Советский истребитель-бомбардировщик Су-17 — самолет, сделавший себе успешную карьеру


Советский истребитель модели Су-17 был разработан советскими конструкторами в 60-х годах прошлого века. Особенностью данного аппарата было то, что он оснащен крылом, которое могло менять свою геометрию. Данная машина нашла свое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, данный самолет был использован во многих международных конфликтах.

История создания самолета Су-17

Перед конструкторским бюро Сухого была поставлена задача по созданию качественного истребителя, который мог бы заменить Су-7. Первоначально конструкторы планировали провести глубокую модернизацию данной машины: усовершенствовать систему бортового оборудования, характеристики машины при взлете и посадке. Также новый самолет оснащен крылом с изменяемой геометрией. Данная технология постройки крыла была прогрессивной в то время и придавала самолету отличные характеристики при управлении машиной.

Главным конструктором был назначен опытный руководитель и разработчик Н.Г. Зырин. Новую машину при проектировании обозначали как С-22И. Первый полет прототип самолета Су-17 произвел в августе 1966 года. Уже через год самолет был представлен публике на авиашоу в Домодедово.

Что касается испытаний, то тут нужно отметить тот факт, что самолет показал наилучшие характеристики полета и выполнения посадки и взлета. Конструкторам удалось достичь большей дальности полета машины. Серийное изготовление самолета Су-17 началось с 1969 года под первоначальным обозначением С-32. А первый Су-17 начали изготовлять с 70-х года прошлого века на заводе имени Гагарина, что в Комсомольске. Самолет использовался ВВС СССР в основном на Дальнем Востоке. Производство данной машины продолжалось вплоть до 1990 года, за это время было выпущено 2867 самолетов самых разнообразных модификаций.

Особенности конструкции Су-17

В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.

Су-17 гарнизон

Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.

Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.

Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.

Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.

Су-17 спереди

За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.

Серийное производство и эксплуатация

Первые серийные машины Су-17 поступили на оснащение дальневосточного истребительно-бомбардировочного полка осенью 1970 года. Массово новые машины стали поступать на оснащение советских ВВС в 1972 году. Производство осуществлялось до 1990 года. За это время завод в Комсомольске на Амуре сумел выпустить 2867 машин, которые стали основным самолетом фронтовой авиации в Советском Союзе. В 1972 году свет увидела экспортная версия машины, истребитель – бомбардировщик Су-20. Основным покупателями нового самолета стали Сирия, Вьетнам и Польша.

Советские машины после развала СССР остались на оснащении ВВС Белоруссии, России, Украины и Узбекистана. В течение последующих 7-10 лет практически все истребители-бомбардировщики этого типа были выведены из эксплуатации.

Именно на долю этой машины выпала честь впервые проявить себя в реальной боевой обстановке. В октябре 1974 года на Ближнем Востоке вспыхнул очередной вооруженный конфликт, в котором армии Сирии и Египта столкнулись с вооруженными силами Израиля. Самолеты сирийских ВВС Су-20 в течение недели совершили до сотни боевых вылетов, нанося удары по объектам ЦАХАЛ и объектам промышленной и транспортной инфраструктуры. За все время боевых действий сирийцы потеряли 8 машины, из которых только 4 самолета стали жертвой противодействия израильских ПВО и ВВС.

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Су-17 сзади

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

Характеристики Су-17

МодификацияСу-17
Размах крыла, м
при мин. стреловидности13.70
при макс. стреловидности10.03
Длина самолета, м18.90
Высота самолета, м4.97
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности38.50
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности34.50
Масса, кг пустого9600
Масса, кг максимальная взлётная16280
Двигатели1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Тяга, кгс1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч у земли1350
Максимальная скорость, км/ч на высоте2230
Потолок высоты, м16500
Дальность полета, км2300
Экипаж, чел1
Вооружение:две 30-мм пушки НР-30
Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески
УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

Су-17 кабина

ТТХ в сравнении с конкурентами

Су-17МСу-17М3Sepecat ЯгуарLTH А-7H Корсар 2F-111
Размах крыла, мм10004…1365010004…136808690118109470…19200
Длина, мм1872019020164201406022400
Высота, мм48505130492048805220
Масса максимальная, кг1812019630155001905045000
Тип двигателя1*АЛ-21Ф-31*АЛ-21Ф-32*Аdour Mk. 1041*Allison TF41-A-4002* Pratt & Whitney TF30-P103
Тяга номинальная, кгс780078002*230068002*4060
Тяга форсажная, кгс11200112002*35802*6120
Скорость у земли, км/час1200140013001300
Скорость на высоте, км час22302230180011122700
Дальность с ПТБ, км27002550131511276400
Потолок, м1680014000143001554518000

Модификации Су-17

Су-17первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.
Су-17Ммодификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;
Су-17М2вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;
Су-17М3дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;
Су-17М4вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;
Су-17УМдвухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3;
Су-17УМ3двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;

Су-17 (1949 г.)

Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.

Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.

История

Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.

Су-17 (1949 г.)

В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.

После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.

Новая машина – результат случайности

Начало 60-х годов стало историческим периодом, во время которого в Советском Союзе и за рубежом активно велись поиски пути повышения летно-технических характеристики боевых самолетов. В СССР этим вопросом занимались все конструкторские бюро, самолеты которых стояли на оснащении ВВС. Основная проблема заключалась в улучшении взлетно-посадочных характеристик летающей техники. Огромная мощность реактивных двигателей могла обеспечить боевым самолетам высокие скоростные характеристики, однако для этого требовалось кардинально изменить аэродинамику и конструкцию стремительной машины. Особенно это касалось взлетно-посадочных режимов полета.

К тому времени была уже выработана концепция, которая предусматривала две технические возможности по улучшению ТТХ и ВПХ боевых реактивных самолетов. Первый вариант предусматривал создание самолетов с укороченным взлетом или машин вертикального взлета и посадки. Второй вариант был гораздо привлекательнее и дешевле — самолеты с изменяемой геометрией крыла. Другими словами, крыло реактивного самолета на каждом из полетных режимов могло менять стреловидность, улучшая пилотируемость машины на всех режимах.

Коснулась проблема и стоявший на вооружении советских ВВС реактивный истребитель – бомбардировщик Су-7Б конструкции ОКБ П. Сухого. Хорошая боевая машина, обладающая огромной скоростью и огневой мощью, не отличалась высокими взлетно-посадочными характеристиками. Основная причина была в том, что в конструкции машины использовалось крыло большой стреловидности. Угол стреловидности составлял 630. Это повышало скоростные характеристики машины, однако существенно усложняло поведение боевого самолета в различных режимах.

Истребители Су-7 и Су-7Б считались самыми аварийными машинами в советских ВВС. За годы эксплуатации в боевых частях произошло 114 авиакатастроф с участием самолетов Су-7 и Су-7Б. По результатам работы экспертных комиссий, основная причина аварий заключалась в конструктивных дефектах, заложенных в самой конструкции самолетов.

К улучшению взлетно-посадочных характеристик советского истребителя-бомбардировщика должна была привести планируемая модернизация. Установка на самолет стартовых ускорителей или использование при посадке тормозного парашюта были временными мерами. Взлетно-посадочная скорость самолета весом в 13 тонн от этого существенно не снижалась. Работы по модернизации были начаты в 1964 году. Основной акцент был сделан на использование в конструкции машины крыла с изменяемой стреловидностью. Ведущими специалистом по модернизации Су-7Б был назначен Н. Зырин. Сам Главный конструктор П.О. Сухой принимал участие на всех этапах опытных работ. Через два года опытная машина, получившая индекс С-22И, была готова к заводским испытаниям. Это был практически новый самолет, сохранивший со своим предшественником только внешнее сходство. Первый полет нового истребителя-бомбардировщика состоялся в августе 1966 года.

Несмотря на то, что в результате модернизации самолет получил совершенно новые летно-технические характеристики, конструкторы постарались сохранить конструктив базовой модели. Механизм изменения геометрии крыла был установлен в средней части крыла, поэтому поворотными получились только концевые консоли крыльев. Такое техническое решение позволило сохранить технологию серийного производства без существенных изменений. Через год уже опытный экземпляр самолета был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово. Машина создавалась с учетом производства экспортного варианта. Модификация Су-20 должна была стать той машиной, которую Советский Союз собирался поставлять своим зарубежным партнерам и союзникам.

После успешной демонстрации самолета осенью 1967 года Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о начале с 1969 года серийного производства машины. Предсерийный образец получил обозначение С-32. В качестве основной производственной площадки был выбран авиационный завод в Комсомольске на Амуре.

В 1970 году самолет, получивший обозначение Су-17, был принят на вооружение Военно-Воздушных Сил СССР. На Западе поспешили новому советскому истребителю-бомбардировщику присвоить код «Fitter» — что означает буквально «монтажник». В результате модернизации Су-7Б советским авиаконструкторам удалось создать Су-17- новый самолет, который на долгие годы стал основной боевой машиной советских ВВС.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: