, в минимальной степени изменяя его аэродинамику. Были проведены работы по усилению конструкции, в результате чего масса планера возросла на 363 кг. В 1979 г. начался серийный выпуск новых модификаций, завершившийся в 1989 г. (построено 409 F-15С и 61 F-15D). Истребители этого типа поставлены также в Саудовскую Аравию ( 55 F-15C и 17 F-15D) и в Израиль (26 F-15C/D).

F-15 использовались в качестве экспериментальных машин для отработки различных аэродинамических усовершенствований оборудования, вооружения и двигателей.

Боевое применение «Игла» началось через пять лет после развертывания его серийного выпуска, в 1979 г. В этот год в небе Ливана разгорелись ожесточенные воздушные бои, в которых Израиль основную ставку делал на истребители F-15A, взаимодействующие с самолетами ДРЛО Е-2С «Хоукай».

Первый воздушный бой с участием «иг-лов» произошел 27 июня 1979 г., когда группа из шести F-15A и двух израильских «кфиров», получавшая целеуказания от самолета ДРЛО Е-ЗС (все последующие воздушные бои самолетов F-15 вплоть до 1991 г. также проводились исключительно во взаимодействии с самолетами ДРЛО), атаковала над южным Ливаном несколько сирийских истребителей МиГ-21 и в течение трехминутного ближнего боя сбила шесть из них (один «миг» был сбит УР AIM-7 «Сперроу» средней дальности, четыре — УР малой дальности AIM-9 «Сай-дуиндер» и один — пушкой), причем пять сбитых сирийских самолетов пришлись на долю F-15A.

24 сентября 1979 г. произошло второе столкновение «мигов» с F-15A: «иглы», вновь наводимые «Хоукаем», перехватили и сбили четыре МиГ-21. В чем причины?

Над территорией Ливана сирийцы не располагали единым радиолокационным полем, дающим возможность своевременно обнаруживать израильские самолеты. Сирийские МиГ-21 не имели помехозащи-щенного связного оборудования, обеспечивающего надежное управление истребителями.

10 июня 1982 г. в воздушном бою над долиной реки Бекаа с обеих сторон приняло участие около 350 самолетов. ВВС Сирии потеряли 22 самолета (4 МиГ-23МФ, 8 МиГ-23МС, 10 МиГ-21 бис), большинство из которых было сбито истребителями F-15. Потери израильтян составили 10 самолетов. Всего с 6 по 11 июня (когда было достигнуто перемирие) израильская авиация потеряла в воздушных боях 23 самолета, сбила — 47 сирийских.

Сирийским МиГ-23, вооруженным УР Р-23 с дальностью пуска 25 км, не получающим информацию с наземных РЛС, которые ослеплялись помехами и подавлялись авиацией противника, противостояли F-15A с УР AIM-7 «Спэрроу», имеющими дальность 30—45 км и получавшие четкое целеуказание с «Хоукаев», барражирующих над Средиземным морем вне досягаемости сирийской авиации.

В ходе боев в небе Ливана F-15 использовались также в несколько необычной роли: как бы дополняя самолеты ДРЛО Е-2С: мощные бортовые локаторы «иглов» позволяли, «заглядывая» за складки мест»-ности, наблюдать за участками воздушного пространства, скрытыми от «хоукаев», которые, опасаясь сирийских ракет, не могли приближаться к линии соприкосновения войск.

Боевые действия в Ливане возобновились в июле. К этому времени ВВС Сирии пополнились 50 самолетами МиГ-23МЛД, имеющими улучшенную маневренность и усовершенствованную бортовую РЛС, способную одновременно сопровождать несколько воздушных целей (РЛС истребителей F-15A такой способностью не обладала), сбили во вновь разгоревшихся воздушных боях три F-15 и один F-4, не понеся при этом потерь. Летчики МиГ-23 применили отличные тактические приемы на малых высотах.

Следующее столкновение F-15 с воздушным противником состоялось лишь через восемь лет. Впрочем, небольшой «боевой эпизод» имел место несколько ранее: два F-15C ВВС Саудовской Аравии по командам с самолета ДРЛО Е-2С перехватили и сбили над Персидским заливом в конце 1980-х годов, в разгар ирано-иракской войны, два иранских «Фантома».

В начале 1980-х годов перед ВВС США встала задача поиска замены устаревающим истребителям-бомбардировщикам F-4C и F-111. Рост стоимости авиационной техники вызвал новый виток эволюции авиационного вооружения: американцы вновь вернулись к идее создания многоцелевого боевого самолета, способного наносить удары по наземным целям и вести воздушный оборонительный и наступательный бой. В качестве прототипов такого многоцелевого самолета рассматривался двухместный вариант истребителя F-15 и самолет Дженерал Дайнэмикс F-16XL, имеющий модернизированное крыло и удлиненный фюзеляж. Предпочтение было отдано самолету F-15 (сказалась, очевидно, большая живучесть этого истребителя и способность эксплуатироваться с плохоподготовленных аэродромов, которой лишен F-16, имеющий низкое расположение воздухозаборника).

Работы по программе многоцелевого самолета, получившего обозначение F-15E «Страйк Игл»,начали в 1982 г., первый полет F-15E состоялся в 1987 г. Он предназначен для действий по наземным целям в сложных метеоусловиях и ночью при сохранении способности ведения борьбы за завоевание господства в воздухе. Способен совершать боевой полет на высотах до 60 м в условиях пересеченной местности в любое время суток и любую погоду

Внешне новый самолет мало отличается от двухместного F-15D, однако конструкция его планера существенно изменена: использованы новые алюминиевые сплавы, применена более совершенная технология производства, в том числе сверхпластическое формирование, увеличена прочность самолета (в частности, ограничение по эксплуатационной перегрузке увеличено с 7,33 до 9,0). Претерпела изменения и силовая установка. В 1991 г. первый F-15E был оснащен новым двигателем — ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-129 (2×13 200 кгс). Установка нового двигателя сопровождалась минимальной модернизацией конструкции планера. В дальнейшем ТРДДФ F110-GE-129 планируется переоснастить и ранее построенные F-15C (в этом случае «Игл» получит превосходство в тяговооруженности над истребителями МиГ-29 и Су-27 ранних модификаций). Но основным отличием F-15E от «иглов» предыдущих модификаций является бортовое радиоэлектронное оборудование.

В состав БРЭО самолета F-15E входят контейнеры с прицельно-навигационной системой LANT1RN, установленные на коротких пилонах под воздухозаборниками: с правой стороны расположен контейнер с навигационной аппаратурой, с левой — прицельной. Во время боевого полета летчик может осуществлять поиск воздушных целей при помощи бортовой РЛС, в то время как оператор продолжает работать по наземным целям, используя «замороженное» на индикаторе радиолокационное изображение наземной обстановки. Полетная информация и изображение, поступающее от ИК датчиков, проецируются на усовершенствованный ИЛС фирмы Кайзер с широким полем зрения, адекват* но накладываясь на реальную наземную обстановку, наблюдаемую летчиком через индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и образуя, как говорят, «окно в ночь».

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИЙ САМОЛЕТА F-15 И ЕГО ОСНОВНЫХ ПРОТИВНИКОВ
Тип самолета: F-15A F-15C F-15E МиГ-21 бис: МиГ- 23МЛД МиГ-25П МиГ-29
Год первого полета 1972 1979 1987 1970 1964 1977
Размах крыла, м 13,05 13,05 Н 13,05 7,15 7,8/14,0 14,1 11,36
Длина самолета, м 19,05 19,05 19,05 15,75 16,7 22,3 17,32
Высота, м 5,63 5,63 5,63 4,00 4,73
Площадь крыла, м2 56,60 56,60 56,60 22,95 34,2 61,9 35,20
Тип-двигателя ТРДДФ ТРДДФ ТРДДФ ТРДФ ТРДФ ТРДФ ТРДДФ
F100-PV-100 F100-PW-220 F100-PW-200 Р-25-300 Р-35Ф-300 Р-11БД-300 Р-ЗЗД
Максимальная тяга, кгс 2×10660 2x 10660 ‘ 2×10660 1 х 7300 1 х 13000 2 х 11 200 2×8340
Масса пустого, кг 12700 12970 14380
Масса топлива во
внутренних баках, кг 5260 6100 5950(9820**) 8730 \
Нормальная взлетная масса, кг 18 820 20240 14800 37000 15000
Максимальная взлетная масса, кг 25400 30850 36740 17 800 41000 18000
Тяговооруженность (при 0,84
нормальной взлетной массе) 1,13 1,05 0,88 0,61 1,11
Удельная нагрузка на крыло 598 426
(при нормальной взлетной массе) 333 358 380 433
Максимальная скорость, км/ч 2650 2650 2650(1800**) 2175 2500 3000 2500
Максимальная скорость
у земли, км/ч 1480 1480 1480 1300 1400 1200 1480
Практический потолок, м 18300 18300
Максимальная скороподъемность, 330
м/с 275 275 204 240
Боевая дальность, км 1200 2500 940 (М 1) 2100
Перегоночная дальность, км 4630 5750** 5500** 330
Длина разбега, м 274 274 835 500 500
Длина пробега, м 1220 (762)* 1220(762)* 550 750 600
Максимальная эксплуатационная 9.0
перегрузка 7,3 9,0 9,0 8,0 8,5 5,0
* С тормозным парашютом
** С конформным топливным баком

Информация от PJ1C, системы LANTIRN и навигационная информация на фоне движущейся карты (изображение карты местности записано на фотопленку) выводится на 18 различных кабинных индикаторов, в том числе на два монохромных и один цветной индикатор на ЭЛТ в передней кабине,

В центре приборной доски задней кабины расположены два монохромных индикатора на ЭЛТ с размером экрана 152 мм, по бокам которых находятся два цветных индикатора на ЭЛТ (127 мм). Для управления каждым дисплеем имеется 20 кнопок, расположенных по периметру экрана и три переключателя, расположенных по углам панели индикатора.

РЛС AN/APG-70, установленная на самолете F-15E, может работать на режиме синтезирования апертуры (аналогично РЛС бокового обзора), обеспечивая высокую разрешающую способность на удалении до 60—80 км от самолета. При этом возможна идентификация отдельных зданий, транспортной и боевой техники и т. п. Бортовой радар одновременно сопровождает до 10 целей и, при наличии на борту усовершенствованных ракет «воздух-воздух» AIM-20 AMRAAM (поступили на вооружение в феврале 1991 г.) единым залпом может поражать четыре различных цели на дальности до 50 км.

Вооружение истребителя-бомбардировщика включает шестиствольную пушку М-61 «Вулкан» (20 мм, 940 патронов), УР класса «воздух-воздух» AIM—9 «Сайдуиидер», AIM-7 «Спэрроу», AIM-120 AMRAAM, УР класса «воздух-земля» «Мейврик» (в перспективе — SRAM-T), управляемые бомбы с телевизионной системой наведения GBU-15, корректируемые бомбы с лазерной системой наведения, свободнопадающие бомбы (в том числе до пяти ядерных бомб В57 или В61), НАР. Самолет имеет два подкрыльевых и один подфюзеляжный узел внешней подвески. Кроме того, на каждом конформном топливном баке, конструкция которого была отработана ранее на F-15C, есть шесть укороченных пилонов для подвески вооружения (максимальная расчетная масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески — 10650 кг).

Серийный выпуск нового истребителя-бомбардировщика начат в 1986 г. Предполагалось построить около 400 F-15E, однако в 1989 г. из-за бюджетного дефицита было решено «урезать» число заказанных самолетов вдвое. Последний из 200 планируется передать ВВС США в 1993 г.

F-15E так и не заменили самолеты F-111, хотя несколько дополнили парк ударной авиации ВВС США.

Зимой 1991 г. американские ВВС, имевшие только один истребитель завоевания господства в воздухе — F-15 («Фантомы» остались лишь в частях национальной гвардии и на второстепенных ДВД, a F-16 из легкого истребителя воздушного боя трансформировался в истребитель-бомба-рдировщик), были развернуты в Саудовской Аравии и Турции для действий под флагом ООН против Ирака, оккупировавшего Кувейт. В составе экспедиционного корпуса США находилось более 70 истребителей F-15C и столько же F-15C/D имелось у Саудовской Аравии. На ТВД были направлены и новейшие истребители-бомбардировщики F-15E.

В противоположность боям в Ливане в 1982 г., воздушные столкновения в небе Ирака велись лишь в начале конфликта и носили единичный характер. Во всех случаях американские истребители получали целеуказание с самолетов ДРЛО, патрулирующих над территорией Саудовской Аравии, и выполняли, скорее, перехват, а не маневренный воздушный бой. За весь период боевых действий из 39 иракских самолетов и вертолетов, уничтоженных авиацией союзников, 32 пришлось на долю F-15C (30 побед одержали американцы и 2 — саудовцы).

И все-таки вполне очевидно, что истребитель F-15 уже утратил лавры «короля». Этот факт подтвердил и сравнительный анализ МиГ-29, состоящих на вооружении ВВС ФРГ, и американских F-15C, сделанный голландскими специалистами. Оказалось, что «миг» при значительно меньшей взлетной массе (15 т против 20) превосходит американскую машину практически по всем параметрам, в том числе и характеристикам бортовой РЛС. Еще менее выгодным для F-15C стало сравнение с Су-27. В этих условиях американцы, уделяя основное внимание созданию истребителя пятого поколения Локхид F-22, активизировали работы по совершенствованию стареющего «Игла».

Началось изучение программы замены на самолетах F-15C/D РЛС APG-63 на РЛС APG-70 или на усовершенствованный вариант этой РЛС. Необходимость этой программы вызвана, кроме всего прочего, возросшими трудностями по техническому обслуживанию РЛС APG-63.

Хотя в 1980-х гг. осуществлялось усовершенствование этой РЛС, к 1990-м годам она конструктивно устарела, се элементная база снята с производства. Предполагается, что количество имеющихся запасных частей (включая резерв на случай военных действий) может ограничить срок эксплуатации РЛС АПО-63 четырьмя-пятью годами.

РЛС APG-70 первоначально разрабатывалась для F-15C/D и установлена на 43 последних самолетах этого типа (часть из которых приняла участие в боевых действиях против Ирака). Однако планы переоснащения новыми РЛС ранее построенных F-15C/D не были реализованы по финансовым соображениям. В дальнейшем РЛС APG-70 с изменениями, внесенными в программное обеспечение и направленными на увеличение способности действовать по наземным целям, а также с частично модифицированной антенной, была установлена на двухместном истребителе-бомбардировщике F-15E.

Главной задачей, обусловливающей необходимость замены РЛС на самолетах F-15C/D, считается улучшение эксплуатационных характеристик радиоэлектронного оборудования. Повышение боевых характеристик РЛС рассматривается как второстепенное. Хотя оптимальным, с точки зрения стоимости, является установка на истребители РЛС APG-70. Фирмой Хьюз изучается возможность создания усовершенствованного варианта этой станции, получившей обозначение APG-70 4- (плюс), в котором процессоры сигналов и данных будут заменены единым процессором, разработанным в рамках программы создания опытного самолета Локхид YF-22A.

Дальнейшим развитием «истребительной линии» F-15 стали проработки модификаций F-15F и F-15XX (см. «КР» 4—91). Однако эти работы носят концептуальный характер, о техническом проектировании самолетов речь пока не идет.

Может сложиться впечатление, что американские ВВС, располагая до начала второго тысячелетия лишь истребителями F-15С, отстают от советских ВВС. Однако, как свидетельствует опыт последних войн в воздухе, победу одерживает сторона, сумевшая обеспечить гармоничное использование истребителей, средств воздушного наблюдения, управления и радиоэлектронного противодействия. Самолеты ДРЛО и РЭБ, различные радиоэлектронные средства в США постоянно совершенствуются. Кроме того, американские ВВС располагают отлично организованной и отлаженной системой технического обеспечения действий своей истребительной авиации. «Иг л» здесь прочно в строю.

Мы уже опубликовали («КР» 1-92) чертежи самолета. А как окрашивать модель F-15, за изготовление которой, судя по почте журнала, взялись авиамоделисты, вы увидите на цветной вкладке.

успеха для обеих сторон. 24 января три иракских истребителя, осуществлявшие разведывательный полет или пытавшиеся нанести удар по кораблям союзников, были обнаружены самолетом ДРЛО Е-3, с которого навели истребители F-15 ВВС Саудовской Аравии. Перехват закончился уничтожением двух иракских самолетов, которые были идентифицированы как МиГ-23. Но впоследствии оказались «миражами» F.I.

В зарубежной Печати описывался также эпизод совершенно невероятного воздушного боя, когда иракский МиГ-25 «сел на хвост» американскому истребителю F-16 и «гонял» его на малой высоте до тех пор, пока сам не был сбит подошедшими истребителями противника.

В конце января произошел групповой воздушный бой между американскими и иракскими самолетами. По американским данным, союзникам удалось сбить три истребителя МиГ-29.

К концу января, по сведениям союзников, уничтожено 8 истребителей МиГ-29, 8 «Миражей» F.1, 2 — МиГ-25 и 1 МиГ-23. При этом не потеряли ни одного своего самолета.

В то же время иракское командование заявило, что часть самолетов союзников, уничтоженных в небе над Ираком, сбита именно иракскими истребителями.

Утверждения союзников о сбитых МиГ-29 уже тогда воспринимались критически. Дело в том, что почти все иракские самолеты были сбиты не в маневренных воздушных боях на близком расстоянии, а при перехвате со средней дальности вне зоны визуальной видимости противника при помощи ракет AIM-7 «Спэрроу» с радиолокационной системой наведения, что исключало идентификацию цели. Американские пилоты, докладывая о сбитых машинах противника, естественно, желали видеть в них именно МиГ-29. Многие военные специалисты уже тогда предполагали, что высокоманевренные МиГ-29 вряд ли окажутся легкой добычей и скорее всего, наоборот, заставят изрядно поволноваться американских асов. В конце концов, именно так все и оказалось… Уже после окончания боевых действий, заместитель командующего ВВС США во время своего визита в Советский Союз признал, что по уточненным данным, ни одного МиГ-29 в небе над Ираком не сбили.

Правда, летчики союзной авиации утверждали, что в одном из воздушных боев видели, как иракский МиГ-29 сбил по ошибке другой при помощи ракеты ближнего боя, а затем сам по непонятной причине взрезался в землю.

За период боевых действий авиация многонациональных сил уничтожила в воздушных боях 34 иракских самолета и 5 вертолетов только ракетным огнем. Лишь два вертолета сбиты пушечным — с штурмовиков А-10 «Тандерболт».

Наилучшим образом в воздушных боях зарекомендовали себя истребители F-15, сбившие 32 летательных аппарата противника. При этом пяти из них удалось в одном бою поразить по две цели.

Истребители-перехватчики французских ВВС «Мираж» 2000 и английские «Торнадо» ADV в прямой контакт с иракскими самолетами так и не вступили. Следовательно, воздушных побед не имели.

Палубные истребители F-14 «Томкэт», сопровождавшие ударные машины, сбили только один вертолет с помощью ракеты «Сайдуиндер». Многоцелевые истребители-бомбардировщики F / А-18 «Хорнит» поразили пару устаревших МиГ-21 (возможно, это истребители J-7 китайского производства).

Что касается потерь авиации союзников, сбитых противовоздушной обороной Ирака и вышедших из строя в результате аварий, то они за период боевых действий стали такими: В-52 — 1, EF-111 —-1, F-4G —1, F-15E — 2, F-16 — 5, А-10 — 5, АС-130 — 1, F-14 — 1, F/A-18 — 2, А-6Е —4, AV-8B — 5, ОН-10 — 2, F-5E — 2, А-4 — 1, «Торнадо» — 8, АН-1 — 4, АН-64 , -1, ОН-58 — 2, UH-60 — 3, UH-1 — 3, \ СН-46 — 2, SH-60 — 1.

По данным Министерства обороны СССР, общие потери авиации союзников . составили 29 вертолетов и 68 боевых самолетов, в том числе один малозаметный I самолет F-117.

Владимир Ильин, Крылья Родины, №1-4″1992

Фото F-15

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: