Военно-транспортный самолет Ан-72: описание, технические характеристики, производитель, катастрофы

Этот многоцелевой самолет является рекордсменом среди транспортных самолетов по высоте полета. Он состоит на вооружении ВВС Росси уже более 40 лет, и по сей день, ему пока нет равных в небе, по объему выполняемых им задач. Оценив по достоинству его КПД, многие страны СНГ, после развала СССР по сей день трепетно обслуживают несколько «Чебурашек», оставшихся в распоряжении их армий.

Появившись в начале 80-х, данный транспортник КБ Антонова не только составляет достойную конкуренцию иностранным аналогам КБ Боинг, но и во многих параметрах их обходит. АН-72 — об этом самолете пойдет речь, о крылатой машине, прозванной в честь персонажа советского мультфильма, жившего в телефонной будке. По НАТОвской классификации этот самолет называется почему-то Coaler — «Угольщик».

Эффект Коанда

Главной «изюминкой» проекта ведущий конструктор выбрал реализацию эффекта Коанды. Без погружения в теорию аэродинамики и технические детали достаточно сказать, что расположенные специальным образом над крыльями двигатели создавали дополнительный (до 20 %) импульс и тягу от встречи струи газов с поверхностью крыла. Стремясь как можно более сократить посадочный пробег, ввели в систему торможения парашют, а для уменьшения нестабильности изменили форму хвостового оперения и киль. В хвост же переместили и грузовой люк.

ан технические характеристики

Об опытном образце испытатели говорили только положительно, на высоте были все характеристики:

  • Эргономика кабины, надежность и актуальность оборудования.
  • Пониженный эшелон шумности.
  • Простота управления и хорошая маневренность.
  • Применяемые композитные материалы: стекло- и углепластик.

Все были настолько поражены результатами неоконченных тестов Ан-72, что запустили его в серийный выпуск в 1977 году, даже не дождавшись их окончания (зарубежный аналог — Боинг YC-14 — в производство так и не пошел). Таким самолетом заинтересовалась и гражданская авиация, но ей нужно было нечто другое и по грузоподъемности, и по дальности. В результате и то, и другое увеличили.

Для выпуска практически новой машины понадобилось время, и первый ее образец увидел свет в 1985 г. Наконец-то в 1989 г. Ан-72 взлетел окончательно. Первые экземпляры «оседлали» штабисты (в армии этот борт так и прозвали – генеральским), а вот у десантников он не прижился (командирская машина внутрь Ан-72 входила, а вот десантная — нет). В черновой работе как у военных, так и у гражданских эта машина показала себя трудягой, за что получила дополнительное прозвище – Верблюд.

Описание самолета Ан-72 и его особенности

технические характеристики самолета

Где выпускали данный самолет? . «Чебурашка», как его называют в народе за два двигателя, возвышающихся над крыльями, — высокоплан со стреловидным крылом. Он является уникальным транспортником, до настоящего времени несущим службу в вооруженных силах РФ.

Ан-72 в полном объеме соответствовал требованиям к аппаратам короткого взлета-посадки (далее по тексту – КВП):

  • Небольшой вес и приличная скорость.
  • Не длинная разгонная дорожка — качество среднее и ниже.
  • Устойчивая, при соблюдении предписанной скорости посадки, и неординарная ее траектория.
  • Он в прямом, а не в переносном смысле, «прыгает» вверх.

При посадке надо было соблюдать правило пониженной скорости (до 165 км/час) и тогда Чебурашка, или, как его именовали в Европе, Угольщик, мог сесть на поле с кочками по площади равной квадратному километру (17 стандартных садовых участков площадью шесть соток), а его пробег по земле составлял менее четырехсот метров. Для взлета ему хватало и полкилометра.

Конструкция

Инженеры ОКБ им. Антонова сделали упор на увеличение запаса прочности основных узлов и агрегатов воздушного судна. Потому что использование турбовентиляторного двигателя на короткой взлетной дистанции давали множественные перегрузки на конструкцию.

схема чебурашки

Также для умножения прочности конструкторы добавили дополнительные силовые узлы в область крыла и хвостовую часть фюзеляжа. После этого, «самолет 200» приобрел «фамильную черту» лайнеров укороченного взлета и посадки, однако «Чебурашка» стал тяжелым.

Для решения этой проблемы при сборке Ан-72 инженеры стали применять более легкие конструкционные материалы.

Благодаря использованию титановых деталей и алюминиевых сплавов, клеевых соединений и стеклопластика, сотовых панелей и углепластика «Чебурашка» похудел на 350 кг., по сравнению с той же конструкцией, но из металла.

Корпус

Конструкция корпуса «самолета 200» создана таким образом, что его обтекаемость воздушными потоками максимальна при выпущенной механизации крыла. При взлете благодаря идеальному обдуву фюзеляжа по эффекту Коанда, показатель в сравнении с АН-26 был больше на 30-35 %.

За что Ан-72 получил прозвище «Чебурашка»? Все дело в расположении двигателей. Они находились в верхней части крыла и если смотреть на него спереди — то кабина пилотов и 2 ТРДД визуально будут напоминать лицо мультяшного персонажа.

Крыло

Эффективная отражающая поверхность крыла составляет 89 квадратных метров, размах 31,89 м. и имеет мощную механизацию. Она включает в себя наличие множественных предкрылок в передней части и закрылки выдвижного характера в задней части крыла.

На верхней части центроплана посередине между двигателями расположены множественные спойлеры, которые призваны сбавить подъемную силу при заходе на посадку из пике.

Иными словами, с их помощью сохраняется баланс воздушного судна при посадке с большой скоростью и при критическом посадочном угле благодаря спойлерам машина не опрокинется. Также снизу в середине крыла расположены внутренние интерцепторы, призванные повысить эффектность при торможении.

Кабина

В грузовую кабину «Чебурашки» можно разместить и закрепить все виды перевозимых военных грузов типовых габаритов массой до 12.5 тонн. Если рассматривать вместительность с точки зрения военной транспортировки, то АН-72 в состоянии вместить в себя:

  • до 32 военнослужащих в полной экипировке;
  • четыре единицы ГАЗ 66 или восемь единиц УАЗ.

При сборке рампы АН-72 применили патентованную конструкцию. Так, например, при сбрасывании грузов она откатывается под фюзеляж под таким углом, чтобы груз выкатывался из кабины без потери начальной скорости.

На земле, при выгрузке и загрузке контейнеров механизация рампы, для удобства, позволяла опустить ее до земли. Размеры грузовой кабины составляют 9(длина)*2.2(высота) *2.1(ширина) м.

Двигатели

Изначально, Олег Константинович Антонов считал, что наилучшим вариантом двигателя, который можно установить будет классический турбовинтовой двигатель, как на АН-26.

Но в этом случае задумка инженеров о реализации воздушной машины эффекта Коанда заходила в тупик. Потому что лопасти ТВДД, рассекая поток воздуха, оставляли позади себя струю воздуха, которая просто физически не смогла бы продолжить ламинарного (без завихрений) обтекающего движения по крылу и хвостовой части фюзеляжа. Тогда ОКБ Антонова обратило внимание на пассажирский ЯК-42.

На этом воздушном судне успешно применялся ТРДД Д-36. Он легко мог реализовать замысел конструкторов, основанный на открытии румынского физика. Выбор конструкторами турбовентиляторного двигателя Д-36 стал решающим фактором в успешном проектировании «самолета 200». Д-36 выдавал показатель тяги в режиме «Взлет» равный 6500 кг. И эта характеристика считается весьма высокой,и по сей день для воздушных судов данного типа.

Шасси

При разработке Ан-72 конструкторы большое внимание уделили шасси. Рассматривались различные варианты работы механизмов, предлагался даже вид приземления на воздушной подушке.

Несомненным плюсом этого варианта являлось то, что «Чебурашка» стал бы первым из грузовых воздушных судов, который мог бы приземлиться на воду. Но от этого вида шасси практически сразу отказались. При использовании воздушной подушки АН-72 сразу же терял в аэродинамических свойствах несколько показателей, а материал, из которого изготавливали воздушную подушку, был крайне слабым и требовал замены через каждые 4-5 взлетов-посадок.

В итоге выбор конструкторов пал на классические шасси. Подвеска колес была независимой друг от друга, крепились они на рычагах, приваренных к основным стойкам.

Передняя стойка шасси была управляемой, четыре задние основные стойки — неподвижны. Шасси считаются необычайно прочными, а их амортизирующие свойства могут позволить преодоление кочек и ям, высотой и глубиной до 35 см. соответственно.

Стойки шасси в убранном состоянии лежали на закрытых створках, а при их открытии без проблем выпускались. Также одним из главных плюсов шасси являлся тот факт, что даже при отказе одной основной стойки Ан-72 вполне достаточно будет трех оставшихся для приземления.

Интересные факты

ан 72 характеристики

Еще при проведении испытательных полетов, а также в самом начале эксплуатации было установлено три мировых рекорда высоты и скорости полета.

В 1986 г. спасена экспедиция на Полярный полюс планеты. Благодаря короткой взлетной полосе из снега и льда (300 м), АН-72 взлетел с 27 пассажирами – членами экспедиции.

В 1987 г. в условиях полярной ночи самолет пролетел более двадцати тысяч километров от Чукотки до Антарктиды, производя посадку на неумело подготовленную учеными площадку.

Модификации

Модификации Угольщика:

  • Ан-72 – базовый самолет в основном военного направления.
  • 72АТ. Машину используют для доставки однотипных грузов, в основном военного направления.
  • 72А – это арктический вариант воздушного судна. Его эксплуатируют как в гражданских, так и военных целях.
  • 72Р – военный разведчик, использующий современные средства.
  • 72С – «генеральский» борт с улучшенным салоном.
  • 72В – экспортный военный вариант.
  • 72П. его эксплуатируют погранвойска для наблюдения за прибрежной территорией.

Операторы

  • Ангола ВВС Анголы — 8 Ан-72, по состоянию на 2020 год[19]
  • Россия
      Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2020 год[20]
  • Военно-воздушные силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2020 год[21]
  • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[22]
  • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[23]
  • Казахстан
      ВВС Казахстана — 2 Ан-72, по состоянию на 2020 год[24]
  • Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год[25]
  • Молдавия
      ВВС Молдавии — 2 Ан-72, по состоянию на 2020 год[26]
  • Судан
      ВВС Судана — 2 Ан-72, по состоянию на 2020 год[27]
  • Украина
      ВВС Украины — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничной службе Украины, по состоянию на 2020 год[28][29]
  • Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год[30]
  • Ан-72 — технические характеристики

    ан 72

    Какие имеет самолет характеристики?

    • Экипаж – от 3 до 5 человек.
    • Длина – 28,1 м.
    • Высота – 8,65 м.
    • Размах крыла – 31,9 м.
    • Минимальная масса – 19,5 тысяч кг.
    • Максимальный взлетная масса – 34,5 тысяч кг.
    • Максимальная масса топлива – 13 тысяч кг.
    • Грузовместимость – 10 000 кг чего-либо, в том числе 70 военнослужащих или 25 мест для «груза 300» и лиц, его сопровождающих.
    • Силовая установка – два турбореактивных двигателя «Прогресс».
    • Скорость максимальная – 720 км/час.
    • Скорость обычная – 575 км/час.
    • Максимальное расстояние для полета (без груза) – до 5,0 тыс. км.
    • Полетное расстояние с максимальной нагрузкой – до 1,2 тыс. км.
    • Высотный предел – 10,1 км.
    • Взлетный разбег – до 0,8 км.
    • Пробег при посадке – до 0,45 км.

    Вооружение:

    • стрелково-пушечное – 23-мм пушка ГШ-23Л в универсальном пушечном контейнере на подвеске;
    • 2 неуправляемые ракеты С-5 (57–мм, дальность 1,8 км) на подвеске;
    • 4 бомбы ФАБ-100 на подвесках.

    Параметры

    Ан-74 (технические характеристики его актуальны и сегодня) обладает следующими показателями:

    • Размах крыльев равен 31,89 метрам.
    • Длина самолета – 28,07 метра.
    • Высота машины – 8,65 метра.
    • Площадь каждого из крыльев – 98,62 квадратных метра.
    • Пустой вес судна –18 900 килограмм.
    • Предельно допустимый взлетный вес – 36 500 килограмм.
    • Тип двигателей – 2 ТРД Прогресс Д-36 серия 2А.
    • Показатель тяги – 2х6500 кгс.
    • Максимально возможная скорость перемещения – 750 км/ч.
    • Крейсерская скорость – 580-700 км/ч.
    • Дальность перегонки – 4400 км.
    • Реальная дальность полета с нагрузкой в 10 тонн – 1650 километров.
    • Дальность полета при нагрузке 4400 кг – 4150 километров.
    • Максимальная высота полета – 10 100 метров.

    Внутри

    ан технические

    Кабина Ан-72 (салон) напоминает игрушку-трансформер. С ним можно проделывать различные манипуляции, изменяя внутреннее пространство по-всякому.

    И четыре иллюминатора, распределенные поровну по двум отсекам разных классов (при пассажирском варианте), могут оказаться в одном отсеке (при грузовом варианте) кабины-салона общим объемом более 40 м3 (9,0*2,2*2,15 метров).

    Новаторской модель военно-транспортного самолета Ан-72 можно назвать еще и потому, что впервые в советской транспортной авиации навигационные системы заменили штурмана.

    Также впервые была применена новая конструкция и расположение грузового люка и рампы. При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ рампа выкатывалась из хвоста самолета, опускаясь в целях удобства погрузки, а в полете она уходила под брюхо самолета. Кабина имеет специальное швартовочное устройство, кран-балку и откидные сиденья. Загрузка-разгрузка занимает 15 минут, заправка – еще десять. Экипаж помещается в одну легковую машину.

    История создания

    Военно-транспортная авиация была выделена в отдельную категорию советских ВВС еще в 1956 году. Уже тогда командование понимало особую значимость таких самолетов во время вооруженных конфликтов. При документировании рода войск были прописаны свойства, которыми должны обладать самолеты такого класса.

    История создания АН-72

    Наиболее важно отмечались возможности взлета и посадки с грунта и коротких ВПП, способность летать при плохих погодных условиях, а также наличие оборудованной и вместительной грузовой кабины с трапом. Каждый военно-транспортный самолет впредь должен был полностью соответствовать этим требованиям.

    Самолет АН-24

    Самолет АН-24

    Ан-26, ставший модификацией Ан-24 1959 года, отвечал новым правилам. Тем не менее к началу 1970-х уже морально устарел. В то же время объем задач, которые должен был выполнять военный транспортник, постоянно возрастал. Поэтому командование ВВС прекрасно понимало, что скоро Ан-26 перестанет справляться со своей работой. Однако заменить его другой машиной не торопились и задач по новым проектам не ставили.

    В конструкторском бюро имени Антонова тоже понимали, что Ан-26 уже завершает свой жизненный цикл и требует замены. Несмотря на отсутствие государственных постановлений, было решено создать группу по разработке нового самолета. Задачей ставилась подготовка машины военно-транспортного класса с возможностью выполнения коротких взлета и посадки.

    Самолет АН-26

    Самолет АН-26

    Самолет должен был превосходить Ан-26 по большинству параметров и стать хорошим конкурентом для аналогичной авиации. В нем решили реализовать новую технологию, основанную на эффекте Коанда, которую разработал О. К. Антонов. Ее суть заключалась в создании дополнительной подъемной силы, которая способствовала бы прохождению газов с сопла двигателя под крылом.

    Первые этапы разработки велись на инициативной основе без поддержки государственных структур. Позднее о проекте сообщили руководству военно-воздушных сил. Получив с его стороны одобрение, конструкторское бюро также запросило утверждение от Министерства авиапромышленности. После этого проект был официально включен в план и получил кодовое название «самолет 200». Руководителем рабочей группы назначили Я. Г. Ярлова.

    История самолета АН-72

    Его создание проходило по уже проработанной схеме. Однако для реализации новой технологии потребовалось провести дополнительные расчеты с применением аэротрубы и специальных стендов. Тесты показали, что подъемная сила увеличилась примерно на 20%, что было неплохим результатом. Сам самолет скомпоновали по типу высокоплана с усиленной механизацией крыла.

    По первым испытаниям стало ясно, что у машины может изменяться качество управляемости во время полета. Чтобы избавиться от этой проблемы пришлось применить Т-образное хвостовое оперение. Рассматривалось множество вариантов реализации отдельных элементов, но в итоге конструкторы последовали первоначальному плану.

    Самолет АН-72

    Первый самолет представили летом 1977 года. Его построили на авиационном заводе в Киеве. Испытательный полет провели 31 августа, за штурвалом находился опытный летчик Терский. Еще до окончания всех тестов было принято решение запустить серийное производство самолета.

    Изначально планировалось выпускать его на заводе в Киеве, но тот оказался чрезмерно загружен созданием Ан-32. Поэтому был выбран Харьков. Первый серийный самолет планировалось выпустить уже к 1983, но произошло это даже на год раньше. В 1979 Ан-72 успели показать на парижской авиационной выставке, что привлекло к нему новых потенциальных покупателей.

    В 1983 году на самолете были установлены международные рекорды. Первым стала высота полета. Она составила 13410 м. Вторым – высота горизонтального полета, которая достигла 12980 м. А в 1985 году на самолете удалось добиться разгона до 681 км/ч, пролетая по 2000-километровому замкнутому маршруту.

    Шасси

    Рассмотрим шасси Ан-72. При проектировании были изучены более трех десятков схем, включая «экзотические». Шасси обеспечивает выполнение «угольщиком» его главной особенности – садиться практически везде (поле с кочками, грунтовая проселочная дорога, снежный покров и даже льдины в Антарктике) с пробегом до полукилометра. Пятиопорное убирающееся шасси при отказе гидравлики выпускалось механическим путем (соответствующие замки отсутствуют). Ан-72 может приземлиться без особых неудобств на трех основных и носовой стойке, если одна сломается. По нагрузке на одно колесо «биноклю» уступал даже более продвинутый и современный Ил-76.

    Арктический вариант Ан-72 или, как его впоследствии стали именовать, чтобы не путаться, Ан-74 (именно именовать, так как отличий от модели 72А практически не было) стал незаменим для применения во всех сферах жизни на сибирских просторах и в суровом климате Крайнего Севера России и Антарктики. На нем были дополнительно оборудованы места для штурмана и гидролога.

    На концах хвоста и крыльев для большей заметности появились красные полосы, плюс специальная окраска для контроля за обледенением. Оборудован выпуклый обтекаемый иллюминатор (обзор стал лучше) и соответствующий опрокидыватель для груза, если посадка не предусмотрена.

    Конструктивные особенности

    Конфигурация кабины дает возможность летчикам отлично видеть все, что происходит вокруг судна, а также без проблем управлять машиной на аэровокзалах с довольно ограниченными линейными размерами. Также в кабине очень продуманно и эргономично расположены органы и приборы управления, которые многократно отработаны на стендах с имитацией абсолютно всех полетных ситуаций.

    Ан-74 на аэродроме

    В состав экипажа входит четыре человека, среди которых: штурман, бортинженер, второй пилот и командир. При необходимости еще может быть добавлен бортовой оператор транспортного оборудования.

    Ан-74 (фото самолета имеется в статье) создан по схеме высокоплана. Машина имеет два мощнейших двигателя, которые установлены над крылом. Оперение хвоста – Т-образное. В конструкции судна применяются новые технологии и современные материалы. Все это позволило гарантировать превосходную весовую отдачу.

    Что еще нельзя не указать, так это тонкость установки двигателей. Они расположились с внушительным выносом над верхней плоскостью крыла и смещены вперед, а это сводит практически к нулю вероятность попадания в силовые установки различных посторонних предметов во время взлета или посадки. Кроме того, такое инженерное решение позволяет увеличить показатель подъемной силы крыла.

    При помощи специального бортового погрузочного агрегата на борту самолета можно выполнять погрузку/выгрузку поддонов, контейнеров и других видов тары. Показатель грузоподъемности устройства достигает 2500 кгс. Самоходная техника самостоятельно заезжает и выезжает с самолета. Если же машина несамоходная, то для ее обслуживания применяют тросовое погрузочное устройство.

    Ан-74 В Казахстане

    Летные происшествия и катастрофы

    Это достаточно надежный самолет и его эксплуатируют уже более 30 лет как в военной, так и в гражданской авиации. Но катастрофы Ан-72 тоже были, в том числе и с гибелью экипажа и пассажиров:

    • Осень 1971 г. Под г. Ленском из-за перегруза и разрушения механизации столкнулся с сопкой. Погибли все 13 человек, находившиеся на борту.
    • Лето 1994 г. Аварийная посадка в аэропорту г. Курган. Из-за обесточивания оборудования превышена посадочная скорость – выезд с посадочной полосы.
    • Осень 1994 г., г. Воркута. Выкатился с взлетной полосы из-за отказа гидравлики.
    • Зима 1995 г., около г. Гостомля. Самолет, принадлежавший Украине, совершил столкновение с Ан-70. Произвел аварийную посадку.
    • Зима 1996 г. При взлете с аэродрома «Мирный» самопроизвольно включился реверс второго двигателя, самолет столкнулся с препятствием и сгорел.
    • Зима 1996 г. При посадке самолет выкатился с дорожки.
    • Зима 1996 г. Исчез при пролете над Атлантическим океаном около побережья Анголы (возможно сбит). Самолет принадлежал Республике Молдова.
    • Осень 1994 г. Принадлежащий Центральноафриканской Республике самолет, сел на «брюхо» в аэропорту Лузамба (Ангола). Пилот забыл, что есть шасси.
    • Лето 2000 г. Из-за разгерметизации салона самолета у пилотов и пассажиров развилась гипоксия, они потеряли работоспособность. Вместо гибельного падения с высоты 8 километров, самолет штатно приземлился в Ростове-на-Дону.
    • Весна 2002 г. Грубая посадка в аэропорту Вамена. При посадке сломалась носовая стойка с последующим пожаром.
    • Зима 2012 г. при посадке на аэродроме г. Шымкент в сложных метеоусловиях самолет с сотрудниками пограничной службы упал в расположенный рядом карьер (гибель всего экипажа).

    Примечания

    1. 12345
      Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.
    2. Николай Якубович Все самолеты О.К. Антонова
    3. Знакомьтесь: Ан-72 // журнал «Крылья Родины», № 2, 1981. стр.22-24
    4. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта
    5. Антонов АН-72 (неопр.)
      . www.airwar.ru. Дата обращения 3 июня 2020.
    6. 123
      «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
    7. Антонов Ан-74 CCCP-72003
    8. https://testpilot.ru/russia/antonov/an_list.php
    9. Как я падал в самолёте: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе
    10. Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 16 апреля 2020. Архивировано 24 апреля 2020 года.
    11. «Лётный риск». Владимир Ткаченко (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 16 апреля 2020. Архивировано 22 апреля 2020 года.
    12. В. С. Новиков.
      Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
    13. Harro Ranter.
      ASN Aircraft accident Antonov An-72P 032 Grand Batanga
      (неопр.)
      .
      aviation-safety.net
      . Дата обращения 3 июля 2020.
    14. В ДР Конго разбился Ан-72 с россиянами на борту
    15. Раскрыты причины жесткой посадки самолета с россиянами в Мали (неопр.)
      .
      lenta.ru
      . Дата обращения 9 сентября 2020.
    16. Harro Ranter.
      ASN Aircraft accident Antonov An-72TK-100 RA-74044 Gao Airport (GAQ)
      (неопр.)
      .
      aviation-safety.net
      . Дата обращения 9 сентября 2020.
    17. Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов» Архивировано 31 августа 2012 года.
    18. Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»
    19. The Military Balance 2020,p.430
    20. The Military Balance 2020,p.193
    21. The Military Balance 2020,p.195
    22. The Military Balance 2020,p.200
    23. The Military Balance 2020,p.201
    24. The Military Balance 2020,p.186
    25. The Military Balance 2020,p.343
    26. The Military Balance 2020,p.188
    27. The Military Balance 2020,p.471
    28. The Military Balance 2020,p.206
    29. Spotters.Aero — Результат поиска
    30. The Military Balance 2020,p.443
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: