Новый военно-транспортный самолет Ил-476 завершил первый этап госиспытаний


В современных Вооруженных Силах Российской Федерации военно-транспортная авиация занимает особое место. Это связано не только с необходимостью быстро решать оперативно-тактические задачи по переброске грузов военного назначения, военной техники и личного состава на большие расстояния. Несмотря на то, что воздушные транспортно-грузовые перевозки в России являются едва ли не единственным эффективным инструментом армейской и народнохозяйственной логистики, состояние самолетного парка нельзя назвать удовлетворительным. По мнению военных и экспертов в области транспортных авиаперевозок, новый самолет Ил 476 способен изменить ситуацию в лучшую сторону.

Нужен ли новый транспортник для ВКС России

Основную нагрузку в осуществлении воздушных транспортно-грузовых перевозках в России продолжают выполнять самолеты Ил-76. Безусловно – это хорошие, надежные и проверенные временем машины. Однако солидный возраст, транспортные «илы» начали выпускать еще в начале 70-х годов, большинства машин не позволяет в полной мере решать поставленные военно-технические логистические вопросы.

Для своего времени Ил-76 был замечательной машиной, благодаря которой Советский Союз имел один из самых крупных парков транспортной авиации. Ильюшинские транспортники решали самые разнообразные задачи, находясь на службе не только у военных, но и осуществляя транспортное обеспечение гражданских отраслей. Самолет выпускался в различных модификациях, которые были специально приспособлены для выполнения тех или иных задач. До 2000 года с конвейера авиационного завода в Ташкенте сошло 950 машин, которые составляли основу самолетного парка военно-транспортной авиации Вооруженных Сил Советского Союза. С развалом СССР эти машины стали основным транспортным средством военно-транспортной авиации в вооруженных силах и подразделениях МЧС Российской Федерации, Украины, Армении и Республики Беларусь. Продолжает эксплуатироваться эта машина и за рубежом.

Однако время беспощадно даже к таким надежным и проверенным машинам. Сегодня «семьдесят шестой» устарел морально. Не хватает самолету новых технических средств, способных оживить конструкцию лайнера. Слабая авионика и радиоэлектронное оборудование существенно ограничивают технологические возможности транспортника, ограничивают его сферу эксплуатации. Большой технологический задел, которым обладала конструкция самолета, позволял провести существенную модернизацию машины, результатом которой стал практически новый самолет, транспортник Ил 476.

Потребность в новой машине для транспортной авиации ощущается достаточно остро. Этого требует нынешняя концепция развития вооруженных сил, сложившаяся военно-политическая обстановка. Планы на совместное строительство с Украиной военно-транспортного самолета Ан-70 приказали долго жить. В такой ситуации единственным выходом из сложившейся ситуации стала возможность обновить парк ВКС модернизированным самолетами Ил-76. Тем более что в КБ им. Ильюшина уже имелись технические наработки и соответствующая документация на предстоящую модернизацию машины. Авиаконструкторы одного из старейших в стране конструкторского бюро совместно со специалистами авиационного , заявили о возможности проведения кардинальной модернизации самолетов Ил-76 усилиями отечественной авиапромышленности.

Следует отметить, что основное производство ильюшинских машин осуществлялось в Ташкенте (Республика Узбекистан). Проводить модернизацию самолета Ил-76 в условиях, когда основная производственная база находится в иностранном государстве, связано с рядом технических и политических проблем. В 2006 году было принято решение о начале производства нового транспортного самолета, используя конструктивную и технологическую базу Ил-76 на авиационном .

Модернизированная версия машины получила название Ил-76МД-90А. Неофициальное название проекта изделие Ил-476. Судя по информации, взятой из проекта, перед нами практически новый с технической точки зрения транспортный самолет.

Цели и функции, которые будет способен выполнять новый самолет

Проект нового самолета предусматривает создание тяжелого оперативно-тактического и в какой-то мере стратегического военно-транспортного самолета. Машина будет способна осуществлять транспортировку военно-технических грузов различного назначения и войсковые подразделения на значительные расстояния. Конструкция самолета рассчитана на наземную погрузку-выгрузку грузов и посадку-высадку личного состава, десантирование грузов и личного состава парашютным способом во время полета.

Технологически конструкция самолета позволяет транспортировать всю номенклатуру военно-полевой техники, стоящей на вооружении российской армии. Это бронированные боевые машины, артиллерийские и зенитно-ракетные установки всех существующих типов и калибров, инженерно-строительная техника. В доработанном и в специализированном варианте самолет может быть переоборудован в санитарно-медицинский летающий транспорт. Новые самолеты предполагается использовать для тушения масштабных возгораний и лесных пожаров.

Военно-транспортная версия самолета Ил 476, которая является основной базой проекта, предполагает наличие специального транспортно-десантного оборудования, которое может обеспечить следующие возможности:

  • перевозка крупногабаритных грузов, универсальных морских контейнеров, поддонов и паллет;
  • перевозка и десантирование с помощью парашютов десантных подразделений;
  • транспортировка личного состава;
  • безпарашютный сброс грузов на малой высоте.

Погрузка-разгрузка грузов осуществляется через широкоформатный грузовой люк. Для подачи контейнеров и поддонов на борт, транспортный отсек оснащен грузовыми лебедками, оборудованными ручным и электрическим приводом. Специальные тельферы могут свободно погрузить на борт грузы массой до 10000 кг. Для удобства подачи грузов и выгрузки грузовой отсек оснащен рампой, способной занимать любое удобное положение. Грузоподъемность рампы составляет 30 тонн. Самоходная техника самостоятельно осуществляет въезд на борт и съезд на ВПП.

Перемещение грузов внутри грузового отсека осуществляется с помощью роликов, перемещающихся на балках и по монорельсу. Для того, что бы перевозка людей в грузовом отсеке была достаточно комфортной и безопасной предполагает создавать самолет в однопалубном исполнении. В таком варианте внутри грузового отсека, сидя на креслах, размещается до 150 человек. При двухпалубном исполнении внутри машины могут разместиться до 225 человек.

Система десантирования самолета Ил 476, которую планируется установить, позволит осуществлять одиночную и серийную выброску грузов на специальных платформах.

В полет с комфортом!

В нашей стране новый Ил-476 стал первым военно-транспортным самолетом, который обеспечивает вменяемый уровень комфорта для экипажа в полете. Так, здесь имеется полноценный умывальник и туалет. Согласитесь, что при максимальной дальности перелета в пять тысяч километров, эти детали имеют немаловажное значение!

самолет ил 476

Туалетная комната размещена в специальном герметичном помещении, которое находится в носовом отсеке самолета. Объем встроенного бака для биологических отходов составляет 28 литров. В принципе этого должно хватать на один перелет, чтобы удовлетворять потребности всего экипажа и нескольких десантников. Так как в двухпалубной модификации Ил-476 (фото которого имеются в статье) может перевозить до полутора сотен десантников, могут быть установлены и два дополнительных бака на 80 литров каждый.

Непосредственно перед выброской пользование туалетной комнатой будет недоступно, так как по правилам в это время строго запрещено расстегивать крепления комбинезона. Зато при длительных перелетах (при военных учениях или проведении реальной боевой операции) важность этого нововведения переоценить сложно. В этом случае пользоваться туалетом можно будет все время полета за исключением периода набора высоты и посадки.

ил 476 характеристики

Хоть «туалетная» тематика и выглядит на первый вид несерьезно, ветераны ВДВ вспоминают, что порой терпеть приходилось сутками. На здоровье бойцов это зачастую отражалось крайне негативным образом, а потому инициатива отечественных авиастроителей в этой области достойна всяческих похвал.

Описание деталей проекта Ил 476

Техническая документация, которая имеется сегодня в распоряжении СМИ, позволяет утверждать о том, что старенький транспортник ожидает глубокая модернизация. Другими словами, в Ульяновске планируется наладить выпуск нового транспортного самолета на базе машины Ил-76МД, стоящей на оснащении ВКС России. Вся необходимая работа по модернизации своего детища в КБ им. Ильюшина велась еще в годы существования СССР. После окончания перипетий с переводом основного производства «семьдесят шестого» в Ульяновск, стали вырисовываться контуры и масштаб предстоящей модернизации. В целом, к началу 2009 года были закончены основные проектные работы по новой машине, что позволило в новом году приступить к созданию первого опытного образца – прототипа «01-02». Этому способствовал подписанный контракт между Минпромом России и корпорацией ОАК — Транспортные Системы на проведение модернизации самолета Ил-76МД в рамках проекта изделие 476.

По состоянию на 2010 год основные работы по строительству опытного экземпляра находились на стадии завершения. Готовую машину авиастроители Ульяновска обязались выпустить в 2012 году.

Вдаваясь в детали проекта, важно отметить следующие аспекты. Модернизированный лайнер имеет отличия от своего предшественника в конструктивном плане. Изменена конструкция крыла, которое получило новую схему сборки. На самолет установили новые, более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, обеспечивающие тягу в 14500 кгс. Эти двигатели созданы на ОАО «Пермский моторный завод» в рамках программы замены старых турбовентиляторных реактивных двигателей Д-30КП, которыми оснащались ранние версии Ил-76. В процессе создания нового двигателя были учтены новые жесткие требования по экологической безопасности и шумности.

В дополнение к новым двигателям проект самолета Ил 476 предусматривает установку новой топливной системы, способной сделать эксплуатацию новой машины более рентабельной и экономичной. Навигационное оснащение модернизированного транспортника включает новый цифровой навигационный комплекс. Пилотирование машины обеспечивается новыми автоматизированными системами управления. В целом, от старой машины остался только фюзеляж. Даже кабина пилотов получила новые формы, дизайн и оснащение. Основные летно-технические характеристики модернизированной версии выглядят следующим образом:

  • длина машины 46,6 м;
  • размах крыльев составляет 50,5 метра;
  • взлетная масса самолета составляет 190 тонн;
  • полезная нагрузка 50 тонн;
  • крейсерская скорость 750-800 км/ч;
  • практический потолок 12000 м;
  • максимальная дальность при полной загрузке (52 тонны) составляет 5000 км.

Грузоподъемность самолета определяется характером и видом грузовых перевозок. В военно-транспортном варианте самолет способен обеспечить перевозку полторы сотни военнослужащих в полной экипировке или личный состав спецподразделений количеством до роты. В транспортно-медицинском варианте на борту воздушного судна может находиться медицинский персонал и 114 пострадавших. Экипаж транспортника состоит из 5 человек.

Масса-Размер

Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т210
Максимальная коммерческая нагрузка, т52
Общая вместимость топливных баков, л109500
Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м24,50
Ширина, м3,45
Высота, м3,40
Объем грузовой кабины, м3321

Планируемые масштабы производства

Производство машин Ил 476 будет осуществляться на Ульяновском авиа. Планируется выпускать машину в военно-транспортном исполнении, для нужд гражданской транспортной авиации, а также в качестве топливозаправщика и самолета ДРЛО.

На начало 2010 года по оценкам экспертов потребности ВКС в транспортных самолетах нового типа оценивается в 38 единицы. До 2020 года планируется полностью переоснастить модернизированными машинами всю военно-транспортную авиацию, включая парк самолетов МЧС.

Первый опытный образец «01-02» был продемонстрирован широкой публике в декабре 2011 года. После ряда осмотров машину перевели на летно-испытательную базу авиазавода. Итогом этих мероприятий стал первый полет опытной машины, который состоялся в сентябре 2012 года. Испытания проводились на взлетно-посадочной полосе аэродрома «Ульяновск-Восточный».

Первые серийные машины в количестве 3 единиц в военно-транспортном варианте и в качестве топливозаправщика, должны быть собраны в рамках заключенного контракта между ОАО «Авиастар» и ОАО «ОАК-ТС».

Первые полетные испытания

Впервые самолет Ил-476 прошел полномасштабные летные испытания в прошлом году. По их результатам машина была признана полностью соответствующей всем требованиям заказчика. Дальнейшие испытания и доводка проводятся на полигоне, принадлежащем «Илу». Летом 2013 года новый флагман отечественной грузовой авиации в первый раз предстал перед зарубежными заказчиками. Произошло это на знаменитом авиасалоне МАКС.

В июне прошлого года первый Ил-476, характеристики которого приводятся в данной статье, был наконец-то выкачен из ангара для сборки. Был проверен кессон крыла и центроплана на предмет их полной герметичности (при помощи топлива). После этого практически готовый самолет пошел на покраску. Вот на ней-то и стоит остановиться подробнее, так как данный процесс был серьезно адаптирован под новый российский самолет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: