Противолодочный самолет ил-38 — обзор и летно-технические характеристики


Окончание Второй мировой войны не принесло мира и покоя человечеству. Потребовалось буквально несколько лет, чтобы бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали заклятыми врагами, начав масштабное противостояние, известное сегодня как Холодная война. На протяжении десятилетий США и Советский Союз соревновались друг с другом в создании смертоносных средств уничтожения. Бескомпромиссная борьба шла на земле, в воздухе, на море и даже под его поверхностью…

В 50-е — 60-е годы натовские подводные ракетоносцы без опаски несли боевое дежурство в Средиземном и Норвежском море, Тихом и Атлантическом океане. В то время советский атомный подводный флот только начинал делать первые шаги и противостоять новой угрозе он не мог. Поэтому в Советском Союзе решили пойти другим путем и сделать упор на развитие противолодочной авиации.

Ил-38 стал первым советским дальним противолодочным самолетом. Его разработка началась в 1957 году, а в 1961 году машина впервые поднялась в воздух. Активная эксплуатация самолета началась в 1969 году. Созданием противолодочного самолета Ил-38 занималось ОКБ Ильюшина, основой для новой машины стал пассажирский лайнер Ил-18. Выпуск Ил-38 был налажен на авиазаводе №30, он продолжался до 1972 года. За это время было выпущено 65 самолетов.

Ил-38 долгие годы находился на эксплуатации авиации советского военно-морского флота, после распада СССР она продолжилась в ВМФ России. Ил-38 – настоящий самолет-ветеран – и сегодня находится в строю. Еще пять машин модификации Ил-38SD состоят на вооружении ВМС Индии. В 2020 году были завершены испытания модернизированного варианта самолета Ил-38Н для российского военно-морского флота, оснащенного новым противолодочным комплексом «Новелла».

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2020 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Противолодочный самолет Ил 38Н: технические характеристики, вооружение

В конце 90 х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил 38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил 38Н.
Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000 х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.

Начало работ

В 90 х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил 38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.

Разработчик

Проектом Ил 38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил 38.

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил 18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил 38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы.

В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил 38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил 38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор.

Теперь же конструкторы решили Ил 38 максимально улучшить, оснастив новой поисково прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил 38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил 38.

Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил 38 SD.

Испытания

Впервые Ил 38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком испытателем России В.И. Бутовым.

Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил 38 был передан для нужд Северного флота России.

На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.

О системе от оао «ленинец»

Усовершенствованый Ил 38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями.

Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon («Морской змей»), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла П 38».

По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил 38 данным поисково прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил 38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров.

Кроме того, модернизированный Ил 38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Устройство кабины

Управление поисково прицельным комплексом выполняется из кабины Ил 38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

Компоненты системы

Установка «Новелла П 38» является навигационным прицельно поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:

  • Радиолокационной системы высокого разрешения.
  • Телетепловизионной системы «Ланнер А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.
  • Радиогидроакустической системы.
  • Магнитометрической системы.
  • Командно тактической.
  • Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.

Характеристики Ил 38Н

Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ 20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч.

Ил 38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8 10 км.

Модернизированный Ил 38 способен транспортировать груз весом до 8400 9000 кг.

Состав самолета

Экипаж состоит из семи человек:

  • Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
  • Штурман навигатор.
  • Штурман оператор радиолокационной станции.
  • Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
  • Бортинженер.
  • Бортрадист.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил 38 темно серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил 38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил 38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ 1 или АТ 2 и АПР 2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил 38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

О предназначении

В свое время Ил 38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково спасательные операции.
  • С привлечением Ил 38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил 38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника.

Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо японских учений в 2010 году.

Обе стороны опасались, что российский Ил 38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза.

Благодаря внедрению компонентов новой поисково прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил 38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил-38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ-1 или АТ-2 и АПР-2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил-38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России.

Разработчик

Проектом Ил-38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил-38.

кб ильюшина

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил-38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы. В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил-38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил-38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор. Теперь же конструкторы решили Ил-38 максимально улучшить, оснастив новой поисково-прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил-38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил-38. Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил-38 SD.

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда — ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.

Ил-38 Противолодочный самолет

После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Lockheed P-38 Lightning

Первый полёт

27 января 2020

27 января 1939 года совершил первый полет самолет Lockheed P-38 Lightning, который использовался во Второй мировой войне в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика и разведчика. На этом легендарном самолете летали два самых результативных пилота Соединенных Штатов Америки – Ричард Айра Бонг (40 побед) и Томас Макгуайр (38 побед). 17 апреля 1943 года 18 истребителей P-38 Lightning провели операцию по перехвату и уничтожению над одним из тихоокеанских островов бомбардировщика G4M, на борту которого находился адмирал Исороку Ямомото. Именно на этой машине летом 1944 года над Средиземным морем был сбит известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Известен самолет и благодаря инциденту с атакой на советские войска в районе города Ниш, о котором мы рассказывали ранее.

P-38J-20-LO «Yippee» в полёте

В 1937 году Министерство обороны США, понимая неизбежность новой войны, опубликовало техническое задание на разработку истребителя-перехватчика, способного противостоять современным немецким истребителям. Американские самолетостроители приступили к работе над новым проектом. Не остались в стороне и инженеры фирмы Lockheed. Созданный ими прототип с индексом Lockheed Model 22 был воплощен в металле в декабре 1938 года. Первый полет новая машина совершила 27 января 1939 года. Разработкой истребителя, получившего позднее имя P-38 Lightning, руководили Х. Хиббард и К. Джонсон («отец» многих революционных проектов фирмы Lockheed: F-104, U-2, SR-71), для которого этот самолет стал первым в его долгой конструкторской работе. В итоге ВВС США получили один из самых успешных истребителей Второй Мировой войны.

В течении пяти лет производства было выпущено 10037 самолетов Р-38 семи основных серийных модификаций, включая и несколько прототипов. Все машины с именем Lightning отличались схожестью внешнего вида, а также силовой установкой, состоящей из двух моторов Allison V-1710.

На Р-38 было применено множество новых технических решений, не считая саму компоновку машины. Трехопорное шасси с носовой стойкой, двигатели с турбокомпрессорами, значительно снижающими шумность истребителя за счет поглощения выхлопа моторов, и т.д.

Первым в списке целого семейства самолетов стал ХР-38. Именно на этой машине был выполнен первый полет 27 января 1939 года. Управлял машиной лейтенант Келси. Во время полета случилась авария. От высокой вибрации закрылков Фаулера разрушились три из четырех несущих кронштейнов. Пилот уже хотел выброситься с парашютом, когда понял, что с убранным газом и полетом на критическом угле атаки можно спасти машину, приведя ее на аэродром. В момент касания полосы угол атаки был равен 18 градусам. Истребитель приземлился сначала на пятки килей, а уже потом – на основные стойки шасси. Через 34 минуты полет был завершен.

ХР-38 был оснащен двумя двигателями Allison V-1710 11/-15 мощностью по 1150 л.с. с турбонагнетателями GB В-1. Вооружение на нем отсутствовало. 11 февраля 1939 года эта версия самолета потерпела катастрофу из-за отказа мотора во время попытки установить рекорд скорости.

Задание конкурса Мгновение War Thunder

На 13 предсерийных YP-38, выпущенных следом за ХР-38, были установлены двигатели Allison V-1710-27/-29 мощностью по 1150 л.с. с турбонагнетателями GE В-2. На новой модификации мотора были изменены воздухозаборники, а на бортах балок были установлены радиаторы большей площади. Машина вооружалась 37-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7.62-мм.

Последовавшие за этим 29 серийных Р-38 были дооборудованы бронезащитой и бронестеклом. К вооружению добавили еще два 7.62-мм пулемета. Машина была готова вступить в войну.

В модификации L истребитель Р-38 имел взлетный вес 9798 кг и был оснащен двигателями Allison V-1710-111 мощностью 1475 л.с. Это позволяло ему развивать максимальную скорость 666 км/ч на высоте 7620 м., а с подвесными топливными баками самолет мог преодолевать 4185 км.

Первой жертвой P-38 Lightning модификации E стал четырехмоторный Fw-200, сбитый летчиком 33-й истребительной эскадрильи, которая базировалась на острове Исландия. Однако климатические условия Северной Европы мало подходили для Р-38. Гораздо лучше он чувствовал себя на просторах Северной Африки и Средиземноморья. Переброшенный на этот ТВД истребитель по-прежнему показывал себя как великолепный самолет. В боях на Средиземном море истребителям Lightning пригодились и большая дальность полета, и мощное вооружение.

В середине 1943 года Р-38 начал сопровождать бомбардировщики в налетах на Германию, базируясь на британских аэродромах. Однако тут все также проявлялось типичная «болезнь» двигателей Allison, выходивших из строя из-за влажного воздуха. Кроме того, в воздушных боях американские машины часто сбивали германские истребители, но была слишком заметна разница в летной подготовке не в пользу американцев.

Наиболее полно P-38 Lightning проявил себя в боях на Тихоокеанском и Китайско-Бирманско-Индийском ТВД, где первая победа была одержана 4 августа 1942 года. В этот день американские летчики сбили две летающие лодки Kawanishi над Алеутскими островами. Всего же в боях на Тихом океане на Р-38 было сбито боле 1800 самолетов противника.

Обсуждение на форуме

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: