Ми-26 | |
Тип: | Транспортно-десантный вертолёт |
Разработчик: | ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель: | Роствертол |
Первый полёт: | 14 декабря 1977 года |
Статус: | В производстве, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: | ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Казахстана, ВВС Украины, ВВС Беларуси |
Годы производства: | С 1980 |
Единиц произведено: | 310 |
Стоимость единицы: | $20-25 млн (на 2011 год) |
Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский/российский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
Описание конструкции
Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим с управляемым шагом и пятилопастным рулевым винтом. С двумя двигателями мощностью 11 400 л.с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.
Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00×3,25×(2,95÷3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку.
В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 пациентов на носилках. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность до 20 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций, в том числе и для эвакуации транспортных средств массой до 20 т.
На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно. В США фирмой Sikorsky Aircraft производится аналогичный по задачам, но уступающий Ми-26 в грузоподъёмности — CH-53E Super Stallion. (Грузоподъёмность в грузовой кабине 13,6 т, грузоподъёмность на внешней подвеске 14,5 т).
Бортовое оборудование
Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять разнообразные задачи в сложных метеорологических условиях в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.
Модернизированная версия Ми-26Т2 получит новый бортовой комплекс авионики БРЭО-26 и «стеклянную кабину» с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, а также новый цифровой автопилот и навигационный комплекс с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС. Бортовое оборудование Ми-26Т2 обеспечит работу вертолёта в любой точке планеты и позволит выполнять полёты по приборам в соответствии с международными правилами.[4]
История создания и производства
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.
Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.
Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном ), двигателя Д-136 — на Запорожском ПО «Моторостроитель» (сегодня АО «Мотор Cич», главный конструктор Ф.М. Муравченко).
Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.
В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 — 01-03), вторая — пять (№№02-01 — 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).
Лётно-технические характеристики
Три проекции Ми-26
Грузовая кабина Ми-26
Двигатель «Мотор Сич» Д-136
Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Параметр | Характеристика |
Диаметр несущего винта | 32 м |
Число лопастей несущего винта | 8 |
Площадь, ометаемая несущим винтом | 804,25 м² |
Диаметр рулевого винта | 7,61 м |
Длина | 40,025 м |
Длина фюзеляжа | 33,727 м |
Высота по несущему винту | 8,145 м |
База шасси | 8,950 м |
Колея шасси | 5,000 м |
Масса пустого | 28 200 кг |
Масса нормальная взлётная | 49 500 кг |
Масса максимальная взлётная | 56 000 кг |
Грузоподъёмность в грузовой кабине | 20 т |
Грузоподъёмность на внешней подвеске | 20 т |
Длина грузовой кабины | 12,0 м |
Ширина грузовой кабины | 3,2 м |
Высота грузовой кабины | 3,1 м |
Размеры грузового люка | 2,9 х 3,2 м |
Объём грузовой кабины | 110 м3 |
Экипаж Ми-26 | 6 |
Экипаж Ми-26Т2 | 2 человека (3 человека при внешней подвеске груза) |
Пассажировместимость солдат | 85 |
Пассажировместимость десантников | 70 |
Пассажировместимость носилок для раненых | 60 + три места для сопровождающих медработников |
Объём топливных баков | 12 000 л |
Объём подвесных топливных баков (ПТБ) | 14 800 л в четырёх ПТБ или 4780 л в двух ПТБ |
Силовая установка | 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136 (в перспективе ПД-12[5]) |
Мощность двигателей | 2 × 11 400 л. с. (взлётная) |
Расход авиатоплива | 3100 кг/час |
Максимальная скорость | 295 км/ч |
Крейсерская скорость | 265 км/ч |
Дальность полёта при максимальной заправке | 800 км |
Дальность полёта при максимальной загрузке | 475 км |
Дальность полёта при перегоне | 2350 км (с четырьмя ПТБ) |
Практический потолок | 4600 м |
Статический потолок | 1800 м |
Динамический потолок | 6500 м |
Интересные факты
Невзирая на то что прошло много лет с момента создания данной техники, реальной замены для Ми-26Т2 не существует до сих пор. Он считается самым большим и грузоподъемным вертолетом среди аналогов, выпускаемых серийно.
Отличительной чертой обновленного летательного аппарата стало сокращение экипажа до 2 человек. Кроме того, изменениям подверглась авионика. Решение об уменьшении количества летчиков призвано обеспечить абсолютно иную компоновку кабины, а также использовать комплект бортового радиооборудования, способного безопасно и эффективно выполнять поставленные задачи и различные полетные задания.
Модификации
Ми-26 эвакуирует Чинук
Бывший Ми-26НЕФ-М
Ми-26Т транспортирует бывший Ми-26НЕФ-М
Название модели | Первый полёт | Краткие характеристики[6][7] |
В-29 | Прототип. | |
Ми-26 | 1977 | Военно-транспортный вариант. |
Ми-26T | 1983 | Гражданская версия Ми-26. |
Ми-26А | 1985 | Экспериментальная модернизация военно-транспортного Ми-26. |
Ми-26ПП | 1986 | Экспериментальный вертолёт РЭБ. |
Ми-26ТЗ | 1986 | Топливозаправщик. |
Ми-26С | 1986 | Для работы в зоне чернобыльской катастрофы. |
Ми-27 | 1986 | Воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий[8]. Были переоборудованы два серийных вертолёта[9]. |
Ми-26П | Гражданский вариант на 63 пассажира. | |
Ми-26НЕФ-М | 1990 | Экспериментальный противолодочный вариант, оснащен гидроакустической станцией и боковой съёмной кабиной оператора. |
Ми-26МС | до 1993 | Медицинский вариант. |
Ми-26ТМ | 1992 | Два варианта «летающего крана» с кабиной оператора под фюзеляжем и вместо грузовой рампы. |
Ми-26ПК | 1997 | «Летающий кран» с боковой кабиной оператора. |
Ми-26ТП | 1994 | Пожарный вариант. |
Ми-26TC (Mi-26TS) | Сертификат 1995 | Сертифицирован МАК по нормам лётной годности гражданских вертолётов. |
Ми-26М | — | Несостоявшийся проект модернизации к 1998 году. |
Ми-26Т2 | 2011 | 2-3 лётчика, вертолёт способен совершать ночные полёты, добавлены экраны в кабине, вместо аналоговых датчиков[10]. |
Ми-26Т2В | 2018 | Модернизация для ВКС РФ. Первый полёт — август 2018[11] |
Противоракетный щит
Военные летчики между собой называют Ми-26 «коровой». Машина действительно большая и, хотя и достаточно быстрая, не очень поворотливая. Поэтому для нее всегда оставалась высокой опасность поражения с земли, в том числе переносными зенитно-ракетными комплексами. Для того чтобы успешно противостоять ударам ракет, новый Ми-26Т2В будет оснащаться современным комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск» разработки самарского НИИ «Экран» (входит в холдинг «КРЭТ» Госкорпорации Ростех). Приборы комплекса, обнаружив приближающийся к вертолету снаряд, создают помехи и ложные цели. В результате ракета противника дезориентируется и проходит мимо. Комплекс РЭБ «Витебск» значительно увеличивает защиту вертолета, а также может использоваться для радиоразведки.
Применение
Внешние изображения | |
Ми-26 эвакуирует американский вертолёт в Афганистане. |
- Афганская война
- Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
- Гражданская война в Анголе
- Карабахская война
- Первая чеченская война
- Вторая чеченская война
Первое боевое применение Ми-26 прошли в 1984 году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР дислоцированного в Душанбе. В 1988 году была проведена первая операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию проводил Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России.
27 сентября 1996 года вертолёт использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гиннесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд: Ми-26 поднял на высоту 6500 м 224 парашютиста[12].
Использовался ВВС СССР в Нагорном Карабахе, два Ми-26 выполнявших гуманитарные миссии были сбиты азербайджанскими боевиками[13].
Использовался для эвакуации двух вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации 650 000 $.[14][15][16]
Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.[17]
Два вертолёта были потеряны в ходе операций в Афганистане: один разбился, другой сбит.
Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.
10 января 2013 года российский вертолёт Ми-26 авиакомпании U-Tair был обстрелян при взлёте из суданского города Вау, однако сбить гражданский вертолёт боевикам так и не удалось.[18]
История Ми-26
Ми-26 начали разрабатывать в ОКБ Миля в начале 70-х годов прошлого века. Новый грузовой вертолет должен был доставлять тяжелые грузы в малонаселенные районы Советского Союза. Он создавался в качестве замены модели, созданной в этом же КБ – грузовому Ми-6. Первоначально вертолет Ми-26 не планировали использовать в военных целях. Новая машина была нужна для доставки грузов массой 10-15 тонн на расстояние в 500-800 километров.
Конструкторы ставили перед собой цель максимально использовать в новой машине проверенные узлы и агрегаты, которые использовались на Ми-8, Ми-12 и Ми-6 и уже выпускавшиеся серийно. Рассматривалось несколько схем будущей машины: одновинтовая, двухвинтовая, продольная и поперечная. Исследования, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и ЦИАМ, показали преимущества классической одновинтовой схемы. Согласно техническому заданию, разработанного для новой машины, Ми-26 должен был перевозить грузы весом до 20 тонн на дистанцию не менее 400 километров. Двигатели для нового тяжелого вертолета разрабатывали на запорожском .
Создатели Ми-26 большое внимание уделили конструкции несущего винта. Новая машина была оснащена винтом с металлопластиковыми лопастями диаметром 28 метров. Такое решение значительно улучшило технические характеристики вертолета, увеличило его тягу и уменьшило общий вес. Особенно удачным получился фюзеляж новой машины: при сохранении требуемой массы фюзеляжа, удалось повысить жесткость конструкции и увеличить полезный объем грузовой кабины в несколько раз.
При создании нового тяжелого вертолета был учтен опыт эксплуатации предыдущих моделей. Перед воздухозаборниками были установлены пылезащитные устройства, которые значительно увеличили ресурс двигателя. Был продуман удобный доступ к все узлам и агрегатам, что сделало ремонт и обслуживание Ми-26 максимально удобным. Грузовую кабину оснастили погрузочной техникой (электролебедка, тельфер). Машина может перевозить грузы на внешней подвеске (до 20 тонн).
Изначально в машину была заложена возможность перевозки личного состава. В грузовую кабину могли вместиться 82 десантников с вооружением или 60 раненых на носилках. За несколько часов вертолет Ми-26 мог быть переоборудован в санитарную машину.
Постройка прототипа началась в 1972 году, первый полет машина осуществила в 1977 году. В 1980 году Ми-26 успешно прошел государственные испытания, получив высокую оценку Государственной комиссии и пилотов, которые их проводили. Новую машину было рекомендовано запустить в серию и взять на вооружение.
В 1983 году начались войсковые испытания новой машины, а в 1985-м она стала поступать в войска.
Широкой общественности эта машина была показана в 1981 году, на международной выставке в Ле Бурже. Она произвела настоящий фурор.
Вертолет активно использовали в афганской войне. Именно Ми-26 впервые произвел эвакуацию поврежденного вертолета Ми-8. Вертолеты Ми-26 действовали в Афганистане с авиабаз на территории соседнего Таджикистана и выполняли задания для советской группировки: перевозку грузов и личного состава, эвакуацию раненых. Уже после начала вторжения многонациональной коалиции в Афганистан Ми-26 провел эвакуацию на внешней подвеске двух поврежденных вертолетов СН-47 «Чинук» (ВВС США) и вертолета AS-532 «Кугуар» (ВВС Голландии).
Ми-26 активно использовали во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1986 года. Эта машина участвовала в конфликте в Нагорном Карабахе, в первой и во второй чеченской кампаниях, в нескольких конфликтах на территории африканского континента.
Несколько машин было сбито. С Ми-26 связана самая крупная авиакатастрофа вертолета в истории мировой авиации. В 2002 году неподалеку от Ханкалы Ми-26 был сбит чеченскими сепаратистами с помощью ПЗРК «Игла». В этой страшной трагедии погибло 127 человек.
Вертолет прекрасно подходит для решения задач как военного, так и мирного характера. Он может быть использован для спасательных операций, перевозки негабаритных грузов на внешней подвеске. Используют этот вертолет и для тушения лесных пожаров.
Сегодня эти машины стоят на вооружении нескольких десятков стран. Больше всего Ми-26 в российских ВВС. Эти вертолеты активно использует и МЧС России. Машина имеет несколько десятков модификаций, ее производство продолжается на вертолетном заводе в Ростове. До 2011 года было выпущено 316 единиц, 40 машин были отправлены в другие страны.
Ми-26 на сегодняшний день является самым большим транспортным вертолетом в мире, выпускаемым серийно. Он установил несколько мировых рекордов грузоподъемности, высоты и дальности полета. Машина имеет прекрасные технические характеристики, ее любят пилоты и обслуживающий персонал. Благодаря своим уникальным характеристикам эти вертолеты пользуются большой популярностью как в России, так и за ее пределами.
Авиапроисшествия и катастрофы
Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 стала крупнейшей по числу жертв в истории военной авиации СССР и России и крупнейшей катастрофой вертолёта в истории мировой авиации. Он был сбит чеченскими боевиками под Ханкалой ракетой из ПЗРК «Игла-1М»[19]. Тогда погибло 127 человек.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы/происшествия | Погибло/всего на борту | Краткое описание |
26.01.1983 | 02 | близ Торжка | 6/6 | Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте. |
18.10.1985 | 69 желтый | Таджикистан, пгт. Московский | 1(?)/н. д. | Вертолёт погранслужбы. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта. |
24.06.1987 | 51 | близ Кутаиси | 1+17/18 | Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта. |
08.07.1987 | н. д. | близ горы Казбек | 0/н. д. | Во время испытательного полёта коснулся хвостом земли и разрушился. |
11.12.1987 | н. д. | близ аэродрома города Кварели | 3/6 | Падение вертолёта и опрокидывание набок в условиях учебного полёта. |
14.05.1989 | 06003 | близ Лабытнанги | 0/н. д. | Тренировочный полёт с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки. |
1989 | 72 | аэродром Телави | 0/н. д. | Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью, многократно превышающей допустимую. |
13.12.1989 | 06140 | Ярославская область, Ростовский район, близ Чепорово | 5/5 | Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский»[20]. |
20.03.1990 | 06024 | близ Киренска | 9/9 | Отказ управления из-за неисправности гидроусилителя продольного управления.[21] |
18.08.1990 | 06023 | Тюменская область | 5/5 | Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза. |
15.07.1991 | н. д. | близ Чирчика | 0/н. д. | Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе. |
03.03.1992 | 54 жёлтый | близ села Сейдляр | 16(?)/50 | Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК. |
12.05.1992 | 63 жёлтый | близ села Вазашен | 8/8 | Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м. |
27.02.1993 | 06193 | аэропорт Steung Treng | 0/14 | Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН. |
15.10.1993 | 06043 | близ Нефтеюганска | 0/н. д. | Разбился из-за нарушения правил загрузки. |
19.10.1995 | 95 красный | близ мыса Неупокоевка острова Большевик | 8/18 | Столкновение с ледяным торосом высотой 313 м по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт. |
19.10.1996 | н. д. | округ Капит | 1/2 | Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске. |
18.08.1997 | н. д. | близ города Ключи | 0/7 | Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта. |
04.07.1998 | 29109 | н. д. | 0/н. д. | Грубая посадка с разрушением фюзеляжа, списан. |
25.09.1999 | н. д. | близ Ботлиха | 0/н. д. | Борт ВВ МВД. При перевозке боеприпасов обстрелян с земли, при вынужденной посадке произошло касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт. |
20.03.2000 | LZ-MOA | округ Капит | 2/5 | Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины. |
21.02.2001 | н. д. | близ аэродрома Марково | 0/н. д. | Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе. |
01.12.2001 | 92 красный | близ станицы Стодеревская Ставропольского края | 2/18 | Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км. |
04.12.2001 | 1901 | у Сьюдад-Хуареса | 0/н. д. | Упал во время транспортировки Ми-17. |
19.08.2002 | 89 красный | близ Ханкалы | 127/147 | Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле. |
03.05.2003 | 212 жёлтый | близ Читы | 12/12 | Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт[22]. |
02.12.2006 | 29112 | близ Кандагара | 8/8 | Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях. |
14.07.2009 | ER-MCV | Гильменд | 1+6/6 | При заходе на посадку вертолёт был поражён выстрелом из ПЗРК или гранатомёта[23]. |
14.12.2010 | Z3076/D | аэродром Сатвари | 0/8 | Вертолёт индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта[24]. |
20.12.2011 | 06121 | близ Тайлаково | 1/6 | При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел[25]. |
05.06.2012 | н. д. | в 200 км от Сургута | 1/5 | Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта[26]. |
04.07.2014 | RF-31351 | аэродром Хабаровск-Центральный Хабаровск | 0/0 | Вертолёт Ми-26 МЧС России сгорел на территории аэродрома в Хабаровске из-за нарушения техники безопасности при заправке топливом. Жертв и пострадавших нет.[27]. |
Эксплуатанты
Ми-26 ВВС России на МАКС-2009
Ми-26 ВВС России: вид сзади
Состоят на вооружении
- Алжир Алжир — 8 Ми-26Т2 на 2020 год. Всего заказано 14 единиц [28][29][30][31].
- Белоруссия Белоруссия— После распада СССР досталось 12 шт., 6 на хранение, 3 Ми-26 в лётном состоянии на 2020 год [32].
- Венесуэла Венесуэла — 3 Ми-26Т2, по состоянию на 2016 год[33][34]
- Индия Индия — 4 Ми-26, по состоянию на 2020 год[35]. Планируемое использование: в качестве тяжёлых вертолётов-эвакуаторов.
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 2 Ми-26, по состоянию на 2020 год[36].
- Казахстан Казахстан — После распада СССР досталось 20 шт., 16 на хранение,2 Ми-26ТЗ в ВВС и 2 Ми-26Т в МЧС (Казавиаспас) по состоянию на 2020 год[32].
- Камбоджа Камбоджа — 2 Ми-26, по состоянию на 2020 год[37].
- КНР КНР — 4 Ми-26, по состоянию на 2020 год[38].
- КНДР КНДР — 4 Ми-26, по состоянию на 2020 год[39].
- Лаос Лаос — 1 Ми-26, по состоянию на 2020 год[40].
- Мексика Мексика — 1 Ми-26, по состоянию на 2013 год[41].
- Перу Перу — 3 Ми-26T на хранении (с 2007 года), по состоянию на 2016 год[42][43].
- Россия Россия Воздушно-космические силы Российской Федерации — 41 Ми-26/Ми-26Т, по состоянию на 2020 год[44].
- Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — 6 Ми-26, по состоянию на 2020 год[45].
- Войска национальной гвардии России — 10 Ми-26, по состоянию на 2016 год[46].
[51][52].
Сняты с вооружения
- Молдавия Молдавия — единственный молдавский Ми-26 (регистрационный номер ER-MCV), принадлежавший компании Pecotox-Air, был сбит в Афганистане в 2009 году. Экипаж, состоящий из украинских лётчиков, погиб[53].
- Украина Украина — После распада СССР досталось 22 шт., на 2017 год 16 Ми-26 состоят на хранении[54][55].
- Узбекистан Узбекистан — 1 Ми-26, на хранении. [56]
Гражданские
Ми-26Т МЧС Казахстана
- МЧС России — 5 Ми-26Т, по состоянию на 2020 год
- Авиакомпания СКОЛ — 11 Ми-26Т, по состоянию на 2020 год
- ЮТэйр — 25 Ми-26Т, по состоянию на 2020 год
- Вертикаль-Т — 10 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год[57]
- 2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 4 Ми-26, по состоянию на 2020 год.
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — 2 Ми-26 (р/н EW-260TF и EW-300TF), по состоянию на 2013 год[58]
- МЧС Казахстана — 2 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год[59]
- Роствертол-Авиа — 3 Ми-26Т, по состоянию на 2014 год, ожидается поставка одного Ми-26Т до конца 2014-го года
Особенности
Ми-26Т2 отличается от остальных коммерческих вертолетов тем, что поддерживает определенный маршрут на малых высотах при непосредственном участии экипажа. Другие гражданско-магистральные лайнеры следуют преимущественно на автоматическом пилотировании. Летчики берут управление в свои руки только при посадке или взлете, а также в случае возникновения внештатных ситуаций.
В связи с этим перед инженерами МВЗ «Миля» стояла серьезная задача по созданию блока взаимодействия экипажа и оборудования, который бы обеспечивал безопасность полета в различных условиях. Стоит отметить, что конструкторы решили этот непростой ребус высокопрофессионально. Обновленная машина возводилась в Ростове на комбинате «Роствертол».
Примечания
- ↑ 12
Ми-26 на сайте airwar.ru - Объём экспортных продаж новых тяжёлых транспортных вертолётов в 2012—2015 гг. составит около 5,6 млрд долларов
- Подписан контракт на поставку в Китай тяжёлого вертолёта Ми-26ТС — ВПК.name
- «Вертолёты России» поставят Ми-26ТС в Китай (02.07.2014).
- Прототип двигателя для нового российского бомбардировщика сделают за 32 млрд рублей
- Вертолёт Ми-26
- Yefim Gordon «Mil’ Mi-6/-26: Heavy-Lift Helicopters»
- Модификации вертолёта Ми-26 (недоступная ссылка — история
). Проверено 26 марта 2007. Архивировано 10 ноября 2007 года. - Ми-27
- В России стартовало производство новых тяжёлых вертолётов Ми-26Т2: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
- Ми-26Т2В совершил первый полёт, он состоялся на предприятии «Роствертол»
- Техника молодежи. — 1996. — № 11
- Инциденты в Карабахе
- Ударная тройка вертолётов «Миля»
- Россияне эвакуировали сбитый в Афганистане американский вертолёт, Лента.Ру (14.10.2009). Проверено 14 октября 2009.
- Тверских лётчиков за спасение американского вертолёта поблагодарил Барак Обама (недоступная ссылка)
- Российский вертолёт спас технику НАТО в Афгане
- В Южном Судане снова обстреляли российский вертолёт
- Россия представила в Париже уникальный противоракетный комплекс «Президент-С»
- Разбегаев Анатолий Петрович
- Катастрофа Ми-26Т Якутского УГА в Катангском районе Иркутской области (борт СССР-06024), 20 марта 1990 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — факты, история, статистика. www.airdisaster.ru. Проверено 2 июня 2020.
- С жертвами катастрофы прощались в трёх городах
- Все шесть граждан Украины, находившихся на борту вертолёта Ми-26 молдавской компании Pecotox-Air, сбитого в Афганистане, погибли
- В Индии потерпел крушение вертолёт Ми-26
- Вертолёт Ми-26 сгорел после жёсткой посадки в ХМАО
- погиб бортоператор Ми-26 совершил вынужденную посадку в ХМАО
- В Хабаровске горит вертолёт МЧС России Ми-26
- The Military Balance 2020. p. 321
- Алжир закупил у России 14 сверхтяжёлых вертолётов. Lenta.ru. Проверено 19 августа 2020.
- The Military Balance 2020. p. 361
- https://bmpd.livejournal.com/2406852.html
- ↑ 12
The Military Balance 2020, p.182 - Россия завершила поставку вертолётов Венесуэле
- The Military Balance 2020. p. 416
- The Military Balance 2020. p. 254
- Военно-воздушные силы мира 2020. С. 14
- The Military Balance 2020. p. 239
- The Military Balance 2020. p. 242
- The Military Balance 2020. p. 266
- The Military Balance 2020. p. 271
- The Military Balance 2010. p. 89
- Пподробная информация о текущем флоте Перу
- The Military Balance 2010. p. 410
- The Military Balance 2020. p. 195
- https://russianplanes.net/planelist/Mil/Mi-26/27
- The Military Balance 2020. p. 201
- The Military Balance 2020. p. 443
- https://ria.ru/defense_safety/20180124/1513200982.html
- https://bmpd.livejournal.com/3056431.html
- https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201801191442-x8kn.htm
- https://defence.ru/article/iordaniya-poluchila-pervii-vertolet-mi-26t2/
- https://news.rambler.ru/weapon/38967821-rossiya-postavila-iordanii-tyazhelyy-vertolet-mi-26t2/
- В Афганистане сбит Ми-26. Погибли 6 украинцев
- Сухопутні війська України
- Вертолёт Ми-26 — гордость и мощь
- The Military Balance 2020. p. 208
- История (недоступная ссылка — история
). ООО Авиа. Проверено 14 октября 2009. Архивировано 22 августа 2006 года. - МИ-26 МЧС Беларуси прибыл в Венгрию для съёмок фильма «Крепкий орешек-5» Читать полностью: https://news.tut.by/society/295798.html
- Первый модернизированный вертолёт Ми-26 поступил в распоряжение МЧС Казахстана
Отзывы военных летчиков о Ми-26Т2
Как утверждают специалисты, модернизированный тяжелый вертолет будет востребован не только в России, но и за рубежом на протяжении еще многих лет. Связано это с тем, что машина может эффективно решать широкий спектр задач не только мирного, но и военного характера. Во всем мире аналогов Ми-26Т2 практически нет, если не считать американские модификации CH-47D и CH-53E.
Неограниченный объем работ для данного вертолета просматривается и на территории Азии, Африки и странах Ближнего Востока. Обновленный комплект БРЭО позволил устранить имеющиеся недостатки. Летчики отмечают, что теперь аппарат может работать в любое время суток, практически независимо от погодных условий. Все эти факторы наводят на мысль, что ниша самых тяжелых вертолетов на мировом рынке уверенно будет занята именно моделью Ми-26Т2.