2020 год станет поворотным в истории гражданской коммерческой авиации. Компания Boeing Commercial Airplanes выведет на рынок ещё один лайнер из новой линейки узкофюзеляжных самолётов средней дальности. Называться он будет Boeing 737 max 10. Семейство Боинг 737 max с 2020 года активно используется авиакомпаниями всего мира. Оно пришло на смену предыдущей разработке инженеров — самолётам Boeing 737 New Generation. Но в создании серии 737 max столько новаторства, что уже сейчас понятно: это принципиально новые летательные аппараты, в корне отличающиеся от предшественников.
Версии Боинг 737max
Изначально разработчики создавали три базовых модификации модели. С течением их стало в два раза больше.
Основные модели Боинг 737 max представлены в таблице:
Модификации | Особенности |
737 MAX 7 |
|
737 MAX 8 |
|
737 MAX 8-200 |
|
737 MAX 8 ERX |
|
737 MAX 9 |
|
737 MAX 10 |
|
Где производится?
Все самолёты компании Boeing Commercial Airplanes производятся на территории США. Производственные мощности предприятия распределены по стране. Крупнейшие находятся в штатах Калифорния, Вашингтон, Миссури.
Появившись на рынке авиаперевозок, Boeing 737 MAX смог восстановить конкурентоспособность компании в этом сегменте. Огромное количество заказов были получены ещё после первой презентации: крупнейшие перевозчики Малайзии, Индонезии, Японии, Германии уже готовы были вкладываться в разработку и создание новейших самолётов. Это лишний раз доказывает оправданную популярность Boeing в коммерческих перевозках.
Компоновка пассажирского салона Боинг 737max
Конфигурация модели 737 МАХ значительно отличается от своих предшественников и конкурентов.
Интересно: По опросу пассажиров, часто совершающих перелеты различными авиакомпаниями, Боинг 737 МАХ имеет максимальный уровень привлекательности для пассажиров.
Именно благодаря тому, что проект разрабатывался несколько лет, разработчики смогли оформить салон в максимально комфортной для пассажиров конфигурации. На этом этапе проектировщики учли все достоинства и недостатки предыдущих моделей Боингов, и исправили их в этой конфигурации.
Главные особенности салона:
- плавные контуры стен;
- наиболее вместительные шарнирные полки для багажа;
- увеличенное пространство салона;
- увеличенное пространство для ног между креслами;
- модернизированная функция кнопки контроля за освещением;
- установленные динамики в каждом ряду пассажирских сидений, что позволяет четко слышать все объявления бортпроводников;
- видоизмененные решетки забора воздуха, повышающие уровень безопасности пассажиров.
С такими улучшениями не удивительно, что полет на лайнере пользуется популярностью среди пассажиров.
Эконом класс
Эконом класс в любом варианте самолета предполагает скромность. Однако это не означает дискомфорт. Кресла здесь достаточно удобные, в ряду с одной стороны всего 3 сидения.
В любом ряду самолета 737 МАХ достаточно пространства для ног, спинки кресел регулируются, а борт проводник предлагает плед и подушку. Здесь и на самом деле поездка может пройти легко и непринужденно.
Разработчики позаботились и о досуге пассажиров Эконом класса. В каждое кресло встроен монитор, позволяющий производить множество операций, начиная с просмотра фильмов. В прочем, многие пассажиры этим и ограничиваются.
Как и полагается, ассортимент еды здесь скромнее, чем в Бизнес-классе, зато качество ему не уступает.
Бизнес класс
Бизнес класс есть Бизнес класс, как говориться. Кресла здесь обладают повышенным комфортом, располагаются по 2 сидения в ряду. По словам проектировщиков, такие кресла разработаны специально для данной модели и больше нигде не встречаются.
В салоне достаточно просторная и уединенная обстановка. Спинки кресел обрамлены ширмами для максимального комфорта пассажиров. Кроме того, в Бизнес классе этой модели кресла могут быть трансформированы в полноценную кровать, что позволяет пассажирам максимально насладиться поездкой.
Интересно: Длина такой кровати составляет 198 см.
Кроме того, каждое кресло располагает полноценным 15,6-дюймовым экраном для просмотра фильмов, сериалом, прослушивания музыки и так далее. Естественно, обслуживание Бизнес зоны происходит быстрее, чем зоны Эконом класса. Выбор блюд – обширнее, а из напитков предлагают и спиртное.
Лучшие места
Каждый пассажир может найти свое «лучшее» место. Конечно, такими местами можно назвать любое кресло в Бизнес классе. Однако такой подход актуален не для каждого пользователя услугами авиакомпаний.
Для удачного выбора лучшего места стоит исходить из собственных предпочтений и нужд. На передних рядах любых моделей самолетов принято располагать беременных женщин и родителей с детьми. Именно здесь наибольший комфорт, пространство и более быстрое обслуживание.
Места в хвостовой части лайнера лучше брать тем пассажирам, кто по состоянию здоровья вынужден посещать уборную комнату чаще остальных. Также это лучший выбор для обеспечения максимальной безопасность. Однако турбулентность и шумность в этой зоне наиболее ощутимы.
Безопасность самолета Боинг 737max
Естественно, степень безопасность зависит от исходной модификации лайнера, его проверки перед взлетом, а также навыками главного пилота. Однако никто не застрахован от несчастных случаев.
В случае семейства Боинг на 17 млн полетных часов приходится 1 катастрофа. Согласно статистике авиакрушений, это один из самых маленьких процентов. Поэтому модификация МАХ по праву входит в один из более безопасных конфигураций в мире.
Внимание: По статистке наиболее безопасные места для полета располагаются в хвостовой части самолета.
В чем обвиняют Boeing?
На данный момент обвинять корпорацию нет оснований, так как расследование авиакатастроф не завершено.
В то же время летчики обращают внимание на странность: компания Boeing до катастрофы в Индонезии фактически не информировала пилотов лайнеров модификации MAX об особенностях работы системы MCAS. В результате столкновение с ней для многих экипажей оказалось сюрпризом. По одной из версий, в двух случаях неготовность пилотов к встрече с технической новинкой закончилась плачевно.
Основные характеристики
Для создания модели МАХ изначальная конфигурация подверглась значительным изменениям.
Вот некоторые явные инновации:
- новые винглеты высотой в 2,9 м с двойными законцовками, за счет чего потребление топлива было снижено на 1,5%;
- улучшение хвостового оперения, а также увеличение ниши для вспомогательной силовой установки;
- увеличение передней опоры шасси на 20 см;
- более экономичные двигатели, за счет которых расход топлива сокращается до 12%;
- шум двигателей значительно тише, чем у предыдущих моделей;
- количество выбросов углекислого газа также снижено на 20%;
- уменьшение массы самого лайнера и увеличение аэродинамичного сопротивления.
Помимо внешних характеристик улучшилось и положение пилотов. Теперь в их кабинах четыре широкоформатных дисплея, позволяющих оценивать ситуацию на авиалинии максимально точно. Пассажирский салон также был значительно переработан, что предполагает увеличение комфорта пассажиров при перелете в модели МАХ.
Конструктивные особенности
Технические характеристики модели представлены в таблице:
Размеры | |
Длина самолета | 39,5 м |
Размах крыльев | 35,9 м |
Высота самолета | 12,3 м |
Вес | |
Максимальный для взлета | 82 190 кг |
Максимальный для посадки | 69 310 кг |
Максимальный без топлива | 65 950 кг |
Вместительность топливных баков | 25 800 л |
Летные данные | |
Максимальная дальность полета | 6 500 км |
Максимальная скорость | 840 км/ч |
Максимальная высота полета | 12 000 км |
Двигатели | CFMI LEAP-1B 2 x 12160-13300 кгс |
Характеристики салона | |
Количество кресел для пассажиров | 200 |
Классы | Бизнес, Эконом |
Ширина салона | 3,54 м |
Заказы
Дата заказа | Заказчик | B737 MAX 7 | B737 MAX 8 | B737 MAX 9 | B737 MAX 10 | Всего | Источник |
02011-12-1313 декабря 2011 | Southwest Airlines | 30 | 170 | 0 | 0 | 200 | [1], [2] |
02012-01-2424 января 2012 | Norwegian Air Shuttle | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | [3] |
02012-02-2222 февраля 2012 | Lion Air | 0 | 1 | 200 | 0 | 201 | [4] |
02012-07-066 июля 2012 | Virgin Australia | 0 | 23 | 0 | 0 | 23 | [5] |
02012-07-033 июля 2012 | Air Lease (ALC) | 0 | 89 | 15 | 0 | 104 | [6], [7] |
02012-07-1212 июля 2012 | United Airlines | 0 | 0 | 100 | 0 | 100 | [8] |
02012-09-2020 сентября 2012 | Avolon | 0 | 10 | 10 | 0 | 20 | [9], [10] |
02012-10-011 октября 2012 | Emirates Airline | 498 | 498 | [11] | |||
02012-10-011 октября 2012 | Gol Transportes Aéreos | 0 | 60 | 0 | 0 | 60 | [12] |
02012-10-033 октября 2012 | GECAS | 0 | 95 | 0 | 0 | 95 | [13] |
02012-10-1111 октября 2012 | Alaska Airlines | 0 | 20 | 17 | 0 | 37 | [14] |
02012-11-044 ноября 2012 | ALAFCO | 0 | 20 | 0 | 0 | 20 | [15] |
02012-11-055 ноября 2012 | Aeromexico | 0 | 60 | 0 | 0 | 60 | [16] |
02012-11-1414 ноября 2012 | SilkAir | 0 | 31 | 0 | 0 | 31 | [17] |
02013-01-022 января 2013 | Aviation Capital Group | 0 | 50 | 10 | 0 | 60 | [18] (недоступная ссылка) |
02013-02-1313 февраля 2013 | American Airlines | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | [19] |
02013-05-1414 мая 2013 | Icelandair | 0 | 9 | 7 | 0 | 16 | [20] |
02013-05-1515 мая 2013 | Turkish Airlines | 0 | 55 | 10 | 0 | 65 | [21], [22] |
02013-06-1919 июня 2013 | CIT Group | 0 | 30 | 0 | 0 | 30 | [23] |
02013-07-1010 июля 2013 | TUI Travel | 0 | 40 | 20 | 0 | 60 | [24] |
02013-08-077 августа 2013 | Travel Service Airlines | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | [25] |
02013-09-2626 сентября 2013 | WestJet | 25 | 40 | 0 | 0 | 65 | [26] |
02014-01-066 января 2014 | Flydubai | 0 | 75 | 0 | 0 | 75 | [27] |
02014-02-1919 февраля 2014 | SunExpress | 0 | 15 | 0 | 0 | 15 | [28] |
02014-03-1212 марта 2014 | SpiceJet | 0 | 42 | 0 | 0 | 42 | [29] |
02014-03-1919 марта 2014 | Comair | 0 | 8 | 0 | 0 | 8 | [30] |
02014-04-011 апреля 2014 | Air Canada | 0 | 33 | 28 | 0 | 61 | [31] |
02014-04-022 апреля 2014 | Частный заказчик | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | [32] |
02014-05-2121 мая 2014 | Nok Air | 0 | 8 | 0 | 0 | 8 | [33] |
02014-07-1414 июля 2014 | Okay Airways | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 | [34] |
02014-08-2525 августа 2014 | BOC Aviation | 0 | 50 | 0 | 0 | 50 | [35] |
02014-09-2020 сентября 2014 | Ethiopian Airlines | 0 | 20 | 0 | 0 | 20 | [36] |
02014-10-1212 октября 2014 | Garuda Indonesia | 0 | 50 | 0 | 0 | 50 | [37] |
02014-10-3131 октября 2014 | Monarch Airlines | 0 | 30 | 0 | 0 | 30 | [38] |
02014-11-1010 ноября 2014 | SMBC Aviation Capital | 0 | 80 | 0 | 0 | 80 | [39] |
02014-12-011 декабря 2014 | Ryanair | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | [40] |
02014-12-1515 декабря 2014 | Jetliners | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | [41] |
S7 Airlines | 0 | 9 | 0 | 0 | 9 | ||
02018-01-1717 января 2018 | SCAT Airlines | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 | |
02018-03-2020 марта 2018 | SkyUp airlines | 0 | 2 | 0 | 3 | 5 | [42] |
02018-05-1010 мая 2018 | UTair | 0 | 30 | 0 | 0 | 30 | [43] |
02018-05-2525 мая 2018 | Уральские авиалинии | 0 | 14 | 0 | 0 | 14 | [44] |
02018-07-1717 июля 2018 | Белавиа | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 | [45] |
02018-09-1414 сентября 2018 | Международные авиалинии Украины | 1 | 1 | [46] | |||
Всего заказов | 60 | 1562 | 418 | 3 | 2 535 |
История создания
Задумка расширения семейства 737 и улучшения характеристик Боингов возникла в 2006 году, когда конкуренция на рынке авиалайнеров стала невероятно велика. Семейство существовало с 1967 года и уж никак не считалось молодым на рынке. Однако появление модификации МАХ изменило такой стереотип.
Работу над будущей конфигурацией 737 МАХ корпорация начала в 2011 году. Целью проекта было повысить топливную эффективность минимум на 16%. Для достижения цени пришлось вносить множество изменений в конструкцию лайнера. К счастью, колоссальный труд был оправдан.
Конфигурацию будущего самолета утвердили в 2013 году. Стоимость такой программы насчитывала 1,8 млрд долларов. При этом создание самого самолета обошлось еще в 10 млрд долларов.
Первые испытания проходили в этом же году, а первый публичный полет – в 2020, спустя 49 лет со дня взлета первой модели 737. Испытания проводились в довольно высоком темпе. Поэтому в марте 2017 года лайнер уже получил разрешение на взлет. Спустя пару недель состоялся первый взлет авиалайнера с пассажирами на борту.
В чем причины катастроф?
На данный момент нет окончательных данных ни по катастрофе в Индонезии, где расследование продолжается, ни по катастрофе в Эфиопии, где оно только началось.
Тревожит то, что у обеих катастроф есть много общего: лайнеры разбились вскоре после взлета , пилоты сообщали о неких неполадках и просили разрешения вернуться в аэропорт вылета, в обоих случаях до вхождения в пике наблюдались скачки высоты.
В ноябре 2020 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию. Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространило директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно документу, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.
«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность того, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.
10 ноября 2020 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.
«Модели 737−8/ −9 поколения MAX имеют MCAS: сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а также при полете с убранной механизацией на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота, либо выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».