Роспотребнадзор: попытки «ЮТэйр» навязать пассажирам ваучеры вместо денег противоречат закону


Методом ампутации

Авиа заявила о первых мерах по предотвращению собственного банкротства и оздоровления финансовой ситуации. В качестве панацеи, инвесторам предлагается утвердить сокращение самолетного парка. Кроме того, «ЮТэйр» намерена сократить на 20 процентов маршрутную сеть. В Сургуте, по адресу прописки основного акционера авиакомпании — негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Сургутнефтегаз», создается консультативная группа, призванная решить проблему кредиторской задолженности авиакомпании. При этом владелец НПФ и как следствие «дедушка» «ЮТэйр» нефтяной гигант «Сургутнефтегаз» продолжает хранить молчание.

«ЮТэйр» заявил о своих планах сократить в 2020 году самолетный парк на 40 процентов в рамках оптимизации расходов. Данная программа была разработана авиа, выступающим консультантом по оптимизации кредиторской задолженности группы «ЮТэйр». Как говорится в презентации, выложенной на сайте авиакомпании, сокращение воздушного флота позволит сэкономить на лизинговых платежах 6,5 миллиарда рублей уже в следующем году и более 39 миллиардов рублей до конца 2020 года. До 2025 года экономия компании составит 69 миллиардов рублей.

Из воздушного флота «ЮТэйр» могут быть выведены 46 самолетов, в том числе 12 лайнеров Airbus 321-200. При этом уже в 2020 году «ЮТэйр» может полностью отказаться от самолетов Airbus, которые компания начала получать с завода изготовителя в 2013 году.

Кроме того, из самолетного парка планируется вывести шесть самолетов Boeing 737-800 (всего у «ЮТэйр» их останется девять), два самолета Boeing 767-200/300, а также компания полностью избавится от дальнемагистральных самолетов Boeing 757-200 и самолетов Bombardier.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

По результатам оптимизации в самолетном флоте «ЮТэйр» останутся лишь среднемагистральные самолеты Boeing. Сокращение не затронут и региональные самолеты ATR. Авиакомпания также отказалась от самолетов Sukhoi Superjet-100, о закупке которых она договорилась в августе 2013 года.

И это предлагает сделать авиакомпания, которая до сих пор еще входит в тройку крупнейших авиаперевозчиков России по объему пассажиропотока и уступает по этому показателю только «Аэрофлоту» и «Трансаэро».

Тем не менее, считает руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа, сокращение парка самолетов — это не бегство с рынка, а просто оптимизация лизинговых расходов, и «на месте акционеров компании можно радоваться». По мнению аналитика, после проведения данного маневра финансовая устойчивость компании может улучшиться. Кроме того, считает Кипа, в рамках текущей макроэкономической ситуации все участники рынка авиаперевозок будут вынуждены проводить оптимизацию — «ЮТэйр» не будет исключением.

Между тем, активно сокращать объемы собственного бизнеса, «ЮТэйр» заставляет не макроэкономическая ситуация, а очень сложное финансовое положение компании. В конце ноября «дочка» авиа, «ЮТэйр-Финанс», допустила технический дефолт по двум облигационным займам (БО-09 и БО-10) на общую сумму 2,7 миллиарда рублей. Поручителем по облигациям выступает материнская . Неисполнение обязательств авиакомпания объясняла отсутствием «денежных средств в необходимом объеме по причине нарушения срока возврата займов», ранее выданных «дочке» в «ЮТэйр» за счет средств от размещения облигаций.

После этого, на компанию обрушился вал исковых заявлений. В частности, только «Альфа-банк» подал в отношении 8 исков. По пяти из них ответчиком выступает «ЮТэйр-Лизинг», по одному — , которая обеспечивает наземное обслуживание до 80 процентов воздушных судов в аэропорту Внуково. Общая сумма требований «Альфа-банка» по шести искам составляет почти 20,5 миллионов в долларах плюс 139,1 миллиона в рублях. Объем претензии по двум другим исковым заявлениям пока неизвестен.

Кроме того, «Альфа-банк» требует от Росавиации, Ространснадзора и ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» остановить полеты авиа в качестве обеспечительной меры своих судебных требований.

Сейчас в судах рассматривается несколько исков о взыскании задолженности с авиаперевозчика. Общая сумма долговых обязательств компании перед кредиторами превышает 30 миллиардов рублей. Один из кредиторов авиакомпании, пермская , 4 декабря 2014 года подала иск о признании ее банкротом.

Осложняет ситуацию то, что государственная поддержка российских авиаперевозчиков, в том числе «ЮТэйр», в настоящее время не обсуждается. Об этом было заявлено главой Росавиации Александром Нерадько. При этом он уточнил, что компании должны самостоятельно прилагать усилия по сокращению расходов в сложившихся рыночных условиях. По мнению Нерадько нет никаких предпосылок к тому, чтобы «ЮТэйр» до нового года прекратила выполнять свои обязательства перед пассажирами, несмотря на существующие трудности. Ранее он же обещал всемерную поддержку со стороны государства компании, оказавшейся на грани банкротства.

Boeing 737-800

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

По заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, сделанного им газете «Ведомости», проблемные авиакомпании должны рационализировать парк и маршруты, снижать издержки, искать возможности, чтобы обеспечить операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев. Кроме того, вице-премьер отметил важность движения и со стороны акционеров: так, по его словам, у «ЮТэйр» есть сильный собственник, который может участвовать в стабилизации деятельности компании.

Надо отметить, что при этом вице-премьер заявил о том, что авиа, испытывающая схожие с «ЮТэйр» проблемы получит госгарантии уже в начале этой недели.

Изыскать средств для того, чтобы решить вопросы с кредиторами из внутренних ресурсов авиакомпания, к сожалению, не может. В соответствии с квартальным отчетом «ЮТэйр» за девять месяцев текущего года размер долгосрочных обязательств компании (срок погашения свыше 12 месяцев) составляет 27,6 миллиарда рублей, объем краткосрочных займов — 46,5 миллиарда рублей. По сравнению с 31 декабря 2013 года первые увеличились более чем в два раза (с 12,4 миллиарда рублей), вторые же даже немного понизились — с 46,7 миллиарда.

Как известно, долговые обязательства погашаются за счет операционной деятельности предприятий. Здесь же картина следующая: выручка «ЮТэйр» за девять месяцев 2014 года — 54,9 миллиарда рублей, себестоимость при этом — 52,9 миллиарда. И если бы не прочие доходы, полученные компанией за отчетный период в размере 28,3 миллиарда, отчетность «ЮТэйр», скорее всего, была бы убыточной. В эту пользу свидетельствует строка «прочие расходы», в которой за январь-сентябрь значится 24,9 миллиарда.

Для того, чтобы решить непростую ситуацию, «ЮТэйр» мог бы обратиться к акционерам. Авиакомпания подконтрольна негосударственному пенсионному фонду (НПФ) «Сургутнефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит нефтяной . Она же славится на рынке крайне аккуратным распределением своей прибыли. Так, по состоянию на 30 июня текущего года, на депозитах компании размещено денежных средств на сумму 503 миллиарда рублей. Краткосрочных долговых обязательств у компании при этом — на 177 миллиардов рублей, а долгосрочных — на 205 миллиардов.

Тем не менее, несмотря на то, что финансовые сложности «ЮТэйр» испытывает уже достаточно давно, а с момента технического дефолта прошло уже около месяца, официальной информации о том, что «Сургутнефтегаз» будет помогать своей «внучке» так и не появилось. Пока известно лишь о том, что для оздоровления финансово-экономического положения авиакомпании создается консультативная группа. Об этом было сделано заявление правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В состав группы вошли представители крупнейшего акционера авиа, а также представители правительства ХМАО и Тюменской области. За сим информация о помощи «ЮТэйр» исчерпывается.

По мнению заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, многие участники рынка находятся в ожидании, что «Сургутнефтегаз» поддержит «ЮТэйр». «Но мы считаем, что это крайне маловероятно», — говорит Люшин. Эксперт объясняет это тем, что «Сургутнефтегаз» проводит активную программу оптимизации непрофильных активов, и в этой ситуации поддержка авиакомпании выглядит нелогичной. «Поэтому, скорее всего, финансовые показатели «ЮТэйр» могут стать критическими уже в ближайшее время», — считает эксперт.

Так это будет или нет — покажет время. Нам же остается только наблюдать, чем закончится драматическая бизнес-история одной из крупнейших российских авиакомпаний.

Награды и признание

1997—2017 — многократный победитель и дипломант премии «Крылья России» (номинации «Самая прогрессирующая авиа, «Вертолётная компания года»)[15].

1997 — лауреат премии XI International Europe Award for Quality.

2011 — профессиональная премия в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники издания «Авиатранспортное обозрение» в номинации «За достижения в организации технического обслуживания региональных воздушных судов»[16].

2012 — лучшая авиакомпания в рамках продвижения столицы как национального и международного туристического центра по версии Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы[17].

2016 — международная премия Business Traveller Russia and CIS Awards 2020 в номинации «Лучшая региональная авиакомпания России и СНГ»[18].

UTair неизменно входит в рейтинги самых пунктуальных авиаперевозчиков по версии Росавиации и крупнейших аэропортов. По итогам 2020 года авиакомпания заняла вторую строчку в рейтинге пунктуальности 2020 года, подготовленном «РИА Рейтинг» на основании данных Росавиации. Регулярность полётов Utair составила 98,8%[19].

В 2020 году авиакомпания признана самым пунктуальным перевозчиком аэропортов Уфы[20] и Минска[21], в 2014 году — Новосибирска и Омска, в 2013 году — аэропорта Бен Гурион (Тель-Авив, Израиль)[22], в 2012 году — аэропорта Пулково (Санкт-Петербург), а в 2010 году — аэропорта Домодедово (Москва).

Utair неизменно входит в рейтинг ста крупнейших социально ответственных российских компаний по версии Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК)[23].

Авиационные происшествия

Самолетные авиакатастрофы и инциденты

  • 17 марта 2007 года
    в 9.40 по московскому времени в самарском аэропорту «Курумоч» при посадке потерпел катастрофу самолёт Ту-134 с регистрационным номером RA-65021, следовавший рейсом № 471 из Сургута в Белгород с промежуточной посадкой в Самаре с семью членами экипажа и 50 пассажирами на борту. Не дотянув 400 м до взлётно-посадочной полосы, самолёт ударился стойками шасси о землю, проехал ещё около 500 метров в сторону от полосы, перевернулся через левую плоскость и развалился на части. В результате шесть человек погибли, 27 госпитализированы. По выводам комиссии происшествие стало возможным «в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа»[27].
  • 2 апреля 2012 года
    в 05 час 33 мин московского времени в 16 км западнее центра города Тюмень вблизи деревни Горьковка вскоре после взлёта из аэропорта «Рощино» (в 4 км от торца ВПП) потерпел катастрофу пассажирский самолёт ATR-72 (бортовой номер VP-BYZ) авиа, совершавший рейс ЮТ-120 Тюмень-Сургут. На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. Погибло 29 пассажиров и 4 члена экипажа. .[28][29].
    Основная статья: Авиакатастрофа под Тюменью 2 апреля 2012 года
  • 1 сентября 2020 года
    самолет Boeing 737-800 (бортовой номер VQ-BJI), следовавший рейсом UT579 Москва — Сочи, после посадки в аэропорту Адлер выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, скатился в русло реки, загорелся левый двигатель. Все из находившихся на борту 166 пассажиров и 6 членов экипажа выжили.Один из сотрудников аэропорта (руководитель комплексной смены аэропорта Владимир Бегиян), помогавший в эвакуации пассажиров, скончался от сердечного приступа[30].

Вертолетные авиакатастрофы и инциденты

  • 2 июля 2008 года
    в 10:00 по московскому времени при заходе на посадку в 340 км северо-восточнее Нижневартовска потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 с бортовым номером 22599. В результате катастрофы 9 пассажиров погибли, 4 пассажира и члены экипажа получили серьёзные телесные повреждения. Вертолёт сгорел.[31]
  • 5 июля 2011 года
    вертолёт Ми-8 (бортовой номер RA-22350) вылетел из Усть-Кута в 12:23 по Иркутскому времени (7:23 по московскому времени) на буровую номер 72 в Катангский район (720 км). В вертолёте находились вахтовики (13 человек, среди них одна женщина) и 3 члена экипажа, летевшие на буровую «Даниловская». После приземления вертолёта на посадочную площадку между посёлками Непа и Преображенка, расположенную в 2,5 километрах от буровой станции, экипаж приступил к высадке пассажиров. В 9:10 по московскому времени при высадке пассажиров колесо вертолёта провалилось в грунт, экипаж попытался выровнять вертолёт, но он начал заваливаться и лёг набок, в результате чего двое человек погибли, 12 человек получили тяжёлые травмы. Сообщение от экипажа об авиакатастрофе было принято диспетчером Усть-Кутского аэропорта в 9:31 по московскому времени[32]
  • 20 декабря 2011 года
    около 07:25 (по московскому времени) в районе Тайлаковского месторождения в Тюменской области произошла жёсткая посадка вертолёта Ми-26Т (бортовой номер RA-06121) ОАО «Нефтеюганский объединённый авиаотряд» входящей в состав «ЮТэйр»[33][34], при этом вертолёт не долетев около 30 метров до посадочной площадки, опрокинулся на борт и загорелся. Из 6 членов экипажа находившихся на борту бортоператор Ерошкин Игорь Сергеевич скончался, остальные получили травмы различной тяжести[35].
  • 4 июля 2012 года
    в 4 км от аэропорта Ленск в Якутии после взлёта совершил вынужденную посадку вертолёт авиа Eurocopter AS-350, после чего, в результате жёсткого приземления вертолёт загорелся. На месте катастрофы обнаружены тела трёх человек, на борту находились четверо.[36]
  • 9 марта 2013 года
    в Конго во время рейса Шабунда-Букаву потерпел катастрофу зафрахтованный ООН вертолёт авиа Ми-8АМТ (бортовой номер RA-22472), на борту находилось 4 человека. Вертолёт обнаружен в труднодоступной местности на высоте 2700 метров разрушенным и частично сгоревшим. Все четыре члена экипажа находившихся на борту вертолёта погибли.[37]
  • 26 августа 2014 года
    в Южном Судане в 3 км от аэродрома города Бентиу вертолёт Ми-8АМТ зафрахтованный ООН, выполняющий грузовой рейс, потерпел катастрофу (вероятно был сбит огнём с земли); — из четырёх членов экипажа один, второй пилот, выжил.[38]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: