Миг-31: Первый среди равных, или лучший истребитель-перехватчик России


ТАСС-ДОСЬЕ. 19 сентября 2020 года истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший полет без боекомплекта, упал в лесном массиве близ города Кулебаки (Нижегородская область). Двое летчиков успешно катапультировались и были оперативно эвакуированы специалистами поисково-спасательной службы, их жизням ничего не угрожает. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной аварии стала техническая неисправность.

МиГ-31 (по кодификации НАТО — Foxhound, с англ. «гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 1970-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — АО «РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода им. Микояна Александр Федотов. Самолет был принят на вооружение 6 мая 1981 года Производился в 1975-1994 годах на авиа в Горьком (ныне — Нижний Новгород), всего было построено 519 единиц. В настоящее время самолеты этого типа находятся на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и Сил воздушной обороны Республики Казахстан. В начале 1990-х годов к покупке самолета проявляли интерес Сирия, Ливия и Китай, однако контрактов заключено не было.

В 2012 году в Военно-воздушных силах (ВВС, ныне — в составе ВКС) России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80% парка нуждались в ремонте. В 2013 году число боеспособных самолетов, по сообщению Александра Зелина, занимавшего тогда должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 бортов. Более новые данные не публиковались.

История разработки

МиГ-31, согласно классификации НАТО, имеет название «лисья гончая». Непревзойдённый истребитель-перехватчик 4 поколения. 2-местная авиамашина летает на сверхзвуковой скорости, совершает рейсы круглосуточно и в любую погоду.

МиГ-31М

Боевая машина способна перехватить и уничтожить объекты врага на небольших, средних и больших высотах. Четыре летательных аппарата этой версии контролируют пространство в 1 000 км. Боевая машина способна противостоять активным и пассивным радиопомехам неприятеля. Самолёт используется для перехвата ракет. Этот истребитель называют убийцей спутников, МиГ-31 может уничтожать даже низколетящие спутниковые объекты. Авиаполк, сформированный из таких машин, во времена СССР имел статус спецназа в составе ПВО.

Разработка нового летательного аппарата началась в 1968 г. в ОКБ Микояна. Боевые возможности создаваемой авиамашины решили улучшить за счёт РЛС с активной фазированной антенной решеткой (ФАР). За основу нового проекта взяли схему МиГ-25. Правда, экипаж должен был состоять из 2 человек — лётчика и сидящего за ним штурмана.

Свой первый вылёт МиГ-31 совершил в 1975.

Госиспытания нового летательного аппарата длились с 1976 по 1980 гг., а серийный выпуск самолетов начат лишь в 1979 г. Уже в 1981 г. новый инстребитель, оснащённый РЛС РП-31 и УР Р-33, приняли на вооружение, заменив им старый Ту-128. МиГ-31 серийно выпускался с 1975 по 1994 гг., всего выпустили около 505 единиц техники.

МиГ-25

МиГ-25

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.

Создатель МиГ-31

Технические характеристики

В основе перехватчика МиГ-31 — нормальная аэродинамическая схема, высоко расположенное трапецевидное крыло, двухкилевое вертикальное и цельноповоротное горизонтальное оперение. Причём ракетное оружие наполовину утоплено в корпус.

Сам фюзеляж на 50% сделан из стали и на 33% — из алюминия. Нос летательного аппарата сделан из сплавов алюминия. Он включает отсек с РЭО, кабину лётчиков и идущий за ней ещё один отсек с оборудованием. В носу находится радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Тактико-технические параметры самолёта:

  • экипаж — 2 чел.;
  • размах крыла — 13,46 м;
  • стреловидность по передней кромке — 41 градус;
  • масса порожнего — 21 т;
  • вес топлива — 16,3 тыс. кг;
  • вес поднимаемой нагрузки — до 5000 кг.

Габариты самолета

Истребитель имеет такие габариты:

  • высота — 6,5 м;
  • длина — 21,6 м;
  • взлётный вес — 46,75 т;
  • 2 мотора — турбореактивные Д-30Ф6.

МиГ-31 характеристики

У самолета МиГ-31 шасси трёхопорное. На всех стойках по 2 колеса. Основные стойки убираются вперёд, рулевая стойка, наоборот, убирается назад. Колёса оснащены металло-керамическими тормозными дисками. Конструкция шасси позволяет посадить авиамашину на аэродромы 2 класса.

Высота, скорость и дальность полета

Лётные и технические параметры:

  • высота полета — 20600 м;
  • максимальная скорость — 3000 км/ч;
  • скорость у поверхности земли — 1500 км/ч;
  • при посадке — 280 км/ч;
  • дальность полёта — 3000–5400 км;
  • скороподъёмность — 20 тыс. м за 7,9 мин.;
  • длительность полёта — 3–7 часов;
  • радиус боевого действия — до 2200 км;
  • расстояние, требуемое для разбега — 1200 м.

Двигатель

На МиГ-31 установлены 2 двигателя марки Д-30Ф6. Мотор — семимодульный. У него имеется компрессор низкого давления (5-ступенчатый) и высокого давления (10-ступенчатый), камера сгорания (трубчато-кольцевая), 2-ступенчатые турбины высокого и низкого давления. «Огневая дорожка» — способ впрыскивания топлива для запуска форсажной камеры. Масса мотора — 2,4 тыс. кг. В нём имеются детали из сплавов титана, стали и никеля.

Двигатель Д30-Ф6

Двигатель Д30-Ф6

ТТХ мотора:

  • расход топлива —1,9 кг/кгс в час (при крейс. форсажном режиме);
  • тяга — до 15,5 тыс. кг.

Внутри фюзеляжа находятся 7 топливных баков. Дополнительно топливо размещается в четырёх крыльевых и двух килевых баках. Запас горючего на борту — 1630 кг. Заправка всех топливных баков осуществляется централизованно. Самолёт может дозаправляться в небе от Су-24 Т или Ил-78.

Оборудование

Основа СУО — РЛС с ФАР «Заслон». Расстояние обнаружения объектов противника — до 180км. На новейшей версии МиГ-31ДМ этот показатель увеличили до 320км. Боевая машина принимает 10 объектов неприятеля на автоматическое сопровождение. Аппаратура «Аргон-К» отбирает 4 цели, на которые одновременно наводятся 4 управляемые ракеты Р-33. На версии МиГ-31БМ ракеты Р-33С и Р-37 способны одновременно поражать 6 целей.

В оснащение бортовой системы управления вооружением (СУВ) вошёл дискретно-непрерывный подсвет, доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, бортовая ЭВМ А-15А. Вспомогательным средством обнаружения объектов является теплопеленгатор 8ТП. Он оснащен РЛС для пассивного обзора и выдачи указаний управляемым ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловой головокй самонаведения (ТГСН).

Навигационная аппаратура: САУ-155МП, комплект КН-25 с ИС-1-72А, цифровым вычислителем «Маневр». На борту МиГ-31 установлены системы «Радикал-НП», А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация включает системы «Тропик», «Маршрут». Летательный аппарат имеет РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов.

Истребитель-перехватчик, благодаря своим техническим характеристикам, выполняет многие задачи в сотрудничестве с наземной АСУ, работающей от дистанционного радионаведения.

Система АПД-518 обеспечивает обмен сведениями между 4-мя перехватчиками на расстоянии 200 км.

Кабина

Кабина команды на МиГ-31 расположена в носу самолёта. Вначале располагается кабина лётчика, а за ней — штурмана. Обе кабины герметичны и они отделяются друг от друга полностью прозрачной перегородкой (10 мм). Сидения экипажа катапультируемые. Фонари кабин снабжены подвижными сегментами, открывающимися вверх/назад.

МиГ-31 кабина пилота

Вооружение

Вооружение МиГ-31 состоит из управляемых ракет большой дальности Р-33 (120 км), размещённые парами на четырех немного утопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем воздушного судна, из управляемых ракет средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и ракет малой дальности Р-60, Р-60М и Р73 на четырех подкрыльевых узлах подвески.

Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ

Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ

Внизу под фюзеляжем самолёта установлена 6-ствольная 23 мм пушка ГШ (на 260 снарядов). Скорострельность этой установки — 8 000 выстр./минуту. МиГ-31 имеет противоспутниковую ракету 79М6. Боевая нагрузка летательного аппарата — до 5000–9000 кг. Истребитель до сих пор числится на вооружении России. Авиапарк ВВС насчитывает 400 единиц МиГ-31.

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии

МиГ-31 много раз проходил модернизацию. Конструкция боевой машины слегка корректировалась, добавлялось более современное оборудование, усиливалась мощность вооружения.

Модификации МиГ-31

Модификации МиГ-31

Модификации:

  • МиГ-31ДЗ — добавлен механизм дозаправки в небе (выпуск с 1990 г.);
  • МиГ-31Б — оборудовали механизмом дозаправки в полёте от Ил-78 и Су-24 Т (изготовлялся с 1994 г.);
  • МиГ-31БМ — улучшили аппаратуру управления вооружением (увеличили дальность обнаружения целей), оснастили более мощными УР «воздух-воздух» (выпуск с 2006 г.);
  • МиГ-31Д — запускает противоспутниковую ракету ПС 1, под фюзеляжем находится выдвижной пилон для подвески ракеты (в эксплуатации — с 1987 г.);
  • МиГ-31М — более мощное вооружение, современные БРЭО и РЛС, изменилось остекление кабины, увеличены наплывы в корневой части крыла, увеличился угол наклона вниз в носовой части (выпускался с 1986 г.).

Модификации

Истребитель неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.
Конструктивные версии 31-х машин:

Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.

Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.

Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.

Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.

Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.

Миг-31Э – экспортный вариант машины.

Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.

Боевая эксплуатация

МиГ-31, как и его предшественник МиГ-25П, — истребитель-перехватчик. Воздушное боевое судно может вести продолжительное патрулирование, сражаться с аэродинамическими объектами любых классов. Самолёт может перехватить и уничтожить ракеты, летящие недалеко от поверхности земли.

МиГ-31 характеристики

Впервые истребитель поступил на вооружение на вооружение в авиаполк ВВС СССР ещё в 1980. После 1991 г. машины перешли в распоряжение ВВС РФ. В 90-х истребители использовались в чеченской войне. В данный момент более 100 самолётов подлежат модернизации до модификаций БМ и ДЗ.

В 2020 г. МиГ-31 эксплуатировался в Сирии. Самолеты с противоспутниковыми ракетами прикрывали базу в Хмеймим. В Сирии истребители задействованы для управления авиацией и могут заменять машины А-50 ЛИСКА.

Из истории нового самолета Су-31

История создания новой машины практически полностью аналогична развитию Су-26М. Внешне самолет весьма схож с предыдущим вариантом, хотя новую машину оснастили новым двигателем, который стал мощнее. Благодаря этому, самолет может зависать в воздухе.

В первый раз машина полетела летом в 1992 году, а, спустя пару месяцев, ее уже отправили на чемпионат мира по пилотированию во Францию. В том же году самолет представили на авиасалоне Фарнборо, после чего он участвовал почти на всех мировых демонстрациях. Российская сборная по высшему пилотажу пользуется самолетом на многих чемпионатах еще с 1994 года. После каждого выступления на соревнованиях машину удостаивают высокими международными наградами.

Самолет Су-31 в мире называют «Русским акробатическим самолетом»

Аварии и авиакатастрофы

За многолетний период эксплуатации летательный аппарат не единожды попадал в аварии. Бывали случаи авиакатастроф с гибелью всех членов экипажа. Правда, в большинстве случаев лётчикам удавалось выжить. В 1979 г. близ аэродрома Ахтубинск машина полностью разрушилась из-за утечки горючего и возникновения пожара в двигателе. Правда, пилот и штурман вовремя успели катапультироваться.

В 1984 г. на Сахалине произошли 2 авиакатастрофы с участием воздушного судна. В одной из них погиб экипаж. В 1988 г. пожар в моторной части привел к крушению ещё одного летательного аппарата. Авиакатастрофы с участием этих самолётов случались в 1990, 1996, 2000, 2005, 2007 гг. В 2010 г. МиГ-31 перевернулся при приземлении на ВПП аэродрома Котлас. Члены экипажа уцелели, но получили многочисленные травмы. В 2011 г. в Пермском крае случилась авария сразу после взлёта летательного аппарата. Лётчик и штурман погибли. В 2013 и 2014 гг. произошли авиакатастрофы, в которых разбились 3 летательных аппарата. Правда, экипажу удалось катапультироваться и уцелеть.

Конструкция истребителя-перехватчика

На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.

самолет на посадке

Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.

Основные характеристики конструкции перехватчика:

  • трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
  • цельноповоротный стабилизатор
  • нормальная аэродинамическая схема
  • «фирменное МиГовское» двухкилевое оперение машины.

Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% — прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъёмности с большей пользой.

В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.

Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.

Однако 31-й имел и некоторые отличия от своего предшественника. Так, у нового перехватчика были убраны некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части корпуса фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.

С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.

Рекорды, установленные МиГ-31

Со дня создания и вплоть до распада СССР характеристики летательного аппарата МиГ-31 были полностью засекречены. В 2003 г. истребитель установил 22 рекорда. Все достижения боевой авиамашины были зарегистрированы спорткомиссией авиационной Федерации РФ. Из них целых 19 рекордов стали мировыми достижениями и получили престижные Международные дипломы.

В конце июля 2003 г. на аэродроме г. Ахтубинска проводились полёты для установления возможных рекордов по скороподъёмности и набора наибольшей высоты полёта с грузом и без дополнительного веса. Боевая нагрузка состояла из обыкновенного базового боекомплекта — 4 ракет Р-33 и одной пушки. Для полётов использовались самые первые модели, на которых не проводилось никакой модернизации.

В ходе испытаний боевая машина показала лучшие характеристики, самолёт превысил показатели летательного аппарата МиГ-25. Например, время набора высоты до 12 км сократилось в 3 раза. Был установлен рекорд высоты. Вместе с грузом испытуемый самолёт смог подняться на 21 690 метров. Продемонстрированные результаты при условии усовершенствования и переоборудования истребителя можно улучшить.

МиГ-31 считается единственным воздушным судном, способным автономно выполнять функции разведчика и боевой машины для уничтожения высоко и низколетящих объектов противника. Расстояние действия вооружения истребителя — более 1 000 км. Летательный аппарат может поднять вооружение массой до 10 тонн на высоту 20000 м и обеспечить стартовую скорость в 3 000 км/ч. Не смотря на то, что самолёт был разработан в 1975 г., даже сегодня его нельзя считать устаревшим.

Вы считаете, что истребитель МиГ-31 морально устарел?

ДаНет

Комплекс «Кинжал»

1 декабря 2020 года на аэродромах Южного военного округа приступил к несению опытно-боевого дежурства авиационный ракетный комплекс «Кинжал» с боевой гиперзвуковой аэробаллистической ракетой. Носителем ракеты выступает истребитель МиГ-31К. По информации замминистра обороны РФ Юрия Борисова, самолет был выбран в качестве носителя, поскольку «наиболее приспособлен для того, чтобы разогнать эту ракету до нужных скоростей на нужных высотах». Как считают эксперты, в состав комплекса «Кинжал» входит модернизированная для воздушного пуска одноступенчатая управляемая твердотопливная ракета 9М723 наземного оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». С апреля 2020 года комплекс, по данным Минобороны РФ, несет плановое дежурство над Каспийским морем.

Перспективы использования боевой машины

Минобороны России возлагает большие надежды на обновлённую модель МиГ-31БМ. Самолёт может работать с наземными ЗРК, брать на себя функцию контроля над воздушной боевой обстановкой и командовать другими истребителями в ходе сражения. Эта версия боевой машины может уничтожить неприметные и летящие вблизи земли крылатые ракеты. Самолёт в будущем можно использовать для прикрытия бомбардировщиков, направленных в тыл противника для нанесения ядерных ударов.

Усовершенствование летательного аппарата до моификации БМ прошла в 2008 г. В ближайшие годы будет произведена замена шестидесяти летательных аппаратов МиГ-31 на новую версию — МиГ-31БМ. Ещё сорок боевых машин усовершенствуют до более современных модификаций ДЗ и БС. Оставшиеся в авиапарке российской армии 150 летательных аппаратов, скорее всего, просто спишут. В 2014 г. Дмитрием Рогозиным было предложено возобновить производство усовершенствованных моделей МиГ-31.

Полетная дальность

Дальность полёта МиГ-31 изменяется в зависимости от загрузки самолёта. При условии, что истребитель вооружен 4-мя ракетами и двумя подвесными топливными баками, практическая дозвуковая продолжительность полёта составляет 3.3 часа или 3 000 километров. Это достигается в ситуациях, когда самолёт отстреливает ракеты и сбрасывает опустошенные топливные резервуары.

Без подвесных баков, дальность полёта будет следующей:

  • Без ракетного вооружения — 2 480 км;
  • 4 ракеты, отстреленные на половине маршрута — 2 400 км;
  • 4 ракеты, которые сохраняются на всём пути следования — 2 440 км.

Самолет МиГ-31: характеристики истребителя

Интересно! Рекорд дальности беспосадочного перелёта был установлен МиГ-31БМ, приписанным к 14-ой армии оперативного объединения ВВС, Сибирского военного округа. Самолёт преодолел больше 8 000 километров, потратив на это немногим больше 7 часов. Отметим, что экипаж трижды дозаправлял машину в воздухе.

Спортивные достижения самолета Су-31

На первом же чемпионате мира, где участвовала данная модель самолета, были показаны неплохие результаты. Машина заняла третье место и отличилась выполнением фигур, которые были недоступны для подобных аппаратов. На чемпионате мира в 1996 году, проходившем в Соединенных Штатах, самолет Су-31 выступил весьма успешно.

Отечественному спортивно-пилотажному самолету Су-31 не страшны ни сильная жара, ни трескучие морозы

Многих отечественных спортсменов за пилотаж на Су-31 удостаивали высокими мировыми наградами. На этом самолете наши спортсмены завоевали немало наград на всевозможных мировых состязаниях. Всего же спортивным самолетом Су-31 за все время его участия в состязаниях выиграно более 300 самых разнообразных наград. А это свидетельствует о высоком качестве машины и умениях летчиков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: