История Learjet — как зеркало мировой бизнес авиации


как раз в Швейцарии после выхода в отставку и основания корпорации «Motorola и Lear Siegler». Разработка им рассматривалась как хорошая платформа для создания реактивного делового самолета с двумя двигателями по бортам в хвостовой части фюзеляжа. Аванпроект сделали в Швейцарии, потенциально самолет виделся очень удачным. У. Лир продал свою долю в электронной компании Сиглеру, после чего основал «Swiss American Aviation Corporation» — специально для полномасштабного проектирования новой машины, ставшей известной как SAAC Lear Jet 23.
Определившись с обликом перспективной машины, Лир перенес все работы в США, где перерегистрировал как «Lear Jet Corporation». Прототип Lear Jet 23 выполнил первый полет 7 октября 1963 года. Самолет показал высокие летные данные и привлек внимание заказчиков, нуждавшихся в высокоскоростном транспорте для VIP-лиц. Поставки Lear Jet 23 начались в октябре 1964 года в варианте с двумя ТРД CJ610-1 тягой по 12,68 кН, хотя на самолеты поздней постройки ставили ТРД CJ610-4 той же тяги. Максимальная взлетная масса Lear Jet 23 составляла 5670 кг, самолетом мог управлять и один пилот, но чаще в состав экипажа включали двух пилотов. Lear Jet 24 с увеличенной взлетной массой и способный летать на больших высотах анонсировали в октябре 1965 года. Первый Lear Jet 24 поднялся в воздух 24 февраля 1966 года, поставки заказчикам начались через два месяца. В 1967 году Лир продал свою долю в кампании Гейтсу Рабберу, а с января 1970 года фирма стала именоваться «Gates Learjet Corporation» и продолжила работать по совершенствованию семейства легких бизнес-джетов, теперь получивших наименование Learjet. Базовый Learjet 24 дополнила модификация Learjet 24B с двумя ТРД CJ610-6 повышенной тяги. Упорная работа над совершенствованием конструкции привела к появлению и других моделей. Например, меньшего по размерам Learjet 24D с прямоугольными, вместо овальных, иллюминаторами салона и большей дальностью полета за счет более высокой топливной эффективности, Learjet 24D/A с максимальной взлетной массой 5670 кг, а в 1976 году на рынок вышли Learjet 24E и Learjet 24F — эквиваленты Learjet 24D и Learjet 24D/A с новым крылом и улучшенной аэродинамикой, позволившей снизить посадочную скорость и скорость сваливания. Типичной поздней моделью Learjet 24 является Learjet 24F с двумя ТРД CJ610-8A тягой по 13,12 кН; ее максимальная скорость на высоте 7620 м составляет 880 км/ч, дальность с четырьмя пассажирами — 2731 км. Производство Learjet 24E и Learjet 24F завершили соответственно в 1979 и 1980 годах, очень небольшое количество Learjet 24 закупили ВВС некоторых стран для VIP-перевозок. Развитием Learjet 24 стал Learjet 25, выполнивший первый полет 12 августа 1966 года, поставки начаты в октябре 1967 года. Фюзеляж был удлинен на 1,27 м, за счет чего стало возможным перевозить на два пассажира больше, доведя пассажировместимость до восьми человек при экипаже из двух пилотов. Этот удачный вариант в 1970 году дополнили Learjet 25B и Learjet 25C, ставшие аналогами Learjet 24D и Learjet 24D/A. В 1975 году появились Learjet 25D и Learjet 25F — аналоги Learjet 24E и Learjet 24F. Финальным вариантом является Learjet 25G с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением и большей дальностью полета. Learjet 25 с ТРД CJ610-8A был принят на вооружение ВВС ряда государств как скоростной пассажирский, картографический самолет и буксировщик мишеней. <…></…>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Gates Learjet 24B

Тип: легкий пассажирский самолет средней дальности с экипажем из двух человек Силовая установка: два ТРД General Electric 0610-6 тягой по 13,12 кН Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9450 м — 877 км/ч; крейсерская скорость на высоте 13715 м — 859 км/ч; начальная скороподъемность 1951 м/мин; сертифицированный потолок 13 715 м; дальность полета 3278 км Масса: пустого 3142 кг; максимальная взлетная 6124 кг Размеры: размах крыла с концевыми топливными баками 10,84 м; длина 13,18 м; высота 3,84 м; площадь крыла 21,53 м2 Полезная нагрузка: до шести пассажиров или груз массой 1212 кг в салоне

Разработка. Конструкция самолёта

Разработка модели была начата в сентябре 1992 года, первый полёт прототипа выполнен 7 октября 1995 г. Сертификат типа FAA получен в сентябре 1997 г., первые самолёты поступили заказчикам в 1998 г.

Оснащён двумя ТРДД Honeywell TFE731-20 и вспомогательной силовой установкой.

В 2004 году начат выпуск улучшенной модификации самолёта — Learjet 45XR с увеличенным взлётным весом, крейсерской скоростью и скороподъемностью. Самолёт оснащается двигателями TFE731-20BR.

Среди самолётов этой серии, производимых предприятием, LJ45 и LJ45XR занимает промежуточное место между меньшими самолётами Learjet 31 и Learjet 40 и более крупными моделями семейства Learjet 60.

Крылья самолёта выпускаются предприятием De Havilland Canada, а фюзеляж и хвостовое оперение — подразделением Bombardier (компанией Short Brothers).

Эксплуатация

Пассажирский салон Learjet 25

мог быть переоборудован в несколько различных конфигураций для перевозки пассажиров, грузов и бригад скорой медицинской помощи. Именно по причине простоты изменения конфигурации салона
Learjet 25
в-основном использовался как самолёт санитарной авиации. Для этого в салоне убирались кресла правого ряда, в образовавшееся место устанавливались носилки, монтировались кислородные баллоны и оборудование для внутривенных капельниц.

Несмотря на высокую дозвуковую скорость полёта, благодаря хорошему профилю крыла и другим аэродинамическим характеристикам Learjet 25

мог приземляться на короткие взлётно-посадочные полосы и даже на гравийное покрытие.

В 1974 году два самолёта Learjet 25B

были приобретены Военно-воздушными силами Перу и оборудованы камерами аэрофотосьёмки, находившимися в нижней части фюзеляжей воздушных судов.

Льотно-технічні характеристики[ред. | ред. код]

Джерело:

[2]

Основні характеристики

  • Екіпаж:
    2
  • Пасажиромісткість:
    8 пасажирів
  • Довжина:
    14,50 м
  • Висота:
    3,73 м
  • Розмах крила:
    10,84 м
  • Площа крила:
    21,53 м²
  • Маса порожнього:
    3645 кг
  • Максимальна злітна маса:
    6804 кг
  • Рухова установка:
    × турбореактивний

Льотні характеристики

  • Крейсерська швидкість:
    859 км/год (0,81 М)
  • Практична дальність:
    2853 км (повне навантаження)
  • Швидкопідйомність:
    30,7 м/с

Модели

Обозначение ИКАО для всех вариантов Learjet 25


LJ25
.

Learjet 25A

Сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США 10 октября 1967 года.

Learjet 25B

Доработанная модель. Самолёт сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США 4 сентября 1970 года.

Learjet 25C

Установлены крыло с новым профилем, дополнительные топливные баки, увеличена дальность полёта. Сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США 4 сентября 1970 года.

Learjet 25D

Модель с увеличенной дальностью полёта.

Learjet 26

Является неофициальным обозначением модели Learjet 25

, оснащённой турбовентиляторными двигателями Garret AiResearch TFE731-2 для проведения ряда лётных испытаний. Первый усовершенствованный самолёт с регистрационным номерам N26GL поднялся в воздух 19 мая 1971 года. В дальнейшем конструкторские доработки модели были признаны успешными, что привело к появлению новой серии самолётов Learjet 35[1].

Learjet 25G

Лайнер модификации 25G совершил первый полёт 23 сентября 1980 года. С 9 по 18 июня 1982 года самолёт выполнял ряд демонстрационных полётов, в результате которых были установлены рекордные показатели для Learjet

по скорости движения на дальних дистанциях перелётов[1].

Ссылки

Военные C-21
Семейство Learjet • • • • • • • • • 45 • • • • •
Семейство Challenger 300 • 600 / 601 / 604 / 605 • 800 / 850
Семейство Global 5000 / Express / Express XRS • 7000 / 8000
Семейство CRJ 100 / 200 / 440 • 700 • 900 • 1000 •
C Series 100 / 300
см. также: Самолёты Learjet

Отрывок, характеризующий Learjet 45

– Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера. Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете. Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила: – J’espere, que vous ne direz plus qu’on s’ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен. Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто либо мог видеть ее и не быть восхищенным. Тетушка прокашлялась, проглотила слюни и по французски сказала, что она очень рада видеть Элен; потом обратилась к Пьеру с тем же приветствием и с той же миной. В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания. Тетушка говорила в это время о коллекции табакерок, которая была у покойного отца Пьера, графа Безухого, и показала свою табакерку. Княжна Элен попросила посмотреть портрет мужа тетушки, который был сделан на этой табакерке. – Это, верно, делано Винесом, – сказал Пьер, называя известного миниатюриста, нагибаясь к столу, чтоб взять в руки табакерку, и прислушиваясь к разговору за другим столом. Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее. Он слышал тепло ее тела, запах духов и скрып ее корсета при движении. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем, он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой. И, раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к раз объясненному обману.

Learjet 25 от Xtreme Prototypes. Быстро, высоко и красиво!

Давайте будем друг с другом честными, у FSX и Prepar3D есть большие проблемы! Нет, не надо так пугаться, я лишь о том, что у обоих симуляторов есть ниша, в которой до безобразия мало моделей и я говорю о бизнес-джетах. Давайте посмотрим: есть Carenado и их «летающие ливреи», есть Flysimware Simulation и их проработанный, но выглядящий гостем из прошлого моделью Learjet 35, а про Wilco с их Falcon 7X и говорить не хочется. Всё? Если честно, то и я так думал пока случайно на одном из ресурсов не встретил упоминание о некой команде Xtreme Prototypes и их модели Learjet 25.

Информации было немного, небольшие обзоры старой версии, немного ливрей и полтора видеоролика на YouTube-е. Я обычно против покупки аддонов без толковых данных, но цена в 49,95$ на мой взгляд не та цена из-за которой стоит переживать, и я решил купить модельку. Сразу стоит отметить, что актуальный релиз продается только на сайте самого разработчика (а еще у них есть Bell X1 и X15), а «народных» версий я не видел совсем.

После оплаты через PayPal на почту приходят все необходимые для активации данные, а также ссылка на загрузку дистрибутива. Кстати, скачиваться будет версия для FSX/P3Dv3, а для получения самой крайней версии надо вернуться на сайт. Ребята из Xtreme Prototypes явно хотят избежать нелегального распространения своего продукта, так чтобы скачать любое обновление необходимо будет ввести номер заказа и ключ активации. Не могу сказать, что эти меры избыточны, увы, но слова о том, что “пиратство убивает хорошие аддоны” справедливы.

Установка проблем не вызывает. Запустили, ввели номер заказа и ключ продукта, указали путь к папке с симулятором (сам не находит) и готово! Пора запускать!

Итак, после установки мы получаем в своё распоряжение несколько серийных Learjet 25 и один тестовый образец. Ливреи “из коробки” нельзя назвать разнообразными, но не ради ливрей же он покупался, а ради “максимально проработанной модели легендарного самоёта”. Кстати, о проработанных системах. Их тут тьма! То есть правда, очень много и даже если часть их них бутафория, то очень хорошая. Чего стоит магнитафон образца 60-х годов в кабине и ведь он работает (то есть работает полностью, от включения до выбора песни, от громкости до баланса)! Более того, в него можно загружать свою музыку, вот честно, такого я еще не видел.

Зажигай, капитан!

А что в нем настоящее, так это приборы. Плавные и полностью трёхмерные “будильники” стали для меня одним из решающих факторов при покупке. Это просто потрясающе, они выглядят одновременно мультяшными и строгими. Тени от элементов приборов на самх же приборах (например директорных планок на авиагоризонте) научат вас летать по новому, в том смысле, что смотреть в окошко больше не захочется, а вот любоваться на эти стрелочки, циферки… Красотища! И опять же, всё работает, переклчается, щёлкает и выполняет свои задачи.

Подсветка приборов и кабины радует взгляд, она не напрягает, не мешает считывать показания и смотрится очень удачно, но тут кроется первый досадный промах в модели. Она не поддерживает динамический свет. Да, увы, его и отражения приходится отключать, а то в кабине будет слишком яркий свет. Хочется верить, что разработчики в скором времени выпустят обновление и эта “фишка” P3Dv4 будет тут работать. А то как же, те самые легендарные Recognition Lights в баках есть, а всей прелестью их насладиться невозможно. Обязательно перед запуском просмотрите инструкцию, там об этом есть.

Вторым досадным упущением модели можно считать отсутствие загрузчика и возможности выбора режима запуска в симуляторе. То есть “Dark and Cold” только ручками, хотя нажать два сочетания клавиш не составляет труда, но я уже привык к таким вещам и их отсутствие в 2020 году кажется странным.

Я знаю, что я писал выше о том, что “внешность не главное”, но куда же без нее? А

We need the lights!

Пару слов о звуках. Во-первых, фирменный звук General Electric CJ610-6 на месте. Во-вторых, озвучены все элементы управления (ага, не забываем про магнитофон) и озвучка под стать кабине, в ней дух времени вполне себе ощущается. И третье, часть звуков из кабины (сирены, тример и проч.) слышно на видах и внешних, а вот это очередная ложка дегтя в бочку с мёдом.

Посадка в Ибице

Что до авионики, то тут дело обстоит так. ПНК полностью на “будильниках” (вы годы выпуска самолёта посмотрите), из “цифры” есть GPS. По-умолчанию используется дефолтный, но никто не запрещает использовать Reality XP или Flight1, благо инструкции по установке есть в мануале. Автопилот тоже винтажный, всем любителям самолётов “тех годов” он будет понятен и приятен, а остальным читать мануал.

У малыша скоропоъёмность до 6050 фт./мин, а потолок до 45000 футов

Что сказать в заключение, а то меня вот вот понесет на дифирамбы? Во-первых, модель удалась! Она по уровню может тягаться с Majestic Software или PMDG! Серьезно. В ней есть всё для интересных полётов в виртуальном небе. Во-вторых, моделирование оригинального самолёта выше всяких похвал и чувствуется, что авторы любят эту машину и вкладывают в разработку душу. Третье, в модели есть ряд мелких недочтов из-за которых она теряет часть своего очаровния, но я думаю это лишь дело времени и их поправят.

Брать ли? Тут зависит от вас, если вы фанат Боинга, то нет, это не для вас. Если вы любите винтажные самолёты и “будильники”, то стоит подумать. А вот если вы (как я в своё время) решите, что не очень длинные перелеты на небольшом самолёте это то, что вам надо, то брать однозначно!

Покупать тут.

Вопросы в комментарии.

1

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: