Обзор самолета Ил-18: история создания и лётно-технические характеристики

История создания Ил-18

Послевоенные годы были сопряжены с ростом пассажирских авиаперевозок. К середине 1950-х руководство страны заметило, что имеющиеся поршневые авиалайнеры не могут обеспечить нужные объемы и темпы перевозок людей. Поэтому они поручили конструкторам сконцентрироваться на авиации с повышенной вместимостью пассажиров и увеличенной скоростью полета. Запрашиваемой производительности можно было добиться незамедлительно – уже тогда появились новые технические возможности.

История создания Ил-18

Главной составляющей, которая решила бы проблему, были авиационные двигатели. Выбор в пользу газотурбинных моделей, разделяющихся на турбовинтовые и турбореактивные, с последующим отказом от поршневых, используемых ранее, стал очевидным. Применить такие двигатели было затруднительно, так как до этого их устанавливали только на военную авиацию, где экономичность уходила на второй план. На гражданских же самолетах вопрос расхода топлива оставался важнейшим.

Первым авиалайнером на газотурбинном реактивном двигателе стал Ту-104, представленный в 1956 году. Он был основан на бомбардировщике Ту-16 и решал проблемы с пассажировместимостью и скоростью полета. Но он отличался недостаточной экономичностью, из-за чего не мог удовлетворить запросы авиаперевозчиков.

История создания самолета Ил-18

Тогда был вновь поднят вопрос, уже возникавший ранее, о создании авиалайнера для «Аэрофлота». На переговорах между конструкторами и представителями советского правительства все склонялись к выпуску многоцелевого самолета, который получится использовать для перевозки пассажиров и различного груза.

Только С. В. Ильюшин оспаривал эту идею и настаивал на разработке специализированного авиалайнера по классической схеме с упором на экономичность, чтобы добиться максимальных показателей по всем параметрам и исключить недостатки, связанные с универсальностью. Его слова признали правильными и именно его конструкторское бюро получило поручение заняться созданием обсуждаемого проекта.

Самолет Ил-18

После проведения переговоров конструкторы сразу приступили к разработке самолета, который уже тогда был назван Ил 18. В сентябре 1956 года началось строительство первого опытного образца. Официальный осмотр руководством СССР произошел в июне 1957, в его результате авиалайнеру присвоили имя «Москва». Первый полет на самолете был совершен 4 августа. Вместе с ним были испытаны несколько вариантов двигателей, установленных на другие машины.

Последнее было сделано для определения, какой из них окажется более надежным. Предпочтение отдали модели АИ-20. Последующие два года конструкторы занимались также созданием иных версий самолета, включая те, что подразумевали увеличение количества пассажирских мест или были предназначены для выполнения только грузовых перевозок. Эксплуатация Ил-18 началась в 1959 году вместе со стартом массового производства. Самолет стал основой для среднемагистральной гражданской авиации и обеспечивал большинство внутренних рейсов. За его создание конструкторы получили Ленинскую премию.

Интересные факты

  1. По официальным данным, на 2010 год 100 машин Ил-18 в мире разбились или не подлежат восстановлению, катастрофы привели к гибели 2352 человек.
  2. Статистика показывает, что на территории Советского Союза, позднее РФ и СНГ лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта Ил-18 не зафиксировано, всего по 1977 год произошло 16 катастроф и пять из них случились при посадках в СМУ в горах.
  3. В среде пилотов Ил-18 носил прозвище «Дельфин» из-за характерной формы носового обтекателя РЛС.
  4. Ил-18 был героем эпизодов многих художественных фильмов, он появлялся на экранах в 12 кинокартинах.
  5. Владимир Высоцкий упомянул Ил-18 в песне «Ещё бы не бояться мне полётов».
  6. В 20 городах, пять из них в Западной Европе, остальные на территории бывшего СССР, стоят памятники легендарному пассажирскому лайнеру Ил-18.

Ил-18

Благодаря своей экономичности, комфортабельности и безопасности Ил-18 долгое время являлся главным пассажирским самолётом СССР для авиалиний средней протяженности. Производство Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Далее приоритет отдавался в пользу разработке реактивных самолётов. Несмотря на это некоторое количество Ил-18 активно находится в эксплуатации по сей день.

Где производился самолет

Производили самолет только внутри страны. Занимался этим завод, расположенный на территории Москвы, под названием «Знамя труда». Он существует с 1893 года, но в 2020 владельцем было назначено проведение оптимизации, что привело к практически полному сокращению штата и закрытию производственных помещений.

Где производился самолет

Ил-18 создавали до 1978 года. Всего за это время выпустили 719 самолетов, из которых пассажирскими стали только 514. Другие 205 имели специальное назначение и применялись для выполнения особых задач.

Эксплуатация

Ил18 один из самых надежных самолетов в мире. Помимо того, что аварий с его участием в период за тридцать лет было минимум, эта машина обладает множеством мировых рекордов.

По дальности полета, общему количеству перевозимого груза, быстроте доставки и разгрузки. И множество других.

Использование самолета возможно в экстремальных условиях. Поэтому не случайно, что он составляет часть авиапарка тех самолетов, которые действуют на крайнем Севере. Здесь эта модель и ее модификации находят очень широкое применение и до настоящего времени. Потому что простота и надежность конструкции составляет важную часть эксплуатации данного воздушного транспорта.

Как морально устаревшего Ил-18 начали списывать еще в 1977 году, но он до сих пор находится на балансе авиапарков по всему миру Конечно, Ил18 это не роскошный лайнер, но все задачи, которые были поставлены перед ним заказчиками и конструкторами выполнены. Простой надежный, более-менее комфортный и современный, для своего времени. Он честно выполнил, а кое-где еще и выполняет, поставленные перед ним задачи.

Ил-18 – самолет за который не стыдно, «рабочая лошадка», хотя по кодовой классификации НАТО его и обозвали обидным словом «Coot» — «Простак».

Летно-технические характеристики Ил-18

Выпущенный Ил-18 характеристиками изначально превосходил всю имеющуюся авиацию. Он был крупнее и по габаритам: длина составляет 35,9 м при высоте 10,2 м. Крыло вытянуто на 37,4 м, а его площадь равна 140 м². Салон имеет ширину 3,23 м и длину 24 м. Пустым авиалайнер весит 35 т, предельная взлетная масса ограничена 64 т, из которых 22,7 или 30 т заняты топливом. Грузоподъемность зависит от модификации и может достигать 15 т.

Технические характеристики обеспечиваются четырьмя двигателями АИ-20М, мощность которых равна 4252 л. с. Максимальная скорость самолета составляет 685 км/ч. Крейсерская ограничена 625 км/ч, посадочная – 200 км/ч. При взлете Ил-18 требуется разгон до 1000 м, при посадке же нужен пробег до 800 м. Дальность полета составляет 7100 км. Она зависит от конкретной модификации, коммерческой нагрузки и наличия дополнительных топливных баков. Высота ограничена 10000 м.

Весовые параметры

Максимальный взлетный вес авиалайнеров “Ильюшин-18” моделей Б и В равняется 61400 кг, а “Ильюшин-18Д” – 64000 кг.
Он может быть увеличен, но не больше чем на 500 кг, так как при опробовании двигателей и рулении самолета от аэровокзала до места старта соответствующее количество топлива будет выработано.

Максимальный посадочный вес “Ильюшин-18” моделей Б, В и Е составляет 52000 кг, а “Ильюшин-18Д” – 52600 кг. Посадка авиалайнера с весом, превышающим допустимый посадочный, включая приземление с наибольшей взлетной массой, допускается лишь в особых случаях. При этом от пилота требуется концентрация внимания.

Максимальная коммерческая нагрузка для модификаций – 13500 кгс. К ней относят вес пассажиров, различных грузов, запаса продуктов в буфете-кухне. С наибольшей коммерческой нагрузкой самолет может преодолевать расстояние, равное примерно половине максимальной дальности полета.

Максимальный запас топлива (при учете плотности 0,785 г/см3) для самолета “Ильюшин-18Д” равен 23550 кг, для других модификаций – 18600 кг. Наибольше количество топлива, которое может остаться на время свершения посадки, – 10000 кг.

Конструктивные особенности самолета

Конструкция Ил-18 выполнена по классической схеме. Он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и палубным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета создавалась с упором на высочайший уровень безопасности при максимальной экономичности.

Наибольшее внимание в конструкции авиалайнера уделили крылу. Оно имеет нестреловидную форму, его удлинение составляет 10, сужение – 3. Продуманная аэродинамика помогла добиться хороших скоростных показателей, высокой устойчивости при полете и безопасности выполнения маневров на любых углах отклонения носовой части от горизонта. На крыле установлены четыре двигателя АИ-20. Выбор турбовинтовой модели вместо турбореактивной связан с повышенной экономичностью первых. Топливная система состоит из 22 небольших баков, расположенных в плоскости крыла. Основная группа установлена между внутренним и внешним двигателем, остальные относятся к дополнительным.

Хвостовое оперение включает трехлонжеронный киль со стреловидностью 22° и стабилизатор площадью 27,79 м². Шасси относится к трехопорному типу. Стойки при взлете убираются внутрь специальных отсеков с помощью гидравлической системы. Передняя «нога» может отклоняться на 43° и имеет два парных колеса, остальные оборудованы четырьмя. Для торможения используется гидравлика с применением антиюзового автомата растормаживания.

Управление самолетом механическое безбустерное. Все усилия, передаваемые на рули, отправляются к ним через трубчатые тяги. К элеронам или триммерами они переходят с помощью тросовой проводки. За работу большинства механизмов отвечает гидроазотная система. На борту также присутствует кондиционер, поддерживающий необходимое давление внутри кабины.

Имеется противопожарная система, включающая специальные титановые перегородки между важными компонентами самолета и некоторые другие элементы. При возникновении пожара тушение осуществляется в две фазы: автоматическую и ручную. Вторая требуется при быстром распространении огня или отказе первой. Также Ил-18 получил противообледенительную систему, обеспечивающую электрообогрев передней части крыла и хвостового оперения для предотвращения образования слоя льда.

Схема салона Ил-18

Электрооборудование на авиалайнере работает с помощью централизованной бортовой сети постоянного тока и восьми генераторов, которые разделены на две группы. На борту установлены две розетки аэродромного питания, чтобы обеспечить машину электричеством на земле. Также конструкторы монтировали сеть переменного однофазного тока. Он использовался на Ил-18 для поддержания освещения, состоящего из 21 плафона, работы пилотажно-навигационного и радиооборудования.

Последние представлены на борту в большом количестве. Точные сведения о технических приборах пилот может изучить с помощью РЛЭ от Ил-18. К ним относятся: автопилот, курсовая система, радиокомпас, РСБ, РЛС и другие составляющие.

Пассажирский самолет Ил-18В. На чертеже:

1 обтекатель БРЛС РПСН-2АМГ; 2—передняя антенна III диапазона радиоответчика № 1,3—окно кабины экипажа, 4—обтекатель аварийной шлейфовой антенны коротковолновой радиостанции; 5 — провод снижения, 6—провод основной лучевой антенны радиостанций РСБ-5/1230 и 1 -РСБ-70, 7 входная дверь, 8 кок воздушного винта, 9—ТВД АИ-20, 10—наружная ручка аварийного выхода; 11 аварийный люк, 12 — иллюминатор пассажирской кабины; 13—дождевой козырек; 14—форкиль, 15 — киль, 16—приемная антенна станции системы ближней навигации РСБН-2С, 17,76 и 81 —разрядники статического электричества, 18—антенна ответчика №2,19—передающая антенна станции системы ближней навигации РСБН-2С; 20—руль направления, 21—триммер руля направления, 22 хвостовой кок; 23—задняя антенна III диапазона радиоответчика №1; 24 хвостовая предохранительная опора, 25—антенное устройство доплеровской навигационной автономной системы НАС-1; 26 и 47 — импульсные световые маяки СМИ-2; 27—приемник статического давления; 28 —антенна радиостанции РСИУ-5; 29—приемник полного давления ППД-1, 30 и 43—посадочно-рулежные фары ФРС-200, 31—приемник температуры П-1, 32—антенна ответчика № 2, 33—антенна ответчика № 1, 34—съемная крышка мотогондолы для доступа к жаровой трубе ТВД АИ-20, 35—воздухозаборник вентиляции мотогондолы; 36—воздухозаборник охлаждения электрогенератора; 37,38,39 и 40—створки основной опоры шасси, 41 —нижняя крышка мотогондолы; 42 и 60—воздухозаборники подводящих туннелей маслорадиаторов ТВД, 44—отъемная консоль крыла, 45 — воздушный винт АВ-68И, 46—воздухозаборник ТВД АИ-20, 48—обтекатель проходного изолятора, 49 —кассета сигнальных патронов ЭКСП-39, 50—колесо 700×250 мм; 51 —крышка люка первого багажного отделения, 52—тормозное колесо 930×305 мм, крышка люка второго багажного отделения, 54—крышка люка третьего багажного отделения; 55 сопло турбогенератора ТГ-16, 56—хвостовая антенна ответчика № 1; 57 и 72—жалюзи вентиляции мотогондолы; 58 — обтекатель центробежного суфлера, 59—воздухозаборник для обдува отсека двигателя, 61 —регулируемые створки туннеля маслорадиатора ТВД; 62—гидроцилиндр уборки и выпуска передней опоры шасси, 63—амортизационная стойка, 64—замок выпущенного положения опоры шасси, 65—скоба замка убранного положения передней опоры, 66—замок убранного положения передней опоры; 67 — гидроцилиндр поворота передних колес, 68—боковой подкос, 69 и 74—рамочные антенны автоматических радиокомпасов АРК-11; 70—обтекатель шлейфовой антенны автоматического радиокомпаса АРК-11; 71 —антенна маркерного радиоприемника МРП-56П, 73 — щелевой взлетно-посадочный закрылок; 75—стабилизатор, 77 — руль высоты, 78—триммер руля высоты; 79 и 82—эксплуатационные люки для обслуживания радио-и электрооборудования, 80—элерон, 83—замок убранного положения основной опоры шасси, 84 задний подкос, 85 — шлиц-шарнир, 86—стабилизирующий демпфер тележки; 87—верхняя тяга компенсационного механизма, 88—амортизационная стойка, 89—боковой подкос, 90—тележка, 91—замок выпущенного положения основной стойки шасси, 92—гидроцилиндр уборки и выпуска основной опоры шасси дальнемагистральный

Н.ЯКУБОВИЧМоделист-Конструктор, № 8’2009

Салон Ил-18

Основным назначением Ил-18 стало выполнение регулярных пассажирских рейсов. По этому салону было уделено особое внимание. Его схема может меняться для разных модификаций или по заказу авиаперевозчика. Все самолеты этого типа включают только эконом вариант. Вместимость составляет 80, 100 или 122 места. Кресла располагаются по схеме 3+2, а единственный проход расположен между рядами. Конструкторы сделали разделение салона Ил-18 таким образом, чтобы он состоял из трех частей. Каждая выполнена в едином стиле.

Салон Ил-18

Пассажирский салон оборудован удобными креслами, не создающими дискомфорта при перелетах на средние дистанции. Проход между рядами застелен ковровой дорожкой, над сидениями имеются багажные полки. Отделка выполнена с привлечением дизайнеров, что помогло добиться хорошего подбора цветовой гаммы и сочетаемости элементов.

Оборудование салона самолета

Пассажирские кабины авиалайнера ИЛ-18 (салон описан далее по тексту) отделаны в светлых тонах, благодаря чему глаза пассажиров во время полета не утомляются. Верхняя часть салона выполнена в виде многогранника, не создающего впечатления тунельности кабин. Перегородки выполнены из пенопласта, фанеры и пластика. Проходы в перегородках закрываются портьерами. Панели пола оклеены облегченным ковром, а в проходах между креслами расположена ковровая дорожка.

ил 18 салон

Сверху вдоль фюзеляжа расположены багажные полки, которые предназначены для хранения ручной клади пассажиров. На потолке салона установлены плафоны общего освещения. Кроме того, над каждым рядом кресел имеются щитки с лампами индивидуального освещения и насадками для подачи свежего воздуха к пассажирам. Также щиток оснащен кнопкой для вызова бортпроводника.

По бортам фюзеляжа расположены пассажирские кресла: слева – трех- или двухместные (в зависимости от выбранной для авиалайнера ИЛ-18 модификации), справа – трехместные. Шаг между креслами в различных вариантах компоновки различный.

Кресла авиалайнера весьма удобны и легки по весу. Сиденья, спинка и подлокотники выполнены из эластичного пенистого пластика. В парных креслах средний подлокотник съемный, что дает возможность преобразовывать эти сидения в небольшой диван, на который может прилечь пассажир, почувствовавший в этом необходимость.

Под пассажирскими креслами в специальных карманах или на багажных полках находятся спасательные жилеты, упакованные в чехлы.

В самолете не чувствуется сквозняков, неприятных холодных течений. Отапливаются кабины воздухом, который выходит через многочисленные отдушины у основания фальшборта. Воздух внутри салона абсолютно чист, в меру увлажнен. Специальные регуляторы поддерживают в кабинах температуру +18 … +20 0С.

Кабина

В Ил-18 кабина экипажа расположена с первого по четвертый шпангоут. Она предназначена для пяти человек, включая командира, второго пилота, бортового механика, штурмана и радиста. Остекление кабины создано по двухрядному типу. По бокам установлены форточки. При посадке Ил-18 вид из кабины полностью обеспечивает пилотам хорошую видимость и ориентацию в пространстве.

Кабина Ил-18

От пассажирского салона она отделена с помощью герметичной перегородки. При разгерметизации ее наличие позволит сохранить кислород в кабине пилотов и посадить самолет на ближайшем аэродроме. После расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.

Фюзеляж

Главным нововведением в самолете стало использование герметичного фюзеляжа с задействованием систем наддува и кондиционирования. Такое решение позволило сохранить хорошее самочувствие пассажиров на любой высоте. Сам фюзеляж был разделен на несколько частей: кабина пилотов, первый салон, вестибюль, основной салон, хвостовой вестибюль, задний салон и багажный отсек. Компоновка многократно переделывалась под нужды определенных авиакомпаний или в ходе создания новых модификаций Ил-18.

Вам приходилось летать на самолете Ил-18?

ДаНет

Фюзеляж имеет длину 35,9 м и выполнен по типу полумонокока. Он состоит из 78 шпангоутов, стрингеров и обшивки. Основная его часть представляет собой цельную гермокабину, вытянувшуюся на 28 м.

Безопасность самолета

Для поддержания высокого уровня безопасности конструкторам пришлось проработать разные варианты конструктивных решений и методик проводимых испытаний фюзеляжа. Их результаты показали, что при создании массовой версии самолета потребуется учесть много нюансов. Одним из важнейших стало применение в конструкции компонентов повышенной прочности и дублирующих элементов.

Крыло Ил-18

Была продумана механизация крыла, обеспечивающая возможность набора достаточной скорости взлета и посадки при взаимодействии с маленькими аэродромами. Также применили шины с невысоким давлением, что позволило использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы. Допустимая скорость самолетов Ил-18 перед приземлением была ограничена 200 км/ч, что еще больше повысило безопасность, исключив выезд за короткую ВПП.

Пожароопасные компоненты были отделены специальными титановыми плитами, выхлопные трубы провели над крылом, а вентиляцию гондол сделали более интенсивной – такие решения позволили значительно сократить вероятность возникновения пожара на борту. Если возгорание все же произойдет, то решить проблему должна улучшенная система пожаротушения.

Безопасность самолета Ил-18

Также безопасность повышается с помощью специального радиолокатора на носовой части авиалайнера. Он выдает пилотам предупреждения о приближающихся препятствиях, авиации или грозовых фронтах. Наличие противообледенительной системы помогает избежать образования льда на важных элементах самолета, включая воздухозаборники двигателя, радиаторы кондиционирования, винты и стекла кабины пилотов.

Электроника Ил-18

Электрооборудование работает с помощью кольцевой многоканальной системы. Его работоспособность будет сохраняться до отключения последнего из всех источников энергии. Также на борту установлена продвинутая пилотажно-навигационная система, помогающая пилотам летать даже при сложных метеорологических условиях и плохой видимости.

На самолете можно выполнить посадку в автоматическом режиме. Ил-18 стал первым советским авиалайнером, получившим сертификат за приземление в условиях посадочных минимумов 1 категории, подразумевающих высоту принятия решения, равную 60 м, и дальность видимости на взлетно-посадочной полосе до 800 м.

Модификации

Существует 2 вида модификаций Ил-18. Данное разделение справедливо как для гражданских, так и для военных самолетов:

  • Конструктивные (изменение конструкции, двигателя, фюзеляжа, шасси, добавление дополнительных баков и т.д.)
  • Салонные (установка специального оборудования, гондолы, радара, лидера радио и т.д.)

Существовали различные серии А, Б, В, Д, ДМ, в рамках которых и осуществлялись салонные и конструктивные модификации.

Первую серийную модель Ил-18 сняли с эксплуатации в 1959 году. К тому времени наладили выпуск самолетов новых серий. В последующие годы конструкторами было разработано еще больше вариантов для различных целей.

Модификации Ил-18

Выпущенные серии и модификации:

  • Ил-18А – первый серийный самолет этой модели, он работал на двигателях НК-4, которые имели высокий процент отказа;
  • Ил-18Б – базовая модель для пассажирских перевозок на двигателях АИ-20, изначально стала основной для «Аэрофлота»;
  • Ил-18В – улучшенная версия модели 18Б с разделением пассажирского салона на три отдельных части;
  • Ил-18Д – модель на двигателях АИ-20М с повышенной дальностью полета и увеличенной коммерческой нагрузкой;
  • Ил-18Е – пассажирский авиалайнер с повышенным количеством кресел до 110 единиц и улучшенной отделкой;
  • Ил-18И – еще одна версия авиалайнера на новых двигателях АИ-20М без изменений в конструкции и устройстве;
  • Ил-18В-26А – вариант авиалайнера для дальних перелетов с увеличенными топливными баками и уменьшенным салоном до 20 мест;
  • Ил-18Гр – транспортный самолет с усиленной напольной конструкцией, был выпущен только к 1978 году;
  • Ил-18ГрМ – модифицированная грузовая модель с установленной крупной дверью по левому борту и напольной механизацией;
  • Ил-18ДОРР – второй разведывательный самолет для поиска рыбных ресурсов, предназначен для работы на дальних расстояниях;
  • Ил-18ДЦ «Циклон» – модель для проведения метеорологической разведки и различной исследовательской деятельности;
  • Ил-18Д «Помор» – специальная модель, переработанная для выполнения рыбной разведки;
  • Ил-18Д «Тесла» – салонная модификация для обеспечения дальней, правительственной связи. Когда первое лицо страны находилось где-либо (даже в другой стране) над этим местом постоянно барражировали, несколько самолетов, обеспечивая защищённые каналы связи;
  • Ил-18 «Салон» – специальная версия самолета для выполнения деловых перевозок высших лиц государства;
  • Ил-18 «Полоса» – тестовая модель с продвинутым навигационным оборудованием для выполнения рейсов в автоматическом режиме;
  • Ил-18ЛЛ – воздушная лаборатория, созданная для проведения разных научных исследований;
  • Ил-18РТ (Ил-18СИП) – измерительный пункт с аппаратурой приема и анализа телеметрической информации;
  • Ил-18РТЛ – тестовая версия ИЛ-20РТ с обтекателем антенн над фюзеляжем;
  • Ил-18Т – транспортно-санитарная модель для перевозки больных и раненых, а также поиска пострадавших;
  • Ил-18ТД – новый военный транспортно-десантный самолет для военно-воздушных сил, был переоборудован и усилен;
  • Ил-18УШ – штурманская учебная машина с двадцатью креслами для штурманов внутри салона;
  • Ил-20 – переработанная военная модель для ведения радиоэлектронной борьбы в воздухе;
  • Ил-22 – специальная версия самолета, представляющая собой воздушный командный пункт;
  • Ил-24 – улучшенная модель для регулярного проведения ледовой разведки в северных широтах;
  • Ил-38 – противолодочный Ил-18, предназначенный для поиска и устранения вражеского подводного флота.

Некоторые модифицированные модели получили дополнительные улучшения уже после выпуска. Так, один Ил-18В был переоборудован для выполнения полетов в Антарктиду. Он получил еще один топливный бак внутри кабины пилотов.

Совсем другой самолет Ил-18 (1946)

Ил-18 1957 года стал вторым самолетом этой модели. Ранее, в 1946, уже проектировали авиалайнер с аналогичным названием. Он должен был стать дальнемагистральным пассажирским самолетом на четырех двигателях, обеспечивающем перевозку до 65 человек. Предполагалось, что он сможет преодолевать расстояния до 5000 км и летать на крейсерской скорости, которая будет равна 450 км/ч.

Совсем другой самолет Ил-18 (1946)

Самолет Ил-18 (1946)

Самолет разрабатывался в 1945 году для «Аэрофлота». Конструкторы планировали установить на него двигатели АЧ-72, но заменили их на АШ-73. Несмотря на неплохие технические характеристики, самолет в серию не пошел. Он эксплуатировался до 1950 года в тестовом режиме, но итоговым решением стал отказ от его дальнейшей реализации. Причиной тому послужили плохие двигатели и быстрое устаревание авиалайнера.

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 - пассажирский самолет

Впервые пассажирский самолет с таким названием был построен летом 1946 г. Его силовая установка состояла из четырех поршневых двигателей АШ-73. Летные испытания самолета, рассчитанного на 60 мест, проводил летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Опыт создания и испытания самолета Ил-18 с поршневыми двигателями оказал значительное влияние на проектирование турбовинтового самолета Ил-18, который сохранил название своего предшественника, но, по существу, является совершенно новым самолетом.

История эксплуатации

Началом эксплуатации самолета – 1959 год. Главным заказчиком модели стал советский «Аэрофлот», где авиалайнер оставался основным до середины 1970 годов. В то же время Ил-18 активно использовался Германией, Польшей, Венгрией и некоторыми другими странами. Самолет отличался высокой надежностью. За время эксплуатации он попал в небольшое количество авиакатастроф, большинство которых произошло по причине ненадлежащего обслуживания или ошибок пилотов. Массовое списание Ил-18 началось в 1980 годах. Тем не менее многие машины остались в рабочем состоянии и используются до сих пор. Самолет пережил Ту-104 и Ан-10, которые были выпущены в то же время, но давно не используются ни одной страной. Оставшиеся в эксплуатации авиалайнеры относятся к пассажирским или транспортным версиям. Государственный реестр содержит информацию о девяти Ил-18Д и одном Ил-18В, используемых ВВС и ВМФ России, а также двух Ил-18Д у НПП «Мир». Датируется она 2016 годом, поэтому количество самолетов уже могло сократиться. Также авиалайнер до сих пор используется в КНДР, Украине, Шри-Ланке, Сомали, ОАЭ и Казахстане.

Ил-18 стал самым массовым самолетом первого поколения на газотурбинных двигателях. Он был создан более 60 лет назад, но остается в эксплуатации у некоторых компаний и военных до сих пор. Это доказывает его высочайшую надежность и эффективность, опередивших свое время. Вероятнее всего, в ближайшие годы будут списаны все оставшиеся авиалайнеры, после чего их заменят другие современные самолеты.

Отзывы о самолетах

Перед создателями самолета Ильюшин-18 ставились три основные задачи:

  1. Обеспечить безопасность полета.
  2. Получить высокие экономические и эксплуатационные данные.
  3. Предоставить пассажирам все удобства, необходимые во время их нахождения в полете.

Можно смело утверждать, что все эти пункты были выполнены.

Самолеты модификаций «Ильюшин-18» вошли в историю благодаря высокому уровню таких критериев:

  • экономичность;
  • уровень комфорта;
  • надежность и безопасность;
  • неприхотливость в обслуживании.

А пассажиры, которым посчастливилось когда-либо летать на этих авиагигантах, до сих пор хранят лишь хорошие воспоминания о полетах. Они особенно подмечают такие характеристики, как:

  • достаточно низкий уровень шума от двигателей;
  • комфортабельный салон;
  • низкий уровень тряски.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: