На одном крыле. Почему «Почта России» опустила железный занавес для международных посылок


Пандемия подтолкнула «Почту России» к идее об увеличении парка самолетов

Собственные самолеты — два Ту-204С — у «Почты России» появились в 2020 году. Уже тогда компания анонсировала, что авиапарк может расшириться. «Запуск магистральной почтовой авиации — это новый шаг в развитии почтовой логистики, который позволит сократить сроки доставки отправлений в регионы Дальнего Востока и на Крайний Север, а в перспективе — обеспечить регулярные перевозки почты из стран Юго-Восточной Азии и Европы», — пояснял Дмитрий Страшнов, на тот момент руководивший «Почтой России». Спустя год, в 2017-м, незадолго до своей отставки топ-менеджер рассказал о планах создания собственной авиа на двух самолетах останавливаться не должна, нам нужны и Ту-204, и магистральные самолеты. Надеюсь, что в ближайшие год-два мы сможем создать необходимый и достаточный авиационный парк, чтобы создать собственную авиационную компанию». С тех пор два борта так и остались единственными.

Росавиация продлила запрет на международные полеты до 1 августа Бизнес

Фото: Kevin Kurek / DPA / ТАСС

Читайте на РБК Pro

Назло Кавасаки: как лояльность победила в России компетентность Почему руководителю необходима эмпатия и как ее развить Миллиардер-дауншифтер: как продавец ипотеки озолотился на сравнении цен Пять личных навыков, которым стоит научиться в условиях неопределенности

Как о: «У нас есть груз, есть хорошая сеть продаж, которую мы будем развивать и инвестировать, в Европе, Китае. Наши «дочки», китайская и немецкая, растут очень здорово. Но речь не только об авиаперевозках, а в целом о логистике: делать продукт, который позволит нам забрать на себя или на дочерние компании грузовую работу на территории других стран».

Из каких именно самолетов может быть сформирован будущий парк, Акимов не уточняет: «Ждем в том числе перспективный российский грузовой самолет после 2025 года МС-21. Мы сейчас в очень хорошем тесном диалоге с правительством и с ОАК по поводу машин». «Мы действительно прорабатываем с коллегами перспективы развития сотрудничества в части поставок самолетов, — подтвердил РБК представитель ОАК. — Мы готовы предложить линейку техники, отвечающей потребностям «Почты России», включая кастомизацию самолетов под нужды заказчика».

В «Уральских авиалиниях» предупредили о сокращении авиаперевозок на 50% Бизнес

Фото:Донат Сорокин / ТАСС

Те типы самолетов, что не производятся в России, по словам Акимова, компания будет вынуждена брать в лизинг: «Плюс у нас есть региональная авиация, где мы хотим сотрудничать с местными авиакомпаниями».

При этом глава «Почты России» не видит «экономики» в проектах по использованию пассажирских самолетов под перевозку грузов. Еще в апреле многие авиакомпании, чей флот простаивает из-за ограничений на полеты, получили разрешение на перевозку грузов в салоне. Интерес к такому формату доставки проявила также «дочка» Alibaba Group китайская логистическая компания Cainiao Network. Акимов признает, что «плохо, что машины стоят на бетоне». «Мы использовали эту экономику (перевозки грузов в салоне. — РБК). Другой вопрос, что она для нас не приемлема. Но все-таки еще больнее для нас — это подвести своего клиента и не вывезти или не привезти груз».

Почта России приступила к перевозке почты на собственных грузовых среднемагистральных самолетах ТУ-204 С, которые вылетели из аэропорта Внуково.

Почтовый самолет «Петр I» отправился в полет по маршруту Москва — Нижневартовск — Якутск. Другое воздушное судно — «Екатерина II» совершит полет по маршруту Москва- Иркутск-Анадырь. Эксплуатацию самолетов Почты России осуществляет авиакомпания-грузоперевозчик «Авиастар-ТУ», пояснил журналистам гендиректор Почты России Дмитрий Страшнов.

Почта России решила создать собственный авиапарк в связи с бурным ростом объемов почтовых отправлений в последние годы, связанным с развитием электронной торговли. Самолеты ТУ-204 С могут перевозить до 30 тонн почты на расстояние до 3,8 тыс. км. Ранее Почта России осуществляла доставку почты на рейсах регулярных авиакомпаний.

«Запуск магистральной почтовой авиации — это новый шаг в развитии почтовой логистики, который позволит сократить сроки доставки отправлений в регионы Дальнего Востока и на Крайний Север, а в перспективе обеспечить регулярные перевозки почты из стран Юго-Восточной Азии и Европы», — заявил Страшнов.

О том, что Почта России закупает два самолета за 3,39 млрд рублей у «Ильюшин Финанс Ко», было объявлено в июне 2020 года в рамках ПМЭФ-2016.

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров полагает, что цена, за которую Почта России приобрела два самолета, «очень хорошая». «Думаю, что один такой самолет будет стоить порядка 2 млрд руб. — 2,2 млрд рублей. То, что Почта России купила два самолета за 3,3 млрд руб., и получила на это достаточно выгодный кредит (надеемся, что ставку по этому кредиту сейчас субсидируют), то это, пожалуй, очень выгодное приобретение», — сказал он журналистам. «С учетом всех субсидий Почта России взяла эти самолеты где-то под 3% годовых в рублях, что очень выгодно», — добавил министр.

Самолеты ТУ-204С, принадлежавшие ранее «Трансаэро«, приобретены в собственность РФ, Почта России владеет ими на праве хозяйственного ведения.

Ранее в интервью ТАСС в рамках ВЭФ-2016 Страшнов заявлял, что аэропортом регистрации для самолетов Почты России станет Хабаровск, где к 2020 г. планируется запуск крупного логистического центра компании. Тогда он отмечал, что решение о необходимости дальнейшего расширения авиапарка Почты России будет принято только после оценки итогов эксплуатации первых двух самолетов. Позже в сентябре Страшнов говорил журналистам, что в 2017 году Почта России может увеличить парк самолетов. «У производителя (Ульяновского завода) есть уже около 10 фюзеляжей (ТУ-204), которые уже на заводе. Они не законтрактованы, Почта России могла бы выступить одним из покупателей. Это ТУ-204, Ульяновский завод», — пояснил возможность закупки министр. «Хотелось бы, чтобы Почта России закупала российские самолеты», — подчеркнул Никифоров.
Поделиться:

Похожее

«Почта России» закупает Ту‑204 для азиатских отправлений

«Почта России» покупает у «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) за 3 млрд руб. два самолета Ту‑204 С, чтобы задействовать их в перевозках почтовых грузов на дальневосточном и азиатском направлениях. В случае успешности проекта почтовое ведомство намерено расширить авиапарк, учитывая рост потребности в почтовых авиаперевозках в связи с ростом интернет-торговли. По мнению экспертов, проект может быть удачным, если «Почте России» удастся закрепиться на азиатском рынке почтовых отправлений.

Одним из заметных событий прошедшего Петербургского международного экономического форума ПМЭФ‑2016 стало подписание между лизинговой и ФГУП «Почта России» соглашения об основных условиях поставки двух грузовых самолетов Ту‑204 С. По словам гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова, «создание почтового авиапарка является частью масштабной программы модернизации транспортной инфраструктуры» ведомства, где «главная задача — сократить издержки и ускорить доставку почтовых отправлений», «что особенно важно с учетом впечатляющего роста объемов интернет-торговли в последние годы» (по данным Data Insight, рынок интернет-торговли в России, несмотря на торможение, вырос в 2020 г. до 650 млрд руб. — „Ъ“). Как заявлял на форуме господин Страшнов, самолеты будут использоваться на западносибирском и дальневосточном направлениях, где из-за ухода с рынка «Трансаэро» почта испытывает дефицит транспортных емкостей, кроме того, почта намерена «этими двумя бортами протестировать международные почтовые грузоперевозки». По итогам первого этапа этого проекта до конца года почта примет решение о расширении своего авиапарка.

Почему выбор пал именно на Ту‑204 С, в «Почте России» не комментируют, хотя источник в ведомстве поясняет, что «учитывались все важные факторы», в том числе цена, грузоподъемность и дальность полета». Стоит заметить, что сообщение о заинтересованности в проведении закупки среднемагистральных грузовых воздушных судов и сборе предложений от заинтересованных поставщиков «Почта России» разместила еще 1 марта этого года. Согласно прилагаемому ТЗ, основные технические данные судна (дальность — 3500 км, крейсерская скорость — не менее 810 км/час, грузоподъемность — 30 тонн) практически полностью соответствуют данным самолета Ту‑204 С. «ИФК — одна из тех компаний, что предложили свои поставки, и наши логисты остановились именно на этих моделях», — отметил источник.

Предполагается, что самолеты будут поставлены и введены в эксплуатацию уже этим летом, однако на базе какой авиакомпании будут выполняться полеты, в «Почте России» не раскрывают. «Разумеется, это будет привлечение сторонней авиакомпании, поскольку создавать свою авиакомпанию — безумные деньги», — пояснил источник в ведомстве.

Стоимость двух самолетов — около 3 млрд рублей. Ранее уже сообщалось, что в начале июня «Почта России» уже объявила об аукционе на предоставление ей кредита в 3 млрд рублей на пять лет с максимальной ценой договора на оказание услуг не более 2,14 млрд рублей (около 14 % годовых, итоги аукциона будут подведены 28 июня).

Гендиректор ИФК Александр Рубцов подтвердил „Ъ“, что «стоимость двух самолетов — около 3 млрд рублей» и самолеты «будут выкуплены» «Почтой России». По его словам, Ту‑204 С «идеально подходят для работы в качестве почтовых самолетов». В ИФК также пояснили „Ъ“, что «оба поставляемых самолета произведены в Ульяновске в 2010 году и имеют совсем небольшой налет» (по требованиям ТЗ, он должен быть не более 2500 час), «по меркам авиации, это все равно что новые». До этого они были в лизинге у «Трансаэро», но возвращены ИФК в ходе процедуры банкротства авиакомпании. В собственности ИФК грузовых Ту‑204 больше нет, однако, как отметил руководитель пресс-службы ИФК Андрей Липовецкий, в случае, если «Почта России» будет намерена расширять парк грузовых самолетов, возможен заказ Ту‑204 С на «Авиастаре» из имеющегося задела «или любой из пассажирских вариантов Ту‑204, которыми владеет ИФК, будет переделан в грузовой там же, на „Авиастаре“».

Управляющий директор АО «Авиастар-СП» Андрей Капустин отмечает, что самолетостроительный — как в окончании строительства Ту‑204 из задела (в разной степени готовности — семь машин), «так и в конвертации в грузовые самолеты пассажирских вариантов».

Редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров допускает, что «Авиастар» может получить этот дополнительный заказ на Ту‑204 С, поскольку проект почтового авиатранспорта может быть успешным. Он заметил, что на внутреннем рынке сеть авиаперевозок позволяет справляться с почтовыми направлениями через заказы у других авиа. «Со стандартными предложениями это невозможно, а вот со своим флотом, с консолидацией объемов это может быть хорошим предложением. А Ту‑204 С с его данными по дальности и грузоподъемности — наиболее подходящий вариант», — сказал эксперт.

Вероятность успеха проекта почтовой авиации России допускает и глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, отмечающий, что если предполагается работа этих двух бортов между Новосибирском (где будет большой почтовый хаб) и городами Китая, то это может быть большой поток почтовых отправлений, в первую очередь связанный с интернет-торговлей, и «это вполне разумно», «недаром все мировые операторы экспресс-доставки имеют свой парк авиагрузовиков». «Перспектива расширения парка „Почты России“ — это консолидация грузопотока, связанного с обслуживанием интернет-покупок, если, конечно, не будет резких движений со стороны регуляторов, например, таможни», — заметил господин Пантелеев. По его мнению, авиакомпанией, обслуживающей Ту‑204 С «Почты России», может быть или «Авиастар-Ту» (работает на Ту‑204 С), или «Ред Вингс» (эксплуатант пассажирских Ту‑204–100).

Сергей Титов, Ульяновск

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: