Boeing 727. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.


Boeing 727, это трехдвигательный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для авиалиний малой и средней дальность. Данный самолёт был спроектирован , прежде всего для эксплуатации на внутренних рейсах США. Универсальность, надёжность и возможность использовать достаточно короткие взлетно-посадочные полосы в небольших аэропортах, сделала Boeing 727 одним из самых распространенных и успешных среднемагистральных авиалайнеров в мире.

Работа над проектом среднемагистрального самолета, , начались в 1956 году. Проект получил обозначение Model 727. В 1959 году был утвержден окончательный дизайн и конструкция самолёта.

Boeing 727 фото

Boeing 727, получил форму моноплана с низкорасположенным крылом стреловидной формы, тремя турбореактивными двигателями размещенными в хвостовой части фюзеляжа и «Т»-образным хвостовым оперением имеющим также стреловидную форму. Так как самолет предполагалось использовать на не больших взлетно-посадочных полосах, то на нём была применена передовая механизация крыла с трехщелевыми закрылками Крюгера. Такая конструкция позволяет самолёту оставаться устойчивым на малых скоростях полёта, например при заходе на посадку. Пассажирский салон авиалайнера способен был, разместит в двух классах 131 пассажирское место. Первоначально на самолёте была применена силовая установка из трех двигателей Pratt & Whitney JT8D-1 каждый тягой по 59,9 кН. Но затем были использованы моторы Pratt & Whitney JT8D-7 с тягой по 62,3 кН.

Boeing 727 также стал первым самолётом с установленной вспомогательной силовой установкой (ВСУ). На Boeing 727 была применена авионика производства и «Rockwell Collins» с электромеханической приборной панелью.

Boeing 727 фото салона

Первая модификация самолёта получила обозначение Boeing 727-100. Тестовая версия этого самолёта поднялась в воздух 9 февраля 1963 года. В декабре этого же года был получен американский сертификат FAA о летной годности. 9 февраля первые серийные, коммерческие самолёты Boeing 727-100 поступили в авиа.

Помимо пассажирского варианта производились грузовые версии — Boeing 727-100F и Boeing 727-100C, а также конвертируемый грузопассажирский вариант Boeing 727-100QC (Quick Change).

Развитие Boeing 727-100 привело в августе 1965 года к созданию удлинённого варианта самолёта, получившему наименование Boeing 727-200. Длина самолёта увеличилась до 46,69 метров. Количество пассажирских мест в двухклассовой конфигурации возросла до 145 пассажирских кресел. На эту версию были установлены моторы Pratt & Whitney JT8D-9 с тягой 64 кН.

Первый полет Boeing 727-200 состоялся 27 июля 1967 года. А 14 декабря 1967 этим самолётом был совершён первый коммерческий рейс. Также как и модели Boeing 727-100 у Boeing 727-200 имеются грузовая и конвертируемая версия — Boeing 727-200F и Boeing 727-200QC соответственно.

На основе Boeing 727-200 была произведена версия Boeing 727-200 Advanced, имеющая увеличенную до 4000 километров дальность полёта. На эту версию установлены двигатели Pratt & Whitney JT8D-17R с тягой 77 кН.

Boeing 727 схема салона

Производство самолётов версии Boeing 727-100 было прекращено в 1973 году.

Выпуск остальных моделей продолжался до 1984 года. Всего за весь период производства было построено 1832 единиц самолёта Boeing 727.

На сегодняшний день в эксплуатации находятся около 200 самолётов Boeing 727. В основном оставшиеся самолёты используются на рынке грузоперевозок.

Обзор схемы расположения лучших мест в салоне

Пассажировместимость самолёта Boeing 727 колеблется от 131 до 189 человек (смотря какой вариант компоновки салона и модель лайнера). Наиболее распространённой является двухклассовая компоновка салона, а, следовательно, она и будет рассмотрена более подробно.

В носовой части пассажирской кабины лайнера находится, как правило, бизнес-класс. Согласно схеме он представлен рядами с номерами от 3 до 5. Места данного класса отличаются своей комфортабельностью и удобством. Центральный проход в бизнес-классе имеет большую ширину, что также влияет и на ширину пассажирских кресел.

Лучшими для салона бизнес-класса можно назвать места, которые находятся в середине, то есть в четвёртом ряду. Их удобство заключается в некотором отдалении данных мест от туалетных и иных помещений, а также перегородок, которые отделяют бизнес-класс от эконом-класса.

Наименее удачными для салона бизнес-класса являются места, которые находятся в третьем ряду. Всё объясняется расположением здесь туалета, в который, естественно, движение пассажиров не прекращается даже в ночные часы. Звук шагов, открывающихся-закрывающихся дверей и постоянно (даже в ночное время) горящий здесь свет — ещё недостаточно полный список неудобств, которые ожидают пассажиров третьего ряда.

После мест бизнес-класса самолёта Боинг 727 расположен эконом-класс. Этот класс характеризуется более узким центральным проходом, а также местами, расположенными по схеме «3-3». Места представлены достаточно мягкими креслами, расстояние между которыми составляет примерно 0,8 м.

Наиболее удобными для салона эконом-класса самолёта Boeing 727 являются места, располагающиеся в 6 ряду (согласно схеме). В первую очередь это связано с тем, что они не имеют перед собой других кресел, а это значит, что никто не сможет откинуть спинку и серьёзно ограничить пространство для ног, которого, к слову, для пассажиров шестого ряда предоставляется с избытком.

Самыми неудачными во всём лайнере смело можно назвать места, находящиеся в 27 ряду (как указано на схеме). Здесь располагается два туалетных помещения, а, следовательно, те же очереди, суета и, возможно, неприятный запах могут превратить полёт на Boeing 727 в настоящий кошмар.

Причина появления нового пассажирского авиалайнера

В Соединенных Штатах к 60-м годам парк внутренних пассажирских авиалиний был представлен старыми винтомоторными воздушными судами. Такие же самолеты связывали города США со странами Карибского бассейна и Латинской Америки. Следует отметить, что несмотря на высокую степень надежности поршневых и турбовинтовых пассажирских лайнеров, летали они медленно. Расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса среднемагистральные самолеты L-1049 Super Constellation или Douglas DC-7C преодолевали за 6-7 часов. Потребуется еще с десяток лет, прежде чем появится пассажирский региональный лайнер Boeing 727, машина, которая сможет связать удаленные друг от друга регионы огромной страны.

Гражданская авиация в Соединенных Штатах только начала переход на реактивную авиацию. В конструкторских бюро компаний Douglas Aircraft Company и Boeing активно велась работа по созданию новых реактивных самолетов. США в этом плане отставали от англичан и Советов, где уже были созданы первые реактивные пассажирские самолеты «Комета» и Ту 104.

Если с машинами, способными летать на большие расстояния ситуация разрешилась с появлением на линиях первенца американской реактивной пассажирской авиации Боинга 707, а после и самолета-конкурента DC-8, то для внутренних авиалиний самолет пришлось создавать практически заново. Тем более что положение на рынке внутренних авиаперевозок становилось катастрофическим. Рост количества потенциальных пассажиров указывал на необходимость создания машины большей пассажировместимости, которая за два-три часа доставит пассажира из Вашингтона в Новый Орлеан, из Анкориджа в Хьюстон или в Сан-Франциско.

Успех, который сопутствовал появлению на международных линиях нового реактивного пассажирского лайнера Боинг 707, подтолкнул основных авиаперевозчиков Соединенных Штатов авиакомпании Pan American, United Airlines и WTA к совместному решению о необходимости строительства регионального авиалайнера. В качестве основного разработчика была выбрана самолетостроительная фирма Boeing. Задачи, которые выдвигались перед авиаконструкторами, выглядели следующим образом:

  • новый самолет должен будет способен взлетать и садиться на укороченные ВПП;
  • машина должна обладать необходимым запасом прочности и надежности при возникновении внештатных ситуаций на борту;
  • самолет должен быть неприхотлив в обслуживании и удобен в эксплуатации;
  • машина должна быть быстрой, вместительной и в то же время, экономичной.

В кабинетах Boeing прекрасно понимали, что сделать новый самолет путем модернизации «707» не получится. Нельзя было просто для увеличения пассажировместимости удлинить фюзеляж базовой модели. Чтобы поднять в воздух такую машину потребуется больший размах крыльев и мощные двигатели. Соответственно придется переустанавливать шасси самолета в связи с увеличением размеров лайнера. При таких условиях, говорить о создании компактной и вместительной машины, способной обслуживаться в небольших региональных аэропортах, не приходилось. Именно этот аргумент и стал решающим в пользу принятия решения о строительстве совершенно нового самолета.

Новым пассажирским самолетом, судя по принятой нумерации изделий, сходящих с конвейера сборочных цехов корпорации Boeing, должен был стать Boeing 727. Этот пассажирский лайнер станет визитной карточкой многочисленных авиакомпаний по всему миру. Однако до этого момента предстояло решить целый ряд сложных технических и инженерных вопросов.

История создания и эксплуатации

В конце 50-х годов XX века в США весьма серьёзно выросла популярность пассажирских авиаперевозок. Это было связано со своеобразным «авиационным бумом», которому подверглись все развитые страны того времени. Изначально компания Boeing планировала создание нового узкофюзеляжного пассажирского лайнера для нужд нескольких американских авиакомпаний (таких, как, например, United Airlines). Изначально Boeing 727 (так был назван новый лайнер) разрабатывался для внутриамериканских рейсов и предназначался для небольших аэропортов. Также, по замыслу разработчиков, Боинг 727 должен был быть намного экономичнее своего предшественника, Boeing 717, а также более простым в использовании.

Первый полёт нового пассажирского самолёта компании Boeing состоялся в феврале 1963 года, а уже год спустя началась его коммерческая эксплуатация. Лайнер быстро пришёлся по нраву не только американским авиакомпаниям, но и европейским и даже латиноамериканским. Создание грузовых и конвертируемых модификаций Boeing 727 повлекло за собой и то, что лайнер стал всё активнее занимать целевую нишу узкофюзеляжных среднемагистральных самолётов.

Однако популярность модели 727 пошла на спад уже в конце 60-х, когда был создан более совершенный, экономичный и надёжный самолёт Boeing 737. Тем не менее, уже в 1970-е, в разгар нефтяного кризиса, авиакомпании снова вспомнили об этом «скромном трудяге» авиаперевозок, благодаря чему заказы на Boeing 727 вновь выросли. Последний самолёт модели был построен и передан заказчику в 1984 году.

На сегодняшний день в коммерческой эксплуатации находится лишь шестая часть из произведённых Boeing 727. В основном это — грузовые модификации, а также пассажирские самолёты авиакомпаний Африки и Южной Америки. Появление более мощных и экономичных лайнеров приводит к постепенному вытеснению самолётов Boeing 727 с рынка авиаперевозок.

В культуре и искусстве

Самолеты Боинг-727 встречаются в ряде американских сериалов и в компьютерных играх. Не обошли вниманием лайнер и фирмы-изготовители масштабных моделей, изготавливающие копии в масштабах 1/72, 1/100 и 1/144.

Самолет Боинг-727 появился в момент бурного расцвета пассажирских авиаперевозок, когда новые модели лайнеров появлялись буквально каждый год.

Машина быстро вытеснялась более перспективными разработками, постепенно уходя на вторые роли.

На сегодняшний день машины стали практически достоянием истории, эпизодически встречаясь лишь в отдаленных уголках Африки или Южной Америки. Благодаря опыту, полученному при создании и эксплуатации машин Боинг 727, конструкторы корпорации смогли создать ряд новых самолетов, превосходящих предшественника по всем параметрам.

Модификации Boeing 727

  • Boeing 727 имеет 8 пассажирских модификаций, а также ряд военных.
  • Boeing 727-100 — базовая и первая модификация самолёта. Имеет пассажировместимость 131 человек. Производилась с 1963 года.
  • Boeing 727-100C – модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. Литера C перевозится как Convertable — конвертируемый.
  • Boeing 727-100QC — модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. QC означает Quickly Convertable — быстро конвертируемый.
  • Boeing 727-100QF — грузовая модель Boeing 727.
  • Boeing 727-100 Business Jet — модификация лайнера, обладающая меньшим количеством пассажирских мест, зато с существенно большим уровнем комфорта в салоне и увеличенной дальностью полёта.
  • Boeing 727-200 — усовершенствованная модель лайнера, имеющая удлинённый на 6 метров корпус (по сравнению с Boeing 727-100) и увеличенную пассажировместимость.
  • Boeing 727-200 Adv. — усовершенствованная модификация Boeing 737-200, обладающая большей взлётной массой и дальностью полёта.
  • Boeing 727-200F — грузовая модель лайнера.

Также имеются три модификации, предназначенные для армии США: C-22, C-22B и C-22C.

Этапы рождения нового Боинга

Изначально перед конструкторами была поставлена сложная задача. Требовалось создать машину, которая по своим взлетно-посадочным параметрам смогла бы без проблем использовать имеющуюся аэродромную инфраструктуру в США. К тому же такой самолет должен был летать быстро на малых высотах. Ключевым фактором в постройке машины стала рентабельность пассажирских авиаперевозок. Кто будет платить за дорогие билеты на самолет, если можно будет сэкономить, отдав предпочтение винтомоторным лайнерам или путешествиям по железной дороге.

Небольшие расстояния для гражданских пассажирских судов стали камнем преткновения. Количество взлетов и посадок в период эксплуатации регионального самолета заметно увеличивалось по сравнению аналогичным режимом у межконтинентальных лайнеров. Соответственно машина должна была иметь более прочное и устойчивое шасси. Увеличивался ресурс авиационных двигателей. Сама конструкция самолета должна была быть готовой к быстрому техническому обслуживанию с целью сокращения времени на подготовку воздушного судна к новому рейсу. В данном случае сыграл свою весомую роль американский прагматизм.

По мнению менеджеров авиакомпаний — эксплуатация самолета должна приносить постоянный доход. Время пребывания самолета на земле не приносит доход. Чем больше машина выполняла рейсов, тем выше была рентабельность перевозок. Этот аспект отразился в схеме салона нового самолета. Пассажирские кресла были расставлены в три ряда, по обеим сторонам от центрального прохода. Количество пассажиров при таком способе посадки составляло 131 человек.

Для нового самолета потребовалось создать и новые реактивные двигатели. Так как большинство мелких региональных аэродромов находятся в пределах городской черты, уровень шума работающих авиационных двигателей должен соответствовать установленным нормам шумности.

Параметры и нормативы шумности реактивных двигателей для пассажирских лайнеров были впервые введены в Америке и в Европе в начале 60-х годов. В Советском Союзе об этом аспекте заговорили только в начале 80-х годов, когда появилась техническая возможность делать мощные и менее шумные реактивные двигатели.

Под таким прессингом проблем в ноябре 1960 года было начато проектирование нового лайнера. В ходе разработки проекта было рассмотрено до 70 эскизных проектов, при анализе которых была рождена единая концепция новой пассажирской машины. Было решено освободить крылья от мотогондол, отведя для моторной группы хвостовую часть фюзеляжа. Для нового самолета определили количество двигателей, которые были представлены тремя изделиями JT8D-1 с тягой по 14000 кгс каждый. Отличительной особенностью британских двигателей являлось наличие в них функции реверса тяги. Такая функция была крайне полезной при эксплуатации машины на коротких взлетно-посадочных полосах.

Большая работа была проведена по конструированию крыла, в результате которой удалось создать универсальный элемент крылатой машины. Благодаря конструкции крыла самолет мог летать на экономичной крейсерской скорости на малых высотах, совершать без проблем посадку на ограниченном пространстве. Опытный макет самолета Боинг 727 подвергся тщательным аэродинамическим испытаниям в аэродинамической трубе, в результате которых удалось получить самое совершенное на то время самолетное крыло.

Что касается других новшеств, которыми обладала новая машина, то будет уместно сказать следующее:

  • машина была оборудована автономным спускающимся трапом, который был очень к месту в условиях эксплуатации на маленьких аэродромах;
  • системы жизнеобеспечения самолета и запуска двигателей были автономны, благодаря чему машину можно было быстро подготовить к взлету самостоятельно, в аэропортах с ограниченными техническими возможностями.

Характеристики самолёта

Boeing 727 является низкопланом с Т-образным однокилевым оперением. Силовая установка лайнера представлена тремя турбовентиляторными двигателями с задним расположением.

Лётно-технические характеристики Boeing 727:

ТипBoeing 727-100Boeing 727-200 Adv.
Тип фюзеляжаУзкий
Длина, м40,646,7
Размах крыла, м32,9
Высота хвоста, м10,4
Ширина фюзеляжа, м3,8
Площадь крыла, м²157,9
Угол стреловидности крыла32°
Макс. вместимость, пассажиров131189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы)
Макс. взлётная масса, кг68 94695 030
Вес пустого самолёта, кг39 78045 360
Крейсерская скорость, км/ч926965
Высота полёта, м11 40012 192
Дальность полёта, км30564020
Двигатели (×3)Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-1 тяга 14 000,Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9A тяга 14 500,
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-7 тяга 14 000, Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9 тяга 14 500Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-11 тяга 15 000,
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-15 тяга 15 500,
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17 тяга 16 000,
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17R тяга 17.400

Описание и особенности

Кроме расположения двигателей в задней части «Боинг-727» мог похвастаться некоторыми отличительными особенностями, которые в современных самолетах уже не используют. Самой яркой были двери. У первых моделей, выпущенных ранее 1967 года, их было всего две. Одна — слева, сразу за кабиной пилотов. На положение второй большое влияние оказали будущие пользователи — авиакомпании. Дверь находилась в задней части, под килем, при этом имела собственный трап. Его выносом управляла гидравлика самолета. Такое решение позволило эксплуатировать модель в небольших, малоиспользуемых аэропортах.

Боинг 727-200

Так как самолет разрабатывался, имея уже конкретных заказчиков, вторым ярким новшеством стали крылья. Компании хотели иметь возможность использовать лайнер также в небольших аэропортах с малыми ВПП. Тут возникала проблема. С одной стороны, оптимальный режим работы двигателей достигается на большой высоте на крейсерской скорости. С другой — короткая полоса запрещает посадку на большой скорости. Для того чтобы отвечать обоим требованиям, крыло должно иметь определенные характеристики. Наличие двигателя под ним затрудняет выполнение всех возложенных задач, в результате их переместили в заднюю часть.

самолет Боинг-727

Внутреннюю компоновку «Боинг-727» получил стандартную для узкофюзеляжного типа. Заказчику на выбор предлагалось два решения. Или один эконом — 6 мест в ряд с числом пассажиров до 190, или численность уменьшается до 140, но в самолете будет два класса — бизнес (по 4 места в ряд) и эконом.

Технические данные

Кратко рассмотрим технические показатели самолета:

  • Размах крыльев — 33 м.
  • Площадь — 157 кв. м.
  • Высота (по хвосту) — 10.5 м.
  • Ширина фюзеляжа — 3.76 м.
  • Длина — 47 м.
  • Крейсерская скорость — 965 км/час.
  • Потолок — 12 2000 м.
  • Дальность полета — 4020 км (для версии 200А).

Отдельно упомянем двигатели. Соглашение с существовало недолго. Поэтому все самолеты получали по три идентичных двигателя от . Самолеты первого поколения получали одну модель с тягой 14 кН. Машинам 200-й модели предоставлялся выбор из трех вариантов. Двигатели производились той же компанией, но при этом имели тягу до 17 кН + возможность работы в нескольких режимах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: