Ан-40 | |
Компоновка самолёта Ан-40 | |
Тип | Военно-транспортный самолёт |
Разработчик | АНТК им. О.К. Антонова |
Статус | проект |
Базовая модель | Ан-12 |
Ан-40
— военно-транспортный самолёт с укороченным взлетом и посадкой, дальнейшее развитие самолёта
Ан-12Д
. Работы по проекту начались в 1964 году. В 1965 году был построен макет
Ан-40
в натуральную величину, однако на этом проект остановили.
Предназначение
Самолёт должен был перевозить грузы наземного и воздушного десантирования, максимальной нагрузкой 30 т при взлетной массе 95 т на расстояние 2750 км. Воздушное десантирование грузов обеспечивалось спецоборудованием, вмонтированным в пол грузового отсека. При наземном десантировании личного состава в грузовой кабине устанавливаются десантные сиденья на 125 человек. Также был предусмотрен санитарный вариант, в котором в грузовой кабине устанавливались 82 унифицированных армейских носилок.
Модификации
Базовый вариант машины, предназначенный для размещения 70-85 человек, имеет обозначение Ан-148-100В. Запас топлива на борту позволяет выполнять полеты на расстояние до 3500 км. Доработанный вариант, обладающий дальностью полета 4400 км, обозначается Ан-148-100Е. Также существует вариант Ан-148-100А с уменьшенным запасом топлива на борту, предназначенный для работы на маршрутах с протяженностью до 2100 км.
Машины оснащены пассажирскими салонами аналогичной конфигурации. При схеме салона для пассажиров трех классов машина имеет обозначение Ан-148-100ЕА. Самолет оснащается отдельным отсеком для ВИП-персон. Удлиненные версии Ан-148-200 и Ан-158 вмещают 89 и 99 пассажиров соответственно.
По отдельному заказу МЧС России разрабатывался самолет Ан-148-100ЕМ, предназначенный для применения в качестве мобильного госпиталя. По заказам различных ведомств были созданы проекты патрульного Ан-168МП и грузового Ан-148С, оснащенного погрузочным люком на борту фюзеляжа. Прорабатывалась версия самолета Ан-168, позиционировавшаяся как машина для деловых перелетов на расстояние 7000 км.
Последний транспортный вариант самолета получил обозначение Ан-178.
Конструкция машины позволяет перевозить грузы с общей массой 18 000 кг. При этом требования к взлетно-посадочным полосам снижены, и соответствуют транспортной машине Ан-12. Возможна эксплуатация самолета с грунтовых летных полей.
Первый фюзеляж был изготовлен в середине 2014 года. Осложнение взаимоотношений между Россией и Украиной негативно сказалось на дальнейшем развитии проекта. Из-за наличия в самолете большого числа комплектующих и узлов из России работы заморожены на неопределенный срок.
Производство самолетов Ан-148 началось в России в 2009 году в Воронеже. Первоначальные заказы стали сокращаться, несмотря на заявления Минобороны России о необходимости замены имеющегося парка машин Ту-134 на Ан-148.
На сегодняшний день производство машин остановлено из-за отсутствия комплектующих, поставляемых из Украины. Перспективы возобновления производства туманны.
Описание
Силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей ТВД АИ-30 с четырёхлопастными винтами. Для улучшения взлетно-посадочных дистанций дополнительно устанавливаются четыре спаренных разгонно-тормозных двигателя РД-36 в двух мотогондолах, подвешенных на пилонах под крылом между гондолами основных двигателей.
В носовой части фюзеляжа расположены три кабины: кабина штурмана, за ней кабина экипажа и кабина сопровождающих на 17 человек. Далее идет грузовая кабина. В хвостовой части фюзеляжа расположена кормовая башня ДБ-75. В кормовой башне размещены две двухствольные скорострельные 23-мм пушки АО-9, прицельная радиолокационная станция ПРС-4 «Криптон» и вычислительный блок ВБ-257А-5. Кормовая башня дистанционно управляется бортстрелком, место которого находится над кабиной сопровождающих. В обтекателях шасси размещены кассетные держатели для автоматически сбрасываемых контейнеров пассивных отражателей помех.
Воздушное десантирование боевой техники и грузов обеспечивается механизированным способом или при помощи вытяжных парашютов спецоборудованием, вмонтированным в конструкцию грузового пола.[1]
История создания
Разработка принципиально нового самолета началась летом 2001 года. Руководитель проектных работ П.В. Балабуев изначально предполагал создание семейства машин, отличающихся числом посадочных мест.
В качестве силовой установки предполагалось использовать турбореактивные двигатели серии Д-436. Базовый вариант лайнера должен был вмещать 80 пассажиров, версия с удлиненным фюзеляжем – 100 человек.
Предполагалось создание транспортного варианта машины, оснащенного грузовым отсеком, способным принимать груз весом до 20 000 кг.
Для погрузки и разгрузки отсек рассчитывали оснастить откидной рампой, расположенной в хвостовой части.
Развитие проекта самолета Ан-148 велось в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями и авиационными предприятиями стран СНГ. В качестве производственной площадки на первых этапах рассматривался завод в Улан-Удэ. Впоследствии планы скорректировали в пользу авиастроительных заводов в Киеве и Воронеже.
Первый полет лайнера Ан-148 состоялся во второй половине декабря 2004 года. Для постройки трех прототипов применялись детали и узлы, поставляемые предприятиями из России, стран Евросоюза и США. Доводка самолета продолжалась несколько лет. Сертификация машин различных вариантов завершилась к концу 2013 года.
Схема салона и расположение мест
Конструкторы при проектировании салона Ан-148 пытались добиться высокого уровня комфорта для всех пассажиров. Поэтому все было сделано с упором на удобство. Внутри фюзеляжа установлено несколько специальных тонких стенок, разделяющих части салона на отделения. В передней – размещена кабина экипажа, сразу после нее выделен отсек под багаж, который совмещается с входным коридором и первым туалетом.
Базовая модель рассчитана на перевозку 80 человек, но выпущенные модификации могут повысить количество доступных мест. Во всех случаях компоновка самолета схожа и имеет минимальные отличия. Пассажирский салон идет сразу после кабины пилотов и первого санузла. Он разделен на два класса, которые отличаются уровнем комфортабельности. В бизнес-классе кресла установлены попарно в две линии. Всего может быть установлено 2 или 3 ряда таких мест. Наиболее комфортными считаются кресла первого ряда, так как там можно вытянуть ноги.
В экономклассе места распределены в две асимметричных линии – в первой – сидения парные, во второй они соединены по три штуки. Всего может быть до 12 рядов. Лучшие места в экономклассе расположены впереди, где можно расслабиться и протянуть ноги. Также неплохими считаются кресла возле иллюминаторов, так как последние довольно большие и пропускают много света. Наименее удобны места возле проходов и туалетов.
В хвостовой части Ан-148 размещен гардероб со вторым санузлом. После них имеется дополнительное отделение под багаж. Также под него выделено пространство под полом в самом начале и конце фюзеляжа. Попасть внутрь салона можно через дверь, установленную в носу самолета, или второй вход ближе к хвосту. Также на борту присутствуют дополнительные выходы для экипажа и отдельные люки для обеспечения доступа к багажу.
Уровень комфорта пассажиров поддерживается не только оптимальной компоновкой, но и просторными местами. Даже при откидывании спинки предыдущего ряда пассажир не будет испытывать дискомфорта. Сами кресла сделаны мягкими и удобными. Интерьер выполнен в современном высокотехнологичном стиле. На борту присутствует продвинутое электронное оборудование иностранного и отечественного производства, что повышает уровень комфорта при перелете.
Летные и технические характеристики
По характеристикам Ан-148 удалось превзойти свои старшие аналоги в лице Ан-74 и Ан-140. Базовая модель имеет длину 29,1 м, высота самолета – 8,2 м. Размах крыла составляет 28,9 м при площади 87,3 м². Диаметр фюзеляжа достигает 3,5 м, ширина и высота салона равны 3,13 и 2 м соответственно. Допустимая взлетная масса ограничена 38,55 т, из которых 9,68 т рассчитаны на коммерческую нагрузку. На борту может присутствовать до 80 пассажиров. Топливные баки вмещают до 12,05 тонн.
Самолет работает на двух двигателях Д-436, имеющих тягу 6700 кгс. В качестве вспомогательной силовой установки используется АИ-450-МС. Ан-148 может разгоняться до 870 км/ч, его крейсерская скорость равна 820 км/ч. Дальность полета при предельной нагрузке составляет 2100 км. Практический потолок ограничен высотой 12500 м. Самолет может эксплуатироваться на взлетно-посадочных полосах, длина которых превышает 1560 м. За один час полета расходуется около 1550 кг топлива.
См. также Часть 1: «Ан-148: Техническое описание»
Развитие семейства самолетов Ан-148
Корпоративный самолет Ан-168
Самолет Ан-168 отличается от базового самолета Ан-148-100 увеличенной дальностью полета свыше 7000 километров. Это достигнуто путем доработки планера самолета в районе 26-36 шпангоутов. В верхней части фюзеляжа Ф-2 устанавливается дополнительный топливный бак вместимостью 470 кг. Интерьер пассажирской кабины выполнен из высококачественных композитных материалов и позволяет реализовать самые сложные дизайнерские решения вариантов пассажирской кабины. Система развлечения пассажиров на борту включает в себя DVD/CD , камеру обзора передней полусферы, высокоскоростной интернет.
Общий вид Ан-168
Таблица 1. Основные летно-технические характеристики Ан-168
Ан-168 | |
Летные данные | |
Крейсерская скорость(км/ч) | 800-870 |
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (км) | 6240 |
Максимальная высота полета (м) | 12200 |
Расход топлива рейсовый (кг/ч) | 1650 |
Потребная длина БВПП(м) | 1900 |
Эксплуатационные температуры (на земле) | -55…+45 |
Посадочная категория ICAO | I, II, IIIA |
Ресурс самолета | |
Календарный | 30 лет |
Количество полетов | 30000 |
Количество летных часов | 80000 |
Доработка планера (установка дополнительных топливных баков)
Дальность полета от г.Москвы
Грузовой самолет с боковой грузовой дверью Ан-148С-100
Грузовой самолѐт Ан-148С-100 с боковой грузовой дверью создан на базе пассажирского самолета Ан-148-100 и предназначен для перевозки грузов на региональных авиалиниях, в том числе при эксплуатации на малооборудованных аэродромах, что способствует расширению географии его использования в различных условиях. Быстросъемная напольная механизация и большая грузовая дверь обеспечивает эффективное выполнение погрузочно-разгрузочных работ с грузами, размещаемыми в стандартных контейнерах, на поддонах или « в навал». В грузовом отсеке на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, размещенных в контейнерах или на поддонах, а также специальные складывающиеся замки, исключающие их перемещение в полете.
Грузовая кабина
3 вида самолета Ан148С-100
Вместимость грузовой кабины в сравнении с другими самолетами семейства Антонов
Образцы загрузки самолета Ан-148С
Летно-технические характеристики самолета Ан-148С
Ан-148С | |
Размеры | |
Размах крыла (м) | 28,91 |
Длина самолета (м) | 29,13 |
Высота самолета (м) | 8,19 |
Вес | |
Максимальная взлетная масса (кг) | 43700 |
Максимальная платная нагрузка (кг) | 10100 |
Вместимость топливных баков (кг) | 11700 |
Экипаж | |
Летный экипаж | 2 пилота |
Самолет Ан-148 (летающий госпиталь)
Самолет оснащен медицинским оборудованием и предназначен для выполнения медико-эвакуационных задач, обеспечивающий перевозку оперативных групп на расстояние до 7000 км. Самолет имеет возможность конвертации пассажирского салона для многофункционального применения (перевозка оперативных групп, медико-эвакуационный до 6 эвакуируемых лежачих больных, а также смешанный вариант)
Медицинский модуль самолетный (ММС)
Компоновка медико-эвакуационного варианта
Продолжение «Ан-148: Cравнение с конкурирующими продуктами»