Многоцелевой истребитель Су-27: история, устройство и ТТХ


«Кобра» — известная многим фигура высшего пилотажа. Именно этот самолёт впервые продемонстрировал завораживающий элемент широкой публике в небе Франции на международном авиасалоне в Ле-Бурже летом 1989 года. Пилотировал машину, заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Георгиевич Пугачёв.

Гонка вооружений и стремление превзойти разработку американского истребителя F-15, стали фактором самоотверженного труда советских авиаконструкторов, подаривших вооруженным силам Советского Союза непревзойдённый длительное время боевой самолёт Су-27.

История создания

Четвёртое поколение маневренных истребителей серийного производства начало создаваться в конце 60-х прошлого столетия. Сразу отметим, что необходимость появления таких самолётов возникла у многих стран, но первыми над решением этой проблемы задумались в Соединенных Штатах. В частности, в 1965 году, американским конструкторам была поставлена задача по созданию нового тактического истребителя, который мог бы заменить устаревшие машины F-4C, класса «Фантом». В результате была запущена госпрограмма Fighter Experimental.

В рамках этой программы был спроектирован истребитель F-15 Eagle, тендер на его создание выиграла авиастроительная . Произошло это в 1969 году, и спустя 5 лет самолёт был запущен в серийное производство.

Разумеется, Советский Союз не хотел отказаться среди отстающих, поэтому сразу несколько конструкторских бюро получили госзаказ на создание нового фронтового истребителя. Примечательно, но ОКБ Сухого изначально не принимало в этом участия, однако, успех США в создании нового перспективного истребителя подтолкнул конструкторов этого бюро к собственным наработкам.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Так появился проект с рабочим индексом Т-10. Эти наработки получили официальный статус в 1971 году.

Через год, было проводились научно-технические советы с представителями КБ Сухого, Микояна и Яковлева. По итогу, проекты новых истребителей ЯК были сняты с конкурса. Наработки Сухого и Микояна получили продолжение. В результате комиссия приняла решение, что стране пригодятся два истребителя с максимально унифицированным оборудованием, чтобы снизить производственные затраты.

Так получили путёвку в жизнь 2 самолёта с уникальными боевыми характеристиками: СУ-27 и МиГ-29.

Варианты самолета Су-15

Первым вариантом стал «дублер» разбившейся машины Су-15, который изготовлялся как перехватчик с большой дальностью полета. На нем было уменьшено сечение каналов воздухозаборника, что привело к значительной экономии топлива. Его оснастили дополнительными подвесными баками, которые имели объем почти 2 тысячи литров. Установленное вооружение было представлено тремя крупнокалиберными пушками. Также был изменен посадочный щиток. Данная конструкция самолета так и не была достроена, он была готова на 42%.

Вторым вариантом стал проект под названием Су-15УТ, который был выполнен только на чертежах конструкторов. Он был предназначен для обучения и тренировок пилотов. Отличием от базового аппарата было удлинение кабины пилотов, этого смогли достичь за счет установки меньшего топливного бака. За счет удлинения кабины конструкторам удалось разместить еще одно сидение для инструктора. Что касается вооружения, то самолет должен был иметь одну пушку и пулемет.

Военная авиация

Когда был принят на вооружение

Серийный выпуск СУ-27 начался в 1981 году. Сборка началась в цехах авиастроительного завода Комсомольска-на-Амуре. Силовые установки выпускались двумя производственными предприятиями: Московским машиностроительным и Уфимским моторостроительным. В эксплуатацию СУ-27 поступил в 1985 году, однако, в течение 5-ти лет проводились лётные испытания в полевых условиях.

На заметку! Официально истребитель был принят на вооружение только в 1990 году, когда конструкторами были устранены все выявленные недоработки.

История самолетов Сухого

С плановым сокращением объема производства устаревающих МиГов потребовался переход на новую продукцию, которая могла бы обеспечить загрузку многочисленного коллектива завода. После многомесячных поисков руководство завода получило согласие на освоение нового самолета, спроектированного ОКБ П.О. Сухого. Это был опытный экземпляр истребителя Су-7, вобравший в себя новейшие научно-технические идеи того времени. С 1956 года начинается многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ Сухого. Завод впервые выступил как ведущее предприятие, которое должно было обеспечить полную доводку самолета с превращением опытного образца в серийно выпускаемый, успешно эксплуатируемый боевой самолет. В марте 1956 года на заводе была сформирована большая конструкторско-технологическая бригада для проработки конструкции с целью доводки ее до требований серийного производства. Су-7 поставил перед коллективом ряд сложных научно-технических проблем. Требовалось освоить десятки новых технологических процессов, приобрести либо изготовить специализированное оборудование, реконструировать большинство производственных цехов и участков. Повышенные требования к точности аэродинамических обводов, высокая насыщенность внутренних объемов элементами и коммуникациями бортовых систем обусловили необходимость новых подходов к качеству геометрической увязки заготовительной и сборочной оснастки. Точность деталей в заготовительно-штамповочном производстве пришлось обеспечивать контрольно-доводочной оснасткой, часто металлической. На самолете широко применялись детали из высокопрочных материалов, в частности, хромоникелевых сталей, алюминиевых сплавов В-95, АК4-1 с их высокими технологическими требованиями к усталостной прочности. Был значительно обновлен и пополнен парк металлорежущих станков, в том числе копировально-фрезерных и продольно-фрезерных. В числе новых технологий были процессы размерного травления (химического фрезерования). Пришлось спроектировать и изготовить десятки больших ванн под растворы щелочей и кислот, средства механизации и транспортировки деталей в процессе обработки. Сложные задачи пришлось решать специалистам по сборочным работам. Для обеспечения широкого фронта работ, необходимых для серийного производства, потребовалось панелирование конструкции, сокращение циклов стапельной сборки, вынесение монтажно-сборочных работ из общей сборки «на верстак». В марте 1958 года летчик-испытатель ОКБ Сухого В.М. Пронякин успешно поднял в воздух первый заводской Су-7. Однако развертывание серийного производства сдерживалось необходимостью серьезной доводки самолета до заданных параметров. Это вызывало большое количество доработок, тормозивших производство. В результате на плановый уровень выпуска завод вышел только в 1959 году. Первые 30 самолетов были построены с двигателями АЛ-7Ф. Последующие машины пошли с новым, более надежным двигателем АЛ-7Ф-1, установка которого потребовала полностью переделать хвостовую часть фюзеляжа. Одновременно самолеты стали оснащаться автоматической системой управления воздухозаборником и появившимися в носовой части фюзеляжа противопомпажными створками. По мере испытаний в конструкцию самолетов внедрялись и другие усовершенствования. Первые серийные Су-7 поступили на вооружение истребительного авиаполка на аэродроме Воздвиженка в Приморском крае весной 1959 г. Эксплуатация Су-7 в войсках продолжалась до середины 60-х гг. Фронтовые истребители Су-7 не получили широкого распространения в войсках, однако большие резервы, заложенные в конструкции самолета, позволили в короткие сроки создать на его базе новую модификацию – истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Такие машины, полностью отвечавшие требованиям ВВС того времени, уже к середине 60-х гг. стали одними из наиболее массовых в строевых частях фронтовой авиации ВВС страны (ими было вооружено около 25 полков), а вскоре и ряда других стран. Су-7Б имел ряд существенных отличий от Су-7. Машина имела полностью новую хвостовую часть фюзеляжа, носовая часть была удлинена и снабжена противопомпажными створками. В крыле установили дополнительные топливные баки. Изменения коснулись и других агрегатов. Существенно расширился состав вооружения, поменялось бортовое оборудование. Серийное производство Су-7Б завод начал со второй половины 1960 г., а в январе следующего года самолет был принят на вооружение. Его производство завершилось в начале 1963 г. С освоением производства Су-7Б началось практически непрерывное совершенствование самолета, причем каждая новая модификация отличалась от предыдущей более высокими боевыми и эксплуатационными качествами. Поиски путей сокращения сроков подготовки производства новых модификаций и обеспечения бесподгоночной сборки агрегатов привели группу специалистов отдела главного технолога к разработке метода натурной увязки оснастки для изготовления деталей и сборки агрегатов с малой строительной высотой (крыло, киль, стабилизатор и т.п.). Одновременно для агрегатов типа фюзеляжа был отработан метод натурной увязки монтажей систем бортового оборудования на основе объемного плаза. Вслед за Су-7Б появился усовершенствованный вариант самолета с измененной топливной системой и улучшенными эксплуатационными характеристиками – Су-7БМ. Внешне он ничем не отличался от предшественника, однако запас топлива в крыле был увеличен, появилось усовершенствованное оборудование, новое катапультное кресло. Су-7БМ выпускался с 1963 по 1965 гг., всего было построено 290 таких самолетов. Требования эксплуатации самолетов с грунтовых аэродромов привели к созданию для самолетов Су-7Б уникальной конструкции шасси с колесно-лыжными основными опорами и управляемым колесом передней опоры. На режиме взлета применялись стартовые ускорители. Эти усовершенствования, наряду с применением двигателя АЛ-7Ф-1-250 с повышенным ресурсом и модернизированного оборудования, воплотились в модификации Су-7БКЛ (С-22КЛ). Летом 1965 г. Су-7БКЛ сменил на стапелях завода Су-7БМ. В конце 1965 г. машина начала поступать на вооружение строевых частей. Су-7БКЛ стал завершающей модификацией в семействе Су-7, его серийное производство продолжалось до конца 1971 г., когда был выпущен 267-й самолет этого варианта. Поступление в войска большого количества новых машин потребовало создания учебно-боевого истребителя-бомбардировщика для обучения летчиков — Су-7У. Появление второй кабины повлекло необходимость создания новой системы аварийного покидания экипажа, перекомпоновки отсеков фюзеляжа и других изменений. Разработка Су-7У была выполнена в Комсомольске-на-Амуре совместными усилиями подразделений завода и филиала ОКБ П.О. Сухого, созданного в 1958 году. Первый Су-7У был построен к концу лета 1965 г., а серийное производство «спарок» на заводе осуществлялось параллельно с выпуском боевых самолетов с начала 1966 г. до конца 1971 г. Всего было изготовлено 307 таких машин. В начале 1960-х гг. к самолету Су-7Б был проявлен большой интерес со стороны ряда зарубежных стран. В январе 1964 г. начался экспорт истребителей-бомбардировщиков Су-7БМ в Чехословакию, а в июле 1965г. – в Польшу. С 1966 г. эти страны начали получать усовершенствованные Су-7БКЛ. Для поставок в развивающиеся страны Азии и Африки завод совместно с ОКБ получил задание создать на базе Су-7БМ специальную экспортную модификацию машины. Она имела несколько измененный состав бортового оборудования и вооружения. Впервые специалистам завода пришлось осваивать всеклиматическое исполнение агрегатов, систем и самолета в целом. Понадобилось изменение ряда материалов, освоение и внедрение новых покрытий. Экспортный вариант истребителя-бомбардировщика получил название Су-7БМК. Первый такой самолет был построен в марте 1966 г. В июле 1966 г. первая партия экспортных машин была отправлена в Египет. В составе ВВС Египта истребители-бомбардировщики Су-7БМК участвовали в арабо-израильской войне 1967 г., а затем и в войне 1973 г. Позднее самолет экспортировался в Сирию и Ирак. В 1968-1969 гг. крупную партию самолетов Су-7БМК закупила Индия, что позволило ей к сентябрю 1969 г. обучить и укомплектовать шесть полноценных эскадрилий. К началу индо-пакистанского конфликта самолеты Су-7БМК составляли основу ударной мощи ВВС Индии и неплохо себя зарекомендовали в ходе боевых действий. В 1969-1970 гг. Су-7БМК поставлялись также в ВВС Афганистана, Алжира и КНДР. Всего было построено 397 таких самолетов. К концу 1966 г. была разработана экспортная модификация учебной машины, получившая обозначение Су-7УМК. Она строилась серийно параллельно с выпуском Су-7БМК и Су-7БКЛ вплоть до 1971 г. — всего 44 самолета. В итоге завод выпустил 1847 самолетов Су-7 всех модификаций. Руководство страны достойно оценило труд коллектива завода по производству истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б: в январе 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод был награжден орденом Октябрьской Революции. Правительственные награды были вручены также большой группе работников завода, с 1966 г. носящего новое название – Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ).

ВЫПУСК РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ Особую страницу в истории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода занимает производство ракет для Военно-Морского флота страны. В июне 1960 года было принято постановление Правительства о производстве на заводе ракеты П-6 (4К-48). Крылатая ракета П-6 разработки ОКБ В.Н. Челомея предназначалась для поражения морских целей и состояла на вооружении подводных ракетоносцев. Ракета имела складывающееся крыло, автоматически раскрывающееся в полете. По конструкции П-6 напоминала небольшой беспилотный самолет клепаной конструкции с турбореактивным двигателем. Производство ракеты на заводе было организовано в отдельном обособленном подразделении, в специально организованных цехах сборки и испытаний. Изготовление деталей в механических и заготовительных цехах осуществлялось на общих основаниях, обезличенно и не представляло большой сложности. При подготовке производства ракеты особое внимание было уделено обеспечению высокой культуры производства, отделки помещений, где производились сборка, монтаж и испытание систем, с контролем чистоты, температуры и влажности воздушной среды. Из объема монтажно-испытательного цеха полностью исключили работы с образованием стружки, полы были покрыты лаком, персонал работал в белых халатах и сменной обуви. Цех располагал автономной системой осушки технологического воздуха, источниками специальных токов, контрольно-испытательной станцией с аппаратурой, идентичной управляющей и регулировочной аппаратуре подводной лодки, и моторно-испытательной станцией, вынесенной за пределы производственного корпуса. Технология и оснащение производства ракеты были построены на условиях предельного ограничения факторов, способных вызвать отклонения от требований чертежей и технических условий. Серийный выпуск ракеты, продолжавшийся до 1965 года, проходил практически без сбоев. На начальном этапе была изменена предусмотренная разработчиком технология обеспечения герметичности корпуса: вместо пленки «бутафоль» использовался герметик. Квалифицированное руководство, высокая культура производства, техническая учеба, продуманная система качества обеспечивали в процессе серийного производства стабильность технико-эксплуатационных характеристик ракеты и почти полное отсутствие рекламаций. Плодотворный опыт производства П-6 послужил предпосылкой для освоения новой ракеты — «Аметист» (4К-66), которая явилась большим шагом вперед в системе вооружений отечественного флота. В отличие от П-6 с ее надводным стартом и вызванной этим повышенной уязвимостью лодки-носителя, система ракетного оружия «Аметист» обеспечивала залповый или одиночный пуск ракет при движении подводной лодки на глубине 30 метров. Конструктивно ракета «Аметист» резко отличалась от П-6, имея герметичный корпус, состоящий из нескольких литых и сварных отсеков. Новый объем работ потребовал реализации ряда организационных и множества технологических решений. Благодаря хорошей подготовке и высокому уровню руководства процессом производства выпуск ракет «Аметист» проходил в строгом соответствии с заданием. Проводившиеся ежегодно контрольно-серийные испытания с запуском ракет, снабженных телеметрической аппаратурой, по мишеням и последующей оценкой результатов стрельб подтверждали высокое качество производственного исполнения и служили основанием для приемки годовой партии ракет на вооружение ВМФ. В 1987 году выпуск «Аметистов» на заводе был завершен. Производство крылатых ракет для военно-морского флота вписало яркую главу в историю завода. Об этом напоминает скромный мемориал — макет ракеты «Аметист», установленный напротив сборочного корпуса.

Прототипы

Вполне естественно, что СУ-27 не был изначально создан в том виде, в котором его знает весь мир. Силами конструкторского бюро было создано несколько прототипных модификаций, на которых выявлялись и устранялись недостатки лётных характеристик.

  1. Первым в этой линейке стал самолёт с заводским индексом Т-10-1, который поднялся в воздух в 77-ом году. Пилотировал истребитель Владимир Илюшин. Вооружение на данную модификацию не устанавливалось, всего самолёт совершил 38 вылетов в рамках лётных испытаний. В рамках экспериментальных вылетов проверялась устойчивость машины и функциональность управления.
  2. Вторая модификация получила индекс Т-10-2 и была заявлена к испытаниям в 1978 году. Пилотировал машину Евгений Соловьёв, Герой Советского Союза. Согласно программе, проверялся коэффициент продольного управления. Испытания закончились неудачно: самолёт разрушился в воздухе, лётчик погиб.
  3. Третий образец получил более производительные двигатели, четвёртый — инновационную радиолокационную систему класса «Меч». После лётных испытаний 79-го года, была выпущена пробная партия из 5-ти машин, на которых тестировались системы управления и образцы вооружения.

Однако в ходе испытаний выплыли многие недоработки, упущенные на стадии проектирования. В частности, установленная электроника нарушала центровку истребителя. Показатели аэроупругости не соответствовали теории, расход горючего превышал заданные значения. Кроме того, поступила информация, что американский F-15 по многим показателям превосходит советскую разработку.

С учётом этих особенностей, у советских авиаконструкторов было два варианта решения проблемы: дорабатывать имеющийся экспериментальный образец либо создавать новую машину. Было решено создавать самолёт с нуля, используя опыт предыдущих наработок. В результате, «Сушка» претерпела существенные изменения в плане внешнего вида и технических характеристик.

Фактически, от предыдущей модификации не осталось ничего. Однако конструкторам удалось справиться с поставленной задачей: новая модификация превосходила американский истребитель.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Особенности конструкции перехватчика Су-15

Данная машина была изготовлена как цельнометаллический среднеплан с реданной схемой конструкции. Корпус аппарата имел полумонококовую конструкцию и был разделен на две части: переднюю и хвостовую. Они соединялись с помощью болтового крепления.

В передней части самолета были размещены практически все системы, а именно: РЛС, кабина пилотов, воздухозаборник, опора передней стойки шасси, баки для топлива, передний двигатель и вооружение. Воздухозаборник лобовой конструкции обеспечивал подачу воздуха к переднему и заднему двигателю. Сверху воздухозаборника был размещена антенна для БРЛС под названием «Торий». Из-за расположения воздухозаборника конструкторам пришлось сместить расположение кабины пилотов влево от центральной оси самолета. В задней части корпуса был расположен еще один двигатель и тормозные щитки.

Су-15 (1949г.)

Силовая установка Су-15 была представлена двумя турбинными двигателями типа РД-45Ф. Воздух к двигателям подавался по воздушным каналам, которые были совмещены с корпусом аппарата. В обслуживании они были достаточно удобны, поскольку были оснащены множеством люков и съемных щитков.

Крыло имело угол стреловидности в 35 градусов. Оно было сконструировано из двух консолей, а сама обшивка крыла крепилась непосредственно к корпусу самолета. В консоль крыльев входил такой набор составляющих частей: лонжерон, стингеры, нервюры, дополнительные стенки, литые носки и, конечно же, обшивка. Механика крыла состояла из элеронов и закрылок.

Что касается шасси машины, то оно было представлено тремя стойками, которые при полете убирались в корпус самолета. При складывании стоек шасси ниша закрывалась створками, а сами опоры были зафиксированы замками. Передняя стойка имела одно управляемое колесо, а две задние имели по два колеса. Все колеса системы шасси были оснащены тормозами. Кроме того, самолет имел парашютное торможение. Все это привело к сокращению дистанции остановки при посадке аппарата.

Конструктивные особенности СУ-27

Рассмотрим основные узлы этой модели советского истребителя.

Устройство планера

Данный элемент построен по интегральной схеме, когда крыло сочленяется с фюзеляжем, образуя единую несущую основу. С целью повышения аэродинамики, крыло получило корневые наплывы, увеличивающие стреловидность, что повышает лётные характеристики на сверхзвуковых скоростях. Горизонтальное оперение представлено в виде полностью отклоняемой консоли, выполняющей функцию управления по крену и руля высоты.

Технически планер «Сушки» состоит из следующих частей:

  • Носовая;
  • Серединная;
  • Хвостовая.

Узнаваемая форма обеспечивается за счёт центральной балки, выступающей за сопла двигателей.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Двигатели

В качестве силовой установки на СУ-27 устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, известные под индексом АЛ-31Ф. Эта линейка форсажных двигателей была спроектирована в конце 70-х, серийный выпуск начался в 1985 году после комплексных испытаний. Установлены движки в гондолах, расположенных в хвостовой части истребителя.

Компоновка силовой установки:

  • Компрессоры с 4 и 9 ступенями пониженного и повышенного давления соответственно;
  • Форсажная камера;
  • Турбина охлаждения со ступенями повышенного и пониженного давления.

Заявленная масса силового агрегата 1 490 килограмм, заявленная тяга — 12 500 кгс. Равноразнесённая установка двигателей повышает стабилизацию и общую выживаемость самолёта в воздухе. Воздухозаборники закрыты защитной сеткой, сопла охлаждаются воздушным потоком.

Система подачи топлива

На самолёте установлено 5 топливных резервуаров: два в плоскостях крыла и три в фюзеляже. При полной загрузке, СУ-27 берёт на борт 9 600 литров топлива, при неполной — 5 600. В качестве горючего используется авиационный керосин Т-1, ТС, РТ.

Подача топлива регулируется установленными датчиками, насосы функционируют в автоматическом режиме.

Гидравлика

Гидравлическая система разделена на два независимых контура с заявленным внутренним давлением до 280 кг/см3. Подача гидравлики осуществляется насосами, работающими от привода двигателя.

Гидросистема обеспечивает функциональность следующих узлов конструкции:

  • Тяг рулевого управления;
  • Привод шасси;
  • Тормоза;
  • Управление тормозным щитком;
  • Створки экранов воздухозаборных камер.

Пневматическая система и шасси

Пневмоустановка заполняется сжиженным азотом и выполняет две основные функции: открывает пилотскую кабину и дублирует гидравлику, обеспечивая выпуск шасси в экстренных случаях.

Конструкция шасси реализована по трёхопорной схеме. Центральные стойки выполнены в виде опор с телескопическими газомасляными опорами. Фиксируются шасси замковыми элементами, расположенными на силовых шпангоутах.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Энергопитание

Напряжение бортовой сети «Сушки» 200/115В с частотой тока 400 Гц. Подаётся напряжение электрогенераторами, интегрированными в каждый силовой агрегат. Напряжение низковольтной системы 27В, подаётся через установленные выпрямители. Автономное питание обеспечивается двумя аккумуляторами с преобразователем.

Управление

Это комплексный модуль, состоящий из нескольких подсистем. Электродистанционное управление обеспечивает следующие функции:

  • Контролирует положение борта в поперечном и продольном канале;
  • Оптимизирует аэродинамические показатели при выполнении манёвров;
  • Исключает перегрузки при критических углах атаки;
  • Снижает нагрузку на планер.

Программное обеспечение работает в трёх режимах:

  1. Полёт;
  2. Взлет/посадка;
  3. Жёсткая связь.

Помимо этого, в самолёте установлен ограничитель предельного режима и автопилот.

Навигационное оборудование

Этот элемент реализован в виде единого бортового узла, состоящего из следующих узлов:

  • Высотомер;
  • Измеритель скоростных показателей;
  • Контрольные датчики воздушных сигналов;
  • Электронный компас;
  • Радиомаяк;
  • Система расчёта вертикали.

Узел связи

Для взаимодействия с наземными и воздушными объектами, самолёт оборудован двумя радиостанциями, работающими на КВ и УКВ частотах. Дополнительно в основной узел связи включены устройства П-515 и П-503Б, для внутренней коммутации и записи разговоров пилотов.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Управление установленным вооружением и оборонительная система

Модуль представлен тремя подсистемами:

  • Распознавание сигналов свой-чужой;
  • Устройство поиска и сопровождения цели по ИК-излучению;
  • Система наведения ракет.

Для защиты самолёта в воздухе используются:

  • Генератор активных помех «Сорбция»;
  • Модуль противоракетных помех АПП-50, рассчитанный на 96 выстрелов;
  • Станция «Берёза», предупреждающая об облучении.

Пилотажное оборудование кабины

Здесь установлены шкальные пилотажные приборы командного и планового типа. Непосредственное управление СУ-27 осуществляется ручкой, расположенной в центральной части кабины. За управление силовыми агрегатами отвечают дополнительные рычаги, скомпонованные по левому борту. Путевое управление педального типа.

Окраска

Типовой камуфляж:

  • Нижняя часть — светло-голубое исполнение;
  • Верхняя часть — голубые, светло-голубые и серо-голубоватые пятно.

Ракеты выкрашены в белый цвет с тремя чёрными кольцами. Номерные знаки нанесены на переднюю часть фюзеляжа.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27

Первым в ВВС СССР в 1984 году ис­требители Су-27 получил 60-й ис­требительный авиаполк ПВО, дис­лоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

На Западе об истребителе Су-27 широко узнали по­сле столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с па­трульным Р-3С ВВС Норвегии. «Орион» выполнял облет района учений Северно­го флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-27
Экипаж1 чел.
Силовая установка:Два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на форсаже по12 500кгс (122,58 кН)
Размеры, м:
размах крыла14,70
длина с ПВД21,94
высота5,93
Площадь крыла, м262
Масса, кг:
пустого16 000
нормальная взлетная22 500
максимальная взлетная30 000
Скорость максимальная, км/ч:
на большой высоте2500 (М=2,35)
у земли1400
Потолок практический, м:18 500
Дальность максимальная, км3900
Скорость отрыва, км/ч360
Посадочная скорость, км/ч290
Длина разбега, м700
Длина пробега, м700
Максимальная эксплуатацион­ная перегрузка9g
Вооружение: 1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов;

6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т;

4 ракеты ближнего боя Р-73

Су-27 фактически в базо­вой конфигурации состоял на вооруже­нии как ВВС, так и истребительной авиации (ИА) ПВО СССР. До распада Советского Союза большая часть дислоцированных на европейской территории Союза Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС и ИА ПВО СССР со­стояло порядка 500 истребителей Су-27.

Су-27 успешно демонстрировался на авиашоу по всему миру. Его маневренность позволяет выполнять ряд уникальных фигур высшего пилотажа («Кобра Пугачева», «Колокол»). Правда, выполнять их могут лишь летчики, допущенные к полетам на крайних режимах. Тем не менее, даже без выполнения этих фигур по маневренности с Су-27 в 1990-е годы не мог сравнить­ся ни один истребитель мира. Кстати, широко известная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» оснащена истребителями Су-27.

Сейчас Су-27, наряду с МиГ-29, остается ос­новным истребителем ВВС и ПВО России, и пожалуй, одним из наиболее эффективных в мире. В настоящее время Россия располагает примерно 350 истребителями Су-27. В целом, массово иметь тяжелые истребители в составе своих ВВС могут себе позволить только крупные государства. Остальные страны если и располагают подобными самолетами, то только в очень скромных количествах. В этой связи следует упомянуть негласное противостояние «МиГа» и «Су» в 90-х гг., связанное с тем, что руководство «Сухого» усиленно лоббировало замену истребителей МиГ-29 на Су-27. В случае осуществления этих планов истребительный парк ВВС России на 100% состоял бы из тяжелых истребителей, что легло бы слишком высокой нагрузкой на бюджет. В конечном итоге, около 300 единиц «двадцать девятых» осталось в составе российских ВВС.

После распада СССР вооруженные Су-27 полки остались на Украине (831-й иап, Миргород; 136-й иап ПВО, Киров­ское, Крым; сейчас Украина располагает 70 Су-27, из них только 16 исправны) и Узбекистане (9-й гв. иап ПВО, Андижан).

Белоруссия «унасле­довала» от СССР более 20 Су-27, нахо­дившихся на ремонте в Барановичах.

Ка­захстан получил Су-27 в 1990-х годах от России в обмен на стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году.

Су-27 состоят на вооружении ВВС Анголы (14 единиц) и Эритреи (10 единиц). Анголе, предполо­жительно, самолеты были поставле­ны Белоруссией. В 1998-1999 годах ВВС Эфиопии было поставлено восемь Су-27/Су-27УБ, ранее состоявших на во­оружении российских ВВС.

В отличие от МиГ-29, до настоящего времени было не так уж много случаев применения Су-27 в реальных боевых действиях.

В ходе эфиопо-эритрейского вооруженного кон­фликта 1999 года эфиопские Су-27 трижды сталкивались в воздушных боях с эритрейскими МиГ-29, в каждом из которых сбили по одному МиГу, не понеся потерь. Сказывалось преимущество Су-27 в скорости и маневренности. По некоторым данным, и с обеих сторон в воздухе сражались бывшие советские летчики (на эфиопских самолетах – россияне, а на эритрейских — украинцы). В 2000 г. посол Эритреи в РФ даже прямо заявил о том, что на стороне Эфиопии в конфликте участвовал ряд бывших советских офицеров, с указанием их фамилий и воинских званий.

В 2000 году ВВС Анголы потеряли истребитель Су-27 от огня с земли.

В 1992 году грузин­ской ПВО был сбит российский Су-27, выполнявший патрулирование в районе грузино-абхазского конфликта.

В время «пятидневной войны» 2008 года российские Су-27 совместно с Миг-29 контролировали воздушное пространство над Южной Осетией.

Истребитель Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента — F-15. Зато Су-27 приходилось сталкиваться с ним в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях. В ближнем бою Су-27 против F-15 российский истребитель имеет безоговорочное преимущество, легко «садясь на хвост» американцу. Маневренность и тяговооруженность у Су-27 существенно выше. Зато авионика F-15 считается более совершенной, что может дать американскому истребителю преимущество в дальнем ракетном бою. Однако, в учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боев. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали РЛС и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Правда, по условиям учений американцы не использовали свои УР AIM-120, а ведь именно при помощи этих ракет американские истребители эффективно сбивали МиГи-29 в Югославии.

Установленное вооружение

«Сушка» вооружена по пушечно-ракетной схеме. Здесь установлена 30-миллиметровая авиапушка ПШ-301, предусмотрены подвески для управляемых ракет ближнего и дальнего радиуса действия «воздух-воздух» и «воздух-земля».

  • Дальность поражения воздушных целей.

Обнаружение целей возможно на расстоянии 35-100 км, обеспечивается одновременный захват до 10 объектов. Огонь ведётся по одной цели, возможно наведение двух ракет на один объект.

  • Дальность поражения наземных целей.

Система обнаружения наземных целей фиксирует объекты, передвигающиеся со скоростью 15-90 км/час. Надводные объекты засекаются на расстоянии 30-350 километров, в зависимости от объёма цели.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Выполняемые элементы высшего пилотажа

Здесь можно выделить знаменитую «Кобру»: самолёт начинает задирать носовую часть, и без изменения вектора движения увеличивает угол атаки до 120 градусов, затем возвращается в режим нормального полёта. Впервые этот элемент на СУ-27 был выполнен Виктором Волком.

Кроме этого, машина выполняет «Кульбит» или «Чакру Фролова»: «Сушка» набирает высоту одновременно сбрасывая скорость и совершает мертвую петлю, фактически разворачиваясь вокруг хвостового оперения.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Система управления вооружением

В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:

  • радиолокационный прицельный комплекс;
  • оптико-электронная прицельная система;
  • система единой индикации;
  • система управления оружием;
  • запросчик системы государственного опознавания;
  • cистема объективного контроля.

Особого внимания заслуживает нашлемная система указания «Щель-ЗУМ», входящая в состав ОЭПС-27. «Щель-ЗУМ» представляет собой устройство на шлеме пилота, которое в зависимости от поворота головы летчика определяет координаты целей, попадающих в поле зрения.

Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»

Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»

Помимо этого, в СУ-27 есть ИЛС-31, который на стекле фонаря (так называется остекление кабины) показывает в виде букв и цифр информацию о текущем положении боевой машины в воздушном пространстве. Также Су-27 оснащен ИПВ, электронным индикатором тактической обстановки. ИПВ и ИЛС-31 могут дублировать информацию друг друга, однако система индикации позволяет пилоту нормально ориентироваться в отображаемой информации.

Сравнение с аналогами

Учитывая, что СУ-27 создавался для достижения превосходства над американским истребителем F-15, имеет смысл сравнить эти боевые машины. Совместное маневрирование этих самолётов проводилось в 1996 году, на авиабазе «Саваслейка», расположенной в Нижегородской области. Отечественная разработка победила «американца».

По мнению российских лётчиков, Ф-15 неуверенно чувствует себя при маневрировании на дозвуковых скоростях.

Многие эксперты часто проводят сравнения СУ-27 и МиГ-29, ведь оба самолёта разрабатывались в рамках одного проекта. Однако это не совсем справедливо, ведь речь идёт о машинах разного класса, адаптированных под выполнение конкретных боевых задач. Можно уточнить, что СУ-27 манёвреннее своего собрата, несмотря на больший конструкционный вес. С этим утверждением не согласен Валерий Меницкий — шеф-пилот конструкторского бюро МиГ. Лётчик утверждает, что преимущество «Сушке» дают искусственные ограничения угла атаки.

Самолет Су-27: характеристики и скорость истребителя

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2020 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

В 2020 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Известные модификации

На базе серийного СУ-27 были построены следующие самолёты:

  • СУ-27-ИБ — двухместный истребитель-бомбардировщик;
  • СУ-27-М — многоцелевого применения;
  • СУ-27-П — перехватчик;
  • СУ-27-СК — экспортная модификация для коммерческого использования;
  • СУ-27-СМ — модернизированная вариация серийного истребителя;
  • СУ-27-СМЗ и СУ-27-СКМ — экспортные варианты;
  • СУ-27-Уб — учебно-боевой самолёт;
  • СУ-27-УБК — экспортный вариант предыдущей модели;
  • СУ-30 — двухместный перехватчик;
  • СУ-33 — истребитель палубного типа со складывающимся крылом и хвостовым оперением;
  • СУ-33-УБ — учебный самолёт, расположенными рядом креслами пилотов;
  • СУ-34 — истребитель-бомбардировщик с рядными сиденьями;
  • СУ-35-С — истребитель многоцелевого применения без переднего горизонтального оперения;
  • СУ-37 — был построен в одном экземпляре, разбился при совершении испытательного вылета;
  • П-42 — форсированный двигатель и уменьшенная взлётная масса.

Характеристики

Длина, м21,935
Высота, м5,932
Масса, кг
пустого самолета16300
нормальная взлетная22500
максимальная взлетная30000
максимальная9400
Двигатель2 ТРДД АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная2 х 74,53
форсажная2 х 122,58
Макс. скорость, км/ч:2500
Практический потолок, м18500
Практическая дальность, км3680
Вооружение:30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: