Воздушные гиганты АНТ-20 «Максим Горький» и АНТ-20бис


АНТ-20: странный советский самолет (9 фото)

В советское время тяга к гигантомании приводила к созданию самых необычных и странных проектов — начиная от невероятных образцов техники и заканчивая планами изменения земной поверхности. Одним из таких творений инженерной мысли стал самолет АНТ-20.

Строительство первого самолета-гиганта АНТ-20 было приурочено к 40-летней годовщине литературной деятельности Максима Горького. В те годы уже давно вынашивалась мысль о создании чего-то настолько пропагандистского, что даже самый несчастный крестьянин, разоренный вступлением в колхоз, увидит собственными глазами, чего ради он, его семья и деревня терпели столько лишений.

Идея

Долго думать не пришлось и хоть какой-то юбилей «самого советского писателя» пришелся весьма кстати. Большой самолет, который наглядно сможет продемонстрировать «прогресс, идущий семимильными шагами», — вот чего не хватало пропаганде для информационного охвата даже самых удаленных районов Советского Союза.

Проект

Сразу после этого начался сбор средств по всему СССР, и через довольно короткий промежуток времени удалось найти около 6 миллионов рублей на строительство гиганта под именем «Максим Горький». Организован был и особый комитет по строительству самолета, поручивший использовать наработки Туполева по созданию сверхтяжелого бомбардировщика ТБ-3 в чертежах новой воздушной крепости.

По новому проекту не только увеличивались размеры летательного аппарата, но и должна была уменьшиться длина разгона до 300-400 метров, чтобы АНТ-20 мог взлетать с любого более-менее пригодного для взлета и посадки клочка земли в самом захолустном районе. Справились и с этим, во многом благодаря измененной архитектуре крыла и восьми двигателям по 900 лошадиных сил каждый с деревянными винтами диаметром 4 метра.

Телефон и телеграф

Год в зените славы

Уже свой второй полет 19 июня 1934 года «Максим Горький» совершил над Красной площадью — настолько кому-то не терпелось продемонстрировать успех. Хотя такая спешка была обусловлена тем, что как раз в это время там проходила встреча спасенных год назад челюскинцев. Вчерашние пилоты-герои и спасенные ими моряки, с восторгом смотрящие на очередную победу советских инженеров, — ради такого инфоповода можно был и за ночь собрать с нуля самолет! За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, покатав в частности на своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери.

Кстати, удивительно, что Антуан де Сент-Экзюпери, вообще сел еще раз в кабину пилота и даже встретил там свою смерть (правда, десятью годами позже и уже у себя на родине) после того, как он оказался на борту самолета, которому вскоре суждено было разбиться, но обо всем по порядку.

Плохая агитация

18 мая 1935 года самолет должен был совершить свой последний вылет перед передачей «Максима Горького» в агитационную эскадрилью его же имени и в этот день решено было прокатить на борту членов семей строителей АНТ-20. Как обычно, в качестве сопровождения гиганту было выделено два обычных самолета — двухместный и истребитель, на фоне которых тот выглядел еще более внушительным.

За штурвалом истребителя сидел летчик-испытатель Николай Павлович Благин, который сразу после взлета начал выполнять опасные и не предусмотренные полетным сценарием фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета с пассажирами. Сделав несколько разминочных виражей, Благин попытался выполнять мертвую петлю над АНТ-20, но не смог набрать достаточно мощности и рухнул прямо на крыло воздушной крепости, повредив работу нескольких двигателей. Даже в этой ситуации у пилотов «Максима Горького» был хороший шанс посадить самолет, но отвалившаяся от истребителя часть повредила работу органов управления, после чего АНТ-20 взорвался и рухнул на дачный поселок. В тот день погибло 49 человек.

Диверсия по неосторожности

Версии трагедии рассматривались самые разные, начиная от заранее спланированной диверсии до отказа техники, но самой правдоподобной и, по всей видимости, официальной считается та, по которой пилот Благин выполнял непредусмотренные фигуры пилотажа по просьбе работников кинофабрики военно-учебных фильмов, которым нужно было собрать эффектный материал для нового агит-фильма о «Максиме Горьком».

В пользу этого говорит и то, что после проведенного расследования этих работников осудили, а виновного в трагедии Благина похоронили с почестями, а его семью не только не репрессировали, но даже наградили квартирой.

Ми-3Д

Дублер, получивший название Ми-3Д, был выпущен в январе 1934 г. Он существенно отличался от предшественника. Хвостовое оперение сделали однокилевым. В конструкцию установили переставной стабилизатор, имеющий подъемный винтовой механизм. Кабину пилота оснастили сдвижным фонарем.

Изменения коснулись и вооружения. Нижняя кинжальная установка (два пулемета ДА с боекомплектом 1000 патронов) была установлена сверху средней части фюзеляжа. Пулеметы ШКАС, которые размещались в задней части, сделали такими, как у бомбардировщика СБ. В носовую часть поместили пушку «Эрликон», а в центроплане находились два ПВ-1 с боекомплектом 1000 патронов.

Самолет Туполев Ми-3

Дублер Ми-3Д имел усовершенствованную силовую установку. В ее состав вошли двигатели М-34Н с наддувом. Радиаторы туннельные, наклонные, имели продувание воздухом через обтекатели шасси.

Госиспытания дублера начались в 1934 г. За штурвал посадили опытного летчика-испытателя М. Алексеева. Во время проведения полетов отмечено, что поперечная и продольная устойчивости приближаются к нейтральным показателям. Однако были и недостатки. В частности замечены большие нагрузки на штурвале и недостаточная прочность крыла.

Обзор вниз из носовой кабины пилота был, откровенно говоря, плохим. В целом, госиспытаний машина-дублер не выдержала, слишком многое не соответствовало запросам заказчика.

В дальнейшем опыт разработки Ми-3 был применен во время проектирования скоростных бомбардировщиков СБ и истребителя АНТ-29.

Самолет Ми-3 характеристики:

МодификацияМи-3
Размах крыла, м20.76
Длина, м11.57
Высота, м5.97
Площадь крыла, м259.18
Масса, кг
пустого самолета4058
нормальная взлетная5463
максимальная взлетная5600
топлива715
Тип двигателя2 ПД М-34Н
Мощность, л.с.2 х 830
Максимальная скорость , км/ч
у земли326
на высоте347
Практическая дальность, км1120
Скороподъемность, м/мин417
Практический потолок, м9000
Экипаж, чел4
Вооружение:шесть 7.62- мм пулемета ( 2 подвижных пулемета ПВ были размещены в носовой фюзеляжной установке, 2 неподвижных пулемета ПВ — в корневых частях крыла, по 1 подвижному пулемету типа ПВ или ДА имели средняя надфюзеляжная и нижняя «кинжальная» установки)

Самолеты

Причины трагедии

Всем очень нравился самолёт «Максим Горький». Описание его даёт некоторый простор мысли и будоражит воображение! Советская официальная пресса всю вину возложила на Благина, нарушившего дисциплину и выполнившего фигуру высшего пилотажа, послужившую причиной катастрофы.

Иная, совершенно фантастическая версия гласит, что Благин нарочно протаранил АНТ-20. Польская газета «Меч» в 1935 году 12 сентября опубликовала письмо, подписанное Благиным, в содержании которого имелись воззвания, порочащие коммунистический режим. Позднее оно появилось в парижской газете русских иммигрантов «Возрождение». Сегодня признали, что это письмо являлось фальшивкой.

Похоронен Благин рядом с другими жертвами катастрофы. Его дочери и вдове оказана помощь: их поселили в новой квартире, дочь определили учиться в новую школу. Дочери, вдове и одному из родителей Благина моментально назначили пенсии по потере кормильца. Его семейство было окружено вниманием и заботой местных партийных лидеров. Очевидно, версия о дурном намерении была несостоятельной.

восьмимоторный самолет максим горький

Незавидная участь постигла самолёт «Максим Горький». Чертежи его до сих пор хранятся в архивах. Продолжаем далее изучать трагедию того времени. Итак, вышеуказанные факты дали повод говорить о третьей, наиболее правдивой версии: многие считали, что Благину приказали выполнить неприемлемые трюки в воздухе. В итоге он сорвался в «штопор» из-за небольшой скорости. Перед этим событием Сталина знакомили с зарубежной кинохроникой, которая содержала кадры авиационных трюков, популярных в те годы. В результате появилась идея совершения подобных действий с участием самолёта «Максим Горький».

Сотрудники НКВД провели следствие, которое определило, что за полтора часа до полёта с пилотами, принимавшими участие в полёте с самолётом-гигантом, встретились сотрудники кинофабрики учебно-военных кинолент В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. Их очень интересовал самолёт-гигант АНТ-20. Фото («Максим Горький» действительно был великолепен) его произвело на них огромное впечатление, они хотели сенсации. Санкция высшего руководства ВВС позволила им настоять на изменении сценария полёта. В итоге лётчики, без согласования с руководителем полёта и непосредственными начальниками, вынуждены были согласиться. Кинодокументалисты преследовали цель обеспечения съёмок воздушных трюков возле «Максима Горького» для агитационной работы. Ряжский и Пуллин после трагедии попали за решётку.

Трагедия

Самолёт «Максим Горький» характеристики имел великолепные, но его жизнь длилась чуть более года. В 1935 году 18 мая на московском центральном аэродроме проводился показательный полёт, после которого планировалось передать АНТ-20 агитэскадрилье им. Горького. Авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву передавал машину лётчик Н. С. Журов. Разрешено было на ней полетать и членам семей создателей АНТ-20.

Вообще, изобретатель самолёта «Максим Горький» очень гордился своим детищем. В сопровождение железной птице снарядили два воздушных судна: двухместное Р-5 (управлял машиной пилот Рыбушкин) и истребитель И-5 (управлял машиной испытатель Н. П. Благин). Киносъёмку полёта осуществлял оператор Щекутьев с Р-5.

А вы когда-нибудь видели самолёт «Максим Горький»? Описание, фото этой изумительной железной птицы можно найти в научных книгах тех времён! Но продолжаем далее наш рассказ. Известно, что Н. П. Благин должен был выполнить особую задачу: по замыслу кинодокументалистов, ему нужно было во время съёмок лететь около АНТ-20, чтобы зрителям была видна разница в размерах.

Взлетев, гигант описал над аэродромом широкий круг. Но полёт неожиданно приобрёл ужасающий вид: Благин выполнял на истребителе виртуозные трюки, находясь при этом на небольшом расстоянии от АНТ-20. За хвостом «Максима Горького» Благин направил свою машину в короткое пике, круто рванул на себя ручку управления (он намеревался вокруг гиганта описать «мёртвую петлю»). Достигнув верхней точки, истребитель завис и, лишившись скорости, рухнул вниз, на величаво летящий под ним АНТ-20.

Это был сногсшибательный самолёт — «Максим Горький»! Чертежи его создавали лучшие специалисты. И вот самолёт Благина наскочил на его средний двигатель и выбил его одним ударом. Тот переломился и рухнул вниз, а аппарат Благина застрял в появившейся рваной дыре крыла. Этот ужасный таран авиалайнер выдержал.

Возможно, Михеев и Журов смогли бы его посадить, если бы у И-5 не отвалился хвост, который нанёс второй, теперь уже смертоносный удар по «Максиму Горькому»: он врезался в его органы управления.

Величавая птица завалилась на крыло, перевернулась и начала распадаться в небе. Через пару секунд прогремел ужасный взрыв, и АНТ-20 осыпался на дачный хуторок Сокол. Этот полёт унёс жизни 49 человек, в том числе Благина, 11 членов экипажа авиалайнера и 37 пассажиров – сотрудников ЦАПИ и их родственников, в том числе шести малышей. Киносъёмка этой катастрофы исчезла (многие думают, что её засекретили вместе с материалами дела).

Описание конструкции

АНТ-20 был выполнен по схеме цельнометаллического среднеплана с одним крылом. Большая часть внешней стороны корпуса была гофрированной. Новое крыло получило увеличенные площадь с длиной, что положительно сказалось на технических характеристиках самолета. Во многих элементах корпуса использовались технологичные материалы, ранее не применявшиеся при постройке советской авиации. При необходимости машину можно было разобрать и перевезти в другое место с помощью железнодорожного транспорта.

Самолет имел восемь двигателей М-34ФРН, общая мощность которых достигала 7200 л. с. Шесть из них были установлены на двух консолях в крыле, еще два – совмещены и монтированы над фюзеляжем. Каждая установка имела деревянные винты, диаметр лопастей составлял 4 м. Топливные баки размещались внутри корпуса.

Общая площадь всех кабин была равна 100 м². В крыльях располагались спальни с большими кроватями. Присутствовали также другие комнаты и коридор, по которому можно было пройти до любого двигателя для быстрого ремонта.

Днище фюзеляжа оборудовалось лестницей для посадки и высадки пассажиров. При закрытии она становилась частью пола. Основные помещения были оборудованы с упором на высокий уровень комфорта. Поэтому можно было увидеть ковры, занавески, кофейные столики и настольные лампы.

Компоновочная схема АНТ-20

На борту использовалась электродистанционная система управления, что стало новшеством для машины такого класса. Наличие продвинутого оборудования позволяло выполнять полеты в ночное время суток, включая эксплуатацию над неисследованной местностью.

С помощью автопилота можно было задать курс полета в автоматическом режиме. Для агитации использовались возможности производства и сброса листовок, а также специальная радиоустановка с громкоговорителем повышенной мощности. Для обмена самолетами между присутствующими на борту применялась пневматическая почта.

Запутанная ситуация

Так что же произошло в тот злосчастный день в 1935 году? Поговорим об уникальной авиакатастрофе, случившейся 18 мая. В первую очередь нужно выделить ужасную символичную общность дат: в 1896 году 18 мая (ст. стиль) ровно 39 лет назад, в день венчания на царство Николая II, на Ходынском поле, в ужасной давке за незатейливыми царскими гостинцами изувечено было около 1300 человек и ещё столько же погибло.

ТАСС официально сообщило подробности трагедии: вроде бы, действительно, около пятидесяти ни в чём не повинных людей, и шестерых малышей в том числе, погубил лётчик-лихач. И тем не менее достоверных ответов на бесчисленные вопросы, связанные с крушением лайнера, нет и по сей день. Совершенно недавно документы из архивов Лубянки рассекретили, и они ещё больше запутали обстоятельства дела.

Нам уже известно, что проектирование и постройка лайнера были возложены на ОКБ А. Н. Туполева в ЦАГИ: объект должен был быть построен к 1 мая 1934 года. Самолёт «Максим Горький» внутри был выполнен с особым комфортом: в пассажирских отсеках на окнах висели занавески, столики были оснащены настольными лампами, стояли просторные кресла, пол был устлан коврами. В лайнере также было множество спальных кают, склад для провизии, багажное отделение, библиотека, электрифицированный буфет с холодными и горячими закусками, туалеты и умывальники.

И вот наконец гигантская машина поднялась в небо. А далее началось самое ужасное. И-5 начал выделывать фигуры вокруг АНТ-20. Когда он выполнял вторую «мёртвую петлю», столкнулся с крылом «Максима Горького». Удар был чудовищной силы. Ант-20 накренился сперва вправо, по инерции пролетел ещё 10-15 секунд, затем перешёл в отвесное пикирование и опрокинулся на спину. Самолёт упал на сосны, снёс деревья и в завершении рассыпался на земле. Об этом написала через день газета «Правда» (№ 137 1935 года 20 мая).

Конечно же, число жертв не ограничивалось летевшими в самолёте. Обломки расшвыряло по территории станицы художников «Сокол», разгромив дом № 4 по ул. Левитана и повредив по ул. Сурикова дома № 7 и 11. Здесь число погибших не уточняется.

Анализ катастрофы её истинных причин не выяснил. Ответ на главную загадку – было ли чьё-нибудь указание выполнять воздушные трюки вокруг АНТ-20, или же это обычное «воздушное озорство» Благина – так и не получен. В «Правде» 19-20 мая были опубликованы кадры киносъёмки, но они не состыковывались с текстом сообщения ТАСС. Трагедию попытались побыстрее предать забвению, при этом даже ликвидировали практически готовую к прокату художественную киноленту «Большие крылья».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: