Палубный истребитель F-8 Crusader, его предшественники и потомки (Часть 1)

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 сентября 2020 года новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35B Корпуса морской пехоты (КМП) США потерпел крушение близ базы морской пехоты Бьюфорт в штате Южная Каролина. По предварительным данным, пилот успешно катапультировался. Это первое крушение самолета данного типа.

Lockheed Martin F-35 Lightning II — семейство одноместных однодвигательных сверхзвуковых всепогодных малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения. Разработано американской компанией Lockheed Martin в 2000-х годах для замены устаревающих типов самолетов, состоящих на вооружении военно-воздушных сил (ВВС), военно-морских сил (ВМС) и Корпуса морской пехоты США, а также ряда стран — союзников США. Самолет стал вторым в истории серийным истребителем пятого поколения после Lockheed Martin F-22 Raptor.

По состоянию на 2020 год различные модификации F-35 поставляются вооруженным силам США, Великобритании, Австралии, Израиля, Италии, Японии, Нидерландов, Норвегии, Южной Кореи, Турции. Планируется, что самолеты F-35 также закажет и Дания.

Истребитель может быть носителем атомного оружия. Ожидается, что к 2024 году F-35 ВВС США получат возможность нести модернизированные ядерные авиабомбы B-61 (мощность до 50 килотонн в тротиловом эквиваленте).

История проекта

В 1980-х — 1990-х годах американское военное ведомство инициировало целый ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder, истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки Harrier, истребителя F-16 Fighting Falcon, штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, истребителя-бомбардировщика и штурмовика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

После распада СССР сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение создать «единый ударный истребитель» (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы унифицированы между собой на 70-90% и позволяли бы заменить названные самолеты.

В 1997 году на конкурс по программе JSF компания Lockheed Martin заявила экспериментальный самолет X-35, ее конкурентом стала компания Boeing с самолетом X-32 (третий участник конкурса, компания McDonnell Douglas, отказалась от участия в нем еще в 1996 году).

Первый полет X-35A состоялся 24 октября 2000 года в Палмдейле (штат Калифорния, США). 23 июня 2001 года впервые поднялась в воздух модификация X-35B. 26 октября того же года заявка Lockheed Martin победила в конкурсе JSF. Одним из преимуществ X-35 стал метод создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (на Boeing Х-32 применялось изменение направления тяги основных двигателей, приводившее к перегреву силовой установки).

В консорциум во главе с Lockheed Martin вошли компании Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, однако сроки реализации проекта многократно сдвигались.

20 февраля 2006 года состоялась выкатка предсерийного экземпляра самолета для ВВС США — F-35А, 15 декабря он успешно выполнил первый полет. В том же году самолет получил наименование Lightning II (с англ. «Молния-2»), в честь американского тяжелого истребителя Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 года состоялся первый полет предсерийного самолета для морской пехоты F-35B, а в июне 2010 года — палубного варианта F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

В июле 2011 года палубный самолет впервые взлетел при помощи катапульты, в октябре того же года F-35B впервые вертикально приземлился на палубу корабля (специально переоборудованного под базирование F-35 универсального десантного корабля ВМС США USS Wasp).

С 2012 года F-35B получает Великобритания. В этой стране самолет носит название F-35 Lightning (без цифры II), так как британские ВВС в разное время использовали две разных «Молнии» — Lockheed P-38 и English Electric Lightning.

В сентябре 2020 года взлетел первый F-35, собранный за пределами США: линия окончательной сборки истребителей заработала на совместном предприятии Lockheed Martin и итальянского министерства обороны в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2020 года сборка F-35 также ведется на заводе корпорации Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.

С декабря 2020 года специальную версию F-35A получает Израиль, где самолет получил армейское наименование «Адир» (с ивр. «могучий»).

21 июня 2020 года в Форт-Уэрте состоялась передача турецким вооруженным силам первых F-35A, заказанных этой страной. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, в Турцию самолеты будут доставлены в 2020 году, по окончании периода обучения в США пилотов и технического персонала. Передача состоялась несмотря на возражения Конгресса США: американские законодатели требовали отменить поставки Турции современного вооружения, в том числе F-35, из-за покупки этой страной российских зенитных ракетных систем С-400.

Катастрофы и происшествия

На 12 июля 2012 года по неофициальным зарубежным данным в различный лётных происшествиях было потеряно 21 машина. В катастрофах погибло 107 человек[6][7].

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
26.09.19929N-ACIЛукла0/14Разбился на взлёте.
05.12.1992D-0066Чойбалсанн. д./н. д.Крушение на взлёте.
14.05.1993334/OB-1499Аталайя0/н. д.При посадке выкатился за пределы ВПП.
08.11.19939N-ACSДжомсом0/19При посадке выкатился за пределы ВПП и упал в реку.
13.12.1993RDPL-34117Пхонсаван18/18При заходе на посадку в туман зацепил деревья врезался в землю и загорелся.
02.02.19959M-TAEКуала-Лумпур0/19
04.03.1995PNP-224Бон-Жезус0/8
04.04.1995333/OB-1498около Икитос3/3Упал сразу после взлёта.
21.06.1996B-3822Шанхай2/12[8]
20.01.1997CR851Джафна4/4
06.03.1997CR856около Военная база Вавунативу0/н. д.Уничтожен ракетным ударом.
10.06.1997JU-1020Мандалгоби7/12Рухнул из-за попадания в зону сильного сдвига ветра при взлёте.
26.05.1998JU-1017около Эрденет28/28Взлетел с перегрузом (26 пассажиров, хотя самолёт рассчитан на 19), через 13 минут полёта врезался в вершину горы.
19.06.1999B-3886в провинции Синьцзянн. д./н. д.Врезался в провода ЛЭП во время опыления полей.
20.10.2000RDPL-3413012 км от Самныа8/17Разбился в горах в сложных метеоусловиях[9].
14.02.2002RDPL-34118Самныа0/15При взлёте во время отрыва из-за порыва ветра рухнул на ВПП и разрушился.
18.05.2005AF-216Монгу13/13Разбился сразу после взлёта[10].
10.04.2006132около Марсабит14/17В облаках врезался в гору[11].
15.06.2008B-3841около Чифэн3/4Врезался в небольшой холм при проведении разведывания алюминиевых месторождений.
16.01.2010AF-215Mukinge Airport0/н. д.При посадке выкатился за пределы ВПП.
12.07.20125T-MAоколо Нуакшота7/7Борт Военно-воздушных сил Мавритании упал вскоре после взлёта.

Промежуточные итоги программы, оценка стоимости

В конце февраля 2020 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.

11 июня 2020 года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2020 году были поставлены 66 единиц — на 40% больше, чем в 2020 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц — на вариант F-35B, 28 единиц — вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2020 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).

Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн — на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.

Закупочная стоимость единицы F-35A в 2020 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.

Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.

Конструкция и оснащение

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два незначительно наклоненных наружу киля. Модификация F-35B имеет за кабиной пилота подъемный вентилятор вертикальной тяги, соединенный валом с двигателем в хвостовой части машины; двигатель этого варианта самолета оснащен поворотным соплом. Место вентилятора на других вариантах истребителя занимают дополнительные топливные баки.

Турбореактивный двухконтурный двигатель F-135 разработки Pratt & Whitney имеет бесфорсажную тягу 13 тыс. кгс, в режиме форсажа — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс в режиме форсажа). Подъемный вентилятор для F-35B спроектирован и производится компанией Rolls-Royce. Сверхзвуковой режим полета обеспечивается только в режиме форсажа. Выпускающееся шасси трехопорное, с носовым колесом.

Истребитель сконструирован в соответствии с критериями технологии stealth, с применением решений, ранее отработанных на F-22 Raptor. Малую радиолокационную заметность обеспечивают малоотражающие формы планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Применены радиопоглощающие материалы и покрытия.

Вооружение размещается в двух бортовых грузовых отсеках в нижней части центральной секции фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести узлах внешней подвески (до 6 тыс. 800 кг).

Варианты

  • XF8U-1
    (
    XF-8A
    ) — два прототипа.
  • F8U-1
    (
    F-8A
    ) — первый серийный вариант. Начиная с 31-го самолёта, двигатель J57-P-12 заменён более мощным J57-P-4A. Построено 318 машин.
  • YF8U-1
    (
    YF-8A
    ) — один F8U-1, использовавшийся для лётных испытаний.
  • YF8U-1E
    (
    YF-8B
    ) — один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-1E.
  • F8U-1E
    (
    F-8B
    ) — установлен радар AN/APS-67, сделавший возможным ограниченное применение в сложнных метеорологических условиях. Подфюзеляжный контейнер с НАР наглухо закрыт, поскольку на практике никогда не применялся. Первый полёт — 3 сентября 1958 года, построено 130 машин.
  • YF8U-2
    (
    YF-8C
    ) — два F8U-1, использовавшиеся для испытаний двигателя J57-P-16.
  • F8U-2
    (
    F-8C
    ) — установлен двигатель J57-P-16 (тяга — 4858/7673 кгс), два подфюзеляжных гребня для улучшения управляемости, Y-образные пилоны для ракет AIM-9 по бокам фюзеляжа (по 2 ракеты на пилон). Первый полёт — 20 августа 1957 года, построено 187 машин. Этот вариант иногда упоминается как «Крусейдер» II.
  • F8U-2N
    (
    F-8D
    ) — всепогодный вариант. Двигатель J57-P-20 (тяга — 4858/8172 кгс). Внутренний контейнер с НАР заменён дополнительным топливным баком. Оснащён системой автоматической посадки APC. Первый полёт — 16 февраля 1960 года, построено 152 машины.
  • YF8U-2N
    (
    YF-8D
    ) — один самолёт, использовавшийся для испытаний в программе F8U-2N.
  • YF8U-NE
    — один F8U-1, переоборудованный в прототип F8U-2NE.
  • F8U-2NE
    (
    F-8E
    ) — двигатель J57-P-20A, радар AN/APQ-94 в увеличенном носовом обтекателе, над центрпланом размещён отсек («горб») с оборудованием для наведения ракет «воздух-поверхность» AGM-12 «Буллпап», катапультируемое кресло Мартин-Бейкер. Максимальная боевая нагрузка увеличена до 2270 кг. Первый полёт — 30 июня 1961 года, построено 286 машин (последняя серийная модификация для авиации США).
  • F-8E(FN)
    — истребитель завоевания превосходства в воздухе для ВМС Франции. Построено 42 машины.
  • F-8H
    — модернизированный F-8D с усиленными фюзеляжем и шасси. Переоборудовано 89 самолётов.
  • F-8J
    — модернизированный F-8E. Двигатель J57-P-20A, пилоны для ПТБ, доработанное крыло. Переоборудовано 136 машин.
  • F-8K
    — модернизированный F-8C с двигателем J57-P-20A и возможностью нести УР AGM-12. Переоборудовано 87 машин.
  • F-8L
    — модернизированный F-8B с подкрыльевыми узлами подвески. Переоборудована 61 машина.
  • F-8P
    — модернизированный F-8E(FN) ВМС Франции. 17 машин переоборудованы в конце 1980-х годов для продления жизненного цикла на 10 лет. Использовались до 1999 года.
  • DF-8F
    — снятые с вооружения F-8A, использовавшиеся для буксировки мишеней.
  • F8U-1KU
    (
    QF-8A
    ) — снятые с вооружения F-8A, переоборудованные в радиоуправляемые мишени.
  • YF8U-1P
    (
    YRF-8A
    ) — прототипы в программе разработки фоторазведчика F8U-1P
  • F8U-1P
    (
    RF-8A
    ) — невооружённый фоторазведчик на базе F8U-1E. Построено 144 машины.
  • RF-8G
    — модернизированный RF-8A.
  • XF8U-1T
    — один XF8U-2NE, испытывавшийся как двухместная учебно-тренировочная модификация.
  • F8U-1T
    (
    TF-8A
    ) — двухместный учебно-тренировочный вариант на основе F8U-2NE, фюзеляж удлинён на 0,61 м, пушечное вооружение сокращено до 2 пушек, двигатель J57-P-20A. Первый полёт — 20 февраля 1962 года. Построена 1 машина, несколько переоборудованы из F-8A.
  • XF8U-3
    «Крусейдер» III — новый самолёт на базе F-8, созданный как конкурент F-4; двигатель J75-P-5A. Первый полёт — 2 июня 1958 года. Построено 5 машин.

Модификации

  • F-35A — ударный истребитель с обычным взлетом и посадкой, базовый заказчик — ВВС США.
  • F-35B — ударный истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой, базовый заказчик — КМП США.
  • F-35C — ударный палубный истребитель с катапультным взлетом и посадкой с помощью аэрофинишеров, базовый заказчик — ВМС США. Площадь крыла увеличена по сравнению с другими вариантами.
  • F-35I Adir — модификация F-35A для ВВС Израиля.
  • CF-35 — спроектированная модификация F-35A для ВВС Канады (не выпускалась).

Боевое применение

Первой страной мира, применившей F-35 в боевых миссиях, стал Израиль. 22 мая 2020 года командующий ВВС еврейского государства Амикам Норкин написал в Twitter, что самолеты «Адир» уже поставлены на вооружение и «принимают участие в боевых действиях». Военачальник не уточнил, в каких именно миссиях были задействованы истребители.

27 сентября 2020 года F-25B КМП США был впервые применен в Афганистане для удара по позициям запрещенного в РФ радикального движения «Талибан». В Пентагоне вылет назвали «успешным».

Летно-технические характеристики F-35B

  • Длина самолета — 15,6 м;
  • высота — 4,36 м;
  • размах крыла — 10,7 м;
  • площадь поверхности крыла — 42,7 кв. м;
  • масса пустого самолета — 14 тыс. тыс. 650 кг;
  • снаряженная масса — 22 тыс. 240 кг;
  • максимальная взлетная масса — 27 тыс. 215 кг;
  • масса топлива — 6 тыс. 125 кг;
  • максимальная скорость — 1 тыс. 930 км/ч (свыше 1,6 Маха)
  • крейсерская скорость — 850 км/ч;
  • боевая нагрузка — 6 тыс. 800 кг;
  • радиус действия — 1 тыс. 667 км;
  • боевой радиус — 833 км.

Двигатель — F135-PW-600. Стандартное вооружение — две ракеты AIM-120C/D категории «воздух-воздух», две корректируемые авиабомбы GBU-32 JDAM массой 453 кг каждая.

Легкий транспортный самолет Y-12 I

, по существу, является усовершенствованным вариантом Y-11, оснащенным турбовинтовым двигателем, с более широким и удлиненным фюзеляжем для увеличения полезной нагрузки. Первый из трех прототипов взлетел в июле 1982 года с двумя ТВД Pratt & Whitney PT6A-11 номинальной мощностью 500 л. с. каждый.

Y-12 II был облетан 16 августа 1984 года, он имел более мощные двигатели Pratt & Whitney РТ6А-27 мощностью на валу 680 л.с., уменьшенный подфюзеляжный киль и переделанное крыло — без предкрылков. В декабре 1985 г. он получил местный сертификат, а 20 июня 1990 г. одобрение Управления гражданской авиации Великобритании. Y-12 II экспортировался в Бангладеш, Фиджи, Лаос, Монголию и Непал. Он применяется в ВВС Кении, Намибии, Перу, Шри-Ланки, Танзании и Замбии.

С развитием базовой концепции появился вариант Y-12 IV, впервые взлетевший 30 августа 1993 года. В 1995 году было получено разрешение на его серийное производство.

Y-12 IV имеет стреловидные консоли крыла, переделанные шасси и систему управления, измененный салон, способный вместить максимум 19 пассажиров. Группа «Canadian Aerospace» и ее дочерняя предложили вариант Twin Panda — версию Y-12 IV, ориентированную на Запад, но проект не пошел.

К 2011 году харбинское авиапредприятие HAMC поставило свыше 100 самолетов Y-12, хотя их производство приостанавливалось на некоторое время для запуска более приоритетной программы по выпуску вертолетов.

Последней была выпущена герметизированная версия с убирающимся шасси, названная Y-12F. Прототип 19-местного пассажирского самолета Harbin Y12F дебютировал на авиасалоне Air Show China 2012, проходившем в китайском городе Чжухай с 13 по 18 ноября 2012 г. По сравнению со своим предшественником, самолетом Y12E, он получил новое бесподкосное крыло, увеличенный фюзеляж, убираемое шасси, современную авионику, а также более мощные двигатели РТ6А-65В. Первый полет Y12F состоялся в конце 2011 г., а сегодня самолет проходит сертификационные испытания
ЛТХ:

МодификацияY-12 II
Размах крыла, м17.235
Длина самолета,м14.86
Высота самолета,м5.575
Площадь крыла,м234.27
Масса, кг
пустого самолета2840
нормальная взлетная4500
максимальная взлетная5300
Внутренне топливо, л1233
Тип двигателя2 ТВД Pratt Whitney PT6A-27
Мощность, кВт2 х 507
Максимальная скорость, км/ч328
Крейсерская скорость, км/ч292
Практическая дальность, км1340
Продолжительность полета, ч.мин5.12
Практический потолок, м7000
Экипаж, чел2
Полезная нагрузка:17 пассажиров или 1700 кг груза
Доп. информация :
Фотографии:Y-12 (c) YU Ming
Y-12-II ВВС Кении (c) Guido Potters
Y-12-IV ВВС Замбии (c) Weimeng
Y-12E (c) chenchangCC
Y-12F (c) Weimeng
Пассажирская кабина Y-12
Кабина пилотов Y-12F (c) fy.js.cn

Схемы:

Y-12

Варианты окраски:

Y-12
Список источников:
de Agostini. Мировая Авиация. Harbin Y-11, Y-12 и Twin Panda Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair Hui Tong.Chinese Military Aviation Авиация и Время. Владимир Ильин. За Великой стеной Warplanes. Modern Fighting aircraft

Уголок неба. 2013 (Страница: Дата модификации: )

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: