Названы боевые преимущества Су-57 перед F-22 и F-35


F-22 and F-35 против ПАК ФА (Су-57)

Одни говорят, в любом споре рождается истина. Другие это отрицают. В нашем случае эксперты и специалисты сошлись в критериях оценки самолёта, определив его основные характеристики-признаки.

Основными характеристиками самолётов пятого поколения являются:

— уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах;

— высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;

— наличие круговой информационной системы, работающей как в пассивном, так и в активном режимах, которая совместно с комплексами БКО и РЭБ обеспечивает пилота информацией для принятия решений с частичной или полной автоматизацией процессов целеуказания, применения средств вооружения и обороны;

— полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, сверхманёвренность;

— автоматизация управления бортовыми информационными, в том числе и РЭБ, и исполнительными системами;

— самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь пилоту».

По этим характеристикам расставим все точки над «i», чтобы определить у какой из стран — США или России — самолёты 5-го поколения более всего соответствуют этим критериям.

Незаметность — чей «стелс» лучший?

Буквально на днях американское издание The National Interest опубликовало статью Stealth vs. Russia: U.S. F-22s and F-35s vs. Russia’s S-300 and S-400 (Who Wins?) экспертов Дэйва Маджумдара и Майка Кофмана, в которой они усомнились в том, что российские ЗРС С-300 и С-400 способны сбивать самолёты-невидимки F-22 и F-35.

«Россия испробовала ряд различных методов, чтобы победить технологии «стелс». Среди них — попытка создать тесную интегрированную сеть противовоздушной обороны с несколькими радарами, пытающимися смотреть на один и тот же самолёт с разных направлений, но насколько эффективными были эти усилия, остаётся открытым вопросом», таким субъективным выводом завершается эта статья.

В американской технологии «стелс» чётко прослеживается «русский след». Дело в том, что в основе этой технологии лежит алгоритм, представленный в монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции» инженера Петра Яковлевича Уфимцева, изданной небольшим тиражом в 1962 году.

Сутью этого алгоритма, который американцы переложили на программу для ЭВМ, является расчёт отражающих плоскостей объекта (самолёта) таким образом, чтобы они понижали его радиолокационную заметность. Первым ярким представителем этой технологии стал F-117 Nighthawk, которого за форму фюзеляжа и стоимость производства авиконструкторы называли Hopeless diamond («Безнадёжный бриллиант»), а в частях ВВС США дали более меткое прозвище — Wobblin Goblin («Хромой гоблин»).

«Гоблин» получился не только необычным на вид, но и сложно управляемым в пилотировании. В помощь пилоту на самолёте стояла система автоматического управления с четырёхкратным резервированием. Боевые качества F-117 на «отлично» показал только в фильмах Голливуда, а в реальности его хорошо видели сербские ПВО. Сбитый F-117 является главным экспонатом музея ВВС в Белграде.

Дальнейшее совершенствование технологии «стелс» привело к тому, что американцы разработали специальное покрытие, содержащее множество мелких отражающих элементов. С таким покрытием стали выпускать самолёты F-22 и F-35. Однако опыт боевых действий в Сирии показал, что этих «невидимок» хорошо обнаруживают как РЛС наших ЗРК, так и бортовые РЛС истребителей Су-30СМ и Су-35С. Так что утверждение о том, что несколько радаров с разных ракурсов «не увидят самолёт», в корне неверно и опасно для жизни американских пилотов.

У нашего Су-57 технология пониженной радиолокационной заметности строится на сочетании принципов радиолокационного отражения и поглощения. Облучая наш самолёт, РЛС противника не получают ответный сигнал в том объёме, который бы позволил определить Су-57 как цель. При этом заметность нашего самолёта не только фактически снижается до 30%, но и становится трудно определимой благодаря бортовому комплексу РЭБ. Таким образом, если его и увидят (скорее, догадаются), то только в тот момент, когда его ракетное вооружение уже начнёт поражать воздушные, надводные и наземные цели, а сам самолёт окажется вне зоны действия оружия противника.

Факты

В 2020 году два самолёта Су-57 были перебазированы на базу Хмеймим. Выполнив испытательные полёты в условиях близким к боевым, они вернулись в Россию. Весь мир узнал об этом позже, когда в Интернете появилась фотография, подтверждающая этот факт. Годом ранее российский Су-35С «отогнал» американский F-22 от наших Су-25, которые выполняли боевую задачу в провинции Дейр-эз-Зор. Так что чей «стелс» лучше, я думаю, понятно.

Форсаж и манёвр

Мировая тенденция развития боевой авиации формулируется следующим постулатом: «Истребители 3-го поколения обладают ограниченной манёвренностью, 4-го поколения — более высокой манёвренностью, а 5-го поколения — очень высокой манёвренностью». В США для этого был разработан специальный критерий оценки (критерий манёвренности, ССР), основанный на статистической зависимости вероятности победы истребителя в ближнем воздушном бою от основных показателей его манёвренности.

Сравнительная оценка возможности вести ближний бой по этому критерию выглядит так: для самолётов 4-го поколения его величина находится в пределах от 60-100 до 160-220, а для истребителей 5-го поколения значение ССР находится на уровне 250-310.

Самолёт Y/F-22, ставший потом F-22 Raptor, поначалу создавался под этот уровень ССР не менее 300. Однако американцы «загрубили» этот критерий до значения 180, посчитав, что воздушный бой будет проходить на средних дистанциях, а развитие ракет класса «воздух-воздух» с лихвой компенсирует снижение манёвренности. К тому же использование технологии «стелс» значительно повысит боевую эффективность самолёта. Кстати, показатель ССР у самолёта F-35 составляет всего 100-120.

Такая самонадеянность привела к тому, что помимо манёвренности урезали режим сверхзвуковой крейсерской скорости — и F-35, и F-22 разгоняются до сверхзвука только на форсаже. Причём форсаж у F-35 длится гораздо короче, чем у F-22.

Российский Су-57 обладает сверхманёвренностью (по критерию ССР, на уровне 310-320), которую он получил в наследие от Су-35С. При этом его бесфорсажная скорость равна 2 числам Маха, или свыше 2.100 км/час. Так что наш Су-57 не только «увидит» F-35 и F-22 раньше и применит ракеты, но и в случае ближнего боя перекрутит, т.е. быстро и эффективно зайдёт в их заднюю полусферу.

Видимость и всевидимость

В боевой обстановке пилоту истребителя жизненно важно знать всю окружающую воздушную обстановку для того, чтобы одновременно решать задачи атаки целей, а также обороны от атакующих самолётов и ракет. Наличие бортовой РЛС, комплексов БКО и РЭБ значительно упрощают выполнение этих задач.

На F-22 стоит только бортовая РЛС — AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Вместо комплексов РЭБ и БКО самолёт получает тактические данные по командной линии Link16 JTIDS от наземных и воздушных комплексов разведки, которая для улучшения радиолокационной малозаметности работает только для приёма данных.

Истребитель F-35, в отличие от F-22, помимо бортовой РЛС AN/APG-81 получил электронно-оптическую систему целеуказания AN/AAQ-37, всенаправленную инфракрасную камеру высокого разрешения AAQ-40, станцию радиоэлектронных помех AN/ASQ-239 и нашлемную систему целеуказания и индикации HMDS. Такое оснащение, безусловно, делает F-35 более «вооружённым» по сравнению с F-22 Raptor. Однако бесконечные поломки в части электронного оборудования, о которых сообщают американские СМИ, эффективность такой «вооружённости» ставят под сомнение.

Как известно, у российского Су-57 на борту стоит несколько РЛС, которые позволяют нашему пилоту видеть окружающую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта.

Помимо этого для обнаружения воздушных целей в передней полусфере на самолёте стоит оптико-электронная локационная система. За оборону самолёта отвечают БКО (аналог БКО «Хибины-2») и аппаратура РЭБ, которые эффективно отражают атаки существующих перспективных зенитных ракет и управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УРВВ)

Покажи своё ружьё

Теперь про вооружение. Истребитель F-22 Raptor вооружён пушкой М61А2 калибра 20 мм и комплектом УРВВ средней дальности и малой дальности. УРВВ средней дальности располагаются в центральном грузовом отсеке (четыре AIM-120 AMRAAM или шесть AIM-120C), а в двух боковых отсеках по одной УРВВ AIM-9M (AIM-9X). Помимо этого самолёт может нести и бомбы — восемь корректируемых бомб JDAM.

Вооружение F-35, несмотря на своё разнообразие, выглядит гораздо скромнее. Сохраняя режим малозаметности, самолёт может брать только то оружие, которое помещается в единственный грузовой отсек — четыре УРВВ AIM-120C (AIM-132 ASRAAM); две крылатые ракеты Storm Shadow или AGM-158 JASSM; четыре корректируемые бомбы JDAM или CBU-103, CBU-104 и CBU-105.

Наш Су-57 имеет два основных грузовых отсека и два дополнительных, в которых будет размещаться УРВВ малой и средней дальности (четыре УРВВ-МД и шесть УРВВ-СД), а также до восьми крылатых ракет (Х-38У и Х-58УШК) или корректируемых авиационных бомб КАБ-500.

Можно ещё долго рассуждать о других системах самолётов 5-го поколения — топливных системах, системах управления двигателями, двигателях, шасси и пр., но всё это системы обеспечения, которые лишь в немногом отличаются от аналогичных у самолётов 4-го поколения и не являются определяющими в боевой эффективности истребителя.

Поэтому все основные оценочные характеристики, определяющие самолёты 5-го поколения, я свёл в таблицу. Оценка дана по пятибалльной системе, а сумма баллов покажет, насколько каждый самолёт соответствует критериям 5-го поколения.

В качестве эпилога. В 2014 году австралийский аналитический опубликовал многостраничный доклад по оценке самолётов 5-го поколения с итоговой таблицей по 14 критериям оценки. Итог оценки был обозначен баллами. F-22 Raptor получил плюс 2 балла, ПАК ФА (Су-57) — плюс 5, а новейший F-35 — оценку минус 8 баллов.

Реальная оценка боя Су-35 против F-22 Raptor

По мнению экспертов, F-22 будет всячески избегать ближнего боя. Ведь концепция самолёта — «невидимки» предполагает исключительно дальний бой. Существует правило: кто первый увидел противника, тот первым и послал ракету. Российский самолёт считается сверхманёвренным истребителем. Ведь его двигатели имеют всеракурсно отклоняющийся вектор тяги. Такое происходит за счёт сопел, которые могут поворачиваться в вертикальной, а также горизонтальной плоскости. F-22 «Раптор» может отклонять вектор тяги лишь по вертикали. Российский военный самолёт за его маневренность назвали настоящим НЛО.

F-22 и Су-35

На малых расстояниях российский истребитель имеет преимущество. Хотя, это не очень важно при сражении. Американские самолёты имеют очень низкую видимость для РЛС своего врага. У них очень мощные радары и они могут увидеть российские летательные военные судна быстрее, из-за чего скорее выпустит по ним свои ракеты.

Однако российские самолёты также используют стел-технологии. Их не так уж легко заметить. Кроме того, обнаружив Су-35, «американец» полностью выдаст себя. Ответный залп русский истребитель сделать не успеет, но он сможет подготовиться к противоракетному манёвру, учитывая его сверхманёвренность. К тому же он приведёт в готовность свою систему обороны. Американская ракета не сможет попасть в цель из-за радиопомех для ГСН.

У «американца» нет системы инфракрасного обнаружения цели. Он не может спокойно сканировать себе воздушное пространство и никак не обнаруживать себя. У российского истребителя такая система имеется. Правда, дальность её действия всего 80 км. В сражении на большом расстоянии шансы у этих истребителей почти равные. Решающую роль играет — маневренность самолёта, мастерство пилота, вооружение. У российских военных самолётов больше шансов на победу. Ведь их ракеты Р-73М могут запускаться при любых режимах полёта и имеют лучшие боевые возможности.

Подводя итоги

Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов. А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.

Источник: Популярная Механика

Больше ада

Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета. В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по‑прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.

Читайте Зенитно-ракетная система С-500 «Прометей»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: