Полный цикл производства самолетов семейства Ан-148/Ан-158. ГП «Антонов» выкупает оснастку


Ан-40
Компоновка самолёта Ан-40
ТипВоенно-транспортный самолёт
РазработчикАНТК им. О.К. Антонова
Статуспроект
Базовая модельАн-12

Ан-40
— военно-транспортный самолёт с укороченным взлетом и посадкой, дальнейшее развитие самолёта
Ан-12Д
. Работы по проекту начались в 1964 году. В 1965 году был построен макет
Ан-40
в натуральную величину, однако на этом проект остановили.

Предназначение

Самолёт должен был перевозить грузы наземного и воздушного десантирования, максимальной нагрузкой 30 т при взлетной массе 95 т на расстояние 2750 км. Воздушное десантирование грузов обеспечивалось спецоборудованием, вмонтированным в пол грузового отсека. При наземном десантировании личного состава в грузовой кабине устанавливаются десантные сиденья на 125 человек. Также был предусмотрен санитарный вариант, в котором в грузовой кабине устанавливались 82 унифицированных армейских носилок.

Модификации

Базовый вариант машины, предназначенный для размещения 70-85 человек, имеет обозначение Ан-148-100В. Запас топлива на борту позволяет выполнять полеты на расстояние до 3500 км. Доработанный вариант, обладающий дальностью полета 4400 км, обозначается Ан-148-100Е. Также существует вариант Ан-148-100А с уменьшенным запасом топлива на борту, предназначенный для работы на маршрутах с протяженностью до 2100 км.

Под крылом АН 148

Машины оснащены пассажирскими салонами аналогичной конфигурации. При схеме салона для пассажиров трех классов машина имеет обозначение Ан-148-100ЕА. Самолет оснащается отдельным отсеком для ВИП-персон. Удлиненные версии Ан-148-200 и Ан-158 вмещают 89 и 99 пассажиров соответственно.

По отдельному заказу МЧС России разрабатывался самолет Ан-148-100ЕМ, предназначенный для применения в качестве мобильного госпиталя. По заказам различных ведомств были созданы проекты патрульного Ан-168МП и грузового Ан-148С, оснащенного погрузочным люком на борту фюзеляжа. Прорабатывалась версия самолета Ан-168, позиционировавшаяся как машина для деловых перелетов на расстояние 7000 км.

Последний транспортный вариант самолета получил обозначение Ан-178.

Конструкция машины позволяет перевозить грузы с общей массой 18 000 кг. При этом требования к взлетно-посадочным полосам снижены, и соответствуют транспортной машине Ан-12. Возможна эксплуатация самолета с грунтовых летных полей.

Первый фюзеляж был изготовлен в середине 2014 года. Осложнение взаимоотношений между Россией и Украиной негативно сказалось на дальнейшем развитии проекта. Из-за наличия в самолете большого числа комплектующих и узлов из России работы заморожены на неопределенный срок.

Производство самолетов Ан-148 началось в России в 2009 году в Воронеже. Первоначальные заказы стали сокращаться, несмотря на заявления Минобороны России о необходимости замены имеющегося парка машин Ту-134 на Ан-148.

На сегодняшний день производство машин остановлено из-за отсутствия комплектующих, поставляемых из Украины. Перспективы возобновления производства туманны.

Описание

Силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей ТВД АИ-30 с четырёхлопастными винтами. Для улучшения взлетно-посадочных дистанций дополнительно устанавливаются четыре спаренных разгонно-тормозных двигателя РД-36 в двух мотогондолах, подвешенных на пилонах под крылом между гондолами основных двигателей.

В носовой части фюзеляжа расположены три кабины: кабина штурмана, за ней кабина экипажа и кабина сопровождающих на 17 человек. Далее идет грузовая кабина. В хвостовой части фюзеляжа расположена кормовая башня ДБ-75. В кормовой башне размещены две двухствольные скорострельные 23-мм пушки АО-9, прицельная радиолокационная станция ПРС-4 «Криптон» и вычислительный блок ВБ-257А-5. Кормовая башня дистанционно управляется бортстрелком, место которого находится над кабиной сопровождающих. В обтекателях шасси размещены кассетные держатели для автоматически сбрасываемых контейнеров пассивных отражателей помех.

Воздушное десантирование боевой техники и грузов обеспечивается механизированным способом или при помощи вытяжных парашютов спецоборудованием, вмонтированным в конструкцию грузового пола.[1]

История создания

Разработка принципиально нового самолета началась летом 2001 года. Руководитель проектных работ П.В. Балабуев изначально предполагал создание семейства машин, отличающихся числом посадочных мест.

Антонов Ан-148

В качестве силовой установки предполагалось использовать турбореактивные двигатели серии Д-436. Базовый вариант лайнера должен был вмещать 80 пассажиров, версия с удлиненным фюзеляжем – 100 человек.

Предполагалось создание транспортного варианта машины, оснащенного грузовым отсеком, способным принимать груз весом до 20 000 кг.

Для погрузки и разгрузки отсек рассчитывали оснастить откидной рампой, расположенной в хвостовой части.

Развитие проекта самолета Ан-148 велось в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями и авиационными предприятиями стран СНГ. В качестве производственной площадки на первых этапах рассматривался завод в Улан-Удэ. Впоследствии планы скорректировали в пользу авиастроительных заводов в Киеве и Воронеже.

Первый полет лайнера Ан-148 состоялся во второй половине декабря 2004 года. Для постройки трех прототипов применялись детали и узлы, поставляемые предприятиями из России, стран Евросоюза и США. Доводка самолета продолжалась несколько лет. Сертификация машин различных вариантов завершилась к концу 2013 года.

Схема салона и расположение мест

Конструкторы при проектировании салона Ан-148 пытались добиться высокого уровня комфорта для всех пассажиров. Поэтому все было сделано с упором на удобство. Внутри фюзеляжа установлено несколько специальных тонких стенок, разделяющих части салона на отделения. В передней – размещена кабина экипажа, сразу после нее выделен отсек под багаж, который совмещается с входным коридором и первым туалетом.

Базовая модель рассчитана на перевозку 80 человек, но выпущенные модификации могут повысить количество доступных мест. Во всех случаях компоновка самолета схожа и имеет минимальные отличия. Пассажирский салон идет сразу после кабины пилотов и первого санузла. Он разделен на два класса, которые отличаются уровнем комфортабельности. В бизнес-классе кресла установлены попарно в две линии. Всего может быть установлено 2 или 3 ряда таких мест. Наиболее комфортными считаются кресла первого ряда, так как там можно вытянуть ноги.

Салон самолета АН-148

В экономклассе места распределены в две асимметричных линии – в первой – сидения парные, во второй они соединены по три штуки. Всего может быть до 12 рядов. Лучшие места в экономклассе расположены впереди, где можно расслабиться и протянуть ноги. Также неплохими считаются кресла возле иллюминаторов, так как последние довольно большие и пропускают много света. Наименее удобны места возле проходов и туалетов.

Гардероб и санузел в самолете АН-148

В хвостовой части Ан-148 размещен гардероб со вторым санузлом. После них имеется дополнительное отделение под багаж. Также под него выделено пространство под полом в самом начале и конце фюзеляжа. Попасть внутрь салона можно через дверь, установленную в носу самолета, или второй вход ближе к хвосту. Также на борту присутствуют дополнительные выходы для экипажа и отдельные люки для обеспечения доступа к багажу.

Компоновка салона АН-148

Уровень комфорта пассажиров поддерживается не только оптимальной компоновкой, но и просторными местами. Даже при откидывании спинки предыдущего ряда пассажир не будет испытывать дискомфорта. Сами кресла сделаны мягкими и удобными. Интерьер выполнен в современном высокотехнологичном стиле. На борту присутствует продвинутое электронное оборудование иностранного и отечественного производства, что повышает уровень комфорта при перелете.

Летные и технические характеристики

По характеристикам Ан-148 удалось превзойти свои старшие аналоги в лице Ан-74 и Ан-140. Базовая модель имеет длину 29,1 м, высота самолета – 8,2 м. Размах крыла составляет 28,9 м при площади 87,3 м². Диаметр фюзеляжа достигает 3,5 м, ширина и высота салона равны 3,13 и 2 м соответственно. Допустимая взлетная масса ограничена 38,55 т, из которых 9,68 т рассчитаны на коммерческую нагрузку. На борту может присутствовать до 80 пассажиров. Топливные баки вмещают до 12,05 тонн.

Самолет работает на двух двигателях Д-436, имеющих тягу 6700 кгс. В качестве вспомогательной силовой установки используется АИ-450-МС. Ан-148 может разгоняться до 870 км/ч, его крейсерская скорость равна 820 км/ч. Дальность полета при предельной нагрузке составляет 2100 км. Практический потолок ограничен высотой 12500 м. Самолет может эксплуатироваться на взлетно-посадочных полосах, длина которых превышает 1560 м. За один час полета расходуется около 1550 кг топлива.

См. также Часть 1: «Ан-148: Техническое описание»

Развитие семейства самолетов Ан-148

Корпоративный самолет Ан-168

Самолет Ан-168 отличается от базового самолета Ан-148-100 увеличенной дальностью полета свыше 7000 километров. Это достигнуто путем доработки планера самолета в районе 26-36 шпангоутов. В верхней части фюзеляжа Ф-2 устанавливается дополнительный топливный бак вместимостью 470 кг. Интерьер пассажирской кабины выполнен из высококачественных композитных материалов и позволяет реализовать самые сложные дизайнерские решения вариантов пассажирской кабины. Система развлечения пассажиров на борту включает в себя DVD/CD , камеру обзора передней полусферы, высокоскоростной интернет.

Общий вид Ан-168

Таблица 1. Основные летно-технические характеристики Ан-168

Ан-168
Летные данные
Крейсерская скорость(км/ч) 800-870
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (км) 6240
Максимальная высота полета (м) 12200
Расход топлива рейсовый (кг/ч) 1650
Потребная длина БВПП(м) 1900
Эксплуатационные температуры (на земле) -55…+45
Посадочная категория ICAO I, II, IIIA
Ресурс самолета
Календарный 30 лет
Количество полетов 30000
Количество летных часов 80000

Доработка планера (установка дополнительных топливных баков)

Дальность полета от г.Москвы

Грузовой самолет с боковой грузовой дверью Ан-148С-100

Грузовой самолѐт Ан-148С-100 с боковой грузовой дверью создан на базе пассажирского самолета Ан-148-100 и предназначен для перевозки грузов на региональных авиалиниях, в том числе при эксплуатации на малооборудованных аэродромах, что способствует расширению географии его использования в различных условиях. Быстросъемная напольная механизация и большая грузовая дверь обеспечивает эффективное выполнение погрузочно-разгрузочных работ с грузами, размещаемыми в стандартных контейнерах, на поддонах или « в навал». В грузовом отсеке на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, размещенных в контейнерах или на поддонах, а также специальные складывающиеся замки, исключающие их перемещение в полете.

Грузовая кабина

3 вида самолета Ан148С-100

Вместимость грузовой кабины в сравнении с другими самолетами семейства Антонов

Образцы загрузки самолета Ан-148С

Летно-технические характеристики самолета Ан-148С

Ан-148С
Размеры
Размах крыла (м) 28,91
Длина самолета (м) 29,13
Высота самолета (м) 8,19
Вес
Максимальная взлетная масса (кг) 43700
Максимальная платная нагрузка (кг) 10100
Вместимость топливных баков (кг) 11700
Экипаж
Летный экипаж 2 пилота

Самолет Ан-148 (летающий госпиталь)

Самолет оснащен медицинским оборудованием и предназначен для выполнения медико-эвакуационных задач, обеспечивающий перевозку оперативных групп на расстояние до 7000 км. Самолет имеет возможность конвертации пассажирского салона для многофункционального применения (перевозка оперативных групп, медико-эвакуационный до 6 эвакуируемых лежачих больных, а также смешанный вариант)

Медицинский модуль самолетный (ММС)

Компоновка медико-эвакуационного варианта

Продолжение «Ан-148: Cравнение с конкурирующими продуктами»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: