F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

В сентябре 1953 г. приступила к созданию всепогодного двухдвигательного истребителя, и в июле 1955 г. был заключен контракт на постройку двух опытных XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов, которые получили название Фантом» 2 (ранее уже был самолет под названием «Фантом»). Техническое проектирование истребителя завершилось в августе 1956 г. Свой первый полет «Фантом» 2 совершил 27 мая 1958 г. 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A и использовались только для проведения летных испытаний, в ходе которых были получены более высокие летно-технические характеристики, чем предполагалось.

Первые прототипы

фото самолета фантома

Все они использовались исключительно для летных испытаний, на вооружение ВВС США не поступали. Вообще, «Фантом» – самолет (фото его есть в статье), в истории которого было не менее десятка модификаций. Учитывая, что на вооружении непосредственно США он стоял сравнительно недолго, это вполне можно считать рекордом! Если вы не знаете, как выглядит «Фантом» (самолет), то удовлетворить свое любопытство сможете, прочтя эту статью!

Самолет F-4 Фантом 2 — видео

В декабре 1960 г. для ВМС США начались поставки серийного варианта, который в сентябре 1962 г. получил обозначение F-4A. Когда в октябре 1979 г. производство «Фантом» 2 прекратилось, было уже выпущено 5057 машин, из них 1196 для зарубежных потребителей. Кроме того, компания “Мицубиси» по лицензии построила 127 самолетов F-4. Общее число произведенных самолетов, таким образом, достигло 5195 машин (с чем могут конкурировать только истребители МиГ-21).

Самолеты «Фантом» 2 в свое время установили абсолютные мировые рекорды высоты полета (30040 м) 6 декабря 1959 г. и скорости (2585,43 км/ч) 22 ноября 1961 г. Мировой рекорд скорости на малой высоте (1452 км/ч) продержался 16 лет. Учитывая огромную роль, которую сыграли самолеты F-4 в боевых действиях во Вьетнаме, можно сказать, что «Фантом» 2 был одним из лучших в мире военных самолетов своего времени.

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

Модификации

F-4B (F4H-1) — вариант с двигателями J79-GE-2У-2А тягой по 7326 кг. Ударный вариант F-4B оснащался РЛС управления огнем APQ 72 и мог нести до 7257 кг различного ударного вооружения.

QF-4B — обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные мишени.

RF-4B (F4H-1Р) — невооруженный фоторазведчик на основе F-4B с удлиненной носовой частью для ВМС США (первый полет 12 марта 1965 г.).

F-4C — вариант истребителя-штурмовика, аналогичный F-4B. но с двойным управлением и двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг и другими изменениями в системах самолета (первый полет 27 ман 1963 г.).

EF-4C — обозначение самолетов F-4C, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» для ведения РЭБ.

RF-4C — самолет тактической разведки на базе F-4C, но оборудованный как RF-4B (первый полет 18 мая 1964 г.).

F-4D — серийный вариант для ВВС США. аналогичный F-4C, но оснащенный оборудованием для решения задач ВВС (первый полет 8 декабря 1965 г.)

EF-4D — обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» (радиоэлектронная разведка и огневое подавление РЛС ПВО).

F-4E — основной серийный вариант с более мощными двигателями J79-GE-17, увеличенным запасам топлива, новой РЛС APQ-120 с меньшими габаритами за счет перехода на микроэлектронные схемы, с предкрылками для улучшения маневренности и встроенной 20-мм шестиствольной пушкой с боекомплектом 639 снарядов (первый полет 30 июня 1967 г.). На ряде истребителей F-4E в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолеты противника на большом удалении.

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

F-4E(J) — вариант F-4E, производимый в Японии по лицензии и «Кавасаки».

RF-4E — экспортный вариант F-4E, оборудованный для ведения тактической разведки.

RF-4E( J) — невооруженный разведывательный вариант F-4E(J) Для ВВС Японии.

F-4F — вариант F-4E для ВВС Германии, модернизированный корпорацией МВВ в 1991 г.

F-4G «Уайлд Уизел» — вариант самолета F-4B (первый полет 20 марта 1963 г.), применявшегося во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям. Впоследствии такое обозначение получили самолеты серии F-4E, переоборудованные в конфигурацию «Уайлд Уизел» (первый полет 6 декабря 1975 г.). Переоборудование первого самолета F-4G серийной конфигурации завершилось в апреле 1978 г., и в этом же году он стал поступать на вооружение.

F-4G «Уайлд Уизел» предназначен для обнаружения и подавления РЛС ПВО на маршрутах полета ударных самолетов к объектам ударов при прорыве ПВО противника, а также для выполнения самостоятельных операций по подавлению системы ПВО. Для поражения средств ПВО противника применяются ПРЛР, УР класса «воздух—поверхность» AGM-65 «Мейверик» с оптоэлектронной ГСН и кассетные боеприпасы для поражения площадных целей.

При выполнении этой задачи самолеты F-4G должны первыми войти в зону боевых действий для подавления наземных средств ПВО противника. Сопровождение ударных самолетов осуществляется при прорыве зоны ПВО и глубоком проникновении в тыл противника. При этом перед F-4G ставится задача создать безопасный коридор пролета ударным самолетам к цели. В зависимости от типа цели, установленного вооружения и характера боевых действий самолет F-4G может совершать полет на средних и малых высотах. Атака цели и полет вблизи ее осуществляются на высоте 60— 300 м при больших дозвуковых скоростях.

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

На самолетах F-4G и Е используются: прицельнонавигационная РЛС ANyAPQ-120, ЭВМ системы управления пуском ракет AN/ASQ-91, цифровая ИНС AN/ARN-101, аппаратура сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек AN/ALE-40, совмещенная с системой предупреждения о радиолокационном облучении. В отсеке вооружения установлены 25 быстросъемных блоков станции радиотехнической разведки-обнаружения и определения местоположения источников радиолокационного излучения APR-38.

В состав оборонительного радиоэлектронного оборудования F-4G входит контейнер с оборудованием AN/ALQ 119-12 (-14) для постановки помех в диапазоне частот от 2 3 до 8—10 ГГц или контейнер с оборудованием для постановки помех AN/ALQ-131. Основным БРЭО самолета F-4G является система AN/APR-38. включающаяся вычислитель HAWC для представления членам экипажа классифицированных данных об угрозе, об управлении системой при различных режимах ее работы, блок индикации CIS, оптический прицел AN/APQ-30 (Mod) и супергетеродинный блок. Система AN/APR-38 предназначена для обнаружения радиолокационного излучения ото всех существующих советских импульсных РЛС и РЛС непрерывного излучения. Самолет F-4G вооружен высокоскоростной ПРЛР AGM-88A/C HARM, которая может применяться для самообороны или поражения указанных или внезапно обнаруженных целей В состав вооружения самолета могут входить также другие ПРЛР, управляемое оружие, запускаемое вне зоны объектовой ПВО противника, и обычное вооружение.

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

F-4J — палубный многоцелевой истребитель ВМС США (первый полет 27 мая 1966 г.), с двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг. увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик, оснащенный автоматической системой посадки на авианосец.

F-4K — модифицированный вариант F-4J для английских ВМС с двигателями Роллс-Ройс Спей RB.168-25R Мк.202/203 тягой по 9305 кг. В английских ВМС эти самолеты получили обозначение «Фантом» FG Мк.1.

F-4M — модернизированный вариант F-4K, обозначенный в английских ВМС как «Фантом» FGR Мк.2.

F-4N — палубный истребитель ВМС США на базе F-4B с усиленной конструкцией и оснащенный современным электронным оборудованием (первый полет 4 июня 1972 г.).

F-4S — модернизированный вариант F-4J с усиленной конструкцией и установленными предкрылками. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж само лета типа полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины летчика. Шасси трехопорное. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки — в крыло.

Самолет F-4E оснащен двумя ТРДФ. Топливо размещается в семи мягких топливных баках в верхней части фюзеляжа и двух интегральных баках в средней части крыла. Кроме того, под крылом и фюзеляжем предусмотрена подвеска двух ПТБ. Имеется система дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги (для самолетов ВВС) и по системе «шланг-конус» (для палубных машин).

Управление необратимое бустерное, с гидравлическим приводом и системой демпфирования по трем осям. Имеется САУ AN/ASA-32. В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно — доплеровская РЛС AN/APQ 120 (способна обнаруживать воздушные цели только на фоне свободного пространства на максимальной дальности 70 км), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALO-71/72/87.

F-4 «Фантом» 2 - истребитель-бомбардировщик США третьего поколения

Пилотажно-навигационная система F-4E состоит из ИНС AN/ASN-63, счетно-решающего устройства AN/ASN-46 и радиовысотомера малых высот AN/APN-155. Для связи радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик навигационной системы TACAN. На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нише под фюзеляжем, УР «Спэрроу». «Сайдуиндер» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два-три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 снарядов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах. Самолет может быть вооружен двумя ядерными бомбами Мк.43, Мк.57. Мк.61 или Мк.28. Для действия по наземным целям может оснащаться шестью УР АСМ-65 «Мейверик». Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС. «Боевое крещение» «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантома» стали самолеты МиГ-21ПФ. «Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в ирано-иракской войне (1980— 1988 гг.).

Фото самолета F-4 «Фантом» 2 наносящего бомбовый удар

Фотографии walkaround RF-4e

Фото обзор walkaround самолета RF-4e сделан 5 сентября 2020 года в авиационном музее Люфтваффе Берлин-Гатов. На данном фотообзоре walkaround RF-4e представлена разведывательная модификация самолета Военно-воздушных сил Бундесвера, состоявшая на вооружении в 1971 -1992гг. Эта версия F-4 Phantom использовалась Luftwaffe в начале 70-х. В конце 70-х. Истребитель RF-4e был оборудован авиационным радаром бокового обзора SLIR (side-looking airborne radar) и использовался в разведывательных миссиях вдоль германской границы для фиксации перемещения войск на стороне Восточной Германии. Представленный самолет имеет обозначение 35+62, он использовался короткое время в 51-м разведывательном крыле авиабазы Bremgarten и в 52-м авиабазы Leck, затем был передан в школу авиационных техников в Fassberg, где эксплуатировался последующие 30 лет для наземных тренировок будущих авиатехников.

1

Тактико-технические характеристики F-4 Фантом 2

— Первый полёт: 27 мая 1958 года — Конец эксплуатации: 1992 год — Единиц произведено: 5195

Экипаж F-4 Фантом 2

— 2 человека

Размеры F-4 Фантом 2

— Размах крыла, м: 11,70 — Длина самолета, м: 19,20 — Высота самолета, м: 5.00. — Площадь крыла, м2: 49,20 — Угол стреловидности по 1/4 хорд, град: 45

Вес F-4 Фантом 2

— пустого самолета: 13760 — топлива: 6080 — нормальная взлетная масса: 20800 — максимальная взлетная масса: 26330

Двигатель F-4 Фантом 2

— 2 x ТРДФ General Electric J79-GE-17 — Максимальная тяга, кН: бесфорсажная 2 х 53,00 — Максимальная тяга, кН: форсажная 2 х 79,60

Скорость F-4 Фантом 2

— Максимальная скорость на малой высоте, км/ч: 1200 (М= 1,15) — Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: 2300 (М=2,2) — Максимальная скороподъемность, м,мин: 15000 — Длина разбега, м: 1340 — Длина пробега с тормозным парашютом, м: 950

Практический потолок F-4 Фантом 2

— 16 600 м

Дальность полета F-4 Фантом 2

— 2380 км (без ПТБ)

Вооружение F-4 Фантом 2

— 1 × 20 мм шестиствольная пушка М61А1 Vulcan (639 снарядов), — Боевая нагрузка на 9 узлах внешней подвески — 4 УР средней дальности AIM-7 Sparrow в нишах под фюзеляжем, УР AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-4 Falcon, УР Bullpup или Shrike на подкрыльевых узлах подвески, 6 УР AGM-65 Maveric. — блоки с НАР, свободнопадающие бомбы — Самолет может нести две ядерные бомбы Mk 43, Mk57,Mk61,Mk28.

Моторы и летные характеристики

В качестве силовой установки использовались два ТРДФ Дженерал Электрик. Моделей также было две: J79-GE-8 (с максимальной тягой 7780 кгс), J79-GE-17 (наивысшая тяговая характеристика которого составляла 8120 кгс).

В свое время самолет «Фантом», технические характеристики которого есть в статье, стал настоящей легендой американских ВВС именно по той причине, что его летные данные были очень хороши. Самолет мог разгоняться до 2300 км/ч, максимально достижимая на практике высота подъема составляла 16 600 метров, ускорение разгона — 220 м/с, дальность полета 2380 километров.

Длина разбега перед взлетом составляла 1340 метров, с тормозным парашютом машина полностью останавливалась за 950 метров. На авианосцах, где использовался гак, американский самолет «Фантом» останавливался примерно за 30-40 метров. Максимальная скоростная перегрузка, достигнутая за время практической эксплуатации, составляла 6,0G.

Задействованные структуры

В разработке и производстве истребителей F-4 были задействованы следующие структуры[7]:

Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом — McDonnell Aircraft, Сент-Луис, Миссури.

Субподрядчики

  • Фюзеляж, управляемый стабилизатор, воздухозаборники двигателей — Republic Aviation Corp., Фармингдейл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк;
  • Отъёмная часть крыла — Douglas Aircraft Co., Inc., Aircraft Division, Лонг-Бич, Калифорния;
  • Средняя часть крыла — Beechcraft, Уичито, Канзас;
  • Фонарь, бронестекло — Goodyear Aerospace Corp., Литчфилд-Парк, Аризона;
  • Центроплан, пилоны — Cessna Aircraft Co., Уичито, Канзас;
  • Шасси — Bendix Corp., Саут-Бенд, Индиана;
  • Головной обтекатель — Brunswick-Balke-Collender Co., Марион, Виргиния;
  • Катапультируемые кресла — Martin-Baker Aircraft Co., Мидлсекс, Лондон.[8]

Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE)

  • Автопилот AN/ASA-32G — General Electric Co., Кливленд, Огайо;[9]
  • Аварийная авиационная турбина, система охлаждения, вычислитель системы воздушных сигналов — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;[9]
  • Система отбора воздуха, навигационный вычислитель — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Гидравлическая система — Borg-Warner Corp., Weston Hydraulics Ltd., Ван-Найс, Калифорния;
  • Инерционная навигационная система AN/ASN-44, AN/ASN-46 — Litton Industries, Inc., Беверли-Хиллз, Калифорния;[10]
  • Оптикоэлектронная система поиска и сопровождения целей с приёмником инфракрасного излучения AN/AAA-4 — American Car & Foundry, Inc., Avion Division, Ривердейл, Мэриленд;[11]
  • Высотный радиовысотомер — Stewart-Warner Corp.[en], Electronics Division, Чикаго, Иллинойс;[11]
  • НАЗ — Scott Aviation Corp., Ланкастер, Нью-Йорк;[12] Rocket Jet Engineering Corp., Airborne Research Division, Глендейл, Калифорния;[13]

Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFE)

  • Авиадвигатель — General Electric Co., Aviation Division, Эвендейл, Огайо;
  • Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-10, радиолокационная станция наведения ракет AN/APQ-72 — Westinghouse Electric Corp., Балтимор, Мэриленд;
  • Радиолокационная станция подсветки цели с непрерывным излучением AN/APA-157 — Raytheon Co., Бедфорд, Массачусетс;
  • Навигационный вычислитель AN/ASN-39 — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Линия передачи данных AN/ARC-88, авиагоризонт AF/A24J-1 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;[14]
  • Система прицельного бомбометания AN/AJS-5 — Texas Instruments, Inc., Даллас, Техас;
  • Система прицельного бомбометания AN/AJB-3, AN/AJH-7 и AN/AJB-7 — Lear-Siegler, Inc., Instrument Division, Гранд-Рапидс, Мичиган (разработка и производство); Texas Instruments, Inc., Даллас, Техас (производство).[12]

БРЭО самолёта на 60 % состояло из устройств поставляемых генподрядчиком (из них 2⁄3 закупалось им по субподряду, из этих двух третей 93 % заказывалось на конкурсной основе)[15], 40 % закупалось по госзаказам, что было достаточно высоким показателям по меркам стороны-заказчика[16]. Поскольку, в плане поставок БРЭО производимого на стороне генподрядчик выступал одновременно как посредник, добавленная стоимость приносила ему дополнительные 10 % прибыли к продажам самолётов заказчику, что, в свою очередь, вызывало критику органов контроля за расходом бюджетных средств (теоретически, стороны-заказчики могли обходиться без посредников вообще, но на практике этого по целому ряду причин не было, речь шла только о снижении закупочной стоимости отдельных наименований продукции)[17].

Боевое применение

Наибольшее количество потерь самолёт понёс во время войны во Вьетнаме.

США

Война во Вьетнаме F-4D над Вьетнамом Момент поражения американского F-4 ракетой ЗРК С-75 над Вьетнамом. Неконтактный подрыв боевой части ракеты со стороны нижней полусферы, взрыв и пожар топливных баков. Экипаж попал в плен.
Во Вьетнаме «Фантомы» применялись только США, Южному Вьетнаму эти самолёты не поставлялись.

2 декабря 1966 года — «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Огнём северовьетнамской ПВО были сбиты 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом»[18].

Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по F-4. В ходе войны по «Фантомам» было выпущено 1070 ракет ЗРК С-75, в результате чего было сбито 223 «Фантома»[19].

Несли потери «Фантомы» и на аэродромах. Например 15 июля 1967 года, 6 F-4B было уничтожено и множество было повреждено во время обстрела Вьетконгом авиабазы Дананг.[20] Одна из пожарных машин была уничтожена взрывом авиабомбы, когда пыталась потушить горящий «Фантом», её экипаж три человека погиб.[21]

«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.

29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B самопроизвольно выпустилась неуправляемая ракета «Зуни», которая попала в топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, сгорели 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили серьёзные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт[22][23].

19 ноября 1967 года в ходе сражения за высоту 875 F-4 ВМС США сбросил 227 кг бомбу на перевязочный пункт роты C 2-го батальона 503-го пехотного полка ВМС США. В результате 42 американских солдата было убито и 45 ранено[24].

В ночь с 15 на 16 июня 1968 года американские F-4 по ошибке потопили 2 ракетами американский патрульный катер типа «Свифт» (англ.)русск. PCF-19, весь экипаж из 4 американцев и 1 южновьетнамца погиб, другой катер PCF-12, также чуть не попавший под удар американских самолётов, открыл по ним огонь из пулемётов и смог уцелеть. На следующую ночь американские «Фантомы» снова атаковали свой флот и повредили тремя ракетами австралийский эсминец Hobart (2 австралийских моряка погибло и 11 ранено), когда «Фантом» пошёл на третий заход, эсминец открыл огонь из 127-мм орудия и отогнал самолёт. После этого F-4 пошёл в атаку на американский эсминец USS Udson, но промахнулся. В это время ещё один «Фантом» выпустил две ракеты по американскому тяжёлому крейсеру USS Boston. Корабль получил повреждения, никто не пострадал. Как показало расследование этих событий, пилоты «Фантомов» посчитали флот, ведущий огонь по побережью, «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E. На следующий день крейсер Boston снова передал сообщение об атаке с воздуха, на этот раз оказалось, что за ракеты самолётов уже были приняты трассеры северовьетнамской артиллерии, обстрелявшей крейсер[25][26][27][28].

18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально рухнули в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому»[29].

По подробной статистике из американского альманаха, касающегося только ВВС США (данных по ВМС и КМП там нет), за всё время войны во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт 106,5 побед в воздушных боях (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и ещё 1 китайский МиГ-17)[30][30][31][32]. По советским данным потери МиГ-21 от действий «Фантомов» составили 54 машины. Джон Шервуд заявляет о 277 воздушных победах F-4, не приводя никаких подробностей[33], однако Северный Вьетнам признал потерю 134 самолётов[34].

Потери составили, по советским данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, по американским данным, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов[35][36][37][38][39].

В ходе воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали невысокую точность, что заставило вернуть самолётам пушки. На начальном этапе войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила 13,2 %. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 в цель попало 57(9,3 %). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4 %. У северовьетнамцев за первый год применения в цель попали 34,7 % из выпущенных ракет Р-3С.

После января 1973 года американские самолёты прекратили боевые операции над Вьетнамом. Однако, они приняли некоторое участие в ходе боевых действий в Камбодже в первую половину 1973 года. До июня этого года над Камбоджей вражеским огнём было сбито «Фантома»[40].

За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 895 F-4, больше чем любых других самолётов[41][42][43].

Столкновения с советскими разведчиками-ракетоносцами

В 1970 году советский разведывательный Ту-16 столкнулся с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.

4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу[44].

Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского[45].

«Буря в пустыне»

Принимали участие в операции «Буря в пустыне». США задействовало 51 самолёт F-4G, 29 RF-4C и 4 F-4E. На авиабазе Шейк Иса в Бахрейне располагалось 26 F-4G 52-го авиакрыла, 12 F-4G 35-го авиакрыла, 12 RF-4C 117-го авиакрыла и 7 RF-4C 67-го авиакрыла. На авиабазе Инжирлик в Турции располагалось 13 F-4G 52-го авиакрыла, 10 RF-4C 26-го авиакрыла и 4 F-4E 3-го авиакрыла[46][47]. Великобритания задействовала на авиабазе Акротири на Кипре 6 Phantom FGR.2 из состава 19-й и 92 эскадрилий[48]. Ирак имел несколько угнанных из Ирана F-4E[49].

Один американский F-4G разбился из за недостатка горючего после пробития топливных баков иракским снарядом[50]. Ещё два RF-4C и один F-4G разбились до начала и после окончания боевых действий по небоевым причинам. В воздушных боях «Фантомы» лишь отметились, когда F-4G подбил ракетой свой же бомбардировщик B-52 Stratofortress[51]. За время войны по американским данным F-4G выпустили более 1000 противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM и уничтожили по неполным данным 254 иракских радара[52]. По официальным иракским данным в ходе войны было повреждено 200 радаров, в том числе 120 были полностью уничтожены[53]. В ходе войны F-4G удалось уничтожить на земле ракетой HARM один иракский самолёт Ил-76. Британские «Фантомы» в ходе войны вели радиолокационное наблюдение над Средиземным морем. Один самолёт разбился. Один иракский F-4E был уничтожен на земле самолётами коалиции[54].

Инциденты с участием «Фантомов»:

8 октября 1990 года американский RF-4C (с/н 64-1044) разбился над Абу Даби после разведывательного вылета. Оба лётчика погибли.

8 января 1991 года британский Phantom FGR.2 (с/н XV462/G) упал в Эгейское море из за ошибки пилота. Оба лётчика успели катапультироваться.

17 января 1991 года американский F-4G противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM подбил американский бомбардировщик B-52G Stratofortess (с/н 58-0248). Никто не пострадал, подбитый самолёт совершил вынужденную посадку на авиабазе Джедда в Саудовской Аравии.

В январе 1991 года иракский F-4E (с/н 3-6552) уничтожен на авиабазе Абу аль-Таллиль авиаударом самолётов коалиции.

19 января 1991 года американский F-4G (с/н 69-7571) получил попадание иракского зенитного снаряда в топливные баки. Лётчики катапультировались возле авиабазы Шейк Иса в Бахрейне.

31 марта 1991 года американский RF-4C (с/н 64-1056) разбился во время взлёта с аэродрома в Бахрейне. Оба лётчика катапультировались[55].

21 августа 1991 года американский F-4G (с/н 69-7550) разбился на территории Саудовской Аравии. Судьба экипажа неизвестна.[56]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: